Стратегия цифровизации ржд

Стратегия цифровой трансформации ОАО «РЖД» актуализирована в соответствии с директивами правительства России и одобрена на заседании правления компании. В ближайшее время обновленный вариант документа будет вынесен на рассмотрение совета директоров ОАО «РЖД».

«При актуализации мы исходили из директив правительства и опыта компании в части цифровой трансформации и импортозамещения, а также результатов оценки «цифровой зрелости» и технологического развития, проведенных ведущими консультантами. В соответствии с директивами велось взаимодействие и отработка замечаний с Минтрансом и Минцифры России», – сказал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин. Он также подчеркнул, что актуализированная стратегия увязана с долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» и стратегическими документами государственного уровня, в частности, отраслевой стратегией цифровой трансформации, разработанной Минтрансом России.

Основные цели стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД» – это обеспечение цифрового лидерства, расширение продуктовой линейки транспортных услуг, повышение эффективности бизнес-процессов и обеспечение технологической безопасности.

При актуализации оценивался текущий статус цифровых проектов и перспективы, уточнялись их эффекты и ключевые показатели эффективности. В числе наиболее перспективных – внедрение технологии информационного моделирования (BIM-системы) в управлении жизненным циклом объектов, автоматизированное планирование ремонтов и текущего содержания инфраструктуры, интегрированная система взаимодействия с клиентами в части грузовых перевозок, внедрение смарт-контрактов на блокчейн-платформе и др.

«Очень серьезно был расширен блок по кадровому обеспечению цифровой трансформации. Для нас это важнейшее направление, поскольку именно от этого зависит итоговый успех. Масштабные программы цифровой трансформации реализуют все крупнейшие компании, и нам необходимо не просто привлекать и подготавливать высококвалифицированный персонал, но и удерживать специалистов, укрепляя бренд работодателя для цифровых специальностей», – отметил Е. Чаркин.

В стратегии детально проработаны вопросы импортозамещения в области IТ. В компании реализуется план по переходу на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, по всем классам ПО определены целевые значения.

Мониторинг эффективности реализации актуализированной стратегии будет проводиться Минцифры России по перечню из 20 ключевых показателей эффективности, которые включают в том числе долю расходов на закупку российского программного обеспечения и увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий.

На что будут потрачены миллиарды, выделенные на цифровизацию РЖД

150 млрд руб. инвестиций принесут 400 млрд руб. для экономики страны — таковы финансовые показатели реализации стратегии цифровой трансформации, которая была принята советом директоров РЖД в октябре 2019 г. Сайт корпорации тогда отчитался о масштабных начинаниях достаточно сухо, но лишь потому, что это были только начинания. Спустя без малого полгода можно делать первые выводы.

Как изменится РЖД

Планы цифровизации РЖД документально были закреплены еще в марте 2019 г., но тогда это было распоряжение правительства. Совет директоров компании представил их в виде стройной программы в середине осени. Помимо логичных заявлений про импортозамещение и сквозные технологии, в РЖД пообещали менять корпоративную культуру, повышать эффективность старых бизнес-процессов и формировать новые, а также расширять набор предлагаемых услуг. До 2025 г. на это потратят 150 млрд руб.

«На транспортный сектор окажет колоссальное влияние «цифровая революция». Получат широкое распространение интеллектуальные технологии управления движением (в том числе полностью безлюдные), интернет вещей, решения будут приниматься на основе больших данных. На первый план выйдут вопросы кибербезопасности», — предрекал за полтора года до подписания документа генеральный директор РЖД Олег Белозеров, добавивший, что в компании существует большой спрос на специалистов, которые смогут помочь с осуществлением цифровой трансформации отрасли.

Каким будет новый подход к цифровизации

Если раньше в РЖД меняли системы, исходя из текущих запросов бизнеса, то теперь подход стал более стратегическим. В планах — внедрение восьми ключевых платформ: мультимодальных пассажирских перевозок, мультимодальных грузовых перевозок, транспортно-логистических узлов, оператора линейной инфраструктуры, логистического оператора электронной коммерции, управления перевозочным процессом, тягового подвижного состава и непроизводственных процессов.

РЖД внедрит восемь платформ, которые изменят пассажирские и грузовые перевозки

Конечной целью их внедрения станет максимально оперативный и по возможности электронный контакт с клиентами (включая ЭДО при перевозках по России и ЕС), сопровождение пассажиров и грузов «от двери до двери», тотальная персонификация и гибкость в тарифах, программа лояльности. Сама РЖД получит прозрачное и сквозное управление своими бизнес- и ИТ-процессами, в основе которых будут самые передовые и востребованные технологии — от искусственного интеллекта и распределенных реестров до квантовых вычислений и промышленного интернета вещей. На системном уровне предполагается создание единого информационного пространства перевозок, формирование сквозных цифровых технологий организации перевозочного процесса и единой интегрированной автоматизированной системы управления с оптимизацией корпоративных систем управления предприятием.

Что уже изменилось для клиентов

Самую заметную для клиентов компании (и физических лиц, и юридических) модернизацию прошел сайт РЖД. Речь не только и не столько о дизайне, сколько о предлагаемых сервисах и насыщенной функциональности. Физлица получили упрощенную систему покупки билетов. Стали доступны рейсы с пересадками, в том числе — на другие виды транспорта, например, самолеты или автобусы (в этом и заключается мультимодальность в названии одной из платформ). Не исключено, что разработчики вдохновлялись примерами площадок-агрегаторов, которые в эпоху уберизации съедают значительную часть рынка. Впрочем, у РЖД есть причина выглядеть более привлекательно: даже на старом дизайне компания занимала четвертое место по доле онлайн-выручки в Рунете (172,2 млрд руб. по итогам 2019 г.), уступая лишь Wildberries, «Аэрофлоту» и AliExpress Russia.

Что любопытно, сайт стал более актуальным по сравнению со своим предшественником. Это можно заметить по мелочам: скажем, процедуру возврата билетов можно изучить прямо на главной странице ресурса, не закапываясь на полчаса в карту сайта. Тут же — услуги до, во время и после поездки, а также свежая информация по коронавирусу, что особенно актуально в условиях железнодорожных перевозок.

Отдельный раздел сайта посвящен грузовым перевозкам. Интуитивно понятная навигация позволит получить всю информацию по услугам (включая таможенное оформление и транспортно-логистические вопросы), есть личный кабинет и даже калькулятор для расчета стоимости отправки груза.

«Цель цифровизации — это повышение качества предоставляемых транспортных и логистических услуг за счет применения цифровых технологий. Например, благодаря электронно-торговой площадке для желающих отправить груз срок первого контакта с РЖД сократился с нескольких дней до нескольких минут», — приводит пример директор по информационным технологиям РЖД Евгений Чаркин.

Как меняется работа внутри РЖД

Стратегия цифровой трансформации серьезно затронула вопросы, связанные с управлением персоналом компании. Строго говоря, эта работа велась и до октября 2019 г. Сотрудникам РЖД, например, был доступен внутренний Сервисный портал с несколькими десятками функций. Среди них были онлайн-получение справок 2НДФЛ и расчетных листков. Но теперь эта работа усиливается за счет внедрения передовых HR-технологий. Это и методы обучения персонала, и его подбор и наём, и возможность самостоятельного формирования социального пакета, и создание и развитие технологий быстрого взаимодействия работника с работодателем. Серьезное внимание компания уделяет автоматизации и роботизации рутинных процессов с помощью аналитики больших данных, а наибольший прогресс достигнут как раз в HR-департаменте.

«От того, каким компетенциям мы будем обучать сотрудников, зависит наш успех в будущем. Мы ведем очень большую работу совместно с образовательными центрами для того, чтобы выстроить единую цепочку поиска талантливых молодых людей, начиная со школьной скамьи и сопровождения их в период получения образования и затем — их приема на работу в компанию», — уверен Евгений Чаркин.

В этом направлении РЖД уже дошел до пилотирования VR-тренажеров для путейцев и локомотивных бригад. В промышленную эксплуатацию первыми должны поступить комплексы для сотрудников с высоким риском травматизма. Кроме того VR- и AR-тренажеры позволят отрабатывать навыки с технически сложным оборудованием.

Зачем РЖД работает со стартапами

Важная часть трансформации компании — программа корпоративной акселерации, запущенная совместно с Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ). Осенью 2019 г. на участие в нем было подано 720 заявок от стартапов, география которых включала не только Россию, но и Италия, Тайвань и даже Узбекистан. В итоге победителей оказалось семеро.

«Для РЖД это был первый опыт проведения акселерационной программы, но можно уверенно говорить, что он удался. Теперь необходимо внедрить эти разработки в жизнь, чтобы сделать железные дороги еще более доступными, комфортными и эффективными как для пассажиров и грузоотправителей, так и для сотрудников компании», — заявил заместитель генерального директора РЖД Сергей Кобзев.

Помимо этого, технологичные компании привлекают в регионах страны: по всей России создается сеть инновационных площадок. Промышленные предприятия на периферии смогут получать заказы от РЖД на создание прорывной продукции.

Совет директоров ОАО “РЖД” утвердил актуализированную Стратегию цифровой трансформации компании до 2025 года. Документ ориентирован на создание и внедрение отечественного софта и развитие цифровых сервисов как для железнодорожников, так и для клиентов компании, в том числе востребованных на экспортных рынках.

Стратегия цифровой трансформации РЖД была утверждена в 2019 году в целях обеспечения цифрового лидерства компании, расширения продуктовой линейки транспортных услуг, повышения эффективности бизнес-процессов и обеспечения технологической безопасности отрасли.

В связи с последними политическими и экономическими событиями в стране и мире возникла необходимость в актуализации документа. Его новая редакция утверждена в апреле этого года в соответствии с директивами правительства РФ.

Главная цель обновленного документа — выстраивание эффективных внутренних процессов РЖД на основе цифровых технологий и создание цифровых продуктов для существующих и новых рыночных сегментов. Как рассказал Евгений Чаркин, заместитель генерального директора ОАО “РЖД”, работа над новой редакцией Стратегии велась в тесном сотрудничестве с экспертами Минцифры России, Минтранса России и АНО “Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий”. При планировании цифровой трансформации компании учтены интересы государства, транспортной отрасли и бизнеса.

“Мы провели масштабную работу, в которую были вовлечены свыше сотни ключевых специалистов и руководителей различных функциональных подразделений компании. В обновленный документ добавлены задачи по импортозамещению программного обеспечения и радиоэлектронной продукции, прописаны подходы к обеспечению информационной безопасности”, – подчеркнул Евгений Чаркин.

Актуализированная Стратегия цифровой трансформации (СЦТ-2025) ориентирована на развитие семи ключевых цифровых платформ: платформа мультимодальных пассажирских перевозок; платформа мультимодальных грузовых перевозок; платформа транспортно-логистических узлов; платформа линейной инфраструктуры; платформа управления перевозочным процессом; платформа непроизводственных процессов; платформа тягового подвижного состава.

На основе каждой платформы создаются цифровые сервисы и продукты для внешних пользователей (клиентов, партнеров и государства) и внутренних (сотрудников и руководителей компании) с использованием таких цифровых технологий, как большие данные, распределенные реестры, промышленный интернет вещей, квантовые вычисления.

Например, в сфере грузовых перевозок внедрены смарт-контракты (оформление перевозки с разными участниками логистической цепочки) на блокчейн-платформе. Развиваются сервисы электронной торговой площадки “Грузовые перевозки” (там насчитывается почти 9 тыс. пользователей), а также технология безбумажной международной мультимодальной грузовой перевозки ИНТЕРТРАН (совершено уже более 98 тыс. отправок). Благодаря реализации этих сервисов компании удается обеспечить индивидуальный подход к каждому клиенту.

До конца 2023 года клиенты РЖД получат возможность размещать через личный кабинет заявления на создание новых и развитие существующих примыканий на развитие инфраструктуры необщего пользования; заказывать мониторинг услуг “Грузовой экспресс” и мониторинг размещения железнодорожных составов на путях общего пользования; размещать заявки на погрузку-выгрузку грузов на местах общего пользования собственными силами.

Свое развитие получат и ИТ-сервисы для пассажиров. Уже сейчас в электронном виде им доступно большинство услуг компании. В результате 74% билетов граждане оформляют онлайн через портал и мобильное приложение РЖД. Планируется, что к началу 2024 года будет организовано взаимодействие пассажиров со всеми перевозчиками в режиме единого окна. А в 2025 году гражданам будет предоставлен интеллектуальный сервис по формированию индивидуальных предложений.

На “цифровые рельсы” поставлено и взаимодействие с госорганами. ОАО “РЖД” интегрировало свои информационные системы с системами Минтранса России, Росреестра и других ведомств. Кроме того, компания одной из первой создала собственную витрину данных в Национальной системе управления данными, через которую осуществляется взаимодействие с Пенсионным фондом России (ПФР). В результате РЖД и ПФР обработали почти 108 тыс. обращений по Крайнему Северу.

В числе перспективных направлений — реализация мультимодальных перевозок с автомобильным транспортом в рамках взаимодействия с Минтрансом России по оформлению грузовых перевозок в электронном виде.

Внутренние сервисы компании показали свою эффективность, и планы по их развитию также включены в СЦТ-2025. Например, активизирована работа по внедрению электронного кадрового документооборота (ЭКДО). Если к концу 2022 года число участников ЭКДО достигло почти 93 тыс. пользователей, то в настоящее время сервисом пользуются уже 193 тыс. человек. Активно развивается Сервисный портал работника РЖД. Сейчас число сервисов там достигло 60, их используют 90% сотрудников.

Как подчеркнул Евгений Чаркин, эти цифровые новшества позволили более эффективно использовать рабочее время, экономить материальные ресурсы, быстрее и точнее решать производственные задачи.

Большое внимание уделено экспорту цифровых услуг РЖД. В экспортном портфеле компании определено 16 ИТ-продуктов, готовых к внедрению на зарубежных рынках. Например, разработано решение по продаже билетов на все виды транспорта “Автоматизированное рабочее место кассира” (АРМ Кассира). Использовать АРМ Кассира можно в пригородных железнодорожных кассах, кассах дальнего следования, речного транспорта, авиа- и автобусных кассах.

Во втором квартале 2023 года продукт будет дополнен возможностью оформить мультимодальную поездку. “АРМ кассира” – это полностью отечественная разработка, созданная под операционную систему Astra Linux. При этом для нас очень важно, что это не просто импортонезависимое цифровое решение, но оно еще и превосходит зарубежные аналоги по функциональности и устойчивости”, – отметил Евгений Чаркин.

Особо стоит отметить еще ряд продуктов, которые могут быть ориентированы на экспорт. Среди них — автоматизированная система контроля работы специального подвижного состава “САДКО”. В режиме реального времени она позволяет удаленно контролировать состояние и работу машин и механизмов путевой техники, тем самым повышая эффективность ее использования.

Еще одно решение – семейство цифровых продуктов “Эльбрус” для построения прогнозных графиков движения и расчета показателей пропускной способности. Они позволяют автоматизированно строить суточный энергосберегающий график движения с учетом расписания пассажирских и пригородных поездов, в период предоставления “окон” для ремонтно-восстановительных и строительно-монтажных работ.

Также разработана подсистема акустического ультразвукового контроля экипажной части подвижного состава “ПАУК” — оборудование предназначено для мониторинга и диагностики технического состояния поверхности катания колесных пар тягового, грузового, пассажирского и других видов железнодорожного подвижного состава.

Одно из ключевых направлений СЦТ-2025 обеспечение технологического суверенитета отрасли. В РЖД активно реализуются планы по переходу на российские программное обеспечение и радиоэлектронное оборудование. Причем компания выступает не только в роли заказчика российского софта, но и производителя. Дело в том, что по многим классам программного обеспечения на сегодняшний день отсутствуют отечественные продукты, соответствующие требованиям ОАО “РЖД” по функциональности, надежности и производительности. Например, но классу систем управления ресурсами предприятия – ERP — все имеющиеся на рынке системы требуют существенной доработки. Для решения этой проблемы ОАО “РЖД” совместно с другими компаниями организовало национальный центр компетенций по импортозамещению ERP (НЦК ЕРП), а также работают над созданием отечественной системы управления ресурсами для крупных компаний.

В результате работы по переводу всех систем ОАО “РЖД” на отечественное ПО удастся обеспечить устойчивое функционирование ИТ-инфраструктуры компании. “Эти и другие результаты будут способствовать выполнению Стратегии цифровой трансформации транспортно-логистической отрасли”, – подчеркнул Евгений Чаркин.

Процесс преобразования деятельности ОАО «РЖД» в условиях цифровой экономики. Данные преобразования заключаются в поиске и внедрении инноваций, изменении корпоративной культуры, формировании новых бизнес-процессов, радикальном повышении эффективности существующих процессов, внедрении цифровых продуктов и прорывных технологий, а также расширении набора предлагаемых рынку услуг, основанных на использовании данных в качестве ценности и актива Компании.

Основная цель цифровой трансформации ОАО «РЖД» – преобразование деятельности за счет выстраивания на основе цифровых технологий эффективных внутренних процессов и создания цифровых продуктов для существующих и новых рыночных сегментов.

Совокупность внешних по отношению к холдингу «РЖД» организационно-технических объектов, взаимодействие с которыми оказывает существенное влияние на процессы управления цифровой трансформацией ОАО «РЖД».

Конкретное состояние отдельных характеристик организации, на достижение которых направлена вся ее деятельность в определенный период времени, содержащая измеримый показатель, позволяющий определить ее достижение. Стратегические цели цифровой трансформации могут меняться в рамках процедур стратегического управления ОАО «РЖД».

Основополагающий документ долгосрочного планирования, актуализированный в соответствии с решением совета директоров ОАО «РЖД» (протокол от 27 мая 2021 г. № 11), определяющий концептуальные основы и принципы трансформации деятельности ОАО «РЖД» в условиях цифровой экономики, а также основные элементы управления этим процессом, необходимые для достижения целей и выполнения плана реализации Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года. Для этого заданы направления, приоритеты, цели и задачи цифровой трансформации, определен периметр цифровой трансформации, обозначены необходимые для изменений ресурсы и технологии.

Составная часть Стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД», определяющая комплекс действий в заданной области.

В Стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД» определены следующие компоненты:

бизнес-процессы и нормативно-методологическая документация.

Описание основных компонентов Стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД» и их взаимосвязи между собой, позволяющих в ходе реализации достичь поставленных целей.

Консолидированный и утвержденный набор объектов архитектуры цифровой трансформации, реализация которого позволяет достигнуть целей и задач Стратегии цифровой трансформации.

Комплекс мероприятий, направленных на достижение целевого состояния архитектуры цифровой трансформации ОАО «РЖД».

Календарный план работ по реализации Стратегии цифровой трансформации, включающий в себя совокупность дорожных карт проектов цифровой трансформации ОАО «РЖД» и иных мероприятий, способствующих достижению целей цифровой трансформации, и учитывающий ограничения использования ресурсов.

Совокупность инициатив и мероприятий, включенных в состав Дорожной карты цифровой трансформации ОАО «РЖД», реализуемых для достижения целей Стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД».

Комплекс мероприятий, проводимых совместно структурными подразделениями и подконтрольными хозяйственными обществами ОАО «РЖД» в целях обеспечения процессов цифровой трансформации ОАО «РЖД» квалифицированными кадрами.

Нормативно-методический документ ОАО «РЖД», определяющий основные принципы и подходы к управлению и реализации Стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД» до 2025 года.

Совокупность организационных структур и методических документов, а также потенциальных взаимодействий с внешними организационно-техническими системами, сформированная ОАО «РЖД» для организации эффективного взаимодействия и координации ключевых участников цифровой трансформации по всем ее направлениям.

Консультативно-совещательный орган совета директоров ОАО «РЖД» (совет директоров), утвержденный протоколом заседания совета директоров от 30 мая 2019 г. № 17. Основными задачами Комитета по ЦТ и ИР СД ОАО «РЖД» являются:

предварительное рассмотрение и подготовка рекомендаций по вопросам повестки совета директоров в области цифровой трансформации и инновационного развития;

определение приоритетных направлений цифровой трансформации и инновационного развития Компании и ее подконтрольных обществ;

рассмотрение состава и целевых значений показателей, характеризующих результативность цифровой трансформации ОАО «РЖД» и принятие решений по их достижению;

обеспечение эффективного контроля реализации стратегий цифровой трансформации и инновационного развития ОАО «РЖД» (в том числе, стратегического, бюджетного, в области политики импортозамещения), а также выработка рекомендаций по их корректировке;

определение политики и оценки эффективности деятельности Общества и его подконтрольных обществ в области информационной безопасности и устойчивости функционирования информационных систем.

Координационный орган по вопросам цифровой трансформации ОАО «РЖД», осуществляющий общее руководство цифровой трансформацией ОАО «РЖД» и принимающий управленческие решения в интересах Компании в целом.

Должностное лицо ОАО «РЖД», несущее персональную ответственность за реализацию Стратегии, на которого возлагается решение следующих задач:

выполнение целей цифровой трансформации;

консолидация эффектов всех мероприятий цифровой трансформации;

организация реализации комплексного подхода к реализации проектов;

обеспечение своевременной актуализации Стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД»;

создание условий для реализации цифровых проектов;

управление реализацией Программы развития информационных технологий (ПРИТ);

разработка архитектуры и принципов построения цифровых платформ.

Подразделение, предназначенное для операционного контроля и методологической поддержки процесса цифровой трансформации ОАО «РЖД». Обеспечивает единый подход к организации проектного управления и реализации проектов цифровой трансформации в соответствии с основными этапами жизненного цикла цифрового проекта.

К ключевым задачам Офиса относятся:

сбор и формирование предложений по включению в портфель проектов Стратегии новых проектов (проектных инициатив);

контроль реализации Стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД»;

мониторинг развития цифровых продуктов, экосистемы и цифровой культуры ОАО «РЖД»;

управление портфелем проектов Стратегии.

Должностное лицо ОАО «РЖД», несущее персональную ответственность за организацию и координацию работы Офиса, на которого возлагается решение следующих задач:

определение методов и ресурсов для управления проектами в рамках бюджета реализации проектов и инициатив Стратегии;

привлечение к работе при необходимости работников подразделений ОАО «РЖД», участвующих в реализации цифровой трансформации, а также представителей иных организаций в установленном ОАО «РЖД» порядке;

обеспечение взаимодействия с УК ЦТ, ЭМС, проектными офисами и рабочими группами по проектам.

Роль, выполняемая руководителем Офиса управления цифровой трансформацией ОАО «РЖД» в рамках управления портфелем проектов цифровой трансформации ОАО «РЖД».

Самостоятельный элемент системы управления цифровой трансформацией ОАО «РЖД», участвующий в реализации управленческих функций компанией в рамках своих полномочий посредством принятия решений группой должностных лиц.

Коллегиальный орган ОАО «РЖД», в ответственность которого входит формирование предложений по применению перспективных информационных и цифровых технологий в рамках цифровой трансформации, а также проведение экспертизы и согласования решений по программе цифровизации ОАО «РЖД» и по ходу реализации проектов цифровой трансформации ОАО «РЖД».

Эксперт, владеющий технологиями цифровой трансформации и реализующий процессы и механизмы цифровой трансформации в рамках своей предметной области.

В рамках ОАО «РЖД» лидером цифровой трансформации считаются работники Компании, прошедшие соответствующее обучение.

Совокупность взаимосвязанных мероприятий, планов реализации, функционального заказчика, и ресурсов, направленных на достижение определенных результатов, обеспечивающих достижение целей и экономических эффектов Стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД».

Документ, определяющий основные параметры проекта цифровой трансформации ОАО «РЖД», а именно основные этапы и сроки Проекта, результаты Проекта, требования к функциональности Проекта, бюджет проекта, объекты внедрения, ожидаемый эффект от реализации Проекта, взаимосвязь со смежными Проектами.

Паспорт проекта цифровой трансформации ОАО «РЖД» позволяет контролировать успешность реализации Проекта.

Совокупность проектов цифровой трансформации ОАО «РЖД», сгруппированных для повышения эффективности достижения целей Стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД».

Документ, описывающий способ расчета приоритета Проекта в портфеле проектов цифровой трансформации ОАО «РЖД».

Совокупность параметров, на основе которых Владелец Портфеля оценивает качество управления Портфелем.

Деятельность по управлению проектом цифровой трансформации, устанавливающая последовательность действий и правила взаимодействия участников процесса управления проектом цифровой трансформации ОАО «РЖД».

Деятельность по оптимизации достижения целей цифровой трансформации за счет совместного унифицированного управления инициативами и мероприятиями цифровой трансформации ОАО «РЖД».

Организационная структура, обеспечивающая качество управления и взаимодействия как между внутренними, так внешними участниками проекта.

Координационный орган функционального заказчика по всем его проектам, реализуемым в рамках Стратегии цифровой трансформации.

Команда специалистов, формируемая на время реализации Проекта, которой предоставляются необходимые полномочия и на которую возлагаются необходимые функции для обеспечения реализации Проекта и достижения запланированных результатов Проекта в установленные сроки.

Работник, предложивший инициативу для проекта цифровой трансформации ОАО «РЖД».

Работник ИТ-блока, ответственный за конкретную заявку и мероприятие Программы цифровизации ОАО «РЖД».

Запланированные по времени инвестиционные и эксплуатационные (операционные) расходы, необходимые для реализации проекта, т.е. для получения натуральных и экономических эффектов Проекта.

Календарный план работ по реализации проекта цифровой трансформации ОАО «РЖД», включающий в себя состав работ каждого этапа, сроки начала и окончания каждого из этапов, ответственных исполнителей, ожидаемые результаты и разрабатываемые документы (при наличии).

Документ, детализирующий дорожную карту Проекта на текущий год и содержащий контрольные точки конкретного Проекта.

Значимые моменты проекта цифровой трансформации ОАО «РЖД», фиксирующие достижение промежуточных запланированных результатов проекта.

Качественный показатель для оценки текущего состояния проекта цифровой трансформации ОАО «РЖД» по отношению к плану, основанный на информации о прохождении контрольных точек и текущей оценке рисков Проекта и его составляющих.

Последовательность этапов Проекта от инициации до завершения и получения эффекта.

Включает в себя:

создание пилотного решения;

доработку до промышленного решения;

тиражирование/ внедрение решения;

Значимые шаги в жизненном цикле проекта цифровой трансформации ОАО «РЖД», являющиеся типовыми для проектов цифровой трансформации ОАО «РЖД» различного содержания, завершающиеся прохождением контрольной точки.

Аналитическая группировка взаимосвязанных Проектов, используемая для формирования отчетности и координации работ.

Подход к управлению Проектом, при котором функциональность разрабатываемого продукта реализуется в рамках коротких производственных циклов (как правило от 1 до 4 недель).

Итеративная методика реализации является одним из ключевых элементов Agile.

Подход к управлению Проектом, при котором стадии реализации Проекта проходят последовательно, для перехода на следующую стадию необходимо полностью завершить предыдущую.

Подход, нацеленный на обеспечение взаимосвязи и учета параметров всех проводимых мероприятий, касающихся рассматриваемого Проекта, в том числе мероприятий по развитию цифровых платформ и созданию цифровых сервисов для внутренних и внешних пользователей, обеспечению развития ИТ-инфраструктуры, импортозамещению, поддержке базовых систем и обеспечению соблюдения требований по информационной безопасности.

Совокупность мероприятий по методическому и нормативному обеспечению, организационному обеспечению, подготовке кадров, развитию и внедрению информационных систем, и техническому обеспечению Проекта.

Действия, направленные на обеспечение эффективного взаимодействия подразделений в ходе реализации Проекта, включающие пересмотр штатного расписания, создание/изменение должностных инструкций работников.

Действия, направленные на своевременное создание/изменение существующих регламентных, методических и нормативных документов организации, необходимых для ее непрерывного и бесперебойного функционирования.

Действия, направленные на обеспечение соответствия персонала квалификационным требованиям выполняемых работ в рамках реализации Проекта, в том числе повышение квалификации кадров.

Действия, направленные на создание/развитие существующих информационных систем, а также формирование документации, необходимой для их использования и поддержки функционирования.

Действия, направленные на создание/развитие существующих технических средств, предназначенных для работы информационной системы, методов и средств сбора, хранения, передачи, обработки и защиты информации и средств коммуникаций по результатам реализации Проекта, а также формирования соответствующей документации.

Продукт или полезный эффект, создаваемые в рамках проекта цифровой трансформации ОАО «РЖД», имеющий материальное и/или информационное выражение и самостоятельную ценность.

Решение, являющееся основным результатом реализации Проекта.

Продукт Проекта, при которой функциональность продукта минимально достаточна для выполнения основных (базовых) функций, необходимых для пилотного внедрения.

Процедура оценивания результатов пилотного проекта для формирования рекомендаций по выбору поставщика технологий и партнера для тиражирования.

Вызванное внедрением и/или использованием результатов Проекта качественное или количественное (измеримое в денежном или натуральном выражении) изменение в бизнес-процессах ОАО «РЖД». Ответственность за расчет величины эффекта и его реализации по результатам Проекта несет функциональный заказчик, в соответствии с распоряжением «Об утверждении перечня лиц, ответственных за реализацию стратегических инициатив по функциональным направлениям в рамках Стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД» до 2025 года № 680/р от 31 марта 2021 г.

Изменения, реализованные в ходе Проекта и обеспечивающие получение эффектов в денежном или натуральном размере.

Подразделение ОАО «РЖД», обеспечивающие и получающие эффект от реализации Проекта в собственной деятельности.

Потребность в решении задач бизнеса, проработанная в части определения функционального заказчика, получаемых результатов и эффектов.

Документ, описывающий подход к отбору, оценке и ранжированию инициатив в сфере цифровой трансформации ОАО «РЖД».

Подразделение аппарата управления, филиал или структурное подразделение ОАО «РЖД», ответственные за реализацию мероприятий и проектов Стратегии, получение экономических эффектов, включая достижение целевых показателей Стратегии.

Программы функциональных заказчиков, в рамках которых финансируются мероприятия по обучению, техническому перевооружению, закупке оборудования и комплектующих, связанные с реализацией проектов цифровой трансформации ОАО «РЖД».

Сложный комплекс взаимосвязанных технологических решений (оборудования и информационных систем), обеспечивающий среду взаимодействия двух и более групп участников по обмену информацией, услугами и ценностями и предоставляющий соответствующие цифровые сервисы (оказывающий цифровые услуги).

Стратегией цифровой трансформации ОАО «РЖД» определены следующие цифровые платформы:

платформа оператора линейной инфраструктуры;

Документ, определяющий цель создания, границы применения, ключевые характеристики, требования к проектам цифровой трансформации ОАО «РЖД», реализуемым на базе цифровой платформы.

Паспорт цифровой платформы ОАО «РЖД» позволяет управлять основными компонентами и функциональностью цифровой платформы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *