Узкоколейные локомотивы советских и российских железных дорог
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 сентября 2016 года; проверки требуют 27 правок.
В данный список включены локомотивы, эксплуатировавшиеся на узкоколейных железных дорогах (УЖД) России, Украины и бывшего СССР, к разряду которых относятся железные дороги с шириной колеи менее 1520 (1524) мм (русская колея), а также менее 1435 мм (европейская колея) − обычно, с шириной колеи 750 мм. На постсоветском пространстве существует несколько стандартов УЖД, в том числе: 1067 мм (капская колея − в южной части Сахалинской ж. д.), 1000 мм, 750 мм и некоторые другие. Также, в таблице указаны и сведения о модификациях узкоколейных локомотивов, рассчитанных на эксплуатацию на широкой колее.
- Л. Москалёв. Наши узкоколейные паровозы. — М.: Железнодорожное дело, 1997.
- Справочник по локомотивам железных дорог СССР / Редбюро Локомотивопроекта. — М.: Трансжелдориздат, 1956.
Исходный файл (2592 × 1728 пкс, размер файла: 1,72 Мб, MIME-тип: )
История файла
Нажмите на дату/время, чтобы посмотреть файл, который был загружен в тот момент.
Использование файла
Следующая страница использует этот файл:
Глобальное использование файла
Данный файл используется в следующих вики:
Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению.
Исходный файл (1707 × 1494 пкс, размер файла: 729 Кб, MIME-тип: )
Следующие 3 страницы используют этот файл:
Узкоколейные паровозы Воткинского завода
Тип паровоза ВП-2 существовал только в литературе и в котловых журналах
паровозов. На всех паровозах ВП-2 на будке машиниста и тендере была
написана серия ВП-1, так как котёл ВП-2 отличался от ВП-1 только
волнистым потолком топки.
Фотографии паровозов серий ВП1, ВП2 и
ВП4
022 Верхнее Синевидное
036 Редкино
052 Усольспецлес (с 1957)
082 Вяжспецлес (с 1957)
144 т/п в Прибалтике (с 1955)
153 МПС, Калинигр. ж.д. (с 1955)
170 ДЖД Ленинград (списан 1968)
180 Уренский ЛПХ (с 1963 до 1966; 180/1948)
215 Чёрмоз
217 Ужугская УЖД
221 Ветлянский ЛПХ (с 1957 до 1963; 048/1948)
250 Берегомет
289 Ю-Зап. ДЖД (до 1961 – пром.)
311 Валдайский ЛПХ (КВР Онегзавода, до 1954 – Маленьга)
315 т/п Тасин Бор (с 1959; Тамп.; 334/1948)
347 Верхнее Синевидное
351 Верхнее Синевидное
357 Льв. ж.д. (списан 1972, до 1960 – пром.)
360 т/п в Прибалтике (с 1954)
449 пром. (до 1962 – Заб.ж.д.; до 1956 – ????)
450 т/п в Прибалтике (с 1954)
461 пром. (до 1962 – Заб.ж.д.; до 1956 – ????)
578 Велижский ЛПХ
593 Иркутск (ИЗТМ; котёл N599)
614 Ветлянский ЛПХ (с 1957 до 1966; 1949)
623 Вача
649 Выгода
660 Бронька
694 Вяжспецлес (с 1957)
699 Редкино
732 МПС, Калинигр. ж.д. (с 1955)
760 Берегомет
754 МПС, Калинигр. ж.д. (с 1956)
865 Березовка – Неман
873 Окт.ж.д. (списан 1968; до 1960 – в/ч)
912 Лямцево (фрагменты; 1951 г.)
913 т/п в Прибалтике (с 1954)
??? Мезиновское т/п (c 1948 до 1961; 054/1947)
??? т/п Баложи (с 1949; 138/1948)
??? т/п Баложи (с 1952; 184/1948)
??? Уфалейский ЛПХ
Известные паровозы серии
551 Ветлянский ЛПХ (с 1957 до 1966; 1949)
564 бум. завод в Прибалтике (с 1955)
620 Уфалейский никельный з-д
668 Перервинский ЛПХ (с 1956; 1949)
898 Лавассааре (был; 1951)
899 Музей Лавассааре (1951)
902 Таллинская целлюлозная фабрика (с 1955)
903 Таллинская целлюлозная фабрика (с 1955; быв. Лавассааре)
1032 Вяжспецлес (с 1957)
1056 Усольспецлес (с 1957)
1062 Усольспецлес (с 1957)
1070 Усольспецлес (с 1957)
1072 Усольспецлес (с 1957)
1109 Велижский ЛПХ
??? Яковлевский лесокомбинат (с 1950; 549/1949)
??? Анапа, РПК (с 1966; 775/1950)
??? Яковлевский лесокомбинат (до 1970; 831/1951)
??? Кожвинский ЛПХ (с 1961; 850/1951)
??? Мезиновское т/п (888/1951)
???? Баговский ЛПХ (с 1959 до 1962; 1007/1954)
???? Белорецк (с 1959 до 1965; 1009/1954)
???? Апшеронский ЛПХ (с 1959 до 1961; 1024/1954)
???? Апшеронский ЛПХ (с 1959; 1030/1954)
???? Майкоп, РПК (с 1970; 1079/1955)
???? Глазьинск (?), РПК (с 1967; 1084/1955)
???? Псебайский ЛПХ (с 1959 до 1960; 1087/1955)
???? Псебайский ЛПХ (с 1959 до 1960; 1093/1955)
???? Баговский ЛПХ (с 1959 до 1962; 1094/1954)
???? Белоглиновский ПК (с 1960 до 1971; 1388/1956)
ЛОКОМОТИВЫ И ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ
Самые свежие материалы — в статье о
наземных рельсовых канатных дорогах и их локомотивах. Кроме того,
рекомендую ознакомиться со списком всех известных мне узкоколейных
локомотивов, работавших на ж.д. СССР, и по возможности внести свою
лепту в его пополнение!
Паровозы зарубежной постройки
ТЕПЛОВОЗЫ, МОТОВОЗЫ И
ПЕРЕДВИЖНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ
Отечественные мотовозы и передвижные электростанции
Строительство узкоколейных мотовозов в СССР началось ещё до
войны. Калужский завод выпускал экспериментальный
локомотив АА1 (Андрей Андреев) и серийные МК20.
- ДМ-2
- МД-Э-4
- СЭП-2(М)
- МКД-35
Отечественные автомотрисы и дрезины
Есть предположение, что также существуют автомотрисы АМ3.
Есть предположение, что также существуют тепловозы ТГМ8 колеи
750 мм.
Тепловозы и мотовозы зарубежной постройки
Список электрифицированных УЖД
ВАГОНЫ, ЦИСТЕРНЫ И
ПЛАТФОРМЫ
Грузовые вагоны, цистерны и
платформы
Наземные рельсовые канатные дороги и их
локомотивы
Сегодня коллеги прислали несколько фотографий с описанной ниже церемонии, снятых на нормальный фотоаппарат, а не на телефон. В основном фото со мной любимым, но на двух фотографиях раритетный узкоколейный паровоз, про него то и расскажу.
На фотографиях паровоз, выпущенный по проекту П24, разработанному в 1941 году на смену паровозу проекта 159, конструкторским бюро Коломенского завода. Проект в полной мере учел опыт эксплуатации предшественника, и получился по-настоящему удачным. Начавшаяся ВОВ, не позволила развернуть выпуск П24 в 1941 году. Было выпущено всего пять штук, (по другим данным установочная партия состояла из девяти штук) и проект 159 оставался основным паровозом промышленных узкоколейных дорог до 1946 года.
С 1946 г паровозы П24, под обозначением ПТ-4 производились в Финляндии, и поставлялись в СССР в качестве репараций за причиненный ущерб (закупаемые там же паровозы имели обозначение Кф-4). С 1947 года начался выпуск на Воткинском машиностроительном заводе (серии ВП-1, ВП-2, ВП-3, ВП-4). С 1949 года начался выпуск на заводах Шкода в Чехословакии (серия Кч-4). С 1950 года выпускался Первым локомотивостроительным заводом в Польше (сериея Кп-4) и с 1952 года паровозостроительным и машиностроительным заводом “Маваг” в Венгрии (серия Кв-4).
На свердловской ДЖД, сохранилась последняя, самая совершенная, и наиболее отличающаяся по конструкции и характеристикам от первоначального проекта модель паровоза серии ВП-4 (отдельно оговорюсь, что одно наиболее существенное техническое отличие было у серии ВП-3, которых было выпущено 11 штук, по специальному заказу. В отличии от своих собратьев, ВП-3 был изготовлен для колеи 610 мм, а не 750, как остальные собратья, в остальном полный аналог ВП-2).
Выпуск ВП-4 начался в 1955 году и продолжался до 1960 года. Именно ВП-4 был последним узкоколейным паровозом, выпущенным в нашей стране. В целом же проект П24 оказался самым массовым узкоколейным паровозом в мире. Более того, небольшая серия паровозов на основе проекта П24 была выпущена в Китае в 80-х годах 20-ого века.
Некоторые характеристики ВП-4
Осевая формула паровоза 0-4-0Сцепной вес 16 т.Порожний вес 14 т.Нагрузка на ось 4 т.Диаметр ведущих колес 600 мм.Длина паровоза между буферами 6180 ммМаксимальная скорость 35 км в час.Наименьший радиус вписывания в кривую 40 м.
Тендер:Число осей 3.Запас воды 5,2 т.Запас топлива 2 т.Вес порожнего 4,8 т.Нагрузка на ось 4 т.
Общая длинна с тендером 10 440 мм.
Т. к. как показывает опыт, никто в ссылку на альбом, обычно не заглядывает, то поставлю несколько ссылок на остальные фото ВП4-1425 вот в таком виде:
Хотел еще затронуть парой слов транспортеры, которые видно на переднем плане и ж.д. форму на работнике ДЖД, но писательский труд таки тяжек. Так что на сегодня все.
Паровоз
типа 159 с давлением на ось 4,0 т
строили с 1930 по 1941 год Коломенский,
Невский, Подольский и
Новочеркасский заводы. Всего было
построено 570 паровозов.
Котел
паровоза оборудован комплектом
контрольно-измерительной и
служебной арматуры.
Паровая
машина паровоза однократного
расширения пара, работает
перегретым паром. Цилиндры отлиты
из серого чугуна марки СЧ 18-36 в одно
целое с золотниковыми коробками.
Принадлежностями цилиндров
являются цилиндровые и
золотниковые крышки, золотниковые
втулки, отлитые из того же самого
чугуна и поршневые сальники с
металлической набивкой типа РљРРќР“.
Если
при испытании паровоза типа 159 на
дровяном топливе наиболее высокий
к.п.д. котла (брутто) был 0,65, при
напряжении колосниковой решетки в
200 кг топлива с м2 в
час, то испытания паровоза П-24 на
дровяном топливе показали, что к.п.д.
котла (брутто) равен 0,72, при
напряжении колосниковой решетки в
300 кг с м2 в час.
Р’
результате паропроизводительность
котла паровоза П-24 оказалась вдвое
больше паропроизводительности
паровоза типа 159.
Паровоз
для электроосвещения оборудован
турбогенератором мощность 0,5 квт,
напряжением 24 в.
Аналогичный
буфер имеется на раме тендера, но
между буферной подушкой и стяжным
ящиком помещен клин, которым можно
регулировать положение буферной
подушки. Ударно-упряжной прибор
паровоза и тендера однобуферной
конструкции, аналогичной приборам
паровоза 159.
Паровоз
оборудован прямодействующим
паровым тормозом с приводом на все
РѕСЃРё, Р° тендер – ручным тормозом,
также действующим на все оси.
Тендер оборудован буксами с
роликовыми подшипниками.
Паровоз
серии ВП-1 имеет некоторые
особенности по сравнению с
паровозом ПТ-4.
Паровоз
серии ВП-2 с 1948 по 1951 год
выпускался Воткинским заводом.
Топка парового котла паровоза
этого типа конструктивно
отличается от топки парового котла
паровоза серии ВП-1.
Р’
остальном паровоз серии ВП-2
аналогичен по конструкции паровозу
серии ВП-1 и ПТ-4.
Паровоз
серии ВП-3 по специальному заказу
был изготовлен Воткинским заводом
в количестве 11 штук. В отличие от
паровозов серии ВП-2 они имели
ширину колеи 610 мм, вместо 750 мм,
и коническую трубу.
Паровоз
серии ВП-4. Начиная с 1955 года
Воткинский завод возобновил выпуск
паровозов под серией ВП-4.
Отличительные особенности
паровозов этой серии по сравнению с
серией ВП-2 следующие.
Вместо
турбинного искроуловителя введен
объединенный искрогаситель-паросушитель
конструкции ЦНРР РњРџРЎ (РЅР° СЂРёСЃ.
паровоз показан с зимней трубой).
Дышловые
подшипники ставятся разъемными,
аналогично паровозам серии Кч-4.
Паровозы
оборудованы тормозами “Компаунд”.
Паровоз
серии Кч-4 по
сравнению с паровозом серии ПТ-4
имеет некоторые конструктивные
изменения в ряде узлов и деталей.
Конструкция
поршня такая же, как у паровоза ВП-1.
Р’СЃРµ
паровозы выпускаются с конической
дымовой трубой.
Первые
36 паровозов выпущены со стальной
конической трубой, паровозы с 37 по 84
номера – СЃ дымовой трубой, имеющей
турбинный искроуловитель, а
начиная СЃ номера 85 – СЃ чугунной
конической дымовой трубой.
Для
устранения указанного недостатка
при капитальном ремонте паровозов
на Онежском заводе конструкция
крышки изменена, как показано на
стр.160.
Паровоз
оборудован паровым и ручным
тормозами, действующими на 1-ю, 2-ю и 4-ю
оси, тендер снабжен ручным тормозом,
действующим на все оси.
Паровоз
оборудован паровым и ручным
тормозами, действующими на первую и
четвертую оси, тендер снабжен
ручным тормозом, действующим на все
РѕСЃРё.
Паровоз
оборудован автоматическим, а
тендер – ручным Рё автоматическим
тормозами. Буксы паровоза снабжены
самоустанавливающимися клиньями.
Паровая
машина имеет поршень с секционными
кольцами, сальники уплотнены
чугунными уплотнительными
кольцами. Парораспределение
осуществлено раздвижными
золотниками системы Трофимова.
Узкоколейные
тепловозы (мотовозы)
МУЗГ-4 и МУЗ-4, МУЗ-4-Д, ДМ-54, ТУэ-4
(МДэ-4), ТУ-2
Узкоколейные
электровозы
Рџ-РљРћ-1, РР›-1, РР›-2