ОАО «Российские железные дороги», «РЖД» является российской государственной вертикально интегрированной компанией, владелец инфраструктуры общего пользования, значительной части подвижного состава и важнейший оператор российской сети железных дорог. Основные виды деятельности: грузовые перевозки; пассажирские перевозки в дальнем сообщении; пассажирские перевозки в пригородном сообщении; предоставление инфраструктуры; научно исследовательские и опытно-конструкторские работы. Железная дорога имеет предприятия дорожного подчинения, полигон каждой железной дороги делится на регионы. Подструктура отделений состоит из региональных отделов, возглавляемых заместителем начальника дороги по региону.
Руководство ОАО «РЖД»
Совет директоров ОАО «РЖД»
Белоусов Андрей Рэмович
Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, председатель совета директоров ОАО «РЖД»
Белозёров Олег Валентинович
Генеральный директор – председатель правления ОАО «Российские железные дороги», член совета директоров ОАО «РЖД»
Дитрих Евгений Иванович
Министр транспорта Российской Федерации, член совета директоров ОАО «РЖД»
Дмитриев Кирилл Александрович
Генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций, член совета директоров ОАО «РЖД»
Иванов Андрей Юрьевич
Первый заместитель Министра экономического развития Российской Федерации, член совета директоров ОАО «РЖД»
Решетников Максим Геннадьевич
Министр экономического развития Российской Федерации, член совета директоров ОАО «РЖД»
Рязанов Александр Николаевич
Председатель совета директоров ЗАО «Русская Холдинговая Компания», член совета директоров ОАО «РЖД»
Сазанов Алексей Валерьевич
Статс-секретарь – заместитель Министра финансов Российской Федерации, член совета директоров ОАО «РЖД»
Файзуллин Ирек Энварович
Первый заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, член совета директоров ОАО «РЖД»
Франк Сергей Оттович
Председатель совета директоров ПАО «Современный коммерческий флот», член совета директоров ОАО «РЖД»
Чернышенко Дмитрий Николаевич
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, член совета директоров ОАО «РЖД»
Кристиан Керн
Член совета директоров ОАО «РЖД»
Недорослев Сергей Георгиевич
Председатель совета директоров ООО «Группа КАСКОЛ», член совета директоров ОАО «РЖД»
Степашин Сергей Вадимович
Председатель наблюдательного совета государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, член совета директоров ОАО «РЖД»
Жемчугов Андрей Сергеевич
Корпоративный секретарь ОАО «РЖД»
Белозёров Олег Валентинович
Генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД»
Краснощек Анатолий Анисимович
Первый заместитель генерального директора, общее руководство и координация производственно-хозяйственной деятельности компании
Михайлов Вадим Валерьевич
Первый заместитель генерального директора, вопросы стратегического развития, корпоративного управления, экономики и финансов
Павлов Сергей Алексеевич
Первый заместитель генерального директора, вопросы развития зарубежного бизнеса и международной деятельности
Верховых Геннадий Викторович
Заместитель генерального директора – начальник Центральной дирекции инфраструктуры, вопросы инфраструктуры
Гнедкова Ольга Эдуардовна
Заместитель генерального директора
Кобзев Сергей Алексеевич
Заместитель генерального директора – главный инженер, вопросы развития скоростного и высокоскоростного движения
Валинский Олег Сергеевич
Заместитель генерального директора – начальник Дирекции тяги, вопросы локомотивного комплекса
Зимин Виктор Михайлович
Заместитель генерального директора – начальник Дирекции развития железных дорог Восточного полигона
Иванов Павел Алексеевич
Заместитель генерального директора – начальник Центральной дирекции управления движением, вопросы управления перевозочным процессом
Макаров Андрей Сергеевич
Заместитель генерального директора, вопросы строительного комплекса
Мещеряков Анатолий Анатольевич
Статс-секретарь – заместитель генерального директора, вопросы информационной политики и организации взаимодействия с органами власти
Павловский Вячеслав Альфредович
Заместитель генерального директора, вопросы международных связей и внешнеэкономической деятельности компании
Пегов Дмитрий Владимирович
Заместитель генерального директора, вопросы пассажирского комплекса
Плутник Александр Альбертович
Заместитель генерального директора, вопросы корпоративного управления дочерними и зависимыми обществами, управления и распоряжения имуществом
Тони Олег Вильямсович
Заместитель генерального директора – начальник Центра по развитию Центрального и Санкт-Петербургского транспортных узлов, вопросы развития Центрального и Санкт-Петербургского транспортных узлов
Федосеев Николай Владимирович
Заместитель генерального директора, вопросы корпоративной безопасности
Чабунин Анатолий Михайлович
Заместитель генерального директора – директор по внутреннему контролю и аудиту, вопросы внутреннего контроля и внутреннего аудита
Шайдуллин Шевкет Нургалиевич
Заместитель генерального директора – начальник Департамента безопасности движения, вопросы безопасности движения
Шаханов Дмитрий Сергеевич
Заместитель генерального директора, управление персоналом и социальные вопросы
Шило Алексей Николаевич
Заместитель генерального директора, коммерческая деятельность компании и грузовые перевозки
Харыбина Елена Ивановна
Главный бухгалтер
Гапонько Владимир Викторович
Директор ОАО «РЖД» по операционной эффективности – начальник Департамента экономики
Бынков Вадим Иванович
Начальник Правового департамента
1 апреля 2020 года Первый заместитель председателя правительства России Андрей Белоусов избран председателем совета директоров ОАО «Российские железные дороги». Решение было принято советом единогласно. Ранее кабмин утвердил новый состав совета директоров холдинга. В него вошли 14 человек, среди которых вице-премьер Дмитрий Чернышенко, заместитель министра финансов Алексей Сазанов, министр экономического развития Максим Решетников, первый заместитель министра строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин и председатель совета директоров «Совкомфлота» Сергей Франк. Прежний состав совета директоров возглавлял Максим Акимов.
11 марта 2020 года на Киевском направлении Московской железной дороги состоялось открытие новой станции «Санино» и реконструированной станции «Победа». В мероприятии приняли участие мэр Москвы Сергей Собянин и глава Подмосковья Андрей Воробьев. Станции представляют собой мини-вокзалы и соответствуют современным требованиям. В дальнейшем они станут частью четвертого Московского центрального диаметра, который свяжет Железнодорожный и Апрелевку.
3 февраля 2020 года РЖД полностью приостановили пассажирское сообщение с Китаем из-за вспышки пневмонии, вызванной новым коронавирусом. Компания отменила поезда номер 3/4 Пекин – Москва формирования «Китайских железных дорог», поезд номер 320/20-19/319 Чита – Забайкальск – Пекин, беспересадочные вагоны Москва – Пекин, курсирующие в составах поездов номер 2/1, номер 320/319 и номер 20/19. Неиспользованные билеты, оформленные в российских пунктах продаж, пассажиры могут вернуть без удержания сборов и плат.
29 января 2020 года проектировщики «Дальгипротранса» завершили работу над предварительным технико-экономическим обоснованием строительства железнодорожной линии через Невельский пролив. Она соединит Сахалин со станцией Селихино в Хабаровском крае. Подготовлено два предварительных проекта – тоннельный и мостовой. Документация передана в РЖД, для ведомственной экспертизы и рассмотрения. В разработке приняли участие 16 проектных и научно-исследовательских институтов. На эти цели было израсходовано в общей сложности 3 млрд рублей.
15 января 2020 года АНО «Единая транспортная дирекция» совместно с ОАО «РЖД» открыли мультимодальное сообщение между Краснодаром и Сочи. Это позволит сохранить транспортную доступность курортного направления во время капитального ремонта пути в Лысогорском тоннеле на участке Чинары – Чилипси. От Краснодара до Туапсе пассажиры следуют на комфортабельных автобусах, далее – «Ласточками» №801/802 Туапсе – Адлер и №815/816 Туапсе – Роза Хутор. Автобусы оборудованы ремнями безопасности, просторными багажными отсеками. Также для удобства пассажиров салоны автобусов оснащены мониторами и USB-розетками для зарядки мобильных устройств. В расписании 6 рейсов в день в прямом и обратном направлении.
14 января 2020 года в 13:00 из Краснодара в Сочи и в обратном направлении до 27 апреля 2020 года прекращено движение пассажирских составов дальнего следования Краснодар – Горячий Ключ – Туапсе и пригородных поездов Горячий Ключ – Туапсе. Это связано с капитальным ремонтом верхнего строения пути в Лысогорском тоннеле на участке Чинары – Чилипси в Краснодарском крае. Из кубанской столицы в Туапсе и обратно пассажиров будут перевозить в комфортабельных автобусах, далее «Ласточками» № 801/802 Туапсе – Адлер и № 815/816 Туапсе – Роза Хутор. Автобусы совершат по шесть рейсов в день в прямом и обратном направлениях.
9 января 2020 года Арбитражный суд Сахалинской области оштрафовал АО «Российские железные дороги» на 6 миллионов рублей, за нарушения при реконструкции железнодорожных мостов на Сахалине. По результатам проверки Сахалинской транспортной прокуратурой исполнения требований законодательства при реализации государственных и иных программ по развитию инфраструктуры железнодорожного транспорта на острове установлено, что РЖД, на участке Корсаков – Ноглики, осуществляло строительные работы по реконструкции 24 железнодорожных мостов. При этом в нарушение требований статей 51, 52 Градостроительного кодекса РФ данная организация разрешения на строительство, подтверждающее соответствие проектной документации градостроительным требованиям и земельному законодательству, не имело.
26 декабря 2019 года первый пассажирский двухэтажный поезд из Москвы №27/28 «Таврия» компании «Гранд Сервис Экспресс» проехал по Крымскому мосту и прибыл на перрон платформы №1 вокзала Симферополя. Состав встречали руководители республики и представители общественности с флагами. Поезд прошел 2009 км, время в пути составило 33 часа. В путешествие из столицы в Крым отправились 973 пассажира. Это первый двухэтажный поезд, который прибыл на территорию полуострова за всю историю железнодорожного сообщения Крыма.
25 декабря 2019 года в здании вокзала Детской железной дороги Южно-Сахалинска открылся технопарк «Кванториум». Он совместным детищем регионального правительства и ОАО «РЖД». В детском технопарке школьники будут обучаться по инженерным направлениям: VR/AR-квантум, Промдизайнквантум, IT-квантум, Геоквавнтум и Хайтек. Под руководством наставников ребят обучат вести проектную деятельность, направленную на решение задач, связанных с работой ж/д транспорта. За счет средств областного бюджета приобрели 3D-принтеры, современные ЧПУ-станки, квадрокоптеры, лазерные резаки и компьютеры. В железнодорожном «Кванториуме» бесплатно будут обучаться более 200 школьников из областного центра в возрасте от 11 до 16 лет.
25 декабря 2019 года первый пассажирский поезд «Таврия», следующий из Санкт-Петербурга в Севастополь, пересек Крымский мост и въехал на территорию Крыма. Когда вагоны пересекли границу моста, начальник поезда распорядился отключить свет в коридорах. Поезд специально замедлил ход, чтобы пассажиры смогли разглядеть арки, а наблюдающие – сфотографировать и поприветствовать его. Состав прошел по железнодорожной части моста примерно за 20 минут.
24 декабря 2019 года Первый поезд из Москвы в Симферополь отправился с Казанского вокзала столицы. Состав состоит из 15 вагонов. На первый рейс были проданы 973 билета. Весь путь фирменный поезд «Таврия» преодолеет за 33 часа. Пассажиров будут встречать первые лица республики: глава региона Сергей Аксенов и спикер местного парламента Владимир Константинов.
23 декабря 2019 года с Московского вокзала в Санкт-Петербурге отправился первый поезд в Республику Крым. Президент России Владимир Путин в режиме телемоста принял участие в церемонии отправления. В пути поезд будет находиться 43 часа 25 минут. В составе из 17 вагонов, следующем по новому маршруту, находятся около 600 пассажиров. Среди них сотрудники поездной бригады поезда № 7, ходившего из Ленинграда в Севастополь в 1959 – 2014 годах.
16 декабря 2019 года РЖД расширила сервис по доставке еды к поездам дальнего следования, теперь пассажиры могут заказать не только пиццу, но и блюда из кафе и ресторанов. Еду к поездам будут доставлять собственные курьеры кафе и ресторанов, подключенных к сервису. Оформить доставку можно при покупке билета на сайте РЖД, а также в личном кабинете в дополнение к ранее купленному проездному документу. Чтобы сделать заказ, пассажирам необходимо перед оплатой проездных документов выбрать доставку еды к поезду из предлагаемых дополнительных услуг. Пассажиры могут сделать заказ не позднее, чем за 48 часов до начала поездки. Услуга доставки работает в тестовом режиме и доступна для пассажиров поездов, которые отправляются или проходят через Курский вокзал, а также которые отправляются с Ленинградского вокзала в Москве.
8 декабря 2019 года РЖД ввели в действие новый график движения поездов на 2019/2020 годы, в котором больше скоростных и двухэтажных поездов. Треть всех поездов, 334 поезда, сократят время в пути; у 47 поездов сокращение составит от 30 до 60 минут, у 44 – свыше часа. В новом графике количество поездов категорий «скорый» и «скоростной» увеличится до 377 и составит почти 65% от общего числа. География курсирования двухэтажных поездов расширена до 17 пар на 13 маршрутах. Всего в новом графике будут курсировать 82 пары дневных поездов на 45 маршрутах. Увеличится и число дневных экспрессов – 14 новых поездов на восьми маршрутах.
3 декабря 2019 года Завод «Уральские локомотивы» подписал с ОАО «РЖД» контракт на поставку 22 грузовых электровозов переменного тока серии 2ЭС7 в период с 2019 по 2021 годы. В рамках договора предприятие-изготовитель также принимает на себя обязательства по обеспечению сервисного обслуживания машин в течение жизненного цикла, 28 лет. Первые два локомотива 2ЭС7 уже переданы заказчику и будут эксплуатироваться на полигонах Северной, Октябрьской и Горьковской железных дорог, а также проходить гарантийное и сервисное обслуживание в депо Бабаево. Десять машин будет поставлено РЖД в 2020 году, еще 10 завод выпустит в 2021 году.
20 ноября 2019 года ОАО «РЖД» и ООО «Сухой Порт Южноуральский» подписали соглашение о взаимодействии в сфере развития транспортно-логистического комплекса «Южноуральский». Стороны намерены реализовывать транзитный и экспортный потенциал ТЛК, расположенного на станции Формачево Южно-Уральской железной дороги, создавая благоприятные условия и инвестиционный климат для эффективного развития транспортно-логистической и инженерной инфраструктуры комплекса.
19 ноября 2019 года Федеральная пассажирская компания представила макет плацкартного вагона со шторками и специальными местами багажа в рамках выставки «Транспортная неделя». Новый вагон оборудован индивидуальными шторками для каждого пассажира. Боковые полки при этом имеют шкафчики для личных вещей. Интерьер выполнен в бежево-серах тонах, полки обиты темно-бежевой кожей. Каждому пассажиру, в том числе путешествующему на верхней полке, доступен индивидуальный столик. Производитель подвижного состава – «Трансмашхолдинг» предусмотрел и вариант расположения полок со шкафчиком посередине, куда помещается более крупный багаж.
1 октября 2003 года РЖД приняло от Министерства путей сообщения Российской Федерации функции управления железнодорожным транспортом. В структуру РЖД вошло 987 предприятий из 2046, составлявших систему МПС. Технология перевозок, структура и иерархия управления железных дорог при передаче не изменились.
18 сентября 2003 года постановлением Правительства Российской Федерации №585 создано Открытое акционерное общество «Российские железные дороги».
18 февраля 1918 года состоялось открытие здания Киевского вокзала, построенного по проекту Ивана Рерберга при участии Вячеслава Олтаржевского и Владимира Шухова. Новый вокзал стал олицетворением преемственности между античностью и новой эпохой, которая, по мнению современников Шухова и Рерберга, должна была стать веком «нового Ренессанса». Здание было нетипичным для архитектуры Москвы начала XX века, когда предпочтение отдавалось модерну. Величественное здание, построенное в стиле неоклассицизма, стало самым большим в Европе.
Недавнее известие об уходе Владимира Якунина с поста главы ОАО «Российские железные дороги» у многих породило надежды на то, что новый руководитель РЖД рьяно примется за решение назревших проблем.
Смена руководства не ликвидировала коррупционную составляющую РЖД
Кадровые перестановки в ОАО “Российские железные дороги” привлекли внимание широкой общественности к процессам, происходящим в естественной монополии. Уход из этой непрозрачной и очень коррумпированной корпорации Владимира Якунина и приход на его место бывшего первого заместителя министра транспорта Олега Белозерова, казалось бы, давали шанс на изменения в РЖД. Увы, пока что все нововведения в ОАО только лишь в одну сторону – к худшему. По-прежнему железная дорога представляет собой дойную корову для узкого круга мутных личностей и их родственников, преследующих исключительно собственные интересы.
С новым руководством госкорпорация продолжает транжирить бюджетные деньги в рекордных объемах – говорится в расследовании The MosСоw Post со ссылкой на второй “Индекс расточительности” госзаказчиков, опубликованный 2 октября 2015 в рамках проекта “За честные закупки” Общероссийского Народного Фронта (ОНФ). Стоит напомнить, что ОНФ не первый раз указывает на расточительность РЖД: в апреле прошлого года на выездном заседании в Ростове эксперты ОНФ настойчиво рекомендовали госкорпорации сократить нецелевые расходы.
Общеизвестно, что железнодорожники постоянно жалуются на отсутствие средств для выполнения прямых своих обязанностей, например, на организацию движения тех же пресловутых пригородных электричек. То ли дело с нецелевыми тратами: в разделе «Закупка автомобилей» компания ОАО «РЖД» с автомобилем за 8,17 млн. рублей оказалось на втором месте.
Кстати, после публикации ОНФ первого «Индекса расточительности» в июле 2015 года железнодорожники в течение 4 часов отменили данную закупку, но это не помешало им разместить еще 4 заявки, которые тоже вошли в «рейтинг затрат госкомпаний».
В результате 5-е место (7,2 млн. руб.), 10-е место (6,5 млн. руб.), 20-е место (4,9 млн. руб.) и 40-е место (3,5 млн. руб.) «рейтинга ОНФ» среди самых дорогих автомобилей достались ОАО «РЖД», сделав эту госкомпанию лидером в «командном зачете».
Очевидно, именно на одном из этих дорогостоящих «железных коней» и ездит теперь господин Белозеров. Всего на 4 новых автомобилей руководство ОАО «РЖД» потратило 22,1 млн.руб. Уж лучше бы все-таки железнодорожники купили только один автомобиль за 8,17 млн. руб.
Если карьера нового главы РЖД Олега Белозерова начинается со скандала вокруг закупки дорогих автомобилей, то, что дальше можно ждать от этого топ-менеджера? Очевидно, только новых «распилов». И в это нет ничего удивительного, так как Белозеров считается «другом олигархов Ротенбергов».
Питерские дзюдоисты в карьере Белозерова
Петербургские СМИ рассказывают о том, что Белозеров познакомился с Аркадием и Борисом Ротенбергами в конце 1990-х годов , когда работал в «Ленэнерго».
А вот партнер Белозерова по ОАО «Лагун» Андрей Кадкин принимал участие в работе дзюдоистского клуба «Явара-Нева», созданного Ротенбергом вместе с Геннадием Тимченко.
Кроме того Белозеров хорошо знаком с Дмитрием Калантырским, бывшим руководителем банка «Северный морской путь» (СМП-Банк), принадлежащего Ротенбергам.
Тендерная семья дорожников Ротенбергов
Разумеется, что дружба Белозерова и Ротенбергов имела свой «финансовый эквивалент».
Все дело в том, что бывший заместитель министра транспорта РФ и нынешний глава РЖД Олег Белозеров с 2004 по 2009 год возглавлял Федеральное дорожное агентство («Росавтодор»), которое организовывало тендеры на дорожное строительство.
Уже тогда Белозеров назывался в прессе «человеком Ротенбергов».
10 миллиардов РЖД
Наивно думать, что Олег Белозеров стал бы помогать Аркадию и Борису Ротенбергам «по доброте душевной». Злопыхатели утверждают, что Белозеров мог брать «откаты» от Ротенбергов за «передачу» им самых выгодных тендеров.
Кстати, в конце апреля 2015 года подконтрольный РЖД негосударственный пенсионный фонд (НПФ) «Благосостояние» приобрел 38,63% акций строительной компании «Мостотреста» у компании Marc O’Polo Investments Ltd.
Этот офшор, как и сам «Мостотрест» подконтролен Аркадию Ротенбергу. Получается, что за почти 40% акций «Мостотреста» структура Ротенберга получила от фонда РЖД 10,04 млрд руб. Не слабо, верно?
Аркадий Ротенберг, хозяин «СМП-Банка»
Тот факт, что Белозеров был назначен главой РЖД 20 августа 2015 года, а Ройтенберги начали «объединять» некоторые свои активы со структурами РЖД с конца апреля этого же года, говорит о том, что продвижение замминистра транспорта Олега Белозерова на пост руководителя РЖД могло быть спланированной «спецоперацией» олигарха Аркадия Ротенберга по захвату контроля над железнодорожной монополией.
Теперь эта государственная корпорация фактически стала «игрушкой» в руках хозяина «СМП Банка», а глава РЖД Белозеров, по всей видимости, будет исполнять все, что от него потребует Ротенберг.
Впрочем, и при прошлом главе РЖД Владимире Якунине в работе этой государственной корпорации не раз были заметны «лоббистские мотивы», а самого Якунина нередко обвиняли в покровительстве коммерческим структурам своих родственников.
Поговаривают, что экс-глава РЖД даже хотел перейти в Совет Федерации РФ ради «спасительного мандата», дающего неприкосновенность. При этом Кремль явно содействовал Якунину на его пути в сенаторство.
К примеру, 20 августа 2015 года выяснилось, что Якунин в 2014 году получил ранг чрезвычайного и полномочного посла (эта тонкость была важна для прохождения в Совет Федерации).
Впрочем, 15 сентября 2015 года бывший глава РЖД внезапно отказался стать сенатором от Калининградской области .
Поговаривают, что Владимир Якунин просто не хотел быть рядовым сенатором, а когда его «прокатили» с постом вице-спикера Света Федерации (или даже с должностью председателя верхней палаты парламента), он вообще утратил всякий интерес к сенаторству.
Финансовый «провал» РЖД
На протяжении последних лет у РЖД наблюдаются серьезные проблемы. Они начались еще задолго до финансового кризиса, связанного с обвалом рубля в декабре 2014 года. Все дело в том, что еще в конце 2013 года правительство решило заморозить тарифы естественных монополий на 2014 год. С 2015 по 2017 года тарифы РЖД индексируются на уровне инфляции.
Якунин говорил, что из-за нулевой индексации убыток РЖД в 2014 году мог составить 60 миллиардов рублей. А в резуьтате чистый убыток «Российских железных дорог» по итогам 2014 года составил 99,3 млрд рублей . Так что Якунин ошибся с прогнозом «всего» на 30 млрд.руб.
Кроме этого руководство РЖД пересчитало показатели 2013 года, и в связи с изменением методологии и обесценением активов убыток за указанный период составил около 198,84 млрд рублей.
До этого в железнодорожной монополии указывали, что в 2013 году ОАО «РЖД» получило прибыль в размере 36,7 млрд рублей. Получается, что подчиненные Якунина, мягко говоря, «слукавили».
Подсчитали – прослезились
В 2014 году Счетная палата РФ опубликовала отчет о результатах проведения реформы РЖД .
Результаты были неутешительны. Несмотря на многомиллиардные субсидии со стороны государства, ряд регионов Сибири и Дальнего Востока до сих пор не имеют железнодорожного сообщения, пассажирские перевозки убыточны, высоки показатели износа основных фондов.
Владимир Якунин, экс-президент ОАО «РЖД»
Проверяя деятельность РЖД, аудиторы обратили особое внимание на нерешенную проблему по созданию механизма безубыточной деятельности в сфере пассажирских пригородных перевозок.
«Двухуровневое тарифное регулирование данного вида перевозок, при котором государство регулирует тариф за использование инфраструктуры, а субъекты страны – тариф на перевозку пассажиров – требует совершенствования. Это подтверждается тем, что значительная часть пригородных пассажирских компаний, созданных в рамках структурной реформы, работают с убытками», – сообщают в Счетной Палате.
Кстати, нередко пригородные электрички вообще отменяются или задерживаются. К примеру, в начале 2015 года сообщалось об отмене или сокращении количества пригородных поездов в Курской, Брянской, Смоленской, Калужской, Орловской и Тверской областях.
Тогда пригородные электрички были возвращены только после личного приказ самого Владимира Путина, так что провал руководства РЖД на этом направлении работы очевиден.
«При этом на компенсацию потерь в доходах ОАО «РЖД» ежегодно из федерального бюджета выделяются субсидии в сумме 25 млрд рублей», – отмечает аудитор Валерий Богомолов.
О проблемах РЖД детально рассказала председатель Счетной палаты Татьяна Голикова: «Стоимость основных фондов железнодорожного транспорта существенно выросла, при этом у компании высокие показатели износа основных фондов – 65%. А высокая степень износа основных фондов отрасли – это потеря технологической устойчивости железнодорожного транспорта и означает рост потребности в инвестициях в эту отрасль».
Кстати, ранее об аналогичных проблемах РЖД говорили и в других аналитических организациях. К примеру, по оценке АНО «ИПЕМ», изношенность парка грузовых вагонов «РЖД» к 2011 году составила 58,9%, а изношенность парка магистральных грузовых и маневровых локомотивов – 81%.
Десять лет Якунина
Владимир Якунин был президентом ОАО «Российские железные дороги» с 2005 по 2015 год. Ровно 10 лет этот человек возглавлял российскую железнодорожную отрасль.
Казалось бы, что за эти годы можно было бы завершить строительство сети железнодорожных путей так, чтобы они охватывали всю территорию страны. Тем более, что время правления Якунина пришлось на те года, когда цены на нефть еще были высокими, а казна государства успела позабыть о дефиците.
Еще в 10 субъектах железнодорожная сеть недостаточно развита. Более того, при Якунине было нарушено железнодорожное сообщение с некоторыми другими странами. К примеру, невозможно было добраться на поезде до Абхазии, а ежедневное железнодорожное сообщение между Россией и Абхазией открылось только 20 июня 2015 года (почти за два месяца до отставки Якунина)
Но, все-таки хуже всего то, что экс-глава РЖД так и не смог завершить прокладку железнодорожных путей по всей территории РФ. Так что новому руководству РЖД придется достраивать пути за Якуниным.
В долгах, как в шелках
Похоже, единственное, в чем действительно «преуспел» бывший глава РЖД, так это – в набирании долгов.
По данным на 31 декабря 2014 года, общий объем обязательств РЖД по долгосрочным кредитам и займам оценивался в 715,71 млрд руб. против 579,15 млрд руб. годом ранее, а общий объем обязательств по краткосрочным кредитам и займам — соответственно в 140,5 млрд руб. против 36,96 млрд руб.
Крупнейшими кредиторами РЖД являются банки ВТБ, Сбербанк, Deutsche Bank и созданная для выпуска еврооблигаций компания RZD Capital Limited.
Впрочем, кроме банков РЖД весьма активно «побирается» у Фонда национального состояния (ФНБ). Как стало известно, 2 сентября 2015 года РЖД может получить в 2016 году еще 40 млрд руб. из ФНБ на закупку локомотивов.
Кстати, в конце прошлого года правительство согласовало выделение в 2015 году РЖД из ФНБ 100 млрд руб. на разные проекты. А с учетом того, что в 2016 году монополия планировала купить 495 локомотивов на 71,8 млрд руб., то РЖД может потребоваться еще больше денег из бюджета.
Похоже, что при Белозерове РЖД собирается «доить» государственную казну также, как это было при Якунине. Только на этот раз трат будет еще больше. Ведь новому главе железнодорожной монополии придется «помогать» бизнесу братьев Ротенбергов. Так что РЖД ждут новые «капитальные затраты».
Рабы на железнодорожных галерах
Также стоит отметить, что в РЖД при сверхтяжелых условиях работы наблюдаются крайне низкие уровни зарплаты.
Например, средняя зарплата слесаря-ремонтника и монтера пути – 15 тыс.руб. (минимальная – 10 тыс.руб.). Средняя зарплата машиниста – 29 250 руб., а электромонтер получает от 10 тыс.руб.
Зато глава РЖД Владимир Якунин, по данным СМИ, получал по 4 млн.руб. до 5,5 млн.руб. в месяц, то есть в 133 (или в 183) раза больше, чем рядовой машинист.
В год, соответственно, Якунин без премий мог получать до 66 млн.рублей только по официальным данным. А вот президент России Владимир Путин за 2014 год заработал 7,654 миллиона рублей (за 2013 год – 3,6 миллиона).
Так что за год только при «чистой» зарплате (без премий и бонусов) экс-глава РЖД получал почти в 9 раз больше, чем президент России.
Несмотря на то, что многие сотрудники РЖД просто бедствуют, Якунин всегда демонстрировал (и до сих пор демонстрирует), что он не просто живет, а буквально «утопает» в роскоши.
Это хорошо заметно по его «замку» в подмосковном Акулинино. Кстати, в этом же районе кроме Якунина живут еще бывший пресс-секретарь Бориса Ельцина Сергей Ястржембский, «спарринг-партнер Путина по дзюдо» Аркадий Ротенберг, глава «Транснефти» Николай Токарев, почти все руководство «Ростеха» и многие влиятельные силовики.
Именно там, в Акулинино, располагается «резиденция Якунина» .
На участке почти в 7 га расположился комплекс из шести домов, включая хозяйственные постройки. Есть теннисный корт. В трехэтажном основном доме — бассейн, массажный кабинет, кинотеатр и оранжерея. Ближе к лесу, метрах в 100 от дома, — облагороженные пруды.
Стоит отметить, что Якунин всегда ценил своих соседей по дачам (дворцам, особнякам и т.д.). Впрочем, соседями бывшего главы РЖД, как правило, были люди влиятельные и обеспеченные.
К примеру, в ноябре 1996 года Владимир Якунин стал одним из учредителей дачного кооператива «Озеро» , наряду с Владимиром Путиным и будущим олигархом Юрием Ковальчуком.
Весьма любопытно, что до февраля 2011 года собственником участка в Акулинино значился сам Якунин, но затем земля была переписана на кипрскую Mirolo Investments Ltd.
Офшорная компания Mirolo — не чужая Якунину. По данным СПАРК, эта компания владеет петербургским ООО «Акулинино», которым руководит Сергей Башков.
Дача Якунина. Фото russiantourism.ru
Он же возглавляет юридический департамент Venture Investments & Yield Management, инвестиционной и управляющей компании сына Владимира Якунина — Андрея.
Теперь стоит разобраться, откуда у Владимира Якунина и его семьи такие богатства. Российские оппозиционеры уже смогли выяснить многие подробности того, как устроен семейный бизнес клана Якуниных.
К примеру, в июле 2013 года Алексей Навальный** опубликовал расследование, раскрывающее офшорные схемы тогдашнего главы РЖД. Блоггер и сотрудники Фонда борьбы с коррупцией* обнаружили целую «бизнес-империю» Якунина и его сыновей, фирмы которой зарегистрированы в офшорах по всему миру .
Навальный обратился, в частности, к президенту Путину и председателю правительства Дмитрию Медведеву с требованием отставки Якунина и публичного расследования деятельности его семьи. Также заявления были отправлены в Генпрокуратуру, Следственный комитет, всем парламентским партиям. Впрочем, силовики не стали предъявлять к Якунину никаких претензий.
Андрей Якунин, сын экс-президента ОАО «РЖД»
Про семью господин Якунин действительно не забывает. Младший его сын Виктор Владимирович Якунин с середины 2000-х работает в российском офисе трейдинговой компании Gunvor у друга Путина и самого Якунина-старшего — Геннадия Тимченко.
Старший сын экс-главы РЖД, по данным Алексея Навального, постоянно проживает с семьей в Лондоне в доме, купленном в 2007 году за 4,5 миллиона фунтов стерлгингов и зарегистрированном на панамский офшор.
Вначале Андрей Якунин был соучредителем компании «Тристар Инвестмент Холдингс», занимал пост директора британской инвестиционной компании Venture Investments & Yield Management (VIYM). По данным СМИ, VIYM участвует в крупных девелоперских проектах на землях РЖД .
Любимая жена Якунина Наталья совместно с сыновьями главы «Ростеха» Сергея Чемезова, его заместителя Владимира Артякова и дочерью руководителя «Транснефти» Николая Токарева владеет гостиничным комплексом «Меридиан» в Геленджике.
Не стоит думать, что только Якунин из руководства РЖД сумел «озолотиться», благодаря этой государственной корпорации. Взять, к примеру, бывшего начальника департамента корпоративных коммуникаций РЖД Сергея Михайлова.
Он является бенефициаром влиятельного PR-агентства «Михайлов и партнеры», которым управляет через ряд кипрских оффшоров, на которые и выводятся деньги, получаемые Михайловым от госконтрактов. Как удалось выяснить журналистам, агентство «Михайлов и партнеры» имеет довольно большой опыт в сотрудничестве с ОАО «РЖД», так как оно получало от железнодорожной монополии очень выгодные заказы.
Сергей Михайлов, бывший начальник корпоративных коммуникаций РЖД
Более того, в декабре 2014 года стало известно, что Виталий Кривенко, работавший заместителем начальника корпоративных коммуникаций РЖД, оказался основным владельцем компании «Лайса» , получившей 15-летний контракт на продажу всей рекламы «Российских железных дорог». При этом Виталий Кривенко – это давний соратник Сергея Михайлова.
Так что теперь уже бывшие топ-менеджеры РЖД сосредоточили в своих руках все многомиллиардные контракты на рекламу железнодорожной монополии.
Другие «железнодорожники» тоже не отстают от Михайлова и Кривенко. Взять, к примеру, теперь уже бывшего вице-президента РЖД по корпоративной безопасности Александра Бобрешова (экс-сотрудника ФСБ), который ушел из этой госкорпорации в сентябре 2015 года .
Так вот Бобрешов в свое время был президентом и совладельцем петербургского некоммерческого партнерства «ЛВБ-холдинг» и ООО «ЛВБ-холдинг» (доля — 63%), в который входит больше 20 охранных предприятий в Петербурге, Москве, Краснодаре, Самаре, Пскове и Волгограде.
Не трудно догадаться, что свято следуя корпоративным традициям топ-менеджеров ОАО «РЖД» по работе с аффилированными структурами, он тут же подключил к сотрудничеству с транспортной монополией свои ЧОПы.
К примеру, партнерами РЖД являются краснодарские ЧОПы из компании «Русь» и волгоградские ЧОПы «Кобальт-А», «Кобальт-С», «Кобальт-РТ». Все они входят в «ЛВБ-холдинг». А в Москве еще одна «дочка» этого холдинга – ЧОП «Цербер» проводит общие проекты с ЧОП «РЖД-охрана».
Александр Бобрешов, бывший вице-президент РЖД по корпоративной безопасности
Однако, видимо, в случае Бобрешова сказалась «чекистская сноровка», и он догадался вовремя уйти из числа владельцев «ЛВБ-холдинга» и хотя бы формально передать полномочия собственной родственнице Татьяне Савиной, которой теперь владеет 63% холдинга. Но фактически контролирует его все равно Бобрешов, а, значит, он и получает деньги с РЖД для нужд его личного бизнеса.
Бухгалтер и «завхоз»
Далее рассмотрим пример еще одних «продолжателей корпоративных традиций» – первого вице-президента РЖД Вадима Морозова, ответственного за координацию производственно-хозяйственной деятельности РЖД, и главного бухгалтера РЖД Галины Крафт.
Как выяснилось, ранее (с октября 2003 года по июнь 2004 года) Вадим Морозов был министром путей сообщения РФ, а Галина Крафт – заместителем руководителя департамента финансов МПС. А вот затем эта «сладкая парочка» оказалась совладельцами ООО «Желдорстрой» , которое, как можно догадаться из названия, имеет непосредственное отношение к строительству железнодорожных объектов.
Вадим Морозов, первый вице-президент РЖД
Кстати, Галина Крафт расширила свой бизнес до семейного, ведь ее супруг – Якоб Крафт возглавляет «Ямальскую железнодорожную компанию» (ЯЖДК). Более того, он владеет 10% акций этой компании. Кстати, ЯЖДК в августе 2015 года решила купить для своего руководства внедорожник Toyota Land Cruiser 150 PRADO за 2 млн 890 тыс. рублей и пикап Mitsubishi L200 за 1,7 млн рублей. Как говорится, «красиво жить не запретишь» (особенно за казенный счет).
ЯЖДК с успехом занимается перевозками от станции Коротчаево до Ямбурга и Надым-пристани и развивает железнодорожную инфраструктуру ЯНАО, привлекая инвестиции для завершения строительства участков Коротчаево — Новый Уренгой — Надым и Новый Уренгой — Ямбург. Да и как ЯЖДК не работать успешно, если жена руководителя компании – главный бухгалтер ОАО «РЖД».
Подарки для РЖД
Теперь рассмотрим пример деятельности московской фирмы «ЭВО импрэшнс» (EVO Impressions), которая занимается продажей подарков и организацией «корпоративов». Казалось, при чем тут РЖД? А притом, что владельцы «ЭВО импрэшнс» Михаил Лапидус (70% акций EVO Impressions) и его сестра Наталия (15% акций) – это дети старшего советника президента РЖД Бориса Лапидуса.
Разумеется, советник главы РЖД Лапидус так же не изменяет корпоративным традициям. Вот так вот «ЭВО импрэшнс» оказалась поставщиком ценных праздничных подарков, которые были оплачены из бюджета ОАО «РЖД», а среди основных клиентов «ЭВО импрэшнс» как-то «внезапно» оказался «РЖДстрой».
Таким образом, становится ясно, что практически все топ-менеджеры ОАО «РЖД» получают неплохой доход от аффилированных с собой компаний, которые становятся неизменными подрядчиками РЖД.
«Список Магнитского» на Московском узле
Еще одним «сомнительным» топ-менеджером РЖД является Петр Кацыв (вице-президент РЖД по развитию Московского транспортного узла). Он пришел в эту корпорацию в октябре 2015 года, а до этого он трудился в правительстве Московской области.
В Интернете есть данные, что Петр Кацыв мог быть учредителем ЗАО «Интер-Бизнес». В здании, где сдавало в аренду помещения ЗАО «Интер-Бизнес», находится офис ГУП МО «Мострансавто» , которое долгое время курировал все тот же Петр Кацыв в качестве министра транспорта региона.
Петр Кацыв, вице-президент РЖД по развитию Московского транспортного узла
Со временем ООО «Инавто», принадлежащее Денису Кацыву (сыну вице-президента РЖД), стало одним из основных поставщиков автотранспорта «Мострансавто» . Так что семья Кацывов весьма активно получала (и, видимо, до сих пор получает) госзаказы от правительства Московской области.
Стоит отметить, что Петр и Денис Кацывы стали фигурантами финансовых скандалов не только в РФ, но и в США. Так подконтрольные Денису Кацыву компании в США подозреваются в отмывании похищенных из российского бюджета $230 млн. Ранее американский суд арестовал эти активы.
Напомним, что еще в сентябре 2013 года американская прокуратура подала заявление о конфискации активов в рамках так называемого «дела Магнитского». В США полагают, что похищенные из российского бюджета деньги, о которых заявлял аудитор Сергей Магнитский, были отмыты, в частности, путем приобретения недвижимости в Нью-Йорке.Американская прокуратура заподозрила в причастности к этому структуры, аффилированные с кипрской компанией Prevezon Holdings Limited. Ее единственным акционером является Денис Кацыв.
Так, по мнению американских следователей, именно на счета кипрской компании Prevezon Holdings Ltd была перечислена часть средств из 230 миллионов долларов , похищенных из российской казны .
Уже вслед за этим компания Prevezon занялась скупкой недвижимости в Нью-Йорке. В итоге суд арестовал несколько подконтрольных Кацыву-младшему объектов дорогостоящей недвижимости в фешенебельном районе Манхеттен, а также денежные средства, хранящие на счетах компаний, подвластных сыну бывшего министра транспорта Подмосковья. Стоимость арестованных активов оценивалась примерно в 24 миллиона долларов.
Круговая порука мажет, как копоть
Получается, что сын вице-президента РЖД может быть причастен к выводу из бюджета РФ суммы, эквивалентной 230 миллионов долларов, но силовики ничего не предпринимают по этому поводу.
По слухам, если ранее семейство Кацывов «крышевал» Якунин, то теперь новой «крышей» для бывшего подмосковного министра стал Белозеров.
Анализ «деяний» большинства топ-менеджеров РЖД, начиная от глав департаментов и заканчивая самим президентом ОАО «РЖД», ясно дает понять, насколько велики масштабы коррупции в этой организации.
Очевидно, что замешанного в «лоббистских скандалах» Олега Белозерова, считающегося «человеком Ротенбергов», нельзя было назначать на пост главы РЖД. Эксперты считают, что при нем в этой транспортной монополии сохранилась та же «круговая порука», которая сложилась еще при Якунине. К тому же это «порука» стала «более масштабной».
Видимо, у Кремля есть лишь один шанс спасти «Российские железные дороги» от полного разорения. Для этого надо срочно выгнать из РЖД всех «ставленников Якунина», снять с должности Белозерова и назначить новыми топ-менеджерами людей, не связанных с финансовыми интересами «верхушки» РЖД.
И чем, скорее Кремль избавится от Белозерова и «якунинцев», тем лучше будет для железнодорожной монополии. В противном случае ОАО «РЖД» может «развалиться» уже в ближайшие годы.
Несостоятельный рекламный партнер РЖД: в отсутствие Якунина у “Лайсы” кончились деньги
Рекламное агентство «Лайса» не смогло получить кредит в банке «Открытие» на покупку доли в операторе наружной рекламы Russ Outdoor, рассказал «Ведомостям» источник, близкий к Russ Outdoor. Банк отказал «Лайсе» в кредите из-за нестабильной ситуации на рынке наружной рекламы, говорит человек, близкий к этой компании. Правда, «Лайса» и сама планировала отказаться от займа, уточняет он: привлекать деньги в нынешней экономической ситуации и с высокими банковскими ставками нецелесообразно. Банк согласился с этим решением, добавляет собеседник «Ведомостей». Представитель банка «Открытие» не стал это комментировать.
Этой весной основатель Russ Outdoor Максим Ткачев и его партнеры договорились продать «Лайсе» свои доли в компании (всего 20,72% акций). Также доли в Russ Outdoor хотели продать известный американский инвестор, основатель телеканала CTC Питер Герви (21,85%) и компания Marathon Outdoor Cooperatief (6%). По итогам сделки «Лайса» могла бы стать владельцем 48,57% акций Russ Outdoor. Остальные 26,43% акций остались бы у «ВТБ капитала», 25% – у французской компании JCDecaux, рассказывали сотрудники медийных компаний.
Но сделка затягивалась из-за того, что «Лайса» не могла договориться о получении кредита. «Лайса» была готова заплатить за долю в Russ Outdoor $46 млн, рассказывали «Ведомостям» сотрудники двух крупных операторов наружной рекламы. А человек, близкий к «Лайсе», утверждал, что сумма «намного больше».
Инвестбанк «ВТБ капитал» оценивал свою долю в Russ Outdoor в конце прошлого года в 3 млрд руб., следует из его отчетности. В этом случае вся Russ Outdoor могла быть оценена в 11,35 млрд руб., а доля Ткачева и его партнеров – в 2,35 млрд руб.
Но в процессе переговоров сумма сделки постоянно менялась «из-за экономической ситуации в стране и кризиса на рынке наружной рекламы», говорит человек, близкий к акционерам «Лайсы». Стоимость Russ Outdoor за последние несколько месяцев заметно снизилась, добавляет источник в Russ Outdoor.
Впрочем, источники в Russ Outdoor и «Лайсе» не считают, что сделка окончательно сорвалась. «Компании ведут переговоры о дальнейшем возможном взаимодействии, но о деталях и форме сотрудничества компании пока не договорились», – утверждают они.
Russ Outdoor – крупнейший оператор на рынке наружной рекламы в России. У компании 32 000 поверхностей в 54 городах страны. Ее выручка в 2014 г. составила 5,72 млрд руб., чистый убыток – 867 млн руб.
«Лайса» в течение 10 лет является эксклюзивным партнером РЖД по размещению рекламы в составах и на железнодорожных станциях. У самой «Лайсы» сравнительно небольшая выручка – 767,2 млн руб. в 2014 г. Но компания хотела привлечь заем под залог акций Russ Outdoor.
Гендиректор «Эспар-аналитик» Андрей Березкин считает, что «Лайса» не сможет выкупить долю в Russ Outdoor, пока ситуация на рекламном рынке не наладится. Тем более что в этом году операторы должны выплатить городу очередной платеж по договору. Банк мог посчитать, что компании будет сложно обслуживать кредит, резюмирует Березкин.
Представители «Лайсы» и Russ Outdoor отказались от официальных комментариев.