У Олега Тони, возможно, есть недвижимость за границей
Заместитель генерального директора РЖД Олег Тони – человек, как говорится, непростой и интересной судьбы. Он смог из простых мастеров пробиться в топ-менеджмент крупнейшей железнодорожной компании России. В перипетиях его биографии разбирался «ФедералПресс».
Обычная жизнь
Трудовые заместителей директоров мало известны. Особенно это касается Олега Тони, возглавляющего центр по развитию Центрального и Санкт-Петербургского транспортных узлов – наиболее важных не только в системе РЖД, но и масштабах всей страны, ведь через них проходят основные пассажирские и грузовые потоки.
Его биография, казалось бы, ничем не отличается от жизненных путей топ-менеджеров многих крупных компаний. Олег Тони закончил Воронежский инженерно-строительный институт, работал мастером Стройтреста Воронежа, потом прорабом, начальником участка и начальником производственного отдела в Ленинградском производственном строительно-монтажном объединении, техническим директором Строительного управления №228, генеральным директором Балтийской строительной компании.
В 2004 году он становится первым заместителем начальника департамента капитального строительства РЖД и делает в структуре железнодорожной монополии отличную карьеру. С 2005 года Олег Тони – член правления РЖД, в 2006 году получает пост вице-президента, в 2017 году – заместителя генерального директора. В 2019 году его назначают начальником Центра по развитию Центрального и Санкт-Петербургского транспортных узлов.
Собственно и все. Нет, про него иногда пишут в прессе, скажем, в марте прошлого года стало известно, что Олег Тони вместе с мэром Москвы Сергеем Собянином и губернатором Московской области Андреем Воробьевым принял участие в открытии двух новых платформ на Московской железной дороге. В целом же Олег Тони находится в тени его шефа.
Разнообразие активов
Тем не менее, кое-что выяснить про Олега Тони все же удалось. Оказалось, что он не только входит в топ-менеджмент РЖД, но был совладельцем ряда интересных активов. Например, согласно «СПАРК-Интерфакс», в 2001 году ему принадлежало 15 % уставного капитала Завода корпусов в Нижегородской области.
Для тех кто не знает: это предприятие выпускает корпуса для бронетранспортеров и бронеавтомобилей, имея таким образом важное значение для отечественного оборонно-промышленного комплекса. В 2001 году чистая прибыль Завода корпусов составила приблизительно 22,5 млн рублей и если она была целиком потрачена на дивиденды, то Олег Тони мог получить порядка 3,4 млн рублей.
Помимо оборонно-промышленного комплекса его явно привлекало строительство, недаром Олегу Тони принадлежала половина уставного капитала фирмы «Балма-Инжиниринг», занимавшейся созданием архитектурных объектов. Правда, она до наших дней не дожила и особо прибыльной не была. Так что вряд ли Олег Тони на ней серьезно заработал.
Олег Тони был совладельцем еще нескольких компаний. Среди них – «Ютлэнд Сервис», «Евротранс» и «Русь-Импорт-Комплект», арендующие и управляющие недвижимостью (все они вполне рентабельны). С 2009 по 2016 год он был в составе акционеров «Трансстройбанка».
Также Олег Тони является членом совета директоров «РЖДстроя» – «дочки» РЖД, осуществляющей транспортное и промышленно-гражданское строительство. Как раз сейчас управление капитального строительства Пермского края взыскивает с «РЖДстроя» более 1 млрд рублей за срыв сроков работ по строительству зоопарка в Перми (цитируется Regnum).
«Подобная практика применяется, чтобы РЖД имела полный контроль над «РЖДстроем» и осуществляла с ней согласованную деятельность. Если исключить варианты противоправных действий, когда подобные ситуации используются для создания неконкурентной среды и возможности закупать что-то или производить работы не по рыночным, а по завышенным ценам, единый контроль позволяет не тратить время силы и время на излишние согласования деталей, которые заказчику и подрядчику и так хорошо известны: ведь и тот и другой происходят из одной структуры, давно и тесно сотрудничают, имеют уже «обкатанные» наработки и процедуры. Они знают, что хотят, они знают как наиболее эффективно согласовать свою деятельность. То есть фактически один и тот же человек участвует в контроле за деятельностью и заказчика и подрядчика», – прокомментировал Алексей Коренев, аналитик «Финам».
«Скромное» имущество
В отличие от должностей Олега Тони официальной информации о недвижимости вообще нет в открытом доступе. Судя по «СПАРК-Интерфакс», он – соучредитель товарищества собственников жилья «16 линия, 37» в Санкт-Петербурге.
Между тем, есть основания полагать, что у него все-таки имеется имущество за границей. По информации интернет-издания «Важные истории», в 2003 году фирма Tagot Marketing (зарегистрирована на Британских Виргинских островах), директором которой была жена Олега Тони Ирина, купила замок Монтапо недалеко от Парижа (его стоимость оценивается в 3 млн евро) и большую квартиру в столице Франции.
В том же году, пишут «Важные истории», через другую компанию Trevisiani Services, управляемую опять-таки Ириной Тони была куплен вилла на Лазурном берегу, оцененная в аналогичную замку Монтапо сумму, в следующем году – небольшой дом.
Францией дело не ограничилось. С 2010 по 2018 годы семья Олега Тони приобрела два дома с земельными участками, четыре квартиры, виллу в Испаниии. Еще она инвестировала в коммерческие активы, купив с 2012 по 2013 года за 24 млн евро доли в отелях в Германии и Нидерландах и торговом центре в Италии. В настоящее время ими владеет UFG Global Commercial & Hospitality Real Estate Fund, где трудится сын Олега Тони Сергей.
Однако насколько данная информация соответствует действительности – неизвестно. Официального подтверждения данных обстоятельств «Важные истории» не представляют. Официальные документы, подтверждающие изложенные обстоятельства, нами также не найдены
В тоже время есть любопытная вещь: в круг контрагентов РЖД входит компания «Трансюжстрой», получившая в 2009 году без всякого конкурса подряд на подготовительные работы для прокладки совмещенной железной и автомобильной дороги между Сочи и Красной Поляной стоимостью 29 млрд рублей и победившая в конкурсе на строительстве ее участка на 13 млрд рублей (про это писал Forbes в 2016 году). В 2014 года «Трансюжстрой» выиграл тендер РЖД на строительство части Восточного полигона, предложив выполнить необходимые работы за 62 млрд рублей (об этом сообщал «Гудок» в 2014 году).
Непосредственно сам «Трансюжстрой» принадлежит Анатолию Антипову, бывшему деловому партнеру Олега Тони. Доходы у «Трансюжстроя» внушительные: по информации «СПАРК-Интерфакс» в 2019 году его выручка равнялась 3,2 млрд рублей, чистая прибыль – 4,6 млрд рублей.
Наследник топ-менеджера РЖД владеет в Европе недвижимостью на €50 млн и управляет активами еще на €40 млн
В конце 2020 года журналисты французской газеты Le Monde, Центра по изучению коррупции и оргпреступности (OCCRP) и «Важных историй» получили доступ к документам о реальных собственниках всех компаний, зарегистрированных в Люксембурге. Среди них нашлось больше тысячи россиян, в том числе бывших и нынешних сотрудников госкомпаний. Богатые российские семьи годами использовали люксембургские компании, чтобы экономить на налогах при покупке дорогой европейской недвижимости и сохранять при этом анонимность.
Граждане России скупили немало элитной недвижимости по всему миру, но благодаря люксембургским файлам мы нашли особо выдающегося рантье. Этот человек, которому недавно исполнилось 33 года, владеет старинным замком во Франции, квартирой в Париже между Лувром и Триумфальной аркой; двумя виллами на Лазурном берегу, жильем в самом дорогом районе Лондона, поместьем в Праге, двумя домами, тремя квартирами и землей в курортной провинции Аликанте в Испании и даже железнодорожным депо в Германии.
Общая стоимость активов, которыми этот рантье владеет через люксембургские компании, составляет больше 50 миллионов евро. Помимо этого, «Важные истории» нашли недвижимость еще на 40 миллионов евро, принадлежащую инвестиционному фонду, который с ним связан. Состоятельного россиянина зовут Сергей Тони. Он никогда не занимался бизнесом в России. Но он — сын топ-менеджера российской государственной монополии «Российские железные дороги» (РЖД) Олега Тони. Возможно, этим и объясняется его сказочное богатство.
«Важные истории» изучили отчеты более десятка компаний из Люксембурга, Франции, Италии, Испании, Нидерландов и Германии, чтобы оценить масштаб зарубежных владений семьи Тони и понять, откуда у простого советского строителя, сделавшего карьеру в госкомпании, взялись деньги на их покупку.
РЖД, коррупция и конфликт интересов
Заместитель директора государственной компании РЖД Олег Тони родился и вырос в Воронеже. Как говорится на его личном сайте, он начал трудиться еще в студенческие годы и в 1986 году уже был мастером строительно-монтажного управления Воронежского Стройтреста. Потом переехал работать в Санкт-Петербург и «решительно двигался по карьерной лестнице»: сначала в частных компаниях, а потом в государственной — РЖД. Он работает на различных руководящих позициях в госмонополии уже больше 15 лет и не потерял должность замгендиректора даже после отставки многолетнего главы РЖД, близкого друга президента Путина Владимира Якунина.
Российские и мировые СМИ сделали немало расследований о том, как расходовались средства железнодорожной госкомпании. В 2014 году международное агентство Reuters обнаружило, что строительные контракты на десятки миллиардов рублей доставались фирмам, связанным с бывшим советником и товарищем Владимира Якунина Андреем Крапивиным (он умер в 2015 году, а его холдинг унаследовал сын Алексей). Связанные с Крапивиным подрядчики затем перечисляли полученные от РЖД средства фирмам-однодневкам, зарегистрированным на подставных людей. Впоследствии, как писало Reuters, эти деньги выводились за границу.
«Новая газета» и OCCRP в 2016 году писали, как сын Андрея Крапивина Алексей получал миллионы долларов, выступая посредником в сделках между РЖД и международным машиностроительным гигантом Bombardier Inc. Впоследствии эта публикация привела к возбуждению уголовного дела о взятках в Швеции.
Олег Тони пришел на работу в РЖД в марте 2004 года. С тогдашним руководителем Владимиром Якуниным его, видимо, связывали теплые отношения: когда в 2008 году Тони выпустил книгу «Золотое сечение: размышления о судьбах современной России», глава РЖД написал к ней предисловие. Якунин даже как-то посвятил своему заместителю пост в «Живом журнале» (блог Якунина сейчас удален, но пост сохранился в перепечатке. — Прим. ред.).
«Он был ключевым руководителем, организовавшим работу по строительству всех олимпийских объектов ОАО „РЖД“ в Сочи. По сути, за 5 лет на пустом месте запроектировать и построить то, что мы построили — мало кому по плечу. У нас не было времени на раскачку, и очень важно, что во главе всего этого стоял человек, который руководил процессом, понимая проблему не только с организационной, но и с инженерной точки зрения, — писал Якунин. — За вклад в подготовку к Олимпийским играм в Сочи Президент России наградил Олега Тони орденом Александра Невского. Человек такую стройку осилил и его по достоинству оценили!»
Одним из ключевых подрядчиков РЖД при строительстве объектов в Сочи, которыми так гордится Якунин, стала компания «Трансюжстрой». На тот момент компания принадлежала Анатолию Антипову и Александру Шевелеву. Это бизнес-партнеры Олега Тони. До того как он занял пост вице-президента РЖД, они вместе владели долями в нескольких компаниях. По подсчетам Forbes, бывшие партнеры Тони были одними из крупнейших подрядчиков РЖД за все 13 лет, что госкомпанией управлял Якунин, а Тони трудился там вице-президентом. Олег Тони не ответил на вопрос «Важных историй», видит ли он в этом конфликт интересов, и если да, то был ли конфликт урегулирован.
Замдиректора РЖД не должен публично отчитываться о своих доходах. Но каждый год госкомпания публикует сведения о том, сколько в совокупности получают члены правления. По нашим оценкам, Тони может получать в РЖД около 50 миллионов рублей в год. Но даже при таких годовых доходах трудно объяснить, откуда у его семьи недвижимость в Европе на 50 миллионов долларов.
Франция
Дворцы и виллы начали появляться у семьи Тони в 2003–2004 годах, почти в то же время, когда Тони-старший только вышел на работу в РЖД. В 2003 году зарегистрированная на Британских Виргинских островах компания Tagot Marketing Corp приобрела старинный особняк Шато-де-Монтапо во Франции. Директором офшорной фирмы-покупателя была жена Тони-старшего Ирина.
Расположенный недалеко от Парижа двухэтажный замок в неоготическом стиле с просторной мансардой был построен в 1850 году, его общая площадь — 900 квадратных метров. На первом этаже особняка — кабинет с камином, столовая, бильярдная и две гостиные; по массивной дубовой лестнице можно подняться на верхние этажи, где находятся еще 19 спален. В 2003 году независимый эксперт оценил эту недвижимость в три миллиона евро. Сейчас отреставрированное и отремонтированное шато принадлежит Сергею Тони.
Особняк Шато-де-Монтапо под Парижем (Франция)
Дом на улице Фобур Сент-Оноре в Париже (Франция)
Спустя пару месяцев во владении семьи (и снова через офшор — Trevisiani Services Corp, которым руководила Ирина Тони) появилась вилла на Лазурном берегу в городке Ле-Канне в гористой местности к северу от Канн. Двухэтажная вилла вмещает в себя гостиную и кухонную зоны с выходом в зимний сад, сауну, бильярдную, три спальни. Когда семья Тони приобрела эту виллу, эксперт оценил ее в три миллиона евро.
В 2004 году Тони приобрели в Ле-Канне еще один небольшой — всего 108 квадратных метров — дом стоимостью 300 тысяч евро.
Получается, что в 2003–2004 годах семья Тони потратила на покупку имущества за границей около семи миллионов евро.
Две виллы в Ле-Канне в пригороде Канн (Франция)
До прихода в госмонополию Олег Тони был партнером в крупной строительной корпорации «Балтийская строительная компания» (БСК). В его биографии говорится, что он продал свою долю в БСК перед тем, как прийти на работу в РЖД. Спустя почти 15 лет трудно оценить, сколько могла стоить вся БСК, но долю Тони в чистых активах компании можно приблизительно оценить в 85 миллионов рублей (около трех миллионов евро) — значительно меньше, чем стоимость французской недвижимости, которую он приобрел.
БСК — это не одно юридическое лицо, а много отдельных компаний. Олег Тони имел разные доли в разные годы в четырех юридических лицах ООО «БСК-59», «БСК-55», «БСК-ЮГ» и АО «БСК Москва». Чтобы получить ориентировочную стоимость его доли, мы взяли бухгалтерские отчеты этих компаний за год, предшествующий тому, когда Олег Тони продал свои доли. Мы посчитали стоимость чистых активов каждой компании (то есть вычли из активов обязательства). И умножили сумму чистых активов на долю Олега Тони для каждого юридического лица. Это один из принятых методов оценки компании, хотя он показывает только приблизительную стоимость фирмы.
В 2006 году офшоры семьи Тони перевели приобретенную недвижимость на баланс люксембургской компании, конечный собственник которой в настоящий момент — Сергей Тони. Содержание всей этой недвижимости стоит миллионы евро. Судя по отчетности люксембургской компании, деньги на эти цели поступали в виде займов, но не от банков, а от неназванных фирм, собственники которых неизвестны.
Замки, виллы и квартира в Париже — только маленькая часть обширной империи Тони.
Испания, Германия, Нидерланды, Италия
Следующей страной, в которой семья Тони принялась скупать недвижимость, стала Испания. Для этого была создана еще одна компания в Люксембурге. С 2010 по 2018 год эта компания приобрела виллу, четыре квартиры и два дома с землей в провинции Аликанте — общей стоимостью 5,1 миллиона евро. На ту же компанию оформлена долгосрочная аренда места в испанском порту Марина-де-Дения. Вся эта недвижимость, судя по отчетности компании, не приносит семье Тони дохода — только убытки, которые покрываются кредитами из неназванных в отчетности источников под 1 % годовых, что даже для Европы — низкая ставка.
Семья Тони вкладывается и в коммерческую недвижимость. Под эти цели была создана еще одна отдельная компания в Люксембурге. С 2012 по 2013 год она приобрела активы на общую сумму 24 миллиона евро. Среди них:
— отель Courtyard by Marriott Seestern в Дюссельдорфе, Германия (доля Тони — 50%);
— отель Crowne Plaza в Маастрихте, Нидерланды (доля — 50%);
— торговый центр Porte di Moncalieri недалеко от Турина, Италия (доля 100%).
Сейчас эти объекты принадлежат инвестиционному фонду UFG Global Commercial & Hospitality Real Estate Fund под управлением «Объединенной финансовой группы» (это крупная инвестиционная компания, которая, в частности, управляла активами премьер-министра Михаила Мишустина). С 2014 по 2018 годы этот инвестфонд приобрел недвижимость в общей сложности на 40 миллионов евро: помимо двух отелей и торгового центра в Италии, он купил еще одну гостиницу в Дюссельдорфе и два коммерческих центра в Москве (общая сумма активов фонда — 100 миллионов евро). Почти все эти объекты когда-то принадлежали семье Тони.
В собственности фонда в 2018 году было шесть объектов недвижимости: три из них — это упомянутые выше отели и торговый центр в Турине, которые принадлежали люксембургской компании Сергея Тони. А также еще отель в Дюссельдорфе, вернее, доля в британском партнерстве с ограниченной ответственностью (LLP), на которое он был записан. Сейчас эта британская компания указывает в качестве одного из контролирующих акционеров Марию Читипаховян (семья Читипаховян — давние партнеры Тони-старшего. До 2008 года директором в этой компании была Trevisiani Services — та самая, что приобретала в 2003 году французскую недвижимость, а ее директором числилась Ирина Тони.
Помимо этого, в собственности инвестиционного фонда — российская компания «Русь-импорт-комплект». На нее записано офисное здание в Москве на улице Новолесная, 2. До того, как перейти в собственность фонда, эта компания принадлежала Олегу Тони. «Важные истории» не нашли связи последнего объекта недвижимости — коммерческого центра в самом Люксембурге — с семьей Тони.
Сергей Тони сегодня занимает должность одного из директоров UFG Global Commercial & Hospitality Real Estate Fund.
Между Лондоном и Монако
Все это, вероятно, — только часть бизнес-империи Тони-младшего. Документы из «Панамского архива», крупнейшей утечки данных из панамского регистрационного агента Mossack Fonseca, показывают, что по крайней мере с 2013 года, то есть с 26-летнего возраста, он владел компанией, зарегистрированной на Британских Виргинских островах. При ее регистрации Тони указывал свой адрес в Монако. В 2018 году на эту компанию была записана квартира в Найтсбридже (Knightsbrigde), одном из самых престижных районов Лондона.
Судя по соцсетям, семья Сергея Тони сейчас живет между Лондоном и Монако. Жена Тони-младшего — дочь бывшего посла Азербайджана в Лондоне Ханушка Тони, в девичестве Ибрагимова. Вместе супруги управляют британской компанией, которая занимается недвижимостью — тоже в Лондоне и Монако. Ханушка Тони как директор вложила в фирму почти два миллиона фунтов. Правда, пока эта компания не приносит прибыли. Кроме того, жена Тони вместе со своей матерью открыла в Лондоне магазин дизайнерских сумок. Впрочем, и магазин пока приносит одни убытки.
Сергей Тони с женой Ханушкой
Это не мешает семье Тони вести роскошный образ жизни. Например, если верить инстаграму, на день рождения в 2016 году Ханушка получила автомобиль люксовой британской марки Aston Martin, она носит наряды от премиум-брендов Fendi, GUCCI и Dolce & Gabbana, а хобби девушки, по ее собственному признанию, — «писать, есть в разных примечательных местечках Лондона и организовывать одежду в своем гардеробе по цветам и по времени года».
«Важные истории» отправили Сергею Тони вопрос о происхождении его средств в фейсбук, но к настоящему моменту не получили ответа. Его отец Олег Тони не ответил на вопросы, переданные через пресс-службу РЖД.
Олег Тони
Биография Тони Олега
Образование
Олег Тони получил высшее образование в родном городе. В 1988 году он с отличием окончил Воронежский инженерно-строительный институт по специальности «инженер-строитель». Многие выпускники вуза смогли добиться успеха в строительной сфере и занять руководящие должности в крупных компаниях. В 2015 году Ученый совет присвоил Олегу Тони звание «Почетного профессора». Спустя год институт был объединен с Воронежским государственным техническим университетом.
Начало трудового пути
Работать Олег Тони начал в 22 года. Еще в период обучения в вузе он устроился в Воронежский Стройтрест на должность мастера строительно-монтажного управления. Молодой специалист хорошо проявил себя, поэтому вскоре его позвали работать в Санкт-Петербург. После переезда его карьера стремительно пошла вверх. В Строительном управлении Ленинградского производственного строительно-монтажного объединения он вырос до начальника производственного отдела. Через некоторое время Тони Олег Вильямсович стал техническим директором Строительного управления №228.
Работа в ЗАО «БСК»
Следующий этап профессиональной деятельности Тони Олега Вильямсовича связан с ЗАО «Балтийская строительная компания». В 2002 году он увеличил свою акционерную долю и стал генеральным директором. Под его управлением компания купила долю ОАО «Завод корпусов», которое специализируется на выпуске металлических конструкций, и выросла в несколько раз, что позволило ей выйти на столичный рынок и получить подряды на строительство крупных объектов в Москве и Санкт-Петербурге.
Тони Олег инвестировал в дочерние предприятия, открывал новые филиалы в регионах, вместе с партнерами основывал компании, специализирующиеся на возведении зданий и сооружений гражданского назначения. Бизнес быстро расширялся за счет региональных подразделений. К 2004 году их насчитывалось около ста, а численность штата составляла более 30 тысяч сотрудников. Компания работала в пяти направлениях — БСК-Москва, БСК-Санкт-Петербург, БСК-Юг, БСК-Восток и БСК-ПГС. Каждый год она строила более 2000 км железных дорог и сдавала 70 000 кв. м жилья.
Под управлением Тони Олега Вильямсовича ЗАО «БСК» было построено несколько крупных объектов. К наиболее крупным относят Самарский и Ладожский железнодорожные вокзалы, стадион «Локомотив», здания Русской Православной Церкви, Центральную клиническую больницу им. Семашко.
Карьера в ОАО «РЖД»
В 2004 году Олег Тони приступил к работе в ОАО «Российские железные дороги», поэтому вышел из состава акционеров ЗАО «БСК». В марте его назначили первым заместителем начальника Департамента капитального строительства, а уже осенью он возглавил Департамент. В 2005 году вошел в состав членов правления ОАО «РЖД», а спустя 7 месяцев стал вице-президентом открытого акционерного общества.
За долгие годы работы в ОАО «РЖД» Тони Олег зарекомендовал себя как грамотный и эффективный управленец. В 2017 году он стал заместителем гендиректора, а в 2019 году возглавил Центр по развитию Центрального и Санкт-Петербургского транспортных узлов — подразделение ОАО «РЖД».
Достижения и награды
Тони Олег Вильямсович занимается не только профессиональной, но и общественной деятельностью. Он внес неоценимый вклад в развитие сотрудничества АО «РЖДстрой» и ВГТУ. В вузе была создана кафедра «Проектирование и строительство линейных объектов». Теперь обучающиеся могут проходить производственную практику на объектах ОАО «РЖД».
Олегу Тони присвоены знак «Почетного железнодорожника», Орден Преподобного Сергия Радонежского II степени и другие награды.
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Руководство
Генеральный директор АО «Скоростные магистрали» Тони Олег Вильямсович
Тони Олег Вильямсович родился в 1964 году. Окончил Воронежский инженерно-строительный институт по специальности «инженер-строитель».
Трудовую деятельность начал в 1986 году — мастером строительно-монтажного управления Стройтреста г. Воронежа. Затем работал прорабом, начальником участка и начальником производственного отдела в Строительном управлении Ленинградского производственного строительно-монтажного объединения, техническим директором Строительного управления №228, генеральным директором ЗАО «Балтийская строительная компания №24» г. Санкт-Петербурга, генеральным директором ЗАО «Балтийская строительная компания» г. Москвы.
В марте 2004 года назначен первым заместителем начальника, а в сентябре этого года — начальником Департамента капитального строительства ОАО «РЖД».
С августа 2005 года — член Правления ОАО «РЖД».
В апреле 2006 года назначен вице-президентом ОАО «РЖД».
В ноябре 2017 года назначен заместителем генерального директора ОАО «РЖД».
В марте 2019 года назначен заместителем генерального директора ОАО «РЖД» — начальником Центра по развитию Центрального и Санкт-Петербургского транспортных узлов — структурного подразделения ОАО «РЖД».
С 1 июня 2021 года по совместительству генеральный директор АО «Скоростные магистрали».
Имеет государственные награды.