Железнодорожный туризм в России переживает возрождение. Благодаря широкой маршрутной сети поезда ОАО «РЖД» доставляют путешественников не только в крупные центры культурного и исторического наследия, но и в самые отдаленные уголки России, в том числе Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Только по СКЖД в 2021 году были перевезены десятки тысяч туристов. О том, как сделать их путешествие более комфортным и расширить сеть туристических маршрутов, шла речь на первой железнодорожной конференции «PRO//Движение.Туризм», которая состоялась в городе Минеральные Воды.
Площадка для открытого диалога
Специалисты Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД) разработали ряд туристических продуктов, которые пользуются спросом у россиян. Отдельное перспективное направление — развитие ретро-туризма с использованием легендарных серий паровозов. Сегодня паровозный тур «Гармония Кавказа» уже связал курорты Кавказских Минеральных Вод (КМВ) и Чеченскую Республику. В ближайшее время планируется организовать ретро-тур из КМВ в Дагестан.
Открытый разговор о перспективах развития железнодорожного туризма в ЮФО и СКФО состоялся в рамках конференция «PRO//Движение.Туризм», которая проходила в актуальном сейчас смешанном формате: в зале КВЦ «МинводыЭКСПО» собрались около 200 участников, еще примерно столько же подключались к форуму по каналам видеосвязи. Итого — более 400 человек.
По словам начальника СКЖД Сергея Задорина, «PRO//Движение.Туризм» — это совершенно новая дискуссионная площадка для диалога в формате «железная дорога — туристический бизнес — власть». «Она позволила нам услышать мнения представителей туристической отрасли и органов власти, что в итоге должно помочь в разработке новых комплексных продуктов и услуг, а также обеспечить максимально комфортный уровень сервиса на любой ценовой запрос», — отметил начальник Северо-Кавказской дороги.
Сложившиеся реалии стали мощным толчком для развития внутреннего туризма. Сейчас эта отрасль находится на подъеме, в связи с чем и назрела необходимость проведения такого форума.
На площадке «PRO//Движение.Туризм» состоялось не только обсуждение перспектив, была оценка существующих и новых туристических продуктов, но и подписание целого ряда соглашений с представителями органов власти четырех регионов Юга и Северного Кавказа — Ростовской области, Ставропольского края, Чеченской и Ингушской республик. Эти соглашения направлены на развитие уже действующих туристических маршрутов и разработку новых.
Так, достигнутая договоренность со Ставропольем предусматривает запуск ретро-поездов на паровой тяге в однодневные туры, доставку туристов на соревнования и массовые праздники, организацию поездок для школьников. Подписанное с Ростовской областью соглашение, помимо развития туризма, включает организацию экскурсии в музей железнодорожной техники на станции Гниловская в Ростове-на-Дону. Соглашения с Чеченской Республикой и Ингушетией являются трехсторонними: третьей стороной выступило ООО «Ретро-Туризм». В частности, соглашение с Ингушетией предусматривает создание в регионе новых туристических маршрутов, направленных на развитие санаторно-курортного комплекса, а также благоприятных условий для развития экскурсионного ретро-движения на паровой тяге, «в том числе на участке Назрань — Минеральные Воды». Главные направления в партнерстве с Чеченской Республикой — эксплуатация ретро-поездов с паровозом во главе состава в рамках однодневных туров и туров выходного дня, а также использование подвижного состава для доставки ж/д-туристов к местам проведения спортивных соревнований, фестивалей и других массовых мероприятий, экскурсий и путешествий с участием школьников.
Региональные власти охотно идут на сотрудничество с железной дорогой. Так, например, в Чеченской Республике на один день передвинули Фестиваль шашлыка: ждали прибытия туристического поезда».
К красотам Кавказа — на паровозе
По мнению организаторов и участников конференции, растущий интерес к внутреннему туризму способствовал созданию ряда востребованных туристических продуктов. Сейчас по полигону СКЖД курсируют круизные поезда-отели, организованы туры выходного дня на электропоездах и рельсовых автобусах. Руководство дороги старается учесть самые разнообразные желания путешественников.
Например, специально для тура «Гармония Кавказа» совместно с Министерством туризма Чеченской Республики специалисты СКЖД разработали интересную программу с посещением городов Грозный, Аргун и Шали. На один день туристы смогли погрузиться в самобытную культуру местного народа, увидеть прекрасные по своей архитектуре мечети. Кроме того, туристы побывали в храме Архангела Гавриила, расположенного в центре чеченской столицы, увидели город с высоты птичьего полета со смотровой площадки комплекса «Грозный-Сити». Тур был организован так, чтобы переезд между Кисловодском и Гудермесом проходил в ночное время, а весь световой день был отдан в распоряжение туристов — для осмотра достопримечательностей.
Как считают в СКЖД, у этого туристического направления — хороший потенциал. Недавно, в сентябре, состоялся второй ретро-тур по данному маршруту. Вел состав из купейных вагонов паровоз серии П36, построенный в 1956 году на Коломенском паровозостроительном заводе. Кстати, этот и другие действующие экспонаты ростовского музея СКЖД все желающие смогли увидеть 29 сентября на станции Минеральные Воды, где проходил «Парад паровозов». И это тоже работает на повышение интереса к железнодорожному ретро-туризму. У нас серьезный ресурс для популяризации ретро-туризма: парк паровозов насчитывает 11 действующих локомотивов, каждый из которых — уникальный экспонат истории.
По мнению первого заместителя начальника департамента пассажирских перевозок АО «Российские железные дороги» Елены Раковой, успешный тур — это совокупность работы региональной власти и компании РЖД: «В феврале 2021 года мы начали готовить тур в Чечню. Маршрут состоялся благодаря активному взаимодействию с властями республики». Елена Ракова также добавила, что туристический железнодорожный маршрут — это поезд, в котором около 200 пассажиров. И регион должен быть готов одновременно принять такое количество людей.
Собравшиеся в КВЦ «МинводыЭКСПО» отмечали, что та же Чеченская Республика активно работает над созданием комфортной гостевой инфраструктуры. С другой стороны, работа ведется и над повышением качества обслуживания туристов во время движения поезда. Так, гендиректор «РЖД Тур» Олег Каверин сообщил о новых специальных вагонах. «Это вагоны-люкс, состоящие из четырех, пяти купе, в каждом из которых есть своя душевая кабина и санузел, — пояснил господин Каверин. — Есть даже барная зона. В ближайшей перспективе в эксплуатацию введут вагоны-души, в которых единовременно могут находиться до семи пассажиров, в отдельных кабинках. А для различных мероприятий есть вагоны-залы вместимостью до 40 человек. Следующим этапом станет ввод в эксплуатацию вагонов-баров, со стойками и танц-полом».
СКЖД намерена развивать паровозные туры и на других привлекательных направлениях. Так, в краткосрочной перспективе планирует организовать ретро-тур из Кавминвод в Дагестан. По словам начальника Северо-Кавказской региональной службы пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре Ольги Поспеловой, рассматривается также возможность организации паровозного тура в расположенный на Кубани Апшеронск, рядом с которым находятся такие природные достопримечательности, как Гуамское ущелье, Хаджохская теснина, плато Лаго-Наки, а также путешествий в Азов Ростовской области и в Усть-Джегуту в Карачаево-Черкесии.
Чехов, Поддубный, другие «магниты»
В 2021 году СКЖД стала осваивать интересную нишу — туризм на пригородных поездах. В марте Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания совместно с Sudakov.travel организовали первые туры выходного дня из Ростова в Таганрог. На месте туристов ждут разнообразные экскурсии с погружением в богатую историю Таганрога. В общей сложности уже разработано 14 экскурсионных маршрутов.
Еще пример: в июле 2021 года, после долгого перерыва, возобновилось пригородное сообщение между Ростовом и Ейском, которое развивается, в том числе, и как туристическое. Разработана и реализована автобусно-пешеходная обзорная экскурсия с посещением музея легендарного борца Ивана Поддубного.
Еще один интересный продукт — «Волшебный мир Пятигорья». Это абсолютно новый железнодорожный тур, который СКЖД представит в ближайшее время жителям Ростова-на-Дону — потенциальным любителям железнодорожных путешествий. Из донской столицы в курортный регион КМВ и обратно пассажиры поедут на современном двухэтажном поезде. А во время экскурсий между городами Кавказских Минеральных Вод туристы будут перемещаться на пригородных экспрессах «Ласточка». Программа позволяет в сопровождении профессионального гида познакомиться со всеми главными курортами региона.
Пожалуй, один из главных вопросов конференции «PRO//Движение.Туризм» — справится ли инфраструктура дороги, когда поток путешествующих сильно вырастет. «Наша магистраль не только пассажирская, но и грузовая, — напомнил Сергей Задорин. — На полигоне СКЖД находится ряд крупных портов. Поэтому развитие инфраструктурных возможностей у нас в приоритете. Сейчас для увеличения пропускной способности магистрали идет реализация крупных проектов».
Речь, в частности, о развитии подходов к портам Азово-Черноморского бассейна. Этот проект вышел на завершающую стадию. За несколько лет построены сотни километров вторых путей, электрифицированы подходы к Таманскому полуострову, модернизированы станции. Все это позволяет железнодорожникам развивать также и пассажирские маршруты. Например, электрификация железнодорожной линии до Анапы позволила запустить сюда «Ласточки» из Краснодара. Проекты по совершенствованию инфраструктуры сегодня реализуются во многих регионах ЮФО и СКФО.