Раб работник

Раб работник

В XIX в. работницы из г. Лоуэлл (Массачусетс) создали общественное движение рабочих, возможно первое, которое использовало термин «наёмное рабство»

С точки зрения критиков капиталистической системы, наёмное рабство превращает человека в специфическую форму товара на рынке труда, лишает его свободного времени, необходимого для полноценного развития, пагубно сказывается на здоровье (см. также кароси).

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 ноября 2016 года; проверки требуют 36 правок.

Раб работник

Бастующие рабочие швейных фабрик, Нью-Йорк, США, 1913 год.

Раб работник

Раб работник

Металлург в ГДР.

Рабочие в XIX и XX веках являлись доминирующей частью рабочей силы (наёмные работники), прежде всего в производственных предприятиях реального сектора экономики. Другими составными частями рабочей силы предприятия являются рабочая интеллигенция, линейные менеджеры и ИТР, наёмные руководители отделов, комитетов и департаментов, а также наёмный и не являющейся сособственником предприятия топ-менеджмент.

С 1980-х гг. в индустриально-развитых странах мира в процессе инноватизации производства происходит радикальное изменение социальной структуры современных предприятий, структура рабочей силы, а также понятие «рабочий» претерпевают изменения отношения собственности.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 сентября 2022 года; проверки требуют 3 правки.

Рабочие-ку́ли, или просто ку́ли (от хинди букв. «работник» из тюрк. подневольный, раб, служитель) — в историографии термин широко использовался для описания наёмных работников, батраков, которых европейцы XVIII — начала XX веков перевозили в качестве дешёвой рабочей силы из Индии и Китая в американские и африканские колонии, остро нуждавшиеся в рабочей силе после отмены рабства, массовой гибели индейцев от болезней, занесённых европейцами, ранее также из-за массового бегства негров-рабов в горы (см. мароны).

При этом условия труда и жизни кули, их социальное положение в обществе зачастую фактически превращали их в рабов. В транспортировке кули принимали участие большинство западноевропейских держав эпохи колониализма. Особенно преуспели в этом британские и голландские колониальные власти. В США, нуждавшихся в дешёвой рабочей силе, также ввозились кули из Китая.

Первоначально кули были в основном заняты на плантациях (сахарный тростник, бананы), горнодобывающих шахтах, многие также открывали мелкие лавки, занимались частным предпринимательством.

Раб работник

К этимологии слова «раб» и слова «работа»

В этимологических словарях слово «работа» возводят к праславянскому, восстановленному учеными, слову *«orbota» (Успенский Л.В.), слово «раб» – к общеславянскому орбъ, которое связывают с латинским orbus — «лишенный чего-либо» и древнеинд. arbhas — «слабый» (Крылов Г.И.). Упоминаются также старослав. роба — «рабыня» и немец. аrbeit – «работа». Более того, Крылов Г.И. считает, что первоначальное значение слова «раб» в русском языке — «сирота», затем произошел сдвиг значения — «подневольный работник», что, казалось бы, является истиной при наличии вышеприведенных латинского, древнеиндийского и немецкого слов. Ведь сироты, лишенные родительского попечения, вынуждены были наниматься за кусок хлеба на работу к своим соплеменникам или же увозиться купцами для работы на чужеземцев.

Но дело в том, что слабосильный ребенок — сирота ну никак не может служить символом тяжелой изнурительной работы, если судить по образу раба, созданному христианской литературой. Более того, древнерусская община, к которой принадлежал сирота, могла ведь взять над ним шефство. В античных государствах существовали и специальные приюты для обездоленных людей. Хотя, конечно, бывало всякое. В случае длительных неурожаев, чтобы спасти себя и детей уменьшив количество едоков, могли выбирать наиболее смышленых и красивых из них и отправлять с проезжавшими мимо купцами в благополучные страны, где они и продавались в счет затрат на их дорожное содержание в услужение иностранным покупателям. Все лучше, чем умереть с голоду. Но, опять же, эти дети не пахали, не сеяли, а прислуживали при доме. Поэтому слово «работа» со словом «ребенок» имеет весьма отдаленную связь, хотя слово «ребенок» наверняка связано с древнеинд. arbhas — «слабый» (санскр. «arbha» — маленький, слабый, ребенок). Конечно, слабосильные дети могли в древности выполнять какую-то определенную работу, но весьма незначительную.

Их начали усиленно эксплуатировать лишь с резким всплеском промышленного развития в конце «просвещенного» 19 века, когда требовалась не грубая физическая сила, а, допустим, незначительные размеры, что позволяло промышленникам устанавливать станки почти вплотную друг к другу. Юркие и маленькие детишки сновали между этими станками там, где взрослый увалень определенно бы застрял. И при этом получали заработную плату значительно меньшую чем взрослые. Могу привести и еще одну работу, где использование детей когда-то считалось просто необходимым для нее,- это чистка печных труб в 18-19 веках, когда маленького ребенка на веревке опускали в трубу, чтобы он скребком отчищал ее от многолетней сажи. Этой по настоящему рабской и смертельной работой занимались дети, начиная с 4 лет. Но ведь слова «раб» и «работа» возникли неизмеримо раньше 1728 года, когда в Копенгагене случился большой пожар, уничтоживший половину города и приведший к появлению профессии трубочиста.

Прежде чем заняться исследованием термина «работа», представим себе, каким словом, общим для всех видов работ, его можно охарактеризовать? Пахарь, принимаясь за работу, «хватается» (берется) за соху, дровосек — за топор, смельчак, идущий на медведя, – за рогатину, воин — за меч, книгочей — за книгу, философ – за идею и т. д. Общим для всех видов древней работы был термин «хватать» (брать), который по смыслу соответствует санскр. «rabh» в значениях: захватывать, удерживать, зажимать, обвивать. Это древнейший смысл слова «раб», к которому в дальнейшем прилип и смысл захвата невольников.

Так получилось, что слово «раб» со значением «тот, кто хватает» было подменено его полной противоположностью со значением «тот, кого хватают». Между тем, санскр. «rabhas» – сила, мощь, энергия, стремительность, рвение своей противоположностью имеет санскр. «arbha» — маленький, слабый, ребенок что, по сути, означает «не-сильный», а точнее «пока еще не сильный». «Аrbha» — это сила в начале своего развития, когда она является еще незначительной, когда ее можно «схватить» и с легкостью «понянчить» на руках. Так в сознании древних сила взрослого человека (или, например, великой реки) связывается со слабостью его детства (или ее истока), поэтому санскр. «bala» — юный, молодой, неопытный имеет также значение «сила, мощь, энергия, власть», а санскр. «śavas» – сила, могущество лишь одной буквой отличается от «śāva» – детёныш.

Таким образом, ни слабость, ни детство не могли стать синонимом подневольного труда в древности. Хотя, конечно, в той же Спарте детей забирали у родителей, но лишь для того, чтобы воспитать из них могучих воинов, а не сделать рабами в современном смысле слова. Благодаря этому соблюдалась связь детской «слабости» и последующей силы повзрослевшего человека.

Едва ли не для любой физической работы в древности требовалась значительная физическая сила, поэтому санскр. «rabhas» – сила, мощь, энергия, конечно же, связано с русским словом «работа». Как связано с ним и санскр. слово “rabhate” – начало, ведь слово “начало” является синонимом таких слов как “начинание, дело, затея, предприятие”, которые можно связать со словом “работа”. Но солнце, двигаясь по небу в одном и том же направлении, тоже совершает работу и тоже не может выйти из раз и навсегда определенного для него круга жизни. Оно не вольно двигаться туда, куда ему заблагорассудится,- так же и раб в современном понимании слова не волен в своем движении. Но работу нашего драгоценного светила никому не придет в голову связывать с унизительным словом «рабство».

Фактически в уже упомянутой выше древней Спарте ребенок, оторванный от родителей, действительно, начинал «работать», но эта работа называлась службой. И здесь возникает интересная трактовка этого слова через военную или гражданскую службу своему работодателю, – господину или государству, а в наиболее древнем значении – службу солнцу и звездному небу.

В санскрите есть слова «ra»- давать, дарить, жаловать и «bhata» – заработная или арендная плата, наем, нанятый солдат, воин, прислужник, слуга. Сравните: монг. «бата» – твердый, крепкий, надежный, верный. Соединение этих двух слов и могло дать слово «работа», освященное блеском и теплом работяги-солнца или красотой спокойного ночного неба, на котором тоже есть свои «светлые» работники — луна и звезды.

Можно предположить, что изначально в те благословенные времена, когда не было войн и армий, слово «bhata» образовалось из «bha» — звезды, светило, солнце и «at» (pf. «āta») – бродить, странствовать. Возможно, в связи с образом странствующего и при этом работающего (освещающего землю) солнца или с образами «работающих» по ночам луны и звезд и появился институт странничества, связанный не только со странниками, исполнявшими свою духовную миссию, но и с торговцами, мореходами, бродячими музыкантами и ремесленниками, а также с древними геологами, занимавшимися поисками полезных ископаемых. Не зря к странникам на Руси и не только на Руси всегда относились с большим уважением. Потом, конечно, со странствующим солнцем или совершающим свой круговорот звездным небом стали сравнивать идущих по земле воинов с их блестящим вооружением.

Сакральность (божественность) древнейшего слова «работа» подчеркивает и то, что элементы, его составляющие, имеют также значение «светлости, яркости» (санскр. «bhā» — светить, «bhata» – светящийся, светлый, проявляющийся, «ra» тоже может иметь значение «огонь, жар»). Вспомните древнерусское выражение «светлый князь», а затем уже «ваша светлость», и древнеегипетское соединение образа фараона с образом солнца. Возможно, существует и связь слова «хан» (kan, khan) со словом «күн, sun, son, zon» (солнце). Все эти титулы через образ работающего солнца соотносятся и с самим словом «работа».

Исходя из того, что «ra» – давать, дарить, жаловать, можно определить контуры настоящего земного рая («rai» — богатство, «raj» — с переходом «j» в «й» — светящийся, сияющий), когда многовековое потепление на земле способствовало тому, что была прекрасная (светлая) погода и всего было вдоволь при относительной малочисленности населения, и, к тому же, в те времена еще не было людей, готовых все это присвоить исключительно себе. Когда приходила весна, то люди с песнями, славящими богов («gā» — идти, «gā» — петь, восхвалять, воспевать), выходили в поля для посева, а осенью с песнями убирали урожай, которого вполне хватало до следующего урожая. Тогда люди не чувствовали, что крестьянский труд им в тягость, потому что, особенно не напрягаясь, можно было сделать запасы на целый год,- да и рыбы с лихвой хватало в реках, а зверя в лесах. В общем, было настоящее царство благословенного «Ra» – дарителя, то есть царство Солнца.

Но затем климат на земле стал резко меняться, а численность населения к тому времени значительно увеличилась. Урожаи резко упали и еды стало на всех не хватать. Голодные и озлобленные люди научились собираться в «шайки» и грабить более благополучных соседей. Так появились прообразы будущих армий, и так появились вожди, которые вели «дружины» с дубинками («drughaṇa» -дубина) на поиски своей доли. Происходило изменение смысла слова «взять»,- если раньше брали свою долю исключительно от щедрот природы, то затем могли взять и чужую, не принадлежащую им по праву. Конечно, при этом были и другие вожди, которые уводили мирных земледельцев на поиски счастливой доли или земли, – вроде того как их потомки искали золотую страну «Эльдорадо».

Любопытно, что под санскр. словом «rabha» подразумевают обезьяну, которую никому в голову не придет в Индии назвать «рабыней». С обезьянами там носятся как с «писаной торбой», позволяя делать им все что угодно,- несмотря на то, что они не только хватаются за ветки, прыгая по деревьям, но и могут выхватить у зазевавшегося человека даже маленького ребенка.

В противоположность более древним религиям, христианство отрицательно относится к образу обезьяны, называя дьявола обезьяной бога. Поэтому понятно переложение образа обезьяны на подневольного человека, недостойного по средневековой европейской мысли называться человеком,- и это несмотря на то, что самые первые христиане в основной своей массе были рабами. Этот казус можно объяснить тем, что многие подневольные люди эпохи христианства были язычниками, захваченными христианами в плен или же просто социально униженными по разным причинам людьми. Со временем такие люди тоже стали считаться христианами, но все равно они продолжали исполнять в своей среде многие языческие обряды и ритуалы, зачастую лишь замаскированные под христианские.

Очень длинные рукава у боярского кафтана (значительно ниже кистей рук) были предназначены для того, чтобы показать отличие бояр от простого люда, которому перед работой, наоборот, было сподручней закатывать рукава (и так доходящие в лучшем случае до кисти). Из-за такого длиннющего рукава невозможно было что-нибудь схватить,- то есть стать «хватающим» (работником), а с другой стороны это очень неудобно, поэтому в рукавах проделывались прорези, чтобы бояре могли все-таки что-нибудь «схватить», например, чару с вином. Этот факт выявляет тогдашнее противоречие между старым значением слова «rabh» – хватать (добровольно) и его новым значением «схваченный» или тот, кто был вынужден «хватать» орудие труда, чтобы заниматься подневольным трудом.

Могу предположить, что это изменение смысла слова «раб» произошло после утверждения христианства в славянском мире. Можно указать и на неслучайную анаграмму «раб» – «бар»ин. То есть, барин — это не раб. Шутки шутками, но санскр. «bhārin» — несущий, тяжелый, нагруженный и «bhara» — несущий, схватка, добыча вполне можно соотнести с санскр. «rabh» -начинать, предпринимать, схватывать, зажимать, значения которого всегда предшествуют значениям слов «bhara» и «bhārin»,- так как, прежде чем что-то нести, надо было это что-то схватить (взять). Получается, что барином когда-то мог называться, например, удачливый охотник или умелый пахарь, который в общий амбар приносил свою долю, зачастую большую чем приносили остальные.

К сожалению, сейчас изменило свой смысл не только слово «раб» (работник, добровольный слуга), но и слово «барин» (несущий свою долю в общий амбар). Раб стал подневольным работником, гнущим свою спину на барина,- а ведь когда-то эти слова были практически тождественными друг другу. Но древний смысл слова «раб», все-таки, сохранился в словосочетании «слуга божий, раб божий», так как трудно предположить, что христиане служили и служат Иисусу Христу исключительно из-под палки как подневольные рабы.

Уже в слове «ребенок» видно совмещение древнейшего смысла rabh – «хватать» (ребенка берут на руки и он сам хватает всякие предметы своими ручонками) и последующего неоднозначного смысла «заключать» в «оковы» (пеленки). К тому же дети должны были беспрекословно подчиняться своим родителям, особенно отцу.

В общем, получается так, что когда работой занималась вся община с одинаковым усердием, хотя и с разной степени способностями, то слово «раб» могло не иметь уничижительного оттенка, потому что «рабами» (то есть работниками) были все и все были «баринами» (несущими собранный урожай или другую добычу в общественный амбар). Но когда произошло разделение людей на богатых и бедных, тогда и стал меняться смысл рассматриваемых слов «работа» и «раб».

Что же касается известного сопоставления slave — раб, то оно будет рассмотрено в соответствующей статье. Скажу только, что здесь может иметь место как сопоставление «связанных общей цепью или веревкой рабов» со «связанными законами общины склавенами-славянами», так и возможно несправедливое сопоставление условий жизни и работы склавенов-славян и жителей более богатых земель, восходящее к «Войне с готами» Прокопия Кесарийского.

К этимологии “slave” – раб: https://www.chitalnya.ru/work/2017739/

Трактовка термина в различных экономических системах

Немецкий философ Макс Штирнер в 1844 году (за 4 года до «Манифеста Коммунистической партии», за 23 года до «Капитала» Маркса) писал:

Рабочие имеют огромную силу в своих руках, и если бы они её почувствовали и воспользовались ею, то ничто бы не могло устоять против них: стоило бы им только приостановить работу и все выработанное ими считать своим, пользуясь им для себя. Таков смысл вспыхивающих иногда рабочих волнений. Государство покоится на рабстве труда. Когда труд сделается свободным, государство будет сокрушено.

а среди вторичных причин существования наёмного рабства можно отметить:

Известные критики фашизма, такие как Буэнавентура Дуррути, считали, что фашизм — это оружие и прибежище привилегированных людей, желающих и впредь сохранить наёмное рабство:

No government fights fascism to destroy it. When the bourgeoisie sees that power is slipping out of its hands, it brings up fascism to hold onto their privileges.

Тем не менее Юлиус Эвола считал фашизм слишком ориентированным на рабочих и социалистическим, о чём писал в своей книге «Фашизм: критика справа».

Подготовка трудовых резервов

И ранее, и в основной массе сегодня, рабочие имеют лишь начальный профессиональный уровень образования, минимально достаточный для выполнения рабочей функции на производстве.

В XX веке в странах мира (как западных, так и в СССР) была развёрнута система подготовки трудовых резервов — обучение молодёжи рабочим специальностям: сначала в форме профессиональных школ и ремесленных училищ, затем (в СССР 1960-х — 1980-х гг.) в форме средних профессионально-технических училищ (городских, ГПТУ / СГПТУ и сельских, СПТУ / ССПТУ).

Инноватизация цивилизации в конце XX — начала XXI вв. вызвала спрос на рабочих с высокими профессиональными компетенциями, способных осуществлять рабочую функцию на высокотехнологическом и наукоёмком производстве. Такими трудовыми ресурсами стали выпускники инженерных вузов или выпускники техникумов и высших колледжей: усложнившееся производство требует и высоких компетенций. В настоящее время в России начали формироваться центры дуального образования (техникум+завод) и специализированные ресурсные центры — как в структуре техникума, так и отдельно на какой-либо территории в интересах индустриального предприятия. Здесь обучение, приобретение обучающимися навыков и высокопрофессиональных компетенций происходит на существенно более глубоком, чем в ГПТУ, уровне.

В экономически развитых странах в условиях увеличения в структуре экономики предприятий с высокотехнологическими, наукоёмкими, а то и инновационными производствами количество рабочих как низкоквалифицированных первичного уровня наёмных работников сокращается.

В XIX и XX веке в массе своей рабочие были лишь наёмными работниками, пролетариатом, однако с развитием экономического направления «народный капитализм» (стимуляция к высокопроизводительному и ответственному труду за счёт вовлечения в собственники и участники предприятия) многие из них стали акционерами или иными совладельцами предприятия.

В отличие от эпох индустриализации и постиндустриализации, квалифицированные и высокообразованные рабочие всё чаще становятся сособственниками бизнеса. Это в целом коррелируется с трендами на массовизацию бакалавриата — новые поколения молодёжи не стремятся быть малообразованной и не влияющей на прибыльность массой, личностное развитие нацелено на соучастие в получении прибыли от работы компании.

Некоторые полагают, что это подрывает позиции марксизма XIX века, показавшего, что сословие наёмных и бесправных рабочих может изменить свою участь лишь взяв власть в свои руки, осознав себя как рабочий класс — ударную силу уничтожения капиталистического общества и государства; переработанный Лениным для условий монополистичеcкого капитализма марксизм был реализован в ходе Октябрьской революции и последующего строительства советского общества. Успехи советского строительства и активная борьба пролетариата за свои права существенно улучшили условия жизни трудящихся, но поле того, как СССР был развален, во всех капиталистических странах наблюдается откат достигнутых улучшений: социальные гарантии урезаются, права попираются. Пролетариат сегодня значительно расширил свою социальную базу: большая часть сегодняшних трудящихся, это служащие: им также нечего предложить на рынок кроме собственной рабочей силы. Буржуазия же ищет всё новые формы фиктивного привлечения рабочих ведущих стран мира к «участию в собственности», «вовлечению в жизнь предприятия», отвлекая от понимания устройства общественного движения, осознания своих классовых интересов. Буржуазные пропагандисты также, часто подменяют классовую борьбу противостоянием рабочих и управленцев, игнорируя, что топ-менеджмент — собственник куплен им «топовой» зарплатой, отражающей не стоимость рабочей силы управленца, а уровень участия в доходе компании.

Кули в США

Китайские рабочие строят первую трансконтинентальную дорогу США.

Во время недостатка рабочих в 1850—1870 годы в Калифорнии большое количество китайцев устремилось сюда на заработки в качестве прислуги и чернорабочих; в 1860 году их здесь было 34 933 чел. Благодаря железнодорожным постройкам, число их в 1870 году дошло до 63199 чел., почти исключительно мужчин. В это время в конкуренцию с китайцами вступили рабочие других национальностей, особенно ирландцы, и так как китайцы своей непритязательностью понизили заработную плату, то это возбудило против них сильное озлобление, обостренное их образом жизни. Они жили в узких и нездоровых жилищах в одном из кварталов Сан-Франциско и, принадлежа почти исключительно к низшим классам, составляли по большей части собственность «шести компаний» — больших торговых обществ, доставлявших им средства для переезда и эксплуатировавших их, как должников, до покрытия путевых издержек. В среде их действовала тайная система частной судебной расправы. На 100820 китайцев-мужчин в 1880 году приходилось лишь 4793 женщин, почти поголовно являвшихся проститутками.

Колумбия защищает китайца от ирландских погромщиков, которые уже сожгли детский приют для «цветных» детей. На доске объявлений множество антикитайских листовок (карикатура Томаса Наста 1871 года).

По постановлениям судов китайцы не признавались имеющими одинаковые с европейцами права на получение гражданства США. В 1850-е годы китайцам приходилось страдать от насилий ожесточенной толпы; злейшим врагом их был ирландский демагог Денис Кёрни, устроивший настоящий крестовый поход против них и кончавший все свои речи словами: «Китайцев надо прогнать!». Сопротивление их наплыву передавалось во все места, куда они ни направлялись.

В 1856 году в Калифорнии были изданы антикитайские законы и этому примеру вскоре последовали соседние штаты. Сначала пытались устранить китайцев путем введения для них дополнительных налогов; потом против них были изданы особые распоряжения, наконец, решено было, их изгнание. Конституция Калифорнии 1879 г. дала штату право изгонять китайцев. Договоры с Китаем помешали, однако, приведению в исполнение этих постановлений.

Так как китайцы с 1875 г. массами стали поступать в сельские рабочие, пострадавшие от этого штаты прибегли к последнему средству — апелляции к федеральному правительству. В марте 1878 года президент Хейс наложил вето на принятый конгрессом закон, ограничивавший иммиграцию китайцев, так как он противоречил договорам с Китаем. В президентской кампании 1880 года Гарфилд едва чуть не потерпел поражение, так как его противники распространили подложное письмо, доказывавшее его нежелание принять меры против наплыва китайцев.

17 ноября 1880 года был заключен договор с Китаем, которым Соединенным Штатам предоставлялось право ограничивать, но не запрещать совершенно иммиграцию китайцев. 6 мая 1882 года издан был закон (исправленный 5 июля 1884 года), на 10 лет отсрочивавший иммиграцию китайцев, но не касавшийся тех, которые уже раньше жили в стране. 2 сентября 1885 года в Рок-Спрингсе (штат Вайоминг) дело дошло до погрома, во время которого 50 китайцев было убито и их имущество было уничтожено. В 1886—88 годах велись дипломатические переговоры с Китаем, чтобы добиться согласия его на полное запрещение переселения в США китайских подданных. Переговоры не имели успеха, и 1 октября 1888 года конгресс издал закон, в противоречие с договорами полностью запрещавший ввоз китайцев. Этот закон был парализован тем, что китайцы высаживались на берег в Канаде и Мексике и оттуда переходили в США через неохраняемую границу.

В мае 1892 года, несмотря на протест китайского правительства, действие антикитайского закона 1884 года было продлено ещё на 10 лет, с различными отягчительными дополнениями: китайцы лишались права, по представлении залога, освобождаться от ареста; все китайские рабочие подлежали регистрации и должны были иметь виды на жительство; китайцы, незаконно въехавшие в страну, до высылки подвергались тюремному заключению на год.

Illiberales autem et sordidi quaestus mercennariorum omnium, quorum operae, non quorum artes emuntur; est enim in illis ipsa merces auctoramentum servitutis.

Только невозможность прожить иначе заставляет наших поденщиков пахать землю, плодами которой им не придётся воспользоваться, а наших каменщиков — воздвигать дома, в которых им не придётся жить. Нищета гонит их на рынок, где они поджидают господ, которые соблаговолили бы их купить. Нищета вынуждает их на коленях умолять богача, чтобы тот позволил им обогащать его.

Карл Маркс описывал капиталистическое общество как посягающие на индивидуальную автономию. При этом он основывался на материалистической и потребительской концепции тела и его свободы (то есть того, что продаётся, сдаётся в аренду или отчуждается в классовом обществе).

Раб продан раз и навсегда, пролетарий должен сам продавать себя ежедневно и ежечасно. Каждый отдельный раб является собственностью определённого господина, и, уже вследствие заинтересованности последнего, существование раба обеспечено, как бы жалко оно ни было. Отдельный же пролетарий является, так сказать, собственностью всего класса буржуазии. Его труд покупается только тогда, когда кто-нибудь в этом нуждается, и поэтому его существование не обеспечено. Существование это обеспечено только классу пролетариев в целом.

В литературе, критикующей наёмную работу, проводится несколько параллелей между такой работой и рабством:

Это ль не печально, что такая милая девушка, как я,
Должна быть послана на фабрику, чтоб зачахнуть и умереть?
О! Я не могу быть рабыней, я не буду рабыней,
Потому что я так обожаю свободу,
Что я не могу быть рабыней.

Oh! isn’t it a pity, such a pretty girl as I
Should be sent to the factory to pine away and die?
Oh! I cannot be a slave, I will not be a slave,
For I’m so fond of liberty,
That I cannot be a slave.

Сокращение частоты употребления термина

в конце XIX в. использование термина «наёмное рабство», как и его значение, снижалось.

Так, Халгримсдоттир (англ. ) и Беноит (англ. ) указывали на то, что:

Всё увеличивающаяся централизация производства привела к усилению конкуренции между работниками, снижению заработной платы и постепенной потере компетентности и независимости квалифицированных рабочих. Это означало, что «критика, рассматривающая любую наёмную работу как рабство и избегавшая требований „рабочей концессии“ для создания республики производителей (через профсоюзы, забастовочные фонды и т. д.) была намного менее убедительной, чем та, которая рассматривала рабство как наёмную работу за очень низкое вознаграждение»

Из-за достаточно дорогой транспортировки кули, большинство из них осело в местах своего нового трудоустройства и впоследствии составило значительную долю населения новых независимых государств:

В ряде регионов (штаты Гавайи, Калифорния) азиатам (в основном индийцам и китайцам) приходилось мириться с административной сегрегацией и дискриминацией во всех сферах повседневной жизни.

Начиная с XIX века для социальной защиты малообразованных и угнетаемых работодателями рабочих стали создаваться общественные организации — профессиональные союзы. Со временем профсоюзы стали официальным посредником (а в США — и самостоятельным игроком на рынке труда и как разновидность бизнеса) между наёмными работниками и работодателями. Самоорганизация системы предприятий привела в XX веке к минимизации социального противоречия между рабочими и предприятием. Институт «народного капитализма» вообще привёл к кризису теории революционности рабочего класса, — одного из основных постулатов марксизма: рабочие-сособственники и соруководители предприятий не имеют революционных мотиваций и наоборот, настроены на укрепление своего предприятия и повышения его устойчивости. Сегодня профсоюзы всё больше и больше утрачивают роль защитника прав наёмных работников.

В начале XXI века в Германии, а затем в ряде других стран, и с 2015 года в России стало разворачиваться движение чемпионатов (национальных и международных) «WorldSkills» по популяризации и стимулированию системы профтехобразования подготовки трудовых ресурсов в социальной группе рабочих. Однако уже летом 2019 года в России вместо рабочих профессий на этих чемпионатах начинает популяризироваться сегмент «синих воротничков» в форме работников туристических агентств и в IT-сфере (программирование, веб-дизайн и т.д.).

В ряде случаев британцы в качестве кули (и вместе с ними) привозили дешёвую рабочую силу из крайне отсталых стран Южной Европы (например, португальцы). Постепенно термин приобрёл уничижительное/оскорбительное значение, хотя в языке-оригинале его изначально не было. При этом британцы зачастую умышленно «импортировали» рабочих-кули с целью диверсификации национального состава населения, разжигая при этом национальную вражду и действуя по принципу «разделяй и властвуй». Впоследствии это привело к затяжной вражде между индийцами и неграми в Гайане, между африканерами, англо-африканцами и азиатами в ЮАР и т. д.

Австралийская карикатура, направленная против китайской иммиграции, 1886 г.

В 1890 году в Австралии на 3 миллиона европейцев приходилось лишь около 51000 китайцев. В 1877 году колония Квинсленд постановила, что владельцы переселенческих судов уплачивают за каждого привезенного китайца налог в 10 фунтов стерлингов, которые, за вычетом правительственных на него издержек, возвращались данному лицу, в случае оставления им колонии. Кроме того, определялось, что на судах на каждые 10 — позже на 30 — тонн должно приходиться не более одного китайца. В 1884 году поголовный налог повышен до 30 фунтов стерлингов. Подобные законы в 1881 году были приняты в Новом Южном Уэльсе, Виктории, Новой Зеландии, Южной Австралии. В 1888 году в Новом Южном Уэльсе поголовный налог был отменен, но дозволен был ввоз лишь одного китайца на 300 тонн.

Индийцы-кули на британском острове Тринидад; около 1890 г.

Когда в британских, французских и нидерландских колониях Вест-Индии и Южной Америки потерянные с освобождением негров рабочие силы стали заменяться ввозом кули из Китая и Индии (прежде всего в 1844 году в британской Гвиане и ещё в 1834 году на Маврикии), происходило много злоупотреблений: кули едва отличались от рабов. Правительство Британской Индии, в ограждение вывозившихся в Америку кули издало в 1871 году «индийские эмиграционные акты».

В 1889—91 г. средним числом 17000 кули выселялось ежегодно из Индии, в том числе ⅔ в Гвиану и Вест-Индию, остальные в Наталь, на Маврикий и на Фиджи.

Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист.

Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).

Список проблемных ссылок

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *