Китайская корпорация China South Locomotive & Rolling Stock Corporation Limited (CSR) показала рендеры поезда, который создают специально для будущей высокоскоростной магистрали (ВСМ) «Москва — Пекин».
Как пишет qianlong.com, дизайн поезда разработан при участии независимой австралийской студии Fordyno. В проекте тщательно продуманы экстерьер и интерьер. В салоне предусмотрены места различной классности — бизнес, стандарт, эконом. Проработаны даже вагоны для малолетних детей.
Проект ВСМ «Москва — Пекин» анонсировали в январе 2015 года. Протяженность этой магистрали составит 7000 километров, из которых 3200 км от Пекина по территории Китая уже построены. ВСМ будет использоваться как для пассажирских, так и для грузовых контейнерных перевозок. Время в пути от Москвы до Пекина составит примерно 32 часа вместо пяти суток в настоящее время.
Первым участком ВСМ «Москва — Пекин» на территории РФ станет магистраль «Екатеринбург — Челябинск». Соглашение о реализации этого проекта было подписано на днях между немецким концерном Siemens, Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и консорциумом «Уральская скоростная магистраль» (УСМ). Общая стоимость строительства этого участка оценивается в 500 млрд рублей. Из федеральной казны может потребоваться 231 млрд, еще 278 млрд — из бюджетов Свердловской и Челябинской областей до 2050 года. Сроки реализации проекта зависят от того, когда примут решение о выделении федерального гранта (пока этого решения нет). Высокоскоростная магистраль позволит добираться от Екатеринбурга до Челябинска за 1 час 10 минут.
Помните, несколько лет назад было модно обсуждать очередной мегапроект, высокоскоростную магистраль Москва – Казань? Сначала её собирались открыть к чемпионату мира по футболу, то есть в 2018 году, но потом грянул Майдан, Крым, кризис 2014 года, острая необходимость повоевать в Сирии, и всё как-то само собой перенеслось на неопределённый срок. Теперь магистраль запустят в лучшем случае к 2023 году.
Но у людей в правительстве и РЖД возникла новая идея! А что если соединить китайскую сеть скоростных железных дорог с европейской скоростной же веткой, проходящей по территории России? Будет круто, соглашайтесь! И похуй, что железную дорогу до Казани мы толком строить ещё не начали, это не главное.
Экономист Владислав Иноземцев написал в “Фейсбуке” огненный пост на тему того, почему никаких трансъевразийских магистралей ждать не стоит:
Сразу несколько сми сообщили о проведённом в Минтрансе очередном собрании любителей ненаучной фантастики – совещании по поводу строительства скоростной ж/д магистрали из Европы в Китай. Пока, как известно, речь шла о высокоскоростной дороге Москва-Казань. Идея относится к 2009 г., ввод в действие должен был состояться к 2018-му. Стоимость проекта в 2014 г. оценивалась в 1,07 трлн. рублей – но так ничего и не сделано. Гости чемпионата мира по футболу ни на каких поездах в Казань не поедут. Сначала чиновники говорили о 2021 г., сейчас о 2023-м. Думаю, и к этой дате не стоит относиться серьёзно.
Но теперь пошёл спич про дорогу из Европы в Китай. По России должно пройти 2370 км трассы. Стоимость этого участка – 3,6 трлн. рублей (без НДС). Плюс ещё более 4 трлн. должны инвестировать участники из КНР, Казахстана и Белоруссии. Последняя, кстати, только что перезаняла у России $700 млн. чтобы тут же погасить прошлый долг – так что финансы республики в отличном состоянии: а тут от неё потребуется всего-то $14,3 млрд. Или у Казахстана обнаружились лишние триллионы тенге? А, может быть, европейские инвесторы уже почти выстроились в очередь?
Основной доход фантазёры надеются получить от поставок товаров на большие расстояния с быстрой скоростью. Единственная компания в мире, которая пыталась делать это с помощью скоростных поездов – французская La Poste – продала все четыре состава в 2015 г. из-за нерентабельности даже на коротких дистанциях. Но для умников из РЖД это – не указ.
Фантазёрам из РЖД действительно можно о многом напомнить. Например, о том, что представляют собой пригородные поезда. Или о том, что из плацкартных вагонов говно пассажиров всё ещё валится на шпалы через дырку в полу. Впрочем, в Африке такие поезда тоже есть, и ничего, местных устраивает.
Москва и Пекин приступают к реализации транспортного проекта “Большая Евразия”
Власти Китая заявили о подготовке испытаний в вакуумном тоннеле новейшего сверхзвукового поезда, который разгоняется до 1,5 тыс. км/ч. Выход транспорта на такие скорости ставит новую планку для многих крупнейших держав, не исключая Россию.
Поднебесная сегодня – это не только мировой лидер в торговле, участвующий в бесконечном торговом споре по пошлинам с США, не только государство с глубокими традициями, культурой и историей, не только страна, где сосредоточены огромные производственные мощности. Теперь Китай – это еще и без пяти минут лидер по скорости движения транспорта, демонстрирующий всему остальному миру новый потенциал развития инфраструктуры, помноженный на экономические возможности и высокие технологии.
Телеканал “Царьград” уже отмечал: все торговые споры, которые ведут с Поднебесной Соединенные Штаты, говорят о страхе Вашингтона в связи с утратой пальмы первенства не только в макроэкономических показателях, но и в наиболее чувствительных отраслях, влияющих на внутреннюю экономику. Последние китайские транспортные проекты, впрочем, поражают не только американцев. Они заставляют задуматься и Евросоюз, и нас.
Стремительный шаг из сегодня в завтра
Именно в такой формулировке можно оценить заявление профессора Юго-западного транспортного университета Китая Чжан Вэйхуа, который объявил о разработке Пекином сверхскоростного поезда на магнитной подушке (маглева). Этот поезд сможет двигаться со скоростью до 1,5 тыс. км/ч, превышающей скорость звука.
По заявлению профессора, слова которого приводят все центральные китайские СМИ, на платформе университета уже запланированы испытания нового супер-поезда в вакуумном тоннеле.
Маглевы при этом уже не диковинка в Китае. С 2004 года в стране действует высокоскоростная железнодорожная Шанхайская магистраль, по которой маглевы двигаются со скоростью до 430 км/ч. Появление такой магистрали неслучайно и скорее является обоснованным и своевременным развитием высокоскоростных транспортных систем в стране, ведь именно в Китае сосредоточено 2/3 от всех мировых магистралей, позволяющих двигаться на такой скорости. По данным на конец 2017 года суммарно они достигают протяженности в 25 тыс. километров, где на скоростях от 350 км/ч до 380 км/ч курсируют 5,2 тыс. поездов.
“В будущем высокоскоростной рельсовый транспорт на магнитной левитации станет основным направлением развития технологии рельсового транспорта”, – заявил профессор Вэйхуа.
https://youtube.com/watch?v=kQqiA0PJMeY%3Fmodestbranding%3D0%26showinfo%3D0%26theme%3Dlight%26rel%3D0
Китай «скупает» Россию: стоит ли опасаться стратегического партнерства?
Ученый добавил, что страна сегодня решает не столько технологическую задачу внедрения поездов на магнитной подушке, сколько проблему повышения их предельной скорости, чтобы в буквальном смысле обогнать конкурентов. Профессор Вэйхуа сообщил также (именно эти слова разлетелись на цитаты по всем китайским СМИ), что в провинции Сычуань идет строительство “самой быстрой в мире экспериментальной вакуумной высокотемпературной сверхпроводящей модели магнитной подвески”, что позволит Китаю к 2021 году достичь скорости поезда на магнитной подушке в 1,5 тыс. км/ч.
Таким образом, Китай уже не на словах выходит на новый технологический уровень и делает это настолько уверенно, что не боится заявлять и конечные проектные сроки, не предполагая о том, что кто-то может его опередить. Ведь высокоскоростные магистрали, по которым поезда двигаются со скоростью свыше 300 км/ч, являются привычным явлением для Китая, Японии и ряда стран Европы и соответствуют представлениям о дне сегодняшнем. А вот поезда на магнитной подушке – это, безусловно, уже шаг в завтра.
Quo vadis, Россия?
Россия же, являясь сегодня мировым лидером во многих отраслях и сферах – от новейших и не имеющих аналогов в мире вооружений и до крупнейших мировых энергетических проектов, в части транспортной инфраструктуры пока не может похвастаться такими же успехами. В то же время Россия все же смогла модернизировать свои железные дороги для движения поездов до скоростей выше 200 км/ч. Однако дальнейшие перспективы пока туманны.
Позитивным примером для нас могут послужить планы строительства высокоскоростной магистрали “Москва – Казань”, которая в перспективе может достичь границы между Европой и Азией, дотянувшись до Екатеринбурга. Однако ОАО “РЖД” пока говорит о проекте крайне осторожно и увязывает его с инициативой “Шелкового пути”, который реализуется в сотрудничестве с Китаем. Госкомпания отмечает, что впоследствии магистраль “Москва – Казань” должна превратиться в магистраль “Москва – Пекин”, однако пока у соответствующей инициативы есть лишь приблизительные сроки.
Создание этой транспортной артерии (пока до Казани) должно начаться уже в IV квартале 2018 года. Окончание работ запланировано на 2024 год. Стоимость проекта оценивается в 1,7 трлн рублей, 400 млрд из которых должно поступить от китайских инвесторов, 600 млрд рублей – из других внебюджетных источников, еще 700 млрд – в виде капитального гранта из бюджета России.
Профильное издание РЖД – газета “Гудок” – привела ранее пример и еще одного проекта строительства высокоскоростной магистрали. Речь идет об артерии “Евразия”. Отмечается, что при его реализации можно обойтись вообще без капитального гранта из бюджета России, китайские инвесторы могут вложить около 1 трлн юаней (9,8 трлн рублей) при сроках окупаемости в 23-30 лет и средней рентабельности в 3%. Магистраль “Москва – Казань”, отмечает издание, может обладать средней рентабельностью в 4,8% и лучшими сроками окупаемости – 22,5 года.
Эксперты ранее уже производили оценку значимости для России высокоскоростной магистрали “Евразия”, которая соединила бы в перспективе и Пекин с Берлином. В частности, Россия не только бы получила для своих внутренних нужд железнодорожную трассу высочайшей скорости движения, но и приятные “бонусы” в виде ускорения темпов роста ВВП и 35 тыс. новых рабочих мест.
Расчеты экспертов базируются на том, что поезда по магистрали смогут двигаться со скоростью до 400 км/ч. При такой скорости из Москвы в Казань можно будет попасть за 4 часа, а не за 14, как сейчас. Но более интересным представляется не только сокращение времени, но и “сжатие” расстояния. Получается, что все пространство между этими городами превратится в экономически единую территорию, в рамках которой все операции, основанные на транспортной инфраструктуре, будут проходить точно так же, как сегодня они идут между Москвой и городами в пределах 4-х часов езды от нее. Отмечалось, что время пути по железнодорожной магистрали “Евразия” из Пекина в Берлин может составить всего 20 часов.
По расчетам специалистов, ВВП прилегающих к магистрали областей может вырасти на 70%. В него, разумеется, войдет и московский регион, который обеспечивает порядка 20% всего ВВП страны. В первые 10 лет эксплуатации магистрали “Москва – Казань” могут принести федеральному бюджету 2,5 трлн рублей. Что сопоставимо с доходами от совсем недавно объявленной инициативы о росте НДС с 18% до 20%.
Таким образом, Китай, все всяких сомнений, является евразийским лидером в части совершенствования железнодорожной инфраструктуры. Для России же, несмотря на ее потенциал, говорить о подобных самостоятельных проектах пока рано. Однако соседство с Китаем, множество совместных проектов, включая инициативу “Один пояс – один путь”, дают основания полагать, что наша страна неизбежно окажется включенной в процесс создания высокоскоростного движения сквозь континент, что сулит выгоды абсолютно всем участникам этого проекта.