Железнодорожная отрасль – одна из крупнейших в Российской Федерации. В ней занято более одного миллиона человек. Такой объем, а также динамика роста и развития железнодорожной индустрии в России обеспечивают постоянный спрос на квалифицированных работников по профессиям, связанным с железной дорогой. В связи с чем железнодорожные профессии и специальности еще долго будут широко востребованы на рынке труда.
Пройти обучение на жд профессии вы можете в учебном центре «ПромРесурс», который специализируется на обучении железнодорожников. Поскольку работа в железнодорожной сфере сопряжена с очень большой ответственностью и рисками все образовательные программы, по которым проводится обучение в АНО ДПО «ПромРесурс», были согласованы с Федеральным агентством железнодорожного транспорта, Министерством транспорта и ОАО «РЖД» – обязательное требование законодательства!!!
Полный список профессий на жд транспорте, обучение по которым проводится на базе учебного центра «ПромРесурс» расположен ниже. Для получения подробной информации по жд профессии пройдите по соответствующей ссылке.
Описание путевых специальностей
На железной дороге работают также мастера и обходчики. Именно они следят за исправностью оборачиваемого подвижного состава, контролируют его техническое состояние и следят за тем, чтобы сами рельсы и шпалы работали безупречно. Если поезд прибывает точно по расписанию, то в этом есть заслуга не только машинистов, диспетчеров, но и такого путевого персонала. За электроснабжение отвечает электромонтер. Данный специалист следит, чтобы исправно функционировали:
Именно электромонтеры и другие аналогичные сотрудники находятся на наиболее рискованной работе с очень высокой ответственностью. Другие связанные с электричеством специалисты — это электромеханики сигнализации, централизации и блокировки. Их деятельность не настолько опасна, но все же очень ответственна. Есть на ЖД и так называемые вагонники. Это обиходное наименование тех железнодорожников, которые «стучат по колесам». Не только, впрочем, стучат — они в целом оценивают состояние вагонов, а заметив какую-либо неполадку или отклонение от нормы, передают задание ремонтной службе.
Непосредственно связан с движением, конечно же, машинист. Ответственность и скрупулезность в его работе такова, что ожидать вытеснения живых людей роботами и прочей автоматикой придется еще долго. Именно должность машиниста наиболее престижна по сравнению с другими специализациями на железной дороге.
Стоит отметить, что машинист — только мужская профессия; изменение законодательства по этой части может произойти только в 2021 году, а учитывая требования к стажу и подготовке, реальная ситуация поменяется не раньше 2025-го.
Машинистом может стать только тот, кто прежде не менее года обучался профессии и минимум 3 года отработал в должности помощника машиниста. Заместители «водителей поезда» являются их верными помощниками. Стоит также отметить должность начальника поезда. Мнение многих пассажиров, будто он работает исключительно ради урегулирования конфликтов в пассажирском поезде, неверно. Именно начальник управляет всем процессом движения, отдает распоряжения всем железнодорожникам, находящимся в поезде; от него же зависит и приготовление каждого отдельного купе к рейсу, поддержание его в образцовом порядке.
Должность начальника поезда сложна и ответственна; но она почти никогда не пустует. Но чаще всего с поездками по железной дороге ассоциируется должность проводника. Именно она овеяна романтикой. Надо, правда, понимать, что проводник — лицо ответственное, и не только материально. Как раз по его или ее работе многие судят о железнодорожных сообщениях в целом, потому что ни машинистов, ни других сотрудников почти никогда не видят.
Есть еще одна типично путевая профессия — сигналист. Они следят за тем, чтобы движение поездов происходило максимально правильно и четко. При необходимости — сигнализируют машинистам о том, что нужно делать, где затормозить, а где ускорить (отсюда и название). Сигналисты же расставляют все необходимые таблички и другие условные предупреждающие знаки. И еще они следят за тем, чтобы пути находились в хорошем состоянии, при любой неполадке и отклонении от нормы сразу поднимают тревогу.
Распределение обязанностей между конкретными исполнителями — функция нарядчика. Эта должность подразумевает средне-специальное образование. К тому же придется изучить должностные инструкции и основные моменты в работе других железнодорожников, основные требования различных регламентов безопасности. Нарядчики определяют, когда бригадам работать, а когда отдыхать, кого направить на какую позицию. Выполнять такую работу могут лишь ответственные и дисциплинированные люди, которые готовы еще и составлять отчетность установленного образца, нормировать рабочее время других специалистов.
Инженер по эксплуатации:
Контролеры-ревизоры не ограничиваются поиском безбилетных ездоков. Они же отслеживают, как используется подвижной состав. Для добросовестного пассажира контролер-ревизор даже полезен. Именно он контролирует исполнение персоналом дороги норм обслуживания пассажиров.
На такой должности ждут коммуникабельных, дисциплинированных и строго принципиальных людей, умеющих тактично выходить из сложной ситуации.
Перспективы и карьера
Как уже указано, машинист поезда может работать не только в РЖД, но и в других организациях. Доступна ему и традиционная «вертикальная» карьера. Правда, чтобы стать диспетчером, начальником станции, руководителем дистанции пути или иным узким специалистом, обязательно понадобится дополнительное образование, причем высшее. И к его качеству на любой железной дороге предъявят очень строгие требования.
Вероятными направлениями карьерного развития будут:
Все о профессии машинист поезда
Железная дорога дала жизнь массе очень важных разновидностей человеческой деятельности. Но прежде чем связать себя с ней, необходимо узнать основные нюансы конкретных видов работы. Пожалуй, самая важная тема в таком контексте — узнать все о профессии машиниста поезда.
Все о железнодорожных профессиях
Знать все о железнодорожных профессиях полезно и для общего развития, но еще важнее это тем, кто желает заняться такой деятельностью. Пора ознакомиться с обзором железнодорожников на РЖД, со спецификой поездов на ЖД и с описанием других профессий, связанных с железной дорогой. Эти профессии делятся на вокзальные, станционные и путевые, и в каждом случае есть свои особенности.
Обзор вокзальных специальностей
Железнодорожные специалисты трудятся в большом количестве на пассажирских вокзалах. Важнейшую роль среди них играет диспетчер вокзала. Его никто из пассажиров не видит — но именно благодаря труду диспетчеров по ритму движения поездов можно сверять часы. Расписание мало составить — нужно еще и постоянно следить за тем, как оно составляется, причем с посекундной точностью. Да, диспетчеры контролируют, в какой момент можно будет увидеть прибывающий поезд с перрона, когда он должен будет полностью замереть на рельсах, и в какой момент — быть готовым к началу движения.
Железнодорожники на вокзале могут иметь и ряд других специализаций. Так, есть еще главный энергодиспетчер дорожный, который следит за снабжением всех магистральных участков на вокзале, за электроснабжением других подсобных объектов. Также стоит учесть, что справочная служба вокзала имеет и своих руководителей, которые координируют информационную работу. Дополнительно стоит упомянуть:
Особняком стоит экспедитор доставки багажа. Нельзя его путать с носильщиком — этот специалист координирует перемещение тех вещей, которые кладут в багажные вагоны. Доставка таких предметов часто практикуется без пассажиров. И потому и нужен специальный сотрудник, чтобы перевезти все имущество в целости и сохранности на большое расстояние.
Следить за багажом приходится постоянно, потому что количество желающих завладеть им велико, да и случайностей бывает немало.
Вы здесь
Главная » Профессия Составитель поездов
Станционные профессии
Но деятельность РЖД не ограничивается работой пассажирских вокзалов. Как на них, так и на грузовых станциях обязательно присутствует составитель поездов. Этот специалист формирует и расформирует составы. Его важнейшая функция — не только поддержание ритмичного движения, но и обеспечение безопасности. Ведь создав слишком длинный пассажирский поезд или состыковав вагоны с неподходящими грузами, можно создать серьезные риски.
Составители поездов не только руководят маневровыми работами, но иногда и непосредственно выполняют. Среди них есть четкая градация по разрядам. Так, имея 3 или 4 разряд, нельзя работать на магистральных железнодорожных путях; допуск дают только составителям 5, а иногда и 6 разряда. Главные обязанности:
Составители поездов подчиняются:
Дежурный по станции — единственный сотрудник железной дороги, имеющий право корректировать графики движения поездов, порядок маневровой работы. Даже начальники дорог почти всегда утверждают эти решения; впрочем, они и не касаются их. Именно от дежурного зависит, когда отправится поезд, сколько он будет стоять, и будет ли принят на конкретной станции. И именно этому сотруднику подчинены еще и всевозможные ремонтные, строительные, восстановительные поезда, системы связи и обмена данными; машинист и начальник поезда на время движения по определенному участку также у него в подчинении.
Маневровый диспетчер — еще одно очень важное лицо в сфере перевозок. Как раз он распределяет, какая маневровая бригада отправится на тот или иной отрезок путей. Составители поездов подчинены маневровому диспетчеру или находятся с ним в постоянном тесном контакте.
Но отсюда же происходит и большая ответственность. Как раз диспетчеру маневра будут предъявлять в первую очередь претензии, если вагоны не уберут вовремя с определенного участка или поставят туда, где их быть не должно, или не подадут вовремя для формирования поезда.
Профессия Составитель поездов
Составитель поездов – очень ответственная работа, практически полностью осуществляется на открытом воздухе. Составитель поездов отвечает за комплектность поезда и его маневры на станции, в депо и на транспортных и промышленных узлах и перегонах.
Составитель поездов отвечает за формирование (или расформирование) поездов, и за точность и безопасность при маневрах состава. Отвечает за расстановку и качество работы работников, участвующих в маневре состава. Проверяет и отвечает за закрепление составов/вагонов на путях тормозными башмаками.
Более детально должностные обязанности можно посмотреть в описании разрядов по ЕТКС и профессиональном стандарте для составителя поездов.
Требования к соискателю
Зарплата составителя поезда зависит от разряда и места работы. В среднем варьируется от 30 до 50 тыс. рублей.
В силу всего вышесказанного в данной профессии существует острый дефицит работников. Пройти обучение на профессию «Составитель поездов» можно в учебном центре «ПромРесурс».
Где работает?
Специалист по управлению поездами чаще всего интересует РЖД. Существенно меньше машинистов работают в метрополитене, на подъездных путях различных предприятий и организаций (обычно — шахт и крупных заводов, но иногда отдельных воинских частей). Зарплата машиниста в РЖД обычно выше, чем в других структурах. В 2020 году ее средний уровень составляет 70000 рублей. Играет роль регион работы.
Локомотивные бригады пассажирского сообщения получают больший доход, чем их коллеги в грузовом движении. Зарплата на электрифицированных линиях превосходит зарплату управляющих тепловозами. Чем дальше расстояния поездок, тем больше и оклад. Учитывается также:
Исходным пунктом обычно становится должность помощника машиниста. На этой должности средний доход составляет 40-50 тыс. рублей в месяц. Самые опытные могут со временем стать инструкторами локомотивных бригад. Эти специалисты не только передают накопленный опыт, но и дают практические рекомендации, как проходить сложные участки, как решать те или иные проблемы. Важно: инструкторы выступают еще и контролерами качества работы подчиненных, так как их квалификация позволяет сразу заметить любой промах.
Специальная форма сотрудникам локомотивных бригад выдается так же обязательно, как и на заре железнодорожного транспорта. Сегодня это полушерстяной комплект. Особых требований к обуви никто не предъявляет. Зато обязательно надо иметь при себе светоотражающий жилет. Что интересно, отдельные особо увлеченные люди становятся даже машинистами паровоза. Такие локомотивы сегодня встречаются в единичных экземплярах, и используются в основном для экскурсий и развлекательных поездок. Но поскольку даже они ездят редко, к работе привлекают самых обычных машинистов, которые в повседневной жизни заняты на тепловозах и электровозах. Для них очень важно получить дополнительный допуск, поскольку паровоз официально признан отдельным видом подвижного состава.
Стоит подчеркнуть еще, что управлению каждой серии паровозов нужно учиться особо, и это куда кропотливее, чем использование автоматических средств управления.
Обучение
Разумеется, стать машинистом поезда сегодня очень непросто. Соответствующее образование дают в специализированных колледжах и техникумах. Там учат не только собственно вождению поездов, но дают и теоретическую базу. Большое внимание уделяется таким предметам, как математика, информационные технологии, физика. К сведению: желающие стать машинистами метро могут пройти курс подготовки непосредственно в депо.
Безусловным плюсом для будущего машиниста будет наличие технического образования по смежному профилю либо высшее образование в железнодорожной сфере. Правда, такой вариант в основном подходит для тех, кто сразу собирается перейти на руководящую должность.
Важно: кандидаты должны иметь за плечами опыт военной службы. После университетов или академий путей сообщения дополнительное образование в учебных центрах ОАО «Российские железные дороги» займет 2 года.
Навыки и знания
Профессиональный машинист досконально знает устройство локомотива и особенности его работы. Перед выходом в рейс обязательно придется изучить профиль пути и другие его особенности, наиболее сложные и опасные участки. Очень важно знать места постоянных сигналов, знаков, точки расположения переездов и разрешенные места перехода железнодорожного полотна. Поскольку железнодорожный транспорт — источник повышенной опасности, нельзя обойтись без навыков оказания первой помощи.
Еще локомотивная бригада должна:
Обучение железнодорожным профессиям
Обучение на железнодорожные специальности проводится на базе учебного центра «ПромРесурс» на основании:
Обязательность жд обучения регламентируется требованиями профессиональных стандартов по заявленным профессиям.
Обучение на жд профессии проходит в удобном для Вас графике.
Формы подготовки
Завершает курс аттестация в комиссии учебного центра.
По результатам аттестации выдается
Продолжительность жд курса зависит от выбранной специальности.
Также на базе учебного центра «ПромРесурс» проводится повышение квалификации и профессиональная переподготовка по железнодорожным специальностям.
Курсы повышения квалификации на железнодорожном транспорте и семинары организуются по запросам.
На базе нашего учебного центра по железнодорожным направлениям прошли обучения работники таких компаний, как:
Обязанности
Проще всего сказать, конечно, что работа машиниста сводится к тому, что он должен приводить в назначенное время вверенный ему состав «из пункта А в пункт Б». Но на практике сразу же обнаруживаются и другие нюансы. В должностной инструкции говорится, к примеру, что при машинисте всегда должно находиться свидетельство, подтверждающее его право управлять конкретным видом локомотива. Там указаны и такие задачи, как:
Еще обязанностями машинистов являются:
Особенности
Такой род деятельности, как машинист поезда, насчитывает уже довольно долгую историю. Принято считать, что в нашей стране эта профессия появилась в 1836 году. Именно тогда началось первое практическое движение по участку первой российской железной дороги от Большого Кузьмина (ныне часть города Пушкин) до Павловска. Если же отсчитывать историю от первого полноценного проезда по всей железнодорожной ветке, то датой появления профессии можно считать 11 ноября 1837 года.
Разумеется, можно было бы вспомнить даты запуска в работу железных дорог за границей. Но для описания сути профессии это не требуется. Гораздо важнее то, что сегодня машинист в корне отличается от машиниста первой половины XIX века. И все же между ними существует несомненное сходство. В кабине электропоезда, как и на старомодном паровозе, придется сосредотачиваться на управлении и не отвлекаться. Высокие технологии существенно изменили не только процесс движения локомотива, но и управление им. Однако последствия ошибки все так же фатальны. Больше того: уровень знаний и навыков, которыми должен обладать машинист, за минувшие 180 лет вырос на два порядка. Без этих специалистов невозможно представить движение как по магистральным железнодорожным путям, так и в пределах станций.
Локомотивная бригада как товарного (грузового), так и пассажирского, пожарного, ремонтно-восстановительного, военного, санитарного и какого угодно другого поезда, относится к «тяговой части». И несмотря на все изменения, которые пережил отечественный рельсовый транспорт, машинисты с момента его основания остаются элитой.
Уровень заработной платы у них выше, чем у любого другого персонала железных дорог, не занимающего руководящую должность. Но теперь надо посмотреть на положительные и отрицательные стороны такой работы.
Плюсы и минусы
Безусловно, в число плюсов попадают уже упомянутые выше престиж и сравнительно высокая оплата труда. А также стоит подчеркнуть, что машинисты будут нужны еще как минимум несколько десятилетий. Даже если внезапно начнется полная автоматизация локомотивного движения (что весьма сомнительно), приходящие в профессию сейчас имеют все шансы проработать до конца карьеры. Как видим, это довольно стабильная область человеческой деятельности. Обязательно стоит упомянуть и романтическую составляющую поездок по железной дороге. Правда, профессионалы редко могут выделить время, чтобы полюбоваться красотами. Да и «романтический перестук колес» постепенно будет становиться рутиной. Зато это компенсируется в значительной мере целым рядом льгот и привилегий, на которые могут претендовать железнодорожники. Им стараются оказывать и материальную помощь в сложных случаях.