Главный бухгалтер ржд харыбина фото

Отношения стальных магистралей со слабым полом всегда были по-патриархальному консервативными, особенно в части допуска дам к рулю управления. До революции 1917 года женщин дальше помещений для телеграфисток, билетных кассиров и фельдшериц не пускали. А пример женщины-инженера путей сообщения Р.О. Каневской (история донесла до нас только её инициалы) так и остался первым и единственным в Российской империи.

Послереволюционная эмансипация позволила несколько выйти за рамки сексистских предубеждений царского режима. Женщин стало значительно больше не только в традиционных сферах использования женского труда — на вокзалах, в кассах, обслуживании пассажиров и т.д., но и на тяжёлых мужских специальностях — шпалоукладка, путевой обход и даже управление локомотивами. Однако доступ в высокие начальственные кабинеты им был по-прежнему ограничен. Первая женщина-машинист СССР Зинаида Троицкая дослужилась только до должности заместителя начальника Московского метрополитена. Стоит ли говорить, что среди руководителей МПС Российской империи и СССР, среди начальников железных дорог женщин ни до 1917, ни после не было.

Феминистские страсти начала XXI века не обошли стороной РЖД, где в правлении из 24 человек теперь заседает аж две женщины.

Но и после 1991 года тренд на эмансипацию железнодорожных топ-позиций едва-едва заметен. Первым и единственным заместителем министра путей сообщения России при Николае Аксёненко в 2001-2003 годах была Анна Белова, которая затем с 2003 по 2005 годы занимала пост вице-президента РЖД по реформированию, корпоративному развитию и информатизации. Конечно, феминистские страсти начала XXI века не обошли стороной РЖД, где в правлении из 24 человек теперь заседает аж две женщины. Одна из них, Ольга Гнедкова, в марте 2018 года стала заместителем генерального директора монополии, фактически достигнув потолка возможностей для «слабого пола» в системе РЖД сегодняшнего дня. Но и Гнедкова, и другой член правления — главный бухгалтер Елена Харыбина — прошли в состав топ-менеджера РЖД, так сказать, по финансовой части: обе дамы специализируются на бухгалтерии и экономике. Кстати, Харыбина в Московском метрополитене повторила карьерный успех Зинаиды Троицкой, будучи в 2012-2016 годах заместителем начальника столичной «подземки» по экономике и финансам.

А вот с женским руководством железных дорог, дочерних и зависимых обществ РЖД вообще незадача. Впрочем, это же касается и крупных частных компаний ж/д и смежных отраслей: ж/д машиностроения, добычи угля и т.д. На первых позициях в основных активах госкомпании, даже, казалось бы, в исконно женском «РЖД-Здоровье» — одни мужчины. Исключение составляет разве что финская компания, оператор поездов Allegro Oy Karelian Trains Ltd., которой на паритетных началах владеют РЖД и VR-Group Ltd. Но то, что исполнительным директором фирмы выступает Виктория Хурри, следует объяснить, видимо, бОльшим прогрессом финского общества в сфере феминизма.

Поэтому удивительно, что назначение в сентябре 2018 года на должность генерального директора «Аэроэкспресса» Алины Бисембаевой не стало хотя бы отраслевой сенсацией. Ведь впервые в отечественной истории женщина возглавила полноценную ж/д компанию! Возможно, смазал восторженное восприятие этого события тот факт, что Бисембаева стала начальницей пассажирского перевозчика неслучайно. До этого в течение пяти лет она была «правой рукой» заместителя мэра — руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максима Ликсутова, которого часто называют теневым совладельцем «Аэроэкспресса». Один из основных акционеров оператора «Дельта-Транс-Инвест» подконтролен Transgroup AS, которой, в свою очередь, владеют бывшая супруга Ликсутова Татьяна и его давнишний бизнес-партнёр Сергей Глинка.

В бытность работы в мэрии Алина Бисембаева провела изрядное количество тендеров по развитию транспортной системы столицы, которые с завидным постоянством выигрывала американская McKinsey, за что подвергалась критике даже со стороны депутатов Госдумы. Что тоже неудивительно, так как топ-менеджер(ка) в начале 2000-х работала в этой фирме вместе Ермолаем и Степаном Солженицыными. Тем не менее, даже фактор личной преданности Ликсутову не умаляет значения того факта, что выпускница факультета экономики и финансов Ташкентского электротехнического института связи, начинавшая свой непростой 17-летний трудовой путь от «девочки на побегушках» в Procter&Gamble, смогла благодаря своим способностям и честолюбию добраться до вершин ж/д Олимпа.

Конкуренцию с точки зрения карьерных высот в отрасли может (точнее, могла) составить разве что другая бизнес-звезда — бывшая гендиректор группы «Сумма» и нынешняя глава совета директоров FESCO Лейла Маммедзаде. Если в случае с Бисембаевой трудно определённо сказать, какую роль сыграл семейный фактор в её карьере (хотя, зная восточные нравы, можно предположить, что без него не обошлось), то в кейсе Маммедзаде всё прозрачно: её отец — доцент азербайджанской Государственной нефтяной академии, которую она и окончила. В свой «нефтяной» период жизни (Halliburton, Shell) она не только усвоила англосаксонское усердие, но и нашла мужа, которого, кстати, затем устроила в одну из дочек «Суммы». В «междусуммовский» период 2013–2015 годы, когда Маммедзаде ушла с должности вице-президента «Суммы» по управлению активами и ещё не стала гендиректором группы, она развивала собственный бизнес японских кофеен «Пафф Пойнт», используя или фамилию мужа Канторович, или двойную фамилию. Несмотря на то, что эти заведения до сих пор существуют, Маммедзаде, видимо, предпочла более прочную базу мощного бизнес-игрока превратностям мелкого предпринимательства. В 2016 году она вернулась в «Сумму» в качестве первого лица холдинга, одновременно вернув в публичный обиход свою девичью фамилию. Связано ли это было с какими-то изменениями в личной жизни бизнесвумен — остаётся только догадываться.

С этого времени до ареста братьев Магомедовых Маммедзаде находилась в зените своей бизнес-славы. Во время кратковременного задержания вместе с ними в конце марта 2018 года она отделалась лёгким испугом: её быстро освободили, переведя в статус свидетеля. Злые языки утверждают, что Маммедзаде (мать троих детей) не смогла противостоять прессингу следствия и фактически «сдала» своих покровителей. Благодаря наличию у неё доверенности от владельцев «Суммы», она за два года ареста Магомедовых смогла «реструктурировать» их бизнес в интересах определённых структур. И только на последнем осколке империи «Суммы» (FESCO) она споткнулась: Зиявудин Магомедов категорически отказался продавать актив.

В одном из интервью Маммедзаде уже анонсировал свой скорый уход из FESCO. Есть основания полагать, что она может продолжить карьеру на руководящих постах в одной из госкомпаний, но вряд ли она снова станет первым лицом крупного частного бизнеса: препятствием будет «токсичность» предыдущей строчки в резюме.

Примером другого варианта достижения вершин управления в бизнесе могут служить судьбы «угольных королев» — Анны Цивилёвой и Катерины Босов. Председателем совета директоров одной из крупнейших угледобывающих компаний России супруга кузбасского губернатора и совладельца «Колмара» Сергея Цивилёва стала по воле случая, а именно из-за пожара в торговом центре «Зимняя вишня» в марте 2018 года. Волна народного гнева и недовольство Кремля снесла с пьедестала власти тогдашнего главу Кузбасса Амана Тулеева и перенесла в его кресло Цивилёва, который, уезжая в губернаторский кабинет, подарил жене 70% акций «Колмара» (ещё 30% принадлежит бизнесмену Геннадию Тимченко).

Хотя надо отдать должное природной сметливости и деловой хватке этой дамы из Иваново, которая ещё до знакомства с будущим лоббистом всея угля России создала себе солидный бизнес-задел в фарминдустрии, позволивший ей утверждать в одном из интервью, что «мы с супругом приобрели угольный актив в 2012 году». По всей вероятности, работая в ФГУП «Российское объединение «Медтехснаб» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию и директором по маркетингу компании по поставкам медоборудования Digimed, она скопила достаточный капитал, который позволил ей стать не просто женой, но и бизнес-партнёром собственного мужа.

Отдаём должное деловой хватке Анны Цивилёвой, которая ещё до знакомства с будущим лоббистом всея угля России создала себе бизнес-задел в фарминдустрии.

Катерина Босов встала во главе «Сибантрацита» тоже не из-за женского каприза. Суровая реальность неожиданного самоубийства мужа, основного владельца компании Дмитрия Босова, вытолкнула её с должности коммерческого директора на пост председателя совета директоров холдинга. Пока сложно прогнозировать, как выпускница Московского государственного юридического университета и бывший топ-менеджер «Модного континента» освоится в роли №1 одной их ведущих угольных компаний России. Тем более что против неё плетёт интриги бывший бизнес-партнёр Босова Александр Исаев, которого тот незадолго до своей смерти с позором выгнал из компании. Но если Катерина Босов сумеет не только выдержать, но и отразить удар недоброжелателей и охотников за её бизнесом, можно будет констатировать, что на угольном небосклоне появится настоящая железная по сути и угольная по факту бизнес-леди.

На их фоне вторая жена Аркадия Ротенберга Наталья, после развода с влиятельным мужем осевшая в Лондоне, выглядит не так блистательно и уже вряд ли может претендовать на топовые позиции в бизнесе. Тем не менее, она не теряет вкус к жизни, постоянно мелькая в светской хронике. Недавно, например, заявилась в конкурсе «Лидеры России. Политика», победа в котором даёт возможность баллотироваться на выборах в Госдуму или стать членом Совета Федерации. На сайте конкурса Наталья Ротенберг (после развода она оставила себе солидную фамилию мужа) напомнила, что родилась в многодетной семье в российской глубинке — Кургане, и считает, что «нужна нашей стране и людям».

На сайте конкурса «Лидеры России. Политика» Наталья Ротенберг напомнила, что родилась в многодетной семье в российской глубинке, и считает, что «нужна нашей стране и людям».

Недавно она запустила проект «Эпоха женского возрождения», который, по её задумке, должен объединить женщин в борьбе за светлое будущее России. «Я уверена, что из нашей активности и вовлеченности мы сможем изменить Россию к лучшему», — сформулировала своё кредо светская львица. Пока её возрожденческая активность не выходит за пределы чатов в Telegram и WhatsApp, участниками которых являются несколько десятков активисток с мутным мировоззрением типа кандидата в президенты России Ирины Волынец. Не надо к гадалке ходить, чтобы предсказать этому детищу Ротенберг судьбу «Союза меча и орала»: после пары заседаний и хилого сбора денег эта затея бывшей жены строителя Крымского моста почиет в бозе.

Транспортные новости российских мегаполисов и мировых столиц ищите в нашем новом разделе ГОРОД

В конце минувшего года действующая со дня основания ОАО «РЖД» в 2003 году вертикаль управления во главе с президентом общества претерпела изменения. Привычная схема «президент – вице-президенты» по инициативе главы монополии Олега Белозёрова была изменена: президент стал генеральным директором, вице-президенты – замгендиректорами.

Изменения призваны были подчеркнуть в хорошем смысле наёмный статус руководства РЖД по отношению к государству, правительству, исключающий демонстрацию автономности и самостоятельности. То, в чём упрекали предыдущего главу РЖД Владимира Якунина.

Впрочем, сами изменения, по сути, вряд ли можно назвать радикальными. Как и кадровую политику Олега Белозёрова. По пришествии в РЖД в августе 2015 года, новый глава корпорации обещал, что масштабных перестановок не будет: «Революций не планирую. Всё, что можно сделать поступательно, эволюционным путём, будем делать». Подобный подход вряд ли продиктован природной осторожностью. Белозёров не привёл в РЖД свою команду, а кадровая революция в отсутствие «революционеров» невозможна.

Без перестановок и отставок, разумеется, не обошлось. Со своими должностями распростились представители старой якунинской гвардии: первый вице-президент Вадим Морозов, ответственный за хозяйственно-производственную деятельность РЖД, и вице-президенты Олег Атьков и Валерий Решетников, отвечающие, соответственно, за работу с общественными организациями и стратегическое развитие и реализацию реформы РЖД. Ушёл и вице-президент по безопасности Александр Бобрешов, которого считали доверенным лицом Якунина. Галину Крафт на должности главного бухгалтера сменила Елена Харыбина.

В управленческой верхушке РЖД (с известной долей условности) можно выделить несколько основных групп: «технари», «лоббисты», «технократы» и «смотрящие».

«Технари-железнодорожники» группируются вокруг представителя старой команды – первого заместителя гендиректора Анатолия Краснощёка. Из трёх «первых» он, безусловно, «первейший». При Белозёрове аппаратный вес Анатолия Анисимовича существенно вырос. Помимо вопросов организации перевозок, которыми он ведал в якунинскую эру, ему достался функционал отставного Вадима Морозова: то есть фактически целиком производственный блок.

В сферу влияния Краснощёка входят его бывшие сослуживцы по Октябрьской железной дороге: заместитель гендиректора – начальник Дирекции тяги Олег Валинский и заместитель гендиректора – начальник Центральной дирекции инфраструктуры Геннадий Верховых. В последнее время пошли в гору дела сразу нескольких протеже Анатолия Анисимовича: заместителя гендиректора – начальника Центральной дирекции управления движением Павла Иванова, молодого и амбициозного директора Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) и по совместительству коммерческого директора РЖД Алексея Шило, бывшего главы столичного метро, а ныне директора РЖД по пассажирским перевозкам Дмитрия Пегова и подчинённого ему Павла Бурцева – руководителя бизнес-блока «Пассажирские перевозки».

Несколько особняком стоит фигура Сергея Кобзева, заместителя генерального директора – главного инженера ОАО «РЖД», опытного 53-летнего специалиста, работавшего ещё в центральном аппарате МПС при Геннадии Фадееве.

Явно в противовес влиянию блока Анатолия Краснощёка, О. Белозёров повысил статус руководителя финансово-экономического блока Вадима Михайлова. Михайлов пришёл в РЖД при Якунине из московского офиса «Эрнст энд Янг», аудитора и консультанта корпорации, но именно при новом руководстве из старших вице-президентов он перешёл на ступень первого.

Под его опёку после ухода вице-президента Салмана Бабаева перешёл коммерческий блок, которым г-н Михайлов управляет весьма уверенно. Всё чаще Михайлов делает заявления, касающиеся стратегического развития монополии. Именно он защищал интересы монополии во время тарифной компании на 2018 год, выступая её представителем на переговорах с ФОИВами и членами Совета потребителей РЖД. И стоит отметить, что его авторитет и влияние заметно выросли после утверждения тарифов в практически неизменном виде от предлагаемого монополией.

Своим «технократизмом» Михайлов близок к гендиректору компании Олегу Белозёрову. Вместе с тем положение Михайлова нельзя оценить однозначно. Вадим Валерьевич, находясь на ключевой позиции, остаётся чужаком в корпоративной среде, отношение к нему со стороны железнодорожников-технарей, можно сказать, саркастическое. Да и ему, тонкому ценителю антиквариата и искусств, не о чем поговорить с коллегами, прошедшими всю карьерную лестницу от обходчика до ж/д генерала. К тому же, г-н Михайлов является ключевой фигурой на переговорах с правительством и крупнейшими клиентами монополии по дотационной и доходной части бюджета компании.

К этой же «технократической» группе можно отнести заместителя гендиректора – начальника Департамента безопасности движения Шевкета Шайдуллина, заместителя гендиректора по капстроительству Олега Тони, заместителя гендиректора по социальным вопросам Дмитрия Шаханова, а также начальника Правового департамента Вадима Бынкова.

«Смотрящие» призваны контролировать деятельность других подразделений компании с позиции интересов Олега Белозёрова. Прежде всего, это Анатолий Чабунин, заместитель генерального директора – директор по внутреннему контролю и аудиту, которому вдобавок переподчинён блок конкурсных процедур, что значительно повышает его уровень влияния в компании. Тем более, что именно вопрос закупок и наведения порядка в этой сфере является наиболее болезненным вопросом как для компании в целом, так и лично для Олега Белозёрова, перед которым при назначении была поставлена задача оптимизировать расходы корпорации.

Искоренение потенциально-коррупционных схем закупок и заказов, о чём неоднократно писали СМИ и даже аудиторы компании, способно сэкономить десятки и сотни миллиардов рублей. Утечки в СМИ, которые периодически происходят, свидетельствуют о том, что внутри корпорации идёт ожесточённая внутренняя борьба за контроль над расходованием финансовых ресурсов, и ключевую роль здесь играет главный контролёр Чабунин.

Заместитель гендиректора Андрей Старков курирует вопросы корпоративного управления и распоряжением имущества, возглавляет советы директоров ключевых дочерних обществ РЖД. Другой зам, кадровый сотрудник спецслужб Николай Федосеев, отвечает за корпоративную безопасность. Директор по экономике и финансам Ольга Гнедкова, хотя и относится к якунинской команде, очевидно, пользуется доверием Белозёрова.

И, наконец, группа «лоббистов». Их задача – обеспечить благоприятную среду для деятельности компании, доказывая различным представителям федеральных и региональных органов власти и обществу значимость РЖД. Результатом являются принятые решения по малым региональным и мега-проектам, бюджетным ассигнованиям и законодательным и регулятивным решениям, выгодных для компании. К ним относится «третий» первый заместитель генерального директора Александр Мишарин. «Калиф на час», в течение которого, благодаря загадочной информационной диверсии в 2013 году, Александр Сергеевич оказался на месте самого Якунина.

В ведении Мишарина находятся вопросы развития скоростного и высокоскоростного движения. Собственно, а кто, как не Мишарин, должен отвечать за данное направление: именно Александр Сергеевич в 2009 году, в бытность губернатором Свердловской области, выдвинул идею строительства ВСМ «Москва – Казань – Екатеринбург». Несмотря на обширную критику и даже скептические высказывания на этот счёт Владимира Путина, а также провал запуска ВСМ к ЧМ-2018, тема высокоскоростного сообщения не закрыта. И очень даже живо обсуждается в различных вариантах. Значит, лоббистские усилия монополии не пропадают даром. А в том, что они будут только усиливаться, сомнений нет – слишком высока ставка. Например, стоимость строительства ВСМ «Москва – Казань» превышает 1 трлн рублей. К тому же служебный интерес здесь подчас неотделим от личного. Так, по данным «Ведомостей», близкие Мишарину люди руководят институтом Мосгипротранс, который получил заказ на 22 млрд рублей в рамках проекта магистрали «Москва – Казань – Екатеринбург».

О многообразной деятельности Петра Кацыва vgudok.com подробно рассказывал. Несмотря на скандальный шлейф. Кацыв не выпал из руководящей обоймы РЖД, получив пост заместителя генерального директора – начальника Центра по развитию Московского транспортного узла. Слишком большое значение имеет вхожесть Петра Дмитриевича в коридоры власти столицы и Подмосковья. И слишком большие деньги на кону. В инвестиционной программе РЖД текущего года на развитие железнодорожной инфраструктуры Московского узла предусмотрено почти 11 млрд рублей. Это, конечно, не триллионы ВСМ (в большей степени гипотетические), зато это реальные деньги и конкретная перспектива на несколько лет вперёд.

Лоббистской деятельностью (в том числе и за рубежом) по своим должностным обязанностям занимаются статс-секретарь – заместитель гендиректора Анатолий Мещеряков и ещё один зам Белозёрова глава «железнодорожного МИДа» Вячеслав Павловский. В актив лоббистам корпорации по итогам минувшего года можно занести несколько громких аппаратных побед в сфере GR. Это и выступление главы государства на Железнодорожном съезде, и прошедшие без сучка и задоринки дни РЖД в Госдуме, что неудивительно, учитывая, что Комитет по транспорту Госдумы  контролируется ж/д монополистом. В отличие от комитета предыдущего созыва Думы, в котором верховодили ж/д операторы. Главным антагонистом железнодорожного гиганта в 2017 году выступила ФАС. Впрочем, регулятор в кулуарных боях проиграл вчистую и под занавес года согласился практически на все предложения РЖД по тарифам на 2018 год и долгосрочную перспективу.

Отдельно скажем о личных советниках генерального директора Олега Белозёрова. Среди них по-прежнему хватает представителей «старой гвардии», таких как Геннадий Фадеев, Вадим Морозов и Валентин Гапанович. Есть советники на общественных началах, такие как экс вице-президент РЖД Сергей Мальцев, о котором мы уже подробно рассказывали. Хотя это, скорее всего, дань политесу, и влияние коммерсанта Мальцева внутри руководства РЖД близится к нулю.

Среди советников генерального есть незаменимые тяжеловесы, которые участвуют в принятии практически всех важных решений, входящих в сферу их деятельности. К таким относится Тамара Ивановна Стебунова (бывшая замглавы ФСТ), которая в РЖД отвечает за методологическое обоснование тарифной политики монополии и Прейскуранта 10-01. Она привела в корпорацию целую команду специалистов во главе с Владимиром Варгуниным, для которого в монополии был создан целый департамент – методологии тарифообразования. Тамара Ивановна вместе со своим замом составляют аргументрованные ответы на претензии, которые возникают к РЖД со стороны ФАС. И работы у советников, судя по большому числу конфликтов между монополией и регулятором, хватает.

Есть люди, которые топ-менеджменту и самому генеральному директору дают советы несколько другого толка. И контролируют такие тонкие материи, как PR, к примеру, в том числе личный. Здесь стоит вспомнить Светлану Крыштановскую, которая пришла вслед за Олегом Белозёровым из Минтранса. Кое-кто называет советницу конфидентом главы РЖД.

Несмотря на постепенность кадровых перемен в монополии, они демонстрируют один очевидный тренд в управленческой политике РЖД – контроль за активами и финансовыми потоками всё более обособляется в отдельное направление и приобретает ключевое значение, отодвигая на второй план собственно производственную деятельность.

Захар Максимов
В публикации использованы материалы Института исследования проблем железнодорожного транспорта

Продолжаем разговор о текущей ситуации в руководящих структурах ОАО «РЖД», который мы начали с публикации, посвящённой обновленному совету директоров монополии. Сегодня настала очередь главного исполнительного органа компании — правления.

Мы — ребята-октябрята

Год назад, описывая расклады в верхушке РЖД, vgudok.com условно выделил в ней несколько основных групп: «технари», «лоббисты», «технократы» и «смотрящие». «Технари-железнодорожники» группируются вокруг представителя команды карьерных железнодорожников — первого заместителя гендиректора Анатолия КРАСНОЩЁКА, который в настоящее время координирует действия штаба монополии по борьбе с коронавирусом. Сейчас первый замгендира РЖД, по сути, отвечает за все подразделения компании и за операционную работу. Это ли не подтверждение «человека номер два» в корпорации? Вокруг г-на Краснощёка собрались опытные специалисты, его бывшие сослуживцы по Октябрьской железной дороге: начальник Дирекции тяги Олег ВАЛИНСКИЙ, начальник Центральной дирекции инфраструктуры Геннадий ВЕРХОВЫХ и директор РЖД по пассажирским перевозкам Дмитрий ПЕГОВ. К этой же группе примыкают протеже Краснощёка: директор Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) Алексей ШИЛО и начальник Центральной дирекции управления движением Павел ИВАНОВ.

Во многом благодаря старым связям с Краснощёком и Валинским держится на плаву начальник Департамента безопасности движения Шевкет ШАЙДУЛЛИН, являющийся главой целого семейного клана. В ноябре 2019 года его сын Марат стал заместителем начальника МЖД по территориальному управлению. Ещё раньше  аналогичную должность на Куйбышевской железной дороге занял брат Шевкета Нургалиевича Шамиль. Чтобы избежать конфликта интересов, по распоряжению Олега Белозёрова вопросы безопасности движения, подконтрольные родственникам Шайдуллина,  рассматривает Анатолий Краснощёк.

Группу «технарей» отличает известная стабильность, чему есть очевидные причины. Все вышеперечисленные руководители отвечают за основной функционал железной дороги, резкие кадровые подвижки на данных позициях могут непосредственно отразиться на операционной деятельности компании, а значит, должны быть обусловлены исключительно серьёзными причинами. Короче, здесь требуется семь раз отмерить, прежде чем отрезать.

Тем не менее, в желающих покуситься на доминирующую позицию «технарей», которая вызывает в недрах РЖД определённое раздражение, недостатка не наблюдается. Отсюда разговоры об уходе Краснощёка из монополии, которые возникли буквально с момента его назначения. В декабре 2019 года слухи разгорелись с новой силой. После выхода из отпуска своей деловой активностью Анатолию Анисимовичу удалось эти обсуждения нивелировать, но ненадолго. На его место даже прочат Олега Валинского, что так же выглядит элементом провокации.

Впрочем, подобные инсинуации можно расценивать скорее как проявление слабости недоброжелателей. Добавим, что в прошлом году после снятия Владимира Молдавера с поста начальника Московской железной дороги Краснощёку удалось провести на эту должность «октябрёнка» Михаила Глазкова.

Принадлежность к влиятельной группе «технарей», разумеется, не гарантия от неприятностей. Например, говорят, что отношения Павла Иванова с генеральным директором РЖД далеки от идеала. Явно сгущаются тучи над головой Геннадия Верховых. Неблагополучие в подведомственном ему инфраструктурном блоке отразилось в оргштатных трансформациях. В марте 2019 года глава Департамента капитального строительства Андрей МАКАРОВ был назначен заместителем генерального директора ОАО «РЖД» по вопросам строительного комплекса вместо Олега ТОНИ. У Андрея Сергеевича не совсем характерная для руководителей монополии биография: филолог по образованию, он попал на железную дорогу в качестве бухгалтера, но в итоге обрёл себя на строительной стезе. На новом месте Макаров отметился кадровой чисткой, в течение недели после назначения сменив всё руководство Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта. Некоторые наблюдатели считают, что именно эта чистка привела к полной дезорганизации строительного блока монополии и провалам на Восточном полигоне.

Олег Тони сохранил статус заместителя гендиректора и членство в правлении, получив в кормление Центральный транспортный узел, параллельно возглавив Центр по развитию Московского ТУ. Предполагают, что данное назначение является плавным выходом Олега Тони из монополии. Хотя, как показал последний год с его проблемами на Восточном полигоне, г-н Тони нужен РЖД не менее, чем эта высокая должность в монополии нужна самому Тони.

Наиболее существенные изменения произошли в группе «лоббистов», которая, собственно, перестала существовать.

Неопределёнными можно назвать и новые функции главного инженера РЖД Сергея КОБЗЕВА. До сих пор обширный опыт не помогает, а личные недостатки мешают Сергею Алексеевичу раскрыть себя в компании. В мае 2019 года он получил кураторство над проектами по высокоскоростному движению и возглавил совет директоров АО «Скоростные магистрали». Тема эта последовательно затухает, несмотря на спорадические попытки руководства РЖД вдохнуть жизнь в этот зомби-проект, так что и это назначение можно рассматривать как почётную ссылку.

Последнее серьёзное перемещение в инфраструктурном блоке случилось в декабре минувшего года, когда отправился в отставку первый заместитель начальника Дирекции развития железных дорог Восточного полигона Александр Терлеев, который, по сути, руководил данной структурой. Дирекцию в ранге заместителя генерального директора РЖД возглавил экс-глава Хакасии Виктор ЗИМИН, некогда имевший опыт работы на Красноярской железной дороге. Таким образом, был найден стрелочник, наказанный за срыв работ на Восточном полигоне в 2019 году, и одновременно назначен ответственный за будущие провалы. В результате всех этих кадровых перипетий в инфраструктурном блоке образовалось несколько центров силы, что существенно ослабляет потенциал Геннадия Верховых.

Наиболее существенные изменения произошли в группе «лоббистов», которая, по сути, перестала существовать. В эту небольшую, но яркую группу год назад мы включили самодостаточные фигуры, чьи связи и возможности позволяли решать вопросы на благо монополии самостоятельно, без привлечения личного ресурса главы РЖД.

Таких тяжеловесов, как Петр Кацыв и Александр Мишарин, в прошлом году Белозёров отправил на пенсию. Тем паче, что лоббируемые ими направления утратили прежнюю актуальность. О стагнации идеи высокоскоростного движения, признанным энтузиастом которого являлся Мишарин, мы уже говорили, а после запуска МЦК и МЦД вопросы взаимодействия со столичными и подмосковными властями, которыми ведал Кацыв, отошли на второй план. Из когорты лоббистов на посту остался лишь статс-секретарь РЖД Анатолий МЕЩЕРЯКОВ, отвечающий за информационную политику и взаимодействие с органами власти. К этой же весьма авторитетной группе можно отнести ещё двух господ: первого заместителя генерального директора монополии Вадима Михайлова и заместителя главы компании Вячеслава Павловского.

О главном экономисте ОАО «РЖД» мы уже неоднократно рассказывали. Г-н Михайлов, безусловно, один из самых авторитетных «топов» корпорации. Выходец из московского офиса «Эрнст энд Янг» управляет экономическом блоком более чем уверенно, параллельно делая заявления, касающиеся стратегического развития монополии. Именно Михайлов защищал интересы РЖД во время всех последних тарифных войн, представляя Новую Басманную на переговорах с ФОИВами и членами Совета потребителей. Не стоит забывать и о том, что г-н Михайлов является ключевой фигурой на переговорах с правительством и крупнейшими клиентами монополии по дотационной и доходной части бюджета компании.

Лоббистской деятельностью, в том числе и за рубежом, по своим должностным обязанностям занимается и ещё один зам Белозёрова — глава «железнодорожного МИДа» Вячеслав Павловский. Выпускник МГИМО, полиглот и дипломат высшей категории курирует международную деятельность монополии с 2016 года. И параллельно помогает «внутренним» лоббистам решать серьёзные вопросы «дома». В том числе и по линии законодательной власти и регуляторов, среди которых хватает ярых антагонистов РЖД. Чего только стоит Федеральная антимонопольная служба, постоянно пытающаяся укусить компанию. Как все мы знаем, пытается безрезультатно, перманентно уступая в кулуарных боях железнодорожникам в лице как раз-таки представителей блока «решал-лоббистов».

Наблюдение за наблюдающими

Ожидаемо растёт группа «смотрящих», которая состоит из назначенцев Олега Белозёрова и лиц, которым он доверяет. Это, прежде всего, заместитель генерального директора по вопросам внутреннего контроля и аудита Анатолий ЧАБУНИН и его бывший сослуживец по Минэнерго заместитель гендиректора по вопросам управления дочерними обществами и распоряжения имуществом Андрей СТАРКОВ.

Во второй половине 2019 года участились разговоры об уходе Старкова. Тем не менее, в декабре 2019 года Старков добился ухода гендиректора АО «РЖД Логистика» Вячеслава Валентика и начал зачистку предприятия от его людей. Однако этот кадровый манёвр стал «лебединой песней» в РЖДшной карьере Старкова. В июне совет директоров госкомпании снял его с должности замгендира, разжаловав до обычного директора, и вывел из состава правления. Есть версия, что именно волюнтаристская кадровая политика топ-менеджера, который не считался с устоявшейся корпоративной культурой РЖД, стала одной из причин его отставки. Кроме того, в условиях кризиса и падения грузоперевозок возрастает значение доходов от продажи непрофильных активов, дополнительный импульс, которому должен придать новый куратор этого направления, замгендира РЖД Александр ПЛУТНИК. Этот менеджер, которого называют креатурой главы ВЭБ Игоря Шувалова, кроме прочего скрепит взаимовыгодный бизнес-союз двух госкорпораций: ВЭБ выкупил почти треть эмиссии «вечных облигаций» РЖД.

Среди новых лиц в группе «смотрящих» — Владимир ГАПОНЬКО. В январе 2020 года последнего назначили директором ОАО «РЖД» по операционной эффективности — начальником Департамента экономики, а совсем недавно Владимир Викторович стал членом правления.

«Смотрящие» ведают финансово-экономическими вопросами и управлением имуществом, причём зачастую действуя помимо куратора этих направлений — первого заместителя генерального директора Вадима МИХАЙЛОВА. То, что Михайлова время от времени называют одним из возможных преемников Олега Белозёрова, что, предположим, не добавляет ему доверия со стороны гендиректора РЖД. Однако, как в той поговорке про «ехать или шашечки», именно многоопытный и изощрённый г-н Михайлов позволяет монополии обеспечивать сводимость бюджета монополии, а в условиях кризиса-2020  сложно представить кого-то ещё на этой «расстрельной» должности.

Есть в правлении РЖД ещё один фигурант, который может быть отнесён к «смотрящим», правда, если он за кем и присматривает, то, скорее, за самим Олегом Белозёровым.

Непосредственным назначенцем Олега Белозёрова является и Сергей ПАВЛОВ. Как и в случае с Гапонько, у Сергея Алексеевича имеется профильное «железнодорожное» образование и стаж работы в якунинском РЖД, однако оба продвижению по службе обязаны непосредственно главе корпорации. Переход Павлова с поста главы дочерней структуры монополии «РЖД Интернешнл», которой он руководил шесть лет, на позицию первого заместителя гендиректора РЖД можно считать примером завидного карьерного роста.

Данное назначение, несомненно, снижает потенциал заместителя гендиректора по вопросам международных связей и внешнеэкономической деятельности Вячеслава ПАВЛОВСКОГО. Надо сказать, что у выходцев из МИДа как-то фатально не складывается «роман» с железной дорогой. Не оправдал доверия и прежний «отраслевой дипломат» — экс-директор Департамента международных связей Алексей Аверин, до недавнего времени пребывавший в статусе советника гендиректора.

Есть в правлении РЖД ещё один фигурант, который может быть отнесён к «смотрящим», правда, если он за кем и присматривает, то, скорее, за самим Олегом Белозёровым. Это Дмитрий ШАХАНОВ, заместитель генерального директора, курирующий управление персоналом и социальные вопросы. Шаханов имеет за плечами работу в правоохранительных органах и Главном контрольном управлении президента РФ. По информации СМИ, в 1997 году он вместе с Владимиром Путиным принимал участие в операции по вывозу Анатолия Собчака во Францию. Появление Шаханова на съезде «Единой России» в ноябре 2019 года ещё более чётко обозначило специфику его позиции в РЖД.

Наконец, уже традиционно замыкают наш обзор правления ОАО «РЖД» так называемые «технократы»: заместитель гендиректора по экономике Ольга ГНЕДКОВА, глава Правового управления Вадим БЫНКОВ, заместитель генерального директора по корпоративной безопасности Николай ФЕДОСЕЕВ и главный бухгалтер Елена ХАРЫБИНА. Это люди сами по себе, ни с кем особенно не блокирующиеся, да и не очень-то в этом нуждающиеся специалисты своего профиля, которые уже пережили и пересидели разных начальников и достаточно уверенно смотрят в будущее.

В публикации использованы материалы аналитического выпуска «Кто есть кто в железнодорожной отрасли» Института исследования проблем железнодорожного транспорта (ИИЖТ).

Больше лёгкого чтива для тяжёлых будней ищите в нашем новом разделе LIGHT

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *