Прибытие поездов строго по расписанию, безопасность пассажиров в пути и на ЖД-станциях, сохранность перевозимых грузов — все это результат слаженной работы машинистов, диспетчеров, обслуживающего персонала. Такая согласованная работа невозможна без стабильной радиосвязи на всем протяжении маршрута, и на железнодорожных станциях, и на перегонах между ними. Использование радиосвязи на ЖД-транспорте регламентируется ГОСТами и инструкциями, в них определяются типы железнодорожной радиосвязи, состав оборудования, частоты и другие ключевые параметры.
Системы железнодорожной радиосвязи могут отличаться по типу сигнала (цифровая или аналоговая), частотам, составу оборудования. Это зависит от того, на каких участках используется связь. Например, на участках скоростного движения поездов предписано организовывать цифровые радиосети стандартов TETRA или GSM-R. Для локальных участков проектируются аналоговые сети связи. Кратко опишем основные типы и требования к ним согласно нормативным документам.
Любую радиостанцию можно настроить на нужную частоту в ее рабочем диапазоне. Но не все частоты разрешены для свободного использования. Выход в эфир на запрещенных частотах может повлечь за собой крупный штраф и изъятие радиооборудования по суду. Поэтому каждый, кто покупает рацию, должен знать, какие частоты будут ему доступны сразу, а для каких понадобится лицензия. Кроме того, надо регистрировать радиооборудование, которое будет работать в запрещенных частотных диапазонах.
делит все частоты на три типа: гражданские, служебные и радиолюбительские. Первые доступны обычным гражданам для частной или корпоративной связи, вторые используются федеральными ведомствами и службами (Минобороны, МЧС, ФСБ, полиция и т. д.), а третьи выделены для связи между любителями. Закон разрешает использовать без регистрации три диапазона гражданских частот:
1. CB (Citizen Band). Сетка включает 40 (45) каналов, в России можно использовать диапазон 27 МГц. Это стандартный диапазон для автомобильной радиосвязи, в частности, для дальнобойщиков. Допустимая мощность передатчика — до 10 Вт.
2. LPD (Low Power Device). 433,075-434,775 МГц, Сетка 69 каналов. Максимальная мощность передачи — 0,01 Вт.
3. PMR (Private Mobile Radio). 446,000-446,200 МГц, 8 каналов. Мощность передатчика — максимум 0,5 Вт.
Запрещенные в РФ диапазоны частот
Радиолюбители могут свободно связываться друг с другом в двух диапазонах — VHF 144-146 МГц и UHF 430-440 МГц. Но при этом надо обязательно зарегистрировать радиостанцию и позывной в надзорном органе. Чем выше категория радиолюбителя, тем больше частот для него доступно и тем выше максимальная разрешенная мощность передатчика:
Служебные частоты уже закреплены за различными государственными службами и ведомствами, разрешение для их использования не требуется. Частные лица и компании не могут их использовать. Вот перечень некоторых служебных диапазонов. Приведенный список запрещенных частот, конечно, неполный и детальную информацию нужно получать у специалистов:
Станционная радиосвязь
Ремонтно-оперативная радиосвязь (РОРС)
Использование этого вида радиосвязи регламентируется распоряжением ОАО РЖД N 1564р. РОРС обеспечивает постоянный контакт между руководителями ремонтных работ, механиками, машинистами и диспетчерами. РОРС может быть трех типов:
Технологии связи для ЖД постоянно совершенствуются. Еще не так давно основным оборудованием были только аналоговые радиостанции, такие как РВ и РВС российского производства. Сегодня железнодорожники широко используют цифровые устройства последнего поколения. Самыми востребованными являются стационарные и портативные рации для РЖД Motorola и Hytera. Популярная цифро-аналоговая радиостанция для служб РЖД — Motorola DP2400 с диапазоном частот 136-174 МГц, мощностью 5 Вт. Типы радиосвязи, для которых подходит рация РЖД Motorola DP2400: станционная, поездная линейная аналогового типа, ремонтно-оперативная аналоговая. Для цифровых сетей TETRA можно рекомендовать портативные радиостанции Hytera PDC760 с частотами 350-470 МГц и с максимальной мощностью 4 Вт.
Отдельно следует сказать про антенны для ЖД-транспорта. Антенна крепится на крыше и заземляется на корпус локомотива. Мы рекомендуем надежные и недорогие железнодорожные антенны Радиал. Модели LA-433, LA-UHF, LA-CDMA, LA-446 – это низкопрофильные антенны в корпусе из ABS-пластика. Они работают в диапазоне UHF и их можно использовать в цифровых сетях радиосвязи стандарта TETRA. Излучатели Радиал LA-156, PA-450 – четвертьволновые петлевые вибраторы. Локомотивная антенна Радиал LA-156 работает в диапазоне 144-163 МГц и подходит для систем станционной и поездной линейной радиосвязи. Антенна PA-450 имеет диапазон 450-470 МГц и совместима с устройствами TETRA.
При установке радиооборудования в поезде учитывают, что напряжение бортовой сети превышает допустимое для радиостанции. Подключение осуществляют через преобразователь напряжения (блок питания). Советуем обратить внимание на блоки питания Vega, Optim, Astron, ЦИМУС.
Система поездной радиосвязи
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 марта 2017 года; проверки требуют 18 правок.
Поездная радиосвязь
Организуется согласно ГОСТ Р 54959-2012 “Поездная электросвязь”. Служит для переговоров машиниста с его помощником, с механиком, диспетчером, с дежурными на станциях, с машинистами других поездов, в первую очередь идущих впереди или позади по тому же маршруту, с дежурными на переездах и в депо. Для этого определены частоты 2,13 и 2,15 МГц, 160 МГц, 900 МГц (стандарт GSM-R), 460 МГц (стандарт TETRA). Поездная радиосвязь осуществляется в симплексном или дуплексном режиме и может быть двух типов: