У каждого в знакомых есть мифический Василий, который летает из Москвы в Бангкок за 20 евро.
Это очень дешево. Но заходишь на сайт с билетами — а там как всегда всё дорого. Чтобы летать дешево, нужно быть хитрым. В этой статье расскажем, как добывать самые дешевые из возможных авиабилетов.
Я часто путешествую, и больше всего мне нравятся поезда.
Я ездила на них по России и за границу. За годы туризма поняла, что для путешествий совсем не обязательно иметь много денег. На поездках можно неплохо сэкономить, если знать, когда и как покупать билеты, отслеживать акции и использовать бонусы.
В статье расскажу, какие способы помогают мне меньше платить за путешествия по железной дороге. Они универсальны для всех поездов и маршрутов.
Для работы проектов iXBT.com нужны файлы cookie и сервисы аналитики.
Продолжая посещать сайты проектов вы соглашаетесь с нашей
Политикой в отношении файлов cookie
Некоторые из нас очень боятся летать, однако для многих путешествие на самолете только в радость. Обычно в авиакомпаниях довольно высокий уровень сервиса, поэтому вы всегда остаётесь только пассажиром, а не крутите баранку на протяжении всего путешествия. Кроме того, непередаваемое ощущения взлета и посадки, является самый настоящий аттракционном для ума и тела. Путешествовать на самолете конечно намного комфортнее и приятнее чем на любом другом транспорте. А самое главное преимущество такого путешествия — это колоссальная экономия времени.
Например, чтобы добраться с Москвы до Пекина на поезде вам понадобится провести в дороге целых семь суток, и всего лишь семь-восемь часов если воспользоваться авиаперелетом. Да, разница в экономии времени существенная. Поэтому люди, которые умеют структурировать свой день и любят ценить свое время в большинстве случаев выбирают авиаперелет.
Купить авиабилет на самолет сегодня очень просто. Это можно сделать не выходя из дома, для этого достаточно открыть официальный сайт интересующей вас авиакомпании или воспользоваться сервисом Яндекс.Путешествия, на котором вы сможете сравнить цены от различных авиакомпаний и подобрать подходящий для себя рейс по различным критериям: прямой или с пересадками, с багажом или без. А также выбрать наиболее удобное время вылета и прилёта. Также купить авиабилет можно в кассе аэропорта, в офисах авиакомпаний и в туристических агентствах.
На сегодня существует множество авиакомпаний, которые осуществляют рейсы в любую часть нашей планеты. Тарифная политика большинства авиакомпаний разная и строится на основании множества факторов. Кроме того, стоимость авиабилета часто зависит от дня недели, сезона, количества дней до вылета и многого другого.
Тот, кто часто путешествует наверняка замечал, что обычно если покупать два авиабилета по отдельности, то в итоге их стоимость получается выше, чем сразу купленный авиабилет туда и обратно с теми же датами. С одной стороны, это действительно кажется нелогичным, но у авиакомпаний есть свои причины для построения своей ценовой политики. Итак, давайте разбираться, почему так происходит.
Снижение цены на авиабилет купленный сразу туда-обратно, это на самом деле не огромная скидка или какая-то ошибка системы, а обычная практика большинства авиакомпаний в настоящее время. Конкуренция среди них достаточно высокая, а затраты на перелет с каждым днем только растут. Например, если в самолете остаются незаполненные пассажирами места, а в худшем случае таких мест слишком много, то перевозчики теряют свои деньги. Это происходит из-за того, что затраты на перелет остаются прежними, а пустые места в самолете это прежде всего потеря окупаемости перелета. Поэтому авиакомпании заманивают потенциальных пассажиров более привлекательными ценами на свои авиабилеты.
Если пассажир сразу покупает авиабилет туда-обратно, то этим он дает определенную гарантию перевозчику, что место в самолете не будет пустым еще и при перелете в обратную сторону. Для авиакомпании это является плюсом, поскольку больше не нужно искать человека, который займет это место в салоне самолета. Также сразу понятно насколько заполнен самолет для совершения обратного рейса, что в свою очередь позволяет понять, какое количество авиабилетов в одну сторону необходимо будет продать. Стоит помнить, что если вы купили авиабилет только в одну сторону, то существует риск, что вы не сможете вернуться на обратном рейсе, поскольку попросту все авиабилеты могут быть распроданы. В настоящее время даже самые крупные авиакомпании обычно продают авиабилет сразу в две стороны намного дешевле, чем два отдельных авиабилета в одну сторону. Поскольку это значительно снижает риски потери денег из-за нераспроданных авиабилетов.
Как правило, авиабилеты сразу в две стороны покупают туристы, которые отправляются на каникулы и знают дату возвращения, поэтому и предпочитают покупать наиболее дешевый вариант. В то же время авиабилеты в одну сторону чаще всего покупают сотрудники различных компаний, которых отправляют в командировки и оплачивают их авиабилеты из корпоративных кошельков. Поэтому авиакомпании обычно не опускают стоимость авиабилетов для тех, кто и так может легко за них заплатить.
Смотрите, ищем дешевые авиабилеты, например, через сервис Яндекс.Путешествия. Стоимость авиабилета Москва-Бангкок в одну сторону составляет 24 445 руб, а в обратную Бангкок-Москва 21 118 руб. Если посчитать, то за два билета, которые купим по отдельности мы заплатим 24 445 + 21 118 = 45 563 руб. Однако если мы возьмем те же самые даты и проверим рейс туда-обратно, то цена авиабилета в этом случае составит 43 166 руб. То есть если мы купим сразу авиабилет туда-обратно в нашем случае нам удастся сэкономить 2 447 руб.
Поэтому и получается, что покупка авиабилета туда-обратно обычно намного выгоднее, чем если отдельно покупать авиабилет «туда» и авиабилет «обратно», как для самого пассажира, так и для авиакомпании. Данное правило действует как для зарубежных поездок, так и для перелетов по России.
Все опытные путешественники знают, что цена авиабилета зависит от многих факторов: компании-перевозчика, времени, количества дней до вылета, сезона, комфорта и т.д. Поэтому перед покупкой авиабилета просчитывают разные варианты, учитывая все эти моменты, чтобы итоговая цена авиабилета «не била» по карману. Как сэкономить деньги на покупке авиабилетов, при этом путешествовать с комфортом я расскажу в сегодняшней статье. Ведь лучший стимул для новых путешествий – низкие цены, не так ли? Итак, давайте начинать.
Прежде чем покупать авиабилет нужно разобраться, где именно его нужно искать. В настоящее время есть множество сервисов для поиска и покупки авиабилетов, в которых легко запутаться даже профессиональному путешественнику. Поэтому хочу порекомендовать сервис Яндекс.Путешествия. Сервисом я пользуюсь давно, он достаточно простой и удобный. В нем можно приобрести не только авиабилеты, но и билеты на поезд и автобус. А также выбрать гостиницу, хостел или апарт-отель из более чем 3 млн вариантов размещения. Кроме того, в Яндекс.Путешествия есть поддержка, которая работает не только в рабочие, но и в выходные дни. Отвечают быстро. Если появится какая-то проблема, поддержка быстро пытается её решить.
В сервисе есть множество полезных функций, что действительно помогает в поиске лучшего варианта. Например, сравнение цен от разных перевозчиков и автоматический поиск лучшего варианта. Можно выбрать конкретную авиакомпанию, найти самый короткий маршрут или воспользоваться маршрутом с пересадкой для дополнительной экономии, посмотреть график цен и многое другое. Это совершенно не говорит о том, что необходимо использовать только Яндекс.Путешествия, есть и другие сервисы, например, vzleteli.ru, но в большинстве случаев я выбираю Яндекс.Путешествия.
Первое, что стоит учитывать – цена на один и тот же авиабилет у авиакомпаний и агентств в итоге может отличаться. В большинстве случаев более выгодно покупать авиабилет напрямую у авиакомпании, которая выполняет рейс. Конечно, исключения тоже бывают.
Цены на авиабилеты обычно завышены на Новый год, майские праздники и, конечно, летом. Этот период называют “высокий сезон”. Туристов много, авиакомпании-перевозчики получают хорошую прибыль и не переживают, что авиабилеты не будут раскуплены. Найти хороший вариант авиабилетов в этот период достаточно сложно. Если что-то и появляется, то моментально распродаётся. Акции и скидки на авиабилеты начинают появляться, когда авиакомпания-перевозчик не может спланировать загрузку самолета. Если все так предсказуемо, то можно воспользоваться этим для своей выгоды.
Для этого старайтесь не попадать в “высокий сезон” двигая даты отпуска. Например, если вы хотите бюджетно слетать, в Турцию, то лучше всего покупать авиабилеты осенью в начале октябре. Во-первых, авиабилеты в этот период стоят дешевле. Во-вторых, все еще можно поплавать в море. Кроме того, на улице нет такой изматывающей жары, как летом, нет толпы туристов и можно спокойно посетить разные экскурсии, например, Памуккале. В-третьих, цены на отели значительно ниже, чем летом и на праздники. В итоге у вас получится не только сэкономить на покупке авиабилетов, но и на всем остальном. Если море для вас не главное в отпуске, и вы хотите просто посмотреть страну, то в Турцию можно прилететь весной. Зимой в Турции часто идут дожди, дуют сильные ветра, а в некоторых регионах есть снег. Но если это вас совершенно не пугает, то почему бы и нет. Зимой можно максимально экономно отдохнуть, но только не на Новый год.
Часто бывает, что отпуск привязан к “высокому сезону”, в этом случае можно попробовать сэкономить. Во-первых, рекомендуется бронировать авиабилеты заранее. На популярные направления в различные страны за 4-6 месяцев до вылета, если вы собираетесь путешествовать внутри страны то рекомендуется бронировать билет приблизительно за 45 дней. В большинстве случаев это простое правило позволит сэкономить около 20%. Не рекомендуется бронировать авиабилеты за две-три недели до вылета, в тот период авиакомпании выставляют максимально высокие цены. Кроме того, цена авиабилетов зависит от дня недели и времени. Наиболее часто покупают авиабилеты в пятницу и выходные дни, поэтому в эти дни стоит воздержаться от покупки. Самые выгодные предложения можно найти со вторника по четверг. Стоит добавить, что с 20.00 до раннего утра часто попадаются очень выгодные предложения на официальных сайтах авиакомпаний.
Еще одна рекомендация – не бойтесь строить сложные маршруты и летать с пересадками. Конечно, прямые перелеты намного удобнее, но если ваша основная цель сэкономить на перелете, то маршрут с пересадками – точно ваш вариант. Однако стоит серьезно подойти к этому вопросу и обязательно обращать внимание на время между стыковочными рейсами и общую длительность перелета, чтобы не пропустить свой следующий рейс. Ведь задержка самолета, довольно частая ситуация. Плюс перелёта с пересадкой не только экономия, но и возможность побывать в новом месте и получить новый опыт в путешествиях.
Стоит добавить, что многие неопытные путешественники часто покупают билет без багажа, однако, когда время поездки подходит, то выясняется, что любимый свитер не помещается в ручную кладь. Приходится докупать место для багажа у авиакомпании. Итоговая цена в большинстве случаев получается завышенной. Если вы точно не знаете сколько вещей вам потребуется в путешествии, то покупать билет без багажа не стоит. Сперва нужно оценить ситуации, и только потом принимать решение.
Как показывает практика, то более выгодный авиабилет является туда-обратно. Если купить авиабилет только туда, а потом обратно на один и тот же рейс, то в большинстве случаев он обойдется вам дороже. Конечно, бывают исключения. Давайте посмотрим один пример, рейс Москва — Дубай — Москва один авиабилет туда-обратно на одного человека стоит 38 497 руб. Теперь смотрим сколько стоит тот же перелет, но если купить один авиабилет туда и один авиабилет обратно. Стоимость авиабилета Москва — Дубай составляет 25 345 руб, а стоимость обратного авиабилета Дубай — Москва 27 852 руб. То есть стоимость той же поездки в первом случае обойдется в 38 497 руб, а во втором 23 345+27 852 = 53 197 руб. или на 14 700 руб. дороже. Вывод очевидный, что более выгодно покупать билет туда-обратно. Конечно, об исключениях стоит помнить и всегда искать для себя более выгодный вариант.
Если следовать достаточно простым рекомендациям, таким как: покупка авиабилетов в вечернее или ночное время среди недели (со вторника по четверг), отслеживание акций и специальных приложений интересующих вас авиакомпаний, использование сервисов по поиску дешевых билетов, построение сложного маршрута с пересадками и т.д. В итоге у вас обязательно получится сэкономить на покупке авиабилетов. Пробуйте.
Если вы знаете проверенные способы экономии на авиабилетах поделитесь своим опытом в комментариях. На этом все. Всем спасибо за внимание.
Выбирать непопулярные даты и время отправления
График гибких тарифов — не единственное, что влияет на цену. Еще у РЖД действует система динамического ценообразования: чем больше спрос, тем выше стоимость. Это значит, что цена билетов меняется в зависимости от числа свободных мест, количества дней до отправления, популярности маршрута.
Раньше в РЖД продавали билеты за 45 суток. В первый день продажи цены были ниже всего, поэтому в кассы выстраивались очереди. Теперь билеты по России продают за 90 дней. Но нет гарантии того, что за 90 суток они будут дешевле, чем за 60.
Я сравнивала билеты в разные даты по разным направлениям — из Москвы в Казань, Адлер и Уфу. В диапазоне за 45, 60 и 90 суток нет закономерного роста цен. Билеты могут быть дороже и дешевле независимо от даты. Но я смотрела билеты на весну. В это время люди путешествуют меньше, чем летом. В сезон летних отпусков и школьных каникул билеты лучше покупать заранее.
Цены на билеты в феврале 2022 года
Покупка билета за 45 суток
Покупка билета за 60 суток
Покупка билета за 90 суток
Еще на стоимость влияет день недели и время отправления поезда. Билет на ранний утренний рейс иногда дешевле, чем на более поздний. В пятницу, субботу и воскресенье билеты часто дороже. В июле и августе люди обычно уходят в отпуска, поэтому цены выше, чем, например, в феврале.
В РЖД составили графики изменения цен в зависимости от спроса. ценообразования тариф может меняться в течение нескольких часов или минут, если в момент спрос будет высоким. Это происходит автоматически. Вывод один — ждать до последнего невыгодно: шансов, что билет подешевеет, нет.
В поисках инсайдов
Начинаем искать ответы на вопросы: “а как ведут себя цены на билеты с течением времени? какие различия в ценообразовании между направлениями? Какая сезонность в модели формирования цен? Какие особенности есть?
Весь анализ разбил на четыре раздела:
Динамика стоимости пакета (медиана и среднее).
После преобразования данных по каждому пакету есть динамика медианы и среднего, именно эти метрики представлены на визуализации ниже. Добавлю немного расшифровки по полученному результату:
Картина получается весьма интересная: абсолютно разные динамики цен, видимо все направления получились уникальными в каком-то смысле. Но на две группы скорее всего их можно разбить: с выраженной летней сезонности и без нее.
Москва же в свою очередь не является преимущественно туристическим направлением, видимо за счет деловых поездок и за счет выполнения функции хаба. Жить надо в Москве, чтобы не читать подобные статьи:)
Динамика стоимости 1км по пакету.
Этот пункт не особо связан с ключевым вопросом, но пройти его мимо у меня не получилось, уж больно любопытно стало понять различия показателя по разным направлениям.
Смысл такой: динамика медианы по пакетам делится на расстояние из А в Б.
Основной вывод: перелеты по стоимости 1км все разные, причем что зависимости между аэропортом отправки или аэропортами приемниками никакой нет. Так же видно, что разница между самым дорогим километром и самым дешевым достаточно существенна. Если бы получить внутренние данные, то можно было бы понять почему так, но одна из версий, она же самая вероятная — затраты на перелет это всегда соотношение переменных и постоянных расходов, вероятнее всего по ряду направлений постоянные расходы сильно тянут вверх удельную стоимость 1км. Например, Казань — Москва (№1).
Динамика цен по дате вылета. Сезонность.
Не всегда желание улететь варьируется в диапазон дат, часто есть очень узкий диапазон в несколько дней, поэтому надо понять, как же ведут себя цены в конкретные даты вылета.
А именно есть ли ярко выраженная сезонность?
Но так просто нельзя выбрать дату вылета, цены то у нас с глубиной в 60 дней, значит на каждую дату вылета есть всегда 60 цен в зависимости от “а за сколько дней смотреть”. Для примера возьму цены за 15 дней до вылета (забегая вперед скажу, что не важно за сколько дней до вылета смотреть цены, сезонная модель не сильно зависит от длительности дней до вылета; кому особо интересно, можно будет исходник покрутить).
Так и что получилось?
Графики наглядно иллюстрируют, что:
Пункт 2 и 3 хочется разобрать подробнее, выведу коэффициенты сезонности внутри недельные, но чтобы было интересней и показательней отдельно выделю недели с длинными праздниками и недели без праздников.
По итогу можно отметить следующее:
Остался самый последний вопрос — а за сколько же все таки дней покупать, чтобы не платить премию авиаперевозчику?
Для ответа на этот вопрос представлю тепловую карту. В качестве значений будет отклонение вверх и вниз от медианного значения в пакете.
Интересно получается: выходит, что покупать билет заранее вроде как и нет смысла, более того по ряду направлений “заранее” стоит дороже, чем если купить за 15-30 дней до вылета. Ну и конечно не надо покупать билеты за 1-5 дней до вылета, это с большей долей вероятности обернется серьезной переплатой.
Подготовка и проверка данных
С направлениями определились, сбор данных организован, собрано порядка 130 тыс. цен. В принципе неплохая база для анализа. Сейчас надо определиться с типом распределения и можно ли будет опираться при анализе на описательные статистики (спойлер: да, распределение данных — нормальное, можно использовать меры центральной тенденции, если этот этап не интересен, то его можно пропустить).
В качестве инструментария все стандартно: Python (pandas+mathplotlib+seaborn). Уровень владения у меня любительский, поэтому в анализе есть явный перекос в сторону идеи и подхода, нежели жонглирования пакетами для анализа.
Чтобы никого не смущать ценами вида 4999, округлим вверх до ближайшей 100, чтобы получить 5000, так “читать” данные будет проще, а рубль спишем на условность.
Весь анализ будет построен на основных статистических показателях и все так же будет анализировать пакет цен. Для этого потребуется сгруппировать данные по дате пакета и добавить в датасет базовые статистические показатели такие как: среднее арифметическое, медиана, 1-3 квартиль. А так как надо будет изобразить тип распределения, то сразу в датасет добавим среднеквадратическое отклонение для будущей стандартизации.
Результат выполнения — это новый датасет, который будем использовать после:
Для того, чтобы полноценно можно было оперировать описательными статистиками, необходимо определить тип распределения, вероятнее всего нормальное, но лучше убедиться в этом. Для этого надо стандартизировать данные в рамках пакетов. Стандартизация в данном случае нужна, чтобы избавиться от сезонного фактора. Итак следующий код стандартизирует данные и готовит новый датасет (для визуализации распределения).
Результат выполнения — стартовый датасет со стандартизацией:
Данные готовы для визуализации, можно строить гистограммы распределения, причем сразу в разрезе направлений (route). Чтобы визуально было легче воспринимать данные, добавлю на график вспомогательную линию нормального распределения.
Из диаграмм распределения видно, то имеем дело с нормальным распределением, а значит можно оперировать описательными статистиками для формирования выводов.
На этом этап подготовки и проверки данных подошел к концу. Самое скучное позади, теперь перейдем к поиску “интересностей”.
Воспользуйтесь чужой ошибкой
Специальный совет от эксперта по ошибочным тарифам
Иногда авиакомпании предлагают дешевые билеты не в рамках акции, а по ошибке. Сотрудник мог допустить опечатку в цене, неправильно начислить топливный сбор или не там поставить десятичную дробь. От таких ошибок никто не застрахован.
Ошибочные тарифы обычно существуют всего пару часов, пока их не исправят. Но если вы успеете забронировать билет за это время, он ваш по праву. Поэтому бронировать такие билеты нужно немедленно.
Никогда не звоните для уточнения в авиакомпанию или агенту, если не хотите, чтобы ошибочный тариф прикрыли. Вы ничем не рискуете. Самое страшное, что может случиться, — бронь отменят и вам вернут деньги.
Чаще всего ошибочные тарифы можно обнаружить на сайтах-агрегаторах, иногда они попадаются и на сайтах авиакомпаний. На сайтах авиакомпаний покупать билеты предпочтительнее, так как меньше вероятность отмены.
Ошибочные тарифы смотрите на сайте 100500miles.ru.
Усложняйте
В билетных агрегаторах перелеты с пересадкой почти всегда дешевле, чем прямые. Так происходит потому, что авиакомпаниям выгодно заполнять рейсы, использующие их базовые аэропорты (хабы). У «Аэрофлота» это Шереметьево, у «Победы» — Внуково, у «Эмирейтс» — Дубай.
Иногда можно получить значительную скидку, если сформировать маршрут с несколькими стыковками. Многие агрегаторы позволяют самостоятельно составить сложный маршрут. Поэкспериментируйте с полетами в Стокгольм через Хельсинки и в Азию через Бангкок. Попробуйте взять обратный билет из соседнего города или даже страны.
В 2014 году можно было улететь в путешествие Дублин — Маэ (Сейшелы) — Маврикий — Париж всего за 29 000 рублей:
Скриншот с сайта www.make-trip.ru
Продвинутые путешественники активно используют стоповер — «пересадку» длиной больше 24 часов. Это возможность бюджетно посмотреть на одну страну больше. Стоповер оформляется в авиакомпании после покупки билетов со стыковкой. Узнайте заранее, есть ли такая возможность на вашем рейсе. И не забудьте уточнить, какие документы нужны, чтобы выйти из аэропорта в промежуточном пункте.
Обычно услуга стоповера бесплатна. Больше того, вам могут предложить скидку на отель, бесплатный трансфер и другие бонусы. В аэропорту Сингапура есть бесплатные экскурсии по городу для всех пассажиров, ожидающих вылета.
Покупать невозвратные билеты
У РЖД есть невозвратный тариф для билетов в купе. Он на дешевле и в 2023 году действует для последнего четырехместного купе в вагоне, в двухэтажном поезде — для последнего купе на обоих этажах. Те поезда, на которые продают невозвратные билеты, легко опознать при поиске на сайте РЖД по значку перечеркнутой стрелки.
Эти билеты нельзя вернуть. Исключение — внезапная болезнь, травма, уход из жизни, отмена или задержка поезда. В этом случае оформляют претензионный возврат в кассе РЖД. Помимо документов, нужно предъявить справку или бумагу, подтверждающую причину отмены поездки. В прочих ситуациях билет можно переоформить на другие даты.
Ловите момент
Еще один недорогой вариант — чартерный перелет. Чартеры летают только в определенные места и только в высокий сезон. Именно такие рейсы используют туристические агентства в составе пакетных путевок. Бывает, агентство заполняет самолет не полностью — тогда «горящие» билеты можно выкупить в последний момент на специальных сайтах.
Чартерный вылет могут в последний момент перенести на другое время. Зато цены бывают даже ниже, чем у лоукостеров:
Скриншот с сайта www.tourdom.ru
Чартерные перелеты ищите на сайтах chabooka.ru, clickavia.ru, tourdom.ru.
Следить за календарем тарифов
Цены на билеты РЖД в течение года меняются по графику гибкого регулирования тарифов. В зависимости от сезона и календарных праздников тарифы то повышаются, то понижаются, но максимальная надбавка — 20%.
Самые дорогие билеты продают во время праздников, школьных каникул и массовых летних путешествий. Самые дешевые — тогда, когда люди реже отправляются в поездки, например после новогодних каникул. Цена билета на один и поезд Москва — Казань в январские праздники и в феврале может отличаться на 600 . Я часто езжу из Москвы В ноябре 2021 года билет на поезд обошелся мне в 1501 , летом — в 1891 .
График изменений тарифов есть на сайте РЖД. В нем указано, в какие дни билеты дорожают или дешевеют. Советую заглядывать в него перед планированием поездки.
Не привязывайтесь к месту
Обычно дешевле всего лететь из Москвы, потому что это большой пересадочный узел и через него летают многие авиакомпании. Но если вы живете в другом городе, не расстраивайтесь. Отправляйтесь в Москву поездом и спокойно вылетайте оттуда.
Петербуржцам повезло еще больше. Вам легко добраться до Хельсинки или Лаппенранты, откуда летают европейские лоукостеры.
Сэкономить можно еще и на том, куда вы летите. В Европе чем больше аэропорт, тем больше денег он берет за обслуживание самолета. Выбирайте маленькие аэропорты в нестоличных городах. Прилетать в голландский городок Эйндховен обычно выгоднее, чем в Амстердам. Собираясь в Германию, проверяйте цены на билеты во Франкфурт и Дюссельдорф.
Авиакомпания «Победа» выбирает только маленькие аэропорты
Пользоваться льготами и скидками
Для детей. Дети до 5 лет едут в поезде бесплатно, если не занимают дополнительного места. Это правило работает почти для всех вагонов — плацкарта, купе, СВ, общих и сидячих. Но билет на ребенка все равно нужно оформлять в кассах или на сайте РЖД.
В вагоне класса люкс ребенок до 10 лет может путешествовать бесплатно, в остальных дети от 5 до 10 лет едут по детскому тарифу — за 35% от полной стоимости. В «Сапсанах» и «Ласточках» детский билет стоит на дешевле взрослого. Цена детского билета на «Сапсан» из Москвы в Санкт-Петербург составляет 740 , а взрослого — 2465 .
Есть льготы для школьников: весь год, за исключением летних каникул, они могут ездить в общих, сидячих, плацкартных вагонах и в двухэтажных поездах со скидкой 50%. В поезде нужно предъявить справку учащегося, при покупке билета на сайте или в кассе она не нужна.
В «Сапсане» пассажиры до 21 года получают скидку 30%. Иногда РЖД проводит акции и дает студентам скидку 50%. Например, так было осенью 2021 года. Когда я училась в университете, платила за проезд в «Сапсане» из Москвы в на 50% меньше.
В день рождения. РЖД предоставляет скидку в дни рождения на билеты во все типы вагонов. За 7 дней до него и 7 дней после именинник и трое его друзей могут купить билеты на 10% дешевле. В «Сапсане» и «Рускеальском экспрессе» имениннику и трем друзьям дают скидку 30%. в свой день рождения я купила билеты на «Сапсан» в Москву для себя и двух своих друзей и сэкономила около 3000 .
Есть скидки и для других категорий. Для пенсионеров в «Сапсане» билет на 30% дешевле. Молодоженам дают скидку 50% В обычных поездах существуют льготы и для ветеранов боевых действий, инвалидов, Героев Труда и так далее. Условия разные — полный список есть на сайте РЖД.
Семья с ребенком всегда может сэкономить на билетах на поезд
На этом все!
Еще раз перечислю основные выводы, которые отвечают на базовый вопрос:
Наверное, можно было еще что-то “выжать” из полученных данных, но, как мне показалось, для размышления хватит.
P.S. если не надоест собирать цены, то через год будет вторая версия, где можно будет еще зацепить тему изменения цен год к году.
В шоке от цен на авиабилеты по России
Время на прочтение
Люди делятся на два типа: одни летают за тысячу рублей из Питера во Владивосток, другие сутками скрупулезно высчитывают маршруты через Казахстан, отказываются от багажа, соглашаются на микро-кресла и в итоге все равно получают космический ценник.
Почему так происходит, как формируются цены на авиабилеты и как в итоге покупать их дешевле — рассказываю под катом.
Отсекайте лишнее
Трюк для самых хитрых: купите билет с пересадкой и просто проигнорируйте последний сегмент. Допустим, вы собираетесь в Эстонию. Заходите на агрегатор и обнаруживаете, что рейс Москва — Осло со стыковкой в Таллине обойдется дешевле, чем прямой перелет до Таллина. Обидно? Напротив, очень удобно.
Попросите на стойке в аэропорту зарегистрировать багаж до пересадочного пункта или летите с ручной кладью и по прилете в Таллин спокойно выходите из аэропорта. Останавливать вас никто не будет.
Чтобы пользоваться этим лайфхаком, нужно знать, какие авиакомпании летают в нужный вам город и в каких аэропортах они базируются. Вся эта информация легко гуглится. Например, аэропорт Бергамо Орио-аль-Серио — один из главных пересадочных узлов ирландского лоукостера «Райнэйр», а «Эйр-балтик» базируется в Риге. Посмотрим, как это работает на практике.
Вам нужно в Ригу. Прямые рейсы дорогие:
Скриншот с сайта aviasales.ru
Заходим на сайт «Эйр-балтик» и смотрим, куда можно дешево улететь из Риги:
Теперь смотрим цены на билеты по каждому из направлений, куда можно улететь с «Эйр-балтик». Методом перебора находим самый выгодный вариант:
Теперь у вас есть билет до Будапешта с пересадкой в Риге. Сэкономили 2247 рублей.
Учтите, что первый рейс пропускать нельзя. Не подходит этот вариант и для билетов туда-обратно: после пропуска любого из сегментов билет аннулируется. Покупайте обратный билет отдельно.
Запомнить
Авиакомпании делятся на бюджетные и более дорогие. Самые выгодные предложения — у европейских компаний-лоукостеров. Если бронировать билет заранее, то за 10 евро из Хельсинки можно улететь в любую точку Европы.
Агрегаторы билетов часто игнорируют такие билеты, потому что с них низкая комиссия и они выглядят более выгодно, чем обычные билеты с высокой комиссией. Искать дешевые билеты нужно самостоятельно на сайтах авиакомпаний или на специальных ресурсах: azair.eu, kiwi.com (бывший skypicker.com).
Покупая билет на лоукостер, внимательно читайте правила авиакомпании. В обмен на сэкономленные деньги вы лишите себя питания на борту, шанса сдать билет или поменять дату, иногда — бесплатного провоза багажа. Регистрироваться на такой рейс нужно самостоятельно через интернет. В аэропорту эта услуга оплачивается отдельно.
Из России летают «Визз-эйр» и первый отечественный лоукостер «Победа». В Италию или из нее можно улететь авиакомпанией «Эйр-итали», в Латвию — «Эйр-балтик», в Германию — «Германвингс» и «Эйр-берлин», а лидер лоукостеров Азии — «Эйр-азия».
Скройтесь от слежки
В интернете вы не безлики. Поисковики знают, в каком городе вы живете, какими билетами интересуетесь и с какого устройства их ищете. На один и тот же рейс житель Нью-Йорка увидит более высокую цену, чем индиец из Дели.
Если вы ищете билеты с Айфона или Айпада, билеты для вас будут стоить дороже, чем если бы вы искали с Андроида. А если вы введете в агрегаторе один и тот же поисковый запрос дважды, то увидите, как цена растет с каждым запросом. Вас провоцируют купить прямо сейчас, чтобы потом не пришлось платить еще больше.
Всё это маркетинговые трюки.
Перехитрите систему: почистите куки или выставите в браузере режим «инкогнито». Так агрегатор не узнает, искали ли вы эти билеты раньше.
Чтобы открыть новую страницу в режиме инкогнито, воспользуйтесь горячими клавишами: Ctrl + Shift + N в Google Chrome или Opera Ctrl + Shift + P в Mozilla Firefox или Internet ExplorerCommand + Shift + N в Safari
Выберите страну в раскрывающемся меню в программе Tunnelbear и переключите тумблер в положение ON. Так выглядит подключение из Мексики
Не забывайте о конвертации валют. Если сайт показывает цены в песо, то при оплате деньги на вашей рублевой карте конвертируются дважды: сначала в доллар, потом в песо. За каждую операцию банк спишет комиссию. Посчитайте, выгодна ли такая покупка.
Зарегистрируйтесь в программе лояльности и копите мили
Авиакомпании предлагают постоянным клиентам бонусы. За регистрацию в программах лояльности вы получите мили и купоны на покупки в дьюти-фри, проживание в отелях и бесплатные билеты.
Некоторые авиакомпании делают скидку даже на первый полет, если вы бронируете билеты на компанию. Например, «Изи-джет» при покупке билетов на 2—3 человек скинет до 10 евро на каждого.
В подготовке статьи использованы сайты 100500miles.ru и
Выводы
Можно сэкономить на билетах, отслеживая акции в специальном разделе на сайте РЖД. Например, в январе — феврале 2022 года билеты по направлению Москва — продавали за 999 на верхние места в купе. Обычно они стоят от 2500 . С 25 февраля по 27 апреля 2022 по аналогичной акции за 999 можно было купить билеты из Москвы в Тольятти.
Расплачиваться бонусными баллами
У РЖД есть бонусная программа. За все совершенные поездки компания начисляет пассажиру баллы — по одному за каждые потраченные 3,34 . Купив билет за 3340 , вы получите 1000 баллов.
Бонусные баллы бывают двух видов — премиальные и квалификационные. Премиальные начисляют не только за поездки, но и за регистрацию в программе или использование сервисов партнеров. На них можно обменять бонусы «Спасибо» от Сбера. Их дают и за покупки по картам банков-партнеров. Премиальными баллами можно расплачиваться за билет.
Квалификационные баллы начисляют только за поездки. Они повышают уровень участника в программе. их два — базовый и золотой. Чтобы достичь золотого, нужно накопить за год 35 000 баллов или совершить 50 поездок в купе. Тогда можно получать на 50% баллов больше, то есть 1,5 балла за каждые 3,34 .
Чтобы копить баллы, каждый раз при покупке билета указывайте ваш номер счета. На сайте его вводят в специальное поле, в кассе называют кассиру. После поездки баллы автоматически начислят в течение 30 дней. Если забыли указать номер, поездку можно зачесть через 30 дней после отправления в вашем кабинете.
В программе учитывают только путешествия в поездах дальнего следования. Нельзя получить баллы за проезд в пригородной электричке, аэроэкспрессе или поезде другой компании.
Билет, купленный за баллы, называется премиальным. Его оформляют в вагоны купе, люкс и мягкие, в плацкарте по нему ехать нельзя. Дополнительно нужно оплатить сервисный сбор.
Поездка из Москвы в Сочи обойдется в 12 000 баллов, из Москвы в Казань или Санкт-Петербург — в 7000 баллов. Иногда в программе бывают акции — премиальный билет можно приобрести за 50% или 75% баллов. Например, с 25 по 31 января 2021 года была скидка 50%. То есть поездка из Москвы в Петербург обходилась в 3500 баллов и сервисный сбор.
Срок действия баллов не ограничен, если совершать поездку раз в два года.
Баллы выгоднее тратить в высокий сезон, когда билеты дорожают. Цена в рублях растет, а количество баллов, которые спишут за поездку, не меняется. На дорогой билет в новогодние праздники и дешевый в несезон в октябре потратите одинаковое количество баллов.
Например, поездка из Москвы в Сочи летом стоит около 5000 , в несезон — 2500 . За любой билет спишут 12 000 баллов. Получается, что летом с их помощью вы сэкономите 5000 , а зимой — 2500 .
Редактор этой статьи за 1,5 года совершила 16 небольших поездок по региону и накопила 6189 баллов
В личном кабинете можно увидеть все свои поездки
Стоимость премиального билета зависит от расстояния и типа вагона
Первые шаги
Для анализа данных надо определиться с базовыми параметрами входной информации:
Получается очень много ограничений, но посмотрим, что из этого получится в итоге.
С требованиями к данным определились, теперь надо эти данные собрать и структурировать. Сбор данных был осуществлен стандартным методом. Описывать его нет смысла, материала в сети предостаточно, хочется лишь отметить какие данные собирались и вот тут весь изюм.
Дело в том, что это будут не совсем классические временные ряды, это будет срез цен (далее пакет) с определенной глубиной на дату среза, чтобы было понятнее, то представлю эти данные.
Получаем такой вот “параллелограмм” цен, если бы глубина среза была равна трем дням.
В нашем случае это будет срез глубиной в 60 дней по каждому маршруту, начиная с 15 февраля 2021 года по 15 августа 2021 года.
Смысл пакета в следующем: обычно если хочется куда-то слетать, то дата “открытая”, есть лишь некоторый горизонт желания и вот пакет позволяет либо оперировать набором цен с глубиной x-дней, либо в любой момент выбрать определенное число дней до вылета и понять динамику.
Самое время определить маршруты. Прошу не судить строго, но вот выбранные мною направления:
Направления Откуда-Куда (итого 12 направлений).