Уже более 150 лет, с перерывами на Первую и Вторую мировые войны, наиболее развитые страны мира проводят выставки своих экономических и культурных достижений.
Первая всемирная выставка, носившая название “Великая выставка промышленных работ всех народов”, открылась 1 мая 1851 года в Лондоне. Специально для ее проведения в Гайд-парке построили Хрустальный дворец — выставочный зал из стекла и железа, в семь раз превышавший по площади собор Святого Павла. Выставку посетили 6 млн человек. Страны-участницы представили 13 тыс. экспонатов, среди которых были локомотивы, сельскохозяйственные машины, паровые двигатели для океанских судов.
С тех пор выставки отметились многими выдающимися достижениями науки и техники. В 1862 году в Лондоне была представлена первая швейная машинка. В 1876 году в Филадельфии публика увидела телефон Александра Белла, печатную машинку Remington и кетчуп Heinz. В 1878 году в Париже Томас Эдисон начал популяризацию своих мегафона и фонографа. В 1893 году на выставке в Чикаго были продемонстрированы неоновые лампы. В 1900 году в Париже публика впервые увидела фильмы со звуком, а Рудольф Дизель продемонстрировал двигатель собственной конструкции. В 1939 году в Нью-Йорке были показаны цветная фотография и нейлон.
Само фирменное название “Экспо” впервые было использовано на всемирной выставке 1967 года в Монреале. Своеобразным фирменным знаком всемирных выставок стало создание передовых архитектурных и инфраструктурных объектов. Зачастую после окончания мероприятий они становились характерной частью городского ландшафта. Такова судьба Эйфелевой башни, построенной для выставки 1889 года и с тех пор ставшей главной туристической достопримечательностью страны. На память о выставке 1958 года в Брюсселе остался Атомиум — гигантская конструкция в виде кристаллической решетки железа. В настоящее время в ней расположены выставочные залы, игровая площадка и ресторан. После выставки 1962 года символом Сиэтла стала башня Space Needle, в которой находится обзорная площадка и ресторан.
К “Экспо-86” в Ванкувере была построена и до сих пор действует система легкого метро Skytrain. После выставки 1998 года в Лиссабоне остался парк и океанариум, ряд объектов “Экспо” были преобразованы в выставочные залы, торговый центр и казино.
В последние десятилетия внимание организаторов “Экспо” стало смещаться от демонстрации конкретных достижений в сторону глобальных вопросов. У выставок появилась своя тематика, например “человек и мир”, “экология”, “урбанизация”. В соответствии с этими темами страны-участницы создают свои экспозиции. Так, тема экспозиции 1998 года в Лиссабоне звучала “Океаны — наследство будущего”. “Экспо-2000” в Ганновере прошла под лозунгом “Человек, природа, технологии”. В 2005 году в Японии главной темой стала “Мудрость природы”, а в 2008 году в Испании — “Вода и сбалансированное развитие”.
С 1928 года организацию и проведение “Экспо” контролирует Международное бюро выставок (BIE) со штаб-квартирой в Париже. На сегодняшний день бюро различает два вида выставок — всемирные и международные/специализированные. Всемирные носят универсальный характер, проводятся раз в пять лет и длятся до шести месяцев. Специализированные проходят в перерыве между ними и более ограничены по масштабу и по времени. С 1851 года состоялось более 50 международных выставок. Чаще всего они проходили в США, Франции, Бельгии, Испании, Японии и Австралии. Последняя универсальная выставка прошла в 2010 году в Шанхае (Китай). Среди ее рекордов — 192 страны-участницы, 528 га территории и 73 млн посетителей. Последняя специализированная выставка, посвященная проблемам Мирового океана, прошла в 2012 году в южнокорейском портовом городе Йосу. За три месяца работы ее посетило 8 млн человек.
Слово ЭКСПО — сокращение от английского “exposition” — лаконичный, легко запоминающийся бренд всемирных выставок, родившихся в викторианской Англии более полутора столетий назад. ЭКСПО наших дней отличаются от экспозиций XIX столетия примерно как электромобиль от лондонского кэба на лошадиной тяге.
Больше хороших товаров
Принято считать, что идею проведения первой Всемирной выставки выдвинул принц Альберта, супруг британской королевы Виктории. Но на самом деле он лишь благословил инициативу снизу, выдвинутую сэром Генри Коулом. Тот, побывав на Парижской промышленной выставке 1849 года, обратил внимание на отсутствие участников из других стран и решил исправить это упущение.
В 1850 году была создана Королевская комиссия, а 1 мая 1851 года в лондонском Гайд-парке в специально построенном роскошном Хрустальном дворце открылась экспозиция со скромным названием “Великая выставка промышленных работ всех народов”. Названию не уступал и девиз экспозиции: “Пусть все народы работают совместно над великим делом совершенствования человечества”.
В число “всех народов” (в выставке участвовали 40 стран, было представлено 20 тыс. экспонатов) попала и Россия. Большую часть из 365 российских экспонатов составляли сырьевые товары (зерно, кожа, пенька, мука, меха и т. п.). Доставшиеся России три золотые медали были получены за ювелирные изделия — работы придворных ювелиров Каммере и Зефтигена, серебро фабрики Сазикова и малахитовые изделия, в том числе мебель, фабрики Демидовых.
За пять с половиной месяцев работы выставку посетило около 6 млн человек.
Проведение выставки финансировалось британскими промышленниками и торговцами, членами Королевского общества содействия искусствам, ремеслам и торговле. Прибыль организаторов составила £186 тыс. (примерно 12 млн современных фунтов в сопоставимых ценах). Эти деньги были вложены в покупку земли и создание музеев и других культурно-просветительских учреждений в лондонском районе Южный Кенсингтон.
Уже тогда, в 1851 году, в Лондоне были заложены некоторые традиции всемирных выставок. В частности, ряд зданий и сооружений, построенных для их проведения, был демонтирован по окончании экспозиции, часть же сохранилась. В списке сохранившихся немало выдающихся памятников архитектуры (см. справку “Их создали для ЭКСПО”).
В 1855 году Франция исправила ошибку, замеченную сэром Коулом, и провела свою Всемирную выставку — сельского хозяйства, промышленности и изящных искусств. К выставке по повелению императора Наполеона III была создана Официальная классификация вин Бордо, используемая до сих пор. Число посетителей составило чуть менее 6 млн человек. С коммерческой точки зрения мероприятие вышло провальным: расходы составили эквивалент $10 млн, доходы едва превысили $1 млн.
В 1862 и 1867 годах всемирные выставки прошли еще раз в Лондоне и Париже соответственно. Англичанам удалось заработать на своей выставке аж £670. Французы, чью выставку можно было назвать всемирной с некоторой натяжкой (в ней почти не участвовали другие страны, кроме Великобритании, а также английских и французских колоний), удалось привлечь рекордное число зрителей — около 10 млн человек. Расходы составили около $5,9 млн, доходы — около $2,8 млн, дефицит был погашен из казны государства и парижской мэрии.
В 1876 году Международная выставка искусств, промышленных изделий и продуктов почв и шахт состоялась по другую сторону Атлантики — в Филадельфии. На ней побывали 10 млн человек (каждый пятый житель Соединенных Штатов). Все было организовано с чисто американским размахом: около 200 павильонов было построено на территории, огороженной пятикилометровым забором. Деньги собирали за счет выпуска акций (удалось распространить менее 18% от числа выпущенных), свой вклад внесли город Филадельфия и штат Пенсильвания. Кредит в $1,5 млн из федеральной казны организаторы посчитали подарком и вернули его только по решению суда.
В 1879 году Всемирная выставка в Париже оказалась наконец финансово успешной.
Выставка в Нью-Орлеане в 1884 году не очень удалась, в связи с тем что казначей штата Луизиана Эдвард Бурке незадолго до ее закрытия уехал навсегда в Гондурас, прихватив с собой $1,77 млн — значимую часть выставочного бюджета.
После не очень заметной выставке в Антверпене (1885) следующей была выставка в Барселоне (1888), очень финансово успешная: прибыль составила эквивалент $1,74 млн, несмотря на малое по сравнению с предшествующими выставками число посетителей (около 2 млн человек).
Парижская (1889) выставка поставила рекорд по числу посетителей — 32 млн человек (прибыль составила 8 млн франков — более $1 млн в деньгах того времени).
На рубеже XIX-XX веков важную роль в экспозициях начинает играть электричество (так, в 1893 году в Чикаго посетители могли увидеть первую посудомоечную машину, в 1900 году в Париже — прокатиться на эскалаторе).
“Рабочий и колхозница” — самый известный в России национальный экспонат ЭКСПО, был представлен публике в Париже в 1937 году
Все изменила конвенция
Первая мировая война привела к длительному перерыву в проведении международных выставок: с 1914 по 1928 год включительно на европейском континенте не прошло ни одной.
Новый этап наступил после того, как в Париже 22 ноября 1928 года была подписана Конвенция о международных выставках (ратифицирована в 1930 году, дополнялась в 1948, 1966 и 1972 годах). Конвенция положила конец предвоенной анархии, когда организаторы не договаривались друг с другом о сроках и местах проведения. В итоге выставки проводились практически ежегодно (а порой и по две в год), их многократно принимали одни и те же страны, определение “всемирный” использовалось всеми желающими. Все это снижало значимость события. А значит — и зрительский интерес, и доходы организаторов.
Согласно Конвенции, всемирные выставки делились на общие (посвященные изделиям нескольких отраслей промышленности и организованные с целью демонстрации в целом успехов, достигнутых в определенной области) и специализированные. Общие выставки могут быть первой и второй категорий. На выставках первой категории (World Expo) страны-участницы обязаны строить национальные павильоны, участки для строительства предоставляются бесплатно. Промежуток между проведением этих выставок должен составлять 6 лет (в настоящее время — 5 лет), в одной и той же стране они могут проводиться не чаще одного раза в 15 лет.
Продолжительность всемирных выставок не должна превышать шести месяцев, срок может быть увеличен только в случае форс-мажорных обстоятельств. Приглашения другим странам направляются не ранее чем за три года до проведения всемирной выставки.
Заявка на проведение выставки должна быть зарегистрирована в специальной структуре — Международном бюро выставок (МБВ), единственной межправительственной организации, регулирующей выставочное дело.
Организаторы выставки не должны преследовать коммерческие цели, хорошим результатом считается обеспечение финансового равновесия.
Мирный атомиум
Парижская конвенция не всегда строго соблюдалась в отношении сроков (интервал между World Expo колебался от двух до десяти лет, нью-йоркская выставка 1964-1965 года не была санкционирована МБВ и продлилась год). Тем не менее стало ясно, какие из выставок — всемирные с большой буквы “В” (см. справку “Официально зарегистрированные МБВ всемирные выставки”).
Не сговариваясь, как страны-организаторы, так и страны-участницы стали использовать выставки для улучшения своего имиджа на международной арене. Бельгийская монархия в 1935 году хвасталась колониальными успехами в Конго. Парижская выставка 1937 года запомнилась двумя национальными павильонами, расположенными лицом друг к другу,— фашистской Германии и сталинского СССР. Да и главные награды достались представителям этих стран — архитекторам Альберту Шпееру и Борису Иофану.
Нью-йоркская выставка 1939 года показала, что США выбирается из Великой депрессии. На ней же родилась еще одна новая тенденция — не бессистемный показ новых технологий и изобретений, а фокус на одной главной теме, направленность в будущее и межкультурный диалог. Темой нью-йоркской выставки было “Построение будущего мира”.
Дефицит бюджета монреальской World Expo составил около $211 млн. После ганноверской выставки 2000 года правительство Германии и земли Нижняя Саксония погасили убытки в размере $1,2 млрд.
Советский Союз в свое время отказался от проведения Всемирной выставки (ее в итоге принял Монреаль). Возможно, Россия, впервые принявшая участие в подобном мероприятии еще 160 лет назад, когда-нибудь выступит и в качестве страны–организатора World Expo.
Их создали для ЭКСПО
Выставочные павильоны ЭКСПО — это, как правило, быстровозводимые конструкции, а выставленные в них экспозиции по окончании выставки возвращаются в свои музеи или просто отправляются в утиль. Однако несколько зданий и элементов экспозиций не только пережили ЭКСПО, для которых они были сделаны, но и сами стали туристическими достопримечательностями.
Здание Всемирной выставки (Мельбурн, 1880)
Памятник Христофору Колумбу (Барселона, 1888)
Эйфелева башня (1889, Париж)
Большой дворец на Елисейских полях (Париж, 1900)
Музей искусств Сент-Луиса (Сент-Луис, 1904)
Аквариум (Милан, 1906)
Дворец изящных искусств (Сан-Франциско, 1915)
Павильон Германии на Всемирной выставке (Барселона, 1929)
Картина Пабло Пикассо “Герника” (Париж, 1937, сейчас находится в Музее королевы Софии в Мадриде)
Скульптура “Рабочий и колхозница” (Париж, 1937, сейчас находится в Москве)
Атомиум (Брюссель, 1958)
Павильон СССР (Монреаль, 1967, сейчас находится на ВВЦ в Москве)
Китайские рекорды
ЭКСПО-2010 в Шанхае стала рекордной по количеству посетителей — 73 млн человек (до этого 40 лет держался рекорд выставки в Осаке — 64 млн человек). Число участников также было рекордным — 192 страны и 50 организаций.
англ.: EXPO, exposition
Словарь сокращений и аббревиатур.
.
.
Смотреть что такое “ЭКСПО” в других словарях
Уже более 150 лет наиболее развитые страны мира периодически собираются, чтобы похвастаться собственными достижениями и оценить успехи других. Эта традиция получила название всемирных выставок, или “Экспо”.
Первое подобное мероприятие, носившее название “Великая выставка промышленных работ всех народов”, состоялась в 1851 году в Лондоне. С тех пор его задачи не изменились: демонстрация достижений науки, промышленности, сельского хозяйства стран мира. На выставках показывают новые продукты питания, проходят премьеры музыкальных произведений, выставляют архитектурные проекты. В то же время “Экспо” носят не только развлекательный, но и коммерческий характер: они приносят прибыль организаторам и выводят на новые рынки различные изобретения. Начиная с 1851 года состоялось более 50 всемирных выставок. Чаще всего они проходили в США, Франции, Бельгии, Испании, Японии и Австралии.
За свою полуторавековую историю “Экспо” отметились многими выдающимися достижениями. Специально для выставки 1851 года в Лондоне построили Хрустальный дворец — здание из стекла и железа. К сожалению, передовое здание, в котором впервые в мире были открыты платные туалеты для публики, сгорело в 1936 году. В 1876 году в Филадельфии публика увидела телефон Александра Белла, печатную машинку Remington и кетчуп Heinz. В 1878 году в Париже Томас Эдисон начал популяризацию своих мегафона и фонографа. В Париже в 1889 году символом выставки стала построенная специально к открытию Эйфелева башня. После окончания выставки башню предлагалось разобрать. В 1893 году на выставке в Чикаго были продемонстрированы неоновые лампы и, по некоторым данным, краеугольные камни современного фастфуда: газированная вода и гамбургеры. В 1900 году в Париже публика впервые увидела фильмы со звуком, а Рудольф Дизель продемонстрировал двигатель собственной конструкции. В 1939 году в Нью-Йорке были показаны цветная фотография и нейлон.
Мировую известность получали и многие экспонаты СССР и России. В 1878 году в Париже была продемонстрирована свеча Яблочкова. Вскоре подобными лампами начали освещать большинство крупнейших городов мира. В 1900 году золотую медаль также в Париже получил железнодорожный мост через Енисей в Красноярске. В 1937 году в Париже был выставлен монумент “Рабочий и колхозница” авторства Веры Мухиной, который стал одним из символов Советского Союза. В 1967 году в Монреале павильон “Москва” стал самым посещаемым: его осмотрело более 12 млн человек. Впоследствии он был разобран и снова собран уже в Москве. В 1975 году СССР демонстрировал первую в мире крупномасштабную карту дна Мирового океана. В 2005 году в Нагое Россия продемонстрировала голову мамонта, которую японская ассоциация “Экспо-2005” совместно с правительством Японии назвала главным экспонатом выставки.
В последние десятилетия всемирные выставки стали переключаться с технологических вопросов на проблемы экологии и взаимодействия человека с природой. Тема экспозиции 1998 года в Лиссабоне звучала так: “Океаны — наследство будущего”. “Экспо-2000” в Ганновере прошло под лозунгом “Человек, природа, технологии”. В Японии в 2005 году главной темой стала “Мудрость природы”, а в 2008 году в Испании — “Вода и сбалансированное развитие”.
Тема выставки 2010 года в Шанхае — “Лучший город — лучшая жизнь”. Эта выставка стала крупнейшей за всю историю мероприятия: она занимает площадь 5,3 кв. км, на ее организацию потрачено около $60 млрд, в ней участвует 190 стран, а число посетителей за первый месяц работы перевалило за 17 млн человек.
Значение слова «Экспо»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: глиссада — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «экспо»
неизм., ж. (sition). Выставка (обычно с числом, обозначающим год). СМ-60. Но боюсь только. что по-прежнему нашими международными “Экспо” управляет чисто пропагандисткая идея – убедить мир, что мы хорошие, а не плохие. Неделя 1989 44 19. – Лекс. См-60: экспО.
Исторический словарь галлицизмов русского языка. – М.: Словарное издательство ЭТС http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm.
.
.
Всемирная выставка, также известная как фр. Exposition Universelle Internationale, фр. (Expo) или англ. , — интернациональная выставка, которая является символом индустриализации и открытой площадкой для демонстрации технических и технологических достижений.
Первая всемирная выставка была проведена в Гайд-парке в Лондоне по инициативе принца Альберта. Главной достопримечательностью выставки был Хрустальный дворец, возведённый Джозефом Пакстоном из железа и стекла.
Всемирные выставки (Год, место и символ)
Всемирная выставка-1889 в Париже
Главный вход выставочного павильона в Париже, 1900
1851 — Лондон, Англия — Хрустальный дворец (уничтожен пожаром в 1936 году)
1853 — Нью-Йорк, США
1853 — Дублин, сейчас Ирландия, тогда Соединенное Королевство
1855 — Париж, Франция — Exposition Universelle
1862 — Лондон, Англия
1867 — Париж, Франция
1873 — Вена, Австрия
1874 — Дублин, Ирландия
1876 — Филадельфия, Пенсильвания — Статуя Свободы
1878 — Париж, Франция
1884 — Новый Орлеан, Луизиана, США
1885 — Антверпен, Бельгия
1886 — Лондон, Англия
1886 — Мельбурн, Австралия
1888 — Глазго, Шотландия
1889 — Париж, Франция — Эйфелева башня
1893 — Чикаго, Иллинойс, США — World Columbian Exposition, Белый город и Колесо обозрения
1894 — Сан-Франциско, Калифорния, США
1895 — Атланта, Джорджия, США
1897 — Брюссель, Бельгия
1900 — Париж, Франция — Всемирная выставка (1900)
1901 — Буффало, Нью-Йорк (штат), США
1904 — Сент-Луис, Миссури, США
1905 — Льеж, Бельгия
1906 — Милан, Италия
1907 — Дублин, Ирландия
1907 — Хемптон Роудс, Вирджиния, США
1908 — Париж, Франция — Мост через Амур (возле г. Хабаровска)
1909 — Сиэтл, Вашингтон, США
1910 — Брюссель, Бельгия
1911 — Турин, Италия
1913 — Гент, Бельгия
1915 — Сан-Франциско, Калифорния, США
1915 — Сан-Диего, Калифорния, США
1922 — Рио-де-Жанейро, Бразилия
1924 — Уэмбли, Англия
1925 — Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств, Париж, Франция
1926 — Филадельфия, Пенсильвания, США
1929 — Барселона Испания и Севилья, Испания
1930 — Антверпен, Бельгия
1930 — Льеж, Бельгия
1931 — Париж, Франция
1933 — Чикаго, Иллинойс, США
1935 — Брюссель, Бельгия
1937 — Париж, Франция — Всемирная выставка (1937)
Стена советского павильона на Всемирной выставке-1939 в Нью-Йорке
1939 — Нью-Йорк, США — New York World’s Fair oder The World of Tomorrow Futurama Trylon Perisphere
1939 — Сан-Франциско, Калифорния, США — Golden Gate Exposition oder Golden Gate International Exposition
1958 — Брюссель, Бельгия — Атомиум
1962 — Сиэтл, Вашингтон, США — Century 21 Exposition Space Needle
1964 — Нью-Йорк, USA — 1964/1965 New York World’s Fair
1967 — Монреаль, Канада — Expo 67, Habitat
1968 — Сан-Антонио, Техас, USA — Hemisfair ’68
1970 — Осака, Япония — Expo ’70, der Turm der Sonne und das Mondgestein
1974 — Спокан, Вашингтон, USA — Expo ’74
1975 — Окинава, Япония
1982 — Ноксвиль, штат Теннесси, США — 1982 World’s Fair — Sunsphere
1984 — Новый Орлеан, Луизиана, США — 1984 Louisiana World Exposition
1985 — Цукуба, Япония
1986 — Ванкувер, Канада
1988 — Брисбен, Австралия
1992 — Севилья, Испания — Exposición Universal de Sevilla 1992, La Cartuja
1992 — Генуя, Италия
1993 — Тэджон, Южная Корея
1998 — Лиссабон, Португалия
2000 — Ганновер, Германия
2004 — Сена-Сен-Дени, Франция отменена
2005 — Нагакуте и Сето (город), Япония
2008 — Expo 2008, Сарагоса, Испания
2010 — Expo 2010, Шанхай, КНР
2012 — Йосу, Южная Корея
2015 — Милан, Италия
2017 или 2018
2020 — предварительно собираются выдвинуть заявки Хьюстон, Нью-Йорк, Сан-Франциско (все — США), Манила (Филиппины), Брисбен (Австралия), Красноярск (Россия)