Рельсовый автобус ржд

Рельсовый автобус ржд

РА3 или как его оригинально назвали “Орлан” – это рельсовый автобус РА тип 3, модель 753.

Собирают его на заводе “Метровагонмаш” с 2019 года и на данный момент выпустили 59 составов.

РА-З – рельсовый автобус или дизель-поезд, способный работать при отсутствии электричества на рельсовых участках. Предусмотрен для перемещения пассажиропотока на небольшие расстояния и обслуживанию, как низких, так и высоких платформ. Выпускается в модельном исполнении от 2-х до 6-ти вагонов. По сравнению с его предшественниками РА1 и РА2 дизель-поезд получил дополнительные преимущества, позволяющие акцентировать внимание именно на “Орлан”.

Рельсовый автобус ржд

Рельсовый автобус ржд

Особенности РА3

“Маска” кабины оформлена в эффектном стиле, акцент на буферные фонари. Второе важное преимущество – увеличенная конструктивная скорость до 100-120 км/час. Ход у РА3 более плавный и тихий, так как здесь при производстве установлены гасящие пневмокомпрессоры. “Орлан” наделен пультом управления от предыдущих моделей электропоездов ЭП2Д и ЭП3Д.

В салоне много мест. Стеклянные двери максимально широко открываются; полки для багажа прозрачные и более объемные. Сиденья яркой расцветки с возможностью раскладывания в положение лежа.

Продуманы и места для пассажиров в инвалидных колясках, подъемники для их поднятия-опускания.

РА3 новая тенденция в железнодорожном транспорте, которую отличает не только удобство, но и экономичность. Экономичность в расходе топлива, а также в отношении сервисного обслуживания и ремонта. На предприятии “Метровагонмаш” уже налажено производство данного подвижного состава, востребованность на выпуск большего количества РА3 заметно выросла. “Орлан” вполне может заменить на некоторых участках тяжелые локомотивы, применение его обосновано легкостью, по сравнению с предыдущими, а также большей мобильностью.

Рельсовый автобус ржд

Рельсовый автобус РА2

Предшественники

На сегодняшний день рельсовые автобусы “Орланы” эксплуатируются на следующих железнодорожных ветках:

С 1 Февраля 2021 года курсируют между Ивановской, Владимирской, Ярославской областями.

Так как электрификация на ж/д пока на уровне около 50%, то такие рельсовые автобусы выручают, помогая с решением проблемы пассажиропотока на небольших пригородных перевозках. Современный дизайн и отличное техническое решение РА3 гарантируют: удобство, комфорт, экологичность, безопасность и пожаробезопасность. Для людей с ограниченными возможностями созданы максимальные условия транспортировки.

Салон и кабина “Орлана”

Пассажирский салон и кабина машиниста в РА3 обеспечены современной системой климат-контроля, что позволяет создавать комфортную температуру в любое время года; системой обеззараживания воздуха, а также учтены требования к безопасности и пожаробезопасности.

Рельсовый автобус ржд

Рельсовый автобус ржд

Характеристики РА3

Рельсовый автобус ржд

Рельсовые автобусы второго типа (РА2) создавались в промежутке между 2005 и 2015 годами. Производителем был завод Метровагонмаш, расположенный в Мытищах. Под названием РА2 была выпущена серия дизельных составов моторных вагонов в разных модификациях.

История РА2

История дизельных подвижных составов РА2 начинается в 2004 году. Тогда заводом ОАО “Метровагонмаш” началась разработка рельсового автобуса. Заказчиком выступили Российские Железные Дороги. В 2005 году был представлен первый экспериментальный трехвагонный автобус, а в 2006 завод получил сертификат на производство этого транспорта. В том же 2005 году был спроектирован одновагонный РА2. Но первый экземпляр оказался единственным. В 2006 разработчики представили модель служебного состава первого класса. В 2019 году одна из моделей РА2 открыла железнодорожное сообщение с Крымским полуостровом по Крымскому мосту.

Особенности рельсового автобуса

Данный вид транспорта предназначен для недолгих поездок по одной области или городу. Этим объясняются небольшие объемы баков для топлива. Может развивать скорость до 120 км/ч, но фактическая скорость не должна превышать 100 км/ч.

Пассажирский состав может состоять от двух до четырех вагонов. Базовая составность РА2 – два моторных вагона, между которыми один безмоторный. Возможны вариации из двух головных моторных вагонов или двух моторных и двух безмоторных между ними. Кроме обычного существуют с комплектацией классов “Люкс”, “Бизнес” и “Представительский”.

В голове рельсового автобуса установлены немецкий силовой модуль с дизельными двигателями, гидрозамедлителями, системами охлаждения и прочим техническим оборудованием. Силовой модуль находится в нижней части вагона, в полу. Каждый состав оборудован системой пожаротушения с возможностью самостоятельно определить его наличие.

Рельсовый автобус ржд

Эксплуатация РА2

Известно 115 действующих рельсовых автобусов. Последний из выпущенных обладает номером 120. РА2 используется как пригородный транспорт на железных дорогах в России, Украине и Литве. В Монголии эта модель используется в качестве городского средства передвижения. Белгород пока является единственным городом россии, в котором РА2 также передвигается в черте города.

Салон РА2

Рельсовый автобус ржд

Модификации

У рельсового автобуса существует три основных модификации. Две из них используются для перемещения пассажиров и служебных лиц. Все они обладают внешними и внутренними отличиями.

Модель 750

Модификация 750.05 является базовой в линейке РА2. Предназначена для пассажирских перевозок. Первая модель из РА2. Всего построено около 30 составов данной модификации. Изначально состав включал в себя три моторных вагона, но после испытаний было принято решение убрать двигатель из промежуточного. Корпус рельсового автобуса выполнен из нержавеющей стали. Двери в тамбурах открываются по нажатию кнопки. Выходы из вагонов находятся в центре у головных и по бокам у прицепных. Посадка и высадка возможны как с низких, так и с высоких платформ.

В салоне установлены комфортные кресла по три или два места. Для освещения используются люминесцентные светильники. Биотуалеты оснащены лампочками “свободно/занято” в салоне. Внешне модель можно отличить по гофрированным деталям на бортах.

Модель 731

Одновагонная модификация РА2 с дизельным двигателем М721-01. Разрабатывался с целью установки двигателей отечественного производства на последующие рельсовые автобусы. Был сконструирован почти в одно время с базовой моделью 750.05. Модель не была пущена в производство и осталась в единственном экземпляре.

Модель 750. 05-30

Модификация базовой модели для проведения служебных конференций высокопоставленных лиц РЖД.Была построена в 2006 году Состоит из двух моторных вагонов. Один из них – вагон первого класса. В нем предусмотрены салон первого класса, купе-кабинет блок санузла и большой коридор. Второй вагон создан для совещаний и поэтому включает в себя просторный салон для совещаний со столом, маленький коридор, салон второго класса и санузел. В салоне также изменено оборудование: улучшена система вентиляции и кондиционирования, подключено спутниковые связь и телевидение, беспроводная связь, установлен дополнительный дизельный генератор на случай аварийных ситуаций, добавлено оборудование для хранения и разогревания еды, приготовления напитков.

Также стоит отметить увеличенный километраж (до 800 км), так как нагрузка на двигатели снижена без прицепного вагона. Внешне вагон можно отличить по гладким бокам и герметичным переходам. Позднее были созданы улучшенные версии этой модификации под номером 750.05-20. Эти составы в основном поставлялись на экспорт.

Рельсовый автобус ржд

РА1– дизельный пассажирский поезд производства завода ОАО “Метровагонмаш”. Кузовная, ходовая и экипажная часть полностью собраны на базе вагонов метро фирмы “Яуза”. По своему строению отличается от типичных вагонов поезда, больше напоминает автобус или вагон метро. Благодаря этой схожести строения получил название “рельсовый автобус”. Дизельный двигатель – главная особенность модели. Это было новшеством при производстве железнодорожного транспорта конца XX века.

Рельсовый автобус ржд

История создания

РА1 начали производить  с 1997 года на заводе ОАО “Метровагонмаш”. Проект стал лидером в конкурсе на создание рельсового автобуса с малой вместимостью пассажиров. Руководил производством главный конструктор проекта Комаров В.Н. Данный завод ранее выпускал вагоны метро, отсюда и сходство внешнего вида. Конструкция рельсового автобуса РА1 включает в себя тепловоз и вагон в одном составе, с двумя кабинами в обе стороны вагона. Это позволяет осуществлять движение без необходимости разворота транспортного средства. Использование модели было уместным на сложных, извилистых или кольцевых участках не электрофицированной железной дороги. Эксплуатировался РА1 на городских, пригородных и межрегиональных маршрутных направлениях с небольшим потоком пассажиров.

Производство поезда модели РА1 длилось всего 9 лет. Затем деятельность завода была переквалифицирована на выпуск поездов большей мощности, но уже с тремя прицепными вагонами.

Рельсовый автобус ржд

Экспериментальный запуск

Первый образец модели создан для неэлектрофицированных участков дорог пригородного, городского и межрегионального назначения. Экспериментальный запуск считается успешным в движении по Малому кольцу.

В открытых источниках публикуются данные о запуске в эксплуатацию всего трех моделей за первые четыре года выпуска. Экземпляры применялись на разных участках железной дороги по всей России. Один из первых выпущенных экземпляров колесил по кольцу в Щербинке. В последние годы производства рельсовые автобусы широко применялись для ОАО «РЖД». В основном, применяются в качестве одиночного транспорта, но могут быть эксплуатированы в сцепке по 2-3 секции.

Рельсовые автобусы, данного типа конструкции, могут быть использованы для метрополитенов. Точное количество автобусов, отданное под метро не уточняется. Всего было выпущено не менее 91 модели, а также под экспорт попали не менее 40 моделей.

Рельсовый автобус ржд

За счёт своей облегченной конструкции (полная масса составляет 43 тонны) меньше изнашивается дорожное полотно. В сравнении с запуском электрички или поезда.

Особенности строения

РА1 оснащен одним выходом/входом на две стороны. По центру расположен тамбур, ограниченный с двух сторон перегородкой. Двери автоматические, раздвижные. Данная конструкция строения дверей подходит для высоких платформ, не имеет выдвижных лестничных конструкций.

Рельсовый автобус ржд

Строение кузова предполагает его изготовление из цельнометаллической нержавеющей или коррозионно-стойкой стали.

Устройство рельсового автобуса РА1

Особенность устройства – два типа тормозов: гидрозамедлительный и пневматический тормоз. Тормозная система сочетается с амортизаторами.

Рельсовый автобус ржд

Модель РА1 730 это первая модель серии рельсового автобуса.

Последующие модели с маркировкой для метрополитена и экспорта выпускались без упоминания принадлежности к РА1. Но имели схожесть по внешнему виду, строению, характеристикам. Данные типы производства относили к модели РА2.

Модели маркировки 730.05 отнесена производителями к грузопассажирской технике.

Модели подвергались уникализации, усовершенствованию. Многие не проходили экспериментальные заезды и возвращались на доработку или утилизацию.

Пассажирская модель РА1 после своего срока эксплуатации, в отличном состоянии, помещена в музей Калининградской железной дороги в 2017 году.

https://youtube.com/watch?v=EB-NE90PE2E%3Frel%3D0

Спорная эргономика. Опасные(!) реально лестницы. Тугие межтамбурные двери.

С 1 марта 2022 г. введён новый подвижной состав нанекоторые пригородные маршруты. Рельсовые автобусыРА-3 «Орлан» (в составе поезда два вагона) началикурсировать между Рыбинском и Родионово (Некоузом) ичастично заменят пригородные поезда с вагонами налокомотивной тяге.

Современный пригородный “поезд”. Новая компоновка вагона, действительно ближе к вагону метро или автобусу. Соответственно о эргономике привычных даже для старых ЖД вагонов придется забыть. Чисто, опрятно. Дверью в тамбур достаточно эффективно качать бицуху) Лестницы в вагон заставляют отрабатывать прыжки в длину с места. Находка для спортсмена!

Выпуск и испытания

Рельсовый автобус ржд

РА3-002 (один из опытных образцов) после перекраски в оранжево-голубую схему

Рельсовый автобус ржд

РА3-028 и РА3-027 в сцепке СМЕ отправляются со станции Зерноград, Ростовская область, Россия

Нумерация и маркировка

Рельсовый автобус ржд

РА3-005. Входные двери пассажирского тамбура головного вагона

Рельсовый автобус ржд

РА3-005. Межвагонный переход крупным планом

Рельсовый автобус ржд

РА3-002. Установки кондиционирования (на крышах) и межвагонный переход

Системы безопасности, управления и диагностики

Рельсовый автобус ржд

Известные данные о маршрутах поездов РА3:

Рельсовый автобус ржд

Классический европейский рельсовый автобус прошлых десятилетий типа VT98

Рельсовый автобус ржд

Классический современный рельсовый автобус LINT

Рельсовый автобус ржд

Российский рельсовый автобус РА1-731

Рельсовый автобус ржд

Ре́льсовый авто́бус, реже и сокращённо рельсо́бус:

Рельсовые автобусы относятся к моторвагонному подвижному составу (МВПС).

Современные рельсовые автобусы, как правило, представляют собой двусторонний (с двумя кабинами) дизельный МВПС и предназначены для обеспечения пригородных пассажирских перевозок на неэлектрифицированных участках железных дорог в виде автономного одиночно следующего пассажирского транспортного средства.

Ранее существовали односторонние рельсовые автобусы, реверсирование которых осуществлялось с помощью поворотных кругов, стрелок или специальных подрамных поворотных устройств-домкратов. А также рельсовые автобусы оборудовались бензиновыми и даже гироскопическими двигателями (рельсовые гиробусы или автомотрисы с маховиком).

В настоящее время рельсобус не является самостоятельным видом (классом) ж/д подвижного состава. Использование термина «рельсовый автобус» не одобряется большинством специалистов. Более корректные термины — «автомотриса» или «дизель-поезд».

В последнее время появились (планируются к созданию) городские рельсовые транспортные системы, называемые рельсовыми автобусами по наименованию используемого МВПС:

  • ↑ Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.
  • ↑ Универсальный русско-немецкий словарь. Академик.ру. 2011.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *