Вагоны поездов обозначаются сочетаниями цифр и букв, например, 1А или 2К. Таким образом при покупке билета понятно, в вагоне какого класса доступны места. Например, плацкартные вагоны обозначают цифрой 3, а сидячие места — буквой С.
Набор удобств и услуг зависит от типа вагона. В этой статье подробно распишем, какие услуги доступны в различных вагонах. В конце дана удобная таблица.
Детали у перевозчиков могут различаться, но в целом принципы совпадают. Большинство российских поездов формирует транспортная компания ОАО «ФПК», поэтому основные нормы берут у неё.
Во время бронирования железнодорожных билетов для командировки могут возникнуть вопросы, как правильно выбрать тип вагона и какой класс обслуживания в поезде лучше. Для обозначения разных типов вагонов и классов обслуживания в РЖД используются сочетания цифр и букв. Например, можно встретить обозначения вида 1А или 2Б.
Набор удобств и услуг зависит от типа вагона. Таким образом, при покупке билета вы можете выбрать подходящее вам место в вагоне нужного типа. В этой статье мы разберем наиболее распространенные типы жд вагонов пассажирских поездов в РЖД, а также классы обслуживания.
Новый скоростной поезд Ласточка связывающий город Иваново с Москвой очень важное и нужное событие для пассажиров. Теперь добраться до Москвы и из нее составит не более 4 часов во вполне комфортных условиях, на выбор есть как эконом так и бизнес-класс – там дополнительный комфорт и даже питание входит в стоимость. Прибывает и отбывает Ласточка с Курского вокзала.
Что входит в стоимость билета класса эконом :
Простые кресла, без особых удобств, платный бортовой снэк-бар – напитки, чай, кофе, соки, морсы, сэндвичи, чипсы, шоколадки и прочая мелочевка в дорогу.
салон эконом класса
платный кофе в экономе
Ласточка по прибытию на вокзал Иваново
Теперь посмотрим, что входит в стоимость билета класса бизнес :
Отдельный вагон, более удобное и просторное кресло, тапочки, горячее питание – выбор по меню как в бизнес-классе на борту самолета, посуда и приборы не пластиковые а фаянсовые и стальные. Кроме того, в стоимость билета бизнес-класса входят дорожные тапочки.
Вобщем, разница в пользу бизнес – класса очевидна. Советую брать бизнес – класс если в дороге важен комфорт.
Салон бизнес – класс :
Тапочки на сидении :
Вот такие кресла :
кресло бизнес – класса
тапочки – входят в стоимость билета класса бизнес
Перед кормлением персонал расстилает на откидной столик салфетку, прямо как в самолете :
Далее сначала приносят прохладительный напиток на выбор : соки, газировки, чай – кофе, кто что желает :
Меню : в нем можно выбрать одно из блюд
фирменная обложка меню
выбор блюд по меню
Виды за окном :
за окном поезда
И напоследок : чай/кофе с десертом
десерт + кофе
люблю пить кофе в поезде!
Всем удачных путешествий !
Мой сегодняшний отзыв посвящён поезду «Ласточка». Без лишних слов, давайте начнём!
Коротко о поезде
Скоростной электропоезд “Ласточка” (Desiro RUS) был разработан немецкой компанией Siemens AG. Он состоит из 5 вагонов, общая длина всего состава достигает 130 м. Электропоезд может развивать скорость до 160 км/ч.
Основная информация о моей поездке
• Направление: Москва – Иваново
• Время в пути: 3 часа 39 минут;
• Класс обслуживания: Базовый
Маршрутная сеть, расписание
У «Ласточки» большое количество маршрутов:
На приписку «ДОСС» можно не обращать внимания, как я поняла, это филиал РЖД.
Актуальное расписание лучше проверять на сайте.
Напишу конкретно про свой маршрут, каждый день из Москвы в Иваново отправляется 4 «Ласточки»: в 01:56; 07:07; 14:09 и в 20:09. В целом, время удобное и можно подобрать «Ластовку» практически под любое время прибытия в Москву, если, например, вы окажетесь там транзитом.
В свою последнюю поездку я выбрала первый рейс.
Покупка билетов, тарифы и цены
Купить билеты можно купить как на вокзале, так и онлайн, я всегда делаю это не выходя из дома. У РЖД простой сайт, но в этот раз у меня возникли сложности с покупкой билета: сайт завис и не выдавал выбрать места. Через некоторое время обновился, и я смогла купить билет.
Что касается класса обслуживания , на «Ласточке» их 3: базовый, эконом и бизнес. Я выбираю первый, самый бюджетный вариант. Цена соответственно возрастает вместе с классом обслуживания, мой билет стоил 390 рублей.
Совет: если вы путешествуете базой, то выбирайте 5 вагон: в нем гораздо меньше мест, чем в вагонах 2, 3 и 4, поездка может быть более комфортной. Минус только один: в 5 вагоне все кресла установлены в одну сторону, в то время как в остальных – в разные. Вы можете не угадать, и сидеть против движения поезда, некоторым людям это неудобно.
Если ваш маршрут, как и мой, Москва-Иваново, то я могу помочь с этим: мое 045 место в 5, последнем вагоне, было против движения. На нем комфортна поездка Иваново-Москва.
Поезд отходит с Курского вокзала, посадка начинается за полчаса до отправления.
«Ласточка» трогается минуту в минуту с указанным временем, и прибывает точно так же. Сразу похвалю перевозчика за пунктуальность.
Сам состав представляет из себя 3 обычных вагона и 2 моторных, в которых также расположены пассажирские места.
Поезд современный, красивый. В пути не качает и нет стука колёс, что делает поездку очень комфортной.
На перроне вас встречает проводник, проверяет билеты и показывает куда садиться. Около каждого выхода в «Ласточке» много места, двери изнутри открываются при нажатии зелёной кнопки.
При этом издаётся звук и через несколько секунд двери закроются. Честно скажу, на остановках (во Владимире, если быть точной. Там она длится 20 минут, так как меняют головной вагон) писк раздражает, люди постоянно выходят и заходят; поспать в это время не удастся.
Здесь же стоят мусорные вёдра; кулеры с водой.
Туалеты расположены в головных вагонах, в них чисто и много места.
Во всех вагонах есть световые табло, которые постоянно показывают текущую информацию о поездке: скорость, маршрут, дата и время, остановки.
И мониторы, на которых информация также высвечивается.
Некоторые надписи дублируются голосовой записью на русском и английском языке (отправление, прибытие, остановки).
В вагоне есть верхние полки для вещей и места для крупного багажа. Первые почему-то установлены только с одной стороны, и мне было проще поставить рюкзак на пол, чем на полку через проход, из-за чего постоянно переживать.
Системы кондиционирования и освещения работают отлично, в вагоне в меру тепло и светло. Индивидуальных лампочек, как например в самолете или обычных поездах, в «Ласточке» нет.
Окна большие, нет никаких шторок. Не открываются, и хорошо. Кондиционеры справляются со своей задачей!
Кресла расположены по-разному в разных вагонах. В пятом, например, они все установлены в одну сторону, но во всех остальных – в разную.
Тем не менее, после каждой поездки болит спина. Подлокотники тоже можно отнести к плюсам, только единственное – они не поднимаются у крайних кресел к окнам, и это может быть неудобным, если вы хотите поспать.
Я отошла от самих кресел, они очень жесткие, кажется, что обивки нет вообще – сидишь на деревянной скамье. В базовом классе обслуживания спинка не регулируется, в отличие от эконома и бизнеса.
Зато впередистоящие кресла оборудованы откидными столиками, удобно, если вы захотите покушать или посмотреть фильм на ноутбуке.
Обслуживание в поездке минимальное: проводник встретит и проводит вас у входа, предложит в начале пути еду и напитки за дополнительную плату. В связи с коронавирусом один раз измерили температуру бесконтактным термометром.
В Москве я была мало того, что транзитом, так ещё и ночью, и в период вируса. Ни одно «приличное» заведение не работало (есть вокзальные пирожки я побаиваюсь, а под «приличным» имею в виду хотя бы сетевой фастфуд), так что в «Ласточку» села очень голодной. Проводнику с тележкой я была очень рада! Кроме снеков в поезде предлагают сандвичи и блины с разными начинками, бургер и ещё что-то, что мне не запомнилось. Взяла блинчики с ветчиной и сыром.
На вкус отличные, свежие, горячие; хоть и выглядят не лучшим образом. Стоили в районе 200 рублей.
Ласточка, автобус или самолёт?
Если есть выбор, то я за самолет. Для меня это самый удобный, а главное быстрый способ добраться из точки А в точку Б.
Но когда этот вариант невозможен, например, по маршруту Москва-Иваново, то лучше Ласточкой, чем на автобусе; для сравнения, автобус идёт 5-6 часов в лучшем случае, а «Ласточка» – 3,5 часа.
Поезд «Ласточка» мог бы стать одним из самых комфортных видов транспорта, если бы не одно огромное «но» – неудобные кресла. Правда, все в нем хорошо: невысокие цены, плавность хода, комфортная температура в салоне и большие уборные – но эти адские сидения перечеркивают плюсы.
Я буду продолжать ездить на «Ласточке», ведь расписание удобно для стыковочных рейсов, легко подобрать нужное время; да и в пути время небольшое.
Рекомендую поезд, если у вас здоровая спина!
Спасибо за прочтение, надеюсь, отзыв был вам полезен.
Всем хорошего дня!
Думаю будет правильно начать с того, что парк Ласточек начали стремительно обновлять так, что я совершенно не узнаю вагон и его компоновку. Те, на которых я ездила в предыдущие разы или уже нет на маршруте, или они где-то катаются в других местах. Сегодняшний мой отзыв будет посвящён поездке в мае 2023 года и предсказать, а как будет в следующем году очень сложно. Расскажу про бизнес класс, какие преимущества он включает, что закладывается в стоимость билета и покажу, чем кормят. А в конце проведу сравнение с обычными местами, в прошлом году они просто именовались “сидячими”.
📝 ПОКУПКА БИЛЕТА:
Цены на Ласточку очень разные. Я езжу в основном на маршруте Нижний Новгород-Москва и обратно. Если в прошлом году я летом покупала сидячий билет в районе 900 рублей, то в этом году цены поднялись и уже 1030-1200 примерно. Бизнес имеет цену в 2,5-3 раза выше.
Поезд “Ласточка” бизнес-класс
Например, за день до моего отправления цены на Ласточку были вот такие. Лучше покупать заранее, с учётом графика динамического ценообразования, если позволяют даты. Потому что чем ближе к дате отправления тем дороже становится билет.
Я являюсь участником программы лояльности РЖД Бонус и советую её всем. Мой отзыв о программе и способах получения баллов ➡️ ЗДЕСЬ. Ну и просто уточню, что с этой программой я уже приобретала билеты 4 раза при том, что езжу я пару раз в год. В этот раз у меня снова было 4000 баллов и я могла купить так называемый премиальный билет.
Премиальный билет может покрывать как всю стоимость билета, так и какую-то часть. В данном случае мне предложили заплатить за билет так: 4000 баллов и 1906 рублей доплатить. При этом полная стоимость была 4300 с чем-то. Скидка почти 50%!
🛎 КАКИЕ БОНУСЫ ВКЛЮЧАЕТ БИЛЕТ БИЗНЕС-КЛАССА?
1. Возможность бесплатного посещения туалета на вокзале до и после отправления.
Это входит вообще в любой билет, который у Вас есть: поезд, электричка, но я раньше не знала о такой возможности, поэтому на всякий случай напишу об этом. И да, после того как приехали с поезда тоже можно посетить дамскую комнату, просто показав билет.
2. Бесплатное посещение бизнес зала на вокзале отправления.
Об этой возможности я узнала случайно, пару лет назад. До этого считала, что бизнес-класс это просто билет и всё. Оказывается нет. Я уезжала из Москвы с вокзала Восточный и долго и нудно пыталась выяснить положен ли мне бесплатный проход?! Даже в службе поддержки РЖД мне не смогли ответить, я получила 2 разных ответа от операторов. Вся история и фото зала ➡️ ЗДЕСЬ.
Скажу кратко, что для прохода надо просто предъявить штрих-код билета, его отсканируют и пропустят. Максимально в зале можно находится 3 часа. Зато в тишине, покое, с напитками и едой на мягком диване вместо жëсткого кресла. Туалетная комната здесь тоже отдельная. В общем рекомендую посетить.
Также отмечу, что по приезду на станцию назначения мне в бизнес зале подождать стыковочный обычный рейс не разрешили, возможно надо было молча штрих-код показать, а я именно спросила.
3. Предоплаченное питание.
Эта строка была прям в билете. Хотя при просмотре некоторых других поездов, я вижу другой класс обслуживания и входит ли питание там непонятно. Но думаю, что должно.
4. Более комфортабельный вагон и индивидуальное обслуживание.
🚝 ВСЁ О ВАГОНЕ И ОБСЛУЖИВАНИИ:
В моём случае вагон бизнес-класса имел номер 5 и находился в голове состава по направлению движения. То есть мы ехали первыми.
Бизнес-класс – это часть отгороженного помещения, а продолжение вагона – обычные сидячие места. Не смотря на то, что у бизнеса был свой отдельный вход, и через него ходили туда-сюда сотрудники, никакой приоритетной посадки в вагон не было. Мало того, что возле вагона мы стояли почти 50 минут, а посадка началась всего лишь за 15-20, так и двери в бизнес-класс никто открывать не стал, пришлось идти вместе со всеми по очереди. Не сочтите меня надменной фифой я просто сравниваю с бизнес-классом самолёта. Плюс возможность организовать такую посадку в бизнес-класс есть, потому что вышла из вагона я по приезду именно в отдельный выход.
По итогу в вагон я вошла почти последняя и не смогла его сфотографировать, ибо пассажиры уже разместились на своих местах. Но бизнес-класс это небольшой отдельный блок на 12 мест. 8 из которых сидят друг к другу лицом и между ними деревянный столик, который можно разложить. 4 места прилегают к ним позади и смотрят в спину впереди стоящих кресел. Что на мой взгляд гораздо удобнее, особенно для людей с проблемными суставами 🙋
Кресла здесь не такие как в обычном вагоне, если там они тряпичные вот такие.
То в бизнес-классе это кожаные сиденья с вот такими изголовьями, которое мне – девушке небольшого роста были скорее неудобны. Само кресло жëсткое, это мужской вариант. У меня затекали ноги и ягодицы. В вагоне была девушка, которая через час где-то встала и начала ходить по вагону просто потому, что отсидела попу. Так она и говорила соседке. Невозможно сидеть!
Но! Не во всех поездах сидения такие, есть другие Ласточки, лучше, наверное, искать по номеру поезда, у меня был 707ч.
Шаг между сиденьями увеличен, тут любые ноги уместятся, за стол не скажу, мне сидеть друг на друга коленями никогда не нравится, я такие места просто не рассматриваю, поскольку после такого переезда и заимела больные колени. До столика я прям подвигалась.
По ширине кресла побольше, Ваш сосед сможет сесть на Вас только если он уж очень тучный. Потому что между креслами двойной подлокотник и вот такая станция с индивидуальными розетками.
Если сравнить с обычными местами, то рай! Никто не пойдёт к Вам с просьбой поставить телефон на зарядку и Вам не нужно бегать по вагону в таких же поисках.
При входе в вагон есть специальный рундук для верхней одежды и багажа.
Классические полки над головой тоже имеются.
Есть два монитора: один позади сидений, другой впереди со скоростью, временем, температурой и станцией прибытия.
Также у бизнес-класса есть отдельный туалет.
Обычно я в поездах в них не хожу, ибо там из-за большого наплыва нет ни бумаги, ни мыла, да и смывать к концу поездки нечем. Здесь же туалет стандартный, но всё в наличии, запаха нет, пол чистый. Только воду не смогла заставить идти, ума не хватило, пришлось мыло об салфетку вытереть.
И у каждого места был свой дорожный набор.
В него входят тапочки огромного размера, думаю 43 не меньше. Влажная салфетка, мини-ложка для обуви и маска для сна.
Дома я распаковала всё это и уже неделю я прекрасно хожу в этих тапочках дома – очень мягкие, кстати. Маска имеет мягкую резинку, тоже особо не чувствуется, а ложка в хозяйстве тоже пригодится.
🍥 ОБСЛУЖИВАНИЕ: питание, что ещё можно попросить?
Почти сразу как мы тронулись в путь, а длительность нашей поездки около 4 часов, девушка проводник раздала каждому пассажиру меню и предложила выбрать один из трёх вариантов обеда, 1 из 3 десертов, а также напиток. И оставила нас минут на 10, чтобы все определились с выбором, потом точно также прошла и у каждого приняла заказ.
Посмотрим, что можно было выбрать по меню.
То есть горячее и закуска/салат.
Пирожные классические: картошка, профитроли, морковный торт.
Напитки тоже стандартные.
Когда проводник давала меню самым первым пассажирам я услышала, что есть ещё один вариант меню, который мне не озвучили, скорее всего просто забыла. Это вегетарианское.
Мне оно неактуально, но приятно, что оно есть.
Также я решила посмотрите, а что же предложили бы на завтрак.
Пирожные и напитки одинаковые для любого времени суток.
Что решила выбрать я?
Обед 3, пирожное картошка и яблочный сок. Также у нас спросили принести сразу как разогреют или позже. Все хотели сразу, а мой сосед попросил после Владимира его покормить, к тому моменту все уже поели.
Посмотрим как выглядит то, что я заказала.
Горячее – ризотто с грибами и медальоном из двух видов рыбы с соусом. Ну, конечно, до ризотто этой рисовой каше как до луны. Но на удивление было вкусно! Я прям больше половины съела, особенно шампиньоны мне понравились. Медальон я представляла как рыбную котлету из разных фаршей, а оказалось это два куска рыбы, и связанные какой-то лентой из лука что ли. Сверху красная рыба – горбуша, снизу минтай.
У меня произошла смешная история, до этого когда я выбирала обед, сбоку в качестве изображения была картинка с лососем и картофелем. Мой мозг автоматически красную рыбу восприминает как лосось, потому что я его часто готовый покупаю. И вот я начинаю есть рыбу из медальона и думаю: странный, конечно, вкус у лосося, суховат и жестковат как-то. И буквально через минуту только до меня дошло, что это не лосось вообще!
Минтай я не ем обычно, как и любую белую рыбу, но было вкусно, даже вкуснее горбуши. Минтай мягкий, нежный. Очень порадовало, что костей в рыбе не было. А соус кисло-сладкий, как по мне к рыбе не очень подходил.
Закуска – листья салата, три черри, нарезка из 3 кружков какой-то ветчины, 2 яйца кружки и отдельно пакетик майонеза.
Фото сделать забыла, но могу сказать, что закуска эта гадость какая-то, я съела из неё только черри, которые почему-то имели привкус клубники! А остальное не внушало доверия.
К соку естественно претензий нет.
Его вот в таких красивых рюмках подают.
А пирожное картошка я забрала домой. Ну и майонез. На другой день, когда я его решила попробовать – была приятно удивлена. Вкусное, чуть с горчинкой, не вязкое и прям вкусное. Если Вы любите картошку, как люблю её я то почти наверняка поймёте как сложно найти вкусный вариант. Я в 90% случаев больше не беру их повторно. Буквально за пару недель до отправления нашла идеальную и вот опять повезло – не менее вкусная.
💖 Что можно попросить ещё?
Опять же услышала как это предлагали другим пассажирам, поэтому попросила тоже. Подушка и плед!
Их брали не все, но я сразу попросила их, поскольку периодами кондиционер работал чуть сильнее и мне комфортно, когда ноги укрыты. Подушка упругая, я люблю помягче, тем не менее с ней гораздо удобнее сидеть с этим изголовьем. По итогу я даже смогла заснуть и пару часов поспала.
Также девушка впереди попросила наушники и ей принесли. Я их не просила, поскольку качество у них обычно не очень хорошее, но в случае необходимости можно тоже просить.
В принципе на этом всё обслуживание закончилось. Процесс подачи еды занял меньше часа. Тем не менее это помогает сократить морально время нахождения в поездке, ты ждёшь, когда покормят и это помогает отвлечься.
📝 ОБЩЕЕ МНЕНИЕ:
Итак, давайте попробуем посчитать, что входит в билет за 4300:
– посещение бизнес класса на вокзале 2200 (цена варьируется);
– питание в поезде, я буду ориентироваться на цены в вагоне-ресторане поезда прошлого года, так вот там вату не катали за горячее с рыбой минимум 450 рублей, закуска 300 рублей, пирожное – 150, сок – 100. Итого: 1000 рублей примерно;
– наушники – 100 рублей;
– дорожный набор – 300 рублей;
– тогда на стоимость проезда остаётся 700.
Мои подсчёты примерные, я думаю, что в чём-то даже ниже. Естественно Вы можете не пойти в бизнес зал, можете не есть ничего, наушники как я не брать, дорожный набор выбросить, но это Ваше решение, а билет предусмотривает такие возможности. Проезд в бизнесе это оплаченный комфорт. Конечно, 1700 за день до отправления в обычных сидячих местах это дорого, и тут уже только вопрос денежных возможностей. Я считаю, что да, оно того стоит. Вот у Аэрофлота бизнес на ДВ со стоимостью 120000 против 17000 не стоит однозначно! А тут разница по факту не такая уж и большая, а включённых плюшек достаточно. Я и перед поездом отлично передохнула, и в самом поезде. Никто не беспокоил особо, да и скопление людей я не люблю.
Что за свою стоимость предложит обычный вагон?
– бесплатное посещение туалета на вокзале;
– общую розетку;
– мягкое, но узкое кресло;
– большее количество соседей в вагоне;
– бутерброды и напитки за отдельную плату.
То есть по факту – просто довезут до точки назначения.
В общем и целом для меня поездка в бизнес-классе прошла на 5+. Поэтому однозначно рекомендую покупать премиальные билеты в бизнес, это отличная экономия и возможность ехать с комфортом по цене обычного билета. В прошлом году я хотела поехать на Сапсане в вагоне сьют, там тоже была какая-то доплата, но я не помню сколько и по итогу я пожалела денег. В следующий раз после этой поездки – не пожалею.
Спасибо, что дочитали до конца.
Описание вагонов поезда Ласточка
Поезд Ласточка спроектирован таким образом, что все оборудование размещено в пространстве под вагонами и на крыше. Внутренне пространство электропоезда максимально используется, чтобы сделать поездку удобной для пассажиров. В облицовке стен используется армированный стекловолоконный пластик и алюминий. Дизайн всех салонов выполнены в светлых тонах для комфортного пребываяния пассажиров.
Потолок содержит в себе элементы встроенного освещения, громкоговорители для оповещения пассажиров, системы кондиционирования. В устройстве пола использованы «плавающие» древесно-стружечные плиты, с гладким покрытием на основе ПВХ или каучука. В боковых окнах установлены небьющиеся, теплоизолирующие стеклопакеты.
Конфигурация пассажирских мест зависит как от модели поезда (ЭС1 или ЭС2Г), так и от его категории (стандартный класс или межрегиональный премиум-класс). Всего существует 5 вариантов исполнения салона:
Прочитать – Схемы вагонов поезда Ласточка с расположением мест
Используется на маршрутах поездов Ласточка:
Санкт-Петербург – Бологое, Санкт-Петербург – Великий Новгород, Великий Новгород – Петрозаводск, Москва – Нижний Новгород, Москва – Орел, Москва – Смоленск, Москва – Вязьма, Краснодар – Адлер, Майкоп – Адлер.
Головной вагон 1,6
Головной вагон 5,10
Электропоезда имеют салон пригородного регионального исполнения. Большая часть сидений представляет собой мягкие кресла третьего класса с обивкой синего и красного цвета, также во всех вагонах имеются боковые откидные сиденья синего цвета. Всего состав имеет 443 места, которые расположены следующим образом:
ЭС1 премиум
Используется на следующих маршрутах поездов Ласточка:
Санкт-Петербург – Петрозаводск, Москва – Курск, Краснодар – Ростов-на-Дону, Ростов-на-Дону – Новороссийск, Ростов-на-Дону – Кисловодск,
Вагон 1,6 бизнес
Электропоезда ЭС1 с 046 по 054 имеют салон межрегионального типа («Премиум»). В этих поездах все места — кресельного типа с более мягкой обивкой серых цветов с красными вкраплениями. Один из головных вагонов имеет места первого класса, все остальные — второго класса. Всего состав имеет 340 мест, которые расположены следующим образом:
Премиум Салон 1 класса
Салон 2 класса
Салон 3 класса
Места второго или третьего класса разделены проходом по схеме 3+2 в один ряд, за исключением рядов, расположенных в непосредственной близости к тамбурным зонам и межвагонным переходам, где места размещены по схеме 2+2 по той же ширине (отсутствует место вблизи прохода в ряду по 3 места). Места второго или третьего классов повышенной комфортности размещены в головных вагонах в специальном отсеке перед кабиной машиниста по схеме 2+2 в ряд у поездов пригородного сообщения и по схеме 2+0 у поездов междугороднего сообщения (с правой стороны от прохода места отсутствуют). Места первого класса размещены по схеме 2+2 в ряд и имеют большую ширину между сиденьями, 3 места первого класса напротив туалетов — одиночные. Напротив большинства мест 1 и 2 класса имеются столики. Большая часть сидячих мест в вагонах 3 класса, а также в головных вагонах 1 и 2 класса обращена лицевой стороной к другим местам, то есть пассажиры сидят лицом друг напротив друга, в то время как у промежуточных вагонов 2 класса сиденья по большей части ориентированы лицевой стороной в тыльную сторону сидений предыдущего ряда. Однако во всех вагонах вне зависимости от их класса имеются места, обращённые лицевой стороной в тыл мест предыдущего ряда.
ЭС2Г пригородно-городской
Используется на следующих маршрутах поезда Ласточка:
Санкт-Петербург – Выборг, Санкт-Петербург – Волховстрой, Санкт-Петербург – Луга, Санкт-Петербург – Мельничный ручей, Санкт-Петербург – Зеленогорск, Санкт-Петербург – Рощино, Санкт-Петербург – Каннельярви, Санкт-Петербург – Ораниенбаум, Санкт-Петербург – Калище, Москва – Крюково, Москва – Тверь, Москва – Клин, Москва – Конаково ГРЭС, Екатеринбург – Нижний Тагил, Екатеринбург – Каменск-Уральский, Екатеринбург – Кузино.
У электропоездов ЭС2Г планировка частично отличается от ЭС1. В отличие от ЭС1, все кресла в ЭС2Г ориентированы лицевой стороной в тыл предыдущего ряда, при этом они обращены лицевой стороной в направлении ближайшей двери. Сиденья имеют обивку синего цвета. Сиденья в рядах слева и справа по большей части расположены симметрично.
Электропоезда с 001 по 044 имеют салон пригородного городского исполнения. В отличие от ЭС1 пригородного регионального исполнения, число мест в салоне было снижено для повышения вместимости поезда, также были применены кресла несколько иной конструкции. В головных вагонах и промежуточном вагоне без токоприёмника большая часть кресел размещена по схеме 3+2 в ряд, за исключением рядов в головной части и некоторых крайних, а в промежуточных с токоприёмником — по схеме 2+2. Всего состав имеет 386 мест, которые расположены следующим образом:
ЭС2Г городской
Используется на маршрутах Московского центрального кольца (Городская кольцевая электричка Москвы).
Электропоезда ЭС2Г с номера 045 имеют салон городского исполнения повышенной вместимости, созданный специально для Московского центрального кольца. В отличие от предыдущих поездов ЭС2Г пригородно-городского исполнения, они имеют уменьшенное число мест для увеличения общей вместимости состава и улучшения условий проезда стоячих пассажиров. В салонах установлены горизонтальные поручни для удобства стоячих пассажиров по 2 с каждой стороны, за исключением среднего промежуточного вагона, где поручни есть только со стороны противоположной сиденьям. В промежуточных вагонах с токоприёмником вместо части сидений размещены зоны для перевозки велосипедов и багажа, оборудованные велокреплениями. В салонах возле дверей установлены цветные информационные мониторы, отображающие часть схемы маршрута с пересадками и текущее положение поезда на маршруте, что имеет большую важность для городских поездов с частыми остановками. Отличия в планировке сидений заключаются в следующем:
ЭС2ГП премиум
У электропоезда ЭС2ГП имеются вагоны с сиденьями трёх классов. Сиденья первого класса расположены по схеме 2+2, остальные — 2+3. Схема размещения сидений 1 и 2 класса во многом схожа с таковой у электропоездов ЭС1 класса премиум — по большей части они расположены друг напротив друга и имеют столики, в то время как сиденья 3 класса столиков не имеют, а их расположение аналогично салону ЭС2Г пригородно-городского типа. Сиденья 1 класса имеют обивку серовато-коричнего цвета, 2 класса — серовато-синего, 3 класса — голубого.
Конфигурация и оснащение салона
Наряду с пассажирскими местами, в поезде предусмотрены также многофункциональные зоны с багажными полками и откидными сиденьями. На полках для ручной клади а также в стенах напротив некоторых сидений предусмотрены электророзетки на напряжение 220 В переменного тока, что позволяет во время следования производить подзарядку мобильных устройств. В поездах, эксплуатируемых в регионе Сочи, эти зоны оснащены стойками для крепления лыж и сноубордов. В головных вагонах поезда перед второй парой дверей по правому борту установлены санузлы с экологически чистыми вакуумными туалетами (по одному на вагон) и умывальниками, оснащёнными специальным оборудованием для инвалидов и резервуарной системой, расположенной по левую сторону от санузла.
Тамбуры в вагонах отсутствуют, пассажирские прислонно-сдвижные двери выходят непосредственно в салон и образуют в нём тамбурные зоны входа и выхода, которые отделены от основной части салона с пассажирскими местами только стеклянными перегородками. Ввиду отсутствия тамбуров для предотвращения выхолаживания пассажирского салона в зимнее время температура в этих зонах поддерживается дополнительными обогревателями с направленной подачей тёплого воздуха в тамбурную зону и обогревом стен. Система подачи свежего воздуха связана с датчиком регулирования уровня углекислого газа, ввиду чего потребляемая мощность значительно уменьшается при малом количестве пассажиров в вагонах.
Для обеспечения безопасности пассажиров поезд оснащён системами наружного и внутреннего видеонаблюдения, а также пожарной сигнализацией.
Кабина машиниста выполнена с учётом требований по ведению поезда в одно лицо. Конструкция кабины обеспечивает безопасность поездной бригады и безопасное и эффективное управление электропоездом. Машинист может управлять поездом как стоя, так и сидя. Система управления поездом Desiro RUS состоит из компонентов оправдавшей себя в эксплуатации технологии Sibas 32, используемой для поездной информационной шины.
При создании кабины специалистами Siemens совместно с РЖД были проработаны и оптимизированы расположение рабочего места машиниста и элементов пульта управления, дизайн помещения и зона обзора пути из кабины. Установленный в кабине современный пульт управления имеет оптимизированные эргономические характеристики и удобное расположение органов управления. На дисплеях пульта отображается информация о работе всех систем поезда, включая результаты диагностики его технического состояния. Поезда оснащены системой безопасности БЛОК, а также аналоговой и цифровой поездной радиосвязью. В случае необходимости в систему могут быть интегрированы специальные режимы цифровой и спутниковой связи.
Электропоезда оснащены специальной системой автоведения, которая выбирает оптимальные с точки зрения энергопотребления, комфорта для пассажиров и времени хода режимы тяги и торможения. При этом машинист может в любое время перейти на ручное управление. Также поддержку машинисту оказывает система торможения, которая по умолчанию использует рекуперативное электрическое торможение, а при его неэффективности включает реостатное торможение. При недостаточной силе электрического торможения система автоматически подключает прямое электропневматическое торможение (смешанный режим)
Сидячие вагоны
В вагонах этого типа у каждого пассажира отдельное кресло или сиденье. Сидячие вагоны подходят для дневных переездов на относительно небольшие расстояния, хотя иногда билеты в сидячие вагоны продают и на более дальние дистанции.
Например, в межрегиональных «Сапсанах» и «Стрижах» доступны только сидячие места, также этот тип билетов продают на поезда, которые ходят в пределах области или между соседними областями.
В зависимости от класса обслуживания, сидячие вагоны могут маркироваться 1С, 2С, 3С, 1Р, 1Ж, 2Ж, 3О, 3В и так далее, где цифра обозначает уровень комфортности, а буква отражает особенности вагона (например, разрешен ли провоз животных, наличие кондиционера и т. д.)
Классы обслуживания и услуги в сидячих вагонах
В сидячих вагонах у каждого пассажира отдельное кресло, на которое и покупается билет. Компоновка вагонов может отличаться: к сидячим относят как «Сапсаны» и «Стрижи», так и поезда, которые ходят по области или между соседними городами.
1С, 2С, 3С
Такие типы вагонов встречаются в различных поездах, и везде есть свои нюансы. От конкретного поезда зависит, что включено в набор услуг. Обычно вагоны 1 и 2 классов оборудованы кондиционером, а в 3 кондиционеров нет.
В «Сапсане» 1С — вагон бизнес-класса. У каждого пассажира есть кресло, столик, шкаф для вещей. Розетки установлены рядом с каждым блоком кресел, чтобы можно было подключить ноутбук или зарядить телефон. Пассажиры могут приобрести свежую прессу или выбрать по меню горячее питание.
Вагоны 2С есть в «Сапсане» и «Стриже». Это вагоны второго класса, а значит, билеты туда дешевле. Пассажирам «Сапсана» доступны вешалки для одежды и место для багажа. Места есть рядом со столом и без него.
Обычно так обозначаются места в купе в сидячем вагоне двухэтажного поезда. В стоимость билета чаще всего включено питание, пресса и гигиенический набор.
Это вагон с индивидуальным размещением, то есть при покупке билета вы выкупаете все места. В стоимость билета включено питание, пресса и набор с зубной щёткой, пастой и салфетками.
Так обозначаются места в вагоне повышенной комфортности. В стоимость билета включены холодные закуски.
2В, 2Ж
Обычные сидячие места. В таких вагонах меньше удобств, например, может не быть кондиционера, а в стоимость билета не включены никакие дополнительные услуги типа питания или гигиенического набора. Зато в этих вагонах разрешено провозить животных.
Обычный сидячий вагон. Кондиционер есть, а вот биотуалета может не быть.
Вагоны люкс и СВ
Наиболее комфортными для проезда являются вагоны люкс и СВ (спальные вагоны). В вагонах такого типа в каждом купе по два спальных места, оба из которых расположены снизу. В СВ всегда установлен кондиционер, часто есть кнопка вызова проводника.
Вагоны люкс и СВ обозначаются цифрой 1 (первый класс). Услуги в вагонах повышенной комфортности могут включать питание, напитки, телевизор в купе, дорожные наборы, пресса и так далее. Примеры маркировок:
1Б — бизнес-класс, купе для одного взрослого пассажира. В стоимость включено питание, напитки, гигиенический набор, пресса, также разрешено провозить с собой домашних животных.
1Э — условия и набор услуг как в бизнес-классе, но можно не выкупать купе целиком.
1У — уровень комфорта первого класса, разрешен провоз животных, прочие услуги за дополнительную плату.Более подробно о маркировке различных типов вагонов можно прочитать по ссылке: класс обслуживания в поездах РЖД расшифровка.
Плацкартные вагоны
Плацкарт — это пассажирский вагон открытого типа, в котором пассажирам доступны места для сна. Это наиболее бюджетный вариант проезда для дальних дистанций. Как правило, доступны верхние и нижние полки в блоке и боковые.
Вагоны плацкартного типа обычно обозначаются цифрой 3. Буквенные обозначения указывают на особенности вагона, например:
3Д — вагон с кондиционером, можно перевозить животных.
3Л — вагон без кондиционера и биотуалета, нельзя перевозить животных.
3Э — вагон с кондиционером и биотуалетом, нельзя перевозить животных.
Классы обслуживания и услуги в плацкарте
Вагоны этого типа обычно обозначаются цифрой 3, как третий класс. В плацкартных вагонах пассажирам доступны места для лежания. В стандартном вагоне 52 или 54 полки.
В таком вагоне есть кондиционер, а наличие биотуалета зависит от перевозчика. Можно перевозить животных.
В этих вагонах точно не будет ни кондиционера, ни биотуалета. Животных перевозить нельзя.
В вагоне есть кондиционер, наличие биотуалета зависит от перевозчика — может и не быть. Перевозить животных нельзя.
В таких вагонах есть и кондиционер, и биотуалет. Нельзя перевозить животных.
Классы обслуживания и услуги в купе
В купейных вагонах пассажирам предоставляются закрытые купе, в каждом по 4 полки. Обычно в таких вагонах от 32 до 40 мест. Они стандартно маркируются цифрой 2, то есть второй класс. В стоимость билета всегда входит постельное бельё, но в вагонах 2Д при покупке от него можно отказаться (нужно снять проставленную автоматически галочку).
Вагоны повышенной комфортности с кондиционером. Биотуалет есть не всегда. В стоимость билета включено питание, пресса и гигиенический набор. Можно перевозить домашних животных.
В вагоне есть кондиционер и биотуалет. Дополнительные услуги в стоимость билета не включены. Животных провозить можно.
В вагоне есть кондиционер, а биотуалета может и не быть (зависит от перевозчика). Дополнительные услуги платные. Можно перевозить животных.
Наличие кондиционера и биотуалета зависит от перевозчика. Все дополнительные услуги платные. Можно перевозить животных.
Наличие кондиционера и биотуалета не гарантировано. Дополнительные услуги в стоимость билета не включены. Животных перевозить нельзя.
Вагоны высокого уровня комфорта: есть биотуалет и кондиционер, пассажирам предлагают завтрак или ужин, гигиенический набор, тапочки, прессу. Детям выдают подарки. В купе есть телевизор, индивидуальные розетки и сейф. Животных перевозить нельзя.
Купейные вагоны
Купе — один из самых популярных типов вагонов, так как представляет оптимальное соотношение комфорта и цены. Как правило, в таком вагоне восемь или девять изолированных друг от друга купе по четыре места в каждом. Поэтому проезд в купе более комфортный: не мешает посторонний шум, а личные вещи в большей сохранности.
Вагоны такого типа обычно маркируются цифрой 2 (второй класс). Услуги в купейном вагоне могут включать питание, провоз животных, сейф и так далее. Вот несколько примеров маркировок:
2Э — купе с кондиционером, в стоимость включено питание, пресса и гигиенический набор. Также разрешено перевозить домашних животных.
2К — есть кондиционер и биотуалет, разрешено провозить домашних животных, другие услуги за дополнительную плату.
2Д — наличие кондиционера и биотуалета не обязательно, провоз животных не разрешен, прочие услуги за дополнительную плату.
Классы обслуживания и услуги в СВ
Вагоны СВ или Люкс отличаются повышенным уровнем комфорта: в купе только два места, полки для лежания мягкие. В вагоне от 16 до 20 мест. В вагоне всегда есть кондиционер. Цифра 1 означает, что это вагоны первого класса.
Бизнес-класс. Нужно выкупить всё купе целиком, в нём едет один взрослый пассажир. Можно провозить с собой мелких домашних животных. В стоимость билета включены напитки, питание, пресса, гигиенический набор.
Условия аналогичны вагонам 1Б, но можно не выкупать целое купе, а купить одно место.
Уровень комфорта соответствует первому классу, но дополнительные услуги в билет не включены (за них нужно платить отдельно). Животных провозить можно.
Если предыдущие маркировки относились к вагонам «Люкс», то 1Л — это СВ. В таких вагонах есть кондиционер, а биотуалета может не быть. Дополнительные услуги в стоимость билета не входят. Можно провозить животных.