Красноярская железная дорога (КрасЖД) — филиал ОАО «РЖД», пролегает по территории Красноярского края и Республики Хакасия. Участки Мариинск — Итат, Кия-Шалтырь — Полуторник и Междуреченск — Лужба находятся в Кемеровской области, Кварцит — Тайшет и Черманчет — Тамтачет — в Иркутской области.
Управление дороги находится в Красноярске.
Филиал ОАО «РЖД» — Красноярская железная дорога
3 158 км
ОАО «Российские железные дороги»
Регионы (территориальные управления)
Дорога образована в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 1091 от 28 декабря 1978 года путем выделения из состава Восточно-Сибирской железной дороги. В состав дороги вошли Абаканское, Ачинское и Красноярское отделения дороги.
Общая протяжённость главных железнодорожных путей — 3 158 км.
Красноярская железная дорога — одна из основных частей Транссибирской магистрали.
Красноярская железная дорога пролегает на юге Красноярского края и является основной транзитной линией, связывающей западные районы Сибири и Кузбасса с Восточной Сибирью и Дальним Востоком. Красноярская железная дорога является составной частью Транссибирской магистрали, с сооружением которой в конце XIX — начале XX вв. появились новые возможности для развития Сибири. Транссиб в начале XX века состоял из восьми дорог: Западно-Сибирской, Средне-Сибирской, Кругобайкальской, Забайкальской, Амурской, Северо-Уссурийской, Южно-Уссурийской и Китайско-Восточной. Основная линия Красноярской железной дороги Мариинск — Тайшет строилась как часть Средне-Сибирской магистрали.
Красноярская железная дорога — необходимость в строительстве
В 1886 г. иркутский генерал-губернатор А. И. Игнатьев ходатайствовал о необходимости ускоренного строительства Средне-Сибирской железной дороги, конечными пунктами которой назвали Томск. Который имел хорошую транспортную водную связь с Екатеринбург-Тюменской железной дорогой, и Иркутск. В 1887-1888 гг. провели предварительные рекогносцировочные работы. В 1892 г. министр путей сообщения С. Ю. Витте доложил Государственному совету о необходимости проведения дополнительных изысканий. В этом же году выделили средства и провели изыскания от станции Почитанской (предполагаемый конечный пункт Западно-Сибирской магистрали) до Мариинска.
В апреле 1893 г. завершили проектно-изыскательские работы на участке Обь-Красноярск. Февраль 1893 года — Комитет Сибирской железной дороги утвердил направление трассы Средне-Сибирской дороги от станции Обь через Ачинск, Красноярск, Канск и Ниждеудинск до Иркутска. В марте 1893 г. было организовано Управление строительства Средне-Сибирской дороги во главе с инженером Н. П. Межениновым, который в 1877 — 1878 гг. руководил изыскательскими работами на участке Томск — Тайга — Иркутск.
Особенности местного климата
В 1896 г. планировалось построить участок от Оби до Красноярска (760 км), после этого начать прокладку отрезка от Красноярска до Иркутска (1070 км) и закончить ее осенью 1900 г. В мае 1893 г. начались строительные работы и уложили первые 25 км пути от станции Обь. Природные условия края оказались сложными и малоизученными. Вечная мерзлота, суровая зима, непроходимые леса создавали для строителей большие трудности. Отсутствовали достоверные данные о многочисленных реках. Поскольку Средне-Сибирская железная дорога была удалена от транспортных коммуникаций и проходила по малозаселенным территориям, квалифицированные рабочие (плотники, каменщики, столяры, кузнецы, путейцы) ехали из Центральной России. В связи со слабым развитием промышленности в крае, стройматериалы завозились издалека. Камень, дерево, гравий и песок использовались местные, однако отсутствие надежных грунтовых дорог делало их доставку крайне неудобной.
Красноярская железная дорога — строительство мостов
В декабре 1895 г. на участке Обь-Красноярск было открыто рабочее движение. Путь прокладывали одновременно по четырем направлениям: от 190-го км до Ачинска, от реки Чулым в западном направлении до Оби, от реки Чулым в восточном направлении на Красноярск и от Красноярска в западном направлении. Рельсы доставлялись по реке Чулым с Николаевского завода братьев Бутиных, а также с других заводов по северному морскому пути и Енисею. В 1895 г. началось сооружение мостового перехода через одну из самых больших сибирских рек — Енисей. Проект моста подготовил известный петербургский инженер путей сообщения профессор Лавр Дмитриевич Проскуряков. Строительством руководил инженер Евгений Карлович Кнорре, выпускник Берлинской ремесленной школы и Цюрихского политехникума, работавший на сооружении мостов через Днепр и Волгу.
В 1895 году Е. К. Кнорре прибыл в Красноярск и в качестве технического руководителя проекта и генподрядчика приступил к строительству железнодорожного моста через Енисей. 30 августа 1896 года состоялась торжественная церемония закладки первого камня в одну из опор. 28 марта 1899 года мост, получивший название «Царский», был открыт для движения поездов. Этот день стал настоящим праздником для жителей города и многочисленных гостей. Тогда же родилась идея представить макет моста в качестве составной части экспозиции Великого Сибирского пути на первой Всемирной технической выставке в Париже. В 1900 году решением жюри железнодорожному мосту через Енисей присудили Большую Золотую медаль (Гран-при).
Открытие моста через Енисей.
Линия Обь — Красноярск была введена в строй в январе 1897 г, а Красноярск — Иркутск в январе 1899 г. Поскольку не удалось соорудить все мосты в срок, в течение первых лет эксплуатации дороги через некоторые небольшие реки осуществлялась паромная переправа, а зимой рельсы прокладывали по льду.
Средне-Сибирская железная дорога строилась однопутной с пропускной способностью три пары поездов в сутки. Небольшие мосты возводились деревянными. Вокзальные помещения на станциях также строились из дерева, исключением можно назвать каменное здание вокзала в Красноярске.
Объединение в Сибирскую железную дорогу
17 декабря 1899 г. Западно-Сибирская и Средне-Сибирская дороги были объединены в Сибирскую железную дорогу. Первоначально пропускная способность дороги составляла 3,5 пары поездов в сутки. Скорость товарного поезда 12-14 вёрст в час, пассажирского — 20 вёрст в час.
В 1900 г. на Сибирской железной дороге было 30 станций и 42 разъезда. Были построены станции: Исиль-Куль, Мариановка, Омск, Колония, Татарская, Карачи, Тебисская, Каинск, Кожурда, Каргат, Поломошная, Литвиново, Тайга, Чулым, Дупленская, Кривощёково, Обь, Сокур, Ояш, Болотное, Берикульская. Дорога строилась по облегчённым климатическим условиям. Путь уложили на суженном земляном полотне, шириной 18 фунтов, количество шпал на километре — 1300-1400 шт. В эксплуатации применялись паровозы серии ОВ мощностью 500 лошадиных сил.
Усиление железной дороги
Уже во время строительства дороги стало ясно, что заданная пропускная способность не отвечает потребностям в пассажирских и особенно грузовых перевозках. B 1898 году для усиления дороги была создана специальная комиссия под председательством инженера К.А. Михайловского. В 1904 г. началась прокладка второго пути. Заменяли 18-фунтовых рельсы на 20-фунтовые, и деревянные мосты — на каменные.
Разделение Сибирской железной дороги
1 января 1915 г. Сибирская дорога была разделена на Омскую, Томскую, Забайкальскую, Амурскую и Уссурийскую дороги. Основные участки современной Красноярской дороги в то время были в составе Томской железной дороги.
Красноярская железная дорога стала самостоятельной
В 20-30-е годы были проложены ветви через горные хребты Саян к месторождениям угля, руды, лесным массивам, берегам больших рек. 1922-1926 годы построили линию Ачинск — Абакан. Которая связала южные районы Красноярского края, Хакасскую автономную область и Туву с другими экономическими районами страны. В 1934 г. Забайкальская и Томская дороги объединены в Восточно-Сибирскую с управлением в г. Иркутске. В 1936 г. из состава Восточно-Сибирской железной дороги выделена Красноярская дорога (г. Красноярск).В 1949 г. открыто строительство Южно-Сибирской линии на участке Новокузнецк — Абакан. 1950 год — началось сооружение линии на Абазу — крупное железорудное месторождение Хакасии. В 1961 г. Красноярская дорога снова вошла в состав Восточно-Сибирской. В 60-е годы построены линии Ачинск — Лесоссибирск, Красная Сопка — Кия — Шалтырь, Камышта — Саяно-Шушенская ГЭС.
В конце 1965 года в постоянную эксплуатацию вступил 647-километровый участок Абакан-Тайшет — электрифицированная магистраль высокого класса. 70-е годы — ввели в эксплуатацию линия Решоты — Карабула, которая имеет продолжение в район Богучарской ГЭС. В 1979 г. Красноярская железная дорога стала самостоятельной административной единицей с управлением в Красноярске.
Поделиться ссылкой
В 1857 г. генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев-Амурский поставил вопрос о строительстве железной дороги на сибирских окраинах России. Он поручил военному инженеру Д. Романову провести изыскания и составить проект сооружения железной дороги от Амура до залива Де-Кастри. В 50-70-х годах XIX в. русские специалисты разработали ряд новых проектов строительства железных дорог в Сибири, но все они не нашли поддержки у правительства, которое лишь в середине 80-х годов XIX в. приступило к решению вопроса о Сибирской железной дороге. Первый практический толчок к началу сооружения грандиозной магистрали дал император Российской империи Александр III. В 1886 г. на отчете иркутского генерал-губернатора государем была наложена резолюция: “Уж сколько отчетов генерал-губернаторов Сибири я читал и должен с грустью и стыдом сознаться, что правительство до сих пор почти ничего не сделало для удовлетворения потребностей этого богатого, но запущенного края. А пора, давно пора“. И в этом же году, ознакомившись с мнением А. Н. Корфа о значении железной дороги для дальневосточных областей, Александр III приказал “представить соображения” по поводу подготовки к строительству стального полотна.
В 1887 г. под руководством инженеров Н. П. Меженинова, О. П. Вяземского и А. И. Урсати были организованы три экспедиции для изыскания трассы Среднесибирской, Забайкальской и Южно-Уссурийской железных дорог, которые к 90-м годам XIX в. в основном завершили свою работу. В начале 1891 г. был создан Комитет по сооружению Сибирской железной дороги, который вынес важное постановление о том, что “Сибирская железная дорога, это великое народное дело, должна осуществляться русскими людьми и из русских материалов“, и утвердил облегченные технические условия строительства магистрали. В феврале 1891 г. Комитет министров признал возможным начать работы по сооружению Великого Сибирского пути одновременно с двух сторон – от Челябинска и Владивостока.
Меридиональная линия Ачинск — Абакан начала работу в 1917 г. Ветка до станции Черногорские Копи — в 1926 г.
Продолжение Южсиба от Междуреченска до Абакана с ответвлением на Абазу, необходимая для подвоза руды к Кузнецкому металлургическому комбинату — в 1959.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 748 от 13 июля 1959 г. «Об укрупнении железных дорог» и приказом МПС № 42Ц от 14 июля 1959 г. Красноярская дорога была присоединена к Восточно-Сибирской.
Завершение трассы Южсиба с выходом на Тайшет произошло в 1965 г.
В 1967 г. появилась линия Ачинск — Маклаково. В 1975-1977 гг. — ветка к строящейся Богучанской ГЭС Решоты — Карабула.
В 1979 году в результате разделения с Восточно-Сибирской Красноярская дорога была восстановлена в прежнем составе. При этом стык на главном ходу вначале перенесли на станцию Боготол, но в связи с появлением массовых задержек поездов на стыках он был возвращен в Мариинск.
Красноярская железная дорога сегодня
Сегодня Красноярская магистраль протянулась на 777 км от станции Мариинск (Кемеровская область) до станции Юрты (Иркутская область) и на 969 км от Междуреченска (Кемеровская область) до Тайшета (Иркутская область) .
КрасЖД обслуживает Красноярский край и Республику Хакасия, а также небольшую часть Кемеровской области. После строительства линии Курагино — Кызыл полигон обслуживания захватит Республику Тыва (сейчас грузы для Тывы перегружаются на автотранспорт на станциях в Хакасии).
По КрасЖД проходит центральный участок Транссибирской магистрали, отсюда её большое транзитное значение. КрасЖД также является территорией значительного отравления грузов, среди которых — нефть и продукты её переработки, уголь, руда и лесные грузы.
Схема Красноярской железной дороги.
Красноярская железная дорога.
Красноярская железная дорога связывает Западно-Сибирскую и Восточно-Сибирскую дороги, является основной транзитной линией, находится в середине Транссиба. Большая часть дороги проходит по территории Красноярского края и Республики Хакасия.
Эксплуатационная длина Красноярской железной дороги — 3157,9 км. С 1959 года работает на переменном токе.
Регулярное движение поездов по Красноярской дороге между Новосибирском и Красноярском открыто в 1898 году, между Красноярском и Иркутском — в 1899 году после завершения строительства крупнейшего железнодорожного моста в Азии через Енисей.
Красноярская железная дорога образована в 1936 году. В период 1961—1979 годов дорога входила в состав Восточно-Сибирской железной дороги. 17 января 1979 года Красноярская дорога выделена из Восточно-Сибирской железной дороги.
1 октября 2003 года Федеральное государственное унитарное предприятие «Красноярская железная дорога» вошло в состав ОАО «Российские железные дороги» на правах территориального филиала.
Красноярская железная дорога в 2008 году перевезла 4,099 миллионов пассажиров в дальнем сообщении и 12,378 миллионов в пригородном. В 2008 году дорогой перевезено 68,2 миллионов тонн различных грузов. Основная номенклатура перевозимых грузов включает уголь, лес, руду, строительные материалы и наливные грузы.
В состав Красноярской железной дороги входит 97 структурных подразделений: 176 станций, 17 дистанций пути, 6 путевых машинных станций, 10 дистанций сигнализации и связи, 18 контейнерных площадок и другие производственные подразделения.
Красноярский вокзал считается одним из самых красивых и удобных на территории Зауралья. В новом здании установлено 16 билетных касс. Увеличена площадь вокзала. Улучшилось сервисное обслуживание пассажиров.
4 июня 2005 года открылась обновленная привокзальная площадь станции Красноярск-Пассажирский. Она увеличилась в общей сложности на полторы тысячи метров. Красноярская привокзальная площадь — единственная в стране, украшенная геральдической символикой.
Согласно стратегии Развития России в 2010 году началось строительство железной дороги в Туву от станции Курагино до Кызыла. После завершения строительства предполагается передать данную дорогу под управление Красноярской железной дороги.
Численность работающих на Красноярской дороге — 31 тысяч человек.
Красноярская железная дорога пролегает в четырех регионах России – Красноярском крае, Хакасии, Кемеровской и Иркутской областях. Все они обладают значительными энергетическими ресурсами и развитой промышленностью.
За 2015 год со станций магистрали отправлено 67 млн тонн различных грузов. Отправлено пассажиров: в дальнем следовании – 1,8 млн человек, в пригородном сообщении – 6,1 млн человек.
Для двух регионов России – Красноярского края и Хакасии – Красноярская дорога является главной транспортной линией, по которой идет основной поток грузов (более 80% производимой здесь продукции и сырья). В том числе 95% всех экспортных грузов транспортируется по железной дороге.
На Красноярской дороге работает около 40 тысяч человек, треть из которых – сотрудники в возрасте до 35 лет. Железнодорожники имеют лучший в стране социальный пакет и конкурентоспособную заработную плату. В целом, от системы социальной защищенности Красноярской магистрали зависит уровень жизни около 100 тыс. человек – самих работников железной дороги и членов их семей.
Красноярской железной дорогой и Администрацией города Красноярска с января 2012 года реализуется проект “Городская электричка” совместно с компанией “Краспригород”.
В настоящий момент по городским маршрутам курсируют 32 пары поездов, ежедневно осуществляющих перевозки по трем направлениям:
– Овинный – Бугач – Красноярск – Енисей – Сады;
– Красноярск – Бугач – Красноярск-Северный;
– Красноярск – Енисей – Дивногорск.
В схему движения входят 17 остановочных пунктов на территории Красноярска и 6 – на маршруте от Красноярска до Дивногорска.