Для работы проектов iXBT.com нужны файлы cookie и сервисы аналитики.
Продолжая посещать сайты проектов вы соглашаетесь с нашей
Политикой в отношении файлов cookie
Если где-то есть локальная платежная система, значит ее надо как-то продвигать – поскольку глобальным она по-определению проигрывает хотя бы из-за локальности. Не обязательно это заметно с практической точки зрения – и во времена оны на трансграничные операции в России приходилось всего 3% карточных транзакций (и это еще много на фоне других стран – причем сейчас уже тоже меньше стало по самым разным причинам), но для потребителя возможность пользоваться картой везде, а не только в отдельной местности всегда кажется привлекательной – вне зависимости от того, будет он ей на деле пользоваться или нет. А лучший способ продвижения – разные скидки и бонусы. Особенно в популярных местах – например, городском транспорте. Тем более в данном случае у «локальщиков» всегда есть преимущество в возможности договориться с транспортными компаниями. Да и вообще – не секрет, что таковой практически везде в той или иной степени дотируется, так что зависимость стоимости проезда от способа оплаты только на дотации и влияет. А если они из того же кармана, что затраты на продвижение – так все становится еще более простым.
В России это все применимо к картам «Мир» — по которым регулярно проходят разнообразные акции в разных регионах Федерации. Например, с 1 июня до 30 сентября действуют скидки 4-6 рублей в автобусах Анапы, Геленджика, Новороссийска и Сочи, а в Самарской области можно отбить до 10% (но не более 20 рублей) от билета на электричку.
Но самые масштабные акции – естественно, с московским метрополитеном. Их было уже три – с завтрашнего дня и до конца года будет действовать четвертая. Условия – аналогичные первым трем: оплата поездки банковской картой на турникете стоит 46 рублей против 42 рублей по кошельку «Тройки», но если это карта «Мир» — то потом обратно возвращается 10 рублей, а если телефон с платежным приложением, к которому привязана карта «Мир» — то все 20 рублей. Итого в лучшем случае стоимость проезда составит 26 рублей – явно дешевле, чем 42 рубля с кошелька. Билет на 60 поездок (которые нужно выездить за 45 суток с момента покупки) ныне стоит 2070 рублей, т.е. каждая обходится в 34,5 рубля – «Мир» в телефоне явно интереснее, да и «физический» лишь немного проигрывает по деньгам, но может оказаться удобнее (особенно при нерегулярных поездках)
Но есть и старые нюансы – из-за которых четвертая программа подходит далеко не для всех, равно как и первые три. Основной камень преткновения – наземный транспорт. В котором акции нет, во-первых. А во-вторых, при оплате банковскими картами нет и тарифа «90 минут» — который есть на «Тройке». Я, например, еду от дома до офиса на автобусе, потом на метро, потом еще на одном автобусе – и отдаю за весь маршрут 65 рублей. Здесь же получится 46+26+46=118 рублей. Никакого смысла, короче. И 72 рубля за однократную пересадку НОТ-метро это лучше, чем 92 без акции – но хуже, чем те же 65 по «Тройке». Так что если вы пользуетесь наземным транспортом, то поводов изменять «Тройке» нет никаких.
В общем, подведем итоги. Однозначный плюс – «простая» поездка на метро, МЦК или МЦД должна обойтись дешевле, чем по «Тройке». В идеале – даже дешевле, чем с билетом на 60 поездок. Минус – точно не подходит для наземного транспорта при любом его участие в поездке. Потенциально опасные места – пересадки между метро, МЦК и МЦД. В общем-то, и само по себе МЦД – поскольку ранее не тестировалось. Равно как и Apple Pay – с которым карты «Мир» вообще начали работать совсем недавно. Так что, если вы попадаете в одну из групп риска – возможно, лучше не спешить. Дав возможность оттоптаться по потенциальным граблям другим согражданам. Акция будет действовать целый квартал – так что сэкономить еще успеете. Но если хочется поработать первым тестером, а потом со всеми поделиться впечатлениями – то кто ж мешать-то будет. Тем более, и «потери» возможные тут невелики. Если же нужно просто проехать на метро или на МЦК без пересадок – то тут все проверено и отлажено ранее. Противопоказаний нет.
А вот у платежных систем немного другое положение – им как раз свои услуги нужно продвигать. Особенно на конкурентном рынке. Особенно тем, кто на нем занимает не лидирующие позиции, скажем так. В наших условиях в этом положении с 2014 по начало 2022 года находились карты «Мир» — которые первое время были вообще непонятно зачем нужны широким массам трудящихся. Сейчас ситуация немного изменилась, но и то – инертность пользователей такова, что многие до сих пор продолжают пользоваться условно ушедшими Visa и Mastercard. Что, в общем-то, проблемы вызывает разве что у любителей оплаты телефонами и прочими гаджетами, но на эти методы в пике приходилось порядка 20% транзакций – сравнительно с другими странами довольно много, но платящих «просто картой» все равно было в разы больше. И сейчас они никаких изменений не заметили, так что заставить это самое большинство мигрировать на «Мир» все равно будет не слишком просто. Раньше – тем более сложно было.
Что касается Москвы, то самая серьезная акция такого рода прошла в конце прошлого года. Она уже не ограничивалась только метро и МЦК – распространили и на первые два диаметра МЦД. Суть – простая: оплата поездки банковской картой на турникете стоила тогда 46 рублей против 42 рублей по кошельку «Тройки», но если это карта «Мир» — то потом обратно возвращалось 10 рублей, а если телефон с платежным приложением, к которому привязана карта «Мир» — то все 20 рублей. Итого в лучшем случае стоимость проезда составляла 26 рублей – явно дешевле, чем 42 рубля с кошелька. Билет на 60 поездок (которые нужно выездить за 45 суток с момента покупки) стоил 2070 рублей, т.е. каждая обходилась в 34,5 рубля – «Мир» в телефоне был явно интереснее, да и «физический» лишь немного проигрывал по деньгам, но мог оказаться удобнее (особенно при нерегулярных поездках).
По-видимому, в НСПК выводы сделали, так что, не дожидаясь окончания старой акции запустили новую – рассчитанную на совсем другую целевую аудиторию. Впервые кэшбек предлагается не за оплату разовых поездок, а за покупку абонементов. Правда всего одного – самого жирного: «Единого» на год. В особых представлениях, думаю, он не нуждается – фактически обязательный спутник регулярного пользователя общественным транспортом, благо фактически он и самый дешевый: заплатил свои 19500 или 24450 рублей (в зависимости от того, нужна пригородная зона МЦД или нет) и всё. Катайся на здоровье. Не задумываясь о маршрутах, лимитах времени, пересадках и всем прочем. Да и о цене – те же 20 тысяч за год уйдут по разовым билетам даже если ездить только по маршруту «дом-работы», причем обходясь всего одним видом транспорта. Любое отступление от этой схемы – еще дороже.
И вот 2/3 этого подорожания нам сегодня «НСПК» предлагает отыграть обратно. Суть акции проста – покупаешь билет практически где угодно (хоть в кассах, хоть в приложении) и получаешь обратно 10% его стоимости. Если, конечно, покупаешь по карте «Мир» — и получаешь не более 2500 рублей на одну карту в рамках акции. Но «пригородная» версия проездного стоит как раз 24450, так что тоже вписывается, а вот два билета уже не купишь. Если нужно больше билетов, то нужно и больше карт. Не больше трех на одного участника программы лояльности, впрочем, однако это тоже для использования по-назначению не ограничение. И оптимально, если и по карте за такие операции свой кэшбек будет – вот, например, нынешняя программа ВТБ подходит хорошо, поскольку еще 2% фантиками добавит. Причем от полной стоимости билета, равно как и 10% от нее же – это разные программы кэшбека, а не скидки перед оплатой. Если же найти что-нибудь с 5% за оплату транспорта, то можно будет проездить год по тарифам 2013 года. Или, даже, немного дешевле– поскольку ПСБ по карте «Двойной кэшбек» может за оплату общественного транспорта откатить и 10% (правда лимит кэшбека по ней 2000 баллов в месяц, так что одна такая покупка его в итоге весь и выжрет, но это не самое страшное в жизни), что полностью скомпенсирует подорожание за несколько лет и чуть больше того.
Остаются только возможные риски. Точнее, один – что билет купишь, а «выездить» по тем или иным причинам не получится. Но тут уже только самому все рассчитывать и учитывать – общих рецептов нет. А вот потерять билет уже можно и не бояться – с 17 ноября 2020 года появилась возможность привязывать «Тройку» к личному кабинету программы «Метро Москвы», а потом при необходимости переносить данные с нее на новую карту. Правда голова тогда у многих другим была занята, так что заметили новую возможность разве что разные борцуны за приватность и прочую метафизику. Но тут, опять же, вопрос короткий: любишь анонимность – не теряй, боишься потерять – приспосабливайся к методам решения проблемы. В конце концов без привязки и бесплатные пересадки в наземке не работают, но и это все как-то переварили.
Хотя спешить, разумеется, в любом случае не стоит – так что хорошо, что на подумать есть целых пол-года. А тем, кто безлимитными проездными уже пользуется, это тем более хорошо. Поскольку тарифы в Москве обычно повышаются со 2 января, то и проездной на год все бывалые покупают в декабре. Своеобразная отсрочка повышения, которую, повторюсь, последние несколько лет смазывали разве что тем, что как раз годовые обычно не дорожали (ну и таки кого это может расстроить, шо б ви так жили?). Так что со сроками всем угодили: хуже было бы, длись акция всего три летних месяца – когда на нее спрос минимальный. И, по крайней мере, что-то новенькое – вместо уже слишком привычных скидок за разовые поездки. Тем более, сильно подусохших в последней инкарнации. Но чего не хватает – естественно расширения акции и на другие абонементы: 1, 3, 30 и 90 дней. Первые так и вовсе при такой скидке вернулись бы ровно к состоянию прошлого года (кросивое). С другой стороны понятно, что задачи устраивать аттракцион неслыханной щедрости у «НСПК» не было, так что выбор «старшего» варианта для первой пробы с т.з. компании оптимальный. А что будет в будущем – будущее и покажет.
Маленький бонус для любителей истории — достаточно редкий бесплатный билет на пол-года. Еще до всяких персонификаций — чем и был особенно ценен в хозяйстве 😉
Середина года, как и следовало ожидать принесла
нам пару интересных транспортных акций по картам «Мир». Одна – что-то новенькое
на уже привычном полигоне, а именно в московском метро. Я уже не ожидал тут
чего-то оригинального – но, честно говоря, в хорошем смысле слова удивили.
Однако эту тему мы отложим на следующий раз – мне еще нужно кое-что проверить в
реализации. Что же касается второй акции, то она тоже затрагивает Москву. Но и
Московскую область – тоже. А также Брянскую, Владимирскую, Калужскую, Курскую
Рязанскую, Смоленскую, Тверскую и Тульскую области. В общем, это как бы не
самая глобальная акция на транспорте в истории программы «Привет, Мир!»
Сама же сущность акции проста и незамысловата – в
период с 15 июня по 15 октября оплати билет картой «Мир» и получи 10% кэшбека. В
тот же день – даже не дожидаясь полного проведения операции (что компания
проговаривает в явной форме). Причем акция явно нацелена на любителей
современных технологий и отучает граждан от очередей в кассу – последние в ней
не учувствуют. Вот билетный автомат или приложение на телефоне – пожалуйста.
Просто, красиво, выгодно – целых 10%, что может быть просуммировано с кэшбеком
от банка. Но на самом деле не все так просто – что придется учитывать.
Эти самые 10% в чистом виде будут получаться
только тогда, когда покупается один недорогой билет. Потому что есть предельные
лимиты – при сумме чека менее 1200 рублей выплачивается не более 20 рублей, а
при большей – не более 100 рублей. Но на разовых поездках много и не «заработаешь»,
а вот что-то более сложное мгновенно упрется в лимиты. Например, билет на 20
поездок по маршруту Апрелевка-Внуково (не абстрактный – у меня так жена иногда
на работу ездит :)) стоит 990 рублей – и с этого вернут всего 20, так что задекларированные
10% превратятся в 2% с небольшим. Можно, конечно, купить два билета по 10
поездок – но это два раза покупать (что менее удобно), да и все равно дожмем
лишь до 4%. Так что единственный способ получать по-максимуму – покупать билеты
поштучно. Казалось бы. Но нет – 20 билетов по 54 рубля это 1080 рублей, вернется
108 рублей, т.е. все затраты составят 972 рубля, а билет на 20 поездок стоит
990. Минус 20 рублей скидки – опачки! – 970.
В общем, при регулярном использовании систему все
равно не обманешь. Если пользоваться разовыми билетами. С проездными чуть
интереснее, но это гарантировано не 10% – поскольку они все вылазят за нижний
лимит. И совсем обидно, когда немного не достигают верхнего: на моем направлении
это, например билет выходного дня от вокзала до Лесного городка, Кокошкина или
Санина. Места дачные, так что такие абонементы летом очень востребованы – и стоят
1125 рублей в месяц: значит 20 рублей кэшбека. А вот если купить абонемент до
Крекшина, то будет уже 100 рублей кэшбека (аж в пять раз больше!), но билет-то стоит 1325, так что никакого смысла.
Короче, и тут систему не обманешь. Поэтому проще
считать, что обычная разовая поездка даст 10-20 рублей, а абонемент – либо 20, либо (чаще) 100 рублей. Тоже деньги, конечно, но не 10% от потраченного. И вообще лимиты на мой взгляд
плохо продуманы в плане сочетания с нынешними тарифами. Поскольку мне в итоге от
Апрелевки что в Москву, что на дачу выгоднее покупать два отдельных билета, а
не один «туда-обратно». Одиночный в лимит помещается (135 или 164,6 рублей
соответственно), а «двойной» дополнительной скидки не дает, да еще и кэшбек по
максимуму не получишь. В автомат, естественно, два раза бегать дурных нет – так
что это можно, разве что, считать, методом популяризации мобильного приложения.
Либо я слишком хорошо думаю о разработчиках 🙂
Поскольку по-хорошему надо для начала приложения
доработать – а потом уже граждан привлекать. Самая популярная претензия к
родному приложению ЦППК – данные банковской карты не сохраняются, так что их
каждый раз нужно вводить заново. А самое смешное, что разработчик-то в курсе –
только вот пока ограничивается предупреждением, а не проблему решает. И когда
займется делом – даже прогнозов нет.
Ладно – мне вот, в принципе, до вокзала уже не обязательно.
Построили станцию Аминьевская с пересадкой на большое кольцо, проезд до нее
стоит 81 рубль (намного дешевле, чем до Киевского вокзала), «туда-обратно»,
соответственно, 162 рубля – с комфортом покупается в приложении или автомате и с максимальным
кэшбеком. Есть повод для радости. И для той самой конспирологии – тоже. Поскольку
транспортная система в Москве постоянно развивается – и получаются не только
такие вот подарки. Аминьевскую, к примеру, построили в рамках проекта МЦД, а
первые два диаметра уже запущены и без строительства. И на них покупать отдельный билет
на электричку часто нет смысла – лучше «Тройкой» платить. Поскольку, например,
билет от Одинцова до Славянского бульвара стоит 27 рублей, но не дает
бесплатную пересадку на метро – так что дальше уже ехать за отдельные деньги
(если нужно в метро). А по «Тройке» 56 рублей – зато дальше хоть в Некрасовку уезжай
без доплаты. И со станциями, выходящими за формальные границы МЦД аналогично:
от Жаворонков до того же Славянского бульвара 81 рубль, но и все – либо 110 рублей
по «Тройке» и дальше бесплатно на метро. Причем эти же 110 рублей будут и до
Белорусского вокзала (против «одноразового беспересадочного» билета за 135 рублей),
Тимирязевской (а сюда билет ЦППК стоит вообще 189 рублей) – да хоть до Лобни,
но уже вместо 270 рублей. На втором диаметре ситуация аналогичная. Так что в
этой системе по билетам ЦППК ездить можно – но только если требуется ехать на
небольшое расстояние и больше ни на какой транспорт не пересаживаться. Большинству
пассажиров нужно несколько другое. Большинству регулярных пассажиров – тем более:
доплата за пригородную зону по безлимитным проездным не превышает 500 рублей в
месяц, а на электричке при нынешних тарифах можно столько и за неделю иногда
проездить.
В общем, пассажирам линий Одинцово-Лобня и
Нахабино-Подольск в основной массе акция будет не интересна, хотя они и могут
ей воспользоваться. А живущие на Ленинградском направлении – и воспользоваться
не могут. Поскольку обслуживает его не ЦППК, а МТППК – со своей билетной
системой и в данной акции вообще не участвующая. О чем придется помнить. Хотя,
честно говоря, устраивай этот аттракцион я, так постарался бы согласовать
действия обоих перевозчиков. Раз не могут изначально договориться, то это
должна была как-то сделать НСПК. Поскольку ей же в итоге шишки могут достаться –
ну неочевидна для многих москвичей и гостей столицы разница между московскими
же электричками разных направлений. Которая исторически проистекает из того,
что то самое Ленинградское направление – изначально не Московская, а
Октябрьская железная дорога со штаб-квартирой аж в Питере, но в такие детали
пассажир вдаваться не обязан. Порядок тут наводить нужно. Тем более, хотя бы, при
проведении акций. Кстати, в приложении «РЖД – Пассажирам» билет можно купить на
электричку любого направления. И кэшбек получить согласно условиям акции – но только
на маршрутах, обслуживаемых ЦППК. А в Зеленоград какой – можно там же, но уже
без кэшбека.
Что в итоге? Без бардака как водится не обошлось. И
то, что бардак этот унаследованный, а не относящийся к акции, не сказать, что совсем
успокаивает. Навести порядок с направлениями и операторами давно нужно было,
однако очень похоже, что дождемся мы этого в более-менее вменяемом виде не раньше,
чем будет запущен третий диаметр – и на Ленинградское направление придет «Тройка».
Но этот будет еще не скоро – и акции там будут другие. Что же касается текущей,
то мне не очень понравился мухлеж с размером кэшбека. Даже декларируемым: пусть
есть лимиты, но ведь 100 рублей от 1200 рублей — это тоже явно не 10%. Могли бы
для порядка хотя бы 120 прописать – пустячок, но более правильный. И плохо, что
привязка идет на самом деле не к стоимости билета, а к размеру чека, хотя это и
проговаривается явно, а не где-то мелким шрифтом, но потенциальный размер
кэшбека уменьшает. С другой стороны, если не требовать от бесплатного сыра
слишком многого, то нормально. Каких-то специальных телодвижений совершать не
требуется – просто купить билет привычным способом (если это, конечно, не живой
кассир). Просто оплатить его не наличными или всякими Visa/MasterCard, а картой «Мир». И просто получить десяток-другой (а то и целую сотню –
при покупке проездного) рублей обратно. В целом – нормально. Но могло быть
лучше.