Экологическая стратегия ОАО «РЖД» на период до 2020 года и перспективу до 2030 года
Заключительные положения
Главной целью ОАО «РЖД» в области экологии на период до 2020 года и перспективу до 2030 года остается сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Приоритетные целевые ориентиры на среднесрочную перспективу до 2020 года и перспективу до 2030 года установлены на основании анализа возможностей ОАО «РЖД» по обеспечению природоохранной деятельности в соответствии с тремя сценариями развития. Ресурсы, необходимые для выполнения мероприятий в рамках реализации Экологической стратегии, а также источники ресурсов определяются в соответствующей Программе реализации Экологической стратегии ОАО «РЖД».
Приоритетными целевыми ориентирами Экологической стратегии на среднесрочную перспективу до 2020 года в рамках «оптимистичного», «консервативного» и «пессимистичного» сценариев развития являются:
В области охраны атмосферного воздуха:
В области охраны водных ресурсов:
В области обращения с отходами:
В области корпоративного управления природоохранной деятельностью:
Таблица 1. Приоритетные цели Экологической стратегии на среднесрочную перспективу до 2020 года
Приоритетными целевыми ориентирами Экологической стратегии на перспективу до 2030 года в рамках трех сценариев развития являются:
В области обращения с отходами — повышение уровня обезвреживания и вовлечения отходов производства и потребления структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД» во вторичный оборот на 11 % в случае реализации «инновационного» сценария и на 5 % в случае реализации «консервативного» сценария по сравнению с уровнем использования и обезвреживания отходов 2015 года.
(Введен Распоряжением ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Таблица 2. Приоритетные цели Экологической стратегии на перспективу до 2030 года
При достижении установленных целевых показателей Экологической стратегии ОАО «РЖД» получит следующие преимущества:
Достижение целевых показателей возможно за счет внедрения инновационных технологий и осуществления масштабных инвестиций в природоохранную деятельность.
Выбор приоритетных природоохранных мероприятий должен осуществляться в пользу проектов, позволяющих, в первую очередь, ликвидировать самые острые экологические проблемы, и проектов, которые дают максимальный экологический эффект на каждый рубль инвестиций.
Железные дороги и экология
Поезда считаются наиболее бережным к природе видом транспорта. На железнодорожный транспорт приходится 7% мировых грузоперевозок, но только 3% энергии, используемой мировой транспортной отраслью, и менее 1% выбросов загрязняющих веществ.
Исследования РЖД в России показывают аналогичную картину. В проекте экологической стратегии РЖД до 2030 года говорится о том, что железные дороги обеспечивают 23,4% пассажирских и 87,2% грузовых перевозок в стране. При этом на долю РЖД приходится менее 1% общего объема парниковых выбросов от всех видов транспорта. И с каждым годом российские железные дороги становятся еще экологичнее.
Выбросы углекислого газа при перевозке одного и того же груза поездами и другими видами транспорта
Уве Лойшнер
Эксперт по железнодорожному коридору Китай — Европа, специалист по работе немецкого логистического бизнеса на территории России
Экологичность как экономический фактор
«Железнодорожный транспорт — самый экологически чистый: в пересчете на один перевезенный контейнер выбросы CO₂ на 30–40% меньше, чем у морского транспорта. Усиливая железнодорожные перевозки Восток — Запад, мы создаем более экологичную логистику будущего.
Еще 20 лет назад железнодорожные транспортные компании называли экологичность среди своих преимуществ, но долгое время она оставалась второстепенным фактором, который мало волновал клиентов. За последние два года положение изменилось: больше и больше компаний понимают, что в перевозке по железным дорогам имеют значение не только цены и сроки. Евросоюз декларирует стремление к дальнейшему снижению выбросов CO₂, и бизнес в разных сферах понимает, что если не среагировать на этот сигнал, не добиваться прогресса по снижению выбросов уже сейчас (в частности, повышая экологичность логистики), то в будущем это создаст сложности для развития компании.
У экологичности есть и прямое экономическое значение. В Европе обсуждается идея налога на эмиссию CO₂. И если при перевозке морем эмиссия выше, чем по железной дороге, то на нее будет начислен больший налог: лишние 15 или 25, или 50 евро за тонну СО₂ (размеры обсуждаются). Думаю, этот закон в конце концов примут, а налог будут включать в цену перевезенных товаров. Тогда товары, доставленные поездами, станут более привлекательны для конечного потребителя».
Системный подход к экологии
Снижение загрязнений от деятельности РЖД в 2007–2019 годах
Загрязнения от стационарных источников
Начиная с 2009 года РЖД формирует экологическую стратегию и ставит перед собой целевые показатели по экологии. Системная работа дает отличные результаты: количество перевозок растет, а загрязнения, вызванные ими, сокращаются из года в год.
Более того, РЖД добровольно ликвидирует экологический ущерб от железнодорожных перевозок, накопленный с 1930-х годов. Уже ликвидировано 270 загрязнений площадью 300 000 кв. м, осталось еще 304 — их компания планирует устранить в ближайшее десятилетие.
Птичников Андрей Владимирович
Заместитель директора Центра ответственного использования природных ресурсов Института географии РАН (Responsible steel). Ранее — директор Российского национального офиса Лесного попечительского совета (FSC России)
Кто самый экологичный
«Традиция бережного отношения к природе идет из европейских стран. Сейчас компании там более продвинуты в плане отдельных направлений — в частности, они намерены стать климатически нейтральными к 2050 году. При этом по ряду других направлений РЖД показывает больший темп экологизации по сравнению с ведущими мировыми компаниями. Например, по прогрессу в электрификации РЖД находится на самом высоком мировом уровне. Этот прогресс в сфере экологизации достигается не только за счет „низкого старта“, но и благодаря вложению значительных финансовых ресурсов и человеческого капитала, желанию соответствовать требованиям „зелёного“ финансирования».
Перспектива на 2030-й
«Зеленые» планы РЖД представлены в проекте экологической стратегии до 2030 года. Чтобы выполнить их, компании потребуется значительно обновить техническую базу. Прежде всего обновится парк локомотивов.
• РЖД уже используют 4 000 локомотивов с умными системами управления. Они формируют оптимальный алгоритм движения с минимальными затратами энергии, что также обеспечивает сокращение вредных выбросов. • В ближайшие годы место дизельных локомотивов постепенно займут газомоторные, которые выбрасывают в атмосферу в 5 раз меньше вредных веществ.
•Электровозы вообще не создают вредных выбросов в атмосферу. Чтобы использовать их как можно шире, РЖД электрифицируют железные дороги. А на самих электровозах будут больше применять энергоэффективные технологии, например рекуперацию электроэнергии.
Стационарные объекты железных дорог — станции, депо, очистные сооружения — тоже будут расходовать меньше ресурсов. Для этого РЖД оптимизируют режим их работы и эффективность отопления и освещения. Даже такое простое изменение, как переход на светодиодные светильники, в масштабах корпорации существенно снизит затраты энергии.
Чтобы уменьшить сброс загрязненных вод, РЖД обновит существующие очистные сооружения и построит новые, с современными технологиями водоочистки. А чтобы снизить вред от шума и вибрации, компания будет применять бесстыковые пути и упругие рельсовые скрепления, шлифовать и смазывать рельсы, высаживать вдоль путей деревья и устанавливать шумозащитные экраны.
При этом РЖД будет постоянно контролировать выбросы парниковых газов и других загрязняющих веществ, чтобы корректировать свою работу по сохранению экологического равновесия.
Снижение загрязнений от деятельности РЖД к 2030 году
В проекте экологической стратегии РЖД до 2030 года предусмотрено два возможных сценария:
и более оптимистичный
Выбросы парниковых газов
Сброс загрязненных вод
Выбросы от стационарных источников
Выбросы от локомотивов
Деньги на экологичные проекты
В мире сегодня активно развивается «зеленое» финансирование: инвесторы целенаправленно выбирают для инвестиций экологически чистые и значимые проекты. От компании, получившей инвестиции, требуется соблюдать природоохранное законодательство, предоставлять прозрачную экологическую отчетность и сотрудничать с надзорными органами и общественниками.
РЖД — один из пионеров «зеленого» финансирования в России. В 2020 году компания впервые в истории страны выпустила бессрочные «зеленые» облигации на 100 млрд рублей. До этого РЖД делали и другие «зеленые» размещения, 74% которых выкупили зарубежные инвесторы.
Привлеченные таким образом средства понадобятся компании в том числе и на одном из главных современных проектов — реконструкции БАМа и Транссиба.
Григорьев Александр Владимирович
Руководитель департамента исследований топливно-энергетического комплекса Института проблем естественных монополий
Чем экологичность выгодна бизнесу
«Экологичные компании сегодня получают дополнительные преимущества с конкретным экономическим выражением. Природоохранное законодательство у нас, как и во всем мире, ужесточается. Вкладывая в экологические проекты, железнодорожная компания снижает свои экологические риски, связанные, например, с возможными штрафами. Также проявляется комплексный эффект: повышение эффективности использования энергии не только позволяет сократить затраты, но и уменьшает негативное воздействие на окружающую среду. Наконец, экологические проекты дают имиджевый эффект, что в последнее время начинает влиять на привлечение финансирования.
В мировой практике сложились и «зеленые» финансовые инструменты с более выгодными для эмитента ставками: например, по «зеленым» облигациям ниже ставки купонного дохода, а по «зеленым» кредитам ниже ставки кредитования. Учитывая высокую капиталоемкость проектов с выраженным экологическим эффектом — модернизации оборудования, техперевооружения, повышения энергоэффективности и т. д., — даже незначительная разница в ставках кредитования дает значительную экономию».
Реконструкция БАМа и Транссиба
Сейчас РЖД реализует проект реконструкции главных железнодорожные артерий на востоке России, которые проходят через Байкальскую природную территорию.
Экологи и общественные организации опасаются, что разрешение на вырубку леса и отмена обязательной экологической экспертизы при строительстве транспортных объектов могут нанести ущерб природе. Однако компания предусмотрела все возможные меры безопасности, чтобы не навредить уникальной экосистеме этих мест.
РЖД будет постоянно отслеживать влияние строительства на окружающую среду. Чтобы свести к минимуму атмосферные выбросы и сбросы загрязненных вод, компания модернизирует имеющиеся и построит новые очистные сооружения. Рубить лес вдоль путей действительно придется, но узкой полосой (10–15 м) и только там, где иначе нельзя. При этом вместо срубленных компания высадит новые деревья, а также вместе с экологическими организациями будет восстанавливать популяции редких видов растений и животных на Байкале.
Реконструкция БАМа и Транссиба будет выполняться в полном соответствии с природоохранным законодательством, и все работы будут максимально прозрачными. На каждый строительный объект РЖД опубликуют общедоступный экологический паспорт. Туда войдет информация об объекте и связанных с ним экологических компенсациях, данные экомониторинга в районе объекта, включая контроль почвы, воздуха и вод. Представители общественных и научных организаций смогут лично осматривать места строительства и контролировать, соблюдаются ли меры экологической безопасности. А обычные граждане смогут следить за реконструкцией через систему многоканального информирования: в интернете, СМИ и соцсетях, по телефону горячей линии в Иркутске, в виде выставок на региональных вокзалах.
Байкальская природная территория
Для возведения объектов вдоль действующих путей, если нет альтернатив
Насколько велика угроза Байкалу
«Сегодня мало кто отрицает необходимость строительства вторых путей Транссиба и БАМа, альтернативы этому проекту в принципе нет. На мой взгляд, проект РЖД достаточно обоснован с экологической точки зрения, а предложенные механизмы в целом позволяют компенсировать экологический ущерб из-за вырубки леса.
Общественность и экологические организации во многом обеспокоены изменениями в законодательстве об экологической экспертизе, которые предшествовали реализации проекта. В частности, была отменена государственная экспертиза прокладки транспортной инфраструктуры, если ее строят в рамках поручения правительства или президента. Экологи опасаются, что это изменение будет применяться не только для работ с железнодорожной инфраструктурой, но и для не очень добросовестного размещения различных коммерческих объектов на природоохранных территориях.
Я не думаю, что эти риски применимы к проекту РЖД по реконструкции БАМа и Транссиба, скорее, они касаются возможных проектов других организаций на других охраняемых природных территориях. Кроме того, взаимодействие РЖД с экологическими и научными организациями при реализации данного проекта в части оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) позволит максимально снизить экологические риски».
Вклад в экологию
Что проект даст России
новых инвестиционных проектов
БАМ и Транссиб — это железнодорожный коридор между Европой и Азией. После расширения и повышения пропускной способности по нему пойдет часть тех грузов, которые сейчас доставляются морем и автотранспортом.
Железнодорожные перевозки уже сейчас экологичнее прочих. К тому же РЖД, следуя мировым трендам, увеличивает долю экологически чистого электротранспорта и снижает объем вредных выбросов всех видов. Реконструкция железнодорожных магистралей не только станет вкладом в экономику России, но и в долгосрочной перспективе уменьшит вредное воздействие на экологию всего региона.
Насколько российский железнодорожный транспорт включен в мировую ESG-повестку и как мировой тренд на устойчивое развитие способен дать вторую жизнь путешествиям на поездах?
Об эксперте: Андрей Лисицын, начальник Департамента экологии и техносферной безопасности РЖД.
— Сегодня многие компании стали активно развивать ESG-направление. Почему вопросы экологии, социальной политики и корпоративного управления оказались важными и для РЖД?
— Последние несколько лет РЖД четко и последовательно ориентировала свою деятельность в направлении ESG-принципов. В 2007 году компания стала участником Глобального договора ООН. Именно в это время была сформирована первая Экологическая стратегия ОАО «РЖД», в 2009 году она была утверждена. Присоединившись к целям устойчивого развития, мы сразу же приступили к их реализации в своих проектах и Экологической стратегии до 2020 года.
Сегодня тема устойчивого развития и ESG стала звучать более четко благодаря поддержке медиа и мирового сообщества. Мир меняется, и запрос общества к бизнесу растет: люди видят, что происходит с климатом, потреблением ресурсов, экологической обстановкой, и хотят видеть ответные действия компаний. Мы, как крупнейший работодатель и перевозчик в стране, не можем оставаться в стороне от подобных запросов и, разумеется, развиваемся в соответствии с мировыми трендами.
К 2020-му нам удалось реализовать все проекты в рамках нашей Экологической стратегии, и мы поняли, что будем ставить на будущее более амбициозные задачи, связанные с улучшением экологической обстановки и комфортом пассажиров.
— Транспортному сектору сложнее или, наоборот, проще внедрять экологические проекты?
— Возможно, для кого-то прозвучит удивительно, но железнодорожный транспорт — это самый экологичный транспорт из возможных. К примеру, выбросы от перевозки грузов авиатранспортом в 70 раз выше, чем поездом. В целом же деятельность РЖД производит менее 1% выбросов среди всей транспортной отрасли России.
Уже сегодня мы можем гордиться тем, что углеродный след от перевозки 1 т груза на 1 км составляет всего 7,8 г — это один из самых низких показателей среди крупных железнодорожных компаний мира. Однако работа в этом направлении предстоит большая и многоступенчатая. В частности, предстоит переход от дизельного топлива в пользу как электрической тяги, так и альтернативных видов топлива (газ, водород).
Железнодорожный транспорт открыт для инноваций. Сейчас ведется серьезная работа по цифровой трансформации, развиваются квантовые технологии. За примером здесь можно обратиться к совершенно бытовой ситуации. Любой клиент РЖД сегодня легко может сесть на поезд без бумажного билета, а на электронной версии будет написано, насколько меньше ваш углеродный след при выборе именно ж/д транспорта.
Если говорить о грузоперевозке, то у нас работает экологический калькулятор, где каждый может рассчитать углеродный след при перевозке своего груза. В будущем клиенты даже смогут выбирать наиболее безопасный для экологии маршрут перевозки и получать документальное подтверждение этому.
Сложность мы видим только в планируемых масштабах и тиражировании наших проектов. Они всегда проходят ряд этапов: от разработки до внедрения, и это порой занимает больше времени, чем мы можем изначально закладывать.
— Ваша компания сформулировала свою Экологическую стратегию до 2030 года. Это довольно большой документ. А каким из заявленных инициатив РЖД уделяет особое внимание?
— В фокусе у нас целый ряд мероприятий по модернизации подвижного состава. Например, меняя энергоносители на экологичные, мы также сделали стратегическую ставку на увеличение доли газа. Речь о газотурбовозах, первые образцы которых сейчас эксплуатируются на Свердловской железной дороге.
Также мы разрабатываем состав на водороде, первый опытный образец которого появится в 2024 году на Сахалине. Этот регион выбран пилотным для отработки углеродного регулирования, и мы будем рады предоставить такую разработку, которую мы делаем совместно с «Росатомом».
Отдельно хотел бы отметить наши планы по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба. Сюда входят грунт и ж/д пути, загрязненные нефтепродуктами, а также загрязненные емкости, резервуары и части территорий. Таких объектов в нашем реестре сейчас около 300, и мы планируем привести в порядок каждый.
И, конечно же, в приоритете изменений и совершенствований у нас инфраструктура. Состояние поездов и другой железнодорожной техники, установка шумозащитных экранов, укладка бесстыкового «бархатного» пути — лишь малая часть всего комплекса решений.
— В Экологической стратегии также сказано, что РЖД стремятся поддерживать и развивать «зеленые» преимущества железнодорожного транспорта. Расскажите подробнее о них.
— Среди всех требований к подвижному составу сегодня первое место занимают экологические. Среди экологических требований — снижение уровня шумового воздействия. Пока что эта задача еще полностью не решена в мире, но РЖД понемногу приближают тот момент, когда шум от вагонов будет снижен до санитарных норм в 55 дБ. Для этого мы ищем инновационные решения и активно привлекаем неравнодушных инженеров и компании. Считаю, что необходимо дальнейшее ужесточение требований к подвижному составу в части шума. Так, недавно мы начали устанавливать новые шумозащитные экраны на Куйбышевской железной дороге, а также начали применять композитные шины-замедлители вагонов для сортировочных горок в Люблино.
Разумеется, для нас, как крупного перевозчика, важно учиться работать с отходами. Мы планируем использовать около 90% отходов промышленного производства вторично. Работая в этом направлении, мы также закупаем биоразлагаемые пакеты и упаковку, ртутьсодержащие лампы меняем на другие типы осветительных приборов.
Среди других «зеленых» преимуществ отмечу наше развитие в сфере возобновляемой энергетики. К примеру, вокзал в Адлере оснащен солнечными панелями для выработки электричества, которое идет на обслуживание здания. Планируется, что таких вокзалов будет больше.
– 2021 год РЖД объявили годом экологии. Какими результатами вы можете поделиться? Что получилось, а что еще предстоит сделать в наступающем году?
— Во-первых, нам удалось снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников на 2,7 тыс. т, или на 8%.
Во-вторых, мы реализовали 21 проект по биоразнообразию нашей природы. Например, спонсировали научную экспедицию РАН по исследованию байкальской нерпы, изготовили 12 искусственных мест гнездования для орлана-белохвоста на территории Кабанского государственного природного заказника, а также установили систему постоянного видеонаблюдения за гнездом дальневосточного аиста на территории государственного природного заповедника «Болоньский».
В-третьих, на всех железных дорогах в течение года проходили различные конкурсы (более 150) и акции по экологической тематике (более 200). Среди них были уборка берегов водоемов, парков, посадка деревьев, устройство экологических троп, конкурсы на лучшее структурное подразделение железной дороги.
Пожалуй, в качестве итога этого года экологии я могу назвать то, что РЖД одержали победу в пяти номинациях в рамках Третьего Всероссийского конкурса по отбору лучших региональных природоохранных практик «Надежный партнер — экология». Эта награда отражает нашу осознанную и ответственную позицию перед нашей страной и обществом. Поэтому год экологии — это только начало.
— Вы отметили, что в РЖД работают вместе с дочерними предприятиями более 1 млн человек. Насколько активно?
— Я могу с уверенностью сказать, что в РЖД никто не остается в стороне от важных общественных действий. У нас в компании более 85 тыс. сотрудников занимаются корпоративным волонтерством, и мы поддерживаем все их начинания и проекты. Например, многие сотрудники РЖД участвовали во Всероссийском экологическом субботнике «Зеленая весна — 2021», организованном Неправительственным экологическим фондом имени В.И. Вернадского и структурными подразделениями филиалов РЖД. Результаты этого мероприятия впечатляют: высажено более 110,5 тыс. деревьев, убрано 2,6 га загрязненных территорий.
— Как вы думаете, каким будет мир к 2030 году, когда многие крупные российские и зарубежные компании, и РЖД в том числе, смогут достичь своих целей в рамках ESG-стратегий?
— Уверен, что к этому времени мы сможем более эффективно использовать наши ресурсы, поддерживая здоровый баланс в стране и на планете. Предполагаю, что технологии в целом станут дружественнее к окружающей среде, а ответственное отношение бизнеса приведет к тому, что экокультура станет неотъемлемой частью нашего общества.
Благодаря экологической повестке нас ждет «зеленое» и светлое будущее, комфортное для проживания нас и наших детей.
Курс на декарбонизацию
ОАО «РЖД» ориентируется на принципы устойчивого развития и принимает меры для уменьшения выбросов вредных веществ в атмосферу.
Как одна из крупнейших мировых компаний, специализирующихся в сфере железнодорожных перевозок, ОАО «РЖД» внимательно отслеживает процессы и факторы на глобальном рынке, влияющие на конкурентоспособность. В настоящее время на международном уровне складываются жесткие требования по экологизации и декарбонизации экономической деятельности, и их учет в стратегии развития крупного бизнеса, такого как ОАО «РЖД», будет являться определяющим фактором инвестиционной привлекательности в будущем.
ОАО «РЖД» чётко следует принципам устойчивого развития, которые носят комплексный и неделимый характер, что и обеспечивает сбалансированность всех трех компонентов устойчивого развития: экономического, социального и экологического.
Позиции компании по энергоэффективности и экологичности грузовых и пассажирских перевозок среди железнодорожных компаний мира остаются неизменно лидирующими.
Железнодорожный сектор является ведущим элементом транспортной системы. Сегодня его доля в обеспечении пассажирских и грузовых перевозок составляет более 40% от всего транспорта страны.
«ОАО «РЖД» осуществляет свою деятельность на территории 77 субъектов Российской Федерации и является связующим звеном международной транспортной системы, при этом доля ОАО «РЖД» в общих показателях влияния на окружающую среду, среди предприятий, функционирующих на территории страны, составляет менее 1% от общего объёма. Где выбросы вредных веществ в атмосферу составляют 0,8%, сбросы сточных вод в водные объекты страны 0,01% и образование отходов – 0,02%», – рассказывает начальник Департамента экологии и техносферной безопасности ОАО «РЖД» Андрей Лисицын.
Стратегия до 2035 года
Новая Экологическая стратегия ОАО «РЖД», которая сейчас пересматривается в сторону повышения амбициозности целевых ориентиров, рассчитана на ближайшее десятилетие.
«При разработке Экологической стратегии ОАО «РЖД» мы ориентируемся на национальные цели развития страны по созданию комфортной и безопасной среды для проживания населения, а также на цели и задачи устойчивого развития», – сообщил «1520.International» Андрей Лисицын.
Основными приоритетными направлениям стратегии будут: повышение энергоэффективности развития, минимизация влияния производственной деятельности компании на территориях присутствия и обеспечение ликвидации объектов накопленного экологического ущерба.
Сегодня основными «зелёными» проектами ОАО «РЖД» являются электрификация инфраструктуры и использование электротяги, эксплуатация локомотивов, использующих альтернативные виды топлива – газотурбовозы и газотепловозы, применение возобновляемых источников энергии.
Электрификация и тяга
Так, до 2024 года в планах холдинга электрификация участков общей протяжённостью свыше 1,4 тыс. км. За последние два года реализованы крупные комплексные проекты по электрификации железнодорожных линий на участке Гатчина – Лужская, магистрали Таманского полуострова и на участке Борзя – Забайкальск.
Для сокращения выбросов ОАО «РЖД» приобретает современный отечественный подвижной состав с улучшенными экологическими характеристиками. В прошлом году на сеть поступило 535 локомотивов. Из них 277 электровозов, в том числе 264 грузовых и 13 пассажирских. Закупка новых серий тепловозов, в количестве 258 единиц в 2021 году, позволила снизить выбросы вредных веществ в атмосферный воздух. Необходимо отметить значительное снижение выбросов от эксплуатации локомотивов серии 2ТЭ25км.
За счет эксплуатации магистральных тепловозов данной модели достигнуто сокращение выбросов в атмосферный воздух 3,2 тыс тонн, что составляет 75% от всего эффекта 2021 года. В текущем году запланировано приобретение 522 локомотивов.
Сегодня РЖД перевозят более 86% грузов и 85% пассажиров на электротяге. К примеру, за поездку одного пассажира из Санкт-Петербурга в Москву на поезде в атмосферу выбрасывается почти в 4 раза меньше СО2, чем на машине, и почти в 5 раз меньше, чем на самолете.
Совместно с обновлением парка тяги новыми моделями локомотивов, холдинг реализует проекты по созданию экологичного тягового подвижного состава. В 2020 году дочерние научные институты компании (прим. автора ВНИКТИ и ВНИИЖТ) провели разработку вариантов компоновочных решений и выбора основного оборудования для модернизации маневровых и магистральных тепловозов для работы на природном газе. Реализация планов позволит к 2024 году обеспечить замещение потребления дизельного топлива природным газом на 11%, а к 2030 году – на 25%.
Следующее направление связано с использованием гибридного подвижного состава на аккумуляторных батареях. В ноябре 2021 года завершена разработка конструкторской документации и начато изготовление 2-х опытных образцов гибридных маневровых локомотивов ЭМКА2. Начало испытаний первого локомотива запланировано на III квартал 2022 года. Ведётся разработка гибридного электропоезда с литий-ионными аккумуляторными батареями на базе поезда «Ласточка».
Совместно с партнёрами – «Росатом» и «Трансмашхолдинг» – ОАО «РЖД» приступило к реализации пилотного проекта по применению поездов на водородных топливных элементах на острове Сахалин. Проект предусматривает создание комплексной водородной технологии, включающей производство и транспортировку водорода, эксплуатацию и техническое обслуживание поездов, создание экспертного и образовательного центра. Водородный источник энергии отличается резким снижением уровня шума от подвижного состава и отсутствием выбросов, приводящих к парниковому эффекту.
Обращение с отходами производства и потребления
Отметим, что ежегодно ОАО «РЖД» производит порядка 1,5 млн тонн отходов. Из них захоронению подлежат 14-16%. Остальной объем передается сторонним специализированным организациям, утилизируется и обезвреживается на собственных объектах в соответствии с лицензией ОАО «РЖД», которая была переоформлена 21 декабря 2021 г. (№ (77) 770370-СТОУБР/П).
Показатель захоронения будет улучшен к 2035 году в соответствии с планами, изложенными в Экологической стратегии. При ежегодном образовании в ОАО «РЖД» порядка 1,5 млн тонн отходов производства и потребления, в качестве целевого ориентира принято сокращение до 2030 года доли размещаемых отходов не менее 50% – при реализации инновационного сценария.
«ОАО «РЖД» последовательно реализует политику по развитию экологической культуры современного устойчивого обращения с отходами, основанной на принципах экономики замкнутого цикла, – сообщает заместитель начальника Департамента экологии и техносферной безопасности Максим Полищук. – Только в прошлом году было проведено 120 различных мероприятий, направленных на повышение уровня вовлечения отходов во вторичное использование».
На полигонах Октябрьской, Московской, Горьковской и Свердловской дорог внедрены и эксплуатируются комплексы по утилизации железобетонных шпал для последующего получения строительного щебня и очищенного лома арматурной стали. Всего, по данным ОАО «РЖД» в прошлом году утилизировано 47,5 тыс. железобетонных шпал.
Также в компании реализуется программа обезвреживания отходов производства и потребления на собственных объектах. В Ярославле и на станции Тагул работают два комплекса термического обезвреживания отходов. За этот год уже обезврежено более 2,2 тыс тонн промышленных отходов, 779 тонны биологических и медицинских отходов и 91,3 тыс штук отработанных деревянных шпал. В планах холдинга на ближайшую перспективу продолжить наращивать свои мощности по обезвреживанию отходов, в том числе на действующих объектах, например, на станции Тагул Восточно-Сибирской железной дороги – отработанных деревянных шпал и нефтесодержащих отходов.
Планируется дальнейшее развитие комплекса по переработке отходов в Научно-производственном центре по охране окружающей среды – филиале ОАО «РЖД» (г. Ярославль). После переноса на новое место (площадку) в границах Северной железной дороги и глубокой модернизации, комплекс продолжит переработку нефтесодержащих, биологических и медицинских отходов с использование новейших технологий на принципах экономики замкнутого цикла.
Свою эффективность также показали технологические линии для переработки отработанных резинотехнических изделий и автомобильных шин на станции Пермь-Сортировочная Свердловской железной дороги и станции Укладочный Западно-Сибирской железной дороги, по которым также планируется увеличение мощностей. «За 2021 год на установках переработано порядка 444 тонн отходов резины с изготовлением 269 тонн крошки и 7 104 тыс.кв. м резиновых напольных покрытий», – заявил Максим Полищук.
К 1 июля текущего года планируется определить, где на сети лучше всего установить теплофикационные установки, топливом для которых могли бы быть отработанные деревянные шпалы.
В компании рассчитывают не только своё сокращение парниковых газов, но предоставили возможность делать это своим грузоотправителям, для чего создали «Экологический калькулятор ОАО «РЖД».
Калькулятор размещен в Личном кабинете клиента и позволяет рассчитать объем сокращения выбросов СО2 при перевозке грузов железнодорожным транспортом* (по сравнению с автомобильным).
В перспективе онлайн-счетчик позволит совершенствовать в сторону экологичности технологию доставки продукции путём выбора оптимальных видов перевозок, маршрутов следования, а также контролировать эффективность использования и загрузки подвижного состава.
Инвестиции в декарбонизацию
«Сейчас мы актуализируем Экологическую стратегию до 2035 года, которая охватывает все направления природоохранной деятельности от снижения углеродоёмкости до сохранения биоразнообразия, что позволит нам и дальше привлекать финансирование в привязке к выполнению экологических показателей», – рассказал Андрей Лисицын.
ОАО «РЖД» активно повышает и поддерживает свой статус в качестве ответственного заемщика. Компания присутствует на международных рынках капитала уже более 10 лет и средства всегда привлекались на цели реализации инвестиционных проектов, многие из которых и ранее соответствовали принципам зеленого или социального финансирования.
«В 2019 году мы акцентировали внимание на целевом назначении облигаций и стали первой российской компанией, разместившей «зелёные» еврооблигации на международном рынке капитала, – сообщает заместитель начальника Департамента корпоративных финансов Анастасия Шаханова. – Для привлечения «зелёного» финансирования была разработана Концепция финансирования проектов устойчивого развития, соответствующая «Принципам зелёных облигаций» Международной ассоциации рынков капитала, «Стандартам низкоуглеродных транспортных перевозок» международной организации Climate Bond Initiative (Клаймат Бонд Инишэтив), а с 2020 года Концепция также соответствует Методическим рекомендациям ВЭБ.РФ».
Кроме того, компания представила собственную методологию оценки снижения выбросов CO2 при финансировании закупки электропоездов «Ласточка» за счет переключения пассажиропотока с автомобильного транспорта на железнодорожный, а также разработала методику оценки экологической эффективности грузовых перевозок железнодорожным транспортом с использованием локомотивов на электрической тяге.
«В развитие инструментов устойчивого финансирования в 2021 году ОАО «РЖД» реализован новый для транспортной отрасли инструмент – международный ESG-кредит с привязкой к выполнению экологических КПЭ. Кредитором выступил банк Юникредит, сумма сделки составила 585 млн. шв. франков. Ставка кредитования может быть снижена за счет выполнения ОАО «РЖД» целевых показателей в области устойчивого развития», – отметила Анастасия Шаханова.
В настоящий момент ОАО «РЖД» остается единственной компанией, представляющей Россию на международном рынке «зелёных» облигаций, а также крупнейшим ESG заёмщиков на российском рынке.
Сергей Волков
17 мая 2022