Your browser does not support the video tag.
Проект «Исторический багаж»
Проект «Исторический багаж» создан Фондом «Культурное пространство» при поддержке ОАО «РЖД», Института российской истории РАН и Российского исторического общества, задумывался как возможность просто, но интересно рассказать об истории городов и регионов России.
Поручение о реализации подобных проектов на объектах железнодорожного транспорта дал президент РФ Владимир Путин по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям, состоявшегося осенью прошлого года.
Интерактивные выставочные экспозиции представляют собой мобильный выставочный стенд в виде приоткрытого багажа. Центральное место в экспозиции, наряду с видео-рассказом, занимает интерактивный тач-дисплей с картой местности. Цель проекта – популяризация истории, предоставление путешественникам информации о различных городах и регионах России. Экспозиция, открывшаяся на Ленинградском вокзале, рассказывает пассажирам об истории Москвы.
В 2019 году экспозиции «Исторический багаж» установлены на 11 вокзалах направления Санкт-Петербург – Москва, на 5 вокзалах направления БАМ, а также на вокзалах в городах: Великий Новгород, Нижний Новгород, Владимир, Псков, Выборг, Владивосток. В ближайших планах установка еще 17 экспозиций до конца 2020 г. и обновление контента 5 экспозций.
В рамках проекта создан интернет-портал http://historical-baggage.ru, на котором представлен контент всех экспозиций.
«Исторический багаж» – это историко-просветительский проект, посвящённый истории отдельных городов и деревень России.
Задачу по реализации проекта поставил перед Российским историческим обществом, ОАО «РЖД» и Институтом российской истории РАН Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин осенью 2018 года на заседании Совета по межнациональным отношениям.
В рамках проекта на вокзалах и железнодорожных станциях страны размещаются мобильные интерактивные выставочные экспозиции, которые доступно и интересно рассказывают об истории городов и регионов, акцентируя внимание и на отдельных исторических фактах, и на том влиянии, которое оказывало развитие того или иного региона или города на историю России в целом.
Мобильная выставка представлена в виде приоткрытого багажа – главного атрибута путешественника. Ему и местному жителю предлагается, заглянув внутрь багажа, приобщиться к истории местности, в которой он оказался, а через неё – к истории нашей огромной страны. Экспозиции не случайно размещены на вокзалах и станциях. Именно железные дороги с середины XIX века связывают воедино такие разные регионы России и дают импульс их экономическому и культурному развитию, как связывали их до железных дорог реки и каналы, почтовые тракты и иные пути сообщения, остающиеся в фокусе внимания нашего проекта.
Материалы проекта прошли научно-историческую экспертизу и являются научно достоверными. В их подготовке принимали участие доктора исторических наук и исследователи Института российской истории РАН, ведущие специалисты и научные сотрудники гуманитарных университетов и музеев нашей страны.
Первая из серии выставок открылась 5 апреля 2019 года на Ленинградском вокзале в Москве.
Дополнительная информация о проекте доступна на официальном сайте: http://historical-baggage.ru/home.php.
НОВОСТИ ПРОЕКТА
НИЖНИЙ НОВГОРОД, 14 октября. /ТАСС/. Председатель правления Российского исторического общества (РИО), исполнительный директор фонда “История Отечества” Константин Могилевский считает, что реализация просветительского проекта “Исторический багаж” должна стать обязательной для всех городов трудовой доблести. Об этом он сообщил, выступая на пленарном заседании Форума городов трудовой доблести, который проходит в Нижнем Новгороде.
“По поручению президента России Российское историческое общество вместе с “Российскими железными дорогами” реализует проект “Исторический багаж”. В рамках этого проекта на вокзалах и железнодорожных станциях размещаются выставки, посвященные истории этого места. Уже в десятках городов эти выставки размещены. Мы попросим коллег-железнодорожников обратить внимание на то, чтобы в городах трудовой доблести такие выставки были обязательными”, – сказала Могилевский.
По данным сайта Российского исторического общества, задачу по реализации проекта поставил перед Российским историческим обществом, ОАО “РЖД” и Институтом российской истории РАН президент России Владимир Путин осенью 2018 года на заседании Совета по межнациональным отношениям.
Также Константин Могилевский предложил провести среди российской молодежи конкурс видеороликов, в которых бы авторы сами рассказывали о том, почему их городу присвоили почетное звание “Город трудовой доблести”. Такой подход, по мнению Могилевского, позволит сформировать у школьников “живое чувство сопричастности к истории”.
“В чем еще может состоять вклад и фонда, и наш общий? Мы ориентированы с вами на молодежь, и мы знаем, что молодежь сегодня живет в интернете и мало читает, стараемся, чтобы читали больше, но смотрят больше видео. Давайте мы попробуем вместе организовать такой конкурс видеороликов для молодых жителей городов трудовой доблести, для школьников, в которых ребята сами бы рассказали о том, почему их город – это город трудовой доблести. О конкретных примерах, конкретных людях, конкретных предприятиях, именно такой подход позволяет, я глубоко в этом убежден, формировать живое чувство сопричастности к истории своего региона, своего города, своей страны, чувство Родины. Давайте это сделаем”, – сказал Могилевский.
Он отметил, что молодым людям важно дать понимание, почему городу, в котором они живут, присвоено такое звание.
Форум городов трудовой доблести проходит на Нижегородской ярмарке с 14 по 16 октября. Основная цель форума – на базе городов, награжденных почетным званием, сформировать сообщество как для сохранения исторической памяти о вкладе тыла в общую Победу, так и для продвижения этого тренда в просветительской, образовательной, воспитательной и профессиональной деятельности современной России.
Выставка “Исторический багаж” открылась на Казанском вокзале Москвы
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
москва, ржд, казанский вокзал, россия
Москва, РЖД, Казанский вокзал, Культура, Россия
Выставка “Исторический багаж” является продолжением одноименного проекта, который уже представлен в виде интерактивных стендов на железнодорожных вокзалах 18 городов. “Исторический багаж” – это исследование истории России в контексте развития регионов страны. В экспозицию вошли инсталляции, картины, фотографии и инфографика, представленные в четырех разделах выставки: “Большая история. Большие города”, “Николаевская железная дорога”, “Между прошлым и будущим”, “Байкало-Амурская магистраль”.
Центральный объект экспозиции – научный труд Федора Солнцева “Древности Российского Государства, изданные по высочайшему повелению государя императора Николая I”, описывающий основные памятники истории России.
Историк отметил, что в некоторых отдаленных уголках России сохранились постройки удивительной красоты. О них нередко знают только местные краеведы, которые принимали активное участие в подготовке проекта “Исторический багаж”. Один из ключевых экспонатов выставки – копия альбома Фёдора Солнцева “Древности Российского государства”, которая представлена на выставке в нескольких книгах.
“Сами по себе альбомы Солнцева – это копия. В его времена не было компьютерной графики. А Солнцев создавал потрясающего качества изображения уникальных памятников, некоторые из которых не сохранились до наших дней. Это уникальная вещь”, – отметил Левыкин, уточнив, что большая часть альбома Солнцева хранится в Оружейной палате Московского Кремля.
Общий объём работы, намеченный РЖД в рамках проекта – 380 вокзалов. На данный момент выставки открылись в 23 из них, это заняло около года.
РЖД показали фотографии новых интерьеров “Сапсана”
Профессор рассказал, что задача была сформулирована в январе. Авторы проекта начали с Николаевской, ныне Октябрьской железной дороги. Первым сроком было обозначено начало апреля, когда “исторический багаж, то есть один из его чемоданов” впервые “открылся” на Ленинградском вокзале в Москве. Следующая выставка – в Питере в начале июня, а в сентябре гости смогли впервые посетить экспозицию во Владивостоке.
По заявлению организаторов, выставки пользуются большой популярностью, вход на них бесплатный, а посетив экспозицию гости могут узнать то, о чем не подозревали раньше, хотя, возможно, всю жизнь прожили в этом городе.
Выставка будет открыта для посетителей по 23 апреля 2020 года ежедневно с 10.00 до 21.00. Вход свободный.
Проект “Исторический багаж” осуществляется в соответствии с поручением президента РФ Владимира Путина, данным на заседании Совета по межнациональным отношениям в октябре 2018 года. Организатором проекта выступает фонд “Культурное пространство”, экспозиция подготовлена командой галереи “Триумф”. Выставка проходит при поддержке ОАО “РЖД”, Института российской истории РАН и Российского исторического общества.
Названы самые необычные находки среди забытых в поездах вещей
«Исторический багаж» России от РЖД
5 июля 2019 11:20
На Ярославском вокзале в Москве и железнодорожных станциях БАМа – Тайшет и Тында – открылись выставочные экспозиции в рамках проекта «Исторический багаж»
На железнодорожных станциях открылись историко-просветительские экспозиции в рамках проекта «Исторический багаж». Фото предоставлено организаторами
Серию мобильных историко-просветительских экспозиций подготовили РЖД совместно с Российским историческим обществом (РИО) и Институтом Российской истории (ИРИ) РАН по поручению президента РФ.
В конце октября прошлого года Владимир Путин рекомендовал Российским железным дорогам «принять меры, направленные на реализацию историко-просветительских проектов на объектах железнодорожного транспорта». Что главный компания успешно исполняет, подготовив вместе со своими партнерами увлекательнейшие рассказы о городах и весях необъятной России.
Проект стартовал еще в апреле этого года. Выставка впервые открылась на Ленинградском вокзале в Москве. Стенды экспозиции в виде раскрытого гигантского чемодана (символа путешествий) повествуют о прошлом столицы, о самых важных вехах ее истории. Своим представлением о главном городе страны делятся писатели, историки, краеведы и простые люди в специально подготовленных видеороликах. В проекте также участвуют известные актеры Сергей Безруков, Владимир Машков, Екатерина Гусева, Любовь Толкалина, читающие закадровые тексты.
На презентации «Исторического багажа» главадепартамента корпоративных коммуникаций РЖД Максим Лунев назвал проект «важным элементом представления истории в нашем обществе». Он подчеркнул, что с помощью экспозиций, подобных московской, «пассажиры имеют возможность больше узнать об истории не только того места, где в данное время находится человек, но и об истории страны в целом».
Одновременно с Ленинградским выставка открылась на вокзалах Вышнего Волочка и Твери. Уже к 1 июня к выставочному марафону присоединились вокзалы Санкт-Петербурга, Клина, Спирово, Бологого, Новгорода и еще четырех российских станций на пути из Москвы в Питер. И неизменно пассажиров встречали огромные чемоданы-стенды, как старинные книги, открытые на самых интересных страницах истории государства российского.
Подарок к юбилею
Открытие экспозиций на станциях Тайшета и Тынды приурочены к 45-летию с начала второй волны грандиозного строительства Байкало-Амурской магистрали – одного из символов не только РЖД, но и России, по которому можно судить о безграничных просторах страны.
Причем авторы экспозиций сделали акцент на малоизвестных фактах – специалистам РИО и ИРИ Академии наук пришлось провести немало дней в архивах, чтобы найти уникальные сведения о той или иной местности. Как признался заместитель директора ИРИ РАН Сергей Журавлев, «мы хотим напомнить этой экспозицией, что наша страна очень разнообразна и в смысле культуры, и в смысле исторических традиций, и что в наших регионах очень много подвижников, которые развивали культуру, но по разным причинам впали в безызвестность».
Так, мало кто знает, что первую и основную ветку магистрали Тайшет – Советская Гавань строили в далеких1930-х заключенные Бамлага. Это много позднее, в 1974-м, БАМ превратился во Всесоюзную ударную комсомольскую стройку, в которой принимали участие и гражданские, и военные, как например, бойцы вертолетных отрядов, запечатленные на фотоснимках. А вот на фото памятник первым изыскателям будущей трассы БАМ – самолет серии бомбардировщиков Г-1, созданной командой знаменитого конструктора Андрея Туполева в 1925 году.
БАМ начинается с «холодной реки»
Многие и не задумывались даже, что собственно с вокзала Тайшета и начинается Байкало-Амурская магистраль. В конце 19 века здесь был обычный станционный поселок, а сегодня это крупный железнодорожный узел, где сходятся дороги на Красноярск, Иркутск, Абакан и Усть-Кут. Более того, это, как рассказывает экспозиция, единственное место в России, которое «нельзя миновать, двигаясь по железной дороге с запада на восток и обратно». Кстати, в переводе с языка коттов, исчезнувшего народа этих мест, Тайшет означает «холодная река».
Начав отсюда путь и пройдя еще по четырем станциям БАМа, «Исторический багаж» продолжит его в Северобайкальске и Комсомольске-на-Амуре, где в середине августа на вокзалах откроются экспозиции, посвященные этим краям. А к сентябрю гости Владивостока, благодаря РЖД, смогут пополнить свои знания о Городе воинской славы и об истории Приморского края.
Вне зависимости от того, насколько продолжительными будут экспозиции, собранные уникальные материалы обязательно сохранятся. Очень скоро первая информация появится на портале проекта, который в настоящий момент разрабатывается усилиями партнеров уникального исторического проекта.
Интерактивная карта позволяет увидеть, как изменялись границы России, развивались регионы и отдельные города
Рассказы историков о памятниках архитектуры и искусства, событиях и людях.
Уникальные экспонаты разных эпох из собраний музеев по всей стране.
Подпишитесь на обновления всех материалов нашего ресурса
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!
Выдающиеся личности, которые внесли вклад в развитие страны и повлиявшие на ход истории
– Неизвестный автор
На данный момент проект включает в себя 1264 объекта исторического значения по всей стране
Городов на карте
«Исторический багаж» сделал остановки в 89 пунктах. Обширная география проекта охватывает практически всю страну: от Выборга до Владивостока, от Мурманска до Севастополя.
Мы приглашаем вас в путешествие по российским железным дорогам, под стук колес, к впечатляющим дворцам и усадьбам, к местам важных военных событий и тихих, но не менее значимых, научных открытий. Туда, где жили и творили выдающиеся соотечественники, к местам, где складывалась история нашей страны.
Открывайте
Составить маршрут и уехать на выходные, по дороге отметив самые важные локации, где нужно побывать. Или остаться дома и изучить подробно, как историю большой страны создавали не только полководцы и государственные деятели, но и рыбинские лоцманы, московские и петербургские купцы, крестецкие ямщики-староверы, поморские рыбаки, касимовские татары, немецкие колонисты на Волге, французские инженеры на русской службе — наши предки, веками жившие на этих землях.
«Исторический багаж» приглашает к знакомству с историей городов и мест не только на сайте, но и на своих мультимедийных экспозициях, неслучайно установленных на вокзалах и железнодорожных станциях по всей России, ведь именно железные дороги с середины XIX века соединяют самые разные регионы страны и дают импульс к их экономическому и культурному развитию. От частного к общему. Знакомясь с отдельными фактами, историями или артефактами различных эпох, пользователь имеет возможность сложить свою уникальную мозаику знакомства с историей России.
В основе проекта «Исторический багаж» материалы, подготовленные Институтом российской истории РАН, Российским историческим обществом, при участии научных сотрудников музеев и архивов России.
Проект «Исторический багаж» создан совместно ОАО «РЖД», Институтом российской истории РАН,
Российским историческим обществом и Фондом «Культурное пространство».