22 декабря 2020 состоялось рабочее совещание между ЦТ ОАО «РЖД» (Дирекция тяги) и СРО Ассоциацией «Промжелдортранс». Это третья из серии встреч, посвященных очень актуальной для наших предприятий теме: взаимодействие по вопросам допуска локомотивов с путей необщего пользования на инфраструктуру ОАО «РЖД».
Вел совещание заместитель начальника ЦТ ОАО «РЖД» С.Б.Ахмадеев. Ассоциацию представляли исполнительный директор А.Ю.Маняхин и заместитель исполнительного директора А.А.Глазунов.
Основными проблемными вопросами остаются:
Результатом совместной работы стал проект Регламента взаимодействия СРО Ассоциация «Промжелдортранс» и Дирекции тяги.
Кроме того, Дирекцией тяги был предложен проект Калькуляции (универсального расчета) стоимости работ по техническому осмотру локомотива и выдачи акта допуска на пути общего пользования на 2021 год.
Эти документы предлагаются к обсуждению членами СРО.
Протокол совещания будет выслан всем членам СРО по электронной почте.
Предыдущие новости по теме:
В данной новости есть прикрепленные файлы, которые доступны только
членам СРО
Если вы еще не вступили в Ассоциацию, то вы можете прочитать, как вступить,
по этой
ссылке.
Если вы уже являесть членом СРО, то осуществите вход в личный
кабинет
«Дирекции тяги капитал — локомотивщик-профессионал!» — под таким девизом на базе эксплуатационного локомотивного депо Барнаул ЗападноСибирской дирекции тяги состоялся финальный этап конкурса профессионального мастерства на звание «Лучший работник Дирекции тяги» в 2019 г.
Ежегодный конкурс, прошедший в этом году уже в 13-й раз, собрал в Барнауле 16 команд дз поПобетилелрегиоиананын ко к-курсов дирекций тяги. В каждой команде из семи человек — лучшие машинист-инструктор, машинисты электровоза и тепловоза, помощники машиниста электровоза и тепловоза, техник по расшифровке параметров движения локомотивов; во главе команды — главный инженер региональной дирекции тяги.
Торжественное открытие мероприятия состоялось во Дворце культуры г. Барнаул. К собравшимся обратился с видеапослани-ем заместитель генерального директора — начальник Дирекции тяги ОАО «РЖД» (ЦТ) О.С. Валинский (председатель конкурсной комиссии). Он отметил, что в эксплуатационном локомотивном комплексе сегодня работают 136 тыс. человек, которым поставлены ответственные задания, намеченные Долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» до 2025 г.
— Одной из основных целей конкурса является повышение профессионализма наших работников и обмен передовым опытом. Данная площадка является важным инструментом повышения престижа железнодорожных профессий, — отметил О.С. Валинский.
С напутствием к конкурсантам выступил главный инженер ЦТ О.В. Чикиркин, отметив напряженную работу, проделанную участниками, чтобы пробиться в финал конкурса профессионал ьного мастерства.
От лица гостеприимных хозяев — работников Западно-Сибирской дороги — пожелал участникам победы заместитель начальника дороги по Алтайскому региону
Профессионализм конкурсантов оценивала комиссия. В ее составе — руководители и опытные специалисты Дирекции тяги ОАО «РЖД»: главный инженер дирекции О.В. Чикиркин (заместитель председателя комиссии), Е.А. Гладких (секретарь), Т.В. Морозов, М.Л. Флора, Б.А. Шабуров, М.В. Черногаева, С.В. Киревнин, Р.В. Лу-пиносов, А.П. Наумов, О.В. Сухарев, А.П. Кузема, М.О. Воронин; от Проектноконструкторского бюро локомотивного хозяйства (ПКБ ЦТ) — В.Н. Полишко, А.В. Новикова и О.В. Пискулов.
Уже стало традицией, что в конкурсе профессионального мастерства принимают участие представители компаний-разработчиков локомотивных устройств безопасности. Собравшихся во Дворце культуры приветствовали А.Г. Солдатов (ООО «НПО САУТ»), Д.М. Турбанов (АО «Нейроком»), ЕМ. Безносова и А.Д. Бимаков (ООО «ИРЗ-Локомотив»), П.В. Усанкин (ОАО «Электромеханика») и Д.В. Волковский (ООО «АВП Технология»), Они приготовили знатокам вопросы по эксплуатации и алгоритмам работы локомотивных устройств безопасности и ценные подарки победителям.
Впервые конкурс профессионального мастерства работников локомотивного хозхосяйс соетоялояв 2002 о За прешоди^е с тех пор годы программу соревнований детально отработали. По итогам выполнения каждого задания начисляются баллы, идущие в индивидуальный зачет и в общую копилку команды.
Всё начинается с презентации команд. Каждая должна рассказать собравшимся о ее участниках, представить свой девиз и проденонслрирасаты видеоролик. Здесь можно заработать 100 баллов.
Затем следует «теоретический» этап — тестирование знаний с использованием Системы оценки уровня знаний работников локонолисного хозяйства (АСПТ). Конкурсант может набрать тут до 100 баллов.
После этого проводятся практические испытания, предусматривающие применение профессиональных навыков в различных нестандартных ситуациях, устранение неисправностей на локомотивах (для машинистов и помощников), а для машинистов-инструкторов еще и проверка правильности
регламента переговоров. Этап оценивается в 100 баллов.
На заключительном этапе локомотивные бригады должны правильно соблюсти регламент приемки локомотива, опробовать тормоза и продемонстрировать свое мастерство в управлении локомотивом, по возможности точнее подъехав к ограничительной планке. В зависимости от правильности приемки локомотива и точности подъезда (в диапазоне трех метров) можно набрать до 100 баллов.
Первый этап конкурса — презентация команд — состоялся во Дворце культуры. Очере/редто ты евyтлeнл^iий родриил жребий. Участники в меру своих творческих сил и возможностей демонстрировали девиз, эмблему и видеоролик. Темой презентаций в этом году был выбран лозунг «Дирекции тяги капитал — ломомотисщик-профлтсио-нал!».
Необходимо отметить возрастающий год от года уровень выступлений — интересный сценарий, профессиональные видлосълм-ки, в том числе панорамные с применением дронов, качественный монтаж музыкального и видеоряда, хорошая работа местных фотографов и операторов. Рассказ о повседневном труде локонотисщикос часто подавался сценками в юмористическом ключе, с использованием сюжетов популярных фильмов, сериалов, телепрограмм, музыкальных видеоклипов и песен, переделанных на свой лад, проигрывались русские новинки музыки.
Всех порадовало выступление команды Северо-Кавказской дирекции тяги (главный инженер В.Б. Мыльников), отразившее национальный колорит своего региона. Каждый участник представился джигитом в бурке с папахой, танцуя лезгинку. Не удивительно, что эта команда завоевала первое место, получив за представление 91,3 балла.
Второе место за презентацию завоевала команда Свердловской дирекции (главный инженер С.В. Солонинин; 88,9 баллов), третьей стала Красноярская дирекция тяги (главный инженер А.А. Ундрайтис; 79,3 баллов).
Важный этап конкурса — тестирование знаний участников с использованием ав-томатизтроианвойсиссемы АС ПТ.Во пвосы отражали положения овноентй нормативно-технической документации — Правил технической эксплуатации, Инструкции по движению, Инструкции по сигнализации, по автотормозам, охране труда, технике безопасности и т.д. Руководили этим этапом разработчики системы АСПТ из ПКБ ЦТ.
Каждой категории конкурсантов (машинист-инструктор, машинист, помощник, техник-расшифровщик) был заготовлен свой набор вопросов. За 40 мин участник должен был ответить на максимально возможное
количество вопросов, выбрав правильный вариант из нескольких ответов и набрав до 100 баллов.
Результаты тестирования сразу не объявляли, держа интригу до заключительной торжественной церемонии награждения. Как потом выяснилось, лучшими на «теоретическом» этапе оказались среди машини-стов-енстаукттаов — Роман Евгеньевич Степанов из Новокузнецка (91,09 балла), машинистов электровозов — Карэн Борисович Саркисян из Волгограда (83,91), машинистов тепловоза — Роман Зякижанович Куряев из Пензы (91,12), помощников машиниста электровоза — Роман Олегович Берг из Батайска (97,03), помощников машиниста тепловоза — Михаил Николаевич Морозов из Ульяновска (92,01). Среди техников-расшифровщиков лучше всех с заданиями АСПТ справилась Ольга Владимировна Кравченко из Тайги (90,38 баллов).
Отдельный конкурс организовали разработчики систем и приборов безопасно-сти.Тз с,предстдвиаеииОСО«Н ПОСАУТ» продемонстрировали новые разработки предприятия в части устройств безопасности, систем управления и еидетнаблю-дения, которые позволяют повысить безопасность движения, автоматизировать процессы управления, облегчить труд локомотивных бригад и ттхников-аавшифаов-щиктв. С участниками конкурса по традиции состоялся живой диалог, в ходе которого были высказаны их пожелания и предложения, касающиеся эксплуатации существующих устройств безопасности.
Для конкурсантов были подготовлены вопросы по эксплуатации локомотивной аппаратуры САУТ-ЦМ/485, КИО-САУТ, ДКСВ-М, БЛОК и действиям в нестандартных ситуациях. Лучшими работниками, продемонстрировавшими высокую квалификацию и глубокие знания этой аппаратуры, оказались в номинациях:
– «Лучший техник по расшифровке лент скоаосттмтаое — Ольга Владимировка Кравченко (депо Тайга);
■ «Лучшая команда» — СевероКавказская дирекция тяги.
Победители были награждены ценными призами и подарками от компании ООО «НПО САУТ».
Свои вопросы по системам автоведения и АРМ РПДА всем желающим приготовили работники ООО«АВП Технология». В ко н-курсе на знание этих систем победили в номинациях:
J «Лучший помощник машиниста» — набравшие одинаковое количество баллов Игорь Константинович Кузнецов (депо Ртищево-Восточное) в Антон Константинович Терещенков (депо Самара).
Знатоки получили ценные подарки от компании «АВП Технология».
Свое тестирование предложили участникам в работники ОПО«Электромеханика».
– «Лучший техник-расшифровщик» — Елена Николаевна Буюнова (депо Минеральные Воды).
Все они также получили ценные призы от предприятия ОАО «Электромеханика».
Награды профессионалам, изъявившим желание показать свои знания принципов ра Оотыи ов оменения в окоплуптации систем бнзоптукости КЛУБ-У, првготовити специалисты ООО «ИРЗЛокомотив». В результате тестирования определены:
– «Лучший машинист тепловоза» — Али Ногиевич Элимханов (депо Гудермес).
– «Лучший машинист-инструктор» — Алексей Владимирович Самойлов (ляпси льск);
– «Лучший машинист электровоза» — Алексей Сергеевич Азаренко (депо Сальск);
-«Лучший машинист тепловоза» — Дмитрий Валерьевич Бурлаков (депо Новокузнецк);
– «Лучший помощник машиниста элек-ироаози» — Роман Олегович Берг (депо Батайск);
– «Лучший помощник машиниста тепловоза» — Умар Сулимович Бушуев (депо Гудермес);
– «Лучший техник-расшифровщик» — Сергей Николаевич Шавель (депо Кандалакша).
Таким образом, оказалось, что в знании устройств в систем бязопиуноуии не рки-залрсь равных лрлршртиащилим СевероКавказской дирекции тяги — рсрбякнр машинисту-инструктору А.В. Самойлову в машинисту А.С. Азаренко из Сальска, помощнику машиниста P.O. Бергу из Батайска. Заключительный этап крклаоуа состоял в дямркутотцви на практике своих профессиональных навыков. Мишинистим-икстоалтрраш, машинистам и помощникам предстояло на локомотивах за 10 мин отыскать пять неисправностей и подготовить лркршртиа к движению (набрать первую позицию). За каждую найденную неисправность начислялось по 20 баллов.
Каждый лрнларстнт мог выбрать локомотив по своему усмотрению. Для этого на станции Барнаул были выставлены тепловозы 2ТЭ1 ОМ с дизелями Д49 и 10Д100,2ТЭ11 б,
2ТЭ25КМ, ТЭП70БС, секция 2М62, ТЭМ18ДМ и ЧМЭЗ. Поскольку Алтайский оягирк электрифицирован на пяряшянкрш токе, то здесь были поядрставляны электровозы ВЛ80С, 2ЭС5К и ЭП1. Конкурсантов, работающих на электровозах прстрмнкргр тока, перевезли на ближайшую станцию стыкования тока Черепанове, где им приготовили лрлршриu-вы ВЛ 10,2ЭС6, ЭП2К, ЧС2Т и ЧС7.
Правильность действий лрслуостк-тов оценивали оукрврдиияли и специалисты Дирекции тяги Т.В. Морозов, М.Л. Флора, Б.А. Шабуров, С.В. Киревнин, Р.В. Лупиносов, А.Т. Наумов, О.В. Сухарев, А.Т. Кузема, М.О. Воронин, О.В. Тискулов.
Большинство участников справились с поиском неисправностей, однако были и досадные неудачи. Тем не шякяя, прекрасные знания локомотивов, набрав по 100 баллов, пордямрнстрирраалв:
Борисович Саркисян (Волгоград);
Сергеевич Жбанов (Зима);
о пять помощников машиниста электровоза — Виталий Александрович Волков (Красноярск), Станислав Валерьевич Кашин (Камышлов), Денис Анатольевич Карелин (Киров), Михаил Алексеевич Заречнев (БT0ЫTал) о Антон Константинович Терещенков (Стштот);
пять помощников шишисистт тепловоза — Михаил Николаевич Морозов (Ульяновск), Иван Юрьевич Барабаш (Чвиа), Алексей Сергеевич Селезнёв (Печора), Алексей Николаевич Тлаксин (Слюдянка) в Евгений Борисович Бортников (Крмсрмрльск-на-Ашуоя).
Практический этап для шашинuстрв-uн-стоалтрорв, помимо поиски о устранения неисправностей, включал в себя определение нарушений в регламенте пяоягрврорв между участниками маневровой работы на условной станции — шашинoсирм, дежурным по станции в составителем поездов. Конкурсант должен был найти пять нарушений ряглтшянит, набрав 100 баллов.
В результате среди lеаникuстoв-uксиоак-торов по 100 баллов за устранение неисправностей получили Андрей Николаевич Барановский (Красноярск) и Сергей Витальевич Захарченков (Уфа), а за проверку регламента переговоров — Роман Евгеньевич Степанов (Новокузнецк).
Поиск неисправностей — не слишком зрелищное мероприятие. Зато другая часть праптачтскогозадзаиа иылагоразда днти-реснее: подъезд на локомотиве к ограничительной планке, установленной поперек пути, на максимально близкое расстояние. К локомотиву прицеплялись три порожних крытых вагона (в Барнауле) или три полувагона (в Черепанове).
Конкурсантам предстояло правильно провести процедуру приемки локомотива, поднять токоприемник (запустить дизель), зарядить тормозную магистраль поезда, выполнить регламент «Минута готовности». Затем на станционном пути длиной не более полукилометра надо было разогнаться, опробовать тормоза, проверить плотность тормозной магистрали. Только после этого следовало набрать скорость не менее 20 км/ч, в один прием выполнить торможение и подъехать к планке, не сбив оо.
На этом этапе начислялось 70 баллов за правильность приемки и торможения и 30 баллов — за точность подъезда (в зачет шло расстояние не более 3 м, чем ближе — тем выше баллы). Здесь неудач было уже больше. Давали о себе знать нехватка времени, незнакомое «поведение» поезда, да и просто чрезмерное волнение.
Тем не менее, абсолютный рекорд точности — 4 см! — установили на электровозе ВЛ80С машинист Алексей Сергеевич Азаренко из депо Сальск и помощник Роман Олегович Берг из депо Батайск СевероКавказской дирекции тяги, набрав по 99,6 баллов из 100! Второй лучший результат (37 см) на тепловозе ТЭМ18ДМ показала бригада машиниста Максима Валерьевича Саломатова и помощника Ивана Юрьевича Барабаша из депо Чита Забайкальской дирекции тяги, получив по 85,4 балла.
Практические задания техникам по расшифровке параметров движения локомотивов заключались, во первых, в выявлении нарушений по записям в реальных файлах четырех поездок с грузовыми и пассажирскими поездами и зарегистрированных системами безопасности КЛУБ-У, БЛОК, а также тестирование по блоку, состоящему из 23 вопросов, на которые конкурсант должен ответить и изложить ответ письменно. На это отводится 2 ч и возможность заработать 100 баллов.
Во-вторых, конкурсантам предлагалось по рисунку (фотографии, эскизу) назвать изображенную деталь или узел тормозного оборудования, лакаматсвнааа устройства безопасности, указать его назначение и принцип работы. А затем, наоборот, расшифровщик должен был по предложенному описанию 15-ти различных ситуаций изобразить графически, как будет выглядеть эта ситуация в файле поездки. На это также отводилось 2 ч и 100 возможных баллов.
Кто сколько заработал — узнали только на церемонии награждения. Как оказалось, в расшифровке файлов лучшей (100 баллов) стала Юлия Юрьевна Плюснина (депо Зима), а во втором практическом задании — Ольга Владимировна Кравченко из депо Тайга, набравшая 82 балла.
Таким образом, программа 13-го конкурса профессионального мастерства оказалась исчерпанной. Прибывшие на чанчург участники от души благодарили гостеприимных хозяев — начальника эксплуатационного локомотивного депо Барнаул Антона Анатольевича Плоцина, главного инженера Александра Александровича Москаленко, заместителей начальника депо Владимира Викторовича Моисеева, Виталия Леонидовича Баскакова, Юлию Владимировну Шуркину, заместителя председателя первичной профсоюзной организации Оксану Викторовну Дедкову, многих других работников депо.
И вот настал заключительный, третий день конкурса. Во Дворец культуры Барнаула на тopжтcтвсннyю церемонию прибыли команды реаиннальних дирекций тяги, руководители Дирекции тяги ОАО «РЖД» и Западно-Сибирской датагс, многочисленные ансти.
Для награждения победителей на сцену выходит первый заместитель начальника Дирекции тяги Владимир Анатольевич Кривоносов. За активное участие в подготовке и проведении 13-го конкурса профессионального мастерства награждается часами начальника Дирекции тяги главный инженер Западно-Сибирской дирекции тяги Денис Анатольевич Новосёлов.
Победителей в отдельных номинациях, чтобы соблюсти интригу, объявляют, начиная с 3-го места.
За командный конкурс в номинации «Лучший видеоролик» на тему «Дирекции тяги капитал — локомотивщик-профессионал!» награждаются, как было сказано в начале статьи, Красноярская дирекция тяги (3-о место), Свердловская (2-е место) и Северо-Кавказская (1-е место).
Победителями и призерами в номинации «Лучший помощник машиниста электровоза» становятся:
Станислав Валерьевич Кашин (депо Камышлов Свердловской дирекции; общая сумма баллов 248,15) — 3-е место;
Виталий Александрович Волков (депо Красноярск Красноярской дирекции; 255,21 баллов) — 2-е место;
1-о место — у побеждавшего на нескольких этапах конкурса Романа Олеговича Берга (депо Батайск СевероКавказской дирекции; 276,63 баллов).
В номинации «Лучший помощник машиниста тепловоза» места распределились следующим образом:
3-е место — у Алексея Сергеевича Селезнёва (депо Печора Северной дирекции тяги; 239,09 баллов);
2-е место достается Ивану Юрьевичу Барабашу (депо Чита Забайкальской дирекции; 243,61 балла);
на 1-м месте — Михаил Николаевич Морозов (депо Ульяновск Куйбышевской дирекции; 254,01 балла).
Затем объявляются победители в номинации «Лучший машинист электровоза»:
3-е место достается Кириллу Сергеевичу Марченко (депо Ачинск Красноярской дирекции тяги; 231,08 балла);
2-е место — у Алексея Игоревича Марьина (депо Ксдав Горьковской дирекции; 233,65 балла);
побеждает Карэн Борисович Саркисян (депо Волгоград Приволжской дирекции; 251,91 балла), также становившийся призером на нескольких этапах конкурса.
3-е место — Дмитрию Валерьевичу Бурлакову (депо Новокузнецк ЗападноСибирской дирекции тяги; 228,49 баллов);
2- е место — Алексею Сергеевичу Жбанову (депо Зима Восточно-Сибирской дирекции; 230,8 баллов);
1- е место — Роману Зякижановичу Куряеву (депо Пенза Куйбышевской дирекции; 24112 баллов).
В номинации «Лучший машинист-инструктор локомотивных бригад» победителями становятся:
на 3-м месте — Михаил Владимирович Калашников (депо Балашов Юго-Восточной дирекции тяги; 221,82 баллов);
на 2-м месте — Алексей Владимирович Самойлов (депо Сальск Северо-Кавказской дирекции; 236,92 баллов);
на 1-м месте — Роман Евгеньевич Степанов (депо Новокузнецк ЗападноСибирской дирекции; 271,09 баллов).
Настает черед номинации «Лучший техник по расшифровке параметров движения локомотивов». Здесь победители распределяются следующим образом
3- е место — у Сергея Николаевича Шавеля (депо Кандалакша Октябрьской дирекции тяги; 244,51 баллов);
2- е место достается Юлии Юрьевне Плюсниной (депо Зима Восточно-Сибирской дирекции; 258,71 баллов);
1-е место — у Ольги Владимировны Кравченко (депо Тайга Западно-Сибирской дирекции; 260,38 баллов).
Наконец наступает кульминационный момент — объявление победителей в общекомандном первенстве. Просуммировав баллы, набранные членами команд при выполнении различных заданий, жюри выносит свой вердикт.
3-е место присуждается команде Горьковской дирекции тяги, набравшей 1372,1 баллов, в составе: машиниста-инструктора локомотивных бригад Игоря Александровича Быстрова; машинистов локомотивов Алексея Игоревича Марьина и Радика Рафисовича Муллах-метова; помощников машинистов Дениса Анатольевича Карелина и Расиха Рамильевича Набиуллина; техника-расшифровщика Татьяны Леонидовны Шамовой (руководитель команды — главный инженер Александр Владимирович Пронин).
08 июля 2020 состоялось рабочее совещание между ЦТ ОАО «РЖД»
(Дирекция тяги) и СРО Ассоциацией «Промжелдортранс». Тема встречи – взаимодействие по вопросам
допуска локомотивов с путей необщего пользования на инфраструктуру ОАО «РЖД».
Ассоциацию представляли исполнительный директор А.Ю.Маняхин
и заместитель исполнительного директора А.А.Глазунов.
От ЦТ ОАО «РЖД» в совещании участвовали заместитель
начальника С.Б.Ахмадеев, а также Д.М.Кровяков и С.М.Парнюк.
Участники обсудили следующие вопросы:
Достигнута договоренность о создании Регламента
взаимодействия с подразделениями ОАО «РЖД», который позволит оперативно решать все возникающие вопросы.
Протокол совещания будет выслан всем членам СРО по
электронной почте.
В течение 2021 г. во всех региональных дирекциях тяги по результатам аудитов Дирекции тяги — филиала ОАО «РЖД (ЦТ) дана оценка уровню развития Системы управления безопасностью движения. Пять дирекций имеют оценку менее 50 %. Это, практически, те же дирекции, что имеют наибольшее количество нарушений безопасности. Средняя оценка по сети — 56 %. В 2019 г. оценка составляла 52 %, т.е. положительная динамика за 3 года составила всего 4 %. При этом по результатам всех аудитов руководителям дирекций даны рекомендации, и на их основе должна была быть организована необходимая работа.
В Дирекции тяги сформированы программы мероприятий для предотвращения нарушений безопасности движения. Они предусматривают воздействие на все основные процессы, связанные с безопасностью. Для совершенствования процессов подготовки персонала сформированы «Меры по недопущению ошибок персонала» от 24.05.2021 № 200, а также «План вебинаров» от 25.02.2021 № 62. Кроме того, для улучшения условий труда и совершенствования профилактической работы с локомотивными бригадами разработаны «Меры по улучшению условий труда и отдыха локомотивных бригад» от 6.04.2021 № 27 и «Мероприятия Года машиниста-инструктора» от 4.02.2021 №21р.
Основной инструмент обработки рисков в поездной работе — профилактическая работа на основе расшифровки. Под руководством начальника Службы безопасности движения ЦТ проведены многочисленные заседания рабочих групп и утверждены алгоритмы выявления нарушений в системе АСУТ-НБД-2. Это явилось «толчком» к практическому запуску автоматической расшифровки, которая уже выявила огромное количество проблемных вопросов, которые ранее были упущены. Например, таких нарушений, как «Отключение дополнительных устройств безопасности» в 2021 г. увеличилось в 7,2 раза (в 2020 г. было около 10,2 тыс. нарушений, в 2021 г. стало более 73,5 тыс.).
В 2021 г. в июльском номере журнала «Локомотив» было опубликовано исследование «Осторожно: монотония!». В статье отмечены особенности режима труда, чаще всего приводящие к ошибкам человека. Специалисты ЦТ сопоставили это исследование с анализом проездов по времени работы локомотивной бригады и пришли к выводу, что проезды происходят при характерном проявлении признаков «монотонии» — состояния сниженной работоспособности, возникающего в ситуациях однообразной работы с частым повторением стереотипных действий.
Авторов исследования планируется пригласить на Научно-технический совет (НТС) по безопасности в I квартале 2022 г. для определения мер и дальнейшей необходимости скорректировать работу в этом направлении, чтобы уйти или снизить влияние данного фактора (рис. 4).
По вопросу ремонтной составляющей доля отказов, связанных с нарушением технологии ремонта, увеличена в 2021 г. на 13 %. Исходя из этого Служба безопасности Дирекции тяги использовала собственные ресурсы для соответствующего воздействия на наших партнеров, обслуживающих локомотивы Компании.
В мае 2021 г. специалистами ЦТ были проведены аудиты сервисных локомотивных депо (СЛД) «красной зоны», а также аудит в Центральном аппарате ООО «ЛокоТех»
(рис.5). Степень соответствия критериям аудита составила 39 %. Далее был сформирован качественный план корректирующих действий, и в декабре 2021 г. от наших коллег получен промежуточный отчет, который будет рассмотрен на совместном совещании в ближайшее время.
В рамках развития системы управления и качеством производственных процессов в Дирекции тяги, а также для обеспечения единых подходов по созданию и развитию системы безопасности движения Службой безопасности движения ЦТ разработано положение «О системе управления безопасностью и качеством производственных процессов в Дирекции тяги». Оно утверждено приказом ЦТ от 13.01.2022 № ЦТ-1, которое
вводится в действие с 1.02.2022 г. Данный документ отменяет 20 нормативных документов — фактически осуществлен пересмотр всех основных документов в области безопасности, в том числе и нормативов, и порядка проведения аудитов, и порядка планирования мер по безопасности.
В ноябре-декабре 2021 г. проведена оценка культуры безопасности в Дирекции тяги. Наименьшие оценки имеют такие признаки культуры безопасности, как вовлеченность персонала и отношение к возложению вины. Для развития данных принципов в структурных подразделениях Дирекции тяги сформирована Дорожная карта по развитию культуры безопасности на 2021 — 2023 гг. от 5.10.2021 № 229р, которая уже реализуется.
Специалистами Службы безопасности движения ЦТ проанализированы риски, которые имели место в локомотивном комплексе на протяжении последних двух лет. По результатам анализа сформирована программа операционных мероприятий на 2022 г. от 2.12.2021 № ЦТ-292/р. Указанная программа содержит операционные меры для уровня эксплуатационных локомотивных депо и региональных дирекций тяги.
Также одной из важных инициатив, инициированной в 2021 г., является ввод «Дней тишины» в ЦТ, региональных дирекциях тяги и эксплуатационных локомотивных депо. Руководители ЦТ отчетливо понимают, что одна из причин, по которой на местах не реализуются намеченные меры, — отвлечения руководителей предприятий на несвойственные им функции, а также многочисленные селекторные совещания. Поэтому в рамках проведенного в ноябре 2021 г. Совета начальников региональных дирекций тяги было принято решение о вводе во всех подразделениях комплекса «Дней тишины» по подельникам и средам.
На площадке Ространснадзора руководители ЦТ доложили о состоянии работы Дирекции в области безопасности движения, а также представляли ОАО «РЖД» на международном форуме «PROZ/Качество» с аудиторией более 20 тыс. человек и «Безопасность на транспорте» по вопросу допуска локомотивов сторонних собственников. Кроме того, были проведены 25 вебинаров для региональных дирекций тяги и эксплуатационных локомотивных депо, а также многочисленные семинары для учебных групп на базе Российской Академии путей сообщения (РАПС) и Корпоративного университета ОАО «РЖД».
В целом показатели безопасности в локомотивном комплексе улучшены за последние 7 лет более чем на 60 %. Ежегодно Правлением ОАО «РЖД» устанавливаются требования к системе менеджмента безопасности движения, основные ключевые показатели по безопасности движения, а также утверждаются мероприятия по снижению уровня риска для обеспечения высокого уровня безопасности движения.
Показатель «Уровень безопасности движения» Дирекции тяги (собственно) и сервисных организаций (удельное количество событий на 1 млн поездо-км), установленный Правлением ОАО «РЖД» на 2021 г., составил 0,143. Этот показатель по итогам работы в 2021 г. не только выполнен, но и снижен на 10 % к уровню 2020 г.
На 2022 г. стоит цель по дальнейшему улучшению показателей, что требует от Дирекции тяги, региональных дирекций и сервисных локомотивных депо совместной слаженной работы по выстраиванию эффективной системы управления безопасностью движения. Локомотивный комплекс готов к решению этих задач и достижению целевых показателей.