Начальник Красноярской ЖД Алексей Туманин накануне отправления первой пиар-электрички украсил своими портретами здание железнодорожного вокзала в Назарово.
“Работы предстоит много, есть перспективные направления и проекты, которые важно поддерживать и развивать», – заявляет Алексей Туманин с листовки, которую неудачно разместили рядом с предостережением о том, как не подхватить заразу.
А пока ради депутатского мандата Алексей Туманин запустил неперспективную, скорее всего, электричку, которая будет курсировать между Назарово и Красноярском с единственной, как рассказали представители железной дороги, остановкой в Ачинске.
Подчиненные Алексея Туманина не без пафоса рассказали о том, что все делается для удобства населения. На самом деле, жителей никто собственно и не спрашивал про удобство, а сами они уверены, что народу было бы больше, если бы она ходила по пятницам или в выходные дни.
“Вы знаете, расписание, конечно, неудобное. Посмотрите, вагоны пустые совсем. Надо в пятницу запускать и в деревнях останавливаться, хоть в крупных, тогда и людей больше будет”.
“Конечно, проезд дешевле, чем в автобусе, но с расписанием просто беда. Кто же будет ездить по вторникам? Только мы – пенсионеры. Да и потом не отменили бы после выборов, как у нас это бывает”, – поделились мнениями первые пассажиры с корреспондентом ИА Запад24.
Конечно, ради удобства населения электричку действительно не стали бы запускать по такому неудобному расписанию, которое противоречит здравому подходу с точки зрения окупаемости такого дорогостоящего мероприятия. Наверное, рациональное зерно есть и в том, чтобы добавить остановки в других населенных пунктах на этой железнодорожной ветке, но, видимо, там не живут будущие избиратели представителя железной дороги и их удобства его интересуют мало. Сегодня же электричка отправилась из Назарово практически пустой. Всего несколько человек и заняли свои места.
Ранее ИА Запад24 уже рассказывало о том, что начальник Красноярской ЖД Алексей Туманин собрался в депутаты Законодательного Собрания края. Судя по всему, еще до результатов предварительного голосования “Единой России” он уже начал свою активную предвыборную кампанию.
Добавим, сегодня в КДЦ “Юбилейный” уже прошла встреча с претендентом на депутатское кресло. О своих политических амбициях железнодорожник заявил, став участником предварительного голосования “Единой России”.
Начальник Красноярской железной дороги Алексей Туманин официально выдвинул свою кандидатуру на довыборы депутата Законодательного Собрания по Назаровскому одномандатному избирательному округу №12. Об этом Алексей Сергеевич написал в своем телеграм-канале.
Кроме того, главный железнодорожник края сделал громкое заявление о том, что свою избирательную программу намерен сформировать вместе с жителями округа, которые должны ему писать о проблемах и чаяниях. Конечно, все это не более чем пиар ход, ведь основные проблемы, такие как дороги, тарифы, медицина и качество воды “всплывают каждый раз во время избирательной кампании, но еще никто из кандидатов не продвинулся в этом вопросе дальше своих листовок. Скорее всего, и железнодорожник не станет претендовать на большее, хотя на данном этапе обещает, что с помощью своего профессионального опыта и опыта руководства целой огромной структурой горы свернет.
“Безусловно, мне необходимо четко понимать, как построить работу на этих территориях в ближайшие годы. Для этого нужна программа развития округа. Она позволит выявить первоочередные задачи, требующие решений уже сейчас, и направления для работы в долгосрочной перспективе. Знаю, какие проблемы требуют особого внимания. Это ремонт дорог, качество воды, тарифы на коммунальные услуги, доступность медицинской помощи. Но есть еще масса местных проблем – важных для жителей конкретных населенных пунктов”, – демонстрирует заботу претендент на депутатское кресло в ЗС края.
Чтобы продемонстрировать бурную деятельность в период избирательной кампании, Алексей Туманин сообщает, что в ближайшее время по округу побегут волонтеры, которые будут собирать наказы, обращения, пожелания.
Отметим, некоторые не сомневаются, что железнодорожник выполнит порученное ему “Единой Россией” задание и получит депутатский мандат просто потому, что серьезной политической борьбы на округе не предвидится.
“Не стоит ждать от избирательной кампании на Назаровском округе каких-то ярких событий и громкой конкурентной борьбы (с кем там бороться-то, с Серебряковым?)”, – пишут НеНаши.
Возможно, так ситуация выглядит лишь на данном этапе. Назаровцам, например, очень хочется надеяться, что их интересы в региональном парламенте будет представлять кто-то более самостоятельный и действительно заинтересованный в переменах к лучшему.
Добавим, Назаровский одномандатный избирательный округ №12 включает: город Назарово и Назаровский район, город Боготол и Боготольский район, а также Тюхтетский муниципальный округ.
Начальником Красноярской ЖД назначен Алексей Туманин
17.06.2021
Начальником Красноярской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», назначен Алексей Туманин, который с марта 2021 года исполнял обязанности руководителя. Коллективу предприятия его представил приехавший на церемонию генеральный директор компании Олег Белозёров. В торжественном мероприятии приняли участие губернатор Александр Усс, глава Хакасии Валентин Коновалов и председатель Законодательного Собрания края Дмитрий Свиридов.
“Красноярская магистраль постоянно находится на передовых позициях. Алексей Сергеевич – человек на Красноярской дороге не новый, здесь он прошел все ступени профессионального развития и роста. Он имеет разноплановый опыт, прекрасно знает специфику работы на Восточном полигоне, зарекомендовал себя как грамотный и ответственный руководитель. Уверен, что назначение Алексея Туманина позволит коллективу Красноярской дороги не только удержать достигнутую планку, но и придаст дополнительный импульс развитию магистрали”, – сказал Олег Белозёров.
Напомним, что Алексей Туманин в марте текущего года заменил на посту Вадима Владимирова, который перешёл на должность начальника Восточно-Сибирской железной дороги в соседний Иркутский регион.
Алексей Сергеевич Туманин родился 31 августа 1978 года в Новосибирске.Окончил Сибирский государственный университет путей сообщения по специальности «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте», получив квалификацию «инженер путей сообщения по организации и управлению».Трудовую деятельность на железнодорожном транспорте начал в 2000 составителем поездов, позже – дежурным по станции Красноярск Восточный Красноярской железной дороги. Затем последовательно прошел ступени карьерного роста от поездного диспетчера до начальника станции Красноярск Красноярской железной дороги.
С 2007 года занимал должности заместителя начальника Красноярского отделения КрасЖД, Красноярского центра организации работы железнодорожных станций, заместителя начальника службы движения – начальника диспетчерского центра управления перевозками, заместителя начальника Красноярской дирекции управления движением – начальника службы движения, заместителя начальника технологической службы, заместителя главного ревизора по безопасности движения поездов, заместителя начальника Красноярской железной дороги по территориальному управлению. В декабре 2018 года назначен первым заместителем начальника Красноярской железной дороги.
Отмечен Благодарностью президента ОАО «РЖД», почетной грамотой губернатора Красноярского края, именными часами генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД».
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.
Красноярская железная дорога в 2021 году завершила первый этап модернизации южного хода Междуреченск – Тайшет, обеспечив расшивку «узких мест» на пути из Кузбасса к портам Дальнего Востока. Чем еще примечателен уходящий год, и какие задачи стоят перед железнодорожниками в 2022-м, – рассказал начальник Красноярской магистрали Алексей Туманин.
– Алексей Сергеевич, что в уходящем году было главным для вас как руководителя столь крупного, многообразного, растянутого территориально предприятия?
– Второй год мы живем в условиях пандемии, и самым главным для нас было, конечно, обеспечить безопасность и защиту здоровья наших людей, уникальных специалистов, полностью сохранить коллектив.
Мы пошли двумя путями: первое, что сделали еще в 2020 году, это вывели часть коллектива на удаленный режим работы.
С появлением вакцины запустили прививочную кампанию. На данный момент у нас вакцинировано 87% от всей численности персонала, и уже идет процесс ревакцинации. Плюс к этому переболели ковидом около 6 тысяч наших сотрудников. Таким образом, коллективный иммунитет у нас сегодня составляет примерно 93%.
Поэтому часть людей мы с удаленного режима уже вернули на рабочие места. Создали условия в соответствии с требованиями Роспотребнадзора: расстояние полтора метра, перегородки из оргстекла, средства индивидуальной защиты.
Благодаря этим и другим мерам, все это время дорога работала стабильно, мы полностью выполнили обязательства перед нашими клиентами и партнерами.
– Какой объем погрузки прогнозируется по итогам года? Как изменилась ее структура по видам груза, направлениям перевозок?
– Погрузка у нас в этом году прогнозируется на уровне 2020 года – 78,7 млн тонн. Пока, по итогам 11 месяцев мы идем с плюсом 0,3%.
Условия и результаты нашей деятельности в какой-то степени определяли внешние объективные факторы – эпидемиологическая ситуация и связанные с этим ограничения, климатическая повестка в мире, экологические требования, изменения направлений движения товаропотоков.
Если говорить о наших основных видах грузов, то по углю мы приросли к 2020 году на 3% (1,6 млн тонн). Наибольший прирост отгрузки угля обеспечили угледобывающие предприятия Хакасии – 7% по итогам января-ноября текущего года. Чуть скромнее показатель по Красноярскому краю – плюс 2%.
Это обусловлено, прежде всего, высоким спросом на уголь в Европе – на фоне восстановления традиционной энергетики, дефицита газа и высоких цен на него. Перевозки твердого топлива на внутренний рынок у нас также сезонно растут.
В обрабатывающем секторе промышленности мы видим увеличение объемов перевозок цемента, промышленного сырья.
Устойчивая тенденция на ежегодное увеличение сложилась в секторе перевозок зерна. Второй год подряд грузим более 1 млн тонн. Этот год завершаем с ростом к прошлому на 9%. Особенно активен Ужурский сельскохозяйственный кластер. Росту объемов способствует расширение каналов сбыта в условиях высокого спроса со стороны мукомольных предприятий и животноводческих комплексов, а также сохранение государственных субсидий на железнодорожные перевозки зерновых культур.
Конечно, мы со своей стороны готовы оказывать всестороннее содействие дальнейшему развитию этого сектора. Есть совместные планы с зерновиками по развитию инфраструктуры, есть поддержка правительства Красноярского края. В этом году мы отправили со станции Ужур экспериментальный «зерновой экспресс», состоящий из вагонов-зерновозов. Будем продолжать эту работу и в дальнейшем.
– С 2018 года действует поручение президента РФ о четырехкратном увеличении контейнеропотока к 2024 году. Как эта задача решается?
– Контейнеропоток увеличивается из года в год. Если раньше в контейнерах мы везли преимущественно пиломатериалы, то сейчас это уже и цветная руда, и зерно, впервые в этом году осуществили перевозку рапсового масла. Также провели пробные отправки угля в специализированных контейнерах открытого типа open-top.
Грузоотправители видят плюсы в контейнерных перевозках: значительно упрощается погрузка, перевалка на пограничных станциях и в портах, как следствие – сокращаются сроки доставки и транспортные издержки грузоотправителей.
Мы, со своей стороны, принимаем меры для развития этой услуги. Прежде всего, необходимо сделать ее доступной в плане инфраструктуры – чтобы грузовладельцу было легко ей воспользоваться, удобно осуществить погрузку и отправку, чтобы все было «в шаговой доступности». С этой целью мы уже не первый год ведем планомерную работу по открытию на железнодорожных станциях специализированных площадок для грузовых операций с крупнотоннажными контейнерами. В 2021 году новые площадки появились на 10 станциях, а всего таких станций на дороге уже 24.
Востребован наш сервис доставки продукции ускоренными контейнерными поездами по согласованному расписанию. С начала года отправлено более 1360 ускоренных контейнерных поездов.
– 2021 стал знаковым для КрасЖД в связи с завершением первого этапа инвестпрограммы по комплексному развитию участка Междуреченск – Тайшет, с которого начинается восточный полигон железных дорог. Удалось ли достичь главной цели – повышения пропускной способности южного хода Транссиба?
– Действительно, мы завершаем первый этап этого важного проекта. Напомню, он реализуется в тесной увязке с модернизацией БАМа и Транссиба и нацелен на снятие ограничений на загруженном направлении Кузбасс – Дальний Восток. С 2015 года мы построили на южном ходу 167 км новых путей, обновили десятки инженерных сооружений и энергообъектов. На 13 станциях внедрена новая цифровая система управления движением.
В 2021 году основной объем работ был сосредоточен на двух перегонах, расположенных на территории Красноярского края: Лукашевич – Кой и Джётка – Крол общей протяженностью почти 30 км. Из-за сложных геологических особенностей на этих участках большое развитие получила мостовая инфраструктура, много искусственных сооружений – только железнодорожных мостов построено 12, еще 9 железнодорожных мостов реконструированы.
Окончание работ и ввод в эксплуатацию вторых путей на ли-митирующих перегонах позволили достичь целевых показателей проекта: обеспечить увеличение пропускной способности Южного хода от станции Междуреченск до станции Тайшет на 65 % – с 19 до 29 пар поездов в сутки.
Но чтобы весь этот южный полигон дороги работал стабильно, нам необходимо продолжать строительство. Дальнейшему развитию этого важнейшего направления будет способствовать реализация проекта по увеличению пропускной способ¬ности участка Артышта – Между¬реченск – Тайшет. В этом году на части перегонов уже завершены предпроектные работы, со следующего года приступаем к строительству вторых путей. Второй этап программы рассчитан до 2025 года, но и за горизонтом 2025 года работы будут продолжаться. Регионы Восточной Сибири быстро развиваются. Наша главная задача – опережать потребности экономики. Чтобы не мы догоняли экономику, а она – нас.
– Какую роль в перевозочном процессе играет новая станция Ачинск III, введенная в эксплуатацию в августе этого года?
– Этот проект напрямую связан с развитием такой технологии, как вождение соединенных и длинносоставных поездов, на которые сегодня делается ставка в транспортном обеспечении российской и региональной экономики. Задача – меньшим количеством поездов перевозить большее количество грузов. Эта работа ведется преимущественно на Транссибе.
На станции Ачинск III построен путь длиной 2,1 км, предназначенный для соединения поездов. Здесь два груженых состава весом 7100 тонн каждый соединяются в один поезд-гигант.
С новой станции мы уже отправили более 600 таких поездов. Вождение сдвоенных поездов высвободило нитки графика для пропуска дополнительного поездопотока. За счет этого существенно увеличилась пропускная способность сортировочной станции Красноярск Восточный, поскольку эти составы проследуют ее без остановки. Почти в полтора раза, с 64 до 86 пар поездов в сутки, возросла и пропускная способность станции Ачинск-1. Для города Ачинска, Ачинского района и всей западной группы районов Красноярского края, где развиты металлургия, топливно-энергетическая, строительная, лесная отрасли, это является большим плюсом.
– Каким был объем инвестиционной программы КрасЖД, и какие прогнозы на следующий год?
– В 2021 году в развитие инфраструктуры дороги холдинг РЖД инвестировал 31 млрд руб. Ожидаемый объем инвестиций на 2022 год – 48 млрд руб. Рост в полтора раза. И это не удорожание действующих проектов, а еще больший объем работ: прокладка вторых путей, развитие системы энергетики, приобретение мощных локомотивов «Ермак» с поосным регулированием силы тяги. Помимо этого инвестиции будут направлены и на капитальный ремонт путей, на решение многих других задач.
– Мы видим, что одновременно с обновлением инфраструктуры железная дорога в последние годы активно цифровизируется, внедряет современные сервисы для клиентов, включая мобильные приложения.
– Да, планомерно идет цифровизации всех производственных процессов. В этом году около 95% всех документов в секторе грузоперевозок оформлялось на дороге в режиме онлайн.
Сейчас наши клиенты активно подключаются к мобильному приложению «РЖД ГРУЗ», благодаря которому в любой точке России можно выбрать место погрузки, рассчитать стоимость, в режиме реального времени отследить перемещение груза, подписать необходимые документы, буквально не выходя из своего офиса или своего дома.
Еще один сервис, который появился совсем недавно, – маркетплейс «РЖД Маркет». Он предназначен для работы по схеме B2B (Business to Business). Клиенты могут размещать информацию о своей продукции прямо на сайте и выбирать самые выгодные предложения с оформлением доставки. Это первый в мире маркетплейс с доставкой железнодорожным транспортом. Пользуясь им, бизнес сможет значительно экономить на доставке и поиске товаров, расширить границы сбыта своей продукции.
– В этом году КрасЖД запустила проект по поиску и привлечению инноваций «КЖДСтартап». Каким был отклик?
– Фактически речь идет о создании единой инновационной площадки, где представители научной среды и бизнес-сообщества, в том числе инжиниринговых компаний и субъектов малого и среднего бизнеса Красноярского края, реализующие проекты в сфере высоких технологий могли предложить свои решения в ответ на наши инновационные запросы. Честно говоря, когда начинали эту работу – не верил, что будет интерес. Но мы получили очень хорошую обратную связь. Отклик был большой, из «внешнего контура» заявились порядка 300 участников. Мы провели несколько технологических конкурсов, отобрали перспективные проекты. Теперь готовимся к их тестовому внедрению. Если эти идеи хорошо себя покажут, они могут найти свое воплощение и на сети РЖД.
На этом мы не останавливаемся, будут новые конкурсы для привлечения стартапов. Все наши запросы на инновационные разработки в открытом доступе, и желающие могут предлагать свои решения.
– В свое время инновацией стал проект «Городская электричка Красноярска». Как он развивается сегодня?
– Проект продолжает набирать популярность. Сегодня в будние дни до 50% всех пассажиров, перевозимых электропоездами дороги, это пассажиры Красноярской агломерации. В «часы пик» наполняемость вагонов на самых востребованных маршрутах достигает 100%. Максимальный рост пассажиропотока мы отмечаем на Дивногорском направлении, где за 11 месяцев 2021 года количество пассажиров выросло на 38%.
Так что, можно сказать, что электричка стала для Красноярска полноправным видом городского общественного транспорта – современным, экологичным, комфортным, безопасным, не зависящим от пробок.
Мы продолжаем развивать городскую железнодорожную инфраструктуру, обновляем парк электропоездов. В следующем году завершим строительство всех посадочных платформ. Всего на внутригородском маршруте будет 33 остановочных пункта – это в два раза больше, чем в 2009 году, когда проект только начинался. Ожидаем поступления трех новых комфортабельных электричек. За последние три года на наши маршруты вышло уже 8 электропоездов новейших серий.
– Это интервью выйдет в канун Нового Года. Что бы вы пожелали коллективу Красноярской дороги в наступающем 2022-м году?
– Прежде всего, хочу поблагодарить коллег за достойный труд. Желаю крепкого здоровья, только хороших, позитивных перемен и новых удачных проектов! Уверен, и в новом году у нас все получится!
2022 год стал вызовом для всех без исключения секторов экономики, что напрямую отразилось и на главной транспортной артерии России — железных дорогах. О главных тенденциях в сфере ж/д перевозок, а также об инфраструктурных проектах — в интервью начальника Красноярской железной дороги Алексея Туманина.
— Алексей Сергеевич, как геополитические факторы повлияли на показатели работы КрасЖД в 2022 году?
— Действительно, новые реалии принесли новые вызовы. Насколько нам удалось с ними справиться, говорят объективные цифры. Так, несмотря на все внешние факторы, за 11 месяцев 2022 года отправление грузов превысило прошлогодний показатель на 0,4 %, составив в абсолютных цифрах 71,6 млн тонн.
В сравнении с прошлым годом выросла погрузка по большинству важнейших номенклатур. В частности, в сегменте нефтяных грузов мы фиксируем рост на 12 %, железной руды — на 32,6 %, строительных грузов — на 31,3 %, промышленного сырья — на 19,5 %.
В целом по году мы ожидаем, что Красноярская железная дорога выйдет на уровень 78,7 млн тонн, с ростом к 2021 году на 1 %, или 0,7 млн тонн.
— Насколько серьезными были изменения в логистике перевозок?
— Изменения кардинальные. Наибольшее влияние оказали санкции, следствием которых стали разрыв торговых отношений с Европой и невозможность вывоза продукции по тем логистическим схемам, которые были привычными. Произошел резкий разворот рынка на восток.
Перед РЖД стоит задача оптимально использовать мощности инфраструктуры Восточного полигона, выстраивая эффективную логистику в условиях возросшего спроса и ограниченных пропускных способностей этого направления.
Для многих региональных предприятий Хакасии и Красноярского края, которые были ориентированы на экспорт, дополнительной сложностью стал быстрый поиск новых торгово-экономических партнеров.
Понимая потребности грузоотправителей и высокую социальную значимость стабильной работы системообразующих региональных предприятий, мы оказываем им содействие в поиске и разработке новых маршрутов. Эти решения вырабатываются в режиме постоянного диалога и позволяют переключить экспортные грузопотоки с традиционных на альтернативные направления.
— На какие альтернативные «рельсы» перестраивается сегодня экспорт?
— Перспективное направление для экспорта региональной продукции — международный транспортный коридор «Север — Юг», у которого есть ряд преимуществ. К примеру, в сравнении с морским маршрутом через Суэцкий канал он позволяет в два и более раза сократить расстояния перевозок, а также снизить стоимость перевозки контейнеров. В рамках развития коридора ОАО «РЖД» предлагает оптимальные логистические решения для обслуживания экспортно-импортных грузов в сообщении с государствами Персидского залива и Индийского океана. Один из стимулов переключиться на данный коридор — понижающий коэффициент на экспортные и импортные перевозки груженых крупнотоннажных контейнеров через российско-казахстанские пограничные станции при проследовании казахстано-туркменского пограничного перехода Болашак — Серхетяка.
При общем снижении экспорта на восточном направлении на 6 % с начала года мы и здесь изыскиваем резервы и альтернативные маршруты и добиваемся положительной динамики.
Так, в рамках частичной переориентации грузопотока с сухопутных погранпереходов с Китаем на 24 % к уровню 2021 года увеличено отправление экспортных пиломатериалов в контейнерах (продукция ЛПК Красноярского края) через порты Дальнего Востока.
Помимо этого, лесную продукцию можно доставлять в Китай через Казахстан. Мы активно прорабатываем эти вопросы с правительством Красноярского края и готовы оказать всестороннюю помощь и поддержку предприятиям лесной отрасли.
Что касается такого массового экспортного груза, как уголь, то в июле — октябре производилась отгрузка хакасского твердого топлива на экспорт через торговый порт Благовещенска, отправлено почти 22 тыс. тонн.
В ноябре, после открытия первого железнодорожного моста между Россией и Китаем, из Красноярского края и Республики Хакасия отправлены пробные 5 тыс. тонн и 22,9 тыс. тонн угля соответственно через новый пограничный пункт пропуска Нижнеленинское — Тунцзян.
В результате нашей совместной работы с грузоотправителями в последние месяцы наметился тренд восстановления объемов отправления грузов через порты Северо-Запада: с 169 вагонов ежесуточно в июне до 282 вагонов в сутки по итогам ноября. Основной грузопоток тут формируется из Республики Хакасия.
— Можно ли сказать, что снижение внешнеторгового грузооборота компенсировано на КрасЖД за счет увеличения перевозок внутри страны?
— Ситуация с объемами грузоперевозок в основных регионах обслуживания КрасЖД — Красноярском крае и Республике Хакасия — неоднородна. Так, в Красноярском крае, где порядка 80 % — внутрироссийские перевозки, погрузка за январь — ноябрь не только не снизилась, но даже выросла к тому же периоду 2021 года на 2,5 млн тонн, составив 43 млн (+6 %). Снижение экспорта (на 9 %) полностью компенсировано положительной динамикой внутрироссийского грузопотока (+11 %).
Ключевой фактор роста — высокий спрос на уголь на внутреннем рынке со стороны угольной генерации Сибири. Из-за маловодности Енисея Красноярская и Саяно-Шушенская ГЭС уменьшили выработку электроэнергии, а угольная генерация эти объемы замещает. Как результат, перевозки угля выросли на 11,5 %.
В «плюсе» и внутренний грузопоток по нефтепродуктам, строительным и лесным грузам.
Несколько иная картина сложилась в Хакасии, где порядка 85 % грузоотправлений занимает продукция угледобывающей промышленности, которая в значительной степени ориентирована на зарубежные рынки сбыта и ощутила последствия санкций. Так, за 11 месяцев погрузка в Хакасии составила 24,1 млн тонн (–8 %). При этом экспортные перевозки угля из республики снизились, в основном из-за сокращения его отправок в страны Европы: относительно прошлого года перевезено меньше на 2,7 млн тонн. А объемы экспортных перевозок в самом загруженном восточном направлении нам удалось удержать практически на тех же позициях — снижение на 300 тыс. тонн.
Внутренние перевозки угля из Хакасии, как и из Красноярского края, демонстрируют рост. Дополнительно к показателю 2021 года в адреса угольных электростанций и предприятий жилищно-коммунальной сферы перевезено 0,8 млн тонн. В январе — ноябре из республики также вырос внутренний грузопоток железной руды, строительных грузов и промышленного сырья.
— В последние несколько лет КрасЖД развивает контейнерные перевозки. Пользуются ли они сейчас, как и ранее, спросом у предприятий Красноярского края и Хакасии?
— Объем отправления в сегменте контейнерных перевозок за 11 месяцев сохранился практически на уровне прошлого года — перевезено 2,9 млн тонн грузов. У нас действительно созданы хорошие условия. На дороге для работы с контейнерами открыто 70 путей необщего пользования на 25 станциях, на 5 станциях есть возможность это делать на путях общего пользования. То есть работа с контейнерами осуществляется даже там, где раньше ее не было, — все для удобства партнеров.
В этом сегменте новые обстоятельства также заставили экспортеров оперативно перестраивать логистику. Санкциями и уходом крупных иностранных морских перевозчиков вызвано основное снижение экспортного контейнеропотока в северо-западном направлении. Произошло переключение на порты Дальнего Востока и пограничные переходы на Транссибе. Отправление контейнеров на экспорт в восточном направлении выросло на 5,7 %. Увеличены перевозки цветных металлов из Красноярского края на 38 % и Республики Хакасия на 31 %. Производители топливных пеллет в Красноярском крае также развернулись на рынок АТР: отгружено 96 тыс. тонн. Возросли перевозки зерна в контейнерах в этом направлении — общий объем составил 14,7 тыс. тонн.
— Означает ли это, что и в будущем контейнерные перевозки будут расти?
— Контейнеризация грузопотоков — один из важнейших трендов транспортной логистики. А использование нестандартных контейнеров позволяет привлекать новые виды грузов и расширять клиентскую базу. Сегодня с вагонов на контейнеры на железнодорожном транспорте переключается все больше грузоотправителей сыпучих грузов, прежде всего угля, металлических руд, удобрений, зерна.
К примеру, в прошлом году со станции Минусинск уголь на экспорт был отправлен в 20-футовых контейнерах типа open top. В 2022 году на этой же станции организована тестовая погрузка цветной руды в 10 контейнерах типа open-top отечественного производства. Она перевозится в одноразовой мягкой таре — биг-бэгах, защищающей груз от распыления и увлажнения.
Мы фиксируем растущий спрос на отправление контейнерных поездов — это один из сервисов ускоренной доставки грузов. Дело в том, что контейнерный поезд следует до станции назначения без расформирования в пути следования, это позволяет существенно экономить время в пути, а также сокращает транспортные издержки.
Сегодня контейнерные поезда формируются на 10 станциях КрасЖД: Абакан, Базаиха, Злобино, Иланка, Канск-Енисейский, Карабула, Красноярск, Красноярск-Северный, Лесосибирск, Чунояр. В основном в них перевозятся лесные и зерновые грузы, уголь.
В общей сложности в 2022 году дорогой отправлено более 1 500 контейнерных поездов, из них 28 — по новым направлениям.
— Над какими инфраструктурными проектами работает дорога, чтобы нарастить транзит грузов на Восток?
— Ведется масштабное обновление инфраструктуры южного хода КрасЖД Междуреченск — Абакан — Тайшет, с которого начинается Восточный полигон. Проект направлен на увеличение пропускных и провозных способностей линии с учетом утвержденных параметров модернизации БАМа и Транссиба, обеспечивающих достижение по итогам 2024 года объемов вывоза грузов до 180 млн тонн в год.
Чтобы убрать самые узкие места на этой однопутной трассе, во время первого этапа реконструкции (с 2013 по 2021 год) построено и введено в эксплуатацию 167 км новых вторых главных путей. Обновлены десятки инженерных сооружений. В результате пропускная способность участка от Междуреченска до Тайшета увеличилась на 65 %.
В 2022 году начались масштабные работы в рамках второго этапа модернизации по инвестпроекту ОАО «РЖД» «Увеличение пропускной способности участка Артышта — Междуреченск — Тайшет». Программа предусматривает развитие 47 объектов инфраструктуры до 2025 года. В том числе будет построено около 300 км вторых путей, а также второй Козинский тоннель, расположенный на горноперевальном участке Джебь — Щетинкино. Запланированы обновление пяти подстанций и строительство трех новых, а также реконструкция четырех станций.
В 2022 году на южном ходу уже реконструировано две тяговых подстанции — Саянская и Крупская, еще на шести таких энергообъектах работы в стадии завершения. Их модернизация повысит надежность электроснабжения и позволит в два раза сократить интервал попутного следования поездов, вырастут объемы тяжеловесного движения.
На 15 однопутных перегонах южного хода идут строительно-монтажные и подготовительные работы, в том числе на двух из них — Биркчул — Югачи и Югачи — Казановская, расположенных в Хакасии, уже построены вторые пути.
— Тяжеловесное движение — одна из технологий, позволяющих увеличить пропускную способность. Как она применяется КрасЖД в Хакасии и Красноярском крае?
— Развитие тяжеловесного и длинносоставного движения — один из приоритетов Красноярской железной дороги, что соответствует стратегическим целям компании РЖД. В условиях дефицита пропускных способностей именно вождение поездов повышенной массы и длины позволяет перевозить больше грузов по существующей инфраструктуре. При этом потребление энергоресурсов на тягу поездов, наоборот, сокращается.
Внедрение этих технологий невозможно без обновления парка локомотивов, поскольку необходимы более мощные электровозы, без усиления путевой инфраструктуры и энергосистемы. И мы сегодня ведем работу во всех этих направлениях.
Так, за последние пять лет на Красноярскую магистраль поступило 285 новых грузовых локомотивов «Ермак». В том числе 223 машины серии 3ЭС5К. Они предназначены для вождения поездов повышенного веса 7 100 тонн, а также сверхтяжелых длинносоставных и соединенных поездов массой 12–14 тыс. тонн.
В уходящем году модернизирован западный парк нашей станции Мариинск, где построены два специализированных пути протяженностью 2,1 км — для работы с транзитными длинносоставными и соединенными поездами. Это уже вторая такая станция на дороге: первый специализированный парк появился в 2021 году на станции Ачинск III. В комплексе они позволят существенно увеличить пропускную способность Красноярского участка Транссиба.
Ведется большая работа по развитию тяжеловесного движения. Например, со станции Черногорские Копи (Хакасия) в 2022 году отправлено 187 составов весом 7 100 тонн, что почти в шесть раз превышает уровень прошлого года. Еще 35 таких поездов были сформированы на хакасской станции Камышта.
— КрасЖД в 2022 году вела поиск новых проектов для инновационного развития и импортозамещения. Внедряются ли они уже, удалось ли привлечь какие-то стартапы?
— Да, действительно, 2022 год стал прорывным в развитии инновационной деятельности. Цель — привлечь на дорогу передовые отечественные технологии, которые помогут повысить эффективность и безопасность железнодорожных перевозок, достичь нового уровня комфорта для пассажиров.
Мы начали активно сотрудничать в этой сфере с крупнейшими вузами и высокотехнологичными предприятиями Сибири: среди них СФУ, университет Решетнева, Красцветмет. Открыли для себя новых партнеров, взаимодействие с которыми раньше было для нас неочевидным. Это малые инновационные предприятия, стартап-команды, конструкторские бюро. Дорога впервые стала участником краевой программы софинансирования конкурса научных разработок. Конкурс проводился совместно с Краевым фондом науки (Красноярский край). Сейчас специалисты дорожного Центра инновационного развития совместно с технологическими партнерами плотно работают над 20 инновационными проектами, это наш потенциал внедрения на 2023 год. Работа в этом направлении продолжится, и она будет интересной.
Красноярская железная дорога — филиал ОАО «РЖД»