- Список железнодорожных станций и платформ Калининградской области
- Янтарь — фирменный поезд Калининградской железной дороги (Калининград — Москва)
- Дирекция имперских железных дорог (Кёнигсберг) — главный управляющий орган Имперских железных дорог в Восточной Пруссии до 1945 года.
- Список железнодорожных станций и платформ Калининградской области
- Янтарь — фирменный поезд Калининградской железной дороги (Калининград — Москва)
- Дирекция имперских железных дорог (Кёнигсберг) — главный управляющий орган Имперских железных дорог в Восточной Пруссии до 1945 года.
- Список железнодорожных станций и платформ Калининградской области
- Янтарь — фирменный поезд Калининградской железной дороги (Калининград — Москва)
- Дирекция имперских железных дорог (Кёнигсберг) — главный управляющий орган Имперских железных дорог в Восточной Пруссии до 1945 года.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 октября 2015;
проверки требует 1 правка.
Схема линий Калининградской железной дороги
Управление дороги находится в городе Калининграде недалеко от Южного вокзала (улица Киевская,1).
Калининградская железная дорога (КЖД) – один из 16 филиалов ОАО «РЖД». Проходит на северо-западе России. Является грузовой и пассажирской артерией отдаленного субъекта РФ –Калининградской области. КЖД – самое маленькое подразделение Российских железных дорог.
Железнодорожная магистраль удобна своим местоположением. Развитая путевая инфраструктура на подходах к незамерзающим морским портам обуславливает её стратегическую значимость и уникальность. Калининградская область является эксклавной – отделённой от основной территории страны и окружённая другими государствами, поэтому транзит прохдит через железные дороги на территориях Литвы, Беларуси и Польши.
К 1939 году общая протяженность железнодорожных линий на севере Восточной Пруссии составляла 1823 км.
С 1946 года началась интеграция железных дорог Восточной Пруссии с железнодорожной системой СССР. Большая часть местных линий, особенно идущих в отошедшую к Польше южную Восточную Пруссию была разобрана, остальные линии перешиты на российскую ширину колеи за исключением участков, обеспечивающих железнодорожное сообщение с сопредельными странами.
В 1946—1992 годах существовало Калининградское отделение дороги, входившее в состав Литовской (1946—1953, 1956—1963), Балтийской (1953—1956) и Прибалтийской (1963—1992) железных дорог .
К 1939 году общая протяженность железнодорожных линий на севере Восточной Пруссии составляла 1823 км.
С 1946 года началась интеграция железных дорог Восточной Пруссии с железнодорожной системой СССР. Большая часть местных линий, особенно идущих в отошедшую к Польше южную Восточную Пруссию была разобрана, остальные линии перешиты на российскую ширину колеи за исключением участков, обеспечивающих железнодорожное сообщение с сопредельными странами.
В 1946—1992 годах существовало Калининградское отделение дороги, входившее в состав Литовской (1946—1953, 1956—1963), Балтийской (1953—1956) и Прибалтийской (1963—1992) железных дорог .
К 1939 году общая протяженность железнодорожных линий на севере Восточной Пруссии составляла 1823 км.
С 1946 года началась интеграция железных дорог Восточной Пруссии с железнодорожной системой СССР. Большая часть местных линий, особенно идущих в отошедшую к Польше южную Восточную Пруссию была разобрана, остальные линии перешиты на российскую ширину колеи за исключением участков, обеспечивающих железнодорожное сообщение с сопредельными странами.
В 1946—1992 годах существовало Калининградское отделение дороги, входившее в состав Литовской (1946—1953, 1956—1963), Балтийской (1953—1956) и Прибалтийской (1963—1992) железных дорог.
Имеется два локомотивных депо: Калининград и Черняховск.
- с 31 июля 1992 года по 1996 год — Казимир Михайлович Аверьянов (1926—2011), с 1980 года возглавлял Калининградское отделение Прибалтийской железной дороги[2], сменив Сень Владимира Андреевича (1922 года рождения, начальник отделения с 1965 года)
- с 1996 по 1999 годы — Георгий Сергеевич Дюбко [3]
- с мая 1999 по сентябрь 2006 года — Виктор Григорьевич Будовский, 1948 года рождения[4]
- с сентября 2006 по февраль 2011 года[5] — Иван Сергеевич Беседин, 1954 года рождения[6]. В 1995—1999 годах был первым заместителем министра путей сообщения России[7], с 2003 по 2006 возглавлял ВНИИЖТ.
- с марта 2011 — Сергей Николаевич Коломеец[8] (и. о. с февраля того же года)[9] 1954 года рождения, с 2002 по 2011 год работал первым заместителем начальника Северной железной дороги.
- с 31 июля 1992 года по 1996 год — Казимир Михайлович Аверьянов (1926—2011), с 1980 года возглавлял Калининградское отделение Прибалтийской железной дороги[2], сменив Сень Владимира Андреевича (1922 года рождения, начальник отделения с 1965 года)
- с 1996 по 1999 годы — Георгий Сергеевич Дюбко [3]
- с мая 1999 по сентябрь 2006 года — Виктор Григорьевич Будовский, 1948 года рождения[4]
- с сентября 2006 по февраль 2011 года[5] — Иван Сергеевич Беседин, 1954 года рождения[6]. В 1995—1999 годах был первым заместителем министра путей сообщения России[7], с 2003 по 2006 возглавлял ВНИИЖТ.
- с марта 2011 — Сергей Николаевич Коломеец[8] (и. о. с февраля того же года)[9] 1954 года рождения, с 2002 по 2011 год работал первым заместителем начальника Северной железной дороги.
- с 31 июля 1992 года по 1996 год — Казимир Михайлович Аверьянов (1926—2011), с 1980 года возглавлял Калининградское отделение Прибалтийской железной дороги[2], сменив Сень Владимира Андреевича (1922 года рождения, начальник отделения с 1965 года)
- с 1996 по 1999 годы — Георгий Сергеевич Дюбко [3]
- с мая 1999 по сентябрь 2006 года — Виктор Григорьевич Будовский, 1948 года рождения[4]
- с сентября 2006 по февраль 2011 года[5] — Иван Сергеевич Беседин, 1954 года рождения[6]. В 1995—1999 годах был первым заместителем министра путей сообщения России[7], с 2003 по 2006 возглавлял ВНИИЖТ.
- с марта 2011 по октябрь 2015 — Сергей Николаевич Коломеец[8] (и. о. с февраля того же года)[9] 1954 года рождения, с 2002 по 2011 год работал первым заместителем начальника Северной железной дороги.
- с октября 2015 — Серга Сергей Матвеевич (и. о.)
- ↑ Поезд Калининград-Берлин с 30 мая вновь появится в расписании КЖД
- ↑ Летопись трудовой славы Балтийского района. — Калининград, 2007. — 128 с.
- ↑ Николай Аксененко привез в Калининград “своего” человека. Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 12 апреля 2010.
- ↑ Президент ОАО “РЖД” Владимир Якунин представил коллективу Калининградской железной дороги нового начальника магистрали (9 ноября 2006). Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 12 апреля 2010.
- ↑
- ↑ Назначен новый начальник Калининградской железной дороги (8 сентября 2006). Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 12 апреля 2010.
- ↑ Министерство путей сообщения Российской Федерации. Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 12 апреля 2010.
- ↑
- ↑ Начальником Калининградской железной дороги назначен С.Коломеец.
- ↑ Поезд Калининград-Берлин с 30 мая вновь появится в расписании КЖД
- ↑ Летопись трудовой славы Балтийского района. — Калининград, 2007. — 128 с.
- ↑ Николай Аксененко привез в Калининград “своего” человека. Проверено 12 апреля 2010. Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012.
- ↑ Президент ОАО “РЖД” Владимир Якунин представил коллективу Калининградской железной дороги нового начальника магистрали (9 ноября 2006). Проверено 12 апреля 2010. Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012.
- ↑
- ↑ Назначен новый начальник Калининградской железной дороги (8 сентября 2006). Проверено 12 апреля 2010. Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012.
- ↑ Министерство путей сообщения Российской Федерации. Проверено 12 апреля 2010. Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012.
- ↑
- ↑ Начальником Калининградской железной дороги назначен С.Коломеец.
- ↑ Поезд Калининград-Берлин с 30 мая вновь появится в расписании КЖД
- ↑ Летопись трудовой славы Балтийского района. — Калининград, 2007. — 128 с.
- ↑ Николай Аксененко привез в Калининград “своего” человека. Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 12 апреля 2010.
- ↑ Президент ОАО “РЖД” Владимир Якунин представил коллективу Калининградской железной дороги нового начальника магистрали (9 ноября 2006). Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 12 апреля 2010.
- ↑
- ↑ Назначен новый начальник Калининградской железной дороги (8 сентября 2006). Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 12 апреля 2010.
- ↑ Министерство путей сообщения Российской Федерации. Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 12 апреля 2010.
- ↑
- ↑ Начальником Калининградской железной дороги назначен С.Коломеец.
Калининградская железная дорога – самое маленькое из подразделений РЖД, как по километражу (только 618 км), так и по качественным показателям пассажиро- и грузоперевозок.
Судьба железных дорог в этих местах во многом повторяет судьбу этого региона – некогда северной части немецкой Восточной Пруссии.
К 1940-м годам длина железных дорог здесь превышала 1500 км, что вполне соответствовало плотности населения, развитости экономике и плотной городской сети. Главной линией тогда была Тильзит (Советск) – Инстербург (Черняховск) – Гердауэн (Железнодорожный), кратчайшим путём соединявшая Восточную Пруссию с Петербургом.
После войны многие железные дороги не были восстановлены, как и прежний уровень жизни и экономического развития.
На сохранившихся линиях объём пассажирского и грузового движения значительно уменьшился.
Железные дороги Восточной Пруссии до Второй Мировой войны и после:
Показаны только основные демонтированные линии.
В советское время железная дорога в области развивалась значительно медленнее в сравнении с другими отделениями Прибалтийской железной дороги. Это было связано как с ухудшением географического положения дороги, так и с наличием большого количества военных объектов и закрытых городов (что особенно сказывалось на состоянии пассажирской инфраструктуры), так и с общим недостатком инвестиций в железнодорожный транспорт Калининградской области в сравнении с железнодорожным транспортом остальной советской Прибалтики.
Фактически, единственным значительным нововведением после войны была перешивка железнодорожных линий с европейской на российскую колею.
Электрификация была незначительна, как и в соседних прибалтийских республиках (в районе 10% от общей протяжённости сети), и проводилась по схожему типу – под движение электричек в пригородной зоне.
После 1991 года началась медленная стагнация, выражавшаяся поначалу в уменьшении количества пар поездов, ухудшения технического состояния железнодорожной инфраструктуры. Закрытий линий при этом почти не было, в отличие от предыдущего периода, единственное исключение – “законсервированная” линия по побережью Самбийского полуострова (Светлогорск – Янтарный – Приморск). В целом, 1990-е и почти все 2000-е годы железная дорога в регионе работала без особых изменений.
Как и на остальном пространстве ОАО “РЖД”, более значительные ухудшения начались после 2009 года. За последующие годы почти треть линий области остались без пассажирского пригородного сообщения, объёмы движения на остальных уменьшились в полтора-два раза.
Современная ситуация на Калининградской железной дороге:
В этот раз моё знакомство с железными дорогами региона началось с курортного города Светлогорск.
Тупиковая станция Светлогорск II:
Станция Светлогорск I:
На “курортных” линиях осталось ещё довольно много электричек (летом более 10 пар ежедневно, зимой – около 6). Однако, заполняемость поездов невысока, что связано как с огромным количеством подержанных немецких автобусов, следующих по тем же маршрутам, так и с низкой скоростью поездов.
Главным конкурентным преимуществом пригородного железнодорожного транспорта в Калининградской области остаётся относительно низкий тариф.
Похожая ситуация и на станции Зеленоградск, конечном пункте другой электрифицированной линии от Калининграда:
“Законсервированная” линия Светлогорск – Приморск в районе посёлка Янтарный:
Главный железнодорожный узел – Калининград. Там всё ещё сходятся семь железнодорожных линий – по этому показателю Калининград входит в пятёрку лидеров страны (после Москвы, Петербурга и Екатеринбурга, наравне с Батайском).
На всех линиях из областного центра всё ещё сохраняется пригородное сообщение – впрочем, не везде ежедневное. Дальние поезда курсируют только по одной линии в сторону Москвы.
Некогда в Кёнигсберге было несколько вокзалов для разных направлений, но к 1929 году был построен главный вокзал (сейчас – Калининград-Южный):
Помимо Южного, есть ещё Северный вокзал, узел линий в северном и северо-восточном направлении – в курортные Светлогорск и Зеленоградск, а также в Советск. Некогда он служил конечной станцией для некоторых пригородных поездов, вокзальное здание не сильно уступало зданию Южного вокзала:
Однако, сейчас все пригородные поезда – транзитные, и Северный вокзал, фактически, стал простым остановочным пунктом в историческом центре города:
Единственный поезд, для которого Северный вокзал является конечной станцией – это не так давно появившийся городской рельсовый автобус Северный вокзал – Киевская.
По моему мнению, это чуть ли не единственное позитивное изменение на Калининградской железной дороге за последние десятилетия. Таким образом, Калининград стал одним из немногих городов России, обладающим внутренним железнодорожным транспортом; городской поезд соединяет центр города и отдалённые южные жилые районы, позволяя пассажирам миновать забитые машинами узкие улочки в районе Южного вокзала. Существует шесть рейсов в день в каждую сторону – по три в утренний и в вечерний час пик. Несмотря на некоторый особый статус, доходы населения выше среднего по стране и претензии на немецкое наследство, Калининград в плане городского управления остаётся типичной российской провинцией, как следствие – пробки здесь сравнимы с московскими, с тем отличием, что на метро их не объедешь.
Заполненность вагона калининградского эс-банна неплохая для маршрута из двух станций:
Южная конечная – Киевская:
После Калининграда я отправился на северо-восток, потом на восток и на юг области.
Станция Полесск на линии Калининград (Кутузово-Новое) – Советск:
Типичный для Калининградской области остановочный пункт в сельской местности – Ржевское:
Советск – некогда крупная станция, узел четырёх железнодорожных линий – на Калининград, на Неман и Нестеров, на Черняховск и в сторону Шяуляя и Клайпеды. Железнодорожное сообщение здесь сильно пострадало ещё в советское время, когда не стали восстанавливать линию на Нестеров, а к теперешнему моменту станция фактически стала тупиковой. Пригородное сообщение сущствует только в сторону Калининграда (один раз в день), дальних поездов нет, по некогда главной линии Даугавпилс – Советск – Черняховск лишь немногочисленные грузовые составы.
Станция приграничная, вся перегорожена заборами, поэтому только фото привокзальной площади (железнодорожный вокзал – справа):
Вид на пограничный Неман с моста Королевы Луизы, слева – Советск, на заднем плане – железнодорожный мост:
Станция Черняховск – второй после областного центра железнодорожный узел региона:
Однако, и в Черняховске пригородное сообщение осталось лишь в сторону Калининграда, ПДСы идут только по основной сейчас линии Нестеров – Черняховск – Калининград.
Здесь ощущение провинциальности Калининградской области нашло ещё одно подтверждение – местный РЖД-охранник запретил мне снимать; на мои слова, что непрофессиональная съёмка разрешена он ответил, что найдёт повод меня задержать.
Как и Калининградская область вообще, Калининградская железная дорога отличается огромным количеством немецких разрушенных и полуразрушенных зданий:
Станция в прекрасном посёлке Железнодорожный (бывший немецкий город Гердауэн) на крайнем юге региона, на польской границе:
Как и посёлок, станцию война обошла стороной – впрочем, не обошли её стороной годы советского хозяйствования.
Но сохранилось немало.
С 2009 года станцию обходят стороной и пассажирские поезда.
Как рассказал мне местный житель, работающий на железной дороге, единственный траффик здесь – это немногочисленные вагоны с комплектующими и запчастями для автосборочного предприятия Автотор в Калининграде.
Яркая особенность Калининградской железной дороги – то, что в среднем заполняемость дизель-поездов выше заполняемости электричек, особенно дизель-поездов южных направлений. Это может быть связано как с необычно высокой скоростью дизель-поездов, так и с более значительным сокращением пар поездов на неэлектрифицированных линиях.
И – на закуску – ещё одна приграничная станция Мамоново:
Калининградская железная дорога
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Схема линий Калининградской железной дороги
Управление дороги находится в городе Калининграде недалеко от Южного вокзала (улица Киевская,1).
Интересные факты
- Эксплуатационная длина магистрали – 668 км.
- Калининградская железная дорога уникальна, так как имеет несколько участков двойной колеи: европейской – 1435 мм и российской – 520 мм, которые выходят в Польшу из Калининграда до станции Бранево и из Черняховска до станции Скандава, что позволяет отправлять и принимать грузы из России.
- Только две линии электрифицированы на всю Калининградскую область. Железная дорога оборудовала их под пригородное движение в районе областного центра.
- По своей специфике Калининградская дорога является выгрузочной: объем переработки экспортно-импортных грузов от общего грузооборота составляет 85%.
- Янтарь – фирменный поезд КЖД.
- Численность сотрудников на магистрали – более 4,2 тыс. человек.
- В 2020 г. перевезено 13,2 млн тонн грузов.
- В 2020 г. перевезено пассажиров: в дальнем сообщении – 504 тыс. человек, в пригородном – 4,9 млн.
Вокзалы и станции филиала
Сообщить об ошибке
Калининградская железная дорога
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 июня 2012;
проверки требуют 2 правки.
Схема линий Калининградской железной дороги
Управление дороги находится в городе Калининграде недалеко от Южного вокзала (улица Киевская,1).
Структура
В советское время (в 1955 г.) действовали два отделения под руководством железных дорог Литовской Республики: Калининградское и Черняховское. В 1963 г. подразделение присоединилось к Прибалтийской магистрали. А в 1992 г. предписанием Министерства путей сообщения РФ Калининградское объединение переименовано в Калининградскую железную дорогу. У нее нет структурных региональных подразделений, как у других филиалов ОАО «РЖД».
Сегодня к услугам КЖД прибегают порядка 500 грузоотправителей и грузополучателей и 25 экспедиторских компаний, в том числе осуществляющих международные перевозки. Главным ж/д узлом является Калининград. Здесь собираются 7 ж/д линий – благодаря этому показателю Калининград входит в топ-5 лидеров страны (после столицы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга).
Перевозка внешнеторговых грузов осуществляется через морские пограничные переходы по станциям Калининград, Балтийск и Балтийский Лес. Основным грузом являются нефть и нефтепродукты, черные металлы, химические и минеральные удобрения, кокс, уголь и пр.
Справка
- Адрес управления: 236039, Калининградская область, г. Калининград, ул. Киевская, д.1.
- Начальник филиала: Сапегин Сергей Владимирович (с января 2020 г.)
- Телефоны справочной службы: +7 (401) 258-61-56, +7 (401) 258-61-58 / +7 (401) 260-07-69
- Сайт: kzd.rzd.ru
Заключение
В 2021 году на Калининградской ж/д намечено обновить 97,9 км пути, в том числе 13,3 км – капитальным ремонтом. Предстоит уложить 16 новых стрелочных переводов. Помимо это, реализуется совместный инвестпроект с АО «ОТЛК- ЕРА», ПАО «Трансконтейнер» и морскими портами по увеличению объема перевозимых контейнерных грузов из Азии в Европу через Калининградскую область до 1,2 млн TEU к 2024 году. Размер инвестиций не раскрывается.