ОАО “Российские железные дороги”
Восточно-Сибирская железная дорога (ВСЖД) – один из 16 филиалов ОАО «РЖД», крупнейшее транспортное предприятие всей Восточной Сибири. ВСЖД проходит в четырех субъектах РФ.
Дорога обслуживает крупные промышленные районы, где сконцентрированы добывающие, лесозаготовительные, энергетические и химические компании в Иркутской области, Республиках Бурятия и Саха, Забайкальского края. В границах ВЖД проходят Транссибирская, Байкало-Амурская магистрали, а также «золотая пряжка стального пояса Транссиба» – Кругобайкальская железная дорога.
Западно-Сибирская железная дорога (ЗСЖД) – один из 16 филиалов ОАО «РЖД», считается одной из ключевых магистралей, соединяющей железные дороги Восточной Сибири с Уралом и европейской части России. Располагается на участке Транссиба и проходит по территории 5 субъектов РФ: Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской областей и Алтайского края, а также частично по Павлодарской области Казахстана.
Благодаря магистрали обеспечивается бесперебойная работа транзитных перевозок грузов и пассажиров в нескольких направлениях: с востока на запад, юг и обратно. Дорога обслуживает крупные промышленные районы, где сконцентрированы предприятия химической промышленности, строительной индустрии, тепловые станции, металлургические и горнорудные комбинаты Кузбасса.
Интересные факты
В прошлом году вложения в ЗСЖД составили 37 млрд рублей. Инвестиции ушли на развитие инфраструктуры, обновление подвижного состава, путевой техники, а также на обеспечение безопасности. В этом году выделен примерно такой же объем денежных средств. Большая часть из них будет направлена на обновление и модернизацию подвижного состава и путевой техники.
Справка
Сообщить об ошибке
Структура
Западно-Сибирская ж/д состоит из четырех региональных представительств: Омского, Алтайского, Кузбасского, Новосибирского.
Омский регион. Это важное звено самого грузонапряженного отрезка Транссиба. Находится на территории Омской, части Новосибирской областей, также частично в Павлодарской области Казахстана. Эксплуатационная протяженность пути – 1500 км. В этом регионе обслуживаются более 800 грузоотправителей и получателей. Здесь формируются пассажирские поезда, в том числе фирменные – «Иртыш», «Омич», «Дружба».
Алтайский регион. Эксплуатационная протяженность пути – 1500 км. Магистраль пролегает только в Алтайском крае. Здесь проходят две федеральные дороги, которые связывают западные и восточные регионы РФ, а также обеспечивают выход в Казахстан, Монголию и Центрально-Азиатские страны. В этом регионе находится ст. Алтайская, которую по праву можно назвать лидером тяжеловесного движения на сети дорог. Она является главным распределителем вагонопотоков из Кузбасса, откуда по Среднесибирскому ходу идет основная масса грузов (прежде всего угля) в европейскую часть страны.
Кузбасский регион. Этот участок магистрали обслуживает крупные предприятия промышленности в районе Кузбасского бассейна – металлургические, машиностроительные, химические, горнорудные. Эти объекты важны для России, поскольку именно здесь сосредоточено более половины сырьевых и энергетических ресурсов нашей страны. Эксплуатационная протяженность пути в данном регионе – 1600 км. На дороге работает одно из старейших в стране локомотивных депо на ст. Тайга, построенное в 1897.
Новосибирский регион. Эксплуатационная протяженность пути – 1500 км. Здесь находится крупнейший транспортный узел Сибири – станция Новосибирск-Главный. Она занимает ключевое положение на Транссибе и является начальной точкой Туркестано-Сибирской магистрали. Также через нее обеспечиваются перевозки пассажиров и грузов между государствами Средней Азии, западными и восточными регионами РФ.
Схема Восточно-Сибирской железной дороги.
Восточно-Сибирская железная дорога.
Восточно-Сибирская железная дорога (филиал ОАО РЖД) — железная дорога, пролегающая на территории Республики Бурятия, Иркутской области, Забайкальского края и Республики Саха (Якутия). Первый поезд по Восточно-Сибирская железная дороге прибыл в Красноярск 6 декабря 1895 года. Именно от Красноярска начата была прокладка железнодорожной линии на Иркутск.
В нынешнем виде Восточно-Сибирская железная дорога организована приказом НКПС от 3 марта 1934 года из частей Забайкальской и Томской железных дорог. В 1936 году из состава Восточно-Сибирская железная дороги была выделена Красноярская железная дорога (линия Мариинск — Тайшет). В 1970 году полностью электрифицирован главный ход Восточно-Сибирской железной дороги.
В 1986 году сформирован фирменный поезд «Ангара» (Иркутск — Братск), в 1987 — «Селенга» (Улан-Удэ — Иркутск). В 1996 году в состав Восточно-Сибирской железной дороги включено Северобайкальское отделение Байкало-Амурской железной дороги им. Ленинского Комсомола. В 2005 году открыт маршрут фирменного поезда «Баргузин» (Иркутск — Забайкальск).
Восточно-Сибирская железная дорога является составной частью Транссиба. В состав дороги входит часть Байкало-Амурской железной дороги (БАМ). Управление дороги находится в Иркутске. Дорога граничит с Красноярской, Забайкальской, Дальневосточной железными дорогами, а также южнее станции Наушки с железными дороги Монголии. Эксплуатационная длина Восточно-Сибирской железной дороги составляет 3876 км.
Наиболее крупные станции Восточно-Сибирской железной дороги: Слюдянка, Черемхово, Коршуниха-Ангарская, Усолье-Сибирское, Китой, Суховская, Ангарск, Иркутск-сортировочный, Иркутск-пассажирский, Мысовая, Улан-Удэ, Наушки, Лена, Братск, Усть-Илимск, Тайшет, Северобайкальск.
Восточно-Сибирская железная дорога разделена на представительства:
– Иркутский регион (Иркутск)
– Северобайкальский регион (Северобайкальск)
– Тайшетский регион (Тайшет)
– Улан-Удэнский регион (Улан-Удэ)
Возглавляет каждое представительство на месте заместитель начальника дороги. В оперативном подчинении каждого руководителя находятся линейные подразделения инфраструктуры, локомотивные депо.
Основные показатели Восточно-Сибирской железной дороги за 2015 год:
– Эксплуатационная длина – 3 876 км
– Численность сотрудников – 40 784 человека
– Перевезено грузов – 175,9 млн тонн
– Перевезено пассажиров: в дальнем сообщении – 3,9 млн человек., в пригородном – 11,3 млн человек.
Пассажирское депо Иркутск формирует и обслуживает пассажирский фирменный поезд «Баргузин» (Иркутск — Забайкальск). Его время в пути следования по маршруту Иркутск – Забайкальск составляет 31 час 35 минут, а из Забайкальска в Иркутск – 29 часов 29 минут.
Ранее существовали и другие фирменные поезда, например, «Байкал» (Иркутск — Москва, позже — Иркутск — Санкт-Петербург), «Ангара» (Иркутск — Гидростроитель (Братск)).
Схема Западно-Сибирской железной дороги.
Западно-Сибирская железная дорога.
Западно-Сибирская железная дорога – одна из ведущих транспортных артерий России, соединяет железные дороги Восточной Сибири с железными дорогами Урала и европейской части России.
Западно-Сибирская железная дорога (филиал ОАО РЖД) — пролегает в основном по территории Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской областей и Алтайского края Российской Федерации, а также частично по территории Казахстана. Протяженность дороги на 2009 год — 6000 км. Управление дороги находится в Новосибирске.
Западно-Сибирская железная дорога построена в период 1892—1896 за счет средств казны. Основные линии: Челябинск — Курган (1893), Курган — Омск (1894), Омск — река Обь (1895). Проходила по территории Оренбургской, Тобольской, Томской, Иркутской губерний, Акмолинской области. Протяженность Западно-Сибирской дороги на 1899 год — 1408 км.
Дорога находилась в ведении Министерства путей сообщения, управление дороги находилось в Челябинске. В 1900 году вместе со Среднесибирской железной дорогой вошла в состав Сибирской железной дороги.
В 1961 году Омская и Томская дороги объединены в Западно-Сибирскую железную дорогу. В 2003 году Западно-Сибирская дорога стала филиалом ОАО «Российские железные дороги». .
Развёрнутая длина Западно-Сибирской железной дороги составляет 8 985,6 км, эксплуатационная длина — 6 000 км. В состав Западно-Сибирской дороги входит часть Транссиба и часть Южсиба.
На Западно-Сибирской дороге возведено три тоннеля. Первым в 1930-х годах был возведен тоннель на 516 км ветки Новокузнецк — Таштагол (длина — 100 метров). Вторым в 1951 году был сооружен тоннель на 159 км ветки Алтайская — Артышта (длина — 990 метров). В 1967 г. в эксплуатацию был сдан самый протяженный тоннель на дороге — Томусинский, его протяженность составляет 1157 м, он расположен на 106—107 км участка Артышта — Томусинская.
Численность сотрудников Западно-Сибирской железной дороги — 63363 человека. Перевезено грузов — 246,9 млн тонн. Перевезено пассажиров в дальнем сообщении — 10,1 млн человек, перевезено пассажиров в пригородном сообщении — 61,8 млн человек. В структуре погрузки Западно-Сибирской железной дороги основную долю занимает уголь — 70,8 %, строительные материалы — 5,5 %, нефтепродукты — 4,5 %, чёрные металлы — 3,8 %.
С 1997 г. по 2004 г. на ВСЖД действовала безотделенческая система управления. Однако руководство Министерства путей сообщения пересмотрело такую структуру ввиду некачественной эксплуатационной работы. Теперь дорога состоит из четырех региональных представительств.
Иркутский регион. Областной центр Иркутск является крупнейшим ж/д звеном Транссиба. Здесь распложены вокзалы Иркутск-Пассажирский и Иркутск-Сортировочный. Второй используется для грузового и пригородного движения, а также как станция для сортировки грузов.
Пассажирское депо Иркутск формирует и обслуживает пассажирские составы «Баргузин». На территории ст. Пассажирский расположено депо ВЧД-7, откуда отправляется поезд дальнего следования «Байкал», курсирующий по маршруту Иркутск – Санкт-Петербург. Состав преодолевает это расстояние за четыре дня.
Северобайкальский регион. Является одним из самых красивых и живописных участков всей магистрали. Каждый год по нему передвигаются сотни путешественников. Между тем это и самый сложный участок ВСЖД. На на нем расположено более 700 мостов, 14 галерей и 10 тоннелей, один из них — Северомуйский, самый длинный в России (15 343 м).
Северобайкальский регион обслуживает часть западного участка Байкало-Амурской магистрали. Территориально – это восток Иркутской области, север Республики Бурятия и Забайкальского края, юго-западная часть Республики Саха.
Тайшетский регион. В его границах расположены более 50 станций. Крупный железнодорожный узел и внеклассная сортировочная станция – Тайшет – единственная в своем роде, которую никак нельзя миновать при следовании поездом любым маршрутом из европейской части России в Восточную Сибирь или на Дальний Восток. Здесь сходятся три ж/д магистрали: Транссибирская, Байкало-Амурская, Южно-Сибирская.
Этот большой железнодорожный узел имеет важное значение не только для Восточно-Сибирской железной дороги, но и в целом для ОАО «РЖД». Из Тайшета по железной дороге грузопоток идет по всем четырем направлениям: на север, восток, запад и юг страны.
Улан-Удэнский регион. Находится в границах от ст. Петровский Завод в Забайкальском крае до ст. Касьяновка в Иркутской области. Эта зона – «ворота России», где открываются уникальные возможности по обеспечению межгосударственных транспортных связей между Россией и Монголией, а также Китаем.
В 2020 г. было выделено около 63 млрд рублей на усовершенствование инфраструктуры ВСЖД. На этот год направлено еще 134 млрд рублей. В ближайшее время закончится первый и начнется второй этап модернизации Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. Запуск нового Байкальского тоннеля позволит увеличить пропускную способность лимитирующего участка в 2,5 раза – с 13,2 до 32,4 млн тонн грузов в год.