Железнодорожный транспорт вилы
Тепловозы РЖД СССР
Типы ЖД вагонов грузовых
Железная дорога РЖД
Именные поезда Московского метрополитена
Осевые формулы Локомотива 2+2
Железнодорожный транспорт для детей
Виды железнодорожного транспорта для детей
Эрне Андреа “железная дорога”
Немецкий поезд Сименс
Пассажирский поезд эп20
Поезд для презентации
Западно-Сибирская Красноярская железная дорога
Технические характеристики пожарного поезда
2тэ116 и тэп70
Сапсан характеристики поезда
Железнодорожный пассажирский транспорт
Скоростной поезд Аллегро
Сапсан электропоезд Питер
SBB швейцарские железные дороги
Поезд карточки для детей
Рельсы скоростных поездов
Acme 52102 вагон пассажирский WLABM
Поезд Сапсан Владимир Санкт-Петербург
Виды транспорта электричка
Модели пассажирских вагонов РЖД
Поезда Германии в горах
Магистральный транспорт ЖД
РЖД Москва Тамбов
Классификация грузовых вагонов РЖД
Магистральный грузовой тепловоз 2тэ25км
Внешний вид поезда
TGV железная дорога
Российские пассажирские поезда
Электропоезд эр2 головной вагон
Высокоскоростной Железнодорожный транспорт
Пассажирский Локомотив эп20
Локомотив вл 80
Высокоскоростной поезд Сапсан
Подвижной состав на сети железных дорог России
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 января 2019 года; проверки требуют 19 правок.
Подвижной состав на сети железных дорог России — совокупность подвижного состава, находящегося в собственности или в оперативном управлении компании Российские железные дороги, других компаний-операторов подвижного состава.
Россия располагает широким спектром подвижного состава и крупной
железнодорожной промышленностью, способной производить все виды подвижного состава, в том числе тепловозы, электровозы, электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, дрезины и прочее самоходное оборудование. Локомотивы имеются и в собственности частных компаний (см. РЖД#Либерализация рынка железнодорожной тяги). В результате реформы в собственности компаний-операторов оказались все возможные типы и специализации подвижного состава локомотивной тяги по назначениям — различные вагоны (пассажирские, грузовые), специальный подвижной состав.
Моторвагонный подвижной состав
Скоростной электропоезд ЭВС2-02
Идея организации скоростного движения в России появилась уже давно. В 1974 г. был построен первый скоростной поезд ЭР200, с 1984 г. курсировавший по линии „Москва — Ленинград“. Позднее появился и второй состав этого типа. В 2009 году их эксплуатация была прекращена.
В 1990-е годы инженеры продолжали работать над созданием более совершенных и скоростных поездов. Однако выпущенный в единственном экземпляре электропоезд «Сокол-250» так и остался нереализованным проектом. Был построен и испытан опытный прототип, работы над которым ввиду неудачности конструкции были прекращены.
В 2006 г. ОАО «РЖД» заключило контракт на закупку в Германии восьми высокоскоростных электропоездов «Сапсан» — поездов семейства «Сименс Веларо». Они ходят по маршрутам „Москва — Санкт-Петербург“ и „Санкт-Петербург — Нижний Новгород“. Между Москвой и Нижним Новгородом курсируют скоростные поезда «Ласточка» и «Стриж». Также уже курсирует скоростной поезд «Аллегро» из Санкт-Петербурга в Финляндию.
На неэлектрифицированных участках для пассажирских перевозок используются поезда с дизельными двигателями. Эксплуатируется устаревший подвижной состав (Д1 (эксплуатация прекращена в 2013 году) и ДР1). Также используются современные дизель-поезда ДТ1 производства Торжокского вагоностроительного завода и созданные на Метровагонмаше рельсовые автобусы РА-1, РА-2 и РА-3.
Локомотивы в депо Орёл. Слева направо — тепловозы ЧМЭ3, ТЭП70, электровозы ВЛ23, ВЛ11. Сзади также видны тепловозы М62 и электровозы ЧС2К
В СССР эксплуатировались в качестве пассажирских электровозов локомотивы, выпускавшиеся в Чехословакии на Пльзеньском заводе им. Ленина.
Пассажирские вагоны локомотивной тяги
В настоящее время пассажирские перевозки в дальнем следовании осуществляет дочерняя компания РЖД — Федеральная пассажирская компания. Перевозки пассажиров осуществляются сидячими, плацкартными, купейными вагонами и вагонами СВ. В состав пассажирских поездов включаются также штабные вагоны и вагоны-рестораны. ФПК практикует использование двух классов поездов — обычных «пассажирских» и «фирменных», которые отличаются более высоким уровнем обслуживания пассажиров.
Для сопровождения грузовых и хозяйственных поездов используются турные вагоны.
В настоящее время в железнодорожной сети РФ применяется широкий спектр грузовых вагонов, включая крытые магистральные вагоны объёмом кузова 120 (старые) и 158 (новые) кубометров, полувагоны, хопперы, железнодорожные платформы, изотермические вагоны, вагоны-цистерны и др.
Специальные вагоны и техника
Для обеспечения нормальной работы железных дорог РЖД использует специализированные вагоны, дрезины и прочие устройства (напр. съёмная вышка), которые предназначены для ремонта железнодорожных путей, пожаротушения, очистки их от снега (снегоочиститель), обновления щебневого покрытия пути, смазки рельсов, освобождения пути от растительности и т. д.
Поезд-
сцепленный состав вагонов с одним или
несколькими локомотивами, имеющий
установленный сигналы. Классификация
по:
–
маршруты
с мест погрузки
– формирование с
участием грузоотправителей;
–
поезда,
формируемые на технических и грузовых
станциях без
участия грузоотправителей;
2)
Условиям проследования до станции
назначения:
–
сквозные
– проходящие без переработки не менее
одной технической (участковой или
сортировочной) станции;
–
участковые
– следующие без переформирования по
одному участку до соседней технической
станции;
–
сборные
– для развоза и сбора вагонов по
промежуточным станциям участка
–
вывозные
– следующие с технических до отдельных
промежуточных станций или обратно;
–
передаточные
– следующие между станциями, входящими
в один ж.-д. узел, и обслуживаемые парком
передаточных локомотивов;
–
хозяйственные
– организуются для собственных нужд
дороги (ремонта и очистки путей, уборки
снега и пр.)
–
ускоренные
– с повышенной скоростью для перевозки
контейнеров, скоропортящихся грузов,
живности;
4)
Состоянию включаемых вагонов:
5)
Числу групп вагонов в составе:
–
одногруппные
– на одну станцию назначения
–
групповые
– из двух и более подобранных групп
вагонов на разные станции назначения.
Каждому
грузовому поезду присваивается
четырехзначный номер, по которому можно
определить категорию и порядок пропуска
и работы с ним.
4.
Структура управления движением
Единая
вертикальсостоит из трех уровней.(раньше
4)
Дирекция
управления движением – филиал ОАО РЖД–
организация и управление движением в
сфере грузовых и пассажирских перевозок,
коммерческое обслуживание перевозок.
Первый
уровень – ОАО РЖД
– представлен Центральной дирекцией
(ЦД) – координация управления движением
на всей сети дорог.
Второй
уровень – дорога
– Дирекция управления движением (Д),
включает службу движения (ДД) и
Диспетчерский центр управления
перевозками (ДЦУП).
Третий
уровень – линейные подразделения–
отдельно выделены крупные станции (ДС);
на ЗСЖД– Инская, Алтайская, Московка и
Входная; остальные объединены в Центры
организации работы станций (ДЦС) – Омский,
Новосибирский, Алтайский, Беловский,
Новокузнецкий, Тайгинский.
Входящая
в Дирекцию управления движением (Д)
служба движения состоит из отделов:
–
отдел станций –организация работы
станций;
–
отдел грузовой работы;
–
отдел графика движения поездов;
–
отдел организации работы локомотивов
и локомотивных бригад;
–
отдел обеспечения безопасности движения
(ревизоры);
–
отдел анализа и нормирования
эксплуатационной работы;
–
отдел специальных перевозок;
–
отдел предоставления «окон» и
взаимодействия с инфраструктурой.
ДЦУП–
непрерывное управление движением
поездов, выполнение технологических
норм и нормативов графика движения,
плана формирования поездов, технологических
процессов и технических норм
эксплуатационной работы. В ДЦУП
сосредоточены участковые поездные
диспетчеры (ДНЦ), локомотивные (ТНЦ) и
энергодиспетчеры (ЭНЦ)
5.
Основные понятия и определения
эксплуатационной работы.
Ж.д.
линии состоят из раздельных пунктов и
перегонами между ними. Ж.д.участок–часть
ж.-д. линии, заключенная между смежными
техническими станциями.
Организация
движения подразделяется на организацию
грузового и пассажирского движения. В
организации грузового движения выделяется
два вида работы – с вагонами и поездами.
Полный
цикл работы вагона – время в сутках от
погрузки до погрузки.
На
станциях, регионах и дорогах, на которых
загружают и разгружают вагон, его
называют местным, а на подразделениях
между ними – транзитным.
Вагон
проходящий техническую станцию без
переработки – транзитный без переработки,
иначе – транзитный с переработкой
Цикл
работы поезда
–период от формирования до расформирования;
Назначение
поезда–
станция, где он будет расформирован.
Разборочный
поезд–поступающий
на станцию в расформирование; поезд
Своего
формирования–
сформированный на станции
Участок
работы локомотивной бригады
– это расстояние между двумя смежными
станциями, одна из которых является
местом жительства бригады, другая –
пунктом смены.
Для
поездных локомотивов установлены
участки обращения или тяговое плечо;
на станциях плеча – в пунктах оборота
– локомотив перецепляют.
Пропускная
способность ж.-д. линии, участка
– это число поездов, которое может
пропустить линия за сутки в зависимости
от числа
главных путей, технического оснащения,
вида подвижного состава, системы
управления движением и типа графика
движения поездов.
Провозная
способность линии
– это тонно-километры в сутки или в год,
которые могут быть реализованы на линии
в зависимости от возможного числа
грузовых поездов и их массы
Рабочий
парк грузовых вагонов
–вагоны, находящиеся во всех видах
эксплуатационной. Нерабочий
парк–неисправные
вагоны, выделенные для специальных и
технических нужд.
Аналогично
для локомотивов.
Локомотивы распределяются по депо и
составляют инвентарный парк депо.
Натурный
лист
– документ, содержащий общие сведения
о составе поезда и данные о каждом
вагоне. Создаётся на станции формирования,
сопровождает поезд до станции
расформирования
6.
Количественные показатели эксплуатационной
работы
Показатели
эксплуатационной работы применяются
для оценки и анализа деятельности
железных дорог, определения потребности
в подвижном составе. Количественные
характеризуют объем работы
и рассчитываются для сети железных
дорог в целом, для дорог и регионов,
линейных подразделений – станций, депо,
дистанций.
– Объем
перевезенных грузов, т: ∑Р
– Объем
перевезенных пассажиров: ∑А
Погрузку
и выгрузку учитывают в четырехосных
вагонах за сутки.
– Объем
погрузки: ∑Uп, ваг.
– Объем
выгрузки: ∑Uв, ваг.
– Объем
транспортной работы (тонно-километры):
∑Р*l
– Грузонапряженность
(т-км/км) – загрузка линий перевозкой:
Гн = ∑Рl / Lэ.
– Передача
вагонов по стыковым пунктам дорог:
∑Uпд, ваг.
Определяется
количеством вагонов, переданных за
сутки в сумме нечетного и четного
направлений.
По
каждому стыковому пункту в каждом
направлении выделяется общий
прием
(Uпр) , состоящий из суммы приема груженых
и порожних вагонов, а также общая сдача
(Uсд) , складывающаяся из сдачи груженых
и порожних вагонов. В сумме эти величины
и составляют передачу в обоих направлениях:
Uпд
= Uпр + Uсд = (Uпр гр + Uпр пор) + (Uсд гр + Uсд
пор).
Работа
сети измеряется общим
числом погруженных или выгруженных
вагонов:
Uс = ∑∑ Uп или Uс = ∑∑ Uв.
Работа
дороги или региона складывается из
суммы погруженных и принятых по стыкам
груженых вагонов или из суммы выгруженных
и сданных по стыкам порожних вагонов:
U
= Uп + Uпр гр или U = Uв + Uсд пор .
7.
Качественные показатели использования
вагонов и локомотивов
Показатели
эксплуатационной работы применяются
для оценки и анализа деятельности
железных дорог, определения потребности
в подвижном составе.К основным качественным
показателям
эксплуатационной работыотносятся:
–
пробеги
вагонов(вагоно-км),
кол-во вагонов * расстояние.
Общий
пробег суммирует груженое и порожнее
состояния.
Коэффициент
порожнего пробега:порожний пробег/общий.
–
пробеги
локомотивов(локомотиво-км);
различают во
главе поездов и вспомогательные
(резервом,
при подталкивании, двойной тяге);
–
статическая
и динамическая нагрузки
вагонов:
статическая
(т/вагон) погруженная масса/ число
вагонов,
динамическая
грузооборот / пробег груженых вагонов
по подразделению.
–
оборот вагона
(θ) –время (сутки), от начала
погрузки до н
погрузки.
–
полный рейс
– расстояние
за время оборота (груженый+
порожний).
–
ходовая
(км/ч) не
учитывает время остановок и время на
разг
и замед
–
техническая
(км/ч) учитывает
время на разг
и замед,
но не стоянки;
–
участковая
(км/ч) с учетом
времени на разг,
замед
и стоянки;
–
маршрутная
(км/сут.) средняя
скорость поезда на направлении с учетом
всех стоянок.
–
полный
оборотом локомотива–
время в часах полного цикла операций
обслуживания пары поездов на участках
с момента выдачи из основного депо до
момента следующей выдачи из этого же
депо.
–
среднесуточный
пробег локомотива–
расстояние, проходимое в среднем одним
локомотивом за сутки.
–
производительность
локомотива(т-км
брутто), приходящиеся на один локомотив–
эффективность использования локомотивного
парка.
8.
Назначение раздельных пунктов и их
классификация
Перегон
– отдельные части на которые делятся
ж.д. линии раздельными пунктами для
обеспечения необходимой пропускной
способности и безопасности движения.
Разъезды–
скрещение и обгон поездов на однопутных
линиях
Обгонные
пункты–
обгона и перевод поездов с одного пути
на другой (при ремонте и т.п.) на двухпутных
линиях.
9.
Основные операции, выполняемые на ж.-д.
станциях
Технические:
прием, отправление и пропуск поездов,
их скрещение и обгон, расформирование
– формирование составов, подача –
уборка вагонов на грузовые пункты,
технический осмотр вагонов и устранение
неисправностей, смена локомотивов и
локомотивных бригад, ремонт вагонов,
экипировка локомотивов, подготовка
вагонов под погрузку.
Грузовые:
погрузка,
выгрузка и перегрузка грузов, сортировка
контейнеров и мелких отправок, осмотр
прибывающих и отправляемых составов в
коммерческом отношении.
Коммерческие:
прием, взвешивание, хранение и выдача
грузов, оформление перевозочных
документов, взимание провозных платежей,
навешивание запорно-пломбировочных
устройств.
Пассажирские:
обслуживание
пассажиров, прием – выдача и погрузка –
выгрузка багажа и почты.
Ж.д.
станции по характеру работы относятся
к категориям
промежуточная,
техническая
(участковая и сортировочная), грузовая
и пассажирская.
Определение и отнесение производится
разработанной в ОАО “РЖД” методикой.
Промежуточные
станции
– самый распространенный вид станций;
предназначены они для пропуска, скрещения
и обгона поездов, посадки и высадки
пассажиров, погрузки и выгрузки грузов
и багажа, работы со сборными поездами
(прицепка и отцепка вагонов).
Участковые–
предназначены для обработки транзитных
поездов, смены локомотивов и локомотивных
бригад. Так же: сортировочная работа по
расформированию – формированию составов,
грузовые и пассажирские операции.
Сортировочные–
массовое расформирование – формирование
поездов; обработка транзитных поездов,
грузовые и пассажирские операции в
небольшом объеме.
Грузовые–
предназначены для погрузки и выгрузки
грузов, формирования маршрутов, подготовки
вагонов под погрузку; возможны операции
с транзитными поездами, пассажирские
операции.
Пассажирская–
выполнение пассажирских операций, прием
и отправление багажа, почты и грузобагажа,
прием и отправление пассажирских и
почтово-багажных поездов, подача/уборка
на пассажирскую техническую станцию
(технический парк) конечных пассажирских
поездов, техническом обслуживании и
экипировка транзитных пассажирских
поездов и маневровой работе с
почтово-багажными составами.
Пассажирская
техническая–
выполнение пассажирских технических
операций, техническое обслуживание,
ремонт и экипировка пассажирских
вагонов, вагонов-ресторанов, приписных
вагонов, формирование /расформирование
пассажирских составов, подача/уборка
пассажирских составов на пассажирскую
станцию, отстой пассажирских составов.
Станции,
расположенные на границах (стыках)
железных дорог называют стыковыми.
Если к станции примыкают 3 и более
направлений, она является узловой.
В
зависимости от объема и сложности работы
все ж.д. станции подразделяются на
классы:
внеклассные, I, II, III, IV и V классов. Порядок
определения классности ж.д. станции
устанавливается ОАО “РЖД”.
К
внеклассным
относится большинство сортировочных
и наиболее крупные грузовые и пассажирские
станции.
Участковые,
грузовые и пассажирские станции относятся
к I
и II;
Промежуточные
– к III
– V
классам.
Объем
и сложность работы оценивается в баллах.
Погрузка или выгрузка на путях станции
пяти вагонов в сутки = 2, переработка 50
вагонов с горки = 2, сортировка пяти
вагонов с контейнерами = 2, отправление
или пропуск со сменой локомотивов или
бригад десяти поездов = 1 и т.д. Если сумма
баллов превышает 100, то станция внеклассная,
от 40 до 80 – первого, от 18 до 40 – второго,
от 8 до 18 – третьего, от 1,5 до 8 – четвертого,
менее 1,5 – пятого.