Курская тоннель номер 3

Возвращаемся этим постом к строящимся и реконструируемым транспортно-пересадочным узлам. На очереди история изменения проекта реконструкции Курского вокзала, он же станция Курская второго Московского Центрального Диаметра (далее — МЦД). Здесь же находятся выходы станций «Курская» на Арбатско-Покровской и Кольцевой линиях метро и станции «Чкаловская» на Люблинско-Дмитровской.

Upd 1. Добавил в пост ещё пару рендеров, один заменил на лучшего качества.

Upd 2. Добавлена схема очерёдности реконструкции тоннеля №2 (южного).

Upd 3. Добавлена пара новых рендеров, часть заменена на лучшего качества.

Курская тоннель номер 3

Немножечко архивных фото. Смотрите какой навес над платформой был раньше, какие колонны, какие ажурные металлоконструкции.

Курская тоннель номер 3

1987 год. Пишут, что это двери грузового лифта на платформе, а то и такое было?

Курская тоннель номер 3

А вот уникальное фото. Это один из тоннелей под путями. Посмотрите какая там была отделка стен, аккуратная, лаконичная плиточка. А дальше мы посмотрим во что эти тоннели превратили сегодня.

Курская тоннель номер 3

1. Интересно, что пересадка с метро на МЦД здесь одна из самых удобных на всей линии, так как прямо с платформы вы спускаетесь в пешеходный тоннель из которого уже можно перейти непосредственно в вестибюль метро. Действительно пересадка по формуле “сухие ноги”. Но есть нюанс, так как это не просто станция а аж целый вокзал, то и театр

безопасности тут более драматичный, чем на обычных станциях. Тут вас заставят обязательно положить свою сумку или рюкзак на грязную ленту рентгеновского аппарата. Почему эти агрегаты всегда в таком засранном состоянии я не знаю, видимо их никогда не протирают. Хотя сотрудники как бы безопасности могут болтать со своими коллегами, даже не обращая внимания на рамки металлодетекторов и экран досмотрового аппарата. Можно было бы этим бездельникам раздать тряпки, чтобы они хотя бы вытирали грязь с ленты.

Курская тоннель номер 3

2. Навигация тут сделана довольно неплохо. Но есть одно но, если вы вдруг попадете на вокзал с улицы, то понять, куда вам нужно идти будет сложно, так как на верхнем этаже навигации и указателей на МЦД нет никаких.

Курская тоннель номер 3

4. Отделка тоже вызывает грусть, ну ладно дешевый керамогранит на клямерах, но какой умник додумался вешать этот самый керамогранит на свод, а если он упадет? Клямеры рассчитаны на вертикальный монтаж плитки, вряд ли какой-либо производитель подсистемы даст добро на монтаж керамогранита подобным образом.

Курская тоннель номер 3

5. Зато с навигацией здесь все неплохо. Те, кто первый раз сюда попадают, вполне могут сделать пересадку с метро на МЦД и обратно без каких либо трудностей.

Курская тоннель номер 3

6. Какие-то выходы на платформы закрыты, причем судя по капитальной решетке, закрыты давно и надолго.

Курская тоннель номер 3

7. Навигация тут грамотная, даже я с первого раза нашел нужную платформу.

Курская тоннель номер 3

8. Вот направление на Нахабино. Тут нет надписей про какие-то номера платформ и путей, здесь все сделано максимально понятно для простого пассажира, и это очень хорошо. На самом деле так и должно быть. Конечно постоянные пользователи электричек ухмыльнутся, так как они знают все наизусть, но ведь и навигация предназначена как раз для тех, кто попал сюда впервые. И им должно быть все ясно и понятно с первого раза.

Курская тоннель номер 3

9. Выходы на платформу сделаны в виде павильонов над лестничными сходами.  Здесь тоже керамогранит, поглядите как “эстетично” его подрезали снизу, просто красота. Я надеюсь, что у чиновников из РЖД на их дачах отделка сделана подобным образом.

Курская тоннель номер 3

10. Естественно никаких эскалаторов и лифтов тут нет. Более того, лестница довольно крутая, у нее высокие неудобные ступеньки. Особенно стрёмно по ней спускаться/подниматься зимой, когда они еще и скользкие.

Курская тоннель номер 3

11. Но есть и плюсы. Все платформы накрыты козырьком практически на всю длину.

Курская тоннель номер 3

12. Под МЦД отданы две островные платформы. С ближайшей к зданию вокзала отходят поезда в сторону Подольска, а с дальней в сторону Нахабино. Немного вводит в заблуждение то, что поезд может придти с любой стороны платформы, по крайней мере в сторону Нахабино происходит именно так. Но опять же, сориентироваться можно – это не такая большая проблема. Не то что не Белорусском вокзале.

Курская тоннель номер 3

14. Интересно, что выходов павильонов на каждую платформу несколько. На эту платформу ведут аж 6 лестничных сходов из всех трех тоннелей. В принципе без особых проблем можно было бы установить на соседние дублирующие сходы по эскалатору, чтобы они работали на подъем. И уже этого было бы достаточно, чтобы улучшить качество и доступность станции для тех, кому по лестницам подниматься тяжело. На самом деле сделать тут безбарьерную среду можно довольно малой кровью

Курская тоннель номер 3

15. Внезапно ночное фото и павильон над лестничным сходом в тоннель номер 2. Первые два тоннеля ведут непосредственно на минус первый этаж вокзала, а через третий можно сразу попасть в круглый распредзал станции метро “Курская”. С точки зрения пересадки на метро 3 тоннель предпочтительнее.

Курская тоннель номер 3

16. Здесь тоже палатка с самыми важными для путешественника вещами: пивом, чипсами, соком и лапшой быстрого приготовления.

Курская тоннель номер 3

17. Вход в тоннель номер 3.

Курская тоннель номер 3

18. Он находится в торце платформы. Интересные здесь висят таблички. Вдалеке “остановка первого вагона” обычной электрички, а чуть ближе то же самое, но для поезда “Иволга”.

Курская тоннель номер 3

19. Когда я тут был, здесь ремонтировали часть платформы, просто перекладывали плитку на более новую, ничего капитального.

Курская тоннель номер 3

20. Расписание, как я понял, еще старое.

Курская тоннель номер 3

21. Отсюда видны здания Армы, жалко только все отгородили забором непрозрачным.

Курская тоннель номер 3

22. На вокзалах и крупных станциях находится довольно интересно, можно встретить необычные типы подвижного состава, вот, например такой вагончик мне попался.

Курская тоннель номер 3

23. Соседние  платформы такие же, как и эта.

Курская тоннель номер 3

24. Привычные нам уже Ласточки. Кстати и по МЦД2 в целях борьбы с дефицитом подвижного состава пустили эти замечательные поезда.

Курская тоннель номер 3

25. Линейная схема.

Курская тоннель номер 3

26. А теперь перейдем на соседнюю платформу. Так как разместить турникеты в подземнике было невозможно физически, они переехали в павильоны на платформах.

Курская тоннель номер 3

27. На платформе в сторону Подольска павильоны отличаются от других, смотрите какая странная готичная навигация.

Курская тоннель номер 3

29. Е еще тут зачем-то сделали тонировку стекол. И дверей на вход/выход тут всего 2. Очень странное решение.

Курская тоннель номер 3

30. Павильоны даже отделаны натуральным камнем, что очень неожиданно.

Курская тоннель номер 3

31. Почему вдруг такая “роскошь” именно для этой платформы?

Курская тоннель номер 3

32. И накрывашка тут прозрачная, козырек зашит поликарбонатом. Прозрачная она была когда-то, а сегодня это все покрыто тонким слоем ржавой пыли.

Курская тоннель номер 3

33. Но и здесь, на этой платформе, не смотря на более дорогую отделку павильонов, стоят палатки с едой.

Курская тоннель номер 3

34. Палатки пользуются спросом, кстати!

Курская тоннель номер 3

35. Павильоны на платформы конечно не идеальный вариант, так как они заужают платформу и в этом месте пассажиры образуют пробки.

Курская тоннель номер 3

36. Ну и нельзя не сказать про вот это вот интересное здание, которое вы видите, когда отъезжаете от станции Курская. Это здание вагонного депо начала прошлого века. Оно находится в жутком состоянии. И всякие раз проезжая мимо, сердце кровью обливается, когда видишь подобное не уважение к истории.

Курская тоннель номер 3

37. Может быть его не снесут, а восстановят. Хотя зная РЖД есть определенные опасения. =(

Курская тоннель номер 3

P.S. Все архивные фото взяты из открытых источников

К сожалению, Курский вокзал является чуть ли не единственным примером того как при СССР смогли испортить исторический облик транспортного сооружения при реконструкции. Если знаете ещё такие примеры, напишите о них в комментариях, но мне ничего больше в голову не приходит. В данном посте немного рассуждений на тему реконструкции вокзала в рамках проекта Московских Центральных Диаметров. Сразу оговорюсь, что конкретики здесь будет мало, так как детального проекта в сети нет. Так что далее исторический экскурс с моими предположениями по мотивам доступной информации.

01. Проект Нижегородского вокзала. Волгунов И.И. — Альбом чертежей сооружений российских железных дорог

В 1861 году был открыт Нижегородский вокзал, второй в Москве, получивший своё название от названия города, с которым был связан железной дорогой. В то время поезда ходили только до Владимира, через год открылось продление до Нижнего Новгорода. В 1866 году открылось движение по направлению в сторону Серпухова, которое позднее было продлено в 1868 году до Курска.

02. Курско-Нижегородский вокзал в 19 веке. Ретушь открытки с фотографией

В дальнейшем планировалось перенести вокзал ближе к центру города, поэтому его здание строилось как временное сооружение. Отсюда и ряд соответствующих решений. Вокзал находился примерно там, где сейчас до переноса к платформе «Серп и Молот» находится платформа «Москва-Товарная» Курского направления. Здание было деревянным и не годилось для многолетней эксплуатации.

03. Курский вокзал в 1929 году. Автор фото неизвестен. Источник — pastvu.com

В 1894 году Российская Империя выкупила Нижегородское направление у «Главного общества российских железных дорог», а Курское и так уже было государственным. Это позволило перенести вокзал в новое здание, которое было построено в 1896 году у Садового кольца по проекту архитекторов Николая Орлова и Михаила Аладьина. Старый вокзал за это время хоть и получил пристройки, но не справлялся с пассажиропотоком и был закрыт.

04. Конкурсный проект Курского вокзала. 1933 год. И.А. Фомин при участии Г.И. Волошинова

Курско-Нижегородский, а позднее просто Курский вокзал являлся очевидным памятником архитектуры своего времени и стоял в одном ряду с другими железнодорожными терминалами столицы. Первые годы советского времени ему везло. Здание перекрашивали, но кардинальной реконструкции не было, несмотря на то, что в 1930-х годах были проведены международный, а потом и всесоюзный конкурсы. Например, среди заявок был вариант Ивана Фомина, предложившего поднять уровень земли под вокзалом, а над ним перекинуть огромную арку с полупрозрачными сводами. Но было решено ограничиться реставрацией существующего здания в классическом стиле, которую выполнил бывший помощник Фомина, архитектор Георгий Волошинов.

05. Площадь Курского вокзала в 1958 году. Фото ИТАР-ТАСС /Репродукция Фотохроники ТАСС/

Свободная площадь перед Курским вокзалом, которая служила разворотной площадкой для маршрутов наземного общественного транспорта, позволяла любоваться зданием вокзала. Этот вид был схож с сохранившимся ансамблем Белорусского вокзала столицы.

06. Курский вокзал в середине 1950-х. Фото — Семён Фридлянд. Источник — specialcollections.du.edu, pastvu.com

На фото можно видеть надписи «Тоннель №1» и «Тоннель №2» над входами в здание вокзала, откуда можно было попасть к платформам вокзала.

07. Курский вокзал в середине 1950-х. Главархив Москвы. Источник — mos.ru

Очень странно, что уже после реставрации здания кем-то в 1960-е годы было решено реконструировать вокзал. Возможно, с пассажиропотоком справлялся он уже плохо, но неужели это не было ясно ещё 10 лет назад? И почему для реконструкции было утверждено столь варварское решение? Ответов нет, кроме режима демонстративной экономии, когда ради удовлетворения идеи товарища Хрущёва с готовых зданий и станций метро снимали украшения.

08. Курский вокзал в конце 1950-х — начале 1960-х. Фото — sa77. Источник — pastvu.com

Что удивительно, в 1968—1972 годах всё тот же Волошинов, занимавшийся реставрацией вокзала, провёл его радикальную реконструкцию здания при участии молодых архитекторов В. Евстигнеева, Н. Панченко, Михаила Аникста, Татьяны Бархиной и Леопольда Малашонока и инженеров Л. Казачинского и Л. Семченко. Новое здание получило 200-метровый остеклённый фасад, разлинованный сеткой алюминиевых переплётов, и оригинальную складчатую крышу с 9-метровым козырьком. По признанию автора, его проект был вдохновлён вокзалом Термини в Риме. А вот Бархина отмечала, что он заимствовал элементы вокзала её авторства в Софии.

09. Новое здание Курского вокзала. 1990 год. Фото — Виктор Кошевой. Источник — m24.ru, pastvu.com

Старое здание вокзала было фактически включено в состав нового, сохранив архитектурный декор в его центральной части, убранство в одном из залов ожидания и фасад, обращённый к железнодорожным путям. Планировалось использовать для облицовки необработанный бетон, но по указанию главного архитектора Москвы Михаила Посохина здание было облицовано мрамором. В окончательный проект не вошли остеклённые полосы между пролётами крыши, которые обеспечили бы проникновение солнечного света. В то время новый вокзал стал крупнейшим в стране. В 2001 году на площади у вокзала выл построен торгово-развлекательный центр «Атриум», загородивший вид на с Садового кольца и окончательно испортивший ансамбль этого места.

Не удивительно, что теперь, когда и новое здание вокзала перестало быть актуальным пассажиропотоку, то там, то тут всплывают различные проекты по его модернизации или сносу. Например, бюро Башкаева аж дважды делало проект, причём первый раз по заказу Российских Железных Дорог.

В основном, проекты конца 2000-х годов сводятся к чьей-то идее построить над путями Курского направления автомагистраль. Ну и, естественно, набить все пространство вокруг жильём, офисами и торговыми центрами.

14. Проект реконструкции территории Курского вокзала. Архитектурная мастерская «Тандем» и Mirax Group

Что касается второго проекта от бюро Башкаева, то там подобная «дичь» ещё и усугубляется стилизацией стены нового вокзала под старое здание. Никогда, запомните, никогда так не делайте! Ничего хорошего новыми средствами ни у кого не получится. Просто не надо было сносить памятник, достаточно было подвинуть его и расширить. Такой опыт в Советском Союзе имелся.

15. Проект реконструкции Курского вокзала. 2020 год (?). Архитектурное бюро Тимура Башкаева

16. Проект реконструкции Курского вокзала. 2020 год (?). Архитектурное бюро Тимура Башкаева

Свои проекты предлагали и зарубежные бюро. В паре попавшихся вариантов нет радикальных идей, лишь реконструкция транспортной части. Вероятно, с демонтажом сохранившегося старого фасада, обращённого к платформам.

17. Проект реконструкции Курского вокзала. 2012 год. Weston Williamson

18. Проект реконструкции Курского вокзала. 2012 год. Weston Williamson

На одном из этих вариантов мне хочется остановиться подробнее. Я не знаю, будет ли реализован именно он или что-то похожее в рамках реконструкции вокзала для проекта Московских Центральных Диаметров, но в нём хотя бы есть чертежи, причём весьма подробные.

19. Проект реконструкции Курского вокзала. 2012 год. Проектно-строительное бюро Bulwark

20. Проект реконструкции Курского вокзала. 2012 год. Проектно-строительное бюро Bulwark

Надо сказать, что очень похоже на другую зарубежную идею. Возможно, из-за того, что конструктив платформ и зданий исходил от Российских Железных Дорог. Но меня интересует в первую то, как устроен подземный уровень. Это ключ к тому, что должно появиться при будущей реконструкции вокзала.

21. Проект реконструкции Курского вокзала. 2012 год. Проектно-строительное бюро Bulwark

22. Проект реконструкции Курского вокзала. 2012 год. Проектно-строительное бюро Bulwark

Сейчас рядом со зданием здания вокзала есть пять платформ, на четыре из которых ведут выходы из трёх тоннелей — подземных переходов с выходами на платформы. Причём сейчас часть выходов закрыта, что крайне неудобно для пассажиров. Сейчас уже строится шестая платформа, которая нужна для сквозных поездов четвёртого Московского Центрального Диаметра. Видно, что предусмотрено продление существующих переходов и демонтаж лишних их частей. Также изображены траволаторы в здании вокзала, соединяющие его южный и северный торцы, а также северный торец и вестибюль станции метро «Чкаловская».

23. Проект реконструкции Курского вокзала. 2012 год. Проектно-строительное бюро Bulwark

24. Проект реконструкции Курского вокзала. 2012 год. Проектно-строительное бюро Bulwark

Над станцией планировалось возвести конкорс (надземный переход), он соединяет вторые и третьи этажи существующего здания вокзала и нового здания, размещаемого со стороны бывшего завода, а ныне арт-пространства «Газгольдер». Что будет сейчас, досконально неизвестно, кроме того, что фундамент котлована примыкает к двум из трёх существующих тоннелей, а судя по схеме от Bulwark, третий тоннель имеет задел под выход на шестую платформу.

25. Фотомонтаж актуального проекта реконструкции. Владислав Vlad Лавров, форум «Наш транспорт»

По схеме переустройства путей здесь вообще строится шестая и даже седьмая платформы. Причём, как я понимаю, речь идёт о платформах для поездов дальнего следования (похоже на низкие платформы, пригодные для составов Тальго и им подобных). При этом под реконструкцию попадет существующая восточная платформа, с которой сейчас едут поезда второго диаметра к Каланчёвской (в сторону Нахабино). Ещё одна платформа возводится между существующими вместо одного из путей. Думаю, что подобные изменения из-за необходимости выделить эти платформы второму и четвёртому диаметру. А это требует адаптации под стандарты Московских Центральных Диаметров — встраивание эскалаторов и лифтов.

26. Фрагмент схемы переустройства путей в рамках проекта Московских Центральных Диаметров. 2019 год

Ещё на схеме можно наблюдать снос платформ Горьковского направления. Известно, что большинство электричек пригорода будут иметь конечной платформу Нижегородская (перенесённая Карачарово), где планируется построить ещё две платформы к трём уже имеющимся. Там создана удобная пересадка на Большую Кольцевую и Некрасовскую линии метро, а также на Московское Центральное Кольцо. Дальние поезда и часть «пригорода» всё же доедет до Курского вокзала, но приоритет отдан движению по диаметрам. Также часть «дальняков» поедет по третьему пути Московского Центрального Кольца, где остановится на Локомотиве (пересадка на станцию метро «Черкизовская»). Прямо сейчас там строят две новые низкую и высокую платформу, но об этом как-нибудь в другой раз. На Курском направлении ещё какая-то часть поездов будет ездить только до платформы Царицыно, там для этого построят ещё одну платформу. Также возможен перевод каких-то рейсов на Павелецкое направление с конечной на Павелецком вокзале.

27. Работы по сносу старой инфраструктуры. Вид на юго-восток. Фото — Алексей LazUps Семёнов. 22 мая 2020 г.

28. Строитеьство подземного вестибюля. Вид на северно-восток. Фото — Алексей LazUps Семёнов. 22 мая 2020.

Похоже, что Российские Железные Дороги так и не придумали, что делать с вокзалом, а дураков инвесторов на радикальную реконструкцию не нашлось. Что ж, оно и к лучшему, раз реконструкция коснётся только технологической части данного транспортно-пересадочного узла. Возможно, наши потомки смогут качественно воссоздать старый вокзал, когда часть советского здания будет уже не нужна. Или разделить старую и новую часть на два отдельных. При этом можно советский новодел перенести куда-то ещё. Ну а пока будем следить за текущим процессом реконструкции.

Спасибо за внимание!

2020 год

В середине 2020-го года появляется новая схема реконструкции этого участка с минимальными отличиями в части Курского вокзала. Так, в контур нового подземного вестибюля, действительно, попала платформа №5 и сходы на неё из подземных пешеходных тоннелей №3 и №2.

11 сентября 2020 года на телеканале «Россия 1» выходит сюжет про Курский вокзала, в котором показали первые рендеры проекта. На одном изображении мы видим две новые платформы (№6 и №7) и платформу №5 под общей для них крышей-«дебаркадером». Также между действующими платформами №2 и №3 показана ещё одна новая береговая платформа, которая есть на схемах переустройства путей.

На втором рендере то же самое, но почему-то нет навеса над платформой №1. В видео показывают также начавшиеся работы по строительству двух новых восточных платформ (№6 и №7) и подземного вестибюля. Также очевидцы выкладывают первые фото с места событий.

Новый вариант проекта появился в сети 30 декабря 2020-го на официальном сайте Сергея Собянина, мэра Москвы, в очередной части материала про новые станции МЦД. На нём мы видим, что от  крыши-«дебаркадера», общей для трёх платформ (№5 — №7) отказались в пользу такого же решения, как и над остальными платформами у вокзала. Также я здесь насчитал семь платформ, а не восемь, как должно было быть с учётом новой платформы между №2 и №3, которая была на предыдущих схемах и рендерах. А ещё в правом верхнем углу вы можете увидеть новое здание для службы СЦБ вокзала (пост ЭЦ).

28 декабря 2021-го года на сайте mos.ru был выложен ряд рендеров этого же варианта проекта. На изображении выше у восточного выхода два из трёх сходов помечены как эвакуационные.

Новых картинок из второй версии проекта пришлось ждать довольно долго. И вот 26 августа 2020-го вышло видео телеканала «Москва-24», где они-таки появились. В нём показали вид в противоположную сторону. Слева вдалеке видны три, а не две как на схемах путевого развития, платформы для тупиков на Горьковском направлении Московской железной дороги. Может, ошибка.

На следующем (выше) изображении чуть ближе показаны павильоны выхода в сторону Мрузовского и Нижнего Сусального переулков, к деловому центру «Арма». Далее вид с юга на север на новые платформы №6 и №7 и №5 и №4, которые будут реконструированы:

Всего постепенно будут отремонтированы все действующие платформы №1 — №5 для приведения их к единому стилю. Возможно, подземный вестибюль будет последовательно продлён на запад к вокзалу под платформами №1 — №4, но пока таких схем не попадалось. Вероятно, часть сходов на платформы получит при реконструкции эскалаторы и лифты.

Добавил в пост ещё пару рендеров из этого видео телеканала «Вести» от 4-го сентября 2021 года. Платформа (почему-то у сходов разная высота до крыши):

Эвакуационный выход к Мрузовскому переулку и деловому центру «Арма»:

Возможно, кто-то к этому месту уже задавался вопросом, почему одна из двух новых платформ получит №7, когда он уже занят одной из платформ тупиков Горьковского направления Московской железной дороги. Дело в том, что эту старую платформу снесут и занятый номер освободится. Ранее эти две новые платформы (№6 и №7) носили в документации №11 и №12, но потом номера поменяли, чтобы не сбивать нумерацию платформ у вокзала, ведь платформы №7 и №8 тупиков Горьковского направления Московской железной дороги всё равно идут под снос, а оставшиеся №9 и №10, скорее всего, в будущем уже будут иметь №8 и №9.

В конце лета 2021-го года на сайте zakupki.gov.ru появилась свежая заявка на закупку, в которой есть новая схему переустройства путевого развития участка у Курского вокзала. Здесь на штампе нет даты, но на схеме есть подпись, что она была утверждена 18 сентября 2020 года (я убрал часть схемы, которая не относится к данному посту). На этой схеме видно, что от новой платформы, которая должна была появиться между платформами №2 и №3 отказались. Также показано переустройство платформы №1 из низкой в высокую, так как Курский вокзал больше не будет принимать поезда «Стриж» производства Talgo, которые были выведены на вокзал Восточный и для которых как раз нужна такая платформа. Под реконструкцию попадают и платформы №2 и №3. А платформа №4, на которую перевели поезда МЦД-2 для вывода из эксплуатации платформы №5, почему-то не подпадает под перспективный ремонт. Есть и несколько других мелких изменений вроде двух, а не одного, вытяжных тупиков в сторону улицы Казакова. Привожу фрагмент крупнее:

Отмечу, что на данной схеме есть неточности. Например, тут забыли показать путепровод через улицу Рогожский посёлок на Горьковском направлении. И, кстати, в посте про Марьину рощу вы можете увидеть другую её часть. Потом выложу полную схему в очередном выпуске «Новостей МЦД и МЦК».

Выше схема очерёдности реконструкции пешеходного тоннеля №2 (южного) и сходов с него на платформы №1 — №7.

Реконструкцию тоннеля между Курским вокзалом и бизнес-центром «Арма» планируют завершить до конца года

Во-первых, я рекомендую посмотреть вам видеоролик от 26 августа 2021-го от телеканала «Москва-24». Нарезать каких-либо адекватных кадров из него, к сожалению, у меня не получится. Изменения тут происходят очень быстро. К примеру, вот эти кадры от конца июля — начала августа с YouTube-каналов «kosh_marius» и «AnVik Korzh» уже безнадёжно устарели:

Из первого видео я взял виды с юга на север, а из второго — с севера на юг.

Видны две новые платформы №6 и №7, дальше — строящийся подземный вестибюль. Слева — действующие на тот момент платформы. В данное время платформа №5 уже выведена из эксплуатации и частично разобрана.

Судя по наличию дополнительного котлована рядом со строящимся новым подземным вестибюлем, решено продлить его на юг для соединения и с подземным пешеходным тоннелем №2.

А теперь посмотрим в противоположную сторону:

В левом углу начавшееся раскрытие котлована под здание СЦБ (пост ЭЦ):

А вот как сейчас выглядит временно разобранная платформа №5 с земли:

(фото от 28.08.2021, автор — Sonic_Amiga с форума «Наш транспорт»)

(фото от 17.08.2021, «Развитие Метрополитена и Транспорта Москвы»)

До МЦД

Саму историю вокзала и того, какие проекты по реконструкции предлагались, я рассказывал год назад. Поэтому, пожалуй, остановлюсь лишь на варианте от Проектно-строительное бюро Bulwark как единственном, для которого в сети есть схема внутреннего устройства вокзала. Нам он подойдёт для понимания того, что же в себя включал Курский вокзал до реконструкции. Итак, рядом со зданием вокзала располагалось шесть платформ, причём последняя (№6) не использовалась для пассажирских поездов.

На плане подземного уровня голубым цветом показаны построенные на тот момент тоннели, соединяющие здание вокзала с павильонами лестничных сходов на платформах №2 — №5 и задел под выход на платформу №6. Левее — тоннель, соединяющий наземный вестибюль станции «Курская» Арбатско-Покровской линии метро со сходами на платформы №1, №3 и №4. Тоннели нумеруются №3 — №1 слева направо на схеме (с севера на юг). Платформы нумеруются, начиная с №1 у здания вокзала и далее от него на восток до №6. Отдельно располагаются платформы тупиков Горьковского направления к югу здания вокзала, но про них чуть позже. Оранжевым цветом на схеме были показаны возможные перспективные продления тоннелей и перспективные сходы на платформу №6.

На последней схеме справа видны четыре платформы тупиков Горьковского направления Московской железной дороги. В реальности там пути немного по-другому размещаются, но не суть. Береговая платформа №1 и островные платформы №2 — №6 у здания вокзала относятся к Курскому направлению Московской железной дороги. Добавлю ещё такую схему, на который номера платформ подписаны:

Когда открытие?

По информации из материала с сайта Сергея Собянина, завершение работ по реконструкции платформ Курского вокзала намечено на 2023 год. Это также и год планируемого запуска МЦД-4 «Апрелевка — Железнодорожный», так что все работы здесь связаны именно с этим моментом. Но до 2023-го года платформы будут поочерёдно закрываться и открываться по мере готовности.

2019 год

Следующая версия схемы датируется 26 августа 2019 года. Здесь, как и на той версии 2018-го года, показаны две новые восточные платформы на Курском вокзале (одна на месте неиспользуемой №6 и вторая рядом), также показана ещё одна новая платформа между двумя действующими №2 и №3. Однако в этой схеме действующие тупики Горьковского направления уже наполовину выводятся из эксплуатации, остаются только две островные платформы и два пути. Связано это с тем, что дальние поезда частично переносятся на новый вокзал Восточный на Московском Центральном Кольце, а частично — на две новые платформы у Курского вокзала. Увы, по-другому «впихнуть» здесь аж восемь главных путей не вышло. Другой новой информацией стала пометка о новом подземном распределительном вестибюле на Курском вокзале у новых же платформ, который должен был соединиться с подземным пешеходным тоннелем №2, ведущем к зданию вокзала.

15 октября 2019-го пользователь форума «Наш транспорт» Vlad выкладывает фотомонтаж чертежа с котлованом будущего подземного вестибюля. Здесь же видны сходы из тоннелей №3 и №2 на платформу №5, попадающие в зону реконструкции. Таким образом, платформа №5 должна быть временно из эксплуатации выведена. Такая же судьба у непассажирской платформы №6. Эта схема сделана на основе документации из госзакупки с № 6453/ЗКТОЭ-АО «РЖДстрой»/19 на право заключения договоров, на выполнение комплекса строительно-монтажных работ на объекте: «Реконструкция участка Москва-Пассажирская-Курская (вкл.) – Москва-Товарная-Курская – Карачарово (искл.) со строительством дополнительных главных путей». В это же время поступают первые сообщения о начавшейся реконстркуции.

Железные дороги
, Курский вокзал
, Тоннели

Реконструкцию тоннеля между Курским вокзалом и бизнес-центром «Арма» планируют завершить до конца 2022 года. Об этом журналистам сообщил заместитель начальника Московской железной дороги Павел Петровичев.

«Работы на МЦД-4 происходят без остановки, в соответствии с графиком. На участке Курская – Каланчевская работает режим реверса, но уже в июле текущего года движение на МЦД-2 будет полностью восстановлено. Сегодня мы перешли к переустройству трех тоннелей на Курском вокзале, которые проходят под железнодорожной инфраструктурой. Для того чтобы выполнить в соответствии со всеми стандартами МЦД, необходимо их поочередное закрытие. И 12 марта будет закрыт тоннель №3. Что позволит приступить к реконструкции четвертой платформы и последовательно сделать инфраструктуру – новые пути и семь платформ в этом месте. Для пассажиров будут предложены альтернативные пути. Мы рассчитываем, что к концу этого года данное сооружение будет закончено», – отметил Петровичев.

В свою очередь заместитель начальника дирекции Московских центральных диаметров (МЦД) Тимур Соцкий пояснил, что на время закрытия попасть к бизнес-центру «Арма» можно будет несколькими способами.

«Обход и временные маршруты будут построены через Садовое кольцо и ул. Казакова или через Нижний Сусальный пер. Проход и там, и там займет около 12 минут. Для удобства и комфорта пассажиров мы разместили временную навигацию на маршрутах обхода пассажиров и на станциях метро Арбатско-Покровский линии и станции «Чкаловская». Таких элементов мы разместили порядка 55. Дополнительно пассажирам о закрытии будут объявлять в поездах ЦППК, следующих как по маршрутам МЦД-2, так и Горьковского направления МЖД», – уточнил Соцкий.

Ранее в пресс-службе департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы сообщили, что с 12 марта для сквозного прохода временно закроется тоннель между Курским вокзалом и «Армой» (выход №4 из метро «Курская»). Из него получится попасть только на платформы МЦД-2 и в подземку. Перейти через железнодорожные пути с ул. Земляной Вал на ул. Казакова можно будет по ул. Земляной Вал до Казаковского путепровода либо по ул. Верхняя Сыромятническая в сторону Мрузовского пер. Закрытие необходимо для проведения работ в рамках запуска МЦД-4.

Ссылка на материал: https://www.mskagency.ru/materials/3195215

2018 год

В 2018-м году появилась схема реконструкции переустройства путей Курского направления в рамках организации МЦД-2 «Нахабино — Подольск». Также на участке от нового остановочного пункта Марьина роща до платформы Серп и Молот рядом с путями МЦД-2 должны пройти пути МЦД-4 «Апрелевка» — «Железнодорожная», поэтому под реконструкцию попали пути Горьковского направления от Курского вокзала до платформы Нижегородская (станция Карачарово). На приведённой выше схеме (кликабельна) слева от платформы Каланчёвская (с севера) приходят сверху два пути МЦД-2 (восточная пара), снизу — два пути МЦД-4 (западная пара). Справа от вокзала на юг уходят два главных пути (3-й и 1-й) Горьковского направления для дальних поездов, два новых главных пути (4-й и 3-й) Курского направления для дальних поездов, два действующих главных пути (2-й и 1-й) Курского направления для МЦД-2, два главных пути (2-й и 4-й) Горьковского направления для МЦД-4. Итого 8.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *