Южно-Уральская железная дорога (ЮУЖД) является одним из 16 филиалов ОАО «РЖД». Это начальное звено Транссиба, грузовая и пассажирская артерия Южного Урала, которая соединяет Европу и Азию. Пролегает по территории 8 субъектов РФ: Челябинской, Курганской, Оренбургской областей, частично в Башкирии, Свердловской, Омской, Самарской, Саратовской областей, а также за границей нашей страны – в Казахстане.
Магистраль находится в районе, где высокая концентрация промпредприятий. Она обслуживает крупные центры промышленности – города Челябинск, Магнитогорск, Оренбург, Курган и т. д., где сосредоточены металлургические, машиностроительные, горнодобывающие, нефтехимические и строительные компании.
Южно-Уральская железная дорога (ЮУрЖД) — филиал ОАО «РЖД», пролегает по территории Курганской, Оренбургской и Челябинской областей.
ОП Осинодольский располагается в Саратовской области, участки Кинель — Неприк и Новый Камелик — Большеиргизский — в Самарской области, Полевской — Верхний Уфалей — в Свердловской области. На территории Республики Башкортостан располагаются Яхино и участки Магнитогорск-Пассажирский — Сибай, Белорецк — Ташбулатово, Устиново — Учалы, Мурсалимкино — Кукшик.
Петропавловское отделение полностью располагается на территории Северо-Казахстанской области Республики Казахстан. Кроме того, на территории Республики Казахстан располагается участок Золотая Cопка — Саламат. Управление дороги находится в Челябинске.
Филиал ОАО «РЖД» — Южно-Уральская железная дорога
13 декабря 1933 года
ОАО «Российские железные дороги»
Регионы (территориальные управления)
ЗлатоустовскийЧелябинскийКурганскийОренбургский Петропавловское отделение
Дорога награждена орденом Октябрьской Революции (1971 год).
Общая протяжённость главных железнодорожных путей — 5 676 км. Общая развёрнутая длина путей — 8 986 км.
✅ Собрали интерактивную карту мест Челябинской области, куда удобно добраться на наших поездах❓ Вместе с 74.ru даем ответы на вопросы «Куда?», «Зачем?», «Как?»
Кликайте по ссылке, выбирайте маршрут, зовите друзей и покупайте билеты! Теперь планировать путешествия ещё удобнее!
❗️Внимание! Есть побочный эффект: попробовав путешествовать на электричке 🚈 однажды, невозможно остановиться😉
⚡ Начал курсировать скорый пригородный поезд Челябинск – Бакал 🚆 На рейсах задействован современный подвижной состав ЭП2Д.
☝ Ранее пригородных поездов на участке Златоуст – Бакал не было. Теперь жители Саткинского района получили прямое железнодорожное сообщение со столицей Южного Урала.
Отправление (время местное): 🔺 из Челябинска в 17:40 🔺 из Бакала в 03:54 Время в пути: ≈ 5 часов.
📍 Остановки: Полетаево-1, Чебаркуль, Миасс-1, Златоуст, Баритная, Тундуш, Бердяуш, Сатка.
💳 Стоимость проезда на полный маршрут 818,4 рублей. Оформить проездные документы на поезд можно в пригородных кассах, терминалах самообслуживания, а также онлайн с помощью мобильного приложения «РЖД Пассажирам». Билеты продаются без указания мест.
Поезд Калининград – Челябинск уже в пути!
Сегодня в первый рейс отправился сезонный еженедельный поезд № 426/425 Калининград – Челябинск.
Он будет курсировать в июле и августе.
из Калининграда по понедельникам в 09:27
из Челябинска по четвергам в 23:00
Поезд сформирован из комфортабельных плацкартных и купейных вагонов. Для маломобильных пассажиров предусмотрены специализированные места.
Назначаем дополнительный поезд из Челябинска в АнапуОн будет курсировать в июле и августе.
Поезд №457/458 Челябинск – Анапа будет отправляться из Челябинска 5, 7, 12, 21, 26, 28 июля, 2, 4, 9, 18, 25 августа в 18:30.
Обратно из Анапы – 8, 10, 15, 24, 29, 31 июля, 5, 7, 12, 21, 28 августа в 10:40.
Маршрут пройдет через станции Златоуст, Уфа, Сызрань, Саратов, Волгоград и другие.
Билеты уже в продаже. Приобрести их можно на сайте ОАО «РЖД», в мобильном приложении «РЖД Пассажирам», а также в железнодорожных кассах.
Перевозки пассажиров на ЮУЖД в июне выросли на 10,9%В первый месяц лета поездки совершили 861,3 тыс. пассажиров (+10,9% к июню 2022 года). Из них:
в пригородном сообщении — 597,4 тыс. (+6%)
в дальнем следовании — 263,9 тыс. (+23,8%)
С начала года по ЮУЖД отправилось 4,2 млн пассажиров (+19,4%). В том числе:
в пригородных поездах — 3,2 млн (+15,5%)
в поездах дальнего следования — 1 млн (+32,5%)
❗️Погрузка на ЮУЖД за первое полугодие 2023 года выросла на 3,5% и составила 35,9 млн тонн
В июне погрузка увеличилась на 1,6% и составила 6 млн тонн.
В плюсе за 6 месяцев:
строительные грузы – 12,8 млн тонн (+10,8%);
чёрные металлы – 7,9 млн тонн (+8,2%);
химикаты и сода – 1,2 млн тонн (+2,9%);
цемент – 1,1 млн тонн (+1,1%);
зерно – 849,7 тыс. тонн (+43,6%),
кокс – 297,9 тыс. тонн (+6,4%);
лесные грузы – 35,7 тыс. тонн (+9,8%);
каменный уголь – 6,2 тыс. тонн (+19,4%).
⚡️ Добавляем остановки пригородным поездам в Челябинской области🚆 Поезда Челябинск – Бакал с 8 июля начнут останавливаться на станции Уржумка.
Отправление поездов N7135/7136 со станции Уржумка (время местное):➡️ в сторону Челябинска в 06:46,⬅️ в сторону Бакала в 19:50 (с 9 июля).
🚉 Поезду №6002 Миасс-1 – Челябинск (отправление 04:48) добавляется 4 дополнительных остановки.
🚉 Поезду №6055 Челябинск – Златоуст (отправление в 18:52) добавляется 14 дополнительных остановок.
❗️ В связи с этим изменится время прибытия/отправления пригородных поездов на маршруте.
☝️С актуальной информацией можно ознакомиться в мобильном приложении «РЖД Пассажирам», на сайте svrpk.ru, а также в железнодорожных пригородных кассах.
🌱 10 лет – полёт экологичный!В последнюю пятницу каждого месяца сотрудники ЮУЖД на протяжении 10-ти лет проводят акцию «Зелёная пятница». На два часа приостанавливается деятельность технологического оборудования, которое не связано с перевозками.
🌍 Акция позволяет значительно сократить негативное воздействия на окружающую среду.
Мы добились впечатляющих результатов!
🏗 Погрузка по субъектам ЮУЖД за январь-июнь 2023 года
Погрузка на железной дороге в Челябинской области увеличилась на 2,6% и составила 20,9 млн тонн.
В Оренбургской области погрузка выросла на 0,7% и составила 12,7 млн тонн.
Погрузка на железной дороге в Курганской области увеличилась на 30,7% и составила 552,9 тыс. тонн.
🏖 Отправляйтесь на солёные озера в Соль-Илецк вместе с нами!
Новый комфортный поезд Оренбург – Илецк-1 довезет вас за 1 час 10 минут.
В составе – по 3 новых современных вагона, где есть все для комфортной поездки: ▫ мягкие сидения, ▫ персональные розетки для зарядки гаджетов, ▫ кондиционеры, ▫ информационные табло, ▫ биотуалеты.
🚆 Курсирует по выходным дням до 3 сентября (время местное): 🔺 из Оренбурга в 10:30,🔺 со ст. Илецк-1 в 18:50.
💳 Стоимость проезда – 180 рублей в одну сторону. Билеты можно приобрести в пригородных кассах, терминалах самообслуживания и в мобильном приложении «РЖД Пассажирам».
Перевозки контейнеров на ЮУЖД выросли на 23% с начала годаВ январе-июне во всех видах сообщения отправили 324,2 тыс. ДФЭ. Это на 23% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
📊 В контейнерах отправили 3,7 млн тонн различных грузов (+20,2%).
Наибольшими темпами растут отправки:
автомобилей и комплектующих (рост в 8 раз);
остальных продтоваров (рост в 2,9 раза).
0:18This media is not supported in your browserVIEW IN TELEGRAM
⚡️
Отправили контейнерный поезд по МТК «Север — Юг» со станции Формачёво
В составе поезда 31 крупнотоннажный контейнер, в которых в страны Ближнего Востока будет доставлено энергетическое оборудование и пищевая продукция. Оператором сервиса является АО «РЖД Логистика».
🏗 Это первый контейнерный поезд, который отправился со станции Формачёво. Он был сформирован с использованием инфраструктуры ТЛЦ «ТЛК Южноуральский», где была организована перегрузка контейнеров с автомобильного транспорта на железнодорожный.
Состав будет двигаться по специализированной нитке графика с применением ускоренной доставки на территории РФ.
Что связывает массажёр и вечернее платье?Эти предметы пассажиры оставили в уральских поездах дальнего следования, а потом нашли с помощью электронного поиска забытых вещей.
За первое полугодие 2023 года к владельцам вернулись почти 2 тыс. «потеряшек».
👕🌂🛍 Чаще всего в поездах забывают одежду, сумки, часы, мобильные телефоны, наушники и зарядные устройства, документы.
Что делать, если вещь осталась в поезде?
🔸 в течение 30 дней с начала поездки зайти на наш сайт.
🔸 в заявке указать своё имя, номер билета, номер документа, по которому был куплен билет, свои контакты, а также подробно описать вещь и место, где она предположительно была оставлена.
🔸 ожидать ответ о результатах поиска на электронную почту, указанную при составлении заявки.
Сэкономив пару минут, можно опоздать на всю жизнь ⏱
За первое полугодие 2023 года на переездах ЮУЖД зафиксировано 75 нарушений водителями правил дорожного движения.
Выезжая на переезд, помните, что поезд нельзя остановить мгновенно, его тормозной путь составляет 1,5–2 километра.
🚦 Соблюдайте правила дорожного движения! Остановитесь до переезда!
❗️Перечислили 8,1 млрд рублей налогов и страховых взносов в первом полугодии 2023Это на 63% больше, чем за первое полугодие прошлого года
Налоговые отчисления в бюджеты регионов и в бюджет Фонда пенсионного и социального страхования РФ:
✅ в бюджет Челябинской области 6,5 млрд рублей (+69%)✅ Оренбургской области 0,8 млрд рублей (+42%)✅ Курганской области 0,7 млрд рублей (+47%)
Интересные факты
Разработка каменной выемки на Самаро-Златоустовской железной дороге. 1888 год
Златоуст — конечный пункт на железнодорожном участке Уфа — Златоуст. 1890-е годы
Южно-Уральская дорога — начальное звено Великой Транссибирской магистрали — прошла длительный путь становления. Начало строительства железных дорог на Южном Урале неразрывно связано с необходимостью освоения богатств Урала, Сибири и потребностью создания новых рынков сбыта. В течение 20 лет специальная комиссия при Министерстве путей сообщения рассматривала различные проекты железных дорог, которые бы соединили европейскую часть России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком. В 1891 году было принято решение о строительстве Великого Сибирского пути в направлении Миасс — Челябинск — Омск — Новониколаевск (ныне Новосибирск — Красноярск — Иркутск — Чита — Рухлово — Хабаровск — Владивосток. Работы выполнялись быстрыми темпами. В 1888 году было открыто движение от Москвы до Уфы, 8 сентября 1890 года — до Златоуста, а 25 октября 1892 года первый поезд прибыл в Челябинск.
По большому числу и разнообразию искусственных сооружений, отводу русл рек, устройству подпорных стенок, выемке скального грунта, качеству выполненных в основном вручную работ дорога представляет значительный интерес с точки зрения практики отечественного строительства и реализации русской инженерной мысли. Все материалы верхнего строения пути были изготовлены на местных заводах.
После завершения строительства Самаро-Златоустовской железной дороги летом 1892 года началось сооружение линии в Западную Сибирь от Челябинска до Оби. 4 октября 1893 года первый поезд прибыл из Челябинска в Курган. Затем — строительство моста через реку Тобол и стальной путь из Кургана на Омск. На линии Челябинск — Омск обращалось 29 трёхосных паровозов и 1010 двухосных крытых вагонов и платформ грузоподъёмностью 12-15 тонн. Вагоны были оборудованы ручными тормозами, и до 1903 года применялись деревянные тормозные колодки. Рейс от Челябинска до Омска совершался в течение месяца.
Так было открыто движение поездов на первом участке Сибирской железной дороги протяжённостью 746 вёрст, а в октябре 1896 года поезда пошли на всём направлении от Челябинска до Оби. После завершения в 1895 году строительства линии на Екатеринбург в Челябинске соединились три дороги: Уральская (впоследствии Пермская), Самаро-Златоустовская и Сибирская. Несмотря на низкие тарифы на перевозки, Транссибирская магистраль оказалась высокорентабельной. Достаточно сказать, что только первый отрезок — Самаро-Златоустовская дорога, — начиная с 1893 года, давал прибыль около 0,5 млн руб. в год. С 1893 года по 1903 год пассажиропоток возрос в 2,25 раза, а доходы — в 3 раза, количество грузов, перевозимых большой скоростью, — в 11 раз, а малой скоростью — в 2,25 раза.
При проектировании железной дороги царское правительство не рассчитывало на большой грузооборот. Сразу же после пуска оказалось, что перевозить нужно в 3 раза больше грузов. Все это привело к необходимости усиления существующих линий путём замены рельсов на более тяжёлые, деревянных мостов — на металлические, а также укладки вторых путей, которая началась уже в 1896 году и впоследствии осуществлялась постоянно. Благодаря этому перевозки грузов в 1914 году на Самаро-Златоустовской дороге достигли 5,9 млн тонн, а на Сибирской дороге — 5,4 млн тонн в год.
В первую мировую войну пришла в состояние полной запущенности и Транссибирская магистраль. После революции 1917 года и изгнания Колчака с Южного Урала для железнодорожников наступила трудная пора восстановления хозяйства транспорта. Как и на военных фронтах, рабочие железнодорожных узлов проявляли массовый трудовой героизм. В кратчайшие сроки в ходе массовых субботников ими были восстановлены не только подвижной состав и путь на Южном Урале, но и оказана помощь другим дорогам. Рабочие паровозного депо Челябинск восстановили и направили в Петроград и Тихвин 8 паровозов с бригадами. Одновременно этот же коллектив оборудовал для фронта бронепоезд «Красный Сибиряк», который участвовал в боях за освобождение от белогвардейцев Кургана и других станций.
4 апреля 1920 года рабочие паровозного депо среднего ремонта станции Челябинск торжественно праздновали выпуск из ремонта паровоза «Коммунар» как свою первую победу в борьбе с разрухой на железнодорожном транспорте (ныне этот паровоз установлен на пьедестале у ДК железнодорожников в Челябинске). Лучшие машинисты депо за 4 дня провели эшелон с хлебом до столицы и были приняты Лениным. В то время поезда из Челябинска до Москвы шли обычно 12 суток. Трудовой подвиг южноуральцев лёг в основу организации скоростных маршрутов с хлебом из Сибири.
Государственная политика по разукрупнению ряда железных дорог, проводимая в целях эффективного и грамотного управления советскими магистралями, и соответствующее постановление СНК от 13 декабря 1933 года выделило 1000-километровый участок Транссиба в состав Южно-Уральской дороги с управлением в Челябинске.
В то время со станции Челябинск отправляли 17 грузовых и 5 пассажирских поездов в сутки. Основным видом локомотивов были паровозы самых различных серий и только 38-40 % из них — новые, мощные для того времени паровозы серий Э, ЭУ, ЭМ в грузовом движении, С, СУ — в пассажирском движении. Сдерживали движение поездов жезловой и телеграфный способы связи, и лишь на главном ходу от Кропачёво до Челябинска была полуавтоматическая блокировка.
В 1930 году были введены в эксплуатацию несколько участков на южном ходу дороги, ведущих к металлургическим комбинатам: Золотая Сопка — Орск и Карталы — Магнитогорск, а в 1934 году — линия Шадринск — Курган.
В период с 1954 по 1965 годы появились еще несколько линий, ведущих к рудным месторождения: до станций Сибай, Учалы, Рудный Клад и Ириклинск.
В предвоенные годы Южно-Уральская дорога получила вторые пути от Челябинска до Макушино, на всём главном ходу от Кропачёво до Макушино была введена автоматическая блокировка, сданы в эксплуатацию более 900 км новых линий, освоены ремонт и эксплуатация мощных паровозов серий ФД и ИС. Длина пути на станциях была увеличена до 850 метров. В 1940 году появилась первая землеуборочная машина изобретателя дороги Виктора Балашенко.
Значительное техническое оснащение Южно-Уральская дорога получила в послевоенное время. Основной курс был взят на электрификацию участков и перевод остальных участков с паровой тяги на тепловозную. В 1949 году был электрифицирован участок Златоуст — Кропачёво, в 1955 году — Бердяуш — Бакал, годом позже — Курган — Макушино, и в 1957 году — участок Челябинск — Курган. В 1961 году после присоединения к дороге Петропавловского отделения был электрифицирован последний замыкающий участок Макушино — Исилькуль длиной 272 км. Проведённая за годы послевоенных пятилеток реконструкция хозяйства дороги в сочетании с внедрением комплекса организационно-технических мер позволила из года в год наращивать объёмы перевозок.
Структура
Южно-Уральская железная дорога разделена на четыре региона обслуживания – Челябинский, Златоустовский, Оренбургский, Курганский и одно отделение – Петропавловское.
Челябинский регион. Магистраль пролегает по территории Челябинской области, немного в Свердловской и частично в соседнем государстве – Казахстане. Железная дорога в этом регионе имеет ключевое значение в транзитных перевозках, поскольку является частью системы транспортных коридоров Кузбасс – Азово-Черноморский бассейн и Центр – Поволжье – Урал. Основные грузы – строительные и черный металл.
Златоустовский регион. Находится в западной части ЮУЖД, где берет свое историческое начало Транссиб. Дорога пролегает в Челябинской области и Башкирии. Пожалуй, это один из самых интересных участков на всей магистрали: составы проезжают через выемки, забираются на насыпи, проходят по многим мостовым переправам через горные реки, где открывается необыкновенный пейзаж. В этом регионе развита обрабатывающая и горнодобывающая промышленность, поэтому основной грузовой объем приходится на железную руду, бокситы, флюсы.
Оренбургский регион. Занимает самый крупный участок на всей железной дороге – порядка 30% (более 1,6 тыс. км). Обслуживает нефтегазовые предприятия Оренбуржья. Здесь осуществляется транзит к центральному району магистрали в юго-западные регионы РФ и в направлении Северного Казахстана.
Курганский регион. Играет важную роль связующего звена между Центром РФ, Уралом и востоком нашей страны. Протяженность путей – более 800 км. Именно на этом участке дороги грузовые составы идут с самой высокой скоростью. Ж/д линии Исилькуль – Петропавловск – Курган входят в полигон тяжеловесного движения. Здесь обеспечивается пропуск грузовых поездов повышенного веса (от 6 300 тонн и более) и длины. В этом регионе осуществляется около 1/4 грузооборота всей ЮУЖД, основные грузы – стройматериалы и зерновые культуры.
Петропавловское отделение – единственное на всей сети Российских железных дорог, которое носит статус отделения (все остальные – регионы). Оно уникально, поскольку значительная часть располагается на территории соседнего государства – Казахстана. Магистраль на этом участке является важной частью Транссиба. Здесь осуществляется непрерывная работа транзитных перевозок из центральных российских регионов в Сибирь и обратно.
Сегодня эксплуатационная длина ЮУЖД — 4562 км, развёрнутая длина свыше 7500 км. Она проходит по территории Челябинской, Курганской, Оренбургскуой, частично Самарской, Саратовской, Свердловской, Омской областей, республики Башкортостан и Северный Казахстан.
На полигоне магистрали расположены крупные промышленные центры: Челябинск, Магнитогорск, Миасс, Златоуст, Оренбург, Орск, Новотроицк, Медногорск, Курган, в которых сконцентрированы предприятия машиностроительного, металлургического, горнодобывающего, нефтехимического, строительного комплексов.
Дорога оснащена 12 сортировочными горками, 10 из которых механизированы. В составе дороги: 9 локомотивных депо, 8 вагонных депо, 23 дистанции пути, 11 дистанций электроснабжения, 11 дистанций сигнализации и связи, 7 дистанций погрузочно-разгрузочных работ.
Число станций и других раздельных пунктов, имеющих путевое развитие, на дороге 237. Из этого количества внеклассных станций — 8, первого класса — 12, второго — 18, третьего — 32, четвёртого — 59 и пятого — 108. По характеру работы станции подразделяются на: пассажирские — 1, сортировочные — 4, грузовые — 48, участковые −18, промежуточные — 166. Количество станций на дороге, открытых для производства грузовых операций, — 156.
На дороге 81 станция, имеющая маневровые локомотивы, на них работает 170 маневровых локомотивов. Число станций, имеющих автоматизированные системы управления, — 75; станций, имеющих автоматизированные рабочие места на базе ПЭВМ, — 123, количество автоматизированных рабочих мест на базе ПЭВМ — 489. Число поездных диспетчерских участков — 18.
Более половины протяжённости магистрали электрифицирована, такова же протяжённость и двухпутных линий, почти 70 % стрелок оборудованы устройствами электрической централизации. Дорога оснащена современным оборудованием электро- и энергоснабжения, системами телеуправления, автоматики и телемеханики. Персонал дороги составляет свыше 40 тысяч человек.
Сейчас на территории четырёх областей двух государств — России и Казахстана — работают учебно-методический центр ДМК, Челябинский институт путей сообщения, два техникума железнодорожного транспорта, три детских железных дороги (в Челябинске, Кургане и Оренбурге) и музей истории боевой и трудовой славы (с 1973 года). У магистрали есть несколько школ и широкая лечебно-оздоровительная база.
Справка
В 2020 г. в Южно-Уральскую железную дорогу было вложено более 27 млрд рублей. Большая часть денежных средств ушла на ремонт и обновление ж/д пути, путевой техники и пассажирского состава, возведение инфраструктурных объектов. В этом году продолжается реализация инвестпроектов. На эти цели выделено 15 млрд рублей. Так, планируется провести капремонт 265 км магистрали, обновить тяговый подвижной состав, укрепить береговые линии рек и т. д.