1 июля 2022 года состоялось заседание Коллегии Министрества транспорта Российской Федерации, участие в которой принял руководитель Ространснадзора Виктор Басаргин, а также весь руководящий состав центрального аппарата и территориальных органов Службы.
Заседание провел Министр транспорта Виталий Савельев. Участие в коллегии приняли помощник Президента России Игорь Левитин, специальный представитель Президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов, первый заместитель Председателя Правительства РФ Андрей Белоусов, заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин, Министр экономического развития Максим Решетников, председатель Комитета Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичёв, главы субъектов РФ, руководители предприятий транспортной отрасли.
Перед началом заседания Андрей Белоусов и Виталий Савельев вручили государственные и ведомственные награды работникам транспортного комплекса.
Виталий Савельев выступил с докладом «О результатах деятельности Министерства транспорта Российской Федерации за 2021 год, целях и задачах на 2022 год, плановый период до 2024 года».
Андрей Белоусов в своем выступлении рассказал о задачах, которые стоят перед транспортной отраслью и которые должны найти отражение при актуализации Транспортной стратегии. Работа по выстраиванию новых транспортно-логистических коридоров в соответствии с поручением Президента должна быть полностью завершена к 1 сентября этого года. «Министерством транспорта совместно с отраслевыми ведомствами определена грузовая база. Ведется работа по определению узких мест и выстраиванию дорожных карт», – сказал Андрей Белоусов.
Говоря о повышении эффективности функционирования железнодорожного транспорта, первый вице-премьер отметил, что к концу года в Восточном направлении должна быть обеспечена пропускная способность в объеме 158 млн тонн. Ключевым приоритетом является выполнение инвестиционной программы РЖД. «В 2024 году предусмотрено завершение строительства Багаевского гидроузла и дополнительной камеры шлюза Городецкого гидроузла с судоходным каналом. Оба проекта позволят увеличить пропускную способность внутренних водных путей на 35 млн тонн в год», – подчеркнул Андрей Белоусов.
Также первый вице-премьер упомянул о необходимости выстраивания новой модели грузовых автоперевозок в сообщении со странами-членами Евросоюза. Будет продолжена реализация программ по стимулированию обновления подвижного состава общественного транспорта. «Эти программы предусматривают выход на маршруты более пяти тысяч единиц новой техники до 2024-го года на общую сумму более 270 млрд рублей. Обновление коснется около десяти процентов действующего парка общественного транспорта старше 10 лет», – подчеркнул он.
В свою очередь Марат Хуснуллин отметил, что 2021 год был особо успешным в области транспортного строительства. Благодаря беспрецедентному объему финансирования, полученному при поддержке Президента и Председателя Правительства, были на 43% превышены объемы ремонта автомобильной и дорожной инфраструктуры. 163 млн м² асфальта уложили на федеральных, региональных и местных автодорогах.
Вице-премьер отметил роль Транспортной стратегии, благодаря которой появилась пятилетняя программа дорожного строительства, утвержденная Президентом. «Новая задача в рамках этой пятилетки – привести в нормативное состояние не менее 85% всей опорной сети автодорог страны, а это 138 тыс. км дорог», – сказал Марат Хуснуллин.
Благодаря своевременным законодательным решениям обеспечено ускоренное финансирование и строительство трассы М-12. «Это тоже невидимая, но огромная работа Минтранса, Минфина, Правительства, которая позволила достичь таких результатов», – сказал вице-премьер.
Марат Хуснуллин упомянул проект Московского транспортного узла, отметив, что он является проектом мирового уровня, в настоящее время обеспечивая перевозку около 1 млрд пассажиров. Вице-премьер призвал Минтранс поставить в приоритет качество строительства дорог, оперативно решать задачи импортозамещения, в том числе строительно-дорожной техники, и принять отдельную антикризисную программу по транспорту.
Сергей Иванов отметил важность развития не только МТК «Север-Юг», но и других транспортных коридоров: «Это жизненно важно. Если мы получим полномасштабный выход через морские и ж/д пути в Персидский залив, мы получим выход в любую точку мира». Также он рассказал о перспективах круглогодичного использования Северного морского пути: «Если мы разовьем восточный участок СМП, наиболее сложный в плане ледовой обстановки, это, конечно, сильно изменит картину и поможет Восточному полигону, который тоже требует расширения».
Спецпредставитель Президента отметил также важность развития региональных аэропортов Дальнего Востока: «Петропавловск-Камчатский, Анадырь – все основные федеральные опорные аэропорты Дальнего Востока приведены в порядок. Региональные же аэропорты остро нуждаются в очень серьезных инвестициях – от Чукотки до п-ва Шикотан, до Командорских островов, – везде, где живут наши люди».
Как отметил Максим Решетников, Правительство понимает значимость транспортной отрасли для экономики страны и готово выделять серьезные финансовые средства не только на стройку, но и непосредственно на работу транспортного комплекса. «В Правительстве сейчас проводится серия стратегических совещаний, которая должна завершиться к осени», – сказал он.
Основной задачей сейчас является построение нового транспортно-экономического баланса всей экономики, который будет построен на обновленном балансе внешней торговли, изменении структуры экономики, внутреннего спроса. «Один из самых сложных системных вопросов, который мы с министром транспорта обсуждаем – это стратегия развития транспорта в новых условиях», – сказал Максим Решетников. Он отметил, что проделана большая работа по взаимоувязке грузовой базы и грузовых потоков, удалось создать серьезный фундамент для обобщения транспортно-экономических вопросов.
Статс-секретарь – заместитель Министра транспорта Дмитрий Зверев рассказал об итогах законопроектной деятельности Минтранса за 2021 год, а также планах на 2022 год. В прошлом году принято 20 федеральных законов в сфере транспорта. Благодаря совместной работе Минтранса с Палатами Федерального Собрания был принят важнейший закон о внедрении электронного документооборота при перевозках грузов автомобильным транспортом. Отдельно отмечен блок законов, регламентирующих вопросы удаления имущества, затонувшего во внутренних морских водах, в территориальном море и исключительной экономической зоне РФ, в том числе с обеспечением ответственности за удаление затонувших судов.
Принятые изменения в Воздушный Кодекс расширили применение беспилотных гражданских воздушных судов. Также законодательно урегулированы отношения по созданию объектов инфраструктуры морских портов. Особо значимым является Федеральный закон № 26-ФЗ, запретивший высадку из общественного транспорта безбилетных пассажиров в возрасте до шестнадцати лет.
Всего в 2021 году принято 203 акта Правительства и 178 ведомственных актов Минтранса, зарегистрированных Минюстом. В рамках реформы разрешительной деятельности Минтрансом проанализировано более 100 нормативных правовых актов, регламентирующих виды разрешительной деятельности.
В 2021 году приняты решения Президента и Правительства о подписании 14 международных договоров – в области транспортной безопасности, безопасности полетов, автомобильного сообщения, развития международных транспортных коридоров. Уже подписаны и успешно реализуются 8 международных договоров. В апреле 2022 года подписано Соглашение о применении в Евразийском экономическом союзе навигационных пломб для отслеживания перевозок, к концу года планируется завершить процедуры по его ратификации.
План законопроектной деятельности Минтранса на 2022 год содержит 62 законопроекта. Особое значение приобретают нормативные правовые акты, направленные на противодействие санкционному давлению. С марта по июнь 2022 года принято 35 актов, направленных на обеспечение транспортной доступности населения и поддержку организаций транспортного комплекса в условиях существующего санкций: 2 федеральных закона, 30 актов Правительства РФ и 3 акта Минтранса России.
В работе Министерства находятся законопроекты об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси, а также об урегулировании вопросов комплексного транспортного обслуживания населения. Также отмечен проект федерального закона об автомобильном и городском наземном электрическом транспорте, разработанный для устранения разрозненности отраслевых правовых норм в данной области. Особую актуальность приобретают законопроекты, направленные на регулирование эксплуатации беспилотных транспортных средств.
Дмитрий Зверев отметил, что сейчас в Правительстве на рассмотрении находится 5 законопроектов в области транспорта, в Государственной Думе рассматриваются 34 законопроекта. До конца года Минтранс планирует обеспечить внесение в Госдуму еще 8 законопроектов, в том числе законопроекта об изменении Воздушного кодекса, в части нового регулирования в сфере безопасности полетов.
В Российском университете транспорта прошло итоговое заседание коллегии Минтранса России
Коллегия прошла под председательством Министра транспорта Виталия Савельева. В мероприятии приняли участие специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов, первый заместитель Председателя Правительства Андрей Белоусов, Председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов, аудитор Счетной Палаты Валерий Богомолов, руководители предприятий транспортной отрасли, представители подведомственных Минтрансу структур и образовательных учреждений.
С
«О результатах деятельности Министерства транспорта Российской Федерации за 2022 год, целях и задачах на 2023 год, плановый период до 2025 года» выступил Виталий Савельев.
заявил, что государство принимает последовательные меры по обеспечению экологической безопасности России. «Так называемая «зеленая повестка» не является сдерживающим фактором социально-экономического развития, а напротив выступает в качестве его ключевого драйвера, открывает новые возможности для выявления наилучших доступных технологий, – подчеркнул он. – Отрадно, что практически все российские крупные транспортные компании разделяют подобный подход и стремятся на принципах экологической ответственности инвестировать в ресурсы и энергосберегающие механизмы».
Отмечена роль Минтранса в реализации механизмов по ускоренному переходу на использование техники, работающей на альтернативных источниках энергии. «Особенно показателен в этом отношении городской транспорт. В прошлом году в рамках федерального проекта «Развитие общественного транспорта» в регионы опережающим порядком были поставлены электробусы, троллейбусы, трамваи, подвижной состав, работающий на газомоторном топливе, на метане, на дизельном двигателе экологического класса не ниже «Евро-5». Все это делается в «шоковых» условиях», – сказал Сергей Иванов.
Он также напомнил о стартовавшем в прошлом году проекте по строительству зарядной инфраструктуры для электротранспорта, который уже реализуется в Татарстане, Республике Крым и Севастополе, Краснодарском крае, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Воронежской, Сахалинской, Липецкой, Ростовской и Тульской областях.
Спецпредставитель Президента особо отметил, что при строительстве и ремонте автомобильных и железных дорог законами сегодня предусмотрено сохранение биоразнообразия. «Обычным явлением стало строительство экодуков, планомерно и в полном объеме производится компенсационное озеленение. В этой связи я хочу отдельно поблагодарить строителей автодорог и «РЖД», потому что еще 10–15 лет назад об этом даже не задумывались, – сообщил он. – При строительстве автодорог также постоянно увеличивается объем вторично использованных ресурсов, в основном это переработанная резина».
«Я хочу поблагодарить всех транспортников за то, что в «шоковых» условиях смогли оперативно развернуть импорт и экспорт с Запада на Восток и безболезненно пройти все угрозы нашей национальной безопасности», – завершил Сергей Иванов.
В свою очередь Андрей Белоусов отметил сохранение по итогам 2022 года объема перевозки грузов в 7 млрд тонн, а также увеличение до 14,5 млрд перевозок пассажиров. «Эти показатели свидетельствуют о том, что транспортная отрасль в настоящее время находится в очень хорошей форме. Это означает, что коллективы транспортных предприятий и сотрудники Министерства с высокой ответственностью справились со всеми вызовами 2022 года», – сказал первый вице-премьер. Отмечена также роль оперативного штаба Минтранса в обеспечении устойчивой грузовой логистики.
По его словам, в области гражданской авиации сохранен отечественный воздушный флот, а также результат в 95 млн перевезенных пассажиров при 11 временно закрытых аэропортах. Первый вице-премьер подчеркнул рекордный объем перевалки грузов в морских портах – 842 млн. тонн, а также сохранившийся объем перевозок грузов автомобильным транспортом – 5,5 млрд. тонн. «Объем приведенной работы на железнодорожном транспорте достиг исторического максимума, это большое достижение «РЖД», – более 3,6 трлн. приведенных тонно-километров», – сказал он.
Среди задач, стоящих перед транспортным комплексом в этом году, Андрей Белоусов особо подчеркнул обеспечение развития международных транспортных коридоров. «Данная задача определена Президентом Российской Федерации в качестве приоритетной. При реализации утвержденных Правительством «дорожных карт» создаются достаточные условия и мощности для стабильного обслуживания перспективных объемов внешнеторговой деятельности, поэтому их выполнение должно быть на особом контроле», – пояснил он.
Кроме того, первый вице-премьер обратил внимание на необходимость максимально сбалансированного выполнения заявок на грузоперевозки по железным дорогам. В части авиации важно обеспечить сохранение воздушного флота и его безопасную эксплуатацию, развитие маршрутной сети, организацию воздушного движения и доступность авиабилетов по социально востребованным маршрутам. В части водного транспорта необходимо обеспечить стабильное функционирование судоходных компаний в интересах российских экспортеров, в том числе решить вопросы по снабжению их необходимым флотом и страхованию перевозок. Кроме того, должны быть выполнены планы по строительству новых портовых мощностей в объеме 59 млн тонн, завершены работы по реконструкции пункта пропуска Верхний Ларс, обеспечено устойчивое функционирование пунктов пропуска на российско-китайской границе.
Особое внимание Андрей Белоусов акцентировал на необходимости поддержания автомобильных дорог в нормативном состоянии. «Мы наращиваем вводы автомобильных дорог, и это очень правильно. Мы запланировали ввод ряда ключевых дорог, сшивающих Запад и Восток, в том числе дороги Москва – Казань – Екатеринбург, но при этом необходимо не забывать о том, что поддержание дорог в нормативном состоянии, федеральных дорог, должно безусловно выполняться, – подчеркнул первый вице-премьер. – Это очень важно, хочу обратить внимание коллег из Минтранса, что все эти работы должны быть профинансированы. Мы достигли значимых результатов, сейчас подтягиваем региональные дороги, но в отношении федеральных трасс не должно быть никакого провала».
В своем выступлении Андрей Кутепов остановился на вопросе сохранности автомобильных дорог. В частности, речь идет о контроле за транспортными средствами, которые движутся с серьезными превышениями допустимых нагрузок и наносят ущерб дорожному полотну. Также глава комитета сообщил, что Совет Федерации в рамках рабочей группы по мониторингу реализации нацпроектов в части сохранности мостов и путепроводов проводит постоянный анализ текущего состояния мостовых сооружений.
Отмечено, что в прошлом году совместно с Минтрансом удалось в оперативном порядке оптимизировать требования по обеспечению транспортной безопасности для аэропортов малых воздушных линий, привести их в соответствие с реальными условиями эксплуатации. Не менее важным вопросом является модернизация парка воздушных судов для региональных и местных линий. «Усиливается роль вертолетов, которые должны взять на себя транспортные функции в труднодоступных районах регионов. По предварительным оценкам на ближайшие три года, в первоочередном порядке необходимо заменить значительную часть вертолетов – для этого нужны новые подходы и эффективные меры господдержки. Совместно с Минпромторгом мы проработали вопрос запуска механизма по аналогии с автотранспортом, разработан проект постановления Правительства», – уточнил он.
Обращаясь к присутствующим, Валерий Богомолов заявил, что Правительством России, Минтрансом и его подведомственными структурами в прошлом году был принят целый ряд мер по поддержке и развитию транспортной отрасли в условиях введенных ограничений, на эти цели был направлен значительный объем бюджетных ассигнований.
«Принятые государством меры позволили не только обеспечить нормативное содержание объектов дорожной инфраструктуры, внутренних водных путей, пунктов пропуска через государственную границу, но и возместить часть доходов, недополученных организациями транспортного комплекса, покрыть их убытки, сохранить рабочие места, избежать существенного падения грузовых и пассажирских перевозок», – отметил аудитор Счетной Палаты.
О результатах законотворческой деятельности в 2022 году доложил статс-секретарь – заместитель Министра транспорта Дмитрий Зверев.
Он проинформировал, что из 19 принятых федеральных законов 2 направлены на обеспечение устойчивого функционирования транспортного комплекса в условиях санкционного давления. Причем первый из них был принят всего через 17 дней после объявления санкций. Федеральный закон 56-ФЗ позволил закрепить правовые основы для сохранения у российских эксплуатантов иностранных воздушных судов. «Установленные Правительством особенности государственной регистрации воздушных судов и прав на них, особенности исполнения договоров лизинга, аренды позволили сохранить парк воздушных судов», – сказал замминистра.
Другим законом – 92-ФЗ – обеспечена возможность многократного использования на территории России контейнеров, перевозимых железнодорожным транспортом, на морских судах, судах внутреннего водного транспорта. Также предусмотренные этим законом изменения обеспечили открытие пунктов пропуска в упрощенном порядке.
В 2022 году принято 53 акта, направленных на обеспечение транспортной доступности населения и поддержку организаций транспортного комплекса. Это 2 федеральных закона, 2 Указа Президента, 47 актов Правительства. Кроме того, Министерством оказана методологическая помощь органам государственной власти новых регионов при разработке более 120 актов субъектового уровня. В частности, для закрепления особенностей регулирования отношений в сфере дорожной деятельности, государственной регистрации прав на земельные участки автодорог Минтрансом внесен в Правительство проект постановления, который позволит обеспечить создание и содержание всей сети дорог в новых субъектах.
Среди важных решений отмечено принятие законов, предоставивших право бесплатного проезда детей в возрасте до 7 лет в пригородных поездах, а также бесплатного проезда школьных автобусов и автобусов, осуществляющих организованную перевозку группы детей, по платным автомобильным дорогам.
Кроме того, Дмитрий Зверев напомнил о присоединении России к Конвенции о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации, положения которой направлены на укрепление антитеррористической защищённости в сфере международной гражданской авиации. Также ратифицировано Соглашение о применении в Евразийском экономическом союзе навигационных пломб для отслеживания перевозок. «В 2022 году приняты решения Правительства о подписании 14 международных договоров, в том числе в области безопасности полетов и воздушного сообщения, автомобильного сообщения, развития пунктов пропуска, морского транспорта», – уточнил замминистра.
Всего в прошлом году было принято 320 актов Правительства, что на 87 актов больше, чем в 2021 году, и 184 ведомственных акта Минтранса, которые зарегистрированы Минюстом России. План законопроектной деятельности на 2023 год содержит 37 законопроектов, 4 из которых подписаны Президентом Российской Федерации.
“зеленая повестка” – ключевой драйвер социально-экономического развития
31 марта в Российском университете транспорта состоялось итоговое заседание коллегии министерства транспорта под председательством главы Минтранса Виталия Савельева, на котором обсуждались итоги работы отрасли в 2022 году, а также обозначены планы развития на ближайшую перспективу до 2025 года.
В итоговой расширенной коллегии приняли участие специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов, первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов, председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов, аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов, руководители предприятий транспортной отрасли, представители подведомственных Минтрансу структур и образовательных учреждений.
Сергей Иванов заявил, что государство принимает последовательные меры по обеспечению экологической безопасности России.
“Так называемая “зеленая повестка” не является сдерживающим фактором социально-экономического развития, а напротив выступает в качестве его ключевого драйвера, открывает новые возможности для выявления наилучших доступных технологий. Отрадно, что практически все российские крупные транспортные компании разделяют подобный подход и стремятся на принципах экологической ответственности инвестировать в ресурсы и энергосберегающие механизмы”, – отметил спецпредставитель президента РФ.
Валерий Богомолов заявил, что правительством России, Минтрансом и его подведомственными структурами в 2022 году был принят целый ряд мер по поддержке и развитию транспортной отрасли в условиях введенных ограничений, на эти цели был направлен значительный объем бюджетных ассигнований.
“Принятые государством меры позволили не только обеспечить нормативное содержание объектов дорожной инфраструктуры, внутренних водных путей, пунктов пропуска через государственную границу, но и возместить часть доходов, недополученных организациями транспортного комплекса, покрыть их убытки, сохранить рабочие места, избежать существенного падения грузовых и пассажирских перевозок”, – подчеркнул аудитор Счетной палаты.
О результатах законотворческой деятельности в 2022 году доложил статс-секретарь – заместитель министра транспорта Дмитрий Зверев. По его словам, из 19 принятых федеральных законов два направлены на обеспечение устойчивого функционирования транспортного комплекса в условиях санкционного давления. Так, законом 92-ФЗ обеспечена возможность многократного использования на территории России контейнеров, перевозимых железнодорожным транспортом, на морских судах, судах внутреннего водного транспорта. Предусмотренные этим законом изменения обеспечили открытие пунктов пропуска в упрощенном порядке.
В 2022 году принято 53 акта, направленных на обеспечение транспортной доступности населения и поддержку организаций транспортного комплекса: два федеральных закона, два Указа президента, 47 актов правительства. Министерством оказана методологическая помощь органам государственной власти новых регионов при разработке более 120 актов субъектового уровня.
«В 2022 году приняты решения правительства о подписании 14 международных договоров, в том числе в области безопасности полетов и воздушного сообщения, автомобильного сообщения, развития пунктов пропуска, морского транспорта”, – уточнил замминистра.
Всего в 2022 году было принято 320 актов правительства (на 87 актов больше, чем в 2021 году) и 184 ведомственных акта Минтранса, которые зарегистрированы Минюстом России. План законопроектной деятельности на 2023 год содержит 37 законопроектов, четыре из которых подписаны президентом Российской Федерации, сообщает Федеральное агентство по морскому и речному транспорту.
31 марта в Российском университете транспорта состоялось итоговое заседание коллегии Министерства транспорта, где обсуждались итоги работы отрасли в 2022 году, также были обозначены планы развития на ближайшую перспективу до 2025 года.
С докладом «О результатах деятельности Министерства транспорта Российской Федерации за 2022 год, целях и задачах на 2023 год, плановый период до 2025 года» выступил Виталий Савельев.
Сергей Иванов заявил, что государство принимает последовательные меры по обеспечению экологической безопасности России. «Так называемая «зеленая повестка» не является сдерживающим фактором социально-экономического развития, а напротив выступает в качестве его ключевого драйвера, открывает новые возможности для выявления наилучших доступных технологий, – подчеркнул он. – Отрадно, что практически все российские крупные транспортные компании разделяют подобный подход и стремятся на принципах экологической ответственности инвестировать в ресурсы и энергосберегающие механизмы».
Он также отметил роль Минтранса в реализации механизмов по ускоренному переходу на использование техники, работающей на альтернативных источниках энергии.