МОСКОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
ФИЛИАЛ ОАО «РЖД»
Почтовый адрес Управления Московской ж.д. филиала ОАО «РЖД»
107996, Москва, ул. Краснопрудная 20
В пятницу в Московской дирекции управления движением отметили 20-летие Диспетчерского центра управления перевозками (ДЦУП). Лучшие его работники были отмечены наградами.
В торжественном мероприятии, посвящённом 20-летнему юбилею ДЦУПа, приняли участие начальник МЖД Михаил Глазков и председатель дорпрофжела на МЖД Дмитрий Шулянский, заместитель начальника Центральной дирекции управления движением Анатолий Кужеля, начальник Московской дирекции управления движением Владимир Французов, работники и ветераны центра. В начале встречи участникам продемонстрировали уникальный фильм об истории диспетчерского управления перевозками на сети дорог. Впервые диспетчерская связь на отечественных железных дорогах начала внедряться после Гражданской войны на участке Москва – Александров, который и тогда был одним из наиболее интенсивных в Московском регионе. В целом на дороге диспетчерское управление было внедрено в 1925–1934 годах. «Сегодня понятие организации движения и работы сети РЖД без диспетчеризации уже невозможно, – сказал начальник МЖД Михаил Глазков. – Диспетчеры столичной магистрали задают тон по многим направлениям. Это касается и высочайшей интенсивности движения, и скорости, и рекордных пассажиропотоков, и развития всего Центрального транспортного узла. За лучшими проектами в пассажирском движении – МЦК и МЦД – тоже стоит слаженная работа наших диспетчеров. Качество услуг, которые мы оказываем, не оставляет диспетчерам права на ошибку. Эффективная работа диспетчерского аппарата является одним из важнейших факторов, влияющих на привлечение пассажиров и грузов на железную дорогу, а МЖД сегодня выполняет 63% всех пассажирских перевозок на сети, находится в лидерах и по грузообороту, и по выгрузке». Московский ДЦУП был в пятёрке первых центров, сформированных в начале ХХI века на железных дорогах России, но сегодня по техническому оснащению уступает иным региональным диспетчерским центрам. «При поддержке Центральной дирекции управления движением наша задача – добиться включения в инвестпрограмму холдинга создания на МЖД нового диспетчерского центра, который не только будет отвечать всем современным техническим требованиям, но и станет образцом по части условий труда диспетчерского персонала. А это лучшая гарантия качества управления перевозочным процессом». Поздравляя коллектив диспетчерского центра с юбилеем, начальник Московской дирекции управления движением Владимир Французов отметил, что ДЦУП – сердце столичной магистрали. Среди актуальных задач центра, выделяющегося большими объёмами пассажирского движения и грузовой работы, он назвал внедрение новой технологии перевозочного процесса, переход на трёхминутный интервал движения на МЦК, организацию беспилотного движения поездов на Московском центральном кольце, развитие Центрального транспортного узла. «Залогом решения этих задач является наш коллектив единомышленников и профессионалов. Несмотря на то что за последние три года он серьёзно обновился, мы высоко ценим и учитываем в своей работе опыт старожилов-движенцев, ветеранов дирекции», – сказал Владимир Французов. В ДЦУПе сегодня много молодёжи – 39% от численности работников. Одним из авторских проектов актива молодёжи Московской дирекции управления движением является конкурс «Будущий движенец», в котором принимают участие студенты выпускных курсов Российского университета транспорта (МИИТ), доказывают свои профессиональные навыки и коммуникативные компетенции. А помогают им в этом молодые сотрудники дирекции и центра.
Длительное время функции оперативного управления эксплуатационной работой на железных дорогах были распределены между оперативно-диспетчерским персоналом управлений дорог (Н) и их отделений (НОД) в соответствии с нормативными документами МПС, которые регламентировали основные положения их деятельности.
На укрупненных отделениях дорог функционировали отделы перевозок (НОДН). Оперативно-диспетчерский персонал входил в их состав.
На полигонах дорог контроль и оперативное управление процессом перевозок обеспечивал оперативно-распорядительный отдел (ДГ) службы управления перевозками (Д).
При сокращении числа звеньев в системе управления диспетчерский персонал из отделов перевозок отделений был переведен в Диспетчерские центры управления перевозками (ДЦУП) служб управления перевозками дорог.
В 2010 году упразднены центры управления местной работой (ЦУМР) на полигонах отделений железных дорог; ликвидированы и сами отделения, являвшиеся структурными подразделениями железных дорог – филиалов ОАО «РЖД».
В настоящее время ДЦУП на полигоне железной дороги – это организационно-технологическая структура в составе службы движения, предназначенная для автоматизированного диспетчерского управления эксплуатационной работой в режиме реального времени на базе достоверной, актуальной, целенаправленно агрегированной, идентичной на всех уровнях управления, информации.
Служба движения входит в состав Дорожной (Региональной) дирекции управления движением, которая является структурным подразделением «Центральной дирекции управления движением» -филиала холдинга ОАО «РЖД».
В результате структурных преобразований в системе оперативного управления эксплуатационной деятельностью железных дорог ОАО «РЖД», диспетчерский персонал ДЦУП непосредственно взаимодействует с оперативным персоналом других дирекций производственного блока (тяги, сбыта, инфраструктуры) и линейных подразделений, в первую очередь станций, локомотивных депо и т.п., а также с персоналом компаний-операторов подвижного состава, владельцев мест необщего пользования и др.
Оперативное управление перевозочным процессом в регионе управления – на полигоне железной дороги осуществляет единая диспетчерская смена ДЦУП.
В диспетчерскую смену ДЦУП входят: старший дорожный диспетчер (руководитель смены), диспетчера дорожные по направлениям; диспетчер дорожный локомотивный, диспетчер дорожный по организации местной работы, диспетчер дорожный по управлению пассажирскими перевозками, инженеры сменные по организации грузовой работы, инженер сменный по организации «окон», а также диспетчерский персонал районов управления (рис. 2.1.).
Рис. 2.1. Структура сменного диспетчерского персонала дорожного уровня ДЦУП
Диспетчерские участки объединяются в районы управления ДЦУП,
количество которых определяет начальник Дирекции на основе «Методики
оптимизации границ районов управления эксплуатационной работой
на железных дорогах ОАО «РЖД»», утв. 10.10.2008 г.
ЦЗ В.Г.Лемешко. Например, на полигоне Октябрьской железной дороги организовано три района управления (рис.2.2.).
Рис.2.2. Положение районов управления на полигоне Окт. ж.д.
В диспетчерский персонал района управления ДЦУП, возглавляемый
диспетчером дорожным по району управления, входят диспетчеры поездные, диспетчеры локомотивные района управления, диспетчеры по регулированию вагонного парка (по организации местной работы) и диспетчер по регулированию вагонного парка (по организации перевозок выделенных родов грузов) (рис. 2.3.).
Рис. 2.3. Структура сменного диспетчерского персонала
В пределах района управления может быть организовано несколько
районов по организации местной работы (РМР). Каждый из РМР формируется на базе крупной технической или грузовой станции участка и связанных с ней по технологии местной работы и территориальному расположению других станций. В качестве такой станции может быть сортировочная, грузовая или участковая станция (внеклассная, 1 или 2 класса).
Диспетчерская смена ДЦУП в оперативном режиме осуществляет
выполнение технического и сменно-суточного планов, производственных заданий руководства Дирекции и ЦУЭД;
оперативное руководство эксплуатационной работой региона управления и станций;
обеспечение беспрепятственного пропуска поездов, их передачи по стыковым станциям региона управления;
выполнение заданий по сдаче порожних вагонов в регулировку;
контроль за планированием поездообразования, своевременным обеспечением поездов локомотивами и локомотивными бригадами;
организация выполнения графика движения пассажирских поездов и ввода в график поездов, следующих с отклонением от установленного расписания;
контроль за выполнением графика оборота поездов в пригородном сообщении, содержанием эксплуатируемого парка электропоездов и бригад машинистов;
регулирование вагонного парка ОАО «РЖД» и содержания рабочего парка вагонов на станциях;
организация управления местной работой по регулированию порожних вагонов и вывозу груженных вагонов со станций, организация погрузки и выгрузки вагонов в соответствии с планом перевозок и техническими нормативами;
управление перевозками негабаритных, тяжеловесных, специальных и воинских грузов в пределах региона;
контроль соответствия размеров эксплуатируемого парка локомотивов и количества локомотивных бригад размерам движения поездов;
обеспечение своевременной постановки локомотивов на все виды технического обслуживания, ремонта и экипировку;
обеспечение своевременной постановки вагонов на все виды планового ремонта и их включение в эксплуатацию после завершения ремонта;
организация и управление движением поездов, сформированных перевозчиками грузов и пассажиров и собственниками подвижного состава, в соответствии с условиями договоров на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования ОАО «РЖД»;
контроль за эффективным использованием «окон» для ремонтных и строительно-монтажных работ и организацией пропуска поездов в период их предоставления;
обеспечение соблюдения режима труда и отдыха локомотивных бригад, в том числе в пригородном сообщении;
взаимодействие с ЦУЭД и ДЦУП соседних Дирекций;
взаимодействие с техническими службами и подразделениями железной дороги, а также других филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» для организации бесперебойного и безопасного движения поездов и работы станций;
информирование руководства Дирекции, дежурного персонала причастных подразделений филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» о затруднениях в пропуске поездов из-за отказов в работе технических средств и нарушениях безопасности движения поездов;
организация ликвидации затруднений в эксплуатационной работе, обеспечение восстановления движения поездов в случае нарушения безопасности движения поездов и в других нестандартных ситуациях;
обеспечение оповещения специалистов соответствующего территориального управления МЧС России и других причастных служб о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с установленной в регионе системой оповещения.
Работа ДЦУП организовывается на основе:
технического, сменно-суточного и текущих планов поездной, грузовой и местной работы;
оперативных заданий диспетчерскому персоналу на основе плановых
заданий по организации поездной, местной и грузовой работе;
технологических процессов поездной, местной и грузовой работы для ДЦУП в целом и каждого района управления в отдельности;
технологических процессов работы станций и единых технологических процессов работы железнодорожных путей необщего пользования и станций примыкания;
плана мероприятий по предупреждению возможных затруднений в пропуске поездов;
мероприятий по снижению эксплуатационных затрат, эффективному использованию вагонов и локомотивов, увеличению провозной способности участков и перерабатывающей способности станций;
мероприятий Дирекции по устранению сбоев в движении поездов, восстановлению их пропуска в случае нарушения безопасности движения поездов и в других нестандартных ситуациях;
оперативных мероприятий по организации доставки вагонов, контейнеров в адрес грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожного пути необщего пользования.
Технология диспетчерского управления местной работой предусматривает оперативный контроль за доставкой груженых и порожних вагонов с момента их поступления с соседних Дирекций и районов управления ДЦУП до подачи на пункты погрузки, выгрузки и сдачи их обратно. Регулирование местной работой между районами управления находится в компетенции ДЦУП.
Специфика эксплуатационной работы на полигонах различных железных дорог, продолжающиеся структурные преобразования и достигнутый уровень развития ДЦУП предопределяют наличие отклонений от базовой структуры диспетчерского персонала ДЦУП (рис.2.4.).
Рис. 2.4. Структура ДЦУП Октябрьской дирекции управления движением