Кто закончил миит из известных людей

Знаменитые выпускники МИИТа

Б.А. ЛЁВИН, докт. техн. наук, ректор МИИТа, Т.А. СКРЯБИНА, канд. техн. наук, доцент

МИИТ, которому в прошедшем году исполнилось 115 лет, является кузницей инженерных кадров по разным специальностям, в том числе строительным.

Управляющими и главными инженерами ведущих строительных трестов, начальниками и главными инженерами заводов металлических и железобетонных мостовых конструкций стали более 80 выпускников. Среди них В.Н. Боровиков (выпуск 1954 г.) — заслуженный строитель РСФСР, директор Воронежского завода мостовых металлических конструкций; Ю.Е, Власов (выпуск 1951 г.) — начальник Главтоннельметростроя Минтрансстроя СССР; И.А. Иванченко (выпуск 1928 г.) — главный инженер и начальник Мостотреста, начальник Главмостостроя Минтрансстроя СССР, лауреат Государственной премии СССР; А.Г. Левин (выпуск 1966 г.) — президент ЗАО «Союзметрострой», Герой Социалистического Труда, лауреат премии Совета министров СССР; В.Г. Нак (выпуск 1959 г.) – заслуженный строитель РСФСР, председатель совета директоров «Ямалтрансстроя»;

Г.П.Соловьёв (выпуск 1948 г.) — лауреат Ленинской премии, дважды лауреат Государственной премии СССР и премии Совета министров РСФСР, автор девяти изобретений, начальник Главмостостроя, член коллегии Минтрансстроя, профессор, доктор технических наук, заведующий кафедрой «Основания и фундаменты» МИИТа; В.Т. Фёдоров (выпуск 1932 г.) — начальник Управления Моссовета по строительству набережных, мостов, начальник Главного управления шоссейных дорог.

Директорами, главными инженерами проектных и научных организаций были более 40 человек, в том числе Б.Ф. Канаев (выпуск 1970 г.) — директор Мосжелдорпроекта; В.И. Катанов (выпуск 1955 г.) — директор ВПТИтрансстрой, заслуженный строитель РСФСР; Г.П. Корноухов (выпуск 1967 г.) — генеральный директор ОАО «Гипротранс-мост»; Е.И.Крыльцов (выпуск 1928 г.) — 22 года находился на посту генерального директора ОАО «Гипротрансмост»; М.А.И.Родов (выпуск 1959 г.) — главный инженер ОАО «Гипростроймост», лауреат Государственной премии СССР и премии Совета министров СССР»; М.С. Руденко (выпуск 1931 г.) — начальник ЦПКБ Мостотреста, заслуженный строитель РСФСР, лауреат Ленинской премии, член постоянного комитета Международной ассоциации по мостам и конструкциям; Н.Д, Сентюрин (выпуск 1951 г.) — начальник специального конструкторского бюро Главмостостроя, лауреат премии Совета министров СССР, заслуженный строитель РСФСР; С.И. Сеславинский (выпуск 1957 г.) — генеральный директор АО «Метрогипротранс», лауреат премии Совета министров СССР, заслуженный строитель РСФСР; П.С. Сметанкин (выпуск 1934 г.) — главный инженер Мосметростроя, лауреат Сталинской премии, заслуженный строитель РСФСР; А.В. Чернышёв (выпуск 1958 г.) — начальник Главтран-спроекта, лауреат Государственной премии СССР, дважды лауреат премии Совета министров СССР.

Больших успехов добились изобретатели и рационализаторы. В их числе Н.Н. Бычков (выпуск 1952 г.) — автор более 60 изобретений в области транспортного строительства, заслуженный изобретатель Российской Федерации, лучший изобретатель Минтранстроя, лауреат Ленинской премии; Ю.А. Кошелев (выпуск 1951 г.) — генеральный директор «Мосметростроя», Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР, награжден двумя орденами Ленина, имел 50 авторских свидетельств и изобретений; В.Е. Меркин (выпуск 1961 г.) — директор НИЦ «Тоннели и метрополитены» ЦНИИСа, доктор технических наук, профессор, автор 63 изобретений, заслуженный изобретатель РСФСР, заслуженный изобретатель Российской Федерации, лауреат премии Совета министров СССР и премии имени П.П. Мельникова; В.П. Пассек (выпуск 1958 г.) — доктор технических наук, автор 50 изобретений, заслуженный изобретатель Российской Федерации, награжден золотой медалью на Международной выставке изобретений в Брно; В.П. Самойлов (выпуск 1949 г.) — директор СКТБ и НТЦ «Мосинжстроя», автор и соавтор 60 изобретений, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный строитель РСФСР;

Э.В. Сандуковский (выпуск 1949 г) — начальник комплекса управлений «Мосметростроя», автор 16 изобретений и 45 рационализаторских предложений, лауреат Государственной премии СССР; К.С. Силин (выпуск 1938 г.) — Герой Социалистического Труда, доктор технических наук, профессор, академик Инженерной академии России, академик Китайской инженерной академии, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, заслуженный рационализатор РСФСР, автор 20 изобретений, кавалер двух орденов Ленина, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, премии Совета министров СССР.

Героями Социалистического труда были также В.В. Алексеев, А.Н. Комаровский, Г.А. Николаев, А.Ф. Смирнов, Т.В. Фёдорова.

Пост заместителя министра транспортного строительства занимали В.В. Алексеев (выпуск 1948 г.), заслуженный строитель Латвийской ССР, управляющий трестом № 5, лауреат Государственной премии СССР и Латвийской ССР, лауреат премии Совета министров СССР, заслуженный изобретатель Латвийской ССР; С.А. Войтович (выпуск 1957 г.) — заслуженный строитель РСФСР; И.Д. Го-церидзе (выпуск 1929 г.) — первый заместитель наркома путей сообщения, начальник ГУВВР, лауреат Ленинской премии, награжден орденом Ленина; Н.А, Холин (выпуск 1925 г.) — генерал-директор пути и строительства 2-го ранга, начальник Мостотреста, начальник Мостового управления ГУВВР, начальник Главмостостроя Народного комиссариата путей сообщения, действительный член Академии архитектуры и строительных наук, кавалер ордена Ленина; Н.И. Литвин (выпуск 1935 г.) — заслуженный строитель РСФСР, первый заместитель министра транспортного строительства, вице-президент Международной дорожной ассоциации.

Среди выпускников МИИТа были заместители министра путей сообщения — B.C. Гаврилов (выпуск 1935 г.), С.А. Пашинин (выпуск 1942 г.) — начальник треста «Рекпуть», начальник Главного управления пути, член коллегии МПС, кавалер ордена Ленина.

На Строительном факультете учились (но закончили другие вузы): И.Г. Иванов-Дятлов — участник Гражданской и Великой Отечественной войн, награжден тремя Георгиевскими крестами К.В. Нечаев — Питирим — Митрополит Волоколамский и Юрьевский, первый заведующий кафедрой «Теология» МИИТа; Б.В. Гусев — доктор технических наук, в настоящее время заведующий кафедрой «Строительные материалы и технологии» МИИТа, лауреат Государственных премий СССР и Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии наук, президент Российской и Международной инженерных академий.

Среди знаменитых ученых, докторов технических наук, профессоров, заведующих кафедрами, проректоров МИИТа Е.С. Ашпиз, Ю.А. Быков, А.Е. Гиб-шман, А.В. Горинов (член-корреспондент Академии наук СССР), Е.А. Демешко, Б.А. Волков, В,В. Виноградов, В.Б. Зылёв, С.Б. Косицын, Е.Н. Курбацкий, В.Н. Мастаченко, А.В. Носарев, С.П. Першин, A.А. Петропавловский, В.Д. Потапов, Г.П. Соловьёв, B.C. Фёдоров, В.П. Чирков, Н.Н. Шапошников, Г.М. Шахунянц, Т.В. Шепитько, В.Я. Шульга и другие. Интересно отметить, что Б.А. Волков и B.Я. Шульга окончили факультет «Строительство железных дорог», а заведовали кафедрой «Экономика строительного производства», достигнув больших успехов в области экономики и управления транспортным строительством. Так, Б.А. Волков — заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.

В настоящее время многие выпускники МИИТа занимают руководящие должности в проектных и строительных организациях, на заводах. Например, выпускник МИИТа 1986 г. А.В. Бобриков является генеральным директором головной организации по проектированию мостов России ОАО «Гипрострой-мост» в Москве (рис. 1). Его по праву можно назвать блестящим руководителем и талантливым инженером. А.Ю. Малафеев (выпуск 1980 г.) — главный инженер ОАО «Гипротранспуть», Б.М. Мурашов (выпуск 1980 г.) — генеральный директор ФГУ «Дирекция по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербурга», Е.Г. Сур (выпуск 1983 г.) — соучредитель Строительной компании «Мост», управляющий «УСК МОСТ», является легендой отечественного мостостроения. На счету «СК МОСТ» много разнообразных строительных объектов, в том числе недавно сданный в эксплуатацию вантовый мост во Владивостоке через пролив Босфор восточный с самым большим пролетом в мире — 1104 м (рис. 2). Ю.В. Цепелёв (выпуск 1983 г.) — главный инженер Люберецкого завода мостостроительного оборудования (филиал «ОАО Мостостройиндустрия»), Б.Н. Яцков (выпуск 1973 г.) — главный инженер Мосметростроя, разработчик прогрессивных технологий строительства тоннелей механизированным способом.

Это далеко не полный перечень выпускников МИИТа, прославивших его во всех областях строительного искусства. В статье не упомянуты иностранцы из 78 стран мира, среди которых были специалисты и строительных профессий. Например, выпускник МИИТа 1959 г. из Социалистической Республики Вьетнам Фам Хыу Фук стал президентом Научного объединенного министерства транспорта и коммуникаций, Добо Каталин — ведущим проектировщиком института «Увотерв» в Будапеште (Венгрия) и т.д. В МИИТ приезжали стажироваться 821 человек, учиться в аспирантуре 4132 и докторантуре 12 человек, а защитив диссертации или повысив свой научный уровень, уезжали на родину будущими учеными и педагогами. Главное, что МИИТ всегда был, есть и будет замечательной кузницей кадров инженеров-строителей и ученых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *