Введение
Рублевская Е.В., Щербакова А.В. Исследование перспектив внедрения системы «Умный вокзал» на территории РФ // Вопросы науки и образования. 2018. № 17 (29). С. 9–10.
Убайдуллаев И.Х., Кадыров Т.А. Автоматизация сбора и обработки информации в АСУЖТ. Ташкент: Фан, 1973. 148 c.
Токарева М.В., Мавланов А.А. Цифровизация железнодорожного транспорта // Central Asian Academic Journal of Scientific Research. 2022. Т. 2. № 6. С. 102–109.
Роузова Т.О. Особенности трансляции имиджа компанией ОАО «РЖД» // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. 1. № 1. С. 104–108.
Перевертов В.П., Юрков Н.К. Система умной инфраструктуры РЖД и нанотехнологии // Труды Международного симпозиума «Надежность и качество». 2018. Т. 1. С. 100–102.
Иванов А.А., Рожкова Л. Искусственный интеллект как основа инновационных преобразований в технике, экономике, бизнесе // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 3 (111). С. 112–115.
Bubelíny O., Kubina M., Varmus M. Railway Stations as Part of Mobility in the Smart City Concept // Transportation Research Procedia. 2021. Vol. 53. Pp. 274–281. DOI: 10.1016/j.trpro.2021.02.039
Zhuang D., Hao S., Lee D.-H., Jin J.G. From compound word to metropolitan station: Semantic similarity analysis using smart card data // Transportation Research Part C: Emerging Technologies. 2020. Vol. 114. Pp. 322–337. DOI: 10.1016/j. trc.2020.02.017
Kurenkov P., Pokrovskaya O., Anastasov M., Sokolov M., Bochkov A. Study of the current state of the transport infrastructure of road and rail transport of the Russian Federation // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2019. Vol. 698. Issue 6. P. 066064. DOI: 10.1088/1757-899X/698/6/066064
Дзюба Ю.В., Павловский А.А., Уманский В.И. Цифровая железная дорога. Технологический уровень // Перспективы науки и образования. 2018. № 1 (31). С. 208–213.
Фам А.Н.А. Система удаленного автоматического сбора и управления инженерным оборудованием в помещении // Вестник науки. 2021. Т. 3. № 12 (45). С. 221–224.
Кадырова Л.Ш. «Умный дом»: идеология или технология // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 5–3 (12). С. 86–87.
Diedrich C., Hoffman M., Hengster H. Engineering Concept of Virtual Automation Networks // IFAC Proceedings Volumes. ГОСТ Р 58171-2018. Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию пассажиров на вокзальных комплексах (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 06.07.2018 400-ст, применяется в ОАО «РЖД» с 15.04.2021). 2008. Vol. 41. Issue 2. Pp. 13993–13998. DOI: 10.3182/20080706-5-KR-1001.02369
Сафаров И.М., Давлетхузина Э.М., Ишмухаметова Д.М., Баширова Л.И., Садыков Р.Д., Хлебников Д.А. Состояние уровня автоматизации энергетических объектов и решения, направленные на его повышение // Инженерный вестник Дона. 2022. № 1. С. 89–96.
Zhang H., Quan W. Networking Automation and Intelligence: A New Era of Network Innovation // Engineering. 2021. DOI: 10.1016/j.eng.2021.06.019
Ульяницкая В.И. Цифровые каналы коммуникации как инструмент моделирования информационно-справочных услуг // Бюллетень результатов научных исследований. 2022. № 2. С. 50–63. DOI: 10.20295/2223-9987-2022-2-50-63
Шманев Т.М., Ульяницкая В.И., Пухова М.С., Панов П.С., Ситников А.Ю. Условия соответствия требованиям обеспечения доступности транспортных объектов ОАО «РЖД» через промежуточные решения и принятие компенсирующих мер для обслуживания маломобильных групп населения, в том числе инвалидов // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2021. Т. 18. № 3. С. 340–352. DOI: 10.20295/1815-588X-2021-3-340-352
Тройникова Е.Н. Подходы к управлению безопасностью транспортных процессов на железной дороге // Энергосбережение. Энергетика. Энергоаудит. 2015. № 1 (132). С. 54–60.
Шубинский И.Б. Об управлении техническими активами на железнодорожном транспорте России // Системный анализ в проектировании и управлении. 2021. № 3. С. 261–274. DOI: 10.18720/SPBPU/2/id21-376
Покровская О.Д., Новикова И.Д., Заболоцкая К.А. О цифровой платформе «Терминальная сеть» // Бюллетень результатов научных исследований. 2020. № 2. С. 20–32. DOI: 10.20295/2223-9987-2020-2-20-32
Покровская О.Д. Принципы реализации комплексных транспортно-логистических услуг на железнодорожном транспорте и требования к ним // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2020. Т. 17. № 3. С. 288–303. DOI: 10.20295/1815-588X-2020-3-288-303
ДИРЕКЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОКЗАЛОВ Создание умных железнодорожных вокзалов. Применение инновационных технологий «Пассажирский форум – 2011»
1 Содержание 1. «Умный вокзал» – Общая информация – Основные принципы функционирования – Схема функционирования 2. Автоматизированные системы управления ВК – Система воздухоподготовки – Незамерзающий роторный утилизатор – Индивидуальный тепловой пунк – Обработка параметров потребления воды и тепла – Светодиодное освещение ВК – Солнечные модули – Геотермальный насос – Камеры хранения – Единые карты, содержащие уникальный идентификационный код – Солнцезащитные пленки – Технологии зеленого здания – Система деконтаминации, интегрированная в систему вентиляции – Создание условий для ММГН – Проект создания «умного вокзала» на базе вокзала Анапа – Видео «Умный вокзал» 3. Заключение стр. 2-3 – стр. 2 – стр. 3 – стр. 4-5 стр – стр. 6 – стр. 7 – стр. 8 – стр. 9 – стр. 10 – стр. 11 – стр. 12 – стр. 13 – стр. 14 – стр. 15 – стр. 16 – стр. 17 – стр. 18 – стр. 19 – стр. 20 стр. 21
2 5. «Умный вокзал» Общая информация «Умный вокзал» – комплекс систем, позволяющих максимально увеличить эффективность функционирования инфраструктуры и технических средств вокзала, при котором все технические, технологические и организационные процессы реализуются при минимальном участии человека. Под «умным вокзалом» понимается весь вокзальный комплекс, включающий в себя как здание вокзала, так и примыкающую к нему инфраструктуру (перроны, платформы, подземные переходы, конкорсы). Цели Обеспечение максимального уровня комфорта для посетителей; Обеспечение требуемого уровня санитарно-гигиенических условий; Обеспечение комплексной безопасности на территории вокзального комплекса; Достижение максимального ресурсосберегающего эффекта (в том числе энергоэффективности и оптимизации использования трудовых ресурсов); Повышение доходов от подсобно-вспомогательной деятельности; Улучшение экологической обстановки на территории вокзального комплекса.
3 5. «Умный вокзал» (продолжение) Основные принципы функционирования I. Применение комплекса автоматизированных систем управления процессами жизнеобеспечения вокзального комплекса Управление системами жизнеобеспечения осуществляется в едином информационном пространстве с возможностью обеспечения контроля за работой данных систем с одного (центрального) сервера вокзала. II. Применение инновационных технологий (в т.ч. нанотехнологий) Достижения максимального ресурсосберегающего эффекта и повышения комфорта для посетителей (в т.ч. пассажиров) и работников вокзала, при систематическом мониторинге рынка инновационных предложений. III. Применение технологий «Зеленого здания» (отвечают европейскому стандарту «Green Building Programme») Направлены на улучшение экологической обстановки на вокзале как с целью повышения уровня комфорта для посетителей вокзала так и с целью минимизации негативного прямого и опосредованного воздействия инфраструктуры и технических средств вокзала на окружающую среду. IV. Оптимизация процессов обслуживания посетителей вокзалов путём максимально удобного расположения объектов, связанных с обслуживанием посетителей, с учетом требований энергоэффективности и максимально удобного информирования посетителей вокзала (голосового, визуального и тактильного).
4 5. «Умный вокзал» (продолжение) Схема функционирования 1. Комплекс автоматизированных систем управления процессами жизнеобеспечения вокзального комплекса 2. Инновационные технологии 3. Технологии «Зелёного здания» 4. Оптимизация процессов обслуживания посетителей вокзалов 1. Комплекс автоматизированных систем управления процессами жизнеобеспечения вокзального комплекса Система управления и диспетчеризации инженерного оборудования Интеллектуальная интегрированная комплексная система безопасности Система связи Система мониторинга состояния зданий и сооружений Информационно- справочная система Кондиционирование и вентиляция Отопление Электроснабжение Управление устройствами горизонтального и вертикального транспорта Водоснабжение и канализация Сбор и обработка информации (ситуационный центр) Видеонаблюдение Контроль и управление доступом Инженерно-техническая защита вокзального комплекса Оповещение и управление эвакуацией Охранно-пожарная сигнализация Пожаротушение Противодымная защита Экологический мониторинг Автоматическая телефонная связь Оперативно- технологическая связь Радиосвязь Спецсвязь Мониторинг кровли, перекрытий и несущих конструкций Мониторинг геологических подоснов Вибрационный и сейсмологический мониторинг Часофикация коллективное и индивидуальное информирование громкоговорящее оповещение Телевидение радиотрансляция
5 5. «Умный вокзал» (продолжение) Схема функционирования (продолжение) 2. Инновационные технологии (в т.ч. нанотехнологии) 3. Технологии «Зеленого здания» Технологии, минимизирующие отрицательное воздействие инфраструктуры вокзала на окружающую среду Технологии, повышающие уровень комфорта для посетителей вокзала с точки зрения улучшения экологической обстановки на вокзале 4. Оптимизация процессов обслуживания посетителей вокзалов Оптимизация расположения на территории вокзального комплекса объектов, связанных с обслуживанием посетителей вокзала Технологии, обеспечивающие максимально удобное информирование посетителей вокзалов (голосовое, визуальное, тактильное)
6 Система воздухоподготовки 6. Автоматизированные системы управления ВК Автоматизированная система воздухоподготовки с функциями вентиляции, охлаждения, обогрева и рекуперации тепла в помещении Снабжение прохладным воздухом без сквозняка Легко размещается, не занимает поверхности пола Эффективное смешивание теплого воздуха Интеллектуальный Комбинированный воздухораспределитель BOOSTER для нагрева и охлаждения.
7 Не обмерзает до температуры С Температурный КПД до 85% Вытяжной воздух Наружный воздух Отработанный воздух Приточный воздух Необмерзающий роторный утилизатор 6. Автоматизированные системы управления ВК
8 Индивидуальный тепловой пункт 6. Автоматизированные системы управления ВК
9 Комплексы учёта и обработки параметров водопотреблении Комплексы учёта и обработки параметров теплопотребления на базе РМ-5 на базе КМ-5 Обработка параметров потребления воды и тепла 6. Автоматизированные системы управления ВК
10 Светодиодное освещение ВК 6. Автоматизированные системы управления ВК С интеллектуальными режимами управления освещением
11 Солнечные модули 6. Автоматизированные системы управления ВК
12 Геотермальный насос 6. Автоматизированные системы управления ВК
13 Камеры хранения 6. Автоматизированные системы управления ВК Бесконтактная смарт-карта используется в качестве ключа доступа и средства платежа Оформление карты возможно в кассе или с помощью автомата. При этом на карту записывается дата и время оформления, информация об оплаченном сроке хранения. В случае оборудования зала хранения турникетами, пассажир проходит через турникет при помощи карты. По истечении оплаченного срока хранения пассажир сможет пройти через турникет только после продления срока хранения. Проверка оставшегося срока хранения возможна на автомате приема оплаты, либо в кассе. Оператор осуществляет Мониторинг состояния ячеек и накопление статистической информации о работе комплекса.
14 Единые карты, содержащие уникальный идентификационный код 6. Автоматизированные системы управления ВК Описание RFID По функционалу FRID-метки как метод сбора информации очень близки к штрих- кодам, наиболее широко применяемым сегодня для маркировки товаров. Данные на метку заносятся и считываются через радиоканал Метка несет в себе следующую информацию: Уникальный идентификационный номер Информацию об объекте Виды RFID-меток Самоклеющиеся бумажные или полимерные этикетки Стандартные пластиковые карты или смарт-карты Дисковые метки (в том числе с центральным отверстием для закрепления на паллете) Различные виды брелоков Метки в специальном исполнении для жестких условий эксплуатации Устройство RFID-меток КомплектующиеФункции Микросхема (чип)Хранение и обработка информации Встроенная антенна (на полимерной или бумажной подложке) Прием и передача сигнала Встроенная память (в некоторых моделях) Хранение дополнительной информации Источник питания (в активных антеннах) Питание для чипа Усиление сигнала антенны Корпус Может быть как мягким (бумага, пленка), так и жестким (пластик, металл)
15 Солнцезащитные пленки 6. Автоматизированные системы управления ВК
16 Технологии зеленого здания 6. Автоматизированные системы управления ВК Использование принципа фотосинтеза
17 Система деконтаминации, интегрированная в систему вентиляции 6. Автоматизированные системы управления ВК Принципиальная схема функционирования системы деконтаминации, интегрированной в систему вентиляции вокзала
18 Создание условий для ММГН 6. Автоматизированные системы управления ВК Доступность и комфорт – Свободный доступ ко всем сооружениям внутри и снаружи вокзала – Размещение больших лифтов и соблюдение радиуса движения инвалидных кресел, детских колясок, велосипедов и тележек – Дополнение информационной системы шрифтом для слепых и/или звуковыми опциями – Транспортные системы, удобные для детских колясок и велосипедов, и места для их хранения Передвижение по вертикали – доступ для людей с ограниченной подвижностью
19 Проект создания «умного вокзала» на базе вокзала Анапа 6. Автоматизированные системы управления ВК
20 6. Автоматизированные системы управления ВК Видео «Умный вокзал»
21 Дирекция железнодорожных вокзалов – филиал ОАО «РЖД» Благодарю за внимание!
Проект
«Умный вокзал»
«Умный
вокзал» – это комплекс систем
(в первую очередь инженерных), позволяющих
максимально увеличить эффективность
функционирования инфраструктуры и
технических средств вокзала, при
котором все технические, технологические
и организационные процессы реализуются
при минимальном участии человека.
Объектом внедрения технологий «умного
вокзала» является весь вокзальный комплекс,
включающий в себя здание вокзала и примыкающую
к нему инфраструктуру (перроны, платформы,
подземные переходы, конкорсы и т.д.).