Общий вагон
Сегодня пассажирам железной дороги предоставляются все современные удобства на любой выбор. Так, все большую популярность приобретают «мягкие» вагоны, которые значительно отличаются от стандартных вагонов-купе рядом комфортабельных условий. В чем же заключаются отличия мягкого вагона от вагона-купе?
Вагон-купе традиционно состоит из девяти купе на четыре места, двух туалетов в задней и передней части вагона, оборудованных умывальниками, а также двухместного купе для проводников. В вагоне-купе можно перевезти тридцать шесть пассажиров, которым предоставляются жесткие или мягкие спальные полки (две нижние и две верхние), столик, лампы для чтения, плафон на потолке и зеркало на двери.
Уровень комфортабельности вагона-купе непосредственно зависит от типа поезда и года выпуска вагона.
В купе багаж размещается под нижними спальными полками или над проходом вагона, в специально предназначенной для этого нише. Основным преимуществом купейного вагона является запираемость четырехместного купе и сравнительно меньшее число пассажиров, по сравнению с плацкартным вагоном. На сегодняшний день некоторые поезда РЖД продают билеты только женщинам в женские купе – мужчинам такая услуга не предоставляется.
Мягкий купейный вагон, в отличие от стандартного купе, обладает большими размерами (в 1,5 или 2 раза). В нем находится два спальных места (диван, раскладывающийся в полутораспальную кровать и верхняя полка), а также откидной столик и кресло. Кроме этого, в каждом мягком купе находится вакуумный туалет, умывальник, пол с подогревом и даже душевая кабина. Пассажирам мягкого вагона предоставляется полный гигиенический набор, в который входят абсолютно все необходимые туалетные принадлежности.
В некоторых вагонах класса «мягкий» находится сейф, в который пассажиры могут поместить свои ценные вещи.
Также мягкие вагоны оборудованы кондиционером, телевизором, радио и DVD-проигрывателем. При желании пассажир может вызвать проводника, нажав на кнопку вызова. Помимо этого, для пассажиров предусмотрен ассортимент спиртных напитков, горячий ужин или завтрак. Стоимость алкоголя при этом включена в цену билета. Еще одним отличием мягкого вагона от вагона-купе является отсутствие случайных попутчиков, поскольку он продается исключительно целиком. Путешествовать в мягких вагонах можно как в одиночестве, так и парой. Ребенок возрастом до десяти лет в вагоне класса «мягкий» может ехать совершенно бесплатно. В некоторых поездах предлагается выкуп мягкого вагона как целиком, так и в качестве одного пассажирского места.
Таким образом, мягкий вагон существенно отличается от стандартного купе уровнем комфорта и возможностью путешествовать в приятном одиночестве.
Чем отличаются вагоны в поезде
В России существует несколько типов пассажирских вагонов, которые отличаются друг от друга по количеству предусмотренных в них мест и степени комфортности. Также имеется существенная разница в стоимости проезда в том или ином вагоне даже в составе одного поезда.
Сидячий вагон оборудован местами только для сидения пассажиров. Места могут быть как жесткими, так и мягкими, напоминающими сидения в самолете. В отличие от вагонов в электричке, в сидячем вагоне предусмотрено два туалета, расположенных рядом с тамбурами. Также в нем есть купе, предназначенное для проводников. Вагоны данного типа по уровню комфортности и количеству мест подразделяются на три класса: эконом-класс (от 63 до 68 мест), бизнес-класс (43 места) и вагоны первого класса (10 мест).
Плацкартный вагон состоит из 9 отсеков купейного типа не отгороженных от общего коридора. Отсеки оборудованы раскладными столиками и 6 полками, по три с каждой стороны. Четыре полки (нижняя и средняя) предназначены для пассажиров, а две верхних используются для провоза багажа. Кроме того, дополнительное пространство для сумок есть под нижними полками. Напротив каждого отсека находятся боковые места. Всего в плацкартном вагоне 54 спальных места, 36 из которых находятся в отсеках, 18 – сбоку по ходу следования поезда.
По внешнему виду общий вагон ничем не отличается от плацкартного, но в нем не предусмотрены спальные места, верхние полки используются только для хранения багажа, на нижних размещаются пассажиры, по три человека на каждой полке.
Каждое купе в вагоне отгорожено от коридора дверью и рассчитано на четыре пассажира. Оно оборудовано четырьмя полками для сна, столиком, потолочной лампой, ночником для чтения, который вмонтированы в стены рядом с каждой полкой. Для хранения вещей есть свободное пространство под нижними полками и ниша над дверью. С внутренней стороны двери купе есть зеркало.
Как и большинство вагонов, предназначенных для проезда пассажиров из одного города в другой, в купейном вагоне есть два туалета с умывальниками и водонагревателям. Также в начале вагона есть двухместное купе для проводников.
Данный тип вагонов отличается повышенной комфортностью. Он также состоит из девяти отдельных отсеков, однако в каждом отсеке имеется лишь два спальных места. Все полки в купе мягкие и имеют мягкую спинку. Помимо ламп для чтения, плафона на потолке и столика, в купе часто стоят телевизоры, либо другая техника. Туалеты в подобных вагонах отвечают всем современным требованиям: на умывальниках стоит смеситель, а стульчаки имеют гигиеническую пленку.
В вагоне этого класса всего четыре купе, каждое из которых рассчитано на одного или двух пассажиров. Купе могут отличаться обстановкой и планировкой. В большинстве из них стоит двуспальная кровать, шкаф, телевизор и есть душевая кабина.
Поезда «Сапсан»
Все вагоны кондиционируются.
Сидячий вагон
Сидячие вагоны (категория С) оборудованы индивидуальными креслами. При этом условия, удобство, компоновка вагона могут существенно различаться, поскольку к этой категории относятся и «Сапсаны», и межобластные дешёвые вагоны. В последних всё чаще стараются создать максимально комфортные условия: откидные столики, розетка под каждым креслом и др.
Плацкартные вагоны
Это вагоны с местами для лежания, 52 или 54 полки на вагон. Обычно обозначаются как 3 класс.
Классы вагонов поездов
При покупке билета на поезд через интернет вы можете заметить, что каждый вагон относится к какому-либо классу. Сокращённо они обозначаются как 2К, 2Л, 1С, 3Э и т.п. Суть обозначения — показать пассажиру тип вагона (плацкарт, купе, люкс и т.п.) и примерный список услуг, которые должны быть в нём предусмотрены.
Детали зависят от перевозчика — каждый из них подразумевает под классом вагона свои нюансы. Большинство российских поездов формируются «Федеральной пассажирской компанией» (ОАО «ФПК»), к тому же в общем и целом принципы совпадают. Поэтому ниже маркировка вагонов пояснена по нормам ФПК с отдельными дополнениями от других перевозчиков.
Поезда «Стриж»
Во всех вагонах есть кондиционер и питьевая вода (бесплатно). Работают биотуалеты, видеомониторы, поезд сопровождает охрана. Во всех вагонах есть индивидуальные розетки — под креслами или в купе
Это также вагоны 1 класса, но более комфортные, чем вагоны класса люкс. Двухместные купе, 8–12 мест на вагон.
Люкс (СВ)
Это вагоны с 2-местными купе. Мягкие полки для лежания, в вагоне от 16 до 20 мест. Бельё всегда входит в стоимость проезда, все вагоны кондиционируются. Маркируется как 1 класс.
Вагоны РИЦ
В международных поездах (Москва — Берлин, Москва — Париж и т.п.) могут быть вагоны принципиально другой компоновки — вагоны габарита РИЦ. Они разделены на купе, каждое из которых может быть двухместным или трёхместным.
Информация носит справочный характер. При необходимости уточните её у перевозчика.
Вагон разделён на закрытые купе по 4 полки в каждом. Всего в вагоне от 32 до 40 мест. Маркируется как 2 класс. В стоимость билета в купе всегда включено постельное бельё.