Краткая характеристика, значение и основные показатели
Парк подвижного состава
Эта статья про открытое акционерное общество «РЖД», вы могли искать статью про железные дороги России
МОСКВА, 9 января. /ТАСС/. По железным дорогам России в 2022 году перевезено свыше 1,14 млрд пассажиров, что на 7,8% больше уровня 2021 года. Об этом сообщили в пресс-службе холдинга “Российские железные дороги” (РЖД).
“Всего за 2022 год отправлено свыше 1 млрд 135,8 млн пассажиров (+7,8% к 2021 году), из них в пригородном сообщении – 1 млрд 27,4 млн пассажиров (+6,8%), в дальнем следовании – более 108,3 млн пассажиров (+17,8%)”, – отметили в РЖД.
Пассажирооборот на сети РЖД за 2022 году возрос на 18,8% по сравнению с 2021 годом и достиг 122,9 млрд пассажиро-километров, в том числе в пригородном сообщении – 31,4 млрд пасс.-км (+8,5% к уровню 2021 года), в дальнем следовании – 91,5 млрд пассажиро-километров (+22,8%).
При этом в декабре 2022 года перевезено около 95 млн пассажиров, что на 6,7% больше, чем за аналогичный период 2021 года. Из них в пригородном сообщении – 86,7 млн пассажиров (+5,1% к декабрю 2021 года), в дальнем следовании – 8,3 млн (+26,8%).
Пассажирооборот в декабре 2022 года составил 9,1 млрд пассажиро-километров, что на 27,7% больше, чем за аналогичный период 2021 года. В пригородном сообщении пассажирооборот достиг 2,5 млрд пассажиро-километров (+7,9% к декабрю 2021 года), в дальнем следовании – 6,6 млрд пассажиро-километров (+37,2%).
Перевозки пассажиров на сети ОАО «РЖД» в первом полугодии выросли на 6,8 процента
По оперативным данным, в первом полугодии 2023 года на инфраструктуре РЖД перевезено 570,8 миллиона пассажиров (+ 6,8 процента к январю-июню 2022 года). Из них в пригородном сообщении — 516,4 миллиона пассажиров (+ 5,9 процента), в дальнем следовании — 54,4 миллиона пассажиров (+ 16,2 процента). Об этом говорится в сообщении перевозчика.
Пассажирооборот на сети «РЖД» с начала 2023 года вырос на 13,5 процента к уровню прошлого года и составил 58,8 миллиарда пассажиро-километров (пассажирооборот). В том числе в пригородном сообщении пассажирооборот в январе-июне составил 15,6 миллиарда пассажиро-километров (+ 6,9 процента), в дальнем следовании — 43,2 миллиарда пассажиро-километров (+ 16,2 процента).
В июне 2023 года отправлено 105,8 миллиона пассажиров, что на 0,6 процента меньше аналогичного показателя прошлого года. В том числе в пригородном сообщении количество отправленных пассажиров снизилось на 1,9 процента до 93,8 миллиона человек, а в дальнем следовании — выросло на 10,5 процента до 12 миллионов человек.
Пассажирооборот в июне 2023 года составил 13,5 миллиарда пассажиро-километров, на 5,9 процента превысив аналогичный показатель 2022 года. В том числе в пригородном сообщении пассажирооборот снизился на 2,4 процента, составив три миллиарда пассажиро-километров, а в дальнем следовании — вырос на 8,4 процента до 10,5 миллиарда пассажиро-километров.
МОСКВА, 15 апреля. /ТАСС/. Пассажиропоток на сети “Российских железных дорог” (РЖД) снизился на 80% с начала введения ограничений на фоне коронавируса и отмены поездов во внутреннем и международном сообщении. Об этом сообщил в эфире телеканала “” заместитель генерального директора РЖД Дмитрий Пегов.
“Мы сейчас постарались оптимизировать нашу маршрутную сеть с учетом тех ограничений, которые существуют. В связи с ограничениями прошел возврат проездных документов. У нас сейчас падение перевозок пассажиров где-то, если мы говорим по уровню прошлого года, в районе 80%”, – сказал он.
Спрос сократил предложение
Ранее РЖД на фоне пандемии коронавируса закрыли железнодорожное сообщение с зарубежными странами и внесли существенные корректировки в график курсирования поездов во внутрироссийском сообщении. Изменения коснулись тех поездов, у которых есть альтернатива на маршруте, – многие из них отменены. При этом, ориентируясь на спрос, РЖД также сократили частоту курсирования некоторых поездов, в том числе “Сапсанов”.
Подробную информацию обо всех изменениях теперь можно увидеть на сайте холдинга в специальном разделе.
Пассажирам отменяемых поездов будет предложено совершить поездки по запланированным маршрутам в те же даты или близкие к ним на других поездах либо вернуть в полном объеме средства за билеты. При улучшении ситуации и повышении спроса на пассажирские перевозки РЖД восстановят маршрутную сеть в полном объеме, а при необходимости увеличат предложение для пассажиров.
МОСКВА. 9 ЯНВАРЯ. ИНТЕРФАКС — Перевозки пассажиров на сети ОАО “Российские железные дороги” в 2022 году выросли на 7,8%, до 1,136 млрд человек, сообщает пресс-служба компании.
В дальнем следовании за прошлый год отправлено 108,3 тыс. пассажиров (+17,8%), в пригородном сообщении — 1027,4 тыс. человек (+6,8%).
Оперативный показатель по году немного превысил прогноз, который озвучивал в конце декабря замглавы РЖД Дмитрий Пегов, курирующий вопросы пассажирского комплекса. “Выходим сейчас с учетом сложившихся обстоятельств на плановые показатели 2019 г. Не фактические, а те плановые, которые были в 2019 г. — мы их сейчас достигаем. Перевезем в этом году 1 млрд 130 млн пассажиров”, — говорил он.
Исходя из оперативных данных РЖД и подсчетов “Интерфакса”, по сравнению с докризисным 2019 г., когда на сети РЖД были отправлены 1,2 млрд пассажиров, в 2022 г. перевозки снизились на 5,3%. Соответственно, в дальнем следовании снижение составило 7%, в пригородном сообщении — 4,9%.
Пассажирооборот на сети РЖД за 2022 г. вырос на 18,8% и составил 122,9 млрд пассажиро-километров, в том числе в дальнем следовании — 91,5 млрд (+22,8%), в пригородном сообщении — 31,4 млрд (+8,5%).
За декабрь на инфраструктуре РЖД было перевезено всего 95 млн пассажиров, что на 6,7% больше уровня декабря 2021 г. и на 3,2% больше, чем в ноябре 2022 г. Пассажирооборот составил 9,1 млрд пассажиро-километров (+33,2% и +5,8% соответственно).
“Дальние” перевозки в декабре выросли год к году на 26,8%, до 8,3 млн человек, что превысило ноябрьский показатель лишь на 1,2%. Пассажирооборот в дальнем следовании в декабре вырос до 6,6 млрд пассажиро-километров (+37,2% г/г и +10% к ноябрю).
Пригородные перевозки в прошлом месяце выросли на 5,1% г/г, до 86,7 млн пассажиров (+3,3% в сравнении с ноябрем). Их пассажирооборот показал рост на 7,9% г/г, до 2,5 млрд пассажиро-километров (на уровне ноября).
Одна из причин роста оперативных показателей перевозок пассажиров на сети РЖД в 2022 г. — временное закрытие 11 аэропортов на юге и в центральной части страны после начала военной операции на Украине. Из соображений безопасности с 24 февраля приостановлена работа аэропортов Анапы, Белгорода, Брянска, Воронежа, Геленджика, Краснодара, Курска, Липецка, Ростова-на-Дону, Симферополя и Элисты. Для удовлетворения спроса на перевозки в южном направлении РЖД назначали дополнительные поезда.
В России перевозки по железным дорогам в апреле выросли на фоне закрытия части аэропортов
В апреле россияне массово пересели с самолетов на поезда — перевозки по железным дорогам выросли на 4,8 процента по сравнению с показателями прошлого года. Эксперты связали тенденцию с закрытием части аэропортов в стране, пишут «Ведомости».
По данным РЖД, во втором месяце весны на поездах и электричках проехали 92 миллиона пассажиров, а с начала года — 331,1 миллиона пассажиров. Как отметил гендиректор РЖД по вопросам пассажирского комплекса Дмитрий Пегов, из-за закрытия 11 аэропортов в центральной и южной части России компании пришлось принять срочные меры для перевозки не сумевших воспользоваться самолетами россиян.
По словам специалиста, РЖД пришлось досрочно перейти на летнее расписание. «Введение дополнительных ниток графика позволило снять напряжение, возникшее из-за закрытия аэропортов», — заявил Пегов. В мае и летом в компании также ожидают существенный прирост пассажиропотока — в том числе за счет перевозки россиян к местам отдыха.
Материалы по теме
Увеличение спроса на поездки дальнего следования на юг фиксируют и сервисы планирования путешествий. Так, по данным компании OneTwoTrip, в топ-10 популярных направлений апреля вошли Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Краснодар, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Екатеринбург, Казань, Симферополь и Тюмень. При этом по сравнению с прошлым годом сильнее всего спрос вырос на поездки в Краснодар (плюс 60 процентов), Ростов-на-Дону (плюс 50 процентов) и Симферополь (плюс 130 процентов) и Сочи (плюс 18 процентов) — аэропорт работает только в последнем из этих городов.
В сервисе поездок и путешествий «Туту.ру» добавили, что из 2596 опрошенных самолет в 2022 году выбрали 37 процентов россиян. На втором месте по популярности оказался поезд — на нем в отпуск планируют поехать 29 процентов респондентов, а на третьем — электричка, которую предпочли 9 процентов граждан. По данным компании, среди зарубежных направлений востребованы белорусские Минск, Орша, Витебск и Брест, а также Гагры в Абхазии.
Управляющий директор корпоративного бизнеса «Випсервис» (специализируется на корпоративных поездах) Галина Полищук указала, что в первом квартале 2022 года клиенты бронировали билеты на поезда для командировок по России почти в 2,5 раза чаще, чем авиабилеты.
Специалисты также отметили, что есть направления, пассажиропоток по которым снизился из-за закрытия аэропортов. По словам руководителя комитета по внутреннему туризму Российского союза туриндустрии, гендиректора туроператора «Алеан» Ильи Уманского, из южных направлений сильнее всего пострадал Крым. Однако Пегов уточнил, что в республике уже добавили две дополнительные ветки графика и проработали с Минтрансом схему на случай недостатка мест в поездах.
По словам младшего директора корпоративных рейтингов НРА Аллы Юровой, по итогам первых четырех месяцев 2022 года пассажиропоток РЖД в дальнем следовании на 14 процентов отстает от уровня аналогичного периода доковидного 2019 года, но разрыв быстро сокращается — в апреле разница составила 5 процентов.
В УК «Финам менеджмент» не ожидают в России проблем с перевозкой, так как до конца года РЖД получат порядка 250 вагонов дальнего следования. По оценкам специалистов, летом в следующих на юг поездах будет 8,5 миллиона мест — на 6 процентов больше, чем в 2021 году. Количество пассажиров получится увеличить за счет увеличения длины составов и частоты курсирования, отметили эксперты.
Реформа железнодорожной отрасли
Старый логотип РЖД
За время деятельности произошла одна смена фирменного стиля.
Всего на сети РЖД 32 крупнейших сортировочных станций, наибольший объём вагонопотока имеет новая портовая станция Лужская-Сортировочная в Ленинградской области (более 30 тыс. вагонов среднесуточно), затем Инская в Новосибирске (более 27 тыс. вагонов среднесуточно), далее Орехово-Зуево и Бекасово-Сортировочное в Мосузле (более 19 тыс. вагонов среднесуточно).
Для осуществления контроля, аудита и оценки имущества РЖД привлекает независимые аудиторские компании.
Начиная с 2010 года, когда в ходе реформы грузовой парк, в основном, был передан частным компаниям-операторам, в грузообороте РЖД наблюдается ухудшение структуры погрузки в плане её доходности. Председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин обращал внимание на индивидуализированную коммерческую политику, которую в собственных интересах проводит операторское сообщество, оставляя для ОАО «РЖД» низкодоходные и малоэффективные грузы и направления перевозок. В результате этой политики, а также сокращения производства на нефтеперерабатывающих и металлургических комбинатах, возрастающей конкуренции со стороны автомобильного и трубопроводного транспорта происходит снижение доли перевозок РЖД высокодоходных грузов (нефти и чёрных металлов). Данная тенденция является также следствием действия главного тарифного документа РЖД, Прейскуранта 10-01, который в 2017 году уже не в полной мере отвечает меняющейся структуре грузооборота на железных дорогах России, в ряде случаев оказывает дестимулирующее влияние, приводит к снижению доходов компании.
В 2018 году РЖД разделило грузовые перевозки на 7 полигонов: Московский, Октябрьский, Южный , Волжский, Северный, Урало-Сибирский, Восточный.
Грузовые тарифы и тарифные классы
Дальнее пассажирское сообщение
Вагон, оформленный в новом фирменном стиле ОАО РЖД
С 2010 года перевозку пассажиров и грузобагажа в дальнем сообщении производят Федеральная пассажирская компания (100 % «дочка» РЖД), а также, в целях обеспечения конкуренции, не входящие в РЖД компания ТрансКлассСервис и ряд более мелких компаний.
Вокзал станции Тында в праздничном оформлении к 45-летию строительства БАМа со слоганом магистрали «Дорога, построенная с любовью», 2019 год
Тариф на пассажирские перевозки условно разделён на две составляющие: «билет» (включающий расходы на транспортную инфраструктуру, локомотивную тягу и вокзальную составляющую) и «плацкарту» (услуги транспортной компании — владельца вагона). С 2003 года применяется график гибкого регулирования тарифов (ГГР) и система динамического ценообразования на проезд в поездах дальнего следования:
ГГР рассчитан так, чтобы стимулировать пассажира сместить поездку на дату с меньшим индексом. Согласно системе динамического ценообразования, чем раньше куплен билет — тем он дешевле, самые дорогие билеты — в день поездки.
По заявлениям ОАО «РЖД» в 2014 году, пассажирские перевозки, за исключением отдельных высокодоходных направлений, являются убыточными. Эти убытки покрываются частично за счёт компенсаций из бюджета, а по большей части — с помощью перекрёстного субсидирования за счёт доходов от грузовых перевозок.
См. также Конкуренция и тарифное регулирование на рынке железнодорожных перевозок и железнодорожных активов в России.
Онлайн-агрегатор железнодорожных и автобусных билетов
Протяжённость линий, оборудованных автоблокировкой (АБ) и диспетчерской централизацией, составляет 62 055 км, или 72,9 %. Устройства железнодорожной автоматики и телемеханики на сети железных дорог России обслуживают 203 дистанции сигнализации, централизации и блокировки и 1 технический центр автоматики и телемеханики.
Подвижной состав РЖД
Тяговый подвижной состав РЖД включает тепловозы, электровозы, электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, дрезины и прочее самоходное оборудование, нетяговый подвижной состав — различные вагоны (пассажирские, грузовые), специальный подвижной состав.
12-часовая смена работы наиболее распространённого на сети РЖД маневрового тепловоза ЧМЭ3 с машинистом и помощником машиниста по нормативу обходится эксплуатанту в 87 тыс. рублей (2017).
Безопасность движения поездов
Безопасность движения поездов является приоритетом в деятельности РЖД, соблюдению этого требования подчинены все используемые на сети технологии.
Либерализация рынка тяги
Мировой железнодорожный бизнес-форум «Стратегическое партнёрство 1520» в Сочи, 2017
Основные объекты, введённые по инвестпрограмме в строй в 2012—2017 гг.:
Основной производитель пассажирских вагонов (более 95 %) — Тверской вагоностроительный завод.
III Съезд железнодорожников РФ.29 ноября 2017 года, Москва
По заявлению премьер-министра Михаила Мишустина в октябре 2022 года, инвестиционная программа ОАО «РЖД» на предстоящую трёхлетку превысит 3 трлн рублей. В текущем году финансирование инсвестпрограмм составит более 800 млн рублей. По словам Мишустина, особое внимание будет уделено созданию новых транспортных коридоров Восточного и Азово-Черноморского направлений, а также международного «Север-Юг» — это обусловлено беспрецедентными санкциями. Дорожные карты по созданию высокотехнологичной инфраструктуры и формированию экспорт-импортной логистики рассчитаны до 2030 года и объёмом финансирования более 4,5 трлн рублей, включая 300 млрд из федерального бюджета, — сообщил премьер-министр.
Заимствования на финансовых рынках
Компания РЖД регулярно проводит займы на международном рынке капитала. В 2017 году чистый долг компании достиг 972 млрд рублей, средний срок кредитного портфеля РЖД — девять лет.
События, связанные с пандемией COVID-19 (весна 2020 года)
В июле 2012 года ОАО «РЖД» сообщило о работе специальной российско-украинской рабочей комиссии на межправительственном уровне по разграничению прав России и Украины на имущество железнодорожных участков, проходящих по территории Украины, и оформлению прав компании на него.
Международный транспортно-логистический форум в Сочи, 1-3 октября 2018
Международные проекты компании ведёт дочернее зависимое общество «РЖД Интернешнл».
Критика и проблемы
Благотворительное выступление Дмитрия Маликова на Казанском вокзале. Апрель 2013 года
Взаимоотношения между Федеральной антимонопольной службой и РЖД
Федеральная антимонопольная служба подвергала компанию ОАО «РЖД» критике и санкциям за злоупотребление доминирующим положением на рынке и нарушение законодательства о свободе конкуренции, что вызывало со стороны холдинга встречные претензии в чрезмерной зарегулированности и успешные судебные протесты.
Экологическая и промышленная безопасность
В ОАО «РЖД» ежегодно образуется 339 видов твёрдых коммунальных отходов, из них паспортизированы первые 4 класса опасности. Компания имеет лицензию на деятельность в сфере обращения с отходами на более чем 5 тыс. адресов. Из более чем 2 млн отходов разного класса опасности, образующихся каждый год на предприятиях холдинга, около 80 % включается во вторичный оборот. Из этого объёма 83 % передаётся на сформированный рынок переработки отходов, а 17 % после переработки используется повторно внутри железнодорожного холдинга. В 2020 году в компании работают 2 завода по термическому уничтожению отходов третьего-пятого классов опасности. Первый находится в Восточной Сибири на станции Тагул, второй в европейской части страны — в Ярославле. На заводах осуществляется когенерация электрической и тепловой энергии для подразделений РЖД. Суммарная мощность заводов достигает около 14 тыс. тонн отходов в год.
При обслуживании пассажиров на сети РЖД образуется около 300 тыс. тонн твёрдых отходов ежегодно, с тенденцией к увеличению. Для сбора твёрдых коммунальных отходов (ТКО) вокзалы, станции, платформы, пассажирский подвижной состав оборудованы специальными контейнерами с селективным сбором отходов. На сети РЖД определены 95 узловых станций, на которых производится выгрузка отходов из подвижного состава в оборудованную тару для последующего вывоза подрядными организациями. Во многих случаях свалки ТКО в полосе землеотвода железной дороги устраивает население близлежащих городов и населённых пунктов, а ответственность за это перекладывается на РЖД. Для сокращения образования отходов по программам ресурсосбережения в компании осуществляется перевод котельных на возобновляемые источники энергии, переход на светодиодное освещение с отказом от опасных для окружающей среды ртутьсодержащих ламп, внедряются системы регенерации масел и аккумуляторных растворов, безбумажные технологии, в хозяйственной деятельности используется биоразлагаемая посуда и упаковка.
Развитие Восточного полигона
Министр транспорта РФ Евгений Дитрих и гендиректор РЖД Олег Белозёров на железнодорожном форуме в Сочи. 2 октября 2018 года
Председатель совета директоров
Перечень 57 филиалов ОАО «РЖД» по состоянию на 27 ноября 2022 года:
Филиалы — железные дороги
Принадлежащая ОАО «РЖД» железнодорожная сеть разделена между 16 филиалами, имеющими статус Регионального центра корпоративного управления (РЦКУ). Условная нумерация железных дорог осуществляется с запада на восток.
Расположение железных дорог РЖД