Вагон поезда на путях отстоя ст. Хабаровск-2
Специальный поезд, предназначенный для медицинского обслуживания жителей регионов, удаленных от центра страны, сформирован по заказу ОАО «РЖД» в рамках развития национальной программы по здравоохранению. Поезд был сформирован в 2005 году и отправился к месту приписки на Дальний Восток 12 января 2006 года.
В состав диагностического центра входят отделения ультразвуковой и рентгенодиагностики, кабинеты офтальмологии и эндоскопии, хирурга, лора, гастроэнтеролога, невропатолога и других специалистов. Кроме этого, в состав поезда включены лаборатория, флюоростанция и кабинет телемедицины, оснащенный спутниковой системой связи для обеспечения видеоконференций и консультаций со специалистами ведущих клиник страны. Для автономного энергоснабжения в состав поезда включён один вагон, оборудованный дизель-генераторными агрегатами.
Назван в честь Матвея Яковлевича Мудрова.
Медицинский поезд «Терапевт Матвей Мудров» сегодня отправляется в рейс по Хабаровскому краю
11 августа 2011 5:09
Специалисты передвижного консультативно-диагностического центра окажут помощь жителям поселков края
Передвижной консультативно-диагностический центр «Терапевт Матвей Мудров» 11 августа отправляется в рейс по Дальневосточной железной дороге. Маршрут поезда пролегает по Хабаровскому краю с остановками на следующих станциях: Литовко – 2 дня, Санболи – 1 день, Болонь – 1 день, Кун – 1 день, Гурское – 1 день, Уктур – 1 день, Высокогорная – 1 день, Кенада – 1 день, Тулучи – 1 день, Тумнин – 1 день, Токи – 1 день.
Расписание поезда «Терапевт Матвей Мудров»
«Терапевт Матвей Мудров» – это один из пяти передвижных консультационно-диагностических центров ОАО «РЖД» на базе поезда. В состав диагностического центра входят отделения ультразвуковой и рентгенодиагностики, кабинеты офтальмологии и эндоскопии, хирурга, лора, гастроэнтеролога, невропатолога и других специалистов. Кроме этого, в «поликлинике на колесах» есть лаборатория, флюоростанция и кабинет телемедицины, оснащенный спутниковой системой связи для обеспечения видеоконференций и консультаций со специалистами ведущих клиник страны. «Матвей Мудров» может работать практически в любых условиях, потому что имеет автономное электроснабжение – в состав поезда включён вагон, оборудованный дизель-генераторными агрегатами.
Вопрос о запуске медицинского поезда «Матвей Мудров» обсудят в Хабаровске
25 февраля 2021 9:40
Востребованный в отдаленных населенных пунктах региона передвижной консультативно-диагностический центр не курсирует уже несколько лет
Правительство Хабаровского края намерено обсудить с руководством железной дороги вопрос о возобновлении работы поезда «Терапевт Матвей Мудров». Уникальный железнодорожный состав перестал курсировать с 2018 года.
Передвижной консультативно-диагностический центр «Терапевт Матвей Мудров» был оснащен современным медицинским оборудованием и оказывал медицинские услуги железнодорожникам и населению на отдаленных станциях по Байкало-Амурской магистрали. Спецпоезд был сформирован в 2005 году в рамках развития национальной программы по здравоохранению. В первый рейс он отправился в 2006 году. За первые пять лет работы поезд совершил более 60 рейсов и оказал медицинские услуги 55 тысячам человек.
– В свое время медпоезд был очень востребован. В Хабаровском крае часть поселков может получить квалифицированную медпомощь только от железной дороги. Запуск поезда – вопрос дальнейших переговоров с руководством железной дороги. Пока у края средств на такой проект нет. Вопрос на контроле, будем стараться его как-то сдвинуть. С другой стороны, куда не доедет поезд, доедет КАМАЗ, – объяснил Евгений Никонов, зампред краевого правительства по социальным вопросам.
Что касается остальных медицинских транспортных программ, то Евгений Никонов заверил, что в этом году в плановый рейс отправится теплоход «Здоровье», который дойдет до Николаевска-на-Амуре. Кроме этого 24 февраля из Хабаровска стартовал медицинский автопоезд с современным оборудованием. Первой остановкой автопоезда стал поселок Сита.
Среди событий ушедшего года, которые не обрадовали, а расстроили, – решение о расформировании поезда «Терапевт Матвей Мудров». Если точней, передвижного консультативно-диагностического центра. Он входит в состав поликлиники станции Хабаровск-1 и размещается в восьми пассажирских вагонах. Причем, шесть из них представляют собой лечебно-диагностические подразделения.
Решение было принято на совещании у начальника ДВостЖД . Вызвано оно не намерениями свернуть работу консультативно-диагностического центра, большинство пациентов которого не имеют отношения к железной дороге, являясь жителями станционных поселков, где врачебная помощь отсутствует.
– Мы готовы продолжать работу, однако техническое состояние состава вызывает опасения у специалистов вагонного парка, – объяснял мне по телефону , начальник поезда «Терапевт Матвей Мудров», когда этот поезд обслуживал бамовцев.
Иначе говоря, решение о расформировании не вступало в силу немедленно, но в то же время однозначно определило перспективу.
– Поезд здоровья, как мы его называем, на ходу с 2006 года, – уточнил , в прошлом главный инженер ДВостЖД, а теперь член общественного совета регионального минпромтранса. – Надо иметь в виду, что создавался он не из новых вагонов. Были ремонты. Но ведь и металл изнашивается.
На опорной станции Болонь
С начала функционирования передвижного консультативно-диагностического центра им произведено более ста выездов на станции и разъезды и , Амурской и Еврейской автономной областей, а также республики Саха (Якутия). Число пациентов, получившись врачебную помощь, перевалило за 125 тысяч человек. Количество исследований – рентнгеновских, ультразвуковых и прочих – за 375 тысяч.
На станции Болонь мне рассказывали, как с приходом «Терапевта Матвея Мудрова» пустеет Джуен – соседнее нанайское село. Даже в школе прерываются уроки. Причина ажиотажа очевидна: в составе врачебной бригады не только терапевт и хирург, но и узкие специалисты. Попасть к ним в Амурской районной больнице почти невозможно. А тут только успевай занимать очередь в вагонах: в одном – зубной врач, в другом – глазной, в третьем – ухо, горло, нос. Ведут прием кардиолог, невролог, гинеколог, уролог, эндокринолог. И даже педиатр, хотя передвижной консультативно-диагностический центр создавался с расчетом на железнодорожные кадры.
Собственно в Болони – опорной станции легендарной линии ВолК, в 1934 году связавшей Волочаевку-2, а значит, Транссиб, и Комсомольск-на-Амуре, – отношение к «Терапевту Матвею Мудрову» неоднозначное. Болонь помнит собственную, как выражаются на железной дороге, линейную больницу, которая имела даже родильное отделение.
Больницу закрыли, объяснив это уменьшением численности железнодорожного персонала в Болони. На других дорогах в других регионах страны происходило то же самое: увеличение скоростей, прочие технологические сдвиги оборачивалось сокращением кадров. Наверное, поэтому передвижные консультативно-диагностические центры появились почти одновременно на пяти дорогах страны: на Крайнем Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке. Но восполнить разветвленную сеть ведомственной медицины, созданную сталинским соратником и наркомом путей сообщения , которую взялись урезать в перестроечные и пореформенные годы, «Хирург Николай Пирогов», «Хирург Сергей Юдин» и другие поезда, названные в честь светил отечественного здравоохранения, вряд ли могли.
– «Терапевт Матвей Мудров» приходит и уходит, а наши женщины рожают в поездах, – говорили мне в Болони, рассказывая как о счастливых родах, так и о трагических.
Я поясню, что Болонь в последние годы получила круглогодовой проезд из Эльбана, а значит, из Амурска и Комсомольска-на-Амуре, но автобусное сообщение так и не открыто. Остается ночной поезд, в котором и рожают болонские женщины. Но что ждет Болонь после того, как «Терапевт Матвей Мудров» уйдет на металлолом? Бывшая районная, а теперь участковая больница в Эльбане на гране закрытия: из-за дырявой крыши и сезонных потопов здание приходит в негодность. Региональный минздрав, увлеченный высокими технологиями перинатального и прочих специализированных центров, похоже, не замечает пике, в котором оказалось первичное звено здравоохранения.
– У нас закрыли участковую больницу. В ЦРБ добираемся на поезде, – рассказывали мне в администрации села Уська-Орочская Ванинского района. – «Терапевт Матвей Мудров» для нас как манна небесная. Правда, в последний приход не проводили ни УЗИ, ни флюорографию. Сказали, что оборудование сломалось.
Это было уже после принятия решения о расформирования поезда. Тем не менее его работа продолжилась в прежнем режиме. Поездки по веткам в пол-месяца, бесплатный прием не только железнодорожников, но и всех остальных. По статистике пациенты, не имеющие отношения к железной дороге, составляют 88 процентов от их общего числа. Не потому ли выходит из строя диагностическое оборудование, что изначально оно предназначено не для столь мощного потока? Другой вопрос: уместно ли метать громы и молнии по поводу поломки, когда заявлено, что передвижной консультативно-диагностический центр свое отработал? Правда, по-прежнему безотказен врачебный и средний медперсонал. – Пользуясь случаем, выражаю признательность через газету кадрам «Терапевта Матвея Мудрова». Если бы не они, жизнь моя уже закончилась бы, – не постеснялся признаться глава поселка Сулук Верхнебуреинского района . Его история типична для глубинки: до ЦРБ далеко, если что-то заболит, под рукой таблетки. Когда «Терапевт Матвей Мудров» прибыл на станцию Сулук, отправился к медикам скорей для того, чтобы показать пример жителям поселка. Дескать, надо не по домам сидеть, а воспользоваться приездом людей в белых халатах. Диагноз его шокировал. Однако надежда была. И болезнь не запущена, и организм еще не изношенный. Словом, выкарабкался. – По направлениям, которые нам выдают в передвижном консультативно-диагностическом центре, нас принимают в больницах Комсомольска-на-Амуре, Хабаровска, – говорит специалист администрации поселка Кенай Комсомольского района . В Джуене, Болони, Уське-Орочской, Сулуке, Кенае не представляют жизни без «Терапевта Матвея Мудрова». Почему должностные лица хранят молчание по поводу предстоящего сворачивания в глубинке по форме ведомственной, а по сути всеобщей врачебной помощи?- Краевой фонд обязательного медицинского страхования оплачивает услуги, которые представляет жителям отдаленных поселений передвижной консультативно-диагностический центр железнодорожников. В 2016 году фонд перевел 21,8 миллиона рублей. Насколько мне известно, перечислялись средства и в 2017 году, – сообщила председатель постоянного комитета краевой думы по соцзащите населения и здравоохранению .- Верно, – подтвердили в дальневосточной дирекции здравоохранения . – Незадача в том, что в тариф включены затраты на оказание медпомощи – и только. Замену упомянутых аппаратов УЗИ и рентгена тариф не учитывает. Как и неизмеримо большие расходы на содержание собственно поезда. Выходит, правы те, кто связывает решение о предстоящем расформировании передвижного консультативно-диагностического центра не с техническими незадачами, а с финансовыми? В пользу этой версии свидетельствует тот факт, что Дальневосточная дорога, не как подразделение МПС, а как филиал , целенаправленно сокращает персонал. Часть работ передана сторонним организациям. Люди, достигшие пенсионного возраста, не продолжают работать, а увольняются, и это поощряется материально. Как объясняли мне на станции Высокогорная, где линейная больница передана ЦРБ, нуждающиеся в консультациях врача направляются в Хабаровск в дорожную больницу. Иначе говоря, необходимость в «Терапевте Матвее Мудрове» отпала. Если, конечно, не принимать во внимание нужды нежелезнодорожников, тем более что работа с ними – задача не ведомственной, а территориальной медицины, за что отвечает региональный минздрав. – Давайте не спешить с выводами. Принципиальное решение на стадии принятия в Москве и вот-вот будет озвучено, – сказали мне в дальневосточной дирекции здравоохранения . КАМАЗ не для насВ сентябре на Восточном экономическом форуме руководитель центральной дирекции здравоохранения сообщила о планируемом создании передвижного инновационного центра для оказания медицинских услуг. По этому поводу была созвана пресс-конференция, из материалов которой я понял, что «Хирург Николай Пирогов», «Терапевт Матвей Мудров», другие рожденные на Воронежском вагоноремонтном заводе передвижные консультативно-диагностические центры, действительно получат отставку. Их заменит сформированный не из «бэушных», а из новеньких вагонов состав с самым современным медицинским оборудованием. Признаюсь, информация об этом, поданная с помпой во Владивостоке, меня огорчила, а не обрадовала. Если сегодня на пяти дорогах страны пять передвижных консультативно-диагностических центров, а будет один, пусть даже на новом уровне оснащения, что принесет это жителям глубинки?«Терапевт Матвей Мудров» бывает на станциях Болонь, Усть-Орочи, Сулук, Кенай раз в полгода. Расписание его работы выверено годами и охватывает пять субъектов Дальневосточного федерального округа. Арифметика подсказывает: анонсированный главой центральной дирекции здравоохранения инновационный поезд станет появляться на тех же станциях раз в два с половиной года. На мой взгляд, это не инновация в медпомощи, а ее деградация.Возможно, появление инновационного центра и как следствие перенос ответственности за первичное звено здравоохранения с региональных профильных дирекций на центральную дирекцию вписывается в логику продолжающегося реформирования . Но почему молчат регионы, когда впереди кратное снижение выездов врачебных бригад в глубинку? В департаменте здравоохранения администрации мне сказали, что намерены развивать собственную передвижную консультационно-диагностическую сеть. Это возможно благодаря автомобилям КАМАЗ, что уже опробовано. Благо, ко всем станциям и разъездам если не асфальтный, то грунтовый подъезд. Из телефонного разговора с управлением здравоохранения правительства Еврейской автономии я сделал вывод, что и там намерены не распылять средства областного , обходиться собственными выездными бригадами, поскольку недоступных для автотранспорта железнодорожных поселений в регионе нет. В Хабаровском крае этот вариант не пройдет. Только на поезде можно добраться до станций и разъездов в , , . К тому же замена поезда здоровья автомобилем неравноценна. В прицепе КАМАЗа размещается рентгенкабинет, но приезд в глубинку десятка узких специалистов, как практикует тем же «Терапевтом Матвеем Мудровым», вряд ли возможен. Итак, почти год назад ДВостЖД объявила о предстоящем расформировании поезда здоровья. Спустя несколько месяц на Восточном экономическом форуме прозвучало подтверждение, подданное как инновация. Что намерен предпринять региональный минздрав для того, чтобы глубинка, в которой живут не только железнодорожники, не осталась без врачебной помощи?Не пора ли вышедшему из длительного отпуска краевому профильному министру высказаться на этот счет?