Семейство КЛУБов
КЛУБ – это Комплексное Локомотивное Устройство Безопасности.
Сейчас это целое семейство в которое входят следующие устройства : КЛУБ, КЛУБ-П, КЛУБ-УП, КЛУБ-У, БЛОК
История появления данного устройства тесносвязана с историей развития нашей страны. Иногда кажется, что если бы не было развала СССР, то и не было бы КЛУБов. Первое устройство КЛУБ появилось в 1994 году и предназначалось для замены электромеханических устройств АЛСН. База производства устройств АЛСН в большой части оказалась за рубежом и естественно никто даром ничего не давал. МПС посчитало и решило, что за ТАКИЕ деньги можно разработать и наладить производство абсолютно нового устройства. Разработку поручили ВНИИАС (Всероссийский НИИавтоматизированных систем ЖД, Москва). ВНИИАС был выбран неслучайно, ведь именно он формулировал требования к безопасности систем на ЖД транспорте в области безопасности движения. Уже почти 10 лет велись разработки альтернативной системы АЛС – получившей название АЛС-ЕН и даже были опытные локомотивные устройства. Производство устройств передали Ижевскому радиозаводу (работал в области спутниковых систем навигации и т.п.). Такой заказ от железных дорог для завода, в тот период, был практически единственным способом выжить.
В результате совместной деятельности появился КЛУБ, который мог принимать и обрабатывать сигналы АЛСН и АЛС-ЕН. Устройство появилось за достаточно короткий срок, поэтому нареканий на него было множество, относящееся в основном к сырому программному обеспечению. Отладка Продлилась практически до снятия с производства В 2000-2001 году. КЛУБ вобрал всебя:
КЛУБ-П предназначался для ССПС 2-ой категории (т.е.транспортных средств не предназначенных для перевозки людей). КЛУБ-П это обрезанный кусок КЛУБ. КЛУБ-П принимает сигналы только АЛСН, не взаимодействует с САУТ и ТСКБМ, не передает во внешние устройства никаких сигналов для регистрации (работает сам в себе). Остальные алгоритмы такие же, как и у КЛУБа. Машинисты ССПС (непривыкших к строгостям устройств безопасности) отзываются об устройстве весь “лестно”. Одним из узких мест является взаимодействие с тормозной системой. После экстренного торможения невозможно отпустить тормоза, это результат скрещивания непрямодействующих устройств торможения (ЭПК) с прямодействующими тормозами многих ССПС. КЛУБ-П не имеет резервирования электроники на случай отказа.
Про КЛУБ-П можно все сказать одним вопросом -“Зачем оно?”. Устройство работает само на себя, ничего не регистрирует, а как потом разбираться что случилось? По большому счету, если машиниста не поймали с поличным, что устройтсво выключено, то доказать, что он его выключал невозможно. Неужели МПэСовские чиновники об этом и не подозревали? А сколько денег вбухали на красивую игрушку. КЛУБ-П снят с производства вместе с КЛУБом и на замену КЛУБ-П стали ставить КЛУБ-УП.
КЛУБ-УП изначально предназначался для установки на ССПС 1-ой категории (т.е.транспортных средств предназначенных для перевозки людей). КЛУБ-УП – это принципиально новое устройство, работающее несколько по иным принципам, чем просто микропроцессорное устройство. Во второй половине 90-х годах велась разработка следующего поколения локомотивного КЛУБа и новшества, видимо, решили обкатать на КЛУБе-УП. Каждый модуль КЛУБа-УП представляет из себя законченный компьютер, со своим ПО и данными. Все модули передают информацию по специальному интерфейсу – CAN (импортный интерфейс для построения промышленных устройств). Информация по CAN передается в формате межмодульного “языка общения” КУРС-Б. Таким образом КЛУБ-УП – это сетевое компьютерное устройство. КЛУБ-УП позволяет (самое основное):
Устойчивость устройства и его работоспособность значительно выше, чем у другихустройств. Наладка системы движения под СНС стала возможна только после долгих мытарств, да ито только после массового внедрения КЛУБ-У. О радиоканале еще только мечтаем.
Самое последнее устройство их представленного семейства является КЛУБ-У (унифицированный). Будем надеяться, что КЛУБ-У станет последним и единственным устройством безопасности (не сбылось).
Через 10 лет после ввода в эксплуатацию КЛУБ-У появилясь следующая ступень его развития – БЛОК. Устройство интегрирующее на платформе КЛУБ-У комплекс из САУТ-ЦМ485 и ТСКБМ
КЛУБ – аббревиатура – Комплексное локомотивное устройство безопасности
Обеспечение безопасности движения локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава (МВПС), предотвращение аварийных и предаварийных ситуаций при движении поездов путем принудительного торможения и остановки поезда.
на всех типах локомотивов и МВПС, в том числе на скоростных участках железных дорог с автономной и электрической тягой постоянного и переменного тока, оборудованных путевыми устройствами автоматической локомотивной сигнализации (АЛСН), многозначной автоматической локомотивной сигнализации (АЛС-ЕН), системой автоматического управления торможением (САУТ);
на участках железных дорог, оборудованных системой координатного регулирования движения поездов на базе цифрового радиоканала (РК).
Особенности и возможности
обеспечение экстренной остановки поезда по приказу дежурного по станции (ДСП) или поездного диспетчера (ДНЦ), передаваемого по РК передачи данных, независимо от действий машиниста;
исключение движения поезда после его остановки без разрешения ДСП или ДНЦ, передаваемого по РК передачи данных, в том числе и при подтягивании к запрещающему сигналу светофора.
Технические характеристики
питание осуществляется через буферный преобразователь от сети постоянного тока напряжением 50, 75, 110 В;
потребляемая мощность не более 200 Вт. Диапазон рабочих температур от минус 40 до +50°С;
система выполнена с учетом современных требований к помехоустойчивости и помехоэмиссии для данного класса аппаратуры;
система зарегистрирована в реестре Госстандарта РФ как измеритель скорости и давления;
имеет защиту от несанкционированного отключения электропневмоклапана (ЭПК) ключом, при этом, при отсутствии действий машиниста по снижению скорости, происходит торможение после выключения ключа ЭПК;
обеспечивает невозможность проезда участка с запрещающим сигналом светофора без разрешения ДСП или ДНЦ при оборудовании станции РК;
осуществляет контроль совместных действий машиниста и помощника машиниста при трогании и движении к запрещающему сигналу светофора, то есть обеспечивает невозможность трогания на запрещающий сигнал без предварительных совместных действий или производит экстренное торможение;
обеспечивает торможение при превышении фактической скорости над скоростью допустимой;
исключает самопроизвольный уход поезда (скатывание);
определяет параметры движения поезда (координаты, скорость) по информации от устройств спутниковой навигации, электронной карты участка и датчиков пути и скорости ДПС-У, устанавливаемых на буксе колесной пары;
осуществляет прием из рельсовых цепей сигналов автоматической локомотивной сигнализации (АЛСН), многозначной автоматической локомотивной сигнализации (АЛС-ЕН) с помощью приемных катушек КПУ, устанавливаемых под локомотивом над рельсами.
осуществляет измерение давления в тормозных цилиндрах, тормозной магистрали и главном резервуаре;
осуществляет контроль бдительности машиниста;
обеспечивает контроль сигналов светофоров на блоке индикации;
формирует сигнал для управления устройством подсыпки песка;
обеспечивает регистрацию оперативной информации о движении поезда, диагностику системы локомотивных и поездных характеристик с помощью устройства регистрации;
дешифрация параметров поездки осуществляется на стационарном устройстве дешифрации.
Режимы движение
поездной с допустимой скоростью Vдоп. на зеленый (белый), задаваемой с БВЛ и определяемой категорией поезда;
маневровый с Vдоп.=60 км/час на белый и с Vдоп.=40 км/час для 7 категории поезда;
специальный маневровый с Vдоп.=20 км/час.
КОМПЛЕКСНОЕ ЛОКОМОТИВНОЕ УСТРОЙСТВО БЕЗОПАСНОСТИ КЛУБ.
1.1 Назначение и устройство КЛУБ.
Предназначено для повышения безопасности движения и улучшения условий вождения поездов. Порядок включения и пользования в пути следования установлен инструкцией ЦТ – ЦШ – 907 от 2001 года. При оборудовании локомотивов устройствами КЛУБ снимаются все локомотивные устройства АЛСН (фильтр, усилитель, дешифратор, локомотивный светофор, дополнительное устройства безопасности: УКБМ, Л 77, Л 143, Л 168, Л 159, Л 132, Л 116).
Остается: скоростемер, приемные катушки, ЭПК-150.
При работе в режиме АЛСН на БИЛ-2М должны быть сигналы соответствующие сигналам путевых светофоров, к которым приближается поезд. При работе в режиме АЛС-ЕН на БИЛ-2М должны отражаться сигналы о количестве свободных блок участков и движения поезда по главным или боковым путям.
Система КЛУБ состоит из следующих основных блоков:
БИЛ – блок индикации локомотивный.
БЭЛ – блок электронный, локомотивный.
БК – блок коммутации.
ДПС – датчик пути и скорости.
БЛОК БИЛ – 2М.
На БИЛ расположен локомотивный светофор, индикаторы фактической и допускаемой скоростей, количество свободных блок – участков, движение поезда по главному или боковому пути.
На блоке БЭЛ имеется тумблер включения системы, два предохранителя, два светодиода. Этот блок имеет двойной комплект оборудования, повышающий надежность работы системы.
ВКЛЮЧЕНИЕ И ПОЛЬЗОВАНИЕ КЛУБ.
1. Включить автоматы питания КЛУБ.
2. Включить тумблер на блоке БЭЛ. В окне фактической скорости загорится 0. По истечении 30сек. включить ЭПК и нажать РБ.
3. Выставить необходимую частоту (25,50,75 Гц) долговременным нажатием кнопки ВК, при этом на индикаторе частоты будут периодически меняться.
4. Проверить работу обеих комплектов КЛУБ путем перевода основного на резервный одновременным нажатием РБ и РБС. На основном комплекте у цифры допускаемой скорости будет отсутствовать точка, а на резервном комплекте у цифры допускаемой скорости справа внизу будет гореть точка.
ПОРЯДОК РАБОТЫ КЛУБ.
Перед троганием локомотива машинист должен убедиться в установке тумблера РПМ (маневровый или поездной). Контролируемая скорость маневрового режима на индикаторе – 60 км/час. Если тумблер РПМ находиться в положении поездной, то при трогании локомотива в момент скорости 2 км/час происходит однократная проверка бдительности с загоранием на индикаторе мигающего сигнала внимание и раздается свисток ЭПК, а машинист обязан нажать РБ. При отпуске тормозов на уклоне необходимо поставить контроллер на тяговую позицию, а затем вернуть ее обратно, в противном случае произойдет срыв ЭПК.
ДВИЖЕНИЕ ПО УЧАСТКУ.
– При наличии на БИЛ зеленого огня допустимая скорость равна скорости зеленого огня. Если разность скоростей 5 км/час индикатор мигает и звенит. В случае превышения скорости на 3 км/час – срыв ЭПК.
– При наличии на БИЛ желтого огня максимально допустимая скорость сохраняется как, при зеленом. При скорости выше 60 км/час идет проверка бдительности через 30-40 сек. При подъезде к путевому светофору с желтым огнем машинист должен проследовать его со скоростью не более 60 км/час.
– В момент появления КЖ в КЛУБе включается функция контроля торможения перед светофором с красным сигналом. Расчетная длина блок участка начинает отсчитываться с момента приема сигнала КЖ. Машинист обязан снижать скорость движения, учитывая переход индикатора в мигающий режим. Если фактическая скорость будет больше допустимой – срыв ЭПК. Бдительность идет через 30-40 сек.
– Следование по красному огню локомотивного светофора происходит после проследования КЖ, порядок проследования которого определен ПТЭ. Переход на белый сигнал производится одновременным нажатием ВК и РБ.
Порядок действий при нарушениях нормальной работы КЛУБ такой же, как и с АЛСН. В случае сбоя огней необходимо перейти на 2-ой комплект КЛУБ и выставить заново частоту.
У этого термина существуют и другие значения, см. Клуб (значения).
Комплексное локомотивное устройство безопасности (КЛУБ) устанавливается на тяговом и самоходном железнодорожном подвижном составе (локомотивы, МВПС, дрезины) и функционально сочетает в себе автоматическую локомотивную сигнализацию и электронный локомотивный скоростемер. Наибольшее распространение получил КЛУБ-У (унифицированный, то есть приспособленный для установки на всех типах локомотивов и моторвагонных подвижных составов (МВПС)).
Блок индикации типа БИЛ-В системы КЛУБ-У
Среди функций КЛУБа можно отметить следующие:
Технические параметры системы предоставляют возможность приема кодов АЛС и определённых команд с использованием цифрового радиоканала. Для определения координат используется система спутникового позиционирования Глонасс/GPS.
Выпускаются ОАО «Ижевский радиозавод». Различают несколько видов КЛУБ:
Особенности и возможности:
В 2000 году снят с производства.
1. НАЗНАЧЕНИЕ КЛУБ-У.
Устройство КЛУБ – У начало устанавливаться на все виды локомотивов в 2000 году. Предназначено для обеспечения безопасности движения, предупреждения аварийных ситуаций благодаря применению принудительного торможения или остановки поезда. В КЛУБ-У предусмотрено взаимодействие по локальной сети с системами САУТ, ТСКБМ, УСАВП, а по радиоканалу- с системой интервального регулирования движения поездов.
2.СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ КЛУБ-У.
Основные блоки КЛУБ-У – БЭЛ, БИЛ, БКР. Локомотивный блок электроники БЭЛ предназначен для получения сигналов от приемных катушек КПУ, антенн точечного канала связи РК, антенны СНС, ДУП, рукояток и кнопок БИЛ, дополнительных систем. Блок ввода и индикации БИЛ (модификации блока БИЛ-У, БИЛ-УВ, БИЛ-В, БИЛ-ВВ, БИЛ-УТ) обеспечивает отображение времени, параметров движения поезда, а также значение целевой и допустимой скоростей, кроме того, он позволяет осуществить ввод локомотивных и поездных характеристик. В состав блока БИЛ входят блок индикации БИЛ-У, блок ввода БВЛ-У, РБ, РБС, РБП. Блок коммутации и регистрации БКР служит для обработки сигналов от датчиков давления и подключения к БЭЛ периферийных устройств. Питание осуществляется через ИП-ЛЭ и равно 50 вольт.
Все данные записываются на КР с частотой 0,5сек. КР рассчитана на 12-и часовую информацию независимо от того, сколько раз включалась и выключалась аппаратура.
3.ДЕЙСТВИЯ ЛОК. БРИГАДЫ ПЕРЕД ПОЕЗДКОЙ.
Перед поездкой ТЧД выдает машинисту КР (после поездки кассета сдается на расшифровку). Перед включением КЛУБ-У машинист устанавливает КР в приемник БИЛ, а затем включает автомат питания КЛУБ-У и тумблер на БКР (загорится светодиод). На БИЛ появится информация:
– Номер электронной карты ЭК—на 4сек.
– Координата пути.
– Режим движения П.
– Знак записи КР.
– Фактическая скорость.
– Давление в ТМ и УР.
– Частота канала АЛСН (25, 50, 75Гц,) или ЕН – признак работы АЛС-ЕН, или РК – признак работы радиоканала, или ЭК – работа по электронной карте, или С – ограничение скорости по САУТ-ЦМ485.
– Номер пути.
После этого надо включить ЭПК, а на БИЛ появится сигнал светофора и точкой желтого цвета высветится целевая скорость, а точкой красного цвета – допускаемая скорость.
Далее необходимо проверить наличие логических модулей 1-го комплекта, набрав К71- высветится-123456789АВ, и введя К91 проверяем 2-ой комплект. Этот ряд должен соответствовать внесенному в штамп-справку журнала ТУ-152. Кроме этого вводят К522 и сверяют № ЭК.
Непосредственно перед отправлением необходимо ввести:
— Кнопкой «Л»- табельный №, № поезда, длину в осях, длину в вагонах, массу поезда.
— Кнопкой «П» – номер пути, признак правильности направления движения.
— Кнопкой «Частота»-25, 50, 75Гц. (При ЭК установка автоматически).
— Кнопкой «РМП»- П, М, РДТ.
— Если нет ЭК, то надо набрать «К6» и ввести текущую координату, «1»- возрастание в правильном по четному пути, «0»- возрастание в правильном по нечетному пути.
В информационной строке появится: цель, расстояние, допустимая и целевая скорости, координата согласно ЭК.
При начале движения на тяговой позиции нельзя стоять более 70 сек, иначе срыв ЭПК. В случае отправления при «КЖ» или «К» нажать РБ и РБП.
4. РАБОТА КЛУБ-У без ЭК.
— При наличии на БИЛ «З» V доп = Vзел. При превышении V факт – срыв ЭПК. Периодическая проверка бдительности не производится, если есть ТСКБМ.
— При наличии на БИЛ «Ж» V цел 60, а V доп «З». Если V факт больше V «Ж», то бдительность через 30- 40 сек, если V факт меньше – бдительности нет. Проследование желтого – 60 км/ч.
— При появлении на БИЛ «КЖ» V цел = 0, а V доп = 60 км/ч. При движении КЛУБ-У постепенно снижает V доп до 20 км/ч, а машинист обязан снижать V факт ниже доп. Бдительность 30-40 сек.
— Сигнал «К» появляется после проследования «КЖ». Порядок проследования – 16.27 ПТЭ. Для предотвращения ЭТ машинист должен остановить локомотив не далее 200 м до светофора (зафиксировать V факт = 0, а затем ехать со скоростью не более 20 км/ч). Проследование без остановки разрешается грузовым установленным порядком. (в ЭК отметка).
— Движение по «Б» при п /аб начинается с К799 и отменяется К800.
5. РАБОТА КЛУБ – У с ЭК.
— После ввода № пути начинает работать информационная строка, по которой проходит вся информация. По мере приближения к препятствию Vдоп постепенно снижается до V цел, а машинист снижает Vфакт = V доп. После проезда последним вагоном Vдоп восстанавливается.
— В случае следования локомотива на участках с одноименными путями необходимо через «К1» вывести свой участок.
— После появления «КЖ» КЛУБ-У производит прицельное торможение до полной остановки за 20 – 70 м до запрещающего светофора, при этом Vдоп=0. Дальнейшее движение должно происходить с разрешения ДСП с нажатием на БИЛ кнопки «ВК», V доп=20км/ч. Разрешается проследование запрещающих светофоров грузовым поездам без остановки согласно 16.27 ПТЭ. Такие светофоры отмечены в ЭК.
6. Взаимодействие КЛУБ-У с САУТ.
При наличии системы САУТ в КЛУБ-У отменяются:
– Однократная проверка бдительности при смене с «З» на «Ж» и с «Б» на «Ж».
– Периодические проверки при V факт больше V цел.
– При отсутствии ЭК отменяется кривая торможения.
При совместной работе на БИЛ показывается V доп, формируемая КЛУБ-У, а автостопное торможение может происходить как по сигналам КЛУБ-У, так и по САУТ.
Для обеспечения возможности остановки локомотива служебным торможением, КЛУБ-У производит автостопное торможение V доп + 6км/ч. При наличии ЭК V доп и Vцел выбираются минимальными от САУТ (высвечивается С), если от АЛС-ЕН, то (ЕН), если от КЛУБ-У, то (ЭК). При автостопном торможении на БИЛ возникают сообщения:
– СРЫВ ОТ САУТ.
– СРЫВ ОТ ТСКБМ.
– СРЫВ ОТ КОН.
– Если сообщения нет, значит инициатива КЛУБ-У.
7.ДЕЙСТВИЯ МАШИНИСТА ПРИ НАРУШЕНИЯХ РАБОТЫ КЛУБ-У.
— В случае внезапного появления «К» или «КЖ» выключить ЭПК на 3-5сек и принять меры к торможению (в ТЦ более 0,7 кгс/см.кв.). и следовать до первого путевого светофора, если не заработает – взять приказ ДНЦ.
— В случае внезапного появления «Б» снизить скорость до 40 км/ч, поверить частоту канала АЛСН и ехать до первого путевого светофора или приказ ДНЦ.
— Если погаснет БИЛ и засвистит ЭПК независимо от РБ, то выключить ЭПК ключом, в ТЦ 0,7 кгс/см.кв., переключить автоматы – если не поможет – приказ ДНЦ.
— Если после выключения ЭПК свисток не прекращается, то после ЭТ перекрыть разобщительные краны ТМ и ПМ к ЭПК и взять приказ ДНЦ.
— По приказу ДНЦ скорость 70 грузовым, 100 пассажирским. Путевые светофоры с погасшим огнем проследовать с обязательной остановкой у каждого светофора согласно 16.27 ПТЭ.
8.ПОРЯДОК ОТПРАВЛЕНИЯ ПОД ЗАПРЕЩАЮЩИЙ СИГНАЛ ПРИ ЭК.
— Если на БИЛ допускаемая скорость ниже 20км/ч или = 0, надо нажать кнопку «ВК»- V доп будет =20км/ч.
— Получив приказ или разрешение на проследование запрещающего светофора машинист обязан одновременно нажать РБ и РБП и в течение 5сек набрать 1-ю позицию. После проследования запрещающего сигнала переход на «Б» производится в соответствии с ИДП путем одновременного нажатия РБ и «ВК» на БИЛ.
— Если при остановке под запрещающий допускаемая скорость оказалась выше 20км/ч, то надо подтянуть состав так, чтобы скорость была ниже 20км/ч.
9.ДЕЙСТВИЯ ПРИ СЛЕДОВАНИИ ВТОРЫМИ.
— Для перехода в режим «РДТ» на стоянке после предварительного одновременного нажатия РБ и РБП осуществить нажатие в течение 30сек кнопки «РМП», при этом на БИЛ включится мигающий знак «П». Ввести К262 и символ «ввод». После этого можно выключить ЭПК, но индикация V факт и V доп сохранится. Переход невозможен при «К» и «КЖ». Для выхода из режима нажать «РМП».
10.ДВИЖЕНИЕ ПО НЕПРАВИЛЬНОМУ ПУТИ.
Вождение поездов по неправильному пути осуществляется в соответствии с ИДП. Для переключения ЭК на неправильный путь надо:
— При движении по 1-му правильному пути на 2-й неправильный путь при въезде ввести П2 ввод 0 ввод, при выезде П1 ввод1 ввод.
— При движении по 2-му правильному пути на 1-й неправильный путь при въезде ввести П1 ввод 0 ввод, при выезде П2 ввод 1 ввод.
11.ПЕРЕЧЕНЬ НЕКОТОРЫХ КОМАНД.
— «К47» – Просмотр № активного ДПС.
— «К70» – Выключение диагностики КЛУБ-У.
— «К71» – Включение диагностики КЛУБ-У.
— «К91» – Перезапуск 1-го комплекта МЦО.
— «К92» – Перезапуск 2-го комплекта МЦО.
— «К122» – Вывод давления в МПа.
— «К123» – Вывод давления в кгс/см. кВ.
— «522» – № ЭК.
— «К1036» – Переход на работу с другим ДПС.
— «К799» – Движение при закрытой автоблокировке.
— «К800» – Отмена движения при закрытой автоблокировке.