Плацкартный вагон в России и странах СНГ отличается особым расположением мест и является наиболее распространенным видом железнодорожного транспорта из-за относительно низкой цены на билеты. Состоит он из 9 открытых купе, между которыми находится общий коридор. В этом отличие от купейного вагона, где боксы изолированы.
За счет использования боковых мест в него помещается больше пассажиров.
Схема расположения мест плацкартного вагона
9 купе плацкартного вагона всего включают в себя 54 спальных места. Каждый отсек состоит из 4 купейных (2 нижних и 2 верхних) и двух боковых, нумерация идет по часовой стрелке, начиная от расположения проводника. Нумерация боковых идет в обратном направлении. Соответственно, места с 1 по 36 находятся в четырехместных отсеках, а места с 37 по 54 – боковые.
Снизу расположены все четные номера, сверху – нечетные.
Места в вагоне плацкарт: расположение мест для пассажиров с нумерацией
В начале и конце вагона имеются два тамбура: рабочий, через который происходит посадка, и нерабочий. В рабочем в косом коридоре расположены купе проводника, первый туалет, титан с кипятком для нужд пассажиров. Второй туалет и ящик для сбора мусора находятся в другом конце вагона. Курение в любых местах, в том числе и в тамбуре, запрещено.
Между нижними полками в большом отсеке есть удобные столы. На боковых местах он также присутствует снизу, между сиденьями для двух пассажиров, которые раскладываются в нижнее спальное место. В плацкарте достаточно места для багажа, есть 3 отделения под нижними местами и 3 верхних полки для хранения постельных принадлежностей, а также крупных сумок и чемоданов.
Иногда места, находящиеся рядом с местом проводника (1–4, 53, 54) могут использоваться для хранения одеял и других вещей. В этом случае билеты на них не продаются.
Размеры мест
Места в вагоне плацкарт, расположение в отсеке, все расстояния и размеры разработаны согласно санитарным нормам, установленным законодательством. Правила гарантируют безопасность, комфорт и отсутствие негативных последствий для здоровья граждан. Каждая новая модель вагонов или нововведения в старой должны быть одобрены санитарной службой до их производства и эксплуатации.
Открытое пространство плацкартного вагона относится к 3 классу обслуживания на железной дороге. Размеры мест и расстояния могут немного отличаться в вагонах разных лет постройки, в СССР и России. Ширина полок купейной части вагона составляет 58–60 см, их длина – около 166 см, но не более 170.
Купейные места разделяет расстояние в 60 см. Боковые полки более длинные: 175 см нижняя и 172 см верхняя. Ширина нижней боковой составляет 55 см, верхней – 52 см. Расстояние от пола до нижней полки равняется 34 см, между верхней и нижней – 92 см.
От размера вагона и мест напрямую зависят размеры багажных отделений, которые требуется пассажирам с большим количеством сумок, чемоданов и ящиков. Высота, на которой находится верхняя третья полка – 2 м, большинство людей среднего роста могут без проблем дотянуться туда.
От этого места до потолка целых 53 см, которые позволяют поставить крупные спортивные сумки и чемоданы. Длина этой полки может быть различной в вагонах разной конструкции и года изготовления. Нижнее багажное отделение (рундук) в вагонах СССР было более вместительным и закрытым полкой полностью.
Его размеры были 128 см в длину, 50 см в ширину и 47 см в высоту.
В последние годы в связи с усилением борьбы с терроризмом их стали делать открытыми, чтобы иметь возможность быстро проверять багаж пассажиров в случае необходимости. Размеры рундука из-за этого уменьшились и теперь составляют 90 см в длину, 45 см в ширину и 35 см в высоту.
Нестандартное расположение
Места в вагоне плацкарт, расположение и их нумерация ничем не отличаются в любых поездах РФ. Такие составы созданы по типовому проекту и полностью одинаковы на любом маршруте, незначительно отличаясь иногда лишь размерами мест. Даже в фирменном поезде, который отличается повышенным комфортом и удобством, полки в плацкарте выглядят точно так же.
Размещение розеток
В фирменных поездах и современных вагонах, розетки в плацкарте присутствуют в каждом купе для удобства всех пассажиров. Однако в составах времен СССР розетки не были рассчитаны для зарядки телефонов и планшетов и проектировались для использования электробритв. Поэтому в таких плацкартах нужно использовать находящиеся рядом с туалетами и купе проводника.
Также в любом поезде розетки присутствуют около 7 и 29 места, во 2 и 8 четырехместном купе.
Расположение аварийных выходов
Места в вагоне плацкарт, расположение этих мест и техника безопасности, конечно же, предусматривают наличие аварийных выходов в случае чрезвычайных ситуаций. Их роль выполняют обычные окна, в которых, однако, отсутствует возможность открытия во время поездки.
Такие закрытые окна расположены в 3 и 6 отсеках, к ним относятся места 9–12, 21–24, 43, 44, 49, 50. Обычные окна разделены перегородкой, которая делит верхнюю и нижнюю часть, а в аварийном окне такого нет, и они кажутся больше, обзор через них лучше. В случае необходимости их разбивают специальным молотком, который висит на стене рядом вместе с инструкцией.
Если в вагоне возникает опасная ситуация, руководство эвакуацией всегда осуществляет проводник и другие работники поезда. Все пассажиры должны выполнять их указания, так как сотрудники РЖД имеют четкие правила поведения в том или ином случае.
Обычно проводник после экстренной остановки делает объявление о том, что случилось в поезде, и заявляет о начале эвакуации через аварийные выходы и двери.
Не следует тратить время на сбор вещей, потому что их либо вынесут уже после устранения опасности, либо, в случае порчи имущества, стоимость будет возмещена. Необходимо спокойно проследовать к выходам, не создавая паники и заторов, помогая по возможности больным и пожилым людям, беременным женщинам.
Как выбрать самое удобное место в вагоне
В плацкартном вагоне очень разнообразное расположение мест, и выбор среди них будет субъективным, потому что каждый человек сам решает, какие удобства для него важнее, а какими можно пренебречь. Существуют места, признанные самыми неудобными.
https://youtube.com/watch?v=AXCATceDpOg%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Номера мест, которых лучше избегать:
Номера 33–38. Они находятся в самом дальнем углу вагона, за ними тамбур с туалетом. Здесь пассажирам будут мешать постоянное хождение туда и обратно, хлопанье дверью, может возникнуть неприятный запах. Наиболее некомфортно будет на боковых полках, а также на 35 и 36 месте, так как санузел находится прямо за стеной.
К тому же: есть перегородка, мешающая вытянуть ноги (место будет еще короче), отсутствует поручень для того, чтобы забраться наверх.
Номера 1–4, 53, 54. Эти места, несмотря на близость проводника, титана и удачное расположение туалета, неудобны во время длительных поездок с большим количеством остановок. В ночное время посадка пассажиров на каждой станции, хлопанье дверей будут мешать нормальному сну.
В холодное время года в этом конце вагона неуютно из-за открытия дверей на стоянках поезда.
Номера 9–12, 21–24, 43, 44, 49, 50. Это места рядом с аварийными выходами, и в теплое время года там может быть душно и жарко из-за невозможности открыть окно. Однако это относится лишь к старым вагонам времен СССР, а в фирменных и новых составах система вентиляции и кондиционеры должны обеспечить комфортную поездку.
В холодное время года эти места по удобству ничем не отличаются от других или даже могут быть теплее.
Советы для тех, кто собирается совершить поездку в плацкартном вагоне:
https://youtube.com/watch?v=KZaIU4HVH-E%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
К боковым местам, благодаря которым у плацкартного вагона такая высокая вместимость и которые зачастую дешевле, пассажиры относятся по-разному, но у них есть как плюсы, так и минусы.
Также пассажиру при покупке билета приходится выбирать между нижней и верхней полкой.
И если нижняя будет удобна практически в любом случае, то верхняя имеет ряд недостатков:
Как и в случае с боковыми местами, для некоторых пассажиров такие полки даже удобнее. Если поездка короткая либо проходит ночью, выбор верхней полки никак не повлияет на комфорт пассажира. К тому же в холодное время года наверху скапливается теплый воздух, поэтому там комфортнее.
Если все же возник конфликт из-за места за столом, стоит учитывать, что в правилах перевозок нет пункта о том, что пассажиры снизу обязаны уступать стол. В крайнем случае можно обратиться за помощью к проводнику, который отвечает за порядок и удобство людей в своем вагоне.
Места около аварийных выходов с одной стороны, могут быть душными в летнее время в старых вагонах, с другой стороны, в случае непредвиденной ситуации, эти пассажиры самыми первыми покинут поезд. Это обеспечивает повышенную безопасность тем, кому это важно.
Для пассажиров, переживающих за сохранность ценных вещей, лучшими местами будут верхние, так как будет возможность убрать сумки, а расположение купейное, ведь в проходе постоянно ходят незнакомые люди. Но и на нижних местах в закрытом рундуке держать багаж будет вполне надежно.
Самые теплые места в вагоне находятся в середине, сюда меньше всего проникает холодного воздуха во время остановок. Также здесь нет активного движения пассажиров в стороны туалетов, в сравнении с концами вагона.
Недалеко от проводника, во второй или третьей секции (места 6–11, 49–52) будет удобно тем, кто хочет иметь возможность быстро заказать чай и кофе, еду из вагона-ресторана или пользоваться титаном, чтобы не приходилось носить кипяток очень далеко. При всех возникающих вопросах и трудностях сотрудник поезда будет недалеко и сразу поможет. Туалет также будет рядом.
В предпоследней секции (места 29–31, 39, 40) достаточно удобно потому, что туалет недалеко, но неприятные запахи не чувствуются.
Молодым людям и другим путешественникам, активно пользующимися телефонами, планшетами и ноутбуками, в вагонах старого образца лучше выбирать места 5–8, 29–31, 39, 40, 51, 52, рядом с которыми расположены розетки. В противном случае придется носить устройства для зарядки к этим местам или заряжать их рядом с купе проводника.
Расположение мест для пассажиров, покупающих билет в плацкартный вагон, очень важно, ведь именно от этого, во многом, зависит удобство и впечатление от поездки. Лучшие места занимаются в первую очередь, поэтому нужно понимать кому и по какой причине подойдет то или иное место.
Полезный видео-ролик о плацкарте
Обзор нового плацкарта, которым планируется заменить старые вагоны:
https://youtube.com/watch?v=TQxhYaUHl8E%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Железнодорожный транспорт во многих ситуациях является единственным доступным способом пассажирского сообщения. В этом случае оптимальным выборам при путешествиях на дальние расстояния является купейный вагон. Изучив схему с расположением мест можно без затруднений выбрать удобный вариант для поездки.
Чем отличается плацкарт от купе?
Первые модификации плацкартных вагонов производились в дореволюционной России. Открытые «жесткие» вагоны III класса имели длину 14 и 18 м. Оснащались они 4 поперечными и 2 продольными деревянными полками для отдыха без покрытия. В 1946 году был впервые выпущен плацкартный вагон, наружный корпус которого был выполнен из металла.
Внутренняя компоновка не подверглась значительным изменениям. Дорабатывалась техническая часть и оптимизировалось внутреннее пространство. Сегодня плацкарт модификации ЦМВО-66 является производимой в России копией вагона разработки 60-х г. Жилой отсек модели рассчитан на 6 человек.
Четыре спальных места в 2 яруса расположены перпендикулярно коридору вагона, а 2 – параллельно у противоположного окна. Каждая из зон оснащена раскладным столиком, багажными полками и отсеками. Спальные места покрыты слоем ППУ. Длина полки составляет 170 см, а ширина – 58 см.
Плацкарт спроектирован как вагон открытого типа. Это означает, что между жилой зоной и коридором отсутствуют перегородка. Стандартная высота такого жилого отсека сопоставима с расстоянием от пола до потолка в советской квартире. Ширина 1 жилой зоны равна 200 см.
Основным отличием купейного вагона от плацкарта, при одинаковых значениях внешних параметров, является наличие перегородки. Она отделяет пространство жилой зоны от общего коридора. Также в купе увеличена длина спального места. По этой причине 1 отсек в данном вагоне способен вместить 4 человека (отсутствуют боковые места).
Благодаря подобной компоновке производителям удалось достичь более высокого уровня комфорта и обеспечить возможность разделения жилой площади вагона на отдельные зоны по половому или иному признаку.
Достоинства и недостатки купе
Купейные вагоны обладают рядом преимуществ перед плацкартными. Однако при выборе билета следует учитывать и отрицательные стороны данного типа пассажира-мест.
Правила выбора места в купейном вагоне
При выборе места в купе следует придерживаться следующих правил:
Купейный вагон (схема с номерами мест, перечень дополнительного оснащения и его месторасположение представлены далее в статье) изнутри оборудован для комфортного размещения пассажиров, их багажа, удовлетворения санитарно-гигиенических потребностей человека.
Какие места в купейном вагоне нижние?
Стандартные купейные вагоны имеют жилой отсек с двумя ярусами спальных мест:
При этом номера мест верхнего уровня имеют четные значения, а номера мест нижнего уровня – нечетные.
Оборудование купейного вагона
Все пространство внутри вагона делится на помещения для:
Водоснабжение
Каждый купейный вагон оснащен индивидуальной системой водоснабжения холодной и горячей водой для удовлетворения основных санитарно-гигиенических и нужд. Пассажиры жилого отсека имеют возможность воспользоваться водонагревателем, который находится в служебном помещении вагона и осуществить гигиенические процедуры в туалете.
Автономная система водоснабжения вагона оснащена 2-я баками воды общим объемом более 1000 л. Данная жидкость подогревается с использованием бойлера и подается потребителям через систему труб и кранов, смонтированную в закрытых полостях. Также для нужд отопления и водоснабжения каждый пассажирский вагон оснащен запасом угля, который находится в рабочей зоне.
Отопление
Система отопления пассажирского купейного вагона предназначена для поддержания оптимальной температуры во внутренних помещениях и для нагрева горячего контура водоснабжения.
В современных купе-вагонах можно встретить 3 типа систем подогрева воздуха:
Согласно нормативным актам в жилых отсеках пассажирских вагонов должна поддерживаться температура +20 (+-2) .
Вентиляция
Система вентиляции в купейном вагоне служит для подачи свежего (забортного) воздуха в жилое пространство.
Существуют два способа подачи воздушных масс в вагон:
При втором способе воздух дополнительно очищается, а его подача в вагон осуществляется через нижние решетки воздуховодов. Удаление старого воздуха производится через щели или верхние вытяжные каналы.
Электроснабжение
Купейный вагон (схема с номерами мест и расположением линий электропроводки представлена далее в статье) представляет собой сложную инженерную систему. Электроснабжение пассажирского вагона необходимо для обеспечения работоспособности основных систем жизнеобеспечения и безопасности.
На электрическом приводе работают: система вентиляции и отопления, системы водоснабжения и освещение жилой зоны.
Освещение
Система освещения салона вагона и его технических помещений служит для оповещения пассажиров в случаях возникновения нештатных ситуаций и является источником света.
В купейных вагонах поездов применяется 2 типа осветительных приборов:
Первый тип установлен во всех жилых помещениях вагона и представлен в виде встроенных светильников с 2 лампами по 20 В каждая. Напряжение электрического тока в системе освещения составляет 50 В.
Розетки
Купейный вагон (схема с номерами мест и точным расположением источников питания для общего пользования представлена далее в статье) оснащен 2 розетками. Первая расположена между 3 и 4 жилым отсеком, а вторая – между 7 и 8.
Аварийные выходы
Аварийные выходы расположены в 3 и 6 купе вагона. В целях повышения уровня безопасности проход к местам экстренной эвакуации отмечен подсвеченными табличками. Схема эвакуации расположена в доступном для всех пассажиров месте.
Каковы объемы багажного отделения
Для пассажиров купейного вагона предусмотрено несколько мест для хранения багажа:
При необходимости перевести более крупный груз в багаже существует возможность воспользоваться грузовым купе. Актуальные параметры груза и условия провоза необходимо уточнять у перевозчика.
Аббревиатуры на билетах в купе, расшифровка
В билетах компаний, занимающихся перевозкой людей железнодорожным транспортом, присутствует ряд кодовых обозначений. Некоторые из них связаны с пунктом назначения и отправления, временем и датой поездки, а другие напрямую указывают об услугах, которые входят в стоимость оплаченного места, и уровне сервиса.
Схемы вагонов с расположением и номерами мест для поездов Интерсити+
Интерсити+ — это высокоскоростные поезда, обеспечивающие пассажирское железнодорожное сообщение между крупными населенными пунктами.
Схемы вагонов с расположением и номерами мест для поездов Hundai
В состав поезда Хендай входит 9 типовых вагонов. Из них 2, 5 и 8 являются вагонами первого класса (повышенной комфортности), 1 – локомотивный с наличием пассажира-мест, 3 – второго класса с буфетом, а 4, 6 и 7 – вагоны второго класса без буфета. Вагоны повышенной комфортности представляют собой 2 ряда кресел по 2 кресла в каждом ряду.
В задней части помещения расположен санузел. Между 24 и 28 местами располагается розетка. В передней части вагона находится багажное отделение. Стандартный Интерсити+ от Hundai выполнен с 2-мя рядами сидений по 2 и 3 кресла в каждом. Санузел также расположен в задней части вагона. В головном тамбуре находится багажное отделение.
Схемы вагонов с расположением и номерами мест для поездов Skoda
Скоростные поезда марки Шкода представляют собой двухуровневую конструкцию и состоят из 6 вагонов. На первом уровне располагаются стандартные посадочные места. Кресла расположены попарно так, что образуют единый блок из 4 мест со столиком посредине. В каждом блоке находятся 2 розетки.
Купейный вагон поезда Skoda. Схема с номерами мест.
Места повышенного комфорта расположены на 2-ом уровне 1 и 6 вагонов поезда. Кресла первого класса располагаются в 1 или 2 ряда. Багаж размещается на специальных полках.
https://youtube.com/watch?v=RbM4nLV9YjU%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Права пассажиров
Пассажиры железнодорожного транспорта имеют следующие права:
Обязанности пассажиров
Все пассажиры при следовании ЖД транспортом обязаны:
Обязанности проводника
Проводник пассажирского поезда обязан:
Сервис в вагонах купе
Услуги, доступные пассажирам в купейном вагоне, определяются классом обслуживания. Он отображается на билете в виде сочетания цифры 2 и буквенного обозначения. Соответствие каждого кода набору услуг рассмотрено ранее в статье.
Оформление проездных документов для купейного вагона
Билет в купе состава дальнего следования можно оформить:
В любом из перечисленных случаев от гражданина потребуется документ, удостоверяющий личность.
Обмен и возврат билетов в купе
Обменять купленный бумажный билет можно в кассе ЖД вокзала на следующих условиях:
Обмен электронного билета производится на тех же условиях в кассе вокзала. Возврат возможно осуществить как с потерей, так и без потери денежных средств. Это зависит от условий договора, заключенному при покупке билета.
Советы и хитрости для пассажиров купейного вагона
Существует несколько полезных советов, которые позволят сделать путешествие в купейном вагоне более комфортным:
Схему с номерами мест купейного вагона и расположением основных элементов сервиса можно получить у проводника.
Что входит в пакет услуг, что влияет на цену проезда?
Стоимость билета в купе складывается из нескольких факторов. Одним из них является класс обслуживания, который закодирован в билете в виде сочетания цифры 2 и заглавной буквы. В соответствии с этим обозначением и определяются дополнительные услуги, доступные пассажирам.
Для того, чтобы путешествие на поезде в вагоне купе прошло с максимальным комфортом, необходимо внимательно изучить схему расположения мест и объектов сервиса перед покупкой проездного документа. А также следует знать свои права и выполнять обязанности.
Оформление статьи: Лозинский Олег
Видео о купейном вагоне
Купе в вагоне РЖД советы и лайфхаки:
Здесь собраны схемы расположения мест в плацкартных и купейных вагонах, спальных вагонах (СВ) и вагонах международного сообщения (РИЦ).
Вагоны обычных поездов дальнего следования
Плацкартный вагон (54 места)
Номера нижних мест — нечётные, а верхних — чётные. Места с 37 по 54 — боковые.
Купейный вагон (36—38 мест)
Спальный вагон (люкс) (он же СВ, 18 мест)
Обычно здесь все места нижние — по два в купе. В поезде №4/3 «Экспресс» Москва–Санкт-Петербург места в вагонах СВ расположены друг над другом, также по два места в купе.
Международный вагон (он же РИЦ, 30 мест)
Это вагоны-трансформеры для использования как первым, так и вторым классом. В каждом купе есть три полки, расположенные друг над другом. В исходном виде это купе второго класса. Чтобы превратить его в купе первого класса, одну из полок убирают в нишу в стене. Нумерация мест в таких вагонах может меняться (на схеме ниже все купе — второго класса).
Схем сидячих вагонов обычных поездов дальнего следования здесь нет, так как их около 30 видов и большинство различаются только нумерацией мест. Заранее узнать, как она будет организована, чаще всего невозможно.
Расположение мест в вагоне плацкарта. Схема розеток, аварийные выходы, фото
В фирменных поездах и современных вагонах, розетки в плацкарте присутствуют в каждом купе для удобства всех пассажиров. Однако в составах времен СССР розетки не были рассчитаны для зарядки телефонов и планшетов и проектировались для использования электробритв. Поэтому в таких плацкартах нужно использовать находящиеся рядом с туалетами и купе проводника.
Оформление статьи: Е.Чайкина