Паровоз у 127

Паровоз у 127

Траурный поезд Ленина “Уральский 127”

Траурный поезд Ленина представляет собой исторический музей с основным экспонатом – паровозом-катафалком. В 1924 году с его помощью в Москву перевезли тело покойного Ленина. Безусловно, этот экспонат железной дороги имеет исключительную историческую ценность.

Смерть В.И.Ленина, кроме всех прочих последствий, оставила заметный след в истории российских железных дорог. Вследствие того, что произошло это не в Москве, а в Горках, до наших дней сохранился единственный из некогда многочисленных русских паровозов формулы 2-3-0 – У.127. Именно он 23 января 1924г доставил от платформы Герасимовская на Павелецкий вокзал траурный поезд с телом Владимира Ильича. Ныне же он является центральным экспонатом музея Московской железной дороги.

Далее 27 фото (ноябрь 2019г): Паровоз У.127 (заводской номер 1960) был построен на Путиловском з-де в 1910г для Ташкентской жд. В годы Гражданской войны был сильно поврежден. Доставлен в Москву, где долгое время стоял заброшенным. В мае 1923г восстановлен рабочими депо во время субботников. Паровоз был покрашен в красный цвет, а на борта тендера нанесены революционные лозунги. Почетным машинистом был избран В.И.Ленин.

И так получилось, что уже через 8 месяцев именно этот паровоз вез тело вождя в Москву. После этого У.127 продолжил свою обычную работу в качестве пассажирского. Он снова был перекрашен в зеленый цвет, лозунги закрашены. В 1937г было решено сохранить траурный поезд как памятник. Был восстановлен его “революционный” облик.

Сначала паровоз и багажный вагон №1691 стояли под открытым небом в одном из тупиков Павелецкого вокзала. Затем, в 1948г, они были помещены в специальный павильон. Современный павильон для траурного поезда Ленина сооружен в 1980г.

В начале 1990-х павильон и музей закрылись и едва не были ликвидированы. Однако в 2011г отреставрированное здание открылось вновь. Экспозиция расширилась, и теперь она посвящена не только самому траурному поезду, но и истории железных дорог вообще и Московской жд в частности.

Паровозы типа У строились на Путиловском з-де с 1906 по 1912г, построено 62 ед. Пассажирские, изначально предназначались для Рязано-Уральской жд, почему и получили обозначение У (“уральский”). Также в разные годы носили обозначения П и П1.Формула 2-3-0;Служебный вес – 72.1 т;4 цилиндра, компаунд; цилиндры низкого давления находятся внутри рамы;Скорость – 105 км/ч;

Благодаря своему нахождению в отапливаемом помещении, паровоз находится практически в идеальном состоянии.

К сожалению, в будку машиниста зайти нельзя, можно только заглянуть:

Паровоз у 127

Паровоз у 127

Вид на цилиндры, расположенные внутри рамы. Доступ к ним, мягко говоря, затруднен:

Свисток на колпаке сухопарника. Обратите внимание на заводскую табличку – в промежутке между цифрами 1960 и 1910 изначально находился двуглавый орел:

Багажный вагон №1691, в котором транспортировалось тело Ленина:

Табличка на оном:

В торце зала голова Владимира Ильича, а под ней монитор, на котором идет кинохроника с его похорон:

Теперь переходим к экспонатам, связанным с историей железных дорог вообще.Инсталляции:

(слева – образцы старых рельс).

Много старых документов, фотографий, различных предметов, связанных с историей “железки”:

Паровоз у 127

Комиссару – проход всюду!

Золотой и серебряный “Почетный железнодорожник”, “Ударник Сталинского призыва”, “Отличный движенец”:

Значительная часть экспозиции посвящена роли железнодорожного транспорта в Великой Отечественной войне:

Ну и какой же железнодорожный музей без моделей! Здесь их много, разных, больших и маленьких.ИС20:

Большая коллекция моделей вагонов и локомотивов находится на нижнем этаже:

Паровоз у 127

Паровоз у 127

Паровоз у 127

И еще много-много других.

Паровозы серии У (вики)Паровоз У127 (вики)Статья в Википедии о музее.

До наших дней дошел только один образец машин данной серии – «У-127». Он размещен в музее Московской железной дороги на Павелецком вокзале столицы и объявлен объектом культурного наследия федерального значения. Однако, не только этим знаменит «У-127». Его история очень интересна и до сих пор порождает вокруг себя множество легенд и будоражит умы теми совпадениями, которые произошли в жизни людей, так или иначе связанных с этой машиной.

Паровозы серии «У» для пассажирских поездов производились Путиловским заводом Санкт-Петербурга для Рязано-Уральской, а затем для Николаевской, Юго-Западной, Привислинской и Ташкентской дорог в период с 1906 по 1912 годы.

Первая машина данной серии была построена в конце 1906 года и в марте 1907 года отправлена на Рязано-Уральскую магистраль. Новые паровозы могли развивать скорость до 105 км/ч и имели четыре цилиндра. Цилиндры высокого давления располагались снаружи рамы и были связаны со средней движущей осью, а цилиндры низкого давления располагались внутри рамы и приводили в движение первую коленчатую ось. Внутренние колена первой движущей оси располагались противоположно наружным кривошипам, поэтому ходовая машина не требовала тяжелых противовесов.

У паровозов был очень спокойный ход при высоких скоростях. При этом, вредного влияния на слабый рельсовый путь обнаружено не было. В 1910 году были проведены опыты, которые показали, что паровоз серии «У» удовлетворительно работал при отсечках в цилиндрах высокого давления не более 0,3. При больших выпусках мощность паровоза оказалась недостаточной. При высокой нагрузке паровоз «бросал воду». Результаты опытов послужили поводом переделки конструкции паровоза и появления паровозов серии «Уу». Так, в конструкцию паровоза были внесены изменения: усилен котел, поставлен пароперегреватель, увеличен диаметр малых цилиндров. Всего за годы постройки было собрано 63 единицы паровозов серий «У» и «Уу».

Свою историю паровоз начал в 1910 году, когда из цехов Путиловского завода его отогнали на Ташкентскую железную дорогу для работы на пассажирских маршрутах. В 1917 году «У-127» по до конца не установленным причинам получил серьезные повреждения. По официальной версии он попал в зону боевых действий, проходивших тогда в северном Казахстане. Но так или иначе его отправили на ремонт в Москву. В пути машинисты, занимавшиеся перегонкой паровоза, заболели бушевавшим в те годы по всему миру смертельным гриппом «Испанка».

Паровоз у 127

Паровоз «У-127» — Черная вдова

По прибытию в Москву, паровоз временно поставили под забором депо Рязано-Уральской железной дороги, но буквально на следующую ночь в кабине поселились бродяги, которые залезли туда за ночлегом, но также заразились смертельной болезнью и умерли. Через еще несколько ночей ситуация повторилась и это сподвигло руководство провести полную дезинфекцию паровоза – кабину засыпали хлоркой, а все, что находилось в ней и не имело отношение к функционированию машины – сожгли.

Страшная история начала постепенно забываться. И вот в 1923 году на одном из коммунистических субботников работники депо приняли решение о восстановлении «У-127», в том числе, и наперекор дурной славе. Новая страна, воинствующий атеизм – о каких мистических совпадениях можно было думать? Паровоз довели до рабочего состояния, перекрасили в красный цвет, на тендер нанесли надпись «Беспартийные в ногу с коммунистами, смело вперед к светлому будущему! Выпущен из среднего ремонта БЕСПАРТИЙНЫМИ РАБОЧИМИ депо. К 6-летнему юбилею ячейки РКП ст. Москва Р.Ур.ж.д. 12 мая 1923 года».

В мае того же года на общем собрании коллектива при передаче отремонтированной машины в эксплуатацию старшим машинистом паровоза был назначен Владимир Ленин, а локомотиву присвоено название «Красный». Ленину в Кремль сообщили о его назначении официальным письмом. Как отреагировал вождь пролетариата на столь почетную миссию не известно, но мистические события вокруг паровоза продолжились. Так, ровно через восемь месяцев — 21 января 1924 года — в Горках после долгой болезни Владимир Ильич скончался. Спустя два дня в Москву его тело было доставлено в багажном вагоне №1691 на Павелецкий вокзал. Тянул траурный состав тот самый «У-127» под управлением машиниста депо Москва Матвея Лучина. После этого исторического рейса в кабине паровоза появилась мемориальная табличка и большой портрет Ленина в траурной рамке.

Затем локомотив перекрасили в обычный для железных дорог зеленый цвет и он под руководством Лучина стал «бегать» по стальным магистралям. Правда, трубы у него текли. Говорят, что скорее всего этот «бич» в паровозе был связан с большим котловым давлением в 14 атмосфер. Совпадения вновь забылись.

Но наступил 1937-й год. Машину сняли с эксплуатации и решили передать ее в музей. Реконструкцией внешнего облика паровоза по указанию тогдашнего наркома путей сообщения Алексея Бакулина занялся лично Матвей Лучин. Говорят, что он отбил с паровоза имперский герб и этого «У-127» ему не простил. Вскоре машинист был арестован и расстрелян. Чуть позднее расстреляли и наркома.

Паровоз же, вновь выкрашенный в красный цвет по старым фотографиям, превратился в памятник. Первый памятник-паровоз в стране. Его поставили в конце крайнего тупика депо Москва-Павелецкая и обнесли массивной цепью. Его круглосуточно охранял милиционер С началом Великой Отечественной войны, в октябре 1941 года «У-127» и багажный вагон №1691 тайно эвакуировали в Ульяновск и вернули на прежнее место лишь после ее окончания. Еще несколько лет паровоз простоял под открытым небом. Легенда гласит, что однажды во время сильной грозы, в его кабину спрятались от дождя несколько человек, которые ослепли после попадания в паровоз молнии.

На этом череда совпадений и мистических событий вокруг паровоза заканчивается. Многие специалисты говорят, что 99 процентов из тех слухов, которыми оброс «У-127» являются не более чем вымыслом. Но ведь вполне можно согласиться и с теми, кто уверяет, что такой ореол таинственности, который окружает легендарный паровоз, вряд ли можно найти вокруг какого-то другого образца железнодорожной техники.

22 января 1948 года, в день 78-летия Ленина, у Павелецкого вокзала был торжественно открыт музей-павильон «Траурный поезд В.И.Ленина», который серьезным образом был реконструирован и расширен в начале 80-х.

С распадом СССР, в 1991 году, над музеем нависла угроза исчезновения, однако он сохранился. В 2001 году павильон перешёл в собственность музея Московской железной дороги, а 5 августа 2011 года состоялось торжественное открытие отреставрированного здания, в котором отныне разместилась основная экспозиция музея столичной магистрали.

Поделиться ссылкой

БЕСПАРТИЙНЫЕ В НОГУ С КОММУНИСТАМИ, СМЕЛО ВПЕРЁД К СВЕТЛОМУ БУДУЩЕМУ!Выпущен из среднего ремонта БЕСПАРТИЙНЫМИ РАБОЧИМИ депо.К 6-летнему юбилею ячейки РКП ст. Москва Р.Ур.ж.д. 12 мая 1923 г.

Сухопарник паровоза. На табличке виден след от зубила

Как появился музей

В 1937 году поезд поддался реставрации, поскольку его состояние стало заметно ухудшаться. Сначала транспорт расположили около Павелецкого вокзала, но, несмотря на ранее проведённые реставрационные работы, паровоз постепенно стал приходить в негодность.Тогда решили создать специальный музейный павильон, где была бы представлена экспозиция. Так, в 1948 году, появился музей «Траурный поезд Ленина», и были созданы комфортные условия для размещения паровоза. Если бы не Вторая мировая война, возможно, он мог появиться и ранее.

В конце 1970-х годов была проведена повторное подновление поезда-катафалка. Основная идея заключалась в подготовке крупного и просторного помещения, где мог бы быть размещен состав. Было желание создать такие условия, при которых влияние негативных факторов, наподобие коррозии, будет уменьшено. Другая потребность – общее украшение музея, чтобы он выглядел солидно и изысканно. Это было сделано не только для улучшения общего дизайна и привлечения большего внимания жителей столицы к экспонату. Преследовалась и другая цель – подчеркнуть историческую важность паровоза.

Неудивительно, что во время второй реставрации, был использован достаточно дорогой и роскошный материал: тмрамор, лабрадорит и редкие виды гранита. Такая недешёвая отделка требовала значительных ресурсов, однако стоит вспомнить, что конец 1970-х годов – это период активной подготовки к Летним Олимпийским играм 1980, которые происходили в Москве. Следовательно, потребность в украшении города и отдельных его достопримечательностей была достаточно высока, и на это с бюджета выделяли соответствующие средства.

Радостное сообщение прозвучало в начале 1980 года. Центральная радиостанция поприветствовала всех трудящихся СССР с окончанием ремонта поезда, все работы были проведены в течение 1 года.

Состояние паровоза сейчас – более, чем удовлетворительное. Рядом с ним расположились занимательные экспозиции, в подробностях рассказывающие об истории железнодорожных пассажирских перевозок.

Мифы и легенды о паровозе

О паровозе У127 написано больше, чем о каком другом, но 99 % написанного — вздор

Фрагмент памятной надписи на тендере

История траурного поезда Ленина

Основное предназначение траурных поездов – это доставка умершего к месту захоронения. В прошлом такие транспортные средства применялись достаточно часто и были представлены во всём мире. В данном случае, речь идёт не столько о сложности конструкции поезда, сколько о его исторической ценности.

Отдельно следует сказать несколько слов о модели паровоза, принимавшем участие в доставке тела Ленина. Транспортировка покойного этим средством передвижения было выбрано неспроста – почетным машинистом паровоза был сам Владимир Ильич. От того, ещё в ленинскую эпоху паровоз назвали “Красным”.

У-127 был построен в далёком 1910 году. Использовались мощности Путиловского завода. Долгое время он работал в Ташкентской железнодорожной системе. Однако, в ходе гражданской войны,транспорт был серьезно поврежден и оказался вскоре в Москве. Видимо, его уже планировали разобрать на комплектующие детали, а затем утилизировать, но в скором времени от этой идеи отказались и в мае 1923 года паровоз восстановили.

У-127 изменил внешний облик – его окрасили в жгучий красный оттенок. На бортах тендера (грузового вагона, который является неотъемлемой частью паровоза) появились революционные надписи. А почетным машинистом паровоза выбрали самого Вождя.

Ключевое событие произошло в 1924 году – именно тогда, тело скончавшегося Ленина доставили паровозом до Павелецкого вокзала.

Ещё некоторое время (13 лет) паровоз служил для перевозки пассажиров по железной дороге СССР. Но в 1937 году, использование его по предназначению окончательно прекратилось. Учитывая предыдущую историю паровоза, был выбран оптимальный вариант – уберечь его как память для будущих поколений.

Отметим, что многие дореволюционные поезда не дожили до наших дней. Паровозу У-127 удалось это сделать, ввиду его исторической ценности и тщательно спланированным действиям по сохранению целостности траурного поезда. Когда СССР был охвачен Второй мировой войной, паровоз срочно расположили в Ульяновске. И только после победы над фашизмом вернули обратно в Москву.

В дальнейшем, был помещен в музее-павильоне “Траурный поезд Ленина”. Помимо самого паровоза У-127, рядом расположился вагон 1691. Именно в нём находилось тело вождя пролетариата во время его перевозки до Павелецкого вокзала в 1924 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *