Женщины в оао ржд

Москвичка стала первой в России женщиной – машинистом международного пассажирского поезда

МОСКВА, 5 мая. /ТАСС/. Впервые в истории российских железных дорог женщина стала машинистом международного пассажирского поезда. Об этом сообщили в пятницу в пресс-службе Московской железной дороги (МЖД).

“Сегодня Наталья Цобенко – машинист электровоза депо им. Ильича – самостоятельно привела на Белорусский вокзал пассажирский поезд №2 Минск – Москва. Она стала первой в ОАО “РЖД” женщиной-машинистом, совершившей рейс в международном сообщении”, – проинформировала пресс-служба.

Наталья Цобенко – одна из двух женщин, которые работают на МЖД в качестве машинистов, и первая в Москве, кто освоил эту профессию, чтобы водить поезда дальнего следования.

“Я с детства мечтала водить поезда. Сначала привлекала романтика этой профессии, потом и сложной техникой заинтересовалась. Еще в 2020 году выучилась на помощника машиниста. В 2022 году прошла обучение и стала машинистом. Хочу выразить огромную благодарность своим наставникам, всем, кто делился со мной знаниями и опытом, а также своей семье, которая меня во всем поддерживает”, – сказала Цобенко, чьи слова приводит пресс-служба.

Возможность для женщин работать в составе локомотивных бригад (как помощниками машинистов, так и машинистами) электропоездов и электровозов появилась благодаря изменениям, внесенным Министерством труда и социальной защиты РФ в перечень доступных для женщин профессий, и программе ОАО “РЖД” по подготовке женщин – помощников машинистов и машинистов. Сейчас на МЖД помощниками машиниста электропоезда на радиальных направлениях трудятся 15 девушек, две женщины работают машинистами.

Холдинг “РЖД” провел подготовку инфраструктуры и подвижного состава к возвращению женщин в эту профессию: определены участки работы и типы подвижного состава, подготовлена инфраструктура для комфортной работы и межсменного отдыха, разработаны и пошиты комплекты форменной одежды, разработан комплекс мер социальной поддержки и т. д. Все локомотивы и электропоезда, на которых работают женщины, отвечают самым высоким современным стандартам, они эргономичны, предусмотрены санитарно-бытовые условия для длительных поездок. 

В этом месяце к работе приступила первая в компании РЖД женщина—машинист электровоза — Оксана Соколова. Она мечтала стать машинистом с детства, однако возможность освоить эту профессию у нее появилась только после изменений трудового законодательства в 2020 году. Тогда же РЖД открыла курсы обучения для женщин, по окончании которых можно получить соответствующее удостоверение.

Почти два года назад правительство России сняло законодательные ограничения, из-за которых женщины не могли работать в составе локомотивных бригад электропоездов и электровозов. 6 марта нынешнего года первая женщина—машинист электровоза на региональной линии, Оксана Соколова, провела свой первый рейс по маршруту Екатеринбург—поселок Дружинино.

Впервые запрет на работу женщин в составе локомотивных бригад электропоездов и электровозов появился в 1950-х годах, позже он был оформлен в виде списка запрещенных для женщин профессий, который советское правительство утвердило в 1974 году. В него помимо позиций в сфере железнодорожного транспорта также входили профессии, связанные с металлообработкой, строительно-монтажными работами, работами со свинцом, горными работами — всего свыше 400 наименований. Этот список, по мнению законодателей, должен был уберечь женщин от работы на позициях с тяжелыми условиями труда, которые могут нанести вред здоровью женщин, особенно репродуктивному. Однако по мере совершенствования технологий в этих отраслях и автоматизации производств влияние вредных факторов на работников снижалось. Благодаря этому в 2020 году Минтруд предложил пересмотреть перечень запрещенных профессий и сократить его в несколько раз — до 98 позиций.

Уже в июне 2020 года компания РЖД, которая много лет выступала за снятие запрета на работу женщин в сфере железнодорожного транспорта, открыла набор на программу обучения профессии помощника машиниста электропоезда для женщин. Прошедшие обучение впоследствии имеют право получить и профессию машиниста. Заявки на программу подали более 300 девушек и женщин разного возраста и образования, в итоге отбор, включая медицинское обследование, прошли 50 кандидаток из разных регионов РФ. В их числе была и Оксана Соколова.

Как рассказывает Оксана, мечта стать машинистом электропоезда возникла у нее много лет назад. «В детстве я жила в Сургуте, и путь в школу, домой, в магазин проходил по мосту над железной дорогой, по которой ходили поезда. Мы с друзьями махали машинистам, а машинисты махали нам в ответ. Какими счастливыми мы были в тот момент!» — вспоминает она. Детские впечатления побудили Оксану выбрать профессию машиниста, однако на тот момент, когда она оканчивала школу, эта профессия была в списке запрещенных для женщин. И вот уже в 2020 году весной она, будучи в поиске работы, увидела новость о наборе на обучение на должность помощника машиниста в РЖД. «Вот так распорядилась судьба. Как пройти мимо? Мечта же сама в руки идет»,— улыбается Оксана. И вот, пройдя также обучение про профессии «машинист электровоза», 16 января текущего года она получила соответствующее удостоверение и стала первой женщиной-машинистом в компании РЖД.

В ходе занятий Оксана, как и другие ученицы, получила как теоретические, так и практические знания. Например, в ходе теоретических занятий женщины изучали правила технической эксплуатации на железнодорожном транспорте, охраны труда, устройство подвижного состава. Навыки вождения поездов они отрабатывали в том числе на специальных тренажерах, полностью имитирующих кабину машиниста. Производственная практика для участниц программы проходила в эксплуатационных локомотивных и моторвагонных депо.

Как рассказывает Оксана, она очень хорошо помнит первый день своей практики в качестве помощника машиниста электропоезда. «Была такая погода, что большими хлопьями шел снег. Локомотив двинулся с места, и мы поехали сквозь этот снег, эти хлопья, и они вились вокруг нас, бились в окна. Это ощущение нельзя передать»,— говорит она. По словам Оксаны, хотя в начале поездки она волновалась, ее тревога быстро сошла на нет — рядом был опытный машинист, и это позволило ей чувствовать себя «частью команды».

Но, как считает Оксана, главные качества, которые необходимы любому машинисту, не связаны с полом. «Сложность в ответственности, поскольку наша работа связана с безопасностью движения. Всегда нужно внимание, нужно быть сконцентрированным, держать в фокусе все, что происходит в поездке, на пути. И однозначно важно быть стрессоустойчивым»,— считает она. Пока Оксана имеет право работать машинистом электровоза только на одном участке — Екатеринбург-Пассажирский—Дружинино. Но в ближайшей перспективе она планирует получить аналогичное заключение для работы еще и на участке Екатеринбург-Пассажирский—Тюмень, на котором она проходила стажировку для работы помощником машиниста.

Как говорит советник генерального директора ОАО РЖД Ирина Костенец, компания РЖД приветствует активность сотрудников-женщин. «Холдингом РЖД проведена большая работа по подготовке инфраструктуры и подвижного состава к возвращению женщин в эту профессию: определены участки работы и типы подвижного состава, на которых они будут работать, подготовлена инфраструктура для комфортной работы и межсменного отдыха, разработаны и пошиты комплекты форменной одежды, разработан комплекс мер социальной поддержки и т. д. Все локомотивы и электропоезда, на которых работают женщины, отвечают самым высоким современным стандартам, они эргономичны, а многие процессы управления в них автоматизированы»,— говорит она.

Помимо Оксаны Соколовой обучение профессии машиниста электровоза к настоящему времени прошла еще одна женщина — Алена Малых. 5 февраля она начала обкатку — практику в сопровождении опытного наставника. Потом ей также предстоят экзамен (контрольная поездка) и стажировка в должности машиниста. Еще пять женщин в настоящее время трудятся машинистами электропоездов. «Набор на программу обучения для женщин у нас не прекращается, так что, думаю, в будущем число таких работниц в нашей компании продолжит расти»,— говорит Ирина Костенец.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *