Старшеклассники должны приобретать навыки составления исторических портретов. Это поможет успешно сдать ЕГЭ. Кроме того, описание портрета исторической личности – отнюдь не скучное занятие. При изучении биографии правителя можно понять причину тех или иных событий, повлиявших на судьбы миллионов обычных людей.
Портрет, созданный искусным художником, мало общего имеет с фотографией. Живописец рисует человека таким, каким видит. То же самое можно сказать и об исторических портретах, которые составляют исследователи на основе различных документов, но часто под влиянием субъективного мнения. Пожалуй, более достоверной биографией является та, что состоит из предположений и версий. Ведь ни один, даже самый опытный исследователь, не может знать в точности, что чувствовал Иван Грозный, убивая своего сына, и как Иосиф Сталин относился к Гитлеру.
Одной из непременных составляющих современного образовательного процесса в среднем профессиональном образовании является промежуточная аттестация, позволяющая максимально полно отследить уровень подготовки специалиста. В условиях крайне компактного процесса обучения организовать промежуточную аттестацию по предметам гуманитарного цикла порой представляется довольно сложным. Для организации промежуточного контроля преподавателями Магнитогорского технологического колледжа была внедрена в педагогический процесс технология подготовки исторического портрета.
Исторический портрет – это задание сравнительно новое, впервые подобные письменные работы появились в 2012 г. в структуре единого государственного экзамена по истории. Однако историческое сочинение в структуре КИМ единого государственного экзамена – это сжатая характеристика представленного на выбор одного из четырех исторических деятелей. В нашем же случае исторический портрет – это полномасштабное задание, располагающееся между эссе и рефератом. Исторический портрет – это задание, предоставляющее выбор в характеристике того или иного общественного деятеля. Технология подготовки исторического портрета предусматривает глубокое погружение в изучаемую тему и привлечение максимально доступного количества источников (включая интернет-ресурсы).
Составление и оформление исторического портрета
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной
самостоятельной работы для студентов, обучающихся по профессиям и
специальностям среднего профессионального образования
Разработчик: Чуриков А. В., канд. ист. наук,
преподаватель истории ГБОУ ПОО МТК
Составление и оформление исторического портрета: методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для студентов, обучающихся по профессиям и специальностям среднего профессионального образования. – Магнитогорск: ГБОУ ПОО МТК, 2015. – 24 с.
В структуру контрольно-проверочных процедур по истории в последнее время активно внедряются разнообразные формы самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Это позволяет в условиях крайне сжатого, компактного учебного процесса произвести ознакомление студентов с темами, не включенными в структуру рабочей программы учебной дисциплины. Одной из форм данной работы является анализ деятельности исторических персоналий – руководителей государств, полководцев, деятелей культуры и науки – исторический портрет.
В условиях среднего профессионального образования, где ориентированность на практику выступает основным компонентом обучения, исторический портрет служит важным инструментом формирования навыков самостоятельной внеаудиторной работы. Вместе с тем анализ деятельности исторического персонажа служит ключевым элементом промежуточной аттестации. Студенты колледжа дважды выполняют это задание, получая допуск к дифференцированному зачету, в первом семестре объектом исторической характеристики выступает зарубежный политический или общественный деятель, во втором семестре один из исторических персонажей Российского государства.
Данные методические рекомендации призваны оказать помощь студентам первого курса, обучающимся по программам среднего профессионального образования, а также преподавателям общественных дисциплин, использующих в своей работе разнообразные формы внеаудиторной самостоятельной работы.
Исторический портрет является компактной формой самостоятельной исследовательской работы. Ведущая роль в составлении исторического портрета принадлежит студенту, преподаватель в данном случае выполняет лишь роль консультанта. Как и всякое исследование, работа над историческим портретом включает в себя ряд последовательных этапов:
1) выбор исторического персонажа для последующего анализа его биографии и направлений деятельности;
2) подбор и изучение необходимых источников (в том числе и интернет-ресурсов), способных раскрыть суть изучаемой проблемы;
3) составление развернутого плана характеристики исторического персонажа и его последующее заполнение найденной информацией;
4) подведение итогов работы и написание заключения.
Исторический портрет – законченное автономное исследование, предусматривающее логическую связь между разными элементами работы. Вместе с тем структура задания позволяет вносить определенное разнообразие в его содержание. Применительно разных типов исторических портретов существует определенный алгоритм характеристики того или иного исторического персонажа (политик, полководец, деятель культуры или науки, общественный деятель). Каждый из типов имеет своеобразие. Общим для разных видов исторических портретов являются сходная структура оформления, состоящая из трех блоков: биографические данные, основные направления деятельности, результаты. Ниже представлены типы и варианты оформления исторических портретов, которые одновременно являются кратким планом, придерживаться которого необходимо при подготовке письменной работы.
1.2. Типы исторических портретов:
1) исторический портрет политического деятеля (характеристика правителя, руководителя народных движений, фаворита или регента);
2) исторический портрет общественного деятеля (характеристика деятельности реформаторов, религиозных иерархов, руководителей партий и других общественных движений).
3) исторический портрет завоевателя или полководца (характеристика деятельности крупного завоевателя древности или руководителя современных военных операций или военных кампаний);
3) исторический портрет деятеля культуры или науки (характеристика деятельности крупного музыканта, живописца, ученого, изобретателя);
Мария-Антуанетта
Биография королевы вдохновляет режиссеров и писателей. Однако Мария-Антуанетта не привлекала бы столь пристального внимания, если б не ее трагическая смерть. Бурбоны и Габсбурги слишком долго делили власть. Во второй половине XVIII столетия они вдруг решили, что им пора найти общий язык, а для этого, согласно нравам тех времен, следовало заключить несколько брачных договоров. Что они и сделали. Дочь австрийской императрицы стала французской дофиной. Марии-Антуанетте было всего 14, когда ее выдали замуж за Людовика XVI.
Это были абсолютно непохожие друг на друга люди. Людовик предпочитал проводить время в уединении, за чтением. Мария-Антуанетта не осилила ни одной книги за свою жизнь. Королева любила развлекаться, среди ее приближенных встречались исключительно интриганы и прихлебатели. Мария Антуанетта не замечала, что Франция погрязла в нищете, и что в окрестностях Парижа все громче раздаются революционны возгласы. Ее супруг, быть может, что-то видел и понимал, но ему не хватало твердости, решительности. Оба они закончили жизнь на плахе.
Наполеон
О ранних годах великого полководца известно немного. Согласно одной версии, он
большую часть времени проводил за чтением. Согласно другой – будущий Наполеон имел прозвище «Баламут», что никак не согласуется с образом замкнутого ребенка. Французский язык корсиканец начал изучать в возрасте девяти лет. Всю свою жизнь говорил с ужасным итальянским акцентом.
Лидерские качества Наполеон проявлял уже в детстве. Конфликтовал с преподавателями, в результате чего завоевал уважение сверстников. Был дерзок, решителен, честолюбив. В это легко поверить. Только чрезвычайно честолюбивому и самоуверенному полководцу пришла бы в голову идея заполучить ключи от Кремля в дни суровых зимних морозов.
«В моих руках Франция»
Отвлечемся от российской истории и скажем расскажем об одном из самых противоречивых французских правителей. В Петергофе есть памятник, изображающий основателя Северной столицы с младенцем на руках. Монумент находится в Нижнем парке. «В моих руках – вся Франция», – именно эту фразу, согласно преданию, произнес Петр I, взяв на руки маленького инфанта. Это произошло во время пребывания русского царя во Франции.
Людовик XV рано осиротел. Версаль, как и Кремль, был наполнен интригами. Правда, избавлялись от своих врагов французские властолюбцы более хитро, изощренно. Будущему королю повезло – других претендентов на престол не было. Однако это не значит, что инфанта окружили любовью и вниманием.
Детство Ивана Грозного
Исторический портрет этого правителя составлять интересно и несложно. О нем написано множество книг, снято немало фильмов. У многих имя Ивана Грозного ассоциируется с жестокостью, многочисленными казнями. Но не все так просто и однозначно. Во-первых, в XVI веке смертоубийство не считалось таким уж страшным грехом, во всяком случае, если его совершал царь, власть которому дана, как тогда полагали, богом. Во-вторых, детство Ивана, будущего царя, было далеко не безрадостным.
Первые воспоминания будущего правителя связаны были с отчаянной борьбой за власть. Борьба эта велась между Шуйскими и Бельскими. Никому дела не было до царевича до тех пор, пока он не оказался у власти.
Иван рано осиротел. Рядом с ним никогда не было доброго близкого воспитателя. Вокруг с ранних лет царь видел ложь, жестокость, интриги. О переворотах и борьбе за власть можно прочитать в любом учебнике истории. Исторический портрет этого правителя составлять следует, учитывая нравы той эпохи. Однако даже для своего времени Иван Грозный был чрезмерно жесток. Сперва он наблюдал над тем, как убивали других, затем, повзрослев, и сам приобщился и к смертоубийству. Но прежде чем казнить «неверных», он тренировался на кошках и собаках. Юный государь разъезжал по московским улицам, убивая животных. Не жалел и стариков, оказавшихся на его пути. Когда окреп, принялся за своих врагов, главным из которых стал Андрей Шуйский. С тех пор к государю бояре прониклись страхом и уважением.
Набожный сатрап
При своей склонности к скорым расправам царь был человеком весьма набожным. В столице построил несколько храмов и церквей. Есть версия, что единственным человеком, способным навести страх на Ивана Грозного, стал Василий Блаженный – тот самый юродивый, разгуливавший в окрестностях Кремля в обнаженном виде и произносивший странные, непонятные речи.
Первый царь
Иван Грозный – первый русский правитель, получивший царский титул. В шапке Мономаха он вышел к народу в 1547 году. Царицу выбирали долго, скрупулезно. По всей Руси разослали указы о немедленной доставке к молодому царю девиц. Одной из них суждено было стать женой Ивана IV. Тех, кто не предоставит кандидатуру на кремлевский кастинг, ожидала казнь. Впрочем, нежелающих повиноваться царскому указу оказалось мало. Каждый мечтал породниться с Рюриковичем.
Ленивый король
Воспитанием Людовика занимался Вильруа, прослывший бездарным военачальником и оказавшийся посредственным педагогом. Главной частью образовательного процесса, по его мнению, являлось участие в торжественных церемониях. Маленький мальчик с ранних вынужден был соблюдать строгие правила поведения при придворных. Именно потому Людовик XV в дальнейшем, став полноценным правителем, избегал всяческих церемоний и предпочитал проводить время на охоте, вдали от Версальского дворца.
Его называли ленивым, бездарным королем. Людовик проявлял слабость, безволие перед своими фаворитками, тратил на них огромные деньги. Парижане тем временем умирали от голода. В юности Людовик доверил государственные дела де Флери. После смерти «серого кардинала» большую часть государственных дел решала мадам Помпадур. Однако стоит сказать, что Людовик немало сделал для развития искусств, поощряя поэтов и художников. Кроме того, он был человеком образованным и начитанным. Все же король совершил много ошибок, за которые поплатиться пришлось его внуку – Людовику XVI.
Григорий Распутин
Среди ярких исторических фигур встречаются не только правители или политические деятели. Одна из самых загадочных личностей XX столетия – Григорий Распутин. О нем распространено столько слухов, что даже историкам сегодня сложно определить, где правда, а где вымысел. Простой деревенский мужик, промышлявший в юности конокрадством, каким-то образом стал близким другом семьи Романовых. Быть может, он действительно обладал даром целителя и смог облегчить страдания цесаревича. Все же часто историки изображают Распутина человеком, имевшим косвенное отношение к гибели царской семьи.
План исторического портрета
С чего следует начинать выполнение такого задания? Прежде всего нужно разобраться в событиях, происходящих в годы жизни личности, чей исторический портрет предстоит составить. Важно ознакомиться и с биографией. История – наука относительная, а потому одного источника недостаточно. Желательно прочитать одну-две книги. Это может быть как публицистика, так и художественная литература.
В составлении портрета исторической личности, как уже было сказано выше, важную роль играют события ранних лет. Мировоззрение формируется в детстве. Отношение родителей, окружение, образование – все это исследователи учитывают при составлении исторических портретов. Следует также перечислить характерные черты правителя, политика или полководца. Затем уже рассказать о деяниях, благодаря которым он повлиял на ход истории. Внимание стоит уделить и последним годам. То есть исторический портрет князя или царя составляется по такому плану:
Ниже представлены несколько кратких исторических портретов. Приведено не только описание событий, но и интересные факты из личной жизни. Причем героями повествования выступают как правители, так и личности, о роли которых в истории исследователи спорят до сих пор.
Петр Первый
После скоропостижной смерти царя Федора бояре объявили новым правителем девятилетнего Петра. Имелся еще один кандидат на трон – цесаревич Иван. Однако тот был не столь живым и бойким. Выбор бояр не понравился Милославским. И снова началась яростная борьба за власть. Милославским удалось использовать в своих целях стрельцов, которые организовали знаменитый бунт, а затем, спустя годы, поплатились за это. Юного Петра отправили подальше от Москвы. На время воцарилась его сестра Софья.
Мальчику глубоко в душу запал стрелецкий бунт и гибель близких. Так же как и Иван Грозный, он, возмужав, отомстил своим обидчикам. Но прежде получил неплохое образование. С ранних лет Петр увлекался кораблестроением, проявлял удивительную тягу к знаниям. Составляя исторический портрет этого царя, следует рассказать хотя бы вкратце об основании Санкт-Петербурга. Город, построенный на человеческих костях, действительно стоил жизни тысячам простых людей.