Начало положено
С момента запуска на сети РЖД цифровой технологии «Мобильный общественный инспектор» ее пользователи внесли в систему 24 тыс. замечаний о нарушениях безопасности движения поездов.
«Это существенно меньше, чем количество замечаний, зафиксированных на бумаге, но следует помнить, что качество важнее, чем количество», — отметил на заседании Центрального совета общественных инспекторов по безопасности движения поездов начальник отдела нормативно-технического регулирования и межведомственного взаимодействия департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Евгений Черюк.
Напомним, что «Мобильный общественный инспектор» — это своего рода электронный документооборот для общественных инспекторов. Он позволяет им обойтись без традиционной бумажной рутины (составить акт о явлении, из-за которого может быть нарушена безопасность движения, передать его дальше по инстанциям, отследить его судьбу). В тестовом режиме система была опробована на Приволжской дороге, с января этого года внедряется на всей сети.
Наиболее активно сегодня в ней работают представители Горьковской, Северо-Кавказской и Южно-Уральской дорог. К системе подключен уже 91% общественных инспекторов (а всего на сети их задействовано 6366) и более 4,2 тыс. руководителей предприятий и структурных подразделений.
«Благодаря внедрению этого цифрового сервиса мы сделали два шага вперед в том, что касается вовлеченности и обратной связи во взаимодействии общественных инспекторов, аппарата ревизоров и руководителей подразделений, — комментирует заместитель начальника Западно-Сибирской дороги, главный ревизор по безопасности движения поездов Федор Жмакин. — С его помощью каждый инспектор может направить информацию о выявленном нарушении в любое дорожное хозяйство».
«Основной акцент в работе «Мобильного общественного инспектора» сделан на полноту и своевременность ввода информации и проведения экспертизы нарушений», — отмечает председатель Совета общественных инспекторов по безопасности движения поездов Дорпрофжел на Горьковской дороге Виктор Кузнецов.
Конечно, учитывая, что система совсем новая, созданная буквально с нуля, есть еще недоработки. Так, как отмечает Федор Жмакин, не все зависимые и дочерние общества холдинга подключены к ней. Общественники не имеют возможности передать данные руководству структурных подразделений и филиалов АО «ФПК» и сервисных локомотивных депо, задействованных в ремонте тягового подвижного состава, притом что на региональном уровне они проявляют интерес к получению доступа к ресурсу.
Не имеют пока доступа к «Мобильному общественному инспектору» и работники профсоюза, однако, по словам заместителя председателя РОСПРОФЖЕЛ Алексея Налетова, уже скоро это исправят.
«В 2020 году, располагая статистическими данными, видя работу конкретного общественного инспектора, предприятия, службы, дирекции, мы смогли различными наградами поощрить 44 общественника, а также составить рейтинг лучших дирекций и служб, — поясняет главный технический инспектор труда Дорпрофжел на Свердловской дороге Дмитрий Москалюк. — Но сейчас у нас нет доступа к сервису, мы не можем увидеть работу каждого, оценить эффективность советов общественных инспекторов и отметить достойных».
А это, в том числе, вопрос мотивации общественников на исполнение обязанностей. Приходится дублировать отчетность.
«Действующая система не идеальна, но мы готовы к доработке и улучшению, — продолжает Евгений Черюк. — К третьему слету общественных инспекторов в будущем году мы должны прийти с готовой автоматизированной системой, которая будет в полном объеме отражать результаты общественного контроля».
При этом, полагает заместитель начальника департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Сергей Антонов, в своей работе общественники должны делать упор на профилактику, то есть отслеживание готовности трудовых коллективов к безошибочному выполнению своего функционала: с точки зрения наличия трудовых и материальных ресурсов, условий труда, возможности соблюдать технологию производства.
Деятельность общественных инспекторов в ОАО «РЖД» получила одобрение в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта. Как отметил на заседании Центрального совета заместитель руководителя Ространснадзора Виктор Гулин, опыт железнодорожников по развитию института общественников будет распространен и на другие виды транспорта.
Ольга Прямицына, корр. «Сигнала»
Приняты новые документы об организации общественного контроля за обеспечением безопасности движения поездов и эксплуатации железнодорожного транспорта. Они определяют, как должен быть организован общественный контроль, а также полномочия и порядок работы общественных инспекторов по безопасности движения поездов и других работников ОАО «РЖД».
Как рассказал заместитель председателя профсоюза Андрей Карабанов, это «Методические рекомендации по организации общественного контроля за обеспечением безопасности движения поездов и эксплуатации железнодорожного транспорта в ОАО «РЖД» и «Положение об общественном контроле за обеспечением безопасности движения поездов и эксплуатации железнодорожного транспорта в ОАО «РЖД».
Руководство общественным контролем, как и прежде, осуществляет РОСПРОФЖЕЛ. Главная новация заключается в том, что теперь работу по выявлению нарушения безопасности движения или условий, угрожающих безопасности, наряду с общественными инспекторами смогут выполнять и рядовые работники компании.
«Новый документ фиксирует, что общественный контроль — это дело не только выборного работника — общественного инспектора по безопасности движения, — но каждого сотрудника компании.
Для этого им будут предоставлены специальные инструменты: через сервисный портал работника ОАО «РЖД» откроется доступ к технологии «Мобильный общественный инспектор», с помощью которой железнодорожник сможет передать информацию о нарушении адресату», — говорит начальник отдела технического аудита Департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Евгений Черюк.
«Мобильный общественный инспектор» — это модуль портала «Навигатор безопасности ОАО «РЖД», который работает уже три года. С его помощью инспекторы в электронном виде передают ответственным лицам информацию о выявленных нарушениях, которые могут повлиять на безопасность движения поездов. Приложение можно использовать как со стационарного рабочего места через браузер, так и со смартфона. С его помощью можно также отследить ход устранения нарушений.
Евгений Черюк отмечает, что к настоящему времени общественные инспекторы на отлично освоили возможности этой технологии и могут уже сами обучать своих коллег ее применению. Это значит, что их задача становится шире, что и отражено в новых документах. Так, в список задач ОИБД добавлены еще три: вовлекать железнодорожников структурного подразделения в работу по общественному контролю, повышать эффективность работы системы управления безопасностью движения в структурных подразделениях, выявлять причины, способствующие появлению ошибок персонала.
На начальном этапе — помочь железнодорожникам освоить цифровую технологию «Мобильный общественный инспектор». Информация о зафиксированных ими нарушениях — а в методических рекомендациях подробно расписано, какие данные должны быть внесены в систему, — будет поступать руководителю предприятия.
Схема взаимодействия участников общественного контроля включает в себя также общественных инспекторов по безопасности движения, ревизоров по безопасности движения и профсоюзных работников и исключает возможность того, что сведения о нарушении «затеряются» и оно не будет исправлено.
В «Методических рекомендациях по организации общественного контроля за обеспечением безопасности движения поездов и эксплуатации железнодорожного транспорта в ОАО «РЖД» указаны требования к кандидату в общественные инспекторы. Его производственная деятельность должна быть связана с движением поездов и маневровой работой.
Кандидат не должен иметь дисциплинарных взысканий за нарушение трудовой и технологической дисциплины в течение предыдущего года работы и иметь стаж работы на железнодорожном транспорте не менее одного года. Он должен обладать определенным набором базовых знаний о работе железнодорожного транспорта и пользоваться авторитетом в трудовом коллективе.
Также кандидат в общественные инспекторы должен пройти обучение. Руководитель структурного подразделения, в свою очередь, обязан обеспечить общественным инспекторам доступ к оборудованному рабочему месту, подключенному к порталу «Навигатор безопасности» и к «Мобильному общественному инспектору».
Между тем количество замечаний о нарушениях, зафиксированных с помощью приложения, растет. Так, в 2021 году в систему было внесено 54 тыс. замечаний, в 2022-м — 67 тыс. Правда, пока еще, как показывает статистика, общественные инспекторы преимущественно передают информацию о нарушениях по старинке, с помощью оформления акта на бумаге.
Это связано с рядом причин, среди которых, например, необходимость дополнительной настройки приложения: при отсутствии интернета в отдаленных местах должна быть возможность в приложении заполнить необходимые формы, чтобы затем они «подгрузились» при появлении сети, считает руководитель технической инспекции труда профсоюза — главный технический инспектор труда Андрей Лазарев.
Отход от «бумаг» для облегчения процесса обмена информацией и ускорения устранения нарушений — цель на ближайшее будущее. «Одна из задач общественного контроля по обеспечению безопасности движения на 2023 год — это переход на полную автоматизацию передачи замечаний и сбору отчетности через приложение «Мобильный общественный инспектор» с 1 января 2024 года», — говорит заместитель председателя профсоюза Андрей Карабанов.
— Организациям прямого подчинения, которые не входят в холдинг «РЖД», профсоюз рекомендовал также рассмотреть вопрос об организации общественного контроля за обеспечением безопасности движения поездов в их подразделениях».
Формула взаимодействия
В первом квартале всех общественных инспекторов по безопасности движения поездов зарегистрируют на портале «Навигатор безопасности». Это позволит им пользоваться цифровой технологией «Мобильный общественный инспектор». Об этом было заявлено на совещании Центрального совета общественных инспекторов по безопасности движения поездов.
Напомним, «Мобильного общественного инспектора» обкатали на Приволжской железной дороге, а в конце прошлого года технологию решили тиражировать на всю сеть.
Работает она как вкладка на интернет-портале «Навигатор безопасности». Общественный инспектор открывает вкладку и в специальной форме заполняет поля: указывает место, хозяйство, к которому относится нарушение, описывает его и прикрепляет фото и видео доказательства. Если, по его мнению, нарушение требует срочного устранения, ставит галочку в соответствующем окошке.
Как пояснил начальник отдела нормативно-технического регулирования и межведомственного взаимодействия департамента безопасности движения поездов ОАО «РЖД» Евгений Черюк, на каждое направление работы инспектора назначается эксперт — ревизор по безопасности. Получая информацию о нарушении, он анализирует ее и передает предприятию, которое и должно его устранить.
«Поскольку работники профсоюза ограничены в доступе к «Навигатору безопасности», организационная ответственность закреплена за ревизорским аппаратом, — уточняет Евгений Черюк. — Но, когда будут зарегистрированы все, рабочий процесс наладится, часть ответственности будет передана профсоюзу. В течение года вопрос отработаем. Пока стоит задача в феврале обеспечить регистрацию всем общественным инспекторам на портале и ожидаем от профсоюза поддержки в этом вопросе».
Для регистрации общественникам необходимо иметь доступ в Интранет. Как сообщил заместитель председателя РОСПРОФЖЕЛ Андрей Карабанов, у профсоюза уже есть договор с Главным вычислительным центром ОАО «РЖД», и инспекторы, имеющие доступ к корпоративному Интранету, готовы к подключению.
«Никто не знает ситуацию так хорошо, как люди на местах, поэтому нам очень нужен этот инструмент, — подчеркнул первый заместитель начальника департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Алексей Колотов. — В прошлом году события на инфраструктуре снижены на 17% (по ответственности холдинга — на 13%). Однако до конца не удалось выполнить поставленные задачи с точки зрения предотвращения тяжелых последствий нарушений безопасности движения». С начала года наблюдается рост случаев ДТП на переездах, изломов рельсов, повысились факторы риска, возникающие из-за текущего содержания пути, уровня обслуживания подвижного состава в пути следования и выполнения работ подрядчиками.
«Необходимо обратить внимание на профилактику производственного травматизма, на проверку производственных процессов в подразделениях управления пути и сооружений, Дирекции тяги и Центральной дирекции управления движением. На портале «Навигатор безопасности» эта информация есть. Прошу обратить внимание инспекторов», — подчеркнул Алексей Колотов.
Ежегодно общественные инспекторы проводят до 130 тыс. проверок, выявляют свыше 330 тыс. нарушений, влияющих на безопасность движения поездов.
«Однако, — говорит заместитель руководителя технической инспекции труда профсоюза Николай Ефремкин, — значительное количество нарушений инспекторы выявляют и фиксируют в рабочее время. Это не противоречит принципам добровольности общественного контроля, но создает впечатление формального отношения к делу. Внедрение технологии «Мобильный общественный инспектор» должно повысить эффективность работы инспекторов и снизить число формальных замечаний, усилив контроль за устранением нарушений».