Отличия скорого поезда от пассажирского

Отличия скорого поезда от пассажирского

Пассажирский поезд, ведомый электровозом ЧС4т, на фоне горы Шатрище (Воронежская область)

У этого термина существуют и другие значения, см. Поезд (значения).

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 июня 2020 года; проверки требуют 4 правки.

Скорый поезд — разновидность пассажирского поезда, следующего по маршруту с остановками только на крупных станциях. Скорые поезда существовали ещё в девятнадцатом веке, когда появлялись новые разновидности паровозов.

Отличия скорого поезда от пассажирского

Рекорды среди поездов

Крушение в Сан-Бернардино, ставшее результатом ошибки при расчёте поезда

Несамоходный подвижной состав

Основная статья: Вагон

Варианты компоновки поездов:1) Локомотив с группой вагонов2) Моторвагонный состав из моторных и прицепных вагонов3) Моторвагонный состав только из моторных вагонов4) Тяговый агрегат

Линейный двигатель (индуктор сверху)

Преобразователь ДК-604, устанавливаемый на электропоездах ЭР1 и ЭР2. Левая часть — электродвигатель, правая — электрический генератор

Для работы большинства из них (освещение, отопление, вентиляция, приготовление пищи в вагонах-ресторанах) используется электричество. Одним из её источников является система автономного электроснабжения, которая включает в себя электрический генератор и аккумуляторную батарею. Генератор постоянного тока приводится во вращение от оси колёсной пары через ременную либо карданную передачу. Напряжение на генераторе составляет 50 В, а его мощность — около 10 кВт.

Электровоз ВЛ10, модернизированный для вождения пассажирских поездов в зимний период — добавлен кабель высоковольтной цепи отопления.

Грузовой автомобиль ГАЗ-52, использующийся для доставки угля к пассажирским вагонам

Современные поезда могут иметь вес в тысячи, а то и в десятки тысяч тонн, которые передвигаются по рельсам со значительными скоростями, которая у высокоскоростных поездов может достигать свыше 300 км/ч. Как результат, поезд имеет колоссальную кинетическую энергию (достаточно вспомнить сюжет фильмов о неуправляемых поездах, например «Неуправляемый»), притом что он движется, как правило, на гладких металлических колёсах по гладким рельсам. И в этой ситуации эффективность тормозов имеет важное значение, ведь от них зависит, насколько длинным будет тормозной путь.

Вид на тормозные колодки и часть тормозной рычажной передачи

Тележка электропоезда Z 50000. Внизу расположен башмак магниторельсового тормоза

Прибытие поезда метро на станцию Невский проспект (Петербургский метрополитен). Характерный ниспадающий гул — пение тяговых электродвигателей, работающих в генераторном режиме

Следование в пригородном поезде (электропоезд ЭР2-1290) на участке Шувалово—Озерки—Удельная (Санкт-Петербург). Слышны сигналы «Отправление поезда» и «Оповестительный» (о приближении к пассажирским платформам и переезду).

Хвосты электропоездов TGV Atlantique и VB 2N (вокзал Монпарнас)

Приборы контроля и безопасности

Локомотивный светофор с указанием максимально допустимой скорости. Чикагский метрополитен

В кабине электропоезда ЭР2 (с № 1028). В дальнем углу виден КЛУБ−У, выше которого расположен экран САВПЭ. В красный цвет окрашен кран машиниста.

Определение, данное в словаре Брокгауза и Ефрона, уже оговаривает наличие в составе тяговых единиц:

Поезд — сцепленные вместе экипажи для следования по железной дороге. Обыкновенно П. составляется из ряда вагонов, ведомых помещённым в голове локомотивом.

По мере сокращения использования гужевого транспорта слово «поезд» постепенно утратило своё первоначальное значение («ряд повозок») и стало ассоциироваться исключительно с железной дорогой.

Наконец, Правила технической эксплуатации железных дорог дают аналогичное официальное определение слова «поезд», но со следующей оговоркой:

Локомотивы без вагонов, моторные вагоны, автомотрисы и дрезины несъёмного типа, отправляемые на перегон, рассматриваются как поезд.

Таким образом, в официальном понятии не каждый состав может называться поездом; в свою очередь, наличие вагонов не является обязательным условием для поезда.

Пассажирский поезд на паровой тяге

Термины, которые имеют в названии слово или корень «Поезд», но не попадающие под современное определение поезда:

Скорый поезд как правило развивает такую же техническую скорость, что и обычный пассажирский поезд, но его маршрутная скорость движения выше (согласно нормативу, утверждённому приказом Минтранса России № 99 от 18.07.2007, она должна составлять от 50 до 91 км/ч). Более высокая маршрутная скорость достигается за счёт меньшего количества и продолжительности остановок, чем у пассажирского поезда. Кроме того, в ряде случаев у скорого поезда в расписание заложено меньшее перегонное время хода, т.е. бо́льшая техническая скорость.

Тариф на проезд в скором и пассажирском поездах рассчитываются по разным графам прейскуранта. Тариф на проезд в скором поезде выше, чем в пассажирском, примерно на 10-15 %. Скорый поезд останавливается как правило только в крупных городах, на узловых станциях, станциях смены локомотива и (или) локомотивных бригад.

Конструктивно, а также по уровню комфорта вагоны скорого поезда не отличаются от вагонов пассажирского. Продольная качка более мягкая и удобная для спящих пассажиров и напоминает укачивание ребёнка. Радиоэфир разнообразится: в эфире передаются Русское радио и многие другие радиостанции, а также поездное радио, в эфире, которого звучит музыка, проверенная временем, а также правила пользования поездом. Песни иногда прерываются объявлением машиниста.

Появление пассажирских поездов

Организация движения поездов на вокзале Амстердама в 1949 году

Вагон метро (Парижский метрополитен). Вверху можно увидеть номер маршрута состава — 813

Пример графика движения поездов

В кабине вагона метро «НеВа» (Петербургский метрополитен)

Семафоры в Люксембурге, находящиеся в закрытом положении

Пост поездного диспетчера в здании вокзала Билефельд

Первый поезд. В голове — паровоз «Locomotion»

Паровоз типа 2-2-0 «Американец» — основной пассажирский локомотив на рубеже XIX—XX веков (на фото — русский П)

Начинает формироваться организация движения поездов, в том числе помимо графика движения вводится и сигнализация, когда поезда начинают разграничивать в пространстве, а сами локомотивы оборудуются сигналами для предупреждения о приближении. Во второй половине столетия начинается улучшение уже самого подвижного состава, в том числе паровозы становятся сильнее, что позволяет повышать вес и скорость поездов, а у вагонов начинают применяться металлические рамы, вместо деревянных. Помимо этого, создаются и начинают внедряться пневматические тормоза, что дополнительно повышает безопасность движения, а также появляются первые локомотивные скоростемеры, имеющие возможность регистрировать параметры движения. В США и России строятся крупнейшие железнодорожные магистрали в мире — соответственно Американская трансконтинентальная и Транссибирская железные дороги. К концу столетия в США началось внедрение автосцепки, допускающей более высокие тяговые усилия, а потому не ограничивающей дальнейший рост веса поездов. На российских железных дорогах автосцепку стали массово применять с 1930-х годов.

К началу 1960-х годов паровозы были вытеснены другими локомотивами (на фото — тепловоз )

В первой четверти XX века конструкция подвижного состава продолжает улучшаться, в том числе на грузонапряжённых направлениях начинают работать локомотивы с пятью и большим число движущих осей, а в 1920-х годах промышленность осваивает выпуск четырёхосных вагонов, имеющих более высокую грузоподъёмность. Но на железных дорогах помимо паровой тяги начинает постепенно набирать популярность и электрическая, особенно в городском транспорте, а в 1924 году русские инженеры проводят испытания первых в мире магистральных тепловозов. К середине XX века конструкция новых локомотивов продолжала развиваться, тогда как конструкция паровозов достигла своей кульминации в виде выпущенных в начале 1940-х годов настоящих гигантов — Union Pacific Big Boy, весом более пяти сотен тонн. Но к тому времени уже было очевидно, что конструкция паровозов устарела, поэтому с 1950-х годов в ряде стран их выпуск прекращают, начав таким образом массовый переход на тепловозную и электровозную тягу, что даёт значительный рост к весу и скоростям поездов.

Грузовой ускоренный контейнерный поезд, ведомый электровозом ВЛ85, следует вдоль Байкала

По характеру груза

По скоростям движения

Высокоскоростной электропоезд серии 0 сети Синкансэн

По дальности следования

Пригородный поезд, ведомый тепловозом 2ТЭ10У (одна секция)

По регулярности обращения

Соединённый поезд с толкачом

По характеру службы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *