Классификация поездов по номерам

Порядок присвоения номеров поездам

1. Поездам различных назначений и категорий присваивается
следующая нумерация:

1.1. Пассажирские поезда:
1.1.1. Скорые:
круглогодичного обращения 1-148
сезонного обращения 201-298
1.1.2. Скоростные круглогодичного и сезонного обращения 151-168
1.1.3. Ускоренные круглогодичного и сезонного обращения 171-198
1.1.4. Дальние (кроме скорых)
круглогодичного обращения 301-398
сезонного обращения 401-498
разового назначения (вывозные, пунктирные) 501-598
1.1.5. Местные (кроме скорых) 601-698
1.1.6. Служебного (специального) назначения 701-748
1.1.7. Скорые составами дизель- и электросекций:
повышенной комфортности 801-848
без предоставления дополнительных услуг 851-898
1.1.8. Туристско-экскурсионные 971-988
1.1.9. Пригородные 6001-6998
1.1.10. Скорые пригородные 7001-7398
1.1.11. Пригородные служебного назначения (по билетам)7481-7498
1.2. Почтово-багажные, грузо-пассажирские и людские
поезда:
1.2.1. Почтово-багажные 901-948
1.2.2. Грузо-пассажирские 951-968
1.2.3. Людские 991-998
1.3. Специализированные (ускоренные) грузовые поезда:
1.3.1. Рефрижераторные 1001-1098
1.3.2. Для перевозки молока 1101-1198
1.3.3. Контейнерные 1201-1298,
1401-1488
1.3.4. Специализированные для перевозки грузов в
универсальном подвижном составе 1491-1498
1.3.5. Для перевозки грузов в контрейлерах 1301-1398
1.3.6. Для перевозки живности 1501-1518
1.3.7. Для поездов операторских компаний 1519-1598
1.3.8. Для перевозки угля и рудно-металлургического
сырья и удобрений в кольцевых маршрутах 1601-1698
1.3.9. Для перевозки наливных грузов в кольцевых и
технологических маршрутах 1701-1798
1.4. Грузовые поезда:
1.4.1. Для составов из порожних вагонов в количестве
350-520 осей с одним локомотивом в голове 1801-1898
1.4.2. Соединенные поезда, следующие на один и более
диспетчерских участков:
первому (головному) 1901-1918
второму 1921-1938
третьему 1941-1958
1.4.3. Сквозные 2001-2998
1.4.4. Участковые 3001-3398
1.4.5. Сборные 3401-3448
1.4.6. Сборно-участковые 3451-3488
1.4.7. Сборные со сборно-раздаточными вагонами 3491-3498
1.4.8. Вывозные – для уборки и подачи вагонов на
отдельные промежуточные станции участка и подъездные пути 3501-3598
1.4.9. Передаточные – для передачи вагонов с одной
станции узла на другую 3601-3798
1.4.10. Диспетчерские локомотивы – для уборки и
подачи вагонов на промежуточные станции с прицепкой к
ним более 10 физических вагонов 3801-3898
1.4.11. Подача вагонов на примыкание к главным
путям на перегоне по перевозочным документам под
выгрузку или погрузку и уборка их обратно 3901-3998
1.5. Локомотивы:
1.5.1. Толкачи – резервные локомотивы, следуемые для
подталкивания поездов:
грузовых 4001-4028
вывозных и передаточных 4031-4058
хозяйственных 4061-4098
1.5.2. Резервные локомотивы, следующие без
вагонов, а также локомотивы с прицепленными к ним
не более 10-ти физическими вагонами:
от подталкивания грузовых поездов 4101-4128
от подталкивания вывозных и передаточных поездов 4131-4158
от подталкивания хозяйственных поездов 4161-4198
от (к) пассажирских, почтово-багажных и
грузопассажирских поездов 4201-4298
от (к) грузовых поездов: людских, специализированных,
соединенных, сквозных, участковых, сборных 4301-4398
от (на) хозяйственных работ 4501-4598
от (к) пригородных поездов 4601-4698
от (к) вывозных и передаточных поездов 4701-4898
от (на) маневровых работ 4901-4998
1.5.3. Сплотки резервных локомотивов, находящихся в
эксплуатации:
грузового движения 4401-4438
пассажирского движения 4441-4468
хозяйственного движения 4471-4498
1.6. Хозяйственные поезда:
1.6.1. Обкатка составов из порожних пассажирских
вагонов, пробные пассажирские поезда и электросекции,
обкатка и следование в ремонт локомотивов 5001-5098
1.6.2. Автодрезины, мотовозы и специальный
самоходный подвижной состав 5101-5198
1.6.3. Для выполнения работ по содержанию,
техническому обслуживанию и ремонту сооружений и
устройств железной дороги из вагонов нерабочего парка:
щебнеочистительные машины 5201-5248
выправочно-подбивочно-отделочные и рихтовочные машины 5251-5298
путеукладочные и путеразборочные 5701-5748
хоппер-дозаторные 5751-5798
Рельсовозные 5801-5848
Рельсошлифовальные 5851-5898
остальные машины и агрегаты 5901-5948
путеизмерители, дефектоскопы и вагоны-лаборатории 5951-5998
1.6.4. Для перевозки воды по хозяйственным документам 5301-5398
1.6.5. Из порожних пассажирских вагонов, следующие в
пункты посадки пассажиров, на технические станции и в
пункты отстоя 5401-5698
1.6.6. Снегоочистители и снегоуборочная техника всех
наименований 7901-7998
1.6.7. Восстановительные 8001-8048
1.6.8. Пожарные 8051-8098
1.6.9. Из порожних вагонов, негодных под погрузку,
следующих на заводы и в депо для ремонта и модернизации
по специально оформленным документам 9001-9098

2. Номер поезда присваивается на станциях формирования (или оборота пассажирских поездов) и сохраняется на всем пути следования до станции назначения (расформирования). Изменение нумерации поездов в пути следования разрешается только в случаях, предусмотренных инструкцией по учету выполнения графика движения поездов.
3. Вспомогательным локомотивам, направляемым на перегон с целью оказания помощи в соответствии с пунктом 7.5 Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной МПС России 16.10.2000 г. N ЦД-790, присваивается нумерация резервного локомотива, а при вывозе им остановившегося поезда – номер этого поезда.
4. Сплоткам локомотивов, идущим по перевозочным документам, присваивается нумерация грузовых поездов.
5. Пригородные поезда служебного назначения предусматриваются в графике движения для обеспечения проезда работников ОАО “РЖД” по служебным билетам. Не допускается включение в такие поезда беспересадочных и прицепных вагонов.
6. Запрещается присваивать поездам нумерацию, не соответствующую категории и назначению данного поезда.

Вы можете дополнить или изменить данную статью, нажав кнопку Редактор

НУМЕРАЦИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ РЖД

1–150 – Скорые круглогодичные (скорость маршевая от 50 км/час (вкл.) до 91 км/час (искл.), маршрут следования свыше 150 км)

151–298 – Скорые сезонного и разового обращения (скорость маршевая от 50 км/час (вкл.) до 91 км/час (искл.), маршрут следования свыше 150 км)

301–450 и 601–698 – Пассажирские круглогодичные (скорость маршевая до 50 км/час (искл.), маршрут следования свыше 150 км)

451–598 – Пассажирские сезонные, разового назначения и детские (скорость маршевая  до 50 км/час (искл.), маршрут следования свыше 150 км)

701–750 – Скоростные (скорость маршевая 91 км/час и более)

751–788 – Высокоскоростные (скорость маршевая 161 км/час и более)

801–898 – Обслуживаемые моторвагонным подвижным составом (кроме скоростных и высокоскоростных)

901–920 – Служебного (специального) назначения

921–940 – Туристические (коммерческие)

941–960 – Людские

961–970 – Грузопассажирские

971–998 – Почтово-багажные

НУМЕРАЦИЯ ПРИГОРОДНЫХ ПОЕЗДОВ РЖД

6001–6998 – Пригородные, приграничные пригородные (региональные) поезда

7001–7198 – Скоростные пригородные поезда

7201–7598 – Скорые пригородные и городские поезда

7601–7628 – Поезда служебного (специального) назначения

НУМЕРАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ПОЕЗДОВ РЖД

5001–5998 – Состоящие из цельнометаллических вагонов без пассажиров

7631–7998 – Состоящие из моторвагонного подвижного состава без пассажиров, в т.ч. от скоростных и высокоскоростных

1001–1020 – Рефрижераторные

1021–1420 – Контейнерные поезда

1421–1440 – Для перевозок груза в контрейлерах

1441–1450 – Специализированные для перевозки грузов в универсальном подвижном составе

1451–1460 – Для перевозки живности

1461–1810 – Для перевозки угля, руды, удобрений в кольцевых маршрутах

1811–1998 – Для перевозки наливных грузов в кольцевых и технологических маршрутах

9201–9298 – Соединенные поезда, следующие на один и более диспетчерских участков

9301–9498 – Для составов из порожних вагонов в количестве 350-520 осей с одним локомотивом в голове, в т.ч. на удлиненных плечах обслуживания

9501–9698 – Тяжеловесные поезда

9701–9750 – Поезда весом 8000 т

9751–9798 – Поезда весом 9000 т и более

2001–2998 – Сквозные, в т.ч. на удлиненных плечах обслуживания

3001–3398 – Участковые

3401–3468 – Сборные

3471–3498 – Сборно-участковые

3501–3598 – Вывозные — для уборки и подачи вагонов на отдельные промежуточные станции участка и подъездные пути

3601–3798 – Передаточные — для передачи вагонов с одной станции на другую

3801–3898 – Диспетчерские локомотивы — для уборки и подачи вагонов на промежуточные станции

3901–3978 – Подача вагонов рабочего парка на перегон для выгрузки в «окно» при производстве путевых работ

3981–3998 – Подача вагонов по перевозочным документам под погрузку или выгрузку на примыкание к главным путям на перегоне, внутристанционные передачи, подача вагонов по договорам на пути (подъездные пути) станций, закрытых для грузовых операций

Толкачи-резервные локомотивы, следующие для подталкивания или после подталкивания поездов:

4001–4148 — грузовых

4151–4188 — пассажирских

4191–4198 — хозяйственных

Резервные локомотивы, следующие без вагонов:

4201–4228 — от подталкивания грузовых поездов

4231–4258 — от подталкивания вывозных и передаточных поездов

4261–4298 — от подталкивания хозяйственных поездов

4301–4398 — от (к) пассажирских, людских, пригородных, почтово-багажных и грузопассажирских поездов

4401–4698 — от (к) поездов: ускоренных, соединенных, сквозных, участковых, сборных, сборно-участковых

4701–4778 — от (на) хозяйственных работ

4779–4798 — рельсосмазыватели

4801–4898 — от (к) вывозных, маневровых и передаточных поездов

Сплотки резервных локомотивов, находящиеся в эксплуатации:

4901–4960 — грузовых

4961–4990 — пассажирских

4991–4998 — хозяйственных

8001–8048 – Восстановительные

8051–8098 – Пожарные

8101–8198 – Снегоочистители и снегоуборочная техника всех наименований

Обозначение серий паровозов

Первые паровозы не имели обозначений, им присваивались имена собственные и оригинальные названия подобно тому, как это было принято для пароходов. Первые локомотивы построенные Стефенсоном назывались «Блюхер» и «Ракета». На Царскосельской железной дороге паровозы имели названия «Проворный», «Стрела», «Богатырь», «Сокол», «Орёл», «Лев», «Слон». Построенные в нач. 1860-х годов паровозы назывались по принадлежности к городам —-«Рига», «Москва», «Париж», «Вена» (эти паровозы возили поезда на Динабургско-Витебской и Риго-Динабургская железных дорогах); носили фамилии известных людей — «Суворов», «Дельвиг», по названием рек — «Волга», планет — «Меркурий». Позже паровозам стали присваивать серии, состоявшие из буквенных обозначений или цифровых номеров. На Рязано-Уральской, Харьково-Азовской и других железных дорогах) для обозначения паровозов использовали буквы: П — пассажирский, Т — товарный и М — маневровый, к которым добавляли цифры (номера). На большинстве железных дорог России применялись различные буквенные системы обозначений серий, в результате чего одинаковые по конструкции паровозы, находившиеся на разных дорогах, получили разные обозначения.

С целью упорядочения обозначений серий паровозов Министерство путей сообщения в 1912 году по предложению Ю. В. Ломоносова разработало единую для всех русских железных дорог «Номенклатуру серий паровозов».

Систему обозначений паровозов 1912 года можно представить в виде формулы: СЗИ №, где С — основная буква серии, И — индекс, З — завод-изготовитель, № — номер локомотива. Часть Си — это серия локомотива — групповая часть, а нижний индекс з и № относились лишь к конкретному паровозу. Таким образом, обозначение серии и нумерация локомотивов уже тогда представляли собой независимые одна от другой системы.

За основу обозначения серии была принята уже сложившаяся ранее буквенная система обозначений, в которой использовались тридцать букв русского алфавита, включая такие буквы. Не использовались только буквы М и П. Буква выбиралась исходя из определенного смысла: буква О означала, что это — основной тип товарного паровоза; буква Б показывала, что локомотив спроектирован и строился на Брянском заводе (тип 2-3-0), Г — на Ганноверском заводе; К — паровоз Коломенского завода; С — Сормовского завода; Д — что данный локомотив имеет две спаренные оси (типы 1-2-0, 2-2-0, 0-2-1, 2-2-1); Т — товарный, с тремя сцепными осями (типы 0-3-0, 1-3-0 и 0-3-1); Ч — с четырьмя спаренными осями; Л — проект В. И. Лопушинского; Ф — сочленённый системы Ферли или Фламма (тип 1-5-0); Н — паровоз Николаевской ж. д.; Р — Московско-Виндаво-Рыбинской ж. д.; У — Рязанско-Уральской ж. д.; Я — Московско-Ярославско-Архангельской ж. д., Ь — танк-паровоз для грузовой и маненровой работы, Ъ — танк-паровоз для пассажирской службы.

Конструктивные изменения паровозов показывались в индексе буквой, расположенной вверху справа от основной буквы, место изготовления — снизу справа. Наиболее распространёнными в индексах были буквы П (с перегревом пара), Д — с кулисным механизмом Джоя, В — с кулисным механизмом Вальсхерта, К — паровоз Коломенского завода, Л — Луганского завода, Ш — шведских заводов, Г — германских заводов, М — модернизированный, Р — реконструированный или рационализированный, У — усиленный, Ч — с машиной компаунд (предложение Чечотта).

Система обозначений 1912 предусматривала также применение для обозначения двух основных букв, что вместе с индексом давало возможность иметь более 30 тыс. комбинаций. При переходе на новую систему для большинства серий паровозов была введена нумерация, исключающая применение одинаковых номеров. Однако это было сделано не для всех серий, и, в частности, для одного из распространённых пассажирского паровоза серии С были оставлены номера, применяемые отдельными дорогами. В результате этого в некоторых депо оказывалось два и даже три паровоза с одним и тем же номером. Для отличия паровозов в таких случаях после номера в виде дроби добавлялись цифры 1, 2, 3 или ставились буквы, отражающие наименование дороги, к которой ранее был приписан паровоз. Например, в депо Москва-пассажирская три паровоза С6 имели полные обозначения С6К, С6П, С6Ю, где буквы К, П, Ю соответственно обозначали — Курская, Пермская, Южная ж. д.

Обозначение локомотивов по системе 1912 года применялось и для локомотивов, построенных после Октябрьской революции 1917 года. Для первых паровозов советской постройки начала 1920-х годов использовались буквы Э, Л, Щ (паровозы этих серий строились и до революции).

Обозначения паровозов по системе 1912 года имели вид: АВ, АД, Б, В, Г, ЕС, Ж, 3, И, К, КУ, Л, НД, НВ, НК, НЧ, ОД, ОВ, ОК, П, Р, С, У, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ, ЩЧ, ЩП, Ы, ЫЧ, ЫП, Э, ЭГ, ЭШ, Я, Θ, Y.

В 1925 инженеры Научно-технического комитета НКПС Р. П. Гриненко и В. Ф. Егорченко предложили использовать буквенно-цифровую систему обозначений серий и нумерации тягового подвижного состава. Предполагалось со временем вообще отказаться от буквенных обозначения и перейти на чисто цифровые обозначения локомотивов по типу некоторых зарубежных железных дорог.

Всем существовавшим тогда сериям паровозов были намечены определенные номера в пределах 01—99 в каждой серии. На переходный период предполагалось оставить и буквенное обозначение серии. Так на железных дорогах появились локомотивы с длинным обозначением. Выпускаемые в то время паровозов серий СУ, ЭУ, а позднее и паровозы серий ЭМ, ЭР и М, стали обозначаться: СУ96-01, ЭУ682-01, М160-01.

Выяснилось, что число однотипных локомотивов, как правило, было больше 99, поэтому, что бы не нарушить двухзначное обозначение цифровой части, пришлось ввести новые цифровые обозначения серий. В результате возникли серии СУ97, СУ98, СУ100, СУ101, а затем СУ200, СУ201 и т. д. То же произошло и с паровозами серий ЭУ, ЭМ, ЭР.

Буквенное обозначение серий паровозов решили сохранить, тем более, что часть паровозов серии СУ97 и часть паровозов серии СУ98 по конструкции не отличались. Применение системы нумерации серий 1925 года ограничили сериями СУ, ЭУ, ЭМ, ЭР и М.

В 1931 была введена ещё одна система обозначения новых локомотивов: первые две буквы серии составлялись из первых букв имени и фамилии известных людей, две цифры обозначали нагрузку от движущих колёсных пар на рельсы, после тире проставлялся номер локомотива. Так на железных дорогах появились паровозы серии ИС20 (Иосиф Сталин), ФД20 (Феликс Дзержинский), СО17 (Серго Орджоникидзе), АА20-1 (Андрей Андреев). Для отличия изменений конструкции паровозы ИС и ФД начиная с 1941 года выпускались с полным наименованием серии — ФД21 и ИС21, а паровозы серии СО имели три основные разновидности: СО17, СО18 (с вентиляторной тягой) и СО19 (с тендер-конденсаторами).

В 1940-е годы внесли изменения в систему обозначений локомотивов 1912 года.. По этой измененной системе грузовым паровозам, спроектированным под руководством Л. С. Лебедянского в середине 1940-х годов, была присвоена серия Л, у которых после дефиса следовал порядковый номер (Л—0005).

Создававшимся после Великой Отечественной войны локомотивам, заказы на которые поступали от различных организаций МПС и ведомств, не присваивались серии по какой-либо одной системе. Для обозначения паровозов по измененной системы 1912 года применялись обозначения заводов-изготовителей. Так появились на железных дорогах паровозы серий ЛВ18, ОР21, ОР23. Буквы ЛВ обозначали, что паровоз выполнен на базе паровозов Л (конструкции Лебедянского) на Ворошиловградском заводе, а ОР— паровоз создан этим же Ворошиловградским заводом, но с акцентом “имени Октябрьской революции”. После обозначения серии ставилось тире, а затем номер паровоза.

Паровозы серии СУ, построенные после 1945 года Сормовским заводом, имели обозначение по системе нумерации 1931 года: СУ250-01 и далее.

Опытный грузовой паровоз типа 1-5-2 Улан-Удэнского завода был обозначен как 23-001, а промышленный танк-паровоз серии 9П означал девятый тип промышленного паровоза.

В ознаменование Великой победы последним пассажирским паровозам типа 2-4-2, созданным в 1945 году, не стали присваивать серию. Они имеют заводское обозначение П36, в котором буква П обозначает «Победа», а 36 – паровоз типа 36 Коломенского завода. Аналогично был обозначен опытный грузовой паровоз П34.

Обозначение серий тепловозов

Первым тепловозам, построенным в 1924 году и последующим серийным локомотивам присвоены серии Щэл, Эмх, Оэл и Ьмх, означавшие, что тепловозы по мощности эквивалентны паровозам с теми же обозначениями; индексы ЭЛ и МХ соответствовали электрической или механической передаче. Нумерация как для опытных и серийных тепловозов тепловозов Ээл была общая. Все указанные тепловозы обозначались по системе нумерации 1912 года. Выпущенный примерно в это же время тепловоз ВМ20 получил обозначение по системе 1931 года. Буквы ВМ означают Вячеслав Молотов.

Построенные американскими фирмами «Алко» и «Балдвин» в середине 1940-х годов для железных дорог СССР шестиосные тепловозы с электрической передачей получили соответственно обозначение ДА и ДБ. Буква Д означает дизельный локомотив, а индексы А и Б — первые буквы наименований фирм).

Для тепловозов, построенных после 1945 года, применено буквенно-цифровое обозначение серий, которое отличается от существовавших в то время обозначений серий электровозов и паровозов.

Буквенная часть серии тепловоза состоит из двух или трёх заглавных букв русского алфавита и цифр. Буквы серии тепловоза обозначают: первая Т — тепловоз; вторая Э — с электрической передачей, Г — с гидравлической или гидромеханической передачей; У – узкоколейный. Третья буква обозначает: П — пассажирский, М — маневровый, у грузовых тепловозов третья буква в обозначении серии отсутствует.

Таким образом, буквенная часть серий тепловозов выглядит так: грузовые тепловозы: ТЭ и ТГ, пассажирские ТЭП и ТГП, маневровые – ТЭМ и ТГМ, узкоколейные – ТУ. Для тепловозов постройки отечественных заводов цифра после букв обозначает номер проекта. Для поездных и универсальных тепловозов каждому тепловозостроительному заводу отводится определенный диапазон чисел. Харьковскому заводу транспортного машиностроения им. В.А. Малышева отведен диапазон 1—49, Коломенскому тепловозостроительного завода им. В.В. Куйбышева 50—99, Ворошиловградскому, он же Луганскому (ПО «Лугансктепловоз») 100—149, Брянскому 150—199. Для маневровых тепловозов с гидропередачей применяется единая нумерация, начиная с 1, независимо от завода-изготовителя.

Таким образом серии тепловозов ТЭ1, ТЭ2, ТЭЗ, ТЭ4, ТЭ5, ТЭ7, ТЭ10, ТЭЗО, ТЭ40 построены на Харьковском заводе; ТЭ50, ТЭП60, ТЭП70, ТЭП75, ТЭП80 — на Коломенском; ТГ100, ТГ102, ТГ105, ТГ106, ТЭЮ9, ТЭ114, ТЭ116, ТЭ130 — на Луганском заводе.

Для импортных тепловозов обозначение серии начинается с буквы, указывающей страну завода-поставщика. Буква В указывает, что тепловоз строился в Венгрии (например, ВМЭ1), буква Ч — в Чехословакии (например, ЧМЭ3).

Для отдельных конструктивных изменений введены дополнительные буквы после цифровой части обозначения серии. Так тепловозы серии ТЭ10 имеют следующие основные разновидности: ТЭ10Л (вариант Луганского завода), более поздней постройки — ТЭ10В (с изменениями, произведёнными на том же заводе, когда он стал наз. Ворошиловградским), ТЭ10М (модернизированные). Первоначально в серии не указывалось, сколько секций составляют тепловоз. Двухсекционные тепловозы обозначались без отличий от односекционных. Например: двухсекционные: ТЭ2, ТЭЗ, ТЭ7, односекционные: ТЭ1, ТЭ10. В дальнейшем перед буквенной частью стали вводить цифры 2, 3, 4, которые показывают число секций тепловоза. Двухсекционные тепловозы: 2ТЭ10, 2ТЭ10Л, 2ТЭ10М, 2ТЭ10П, 2ТЭ116; трехсекционные: ЗТЭ10М; четырехсекционные: 4ТЭ10С.

В отдельных секциях тепловозов с одинаковыми номерами для их различия вводили дополнительные обозначения, например, буквы А, Б (так же поступали и с двухсекционными электровозами).

Исключением из описанной системы обозначений магистральных тепловозов являются тепловозы серий М62 и 2М62. Обозначение серии М62 дано по требованию первого заказчика этих тепловозов – Венгерской Народной Республики; в дальнейшем при поступлении этих локомотивов на железные дороги Советского Союза обозначение серии было сохранено.

Маневровые тепловозы с электрической передачей имеют в обозначении серии буквы ЭМ. Далее используются цифры, отведённые для магистральных тепловозов Харьковского завода, которые ми характеризуют его тип: ТЭМ1, ТЭМ2, ТЭМ5, ТЭМ6, ТЭМ7. Эксплуатируемым на железных дорогах зарубежным маневровым тепловозам присвоены серии ВМЭ1, ВМЭ2, ВМЭЗ, ЧМЭ2 и др., где буква В означает, что тепловоз построен на венгерских заводах, а Ч — на чехословацких заводах.

Обозначение серий электровозов

Все электровозы, как и остальные локомотивы железных дорог Советского Союза, разделяются по сериям, обозначаемым буквами или буквами и цифрами. Нумерация серий первых электровозов железных дорог Советского Союза проходила по трем системам нумерации: 1925, 1931 и 1912 годов.

По системе нумерации 1925 года обозначались электровозы для Сурамского перевала — С, Сс, СИ. Нижний индекс «с» на электровозах серии Сс означает, что серия выпущена советскими заводами. Верхний индекс «и» на электровозах серии СИ указывает не только на то, что электровозы построены в Италии, но и на то, что они имеют иное конструктивное выполнение по сравнению с электровозами серий Сс и С. Электровозы серий С и СИ после букв имеют цифру 10, а электровозы серии Сс—цифру 11. Эти цифры не означают нагрузки от движущей оси, а являются цифровой частью обозначения серии и обычно не пишутся. Электровозы серий Сс, С и СИ, оборудованные машинами и аппаратами по типу электровозов серии ВЛ22М без электрического торможения, получили соответственно обозначения серий СcМ, СМ и СИМ.

По системе 1931 года получили обозначение электровозы постоянного тока серий ВЛ19, ВЛ22, ВЛ22М и ВЛ23 (Владимир Ленин); опытные электровозы ПБ21-01 (имени Политбюро ВКП(б)). Цифры 19, 22 и 23 после букв ВЛ обозначают нагрузку от движущих колёсных пар на рельсы в тоннах. Электровозы с нагрузкой от оси 19,5 т и тяговыми двигателями типа ДПЭ-340А обозначаются серией ВЛ19, с нагрузкой от оси 22 т и тяговыми двигателями типа ДПЭ-340—серией ВЛ22; электровозы серий ВЛ19 и ВЛ22, имеющие тяговые двигатели типа ДПЭ-400, обозначены сериями ВЛ19М и ВЛ22М, где индекс «М» означает «модернизированные». Электровозы с нагрузкой от оси 23 т обозначены серией ВЛ23.

Система обозначений 1931 года в несколько измененном виде была использована для опытной партии электровозов постоянного тока СК (Сергей Киров) — СК-01 и СК-04, но без указания нагрузки от движущих колёсных пар, а также для первого в стране опытного электровоза переменного тока — ОР22-01 (однофазный, ртутно-выпрямительный). Электровозы серии СК с двигателями повышенной мощности в отличие от основной серии СК обозначаются как СКУ (усиленные).

Принятая в 1912 году система обозначений для паровозов применялась для импортных электровозов. Полученным из Франции грузовым электровозам переменного тока были присвоены серии Ф и ФР (Р — с рекуперативным торможением), а пассажирским — серия ФП (П — пассажирский), причём на электровозах Ф с номерами от 1 до 9 ставились перед цифрой нули (например, Ф05). Приобретённые в Германии грузовые электровозы перем. тока с кремниевыми выпрямителями получили серию К (кремниевые), но на этих электровозах после буквы, обозначающей серию, ставилось тире, а для локомотивов с номерами от 1 до 9 перед значащими цифрами — нули.

После Великой Отечественной войны электровозы нумерация серий проходила также не по одной системе. Буквы ВЛ в серии обозначали Владимир Ленин, буквы СК — Сергей Киров, буква С — Сурамский, буква Н — Новочеркасский.

Первые магистральные 8-осные электровозы, помимо упомянутых выше, имели серию Н8, что обозначает—Новочеркасский восьмиосный, и НО—Новочеркасский однофазный.

Позднее были построены электровозы серии Т8, то указывало на Тбилисский завод-изготовитель (Тбилисский восьмиосный). Продукция Новочеркасского завода пополнилась сериями Н6О -Новочеркасский, 6-осный, однофазный и Н8О (Новочеркасский, 8-осный, однофазный).

Обозначения электровозов к концу 1950-х годов имели вид: ВЛ19, ВЛ22, ВЛ22М, ВЛ23, СК, СКУ, Сс11, С10, СИ, Н8, НО и т. д.

С 1963 в обозначении серий отечественных электровозов принята символика «ВЛ» — Владимир Ленин. При этом полное наименование серий Н8, Т8, НО, Н6О, Н8О было заменено соответственно на ВЛ8, ВЛ10, ВЛ61, ВЛ60 и ВЛ80; электровозы более поздней постройки получили наименование серий ВЛ10У, ВЛ11, ВЛ12, ВЛ15, ВЛ26, ВЛ40, ВЛ41, ВЛ62, ВЛ81, ВЛ82, ВЛ83, ВЛ84 и ВЛ86Ф. Электровозы переменного (однофазного) тока нумеруются: четырехосные — от ВЛ40 до ВЛ59, шестиосные — от ВЛ60 до ВЛ79, восьмиосные — от ВЛ80 до ВЛ99. Нумерация электровозов постоянного тока: шестиосных — от ВЛ19 до ВЛ39, восьмиосных — от ВЛ8 до ВЛ18. С дальнейшим развитием парка электровозов эта система была нарушена. Серия локомотивов ВЛ15 — двенадцатиосные постоянного тока; ВЛ82 — восьмиосные двойного питания; ВЛ85 — двенадцатиосные электровозы переменного тока.

Индекс У вверху цифры (ВЛ10У) означает, что электровоз усилен по сцепному весу. С появлением в обозначениях цифр 61, 62, 81, 82 и т. д. буквы О (однофазный) в сериях ВЛ60 и ВЛ80 стали читаться как нули.

Для отличия конструктивных особенностей групп электровозов серии ВЛ80 после цифр 80 ставятся различные индексы. Электровозы с кремниевыми выпрямителями имеют индекс К (ВЛ80К), с реостатным торможением – индекс Т (ВЛ80Т), с рекуперативным торможением – индекс Р (ВЛ80Р), рассчитанные на работу по системе многих единиц – индекс С (ВЛ80С), с асинхронными тяговыми электродвигателями – индекс А (ВЛ80А), с вентильными тяговыми электродвигателями – индекс В (ВЛ80В).

Для электровозов серии ВЛ60 индексы К и Р (ВЛ60К, ВЛ60Р) имеют такой же смысл, что и для электровозов ВЛ80, а индекс П (ВЛ60П) означает, что электровоз ВЛ60 приспособлен для ведения пассажирских поездов. Электровозы ВЛ82 с изменённым электрическим оборудованием, рассчитанные на работу как при переменном, так и при постоянном токе, обозначены серией ВЛ82М, где индекс М означает — модернизированные.

Всем пассажирским электровозам, которые строились с 1958 года чехословацкими заводами Шкода для железных дорог России, присвоены буквенно-цифровые обозначения серий. Первые две буквы ЧС показывают, что локомотивы построены в Чехословакии, а последующие цифры характеризуют особенность конструкции. При этом, в отличие от отечественных принципов нумерации (по диапазонам) нумерация чехословацких электровозов – “сплошная”. Четырехосные электровозы постоянного тока имеют обозначения ЧС1, ЧСЗ, 6-осные электровозы постоянного тока — ЧС2, 6-осные переменного тока — ЧС4; двухсекционные 8-осные электровозы постоянного тока — ЧС200, ЧС6, ЧС7, а переменного тока — ЧСЗ, ЧС8. Индекс Т в обозначении электровозов ЧС2Т и ЧС4Т показывает, что локомотивы оборудованы реостатным торможением (электровозы, не имеющие этого торможения, обозначены просто ЧС2 и ЧС4). Цифра 200 у электровозов ЧС200 показывает, что электровоз рассчитан на максимальную скорость 200 км/ч.

Пассажирские электровозы, построенные на заводах Чехословакии, имеют в обозначении серии буквы ЧС, к которым добавляются цифры: ЧС 1, ЧСЗ — четырехосные постоянного тока; ЧС2 — шестиосный постоянного тока; ЧС6, ЧС7, ЧС200 — восьмиосные постоянного тока; ЧС4 — шестиосный переменного тока; ЧС8 — восьмиосный переменного тока.

Электровозы промышленного транспорта имеют самое разнообразное обозначение серий. Так, электровозы переменного тока, изготовленные на Днепропетровском электровозостроительном заводе, обозначены как Д100, Д100М, Д94, где цифра после буквы обозначает сцепной вес локомотива в тоннах. Промышленные электровозы постоянного тока обозначены как IVКП-1 (IV — четырёхосный, К — контактный, П — промышленный, 1 — первое исполнение).

Промышленные электровозы, построенные чехословацкими заводами, обозначены 21Е, 26Е, а заводами ГДР — ЕЛ1, ЕЛ2. Изготовленные специально для коксосушильных цехов 2-осные электровозы имеют обозначение серий ЭК1, ЭК2, ЭК13, ЭК14, где буква К указывает их назначение (“коксосушильный”).

Промышленные тяговые агрегаты, состоящие из собственно локомотива и обмоторенных вагонов (думпкаров) имеют серии: ОПЭ1, ОПЭ2, ПЭ1 и др. Буквы в номерах этих серий означают: О — однофазного тока, П — промышленный, Э — электровоз , цифры характеризуют определенный тип).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *