В целях установления порядка осуществления организационных мероприятий при возникновении аварийных ситуаций с экологическими последствиями на инфраструктуре ОАО “РЖД”:
1. Утвердить прилагаемый Регламент по действиям при возникновении аварийных ситуаций с экологическими последствиями на инфраструктуре ОАО “РЖД” (далее – Регламент).
2. Начальникам департаментов, управлений, руководителям филиалов и структурных подразделений ОАО “РЖД” принять к руководству и исполнению Регламент, утвержденный настоящим распоряжением.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля Раенка Д.Л.
Регламентпо действиям при возникновении аварийных ситуаций с экологическими последствиями на инфраструктуре ОАО “РЖД”(утв. распоряжением ОАО “РЖД” от 30 декабря 2013 г. N 3014р)
1.1.1. Регламент по действиям при возникновении аварийных ситуаций с экологическими последствиями на инфраструктуре ОАО “РЖД” (далее – Регламент) разработан в целях установления порядка действий подразделений аппарата управления, филиалов открытого акционерного общества “Российские железные дороги” (далее – ОАО “РЖД”) и их структурных подразделений при возникновении аварийных ситуаций с экологическими последствиями на объектах хозяйственной и иной деятельности, входящих в инфраструктуру ОАО “РЖД”.
1.1.2. Регламент не регулирует вопросы определения и возмещения вреда, нанесенного здоровью людей в результате загрязнения окружающей среды и вопросы, связанные с аварийными событиями с экологическими последствиями локального масштаба, которые устраняются на месте без привлечения дополнительных ресурсов.
1.1.3. Настоящий Регламент распространяется на:
аппарат управления ОАО “РЖД”;
филиалы ОАО “РЖД” и их структурные подразделения;
дочерние и зависимые общества ОАО “РЖД”, с которыми ОАО “РЖД” заключило соответствующие соглашения.
Термины, определения и сокращения
1.2.1. В настоящем Регламенте применяются термины и определения в соответствии с нормативными документами, представленными в разделе 1.3 настоящего Регламента.
1.2.2. В настоящем Регламенте используются следующие сокращения:
ДЗО – дочерние и зависимые общества;
МЧС России – Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
МВД России – Министерство внутренних дел Российской Федерации;
НЦОП – Центр охраны окружающей среды железной дороги;
ОАО “РЖД” (Компания) – открытое акционерное общество “Российские железные дороги”;
ОС – окружающая среда;
Роспотребнадзор – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
Росприроднадзор – Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
ЦБТ – Департамент охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО “РЖД”.
Ссылки на нормативные документы
Настоящий Регламент разработан в соответствии с требованиями и ссылается на положения следующих нормативных документов:
1.3.1. Международный стандарт ISO 14001:2004 “Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению”;
1.3.2. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ “О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”;
1.3.3. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”;
1.3.4. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”;
1.3.5. Федеральный закон от 10.10.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как “10.01.2002”
1.3.6. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613 “О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных розливов нефти и нефтепродуктов”;
1.3.7. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 N 240 “О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации”;
1.3.8. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций”;
1.3.9. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 “Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства” (вместе с “Методикой исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства”);
1.3.10. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304 “О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”;
1.3.11. Инструкция о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (Приказ МЧС России от 07.07.1997 N 382);
1.3.12. Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений (утверждены председателем Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды 06.09.1999 г.);
1.3.13. Приказ МЧС России от 28.12.2004 N 261 “Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации”;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного приказа следует читать как “N 621”
1.3.14. Приказ Минтранса России от 23.10.2009 N 12 “Об утверждении Положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций”;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как “23.01.2009”
1.3.15. Приказ Минприроды России от 08.07.2010 N 238 “Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды” (Зарегистрировано в Минюсте России 07.09.2010 N 18364);
1.3.16. Приказ Росприроднадзора от 22.08.2011 N 626 “Об утверждении и введении в действие Положения о функциональной подсистеме государственного экологического контроля единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций”;
1.3.17. Приказ Минприроды России от 8.12.2011 N 948 “Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам”;
1.3.18. Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам (утверждены МЧС России 31.10.1996 N 9/733/3-2, МПС России 25.11.1996 N ЦМ-407);
1.3.19. ГОСТ Р ИСО 14001-2007 “Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению”;
1.3.20. Методические рекомендации о порядке взаимодействия подразделений ОАО “РЖД” при наступлении страховых случаев, предусмотренных договором страхования гражданской ответственности (утверждены распоряжением ОАО “РЖД” 15.10.2007 N ФА-11656);
1.3.21. Приказ Минприроды России от 28.04.2008 N 107 “Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания”;
1.3.22. Постановление Госгортехнадзора России от 29.10.2002 N 63 “Об утверждении Методических рекомендаций по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах”;
1.3.23. Регламент взаимодействия железных дорог с дирекциями, не входящими в состав железных дорог, по вопросам охраны труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности, непроизводственному травматизму (утвержден распоряжением ОАО “РЖД” от 30.10.2007 N 131р);
1.3.24. Соглашение о сотрудничестве Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ОАО “Российские железные дороги” от 01.08.2007 N 6/826 (распоряжение ОАО “РЖД” от 13.08.2007 N 1522р);
1.3.25. Регламент взаимодействия ОАО “РЖД” с зависимыми и дочерними обществами по вопросам обеспечения безопасности движения поездов (утвержден распоряжением ОАО “РЖД” от 05.10.2007 N 1950р);
1.3.26. Положение о системе информационного реагирования ОАО “РЖД” на чрезвычайные ситуации (утверждено приказом ОАО “РЖД” от 16.01.2008 г. N 6);
1.3.27. СТО РЖД 1.21.014-2008 “Требования к планам работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций в структурных подразделениях ОАО “РЖД” (утвержден распоряжением ОАО “РЖД” от 31.12.2008 N 2920);
1.3.28. Регламент взаимодействия ОАО “РЖД” с дочерними и зависимыми обществами по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (утвержден распоряжением ОАО “РЖД” от 09.11.2009 г. N 2286р);
1.3.29. СТО РЖД 1.15.008-2009 “Обучение и проверка знаний персонала, обслуживающего опасные производственные объекты” (утвержден распоряжением ОАО “РЖД” от 31.12.2009 N 2761р);
1.3.30. Порядок оперативного оповещения руководителей ОАО “РЖД” о транспортных происшествиях, иных событиях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, и чрезвычайных ситуациях на объектах инфраструктуры ОАО “РЖД”. (утвержден распоряжением ОАО “РЖД” от 27.02.2010 N 398р);
1.3.31. Распоряжение ОАО “РЖД” от 29.03.2010 N 628р “Об утверждении Регламента взаимодействия аппарата управления, филиалов и других структурных подразделений ОАО “РЖД” при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”;
1.3.32. Положение об организации служебного расследования транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий на инфраструктуре ОАО “РЖД” (утверждено распоряжением ОАО “РЖД” от 01.07.2010 N 1419р);
1.3.33. Распоряжение ОАО “РЖД” от 29.09.2011 N 2112р “Об утверждении типового регламента взаимодействия железных дорог, других филиалов и структурных подразделений ОАО “РЖД” с региональными центрами МЧС России и управлениями на транспорте МВД России по федеральным округам по ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте”;
1.3.34. Инструктивные указания по организации аварийно-восстановительных работ на железных дорогах ОАО “Российские железные дороги” (утверждены распоряжением ОАО “РЖД” от 26.12.2011 N 2792 р);
1.3.35. Концепция развития системы управления природоохранной деятельностью холдинга “Российские железные дороги” (утверждена распоряжением ОАО “РЖД” от 06.08.2012 N 1575р);
1.3.36. Регламент взаимодействия Ситуационного центра мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями с аппаратом управления ОАО “РЖД”, железными дорогами, функциональными филиалами и структурными подразделениями ОАО “РЖД” в штатном режиме функционирования и в режиме ликвидации последствий чрезвычайной ситуации (утвержден распоряжением ОАО “РЖД” от 13.06.2012 N 1171р);
1.3.37. Регламент взаимодействия филиалов при организации страховой защиты (утвержден распоряжением ОАО “РЖД” от 27.02.2013 N 531р).
1.3.38. Регламент взаимодействия центра охраны окружающей среды железной дороги (регионального центра корпоративного управления) – филиала ОАО “РЖД” с органами управления региональных подразделений филиалов ОАО “РЖД” и их структурными подразделениями, осуществляющими свою деятельность в границах железной дороги (утвержден распоряжением ОАО “РЖД” от 20.12.2013 N 2836р)
При пользовании настоящим Регламентом действие ссылочных документов подлежит проверке по единой автоматизированной системе документооборота ОАО “РЖД” и автоматизированной системе управления “Экология”.
Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим Регламентом следует руководствоваться заменяющим (актуальным) документом.
Если ссылочный документ отменен без замены, то положение настоящего Регламента, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
Порядок внесения изменений в регламент
Организацию работ по внесению изменений в настоящий Регламент осуществляет Департамент охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля.
Порядок осуществления организационных мероприятий при возникновении аварийных ситуаций с экологическими последствиями на инфраструктуре ОАО “РЖД”
2.1.1. При возникновении аварийной ситуации, в том числе с экологическими последствиями, оповещение причастных должностных лиц Компании, аварийно-спасательных формирований, органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о возникновении аварийной ситуации осуществляется в соответствии со схемой оповещения, утвержденной начальником железной дороги – филиала ОАО “РЖД”.
2.1.2. Оповещение руководителей ОАО “РЖД” при аварийных ситуациях осуществляется в соответствии с Порядком оперативного оповещения руководителей ОАО “РЖД” о транспортных происшествиях, иных событиях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, и чрезвычайных ситуациях на объектах инфраструктуры ОАО “РЖД” (утвержден распоряжением ОАО “РЖД” от 27.02.2010 N 398р) и Регламентом взаимодействия Ситуационного центра мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями с аппаратом управления ОАО “РЖД”, железными дорогами, функциональными филиалами и структурными подразделениями ОАО “РЖД” в штатном режиме функционирования и в режиме ликвидации последствий чрезвычайной ситуации (утвержден распоряжением ОАО “РЖД” от 13.06.2012 N 1171р).
2.1.3. Привлечение сил и средств по устранению аварийных ситуаций и их экологических последствий осуществляется согласно условиям, предусмотренным в договорах, заключенных ОАО “РЖД” с профессиональными аварийно-спасательными формированиями, в соответствии с требованиями Инструктивных указаний по организации аварийно-восстановительных работ на железных дорогах ОАО “Российские железные дороги” (утверждены распоряжением ОАО “РЖД” от 26.11.2011 N 2792р) и соответствующими планами действий:
планом локализации и ликвидации аварийных ситуаций (статья 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ);
планом предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (статья 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794);
планом ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613, от 15.04.2002 N 240, приказ МЧС России от 28.12.2004 N 621);
оперативным планом действий в чрезвычайных ситуациях (распоряжение ОАО “РЖД” от 31.12.2008 N 2920р).
2.1.4. При аварийных ситуациях взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти осуществляется в соответствии с Регламентом оперативного взаимодействия Ситуационного центра с федеральными органами исполнительной власти и сторонними организациями (утвержден распоряжением ОАО “РЖД” от 13.06.2012 N 1171р).
2.1.5. Взаимодействие с ДЗО ОАО “РЖД” по вопросам участия в ликвидации последствий аварийных ситуаций, в том числе экологических, осуществляется в соответствии с Регламентом взаимодействия ОАО “РЖД” с ДЗО ОАО “РЖД” по вопросам обеспечения безопасности движения поездов (утвержден распоряжением ОАО “РЖД” от 2 декабря 2009 г. N 2452р), и Регламентом взаимодействия ОАО “РЖД” с дочерними и зависимыми обществами по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (утвержден распоряжением ОАО “РЖД” от 09.11.2009 N 2286р).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо распоряжения ОАО “РЖД” от 2 декабря 2009 г. N 2452р имеется в виду “распоряжение ОАО “РЖД” от 05.10.2007 N 1950р”
2.1.6. Взаимодействие железных дорог с территориальными органами МЧС России осуществляется на основании регламентов взаимодействия, разрабатываемых железными дорогами, в соответствии с требованиями распоряжения ОАО “РЖД” от 29.09.2011 N 2112р “Об утверждении типового регламента взаимодействия железных дорог, других филиалов и структурных подразделений ОАО “РЖД” с региональными центрами МЧС России и управлениями на транспорте МВД России по федеральным округам по ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте”.
2.1.7. Взаимодействие железных дорог с органами Роспотребнадзора по организации санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Соглашением о сотрудничестве Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ОАО “РЖД” (распоряжение ОАО “РЖД” от 13.08.2007 N 1522р).
2.1.8. При аварийных ситуациях для оценки вреда, причиненного окружающей среде, в соответствии со схемой оповещения обеспечивается оповещение руководителя НЦОП и представителей НЦОП по региону, где произошла аварийная ситуация, в срок не более суток со дня получения информации об аварийной ситуации ОАО “РЖД”.
2.1.9. Взаимодействие с территориальными органами Росприроднадзора осуществляется НЦОП при определении нарушений природоохранного законодательства Российской Федерации, разработке, реализации мероприятий по устранению нарушений и компенсации экологического ущерба.
Порядок взаимодействия с территориальными органами Росприроднадзора определяется НЦОП в соответствии с требованиями, установленными территориальными органами Росприроднадзора и требованиями нормативно-правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Порядок действий при возникновении аварийных ситуаций с экологическими последствиями на инфраструктуре ОАО “РЖД”
2.2.1. Оперативное руководство локализацией аварийной ситуации и ликвидацией экологических последствий, снабжением материалами, механизмами, выделение и доставку дополнительного количества работников осуществляют:
на месте производства аварийно-восстановительных работ – оперативный штаб по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации под председательством заместителя начальника железной дороги по территориальному управлению на основании соответствующего положения об оперативном штабе по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
в управлении железной дороги – региональная комиссия управления железной дороги по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – региональная комиссия) под председательством первого заместителя начальника железной дороги на основании соответствующего положения о региональной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2.2.2. При аварийных ситуациях с опасными грузами мероприятия по локализации загрязнений, нейтрализации и дегазации опасных грузов осуществляются в соответствии с требованиями, представленными в Приложении N 1 настоящего Регламента. Запрещается приступать к работам по локализации и ликвидации экологических последствий в зоне аварийной ситуации с опасными грузами силами работников структурных подразделений ОАО “РЖД” до прибытия соответствующих аварийных служб, устранения ими угрозы жизни и здоровью людей и получения инструктажа на ведение восстановительных работ.
2.2.3. Для установления факта аварии и величины вредного воздействия на окружающую среду работники НЦОП, входящие в состав региональной комиссии, в оперативном порядке осуществляют выезд на место происшествия в течение 6 часов с момента получения информации об аварии. Первичным документом, создаваемым работниками НЦОП для фиксации факта аварии и величины вредного воздействия на окружающую среду, является Акт экологического обследования места аварии.
Акт экологического обследования места аварии разрабатывается по форме согласно Приложению N 2 в срок не позднее двух рабочих дней со дня выезда работников НЦОП на место аварии и содержит следующие основные сведения:
время и место аварии;
время и место проведения обследования;
члены комиссии, составившие Акт экологического обследования места аварии;
характер аварии и ее последствия (воздействие на окружающую среду, выбросы, сбросы и т.д.);
краткая оценка состояния окружающей среды, вида, размера и продолжительности воздействия на окружающую среду (загрязнение воздуха, вод, почвы, повреждение или гибель представителей растительного и животного мира, людей) в месте нанесения вреда и его проявления;
информация об отборе проб, выполнении измерений в процессе первоначального обследования;
оперативные меры, принятые для ликвидации последствий аварии, используемые для этих целей средства.
В Акте экологического обследования места аварии могут быть приведены как точные, так и предварительные сведения о размерах воздействия на окружающую среду. В случае загрязнения почв при аварийных ситуациях с опасными грузами необходимо к Акту экологического обследования места аварии прилагать Схему загрязнения почвы в месте аварийного схода грузовых вагонов (Приложение N 3).
2.2.4. В случае прибытия на место аварии представителей Росприроднадзора, члены региональной комиссии информируют их о масштабах воздействия на ОС и принимаемых мерах по локализации (ликвидации) экологических последствий аварии. Члены региональной комиссии участвуют в составлении акта (протокола) о нарушении природоохранного законодательства Российской Федерации и предписаний о необходимости устранения экологического правонарушения. При составлении акта (протокола) производится проверка и взаимное уточнение данных о последствиях аварии между представителями Росприроднадзора и членами региональной комиссии.
2.2.5. Под руководством заместителя начальника железной дороги по территориальному управлению формируется План мероприятий по ликвидации экологических последствий чрезвычайной ситуации и организуется работа по его реализации в порядке, установленном требованиями Регламента взаимодействия центра охраны окружающей среды железной дороги (регионального центра корпоративного управления) – филиала ОАО “РЖД” с органами управления региональных подразделений филиалов ОАО “РЖД” и их структурными подразделениями, осуществляющими свою деятельность в границах железной дороги (распоряжение ОАО “РЖД” от 20.12.2013 N 2836р). План мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций разрабатывается с учетом предписаний о необходимости устранения экологического правонарушения, выданных представителями Росприроднадзора и Акта экологического обследования места аварии.
2.2.6. При выявлении ущерба окружающей среде вследствие аварийной ситуации, по решению председателя региональной комиссии в установленные им сроки, НЦОП проводит оценку вреда, причиненного окружающей среде. В Приложении N 4 приведен Порядок определения ущерба окружающей среде в результате аварийной ситуации.
2.2.7. НЦОП по электронной почте представляет данные по затратам на проведение мероприятий по ликвидации экологических последствий аварийных ситуаций в ЦБТ и виновному в возникновении аварийной ситуации филиалу или ДЗО ОАО “РЖД” в течение 10 рабочих дней после реализации мероприятий.
2.2.8. Итоговая информация по ликвидации экологических последствий аварийной ситуации оформляется НЦОП в виде отчета о выполнении мероприятий по ликвидации экологических последствий чрезвычайной ситуации в соответствии с требованиями Регламента взаимодействия центра охраны окружающей среды железной дороги (регионального центра корпоративного управления) – филиала ОАО “РЖД” с органами управления региональных подразделений филиалов ОАО “РЖД” и их структурными подразделениями, осуществляющими свою деятельность в границах железной дороги (распоряжение ОАО “РЖД” от 20.12.2013 N 2836р).
2.2.9. Информация об аварийных ситуациях на уровне структурных подразделений филиалов ОАО “РЖД” ежеквартально заносится в соответствующие разделы автоматизированной системы управления “Экология”, учитывается в форме статистической отчетности ЗО-1 и обобщается на уровне филиалов ОАО “РЖД” и НЦОП в соответствии с распоряжением ОАО “РЖД” от 12.11.04 N 3570р “Об утверждении внутренней формы статотчетности ЗО-1”.
2.2.10. В случае поступления в ОАО “РЖД” предложений со стороны работников Компании и других заинтересованных сторон по улучшению деятельности при аварийных ситуациях с экологическими последствиями, данные предложения в письменном виде в течение 3 рабочих дней передаются в НЦОП для анализа, и, в случае принятия решения об их применимости и целесообразности, выносятся НЦОП на обсуждение на Заседании региональной комиссии железной дороги по природоохранной деятельности для принятия решения о внедрении их в практику.
Формирование комплекта документов в страховую компанию в рамках договора страхования гражданской ответственности
2.3.1. При возникновении аварийных ситуаций с экологическими последствиями, уведомление страховой компании осуществляется в порядке, предусмотренным Регламентом взаимодействия филиалов при организации страховой защиты (утвержден распоряжением ОАО “РЖД” от 27.02.2013 N 531р) в соответствии с условиями договора страхования гражданской ответственности.
2.3.2. При возникновении аварийных ситуаций с экологическими последствиями заместитель начальника железной дороги по территориальному управлению и начальник НЦОП в установленном порядке в срок не позднее 2 рабочих дней со дня происшествия предоставляют в службу экономики и финансов железной дороги – филиала ОАО “РЖД” информацию об обстоятельствах события и приступают к сбору комплекта документов, необходимого для направления в страховую компанию.
Комплект документов должен включать в себя:
заявление о выплате страхового возмещения;
копию свидетельства государственной регистрации права собственности на пострадавшую территорию;
копию плана инвентаризации пострадавшего земельного участка;
копию договора аренды на земельный участок (при наличии);
копию акта служебного расследования;
схему загрязнений (остаточных загрязнений) участка;
приказ о расследовании обстоятельств события (при наличии);
инвентарную карточку учета основных средств;
согласованный Росприроднадзором План мероприятий по ликвидации экологических последствий аварийной ситуации;
предписание государственных органов об устранении правонарушений в области охраны окружающей среды;
договор на оказание услуг по очистке территорий от последствий аварийной ситуации;
локальный сметный расчет на работы по договору на оказание услуг по очистке территорий от последствий аварийной ситуации;
копии лицензий организаций, выполняющих работы по очистке территории;
акты, счета, счет-фактуры, по договору на оказание услуг по очистке территории;
акт экологического контроля, составленный по факту выполнения работ и подтверждающий устранение экологического загрязнения;
документы на работы по дополнительной очистке почвы (в случае получения предписания о проведении доочистки почвы).
Данный перечень не является исчерпывающим и может быть уточнен страховой компанией. Документы в страховую компанию оформляются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и внутренних нормативных документов ОАО “РЖД”.
Все документы должны содержать:
дату и время составления;
полную информацию, предполагаемую формой документов;
подписи ответственных лиц, заверенные печатью.
2.3.3. Служба экономики и финансов железной дороги ОАО “РЖД” в срок не позднее 3-х рабочих дней со дня возникновения случая с экологическими последствиями, имеющего признаки страхового случая, передает информационное сообщение об аварийной ситуации в страховую компанию, курирует процесс сбора комплекта документов и направляет сформированный комплект документов в страховую компанию. Ответственность за полноту и качество подготовленных документов несет НЦОП.
Ответственность участников организационных мероприятий при возникновении аварийных ситуаций с экологическими последствиями на инфраструктуре ОАО “РЖД”
3.1. Подразделения аппарата управления, филиалы ОАО “РЖД” и их структурные подразделения на которые распространяется действие настоящего Регламента, несут ответственность:
за нарушение сроков и порядка осуществления организационных мероприятий при возникновении аварийных ситуаций с экологическими последствиями на инфраструктуре ОАО “РЖД” и предоставления соответствующих документов;
за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации и нормативных документов ОАО “РЖД”, регламентирующих деятельность при аварийных ситуациях с экологическими последствиями.
3.2. В случае выявления фактов данных нарушений должностные лица ОАО “РЖД”, в чьей сфере ответственности находится контроль за природоохранной деятельностью, обязаны в установленном порядке провести детальный разбор ситуации и по результатам предпринять следующие действия:
если нарушение сроков, формы или содержания действий при аварийных ситуациях с экологическими последствиями вызвано объективно изменившимися условиями взаимодействия – рассмотреть необходимость внесения изменения в настоящий Регламент;
если нарушение сроков, формы или содержания действий при аварийных ситуациях с экологическими последствиями вызвано недобросовестным исполнением требований и правил настоящего Регламента – внести предложения по мерам дисциплинарного воздействия на работников, допустивших данные нарушения.
Контроль версий регламента
Таблица 4.1. Контроль версий регламента
Приложение N 1к Регламенту по действиям привозникновении аварийныхситуаций с экологическимипоследствиями наинфраструктуре ОАО “РЖД”
Мероприятия по локализации загрязнений, нейтрализации и дегазации опасных грузов
1. Работы по локализации загрязнений (заражений) проводятся в соответствии с указаниями аварийной карточки, составленной на основании Правил безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам (утвержден МЧС России 31.10.1996 N 9/733/3-2, МПС России 25.11.1996 N ЦМ-407), при соблюдении мер пожарной и личной безопасности и включают:
перекачку остатков опасного груза из поврежденной емкости в пригодную;
откачку разлившейся жидкости из пониженных участков местности;
откачку зараженной опасными веществами воды из мест ее накопления;
засыпку сыпучим материалом остатков разлившейся жидкости для впитывания им опасного вещества;
сбор просыпаний и выемку верхнего слоя зараженного грунта, засыпку выемки незараженным грунтом;
обвалование участков разлива;
сооружение запруд, прокладку ям, котлованов, ловушек, прудов-отстойников с целью накопления опасного вещества;
устройство отводных канав, заградительных поперечных канав на склоне, строительство временных самотечных лотков, прокладку желобов, труб для канализации стока опасного вещества;
устройство дренажа зараженного участка территории;
строительство гидротехнического сооружения вдоль водостока с целью защиты его от опасного вещества в период сильных дождей или обильного снеготаяния;
создание водяной завесы при интенсивном испарении газа (паров) с целью изоляции части территории;
создание огневой завесы;
вспахивание зараженного грунта;
создание наносоудерживающих сооружений в русле реки, водохранилища для задержки зараженного ила.
2. Способы нейтрализации (дегазации) опасных веществ на железнодорожном пути установлены в Правилах безопасности и порядке ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам (утвержден МЧС России 31.10.1996 N 9/733/3-2, МПС России 25.11.1996 N ЦМ-407).
Если свойства веществ и материалов неизвестны, руководитель работ обязан принять меры по их выяснению через грузоотправителя (грузополучателя), специализированные научно-исследовательские организации, автоматизированную информационно-справочную систему “Опасные грузы”, а в необходимых случаях требовать направления на место аварии соответствующих специалистов грузоотправителя (грузополучателя).
3. Подвижной состав, загрязненный опасными грузами, может быть использован для погрузки или дальнейшего передвижения только после нейтрализации (дегазации).
4. При хранении, подготовке к работе (например, приготовлении растворов) и работе с нейтрализаторами необходимо учитывать, что большинство из них сами по себе являются опасными веществами. В связи с этим первый заместитель начальника железной дороги обязан обеспечить наличие местной инструкции по работе с нейтрализаторами, определение совместно с местными органами власти мест вывоза и захоронения опасных грузов и зараженного грунта, а также контроль выполнения требований этой инструкции соответствующими работниками ОАО “РЖД”.
5. Мероприятия по нейтрализации проводятся работниками, обладающими соответствующей компетенцией, в режиме сменной работы с непрерывным пребыванием в очаге в средствах индивидуальной защиты не более 40 минут при общей продолжительности смены не более 4 часов.
6. Слив и выгрузка опасных грузов из поврежденных цистерн или тары на грунт, в водоем и т.д. не разрешаются и могут быть допущены только в исключительных случаях при наличии разрешения компетентного органа по перевозке опасных грузов и по согласованию с местными органами власти.
7. В качестве мероприятий по восстановлению почв после аварийных ситуаций с опасными грузами может быть рассмотрен высев трав-мелиорантов, устойчивых к содержащимся в почвах загрязняющим веществам, обладающих быстрым ростом и способностью расти в соответствующих климатических и почвенно-гидрологических условиях. Примерами трав-мелиорантов могут быть лисохвост луговой, овсяница красная, бекмания восточная, канареечник тростниковидный, костер безостый, пырей ползучий. Сдача земельных участков, рекультивированных после загрязнения производится в соответствии с действующими требованиями законодательства Российской Федерации.
Приложение N 2к Регламенту по действиям привозникновении аварийных ситуаций сэкологическими последствиями наинфраструктуре ОАО “РЖД”
АКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ МЕСТА АВАРИИ
наименование населенного пункта
наименование объекта аварии, подразделения ОАО “РЖД”
Дата составления акта “____” ___________ 201__ г.
Комиссия в составе:
фамилия, имя, отчество, должность
наименование населенного пункта и объекта аварии, дата и время проведения
Комиссия установила следующее:
источник нарушения, координаты, место, время и дата аварии;
воздействие на окружающую среду: загрязнение земельного участка,
атмосферного воздуха и др.
или предполагаемое воздействие и его последствия;
используемые для этих целей средства;
особые обстоятельства, сопутствующие нарушению
фото-, кино- или видеоматериалы
схема загрязнения почвы
протоколы отбора проб
примененные средства измерения и отбора
Лица, присутствовавшие при составлении акта и подтверждающие правильность
внесенных в него сведений:
ФИО, должность, подпись
Приложение N 3к Регламенту по действиям привозникновении аварийных ситуаций сэкологическими последствиями наинфраструктуре ОАО “РЖД”
Схема (примерная) загрязнения почвы в месте аварийного схода грузовых вагонов на ____ км перегона ____ (станции ____)
См. графический объект
Приложение N 4к Регламенту по действиям привозникновении аварийных ситуаций сэкологическими последствиями наинфраструктуре ОАО “РЖД”
Рекомендации по определению ущерба окружающей среде в результате аварийной ситуации
1. Ущерб, нанесенный окружающей среде и, соответственно, природопользователям, оценивается на основе фактически установленного, инструментально измеренного и документально подтвержденного воздействия на окружающую среду аварийной ситуации.
2. Сбор данных, подтверждающих факт негативного воздействия на окружающую среду, оценка масштабов экологических последствий аварий, а также определения ущерба и размеров убытков природопользователей производятся НЦОП и, при необходимости, сторонними организациями, аккредитованными для выполнения соответствующих работ, с использованием нормативно-правовых актов, методических и справочных материалов, данных кадастровой оценки природных ресурсов.
3. НЦОП принимают непосредственное участие при оценке вредного воздействия и ликвидации последствий аварийной ситуации. Представители НЦОП в составе региональной комиссии фиксируют место и время аварийной ситуации, его вид. При аварийных ситуациях с опасными грузами на основе перевозочных документов устанавливают количество и наименование утраченного груза.
При установлении последствий аварии при перевозке опасных грузов региональной комиссией используются данные аварийных карточек, содержащих сведения об основных свойствах перевозимого груза, его взрыво- и пожароопасности, опасности для человека, о необходимых действиях при аварийных ситуациях.
4. Масса вещества, попавшего в окружающую среду, определяется на основе данных накладных на перевозку грузов, расчетной массы загрязнения в различных средах, определенной по результатам соответствующих замеров и проб, массы вещества не попавшей в окружающую среду и не оказавшей на нее вредного воздействия.
5. Ущерб от загрязнения окружающей среды в результате аварийных ситуаций при перевозках опасных грузов включает фактические и возможные убытки, связанные с загрязнением окружающей среды (включая прямые и косвенные воздействия).
Величина ущерба от загрязнения окружающей среды в результате пролива, утечки, просыпания опасных грузов, определяется суммой ущербов, причиненных различным природным ресурсам и складывается из:
ущерба, причиненного загрязнением атмосферного воздуха;
ущерба, причиненного загрязнением водного объекта;
ущерба, причиненного загрязнением, деградацией, засорением и захламлением земель;
ущерба, наносимого фауне;
ущерба, наносимого флоре;
ущерба от отдаленных последствий аварийной ситуации.
Величина ущерба рассчитывается в рублях в соответствии с нормативно-правовыми документами, представленными в пункте 11 настоящего Приложения.
6. Масса загрязняющих веществ, попадающих в окружающую природную среду должна учитываться как сверхлимитная (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 “Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия”).
7. Ущерб, причиненный загрязнением атмосферного воздуха, определяется исходя из массы загрязняющих веществ, рассеивающихся в атмосфере. Масса загрязняющих веществ определяется расчетным или экспертным путем по действующим методикам.
8. Ущерб, причиненный загрязнением водного объекта, определяется суммированием ущерба от изменения качества воды и размера потерь, связанных со снижением биопродуктивности. Исчисление ущерба, причиненного водным объектам, осуществляется при выявлении фактов нарушения водного законодательства Российской Федерации, наступление которых устанавливается по результатам государственного контроля и надзора в области использования и охраны водных объектов на основании натурных обследований, инструментальных определений, измерений и лабораторных анализов.
9. Ущерб, причиненный загрязнением земель, рекомендуется определять в соответствии с порядком определения размеров убытков от загрязнения земель химическими веществами и экспертной оценки убытков, связанных с деградацией земель в результате вредного воздействия.
10. Ущерб, причиненный засорением поверхности водных объектов и захламленности земель, определяется в соответствии с действующими нормативными документами. Для расчета массы, объема, состава, класса токсичности отходов (веществ) используются данные аналитических замеров и экспертных оценок.
11. При определении ущерба, нанесенного в результате экологических правонарушений, рекомендуется использовать следующие нормативно-правовые документы:
Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ;
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ;
Земельный кодекс от 25.10.2001 N 136-ФЗ;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 03.10.2001 N 195-ФЗ;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного кодекса следует читать как “30.12.2001”
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ;
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ;
Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ;
Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ;
Закон Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю”;
Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”;
Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях”;
Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ “О животном мире”;
Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”;
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”;
Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 “Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия”;
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.05.1994 N 515 “Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей объектов водных биологических ресурсов”;
Постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 “О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления”;
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.09.2008 N 716 “О должностных лицах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторах в области охраны окружающей среды)”;
Временная методика оценки ущерба, наносимого рыбным запасам в результате строительства, реконструкции и расширения предприятий, сооружений и других объектов и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах, утверждена Госкомприроды СССР 20.10.1989;
Временные рекомендации по расчету выбросов вредных веществ в атмосферу в результате сгорания на полигонах твердых бытовых отходов и размера предъявляемого иска за загрязнение атмосферного воздуха, утверждены Минприроды России 02.11.1992, зарегистрированы в Минюсте России 16.11.1992 N 87;
Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утверждены Минприроды России 26.10.1993 г., зарегистрированы в Минюсте России 24.03.1993 N 190;
Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами, утвержден Минприроды России 18.11.1993 г.;
Приказ Минприроды России от 29.06.1993 N 123, утверждающий Инструкцию о порядке производства по делам о нарушении правил пользования и охраны животного мира;
Временное положение о порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды, зарегистрировано в Минюсте России от 11.09.1995 N 946;
Приказ Госкомэкологии России от 11.02.1998 N 81 “Об утверждении Методики исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод”;
Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений, утверждены Госкомэкологией России 06.09.1999 г.;
Приказ Минприроды России от 02.12.2002 N 786 “Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов”, зарегистрирован в Минюсте России 09.01.2003 N 4107;
Приказ Минприроды России от 28.04.2008 N 107 “Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания”, зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2008 N 11775;
Приказ Минприроды России от 13.04.2009 N 87 “Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства”, зарегистрирован в Минюсте России 25.05.2009 N 13989;
Приказ Минприроды России от 08.07.2010 N 238 “Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды”, зарегистрирован в Минюсте России 07.09.2010 N 18364;
Приказ Минприроды России от 01.08.2011 N 658 “Об утверждении такс для исчисления размера вреда, причиненного объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, и среде их обитания вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования”, зарегистрирован в Минюсте России 20.09.2011 N 21841;
Приказ Минприроды России от 08.12.2011 N 948 “Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам”, зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2012 N 23030;
Распоряжение ОАО “РЖД” от 03.04.2008 N 681р “Об утверждении Методических рекомендаций по расчету ущерба от транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий в ОАО “РЖД”.
Утвержден Регламент по действиям при возникновении аварийных ситуаций с экологическими последствиями на инфраструктуре ОАО “РЖД”.
Речь идет о действиях подразделений аппарата управления, филиалов ОАО и их структурных подразделений. Также регламент распространяется на дочерние и зависимые общества ОАО, с которыми оно заключило соответствующие соглашения.
Ситуации могут возникать на объектах хозяйственной и иной деятельности, входящих в инфраструктуру.
2 категории вопросов регламент не регулирует.
Первая – вопросы определения и возмещения вреда, нанесенного здоровью людей в результате загрязнения окружающей среды.
Вторая – вопросы, связанные с аварийными событиями с экологическими последствиями локального масштаба, которые устраняются на месте без привлечения дополнительных ресурсов.