РЖД объяснили отсутствие в новом графике пассажирских поездов в Европу
транспорт, бизнес, новости, европа, ржд, пассажиры
Агентство экономической информации ПРАЙМ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Замглавы РЖД объяснил отсутствие в новом графике пассажирских поездов в сообщении с Европой
МОСКВА, 12 дек — ПРАЙМ. РЖД в новом графике движения не закладывали пассажирские поезда в сообщении со странами Европы из-за отсутствия перевозок на этих направлениях, следует из слов замгендиректора компании — начальника Центральной дирекции управления движением Михаила Глазкова.
Неужели выдохлись: что приберегла Европа для новых санкций против России
РЖД ежегодно вводят новый график движения пассажирских и грузовых поездов во второе воскресенье декабря. В этом году он заработал в 00.00 по московскому времени 11 декабря. Глазков рассказал, что в новом графике будет 598 пассажирских поездов дальнего следования.
“На 12 поездов меньше. В прошлом году в график движения были заложены международные поезда, например в Хельсинки, Польшу, Прибалтику. На сегодняшний день этих перевозок нет”, — сообщил Глазков на брифинге.
РЖД отменяли все пассажирские поезда в сообщении со странами Европы несколько лет назад на фоне пандемии коронавируса (COVID-19). Позднее ряд поездов был восстановлен, в частности, в сообщении с Финляндией.
Однако финские железнодорожники (VR Group), с которыми у РЖД курсировал поезд Allegro (“Аллегро”) между Санкт-Петербургом и Хельсинки, в конце марта 2022 года сообщили о прекращении пассажирских перевозок в связи с введенными в отношении российской компании санкциями на фоне специальной военной операции на Украине.
РЖД сообщали, что в расписании движения на 2022/2023 годы предусмотрено курсирование 598 пар поездов дальнего следования, что на 12 меньше по сравнению с предыдущим графиком. Отмечалось, что новый график направлен на развитие маршрутов внутри страны и на отказ от сохранения “ниток” графика для международных направлений, в том числе в Европу, которые не используются с 2020 года.
РЖД в новом графике движения наибольшее количество дополнительных поездов дальнего следования назначили на юг России и заложили дополнительно электрички регионах, а также в столичном узле, в том числе в связи с запуском новых направлений Московских центральных диаметров (МЦД), отметил Глазков.
РЖД ежегодно вводят новый график движения поездов во второе воскресенье декабря. В этом году он заработал в 00:00 по московскому времени 11 декабря.
Президент РФ Владимир Путин в мае текущего года обратил внимание на нехватку поездов на южном направлении страны на фоне закрытых аэропортов и попросил участников совещания по развитию транспортного сектора проработать этот вопрос. РЖД назначали дополнительные поезда на этом направлении.
По словам Глазкова, в новом графике движения РЖД также назначили 4342 пары пригородных поездов, что на 116 больше, чем в этом году, основная часть добавлена в связи с запуском новых направлений МЦД. “МЦД-3, МЦД-4 запускаются в следующем году”, — пояснил замглавы РЖД.
По его словам, также будет увеличено количество электричек на Северном Кавказе, в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Когда начнёт ходить поезд Москва Париж
Согласно годовому расписанию поезд начинает курсировать c 28.08.2023. Продажа билетов на эту дату открывается 14.07.2023 в 8 утра по московскому времени.
Когда начнет ходить поезд Москва Париж
Из Москвы в Париж круглогодично курсирует комфортабельный поезд, он следует по одному из самых длинных трансъевропейских маршрутов — в пути вы проведете около 37 часов. Прибывает состав на старейший парижский вокзал Gare de L’Est, который расположен в 10 округе. Стоимость зависит от типа вагона (купе, спальный и люкс).
Когда начнут ходить поезда Москва Берлин
Поезд 013М ходит по особому расписанию. Согласно годовому расписанию поезд начинает курсировать c 07.06.2023.
Как едет поезд Москва Париж
Маршрут поезда 023Ч Москва Белорусская — Париж Восточный
Как сейчас добраться в Париж из Москвы
Маршрут полета из Москвы в Париж сейчас
Прямых рейсов в Париж нет, однако добраться сюда можно с пересадками. Cтыковки можно сделать в нескольких городах. Например, из Стамбула есть ежедневные рейсы в Париж, а сюда из Москвы каждый день летает Turkish Airlines.
Куда ходят поезда из Москвы в Европу
Из Москвы в Европу на поезде: как, когда, почём
Как сейчас попасть в Париж
Как сейчас добраться до Франции
Из России во Францию нет прямых рейсов. Долететь до Парижа можно с пересадкой в других странах. Самые удобные варианты — Турция (аэропорт Стамбула) и Сербия (Белград). Стоимость билета в одну сторону на человека с середины апреля через Стамбул от 18 тыс.
Как добраться из Москвы во Францию
Как добраться во Францию из Москвы? Из Москвы в Париж отправляются 2 прямых поезда и 24 авиарейса. Поезда отправляются с Белорусского вокзала и следуют до Парижа 1 день 15 часов. Цена билетов — от 2745 RUB.
Можно ли поехать во Францию на поезде
Попасть из России во Францию по железной дороге можно на поездах 023/024 «Москва — Берлин — Париж» и 017/018 «Москва — Ницца».
Как сейчас добраться из Москвы в Германию
Лучший способ добраться из Москва в Германия — это самолет, дорога займет 9ч 36мин и будет стоить RUB 5000 — RUB 18000.. Вы также можете выбрать поезд, это будет стоить RUB 9500 — RUB 15000 и займет примерно 26ч 8мин, вы также можете автобус, это будет стоить RUB 4400 — RUB 12000 и займет 32ч 36мин.
Сколько стоит билет на поезд Париж Москва
Сколько стоит жд билет Париж — Москва? Ориентировочная цена самого дешевого билета на поезд Париж — Москва — 24 815 руб..
Сколько стоит билет в Париж из Москвы
Минимальный тариф со сборами — 10 012 ₽ Средняя цена — 26 515 ₽ Количество авиакомпаний на направлении — 5. Длительность прямого перелета — 3 ч 55 мин
Можно ли улететь из Москвы в Париж
Прямые рейсы из Москвы в Париж выполняют авиакомпании: Air France (1 день в неделю, рейс AF1045)
Когда открывается метро Париж
В рабочие дни поезда метрополитена обеспечивают перевозку пассажиров приблизительно с 5:30 утра до 1:15 ночи. Вечером по пятницам и субботам, а также накануне праздничных дней метро работает приблизительно до 2:15 ночи. Поезда RER ходят ежедневно приблизительно с 5:30 утра до 1:20 ночи.
Как дешево добраться из Москвы в Париж
Из Москвы в Париж летает уйма авиакомпаний. Дешево добраться до Парижа можно с AirBaltic — билеты стоят от 8-9 тысяч рублей туда-обратно. Можно выбрать разные пересадки, вплоть до 20 часов, и провести день в Риге. Кстати, у AirBaltic часто бывают акции и скидки, с помощью которых можно летать еще дешевле.
Когда переход на летнее расписание поездов
С 28 мая на летний график движения переходят также пригородные поезда. Введение «летних» электричек на ГЖД началось еще в апреле. С 28 мая будут введены все остальные «летние» электрички. Общее количество электричек, курсирующих по ГЖД в летний период, превышает количество «зимних» электричек на 110.
На чем опаснее на самолете или поезде
Самым безопасным считается самолет, после него идет водный и железнодорожный транспорт. А вот автомобили считаются самым опасным средством передвижения. Данные рассчитываются, исходя из количества пострадавших при использовании того или иного вида транспорта.
Сколько ехать на поезде Москва Париж
Время в пути — 37 ч. 21 мин. в прямом направлении и 37 ч. 23 мин.
Можно ли обойти Париж пешком
Если очень постараться, то за день можно обойти пешком почти весь центр города и почти без спешки насладиться чудесной архитектурой и видами этого необыкновенного города.
Можно ли улететь из Парижа в Москву
Прямые рейсы из Парижа в Москву выполняют авиакомпании: Air France (1 день в неделю, рейс AF1044)
Оставить отзыв (1)
Можно ли доехать до Германии на поезде
Из России в Европу можно добраться несколькими железнодорожными маршрутами. В данном разделе представлены наиболее популярные поезда, в частности, Москва — Берлин, Санкт-Петербург — Хельсинки, Москва — Рига. Поезд «Стриж» отправляется из Москвы в Берлин (а также в обратном направлении) дважды в неделю.
Можно ли сейчас доехать до Германии на поезде
Для въезда в Германию больше не требуется предоставлять сертификат о вакцинации, справку о перенесённом заболевании или отрицательный тест на COVID. Через сервисно-визовые центры компании VisaMetric возобновляется приём заявлений о выдаче необходимых для въезда в Германию виз с любой целью поездки.
Когда пустят поезд Москва — Берлин
Поезд 014М ходит по особому расписанию. Согласно годовому расписанию поезд начинает курсировать c 06.06.2023. Продажа билетов на эту дату открывается 22.04.2023 в 8 утра по московскому времени.
Можно ли сейчас уехать из России
Для российских туристов открыты: Турция, Египет, ОАЭ, Тунис, Азербайджан, Грузия, Армения, Израиль, Катар, Индонезия, Шри-Ланка, Мальдивы, Таиланд, Узбекистан, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Абхазия, Сербия, Черногория, Хорватия, Кипр.
Какие границы открыты
Какие страны сейчас открыты для туристов (14 февраля 2023 года):
Как дешевле всего добраться до Германии
Как добраться до Германии Проще и дешевле всего добраться до Германии на самолете: билеты из Москвы в Берлин туда-обратно стоят от 7 тысяч рублей («Трансаэро», Air Berlin), а порой и того дешевле. Из Москвы в Дюссельдорф, Гамбург и Франкфурт-на-Майне билеты в обе стороны стоят от 8 до 9 тысяч рублей.
Что нужно брать с собой в Германию
Предлагаем небольшой список того, что стоит взять в Германию для самых юных путешественников:
Сколько будет стоить билет на поезд в Германии
Популярные маршруты в Германии
Можно ли сейчас на поезде поехать в Европу
Особенности покупки билета в Европу
Придется ехать на вокзал и обращаться в международные кассы дальнего следования. Электронный билет можно купить на поезда в Хельсинки, Таллин, Прагу, Вену, Ниццу, Париж и Карловы Вары. Мы отобрали для вас только прямые поезда в Европу, находящиеся в дороге не более двух дней.
Какие поезда ходят в Германии
Deutsche Bahn: типы поездов
Все поезда в Германии делятся на два типа: магистральные (Fernverkehr) и региональные (Nahverkehr). Они легко различимы: магистральные поезда белого цвета, региональные обычно красные.
Как с Ростова доехать до Германии
Лучший способ добраться из Ростов-на-Дону в Германия — это самолет, дорога займет 12ч 35мин и будет стоить RUB 10000 — RUB 23000.. Вы также можете выбрать автобус, это будет стоить RUB 5000 — RUB 13000 и займет примерно 45ч 4мин, вы также можете поезд, это будет стоить RUB 11000 — RUB 22000 и займет 2 дней 6ч.
Сколько стоит билет из России в Германию
Бюджетные перевозчики предлагают перелеты Москва — Берлин — Москва от 40 853 ₽ (Pegasus Airlines) и Санкт-Петербург — Берлин — Санкт-Петербург от 47 125 ₽ (Pegasus Airlines). Также пользуется популярностью рейс Москва — Франкфурт-на-Майне — Москва от 42 556 ₽ (Pegasus Airlines).
Как попасть в Германию без загранпаспорта
Если вы въезжаете в Германию без биометрического загранпаспорта из стран, не входящих в Шенгенскую зону — должны иметь визу, вот несколько отзывов о таком въезде в Шенген, источник. Иногда даже с биометрией возникают вопросы.
Железный занавес с дырочкой. Как выбраться в Европу, когда ушёл последний поезд
автор фото Михаил Огнев/«Фонтанка.ру»/архив
«Аллегро» больше нет. Билеты на последний поезд из Петербурга в Хельсинки разлетелись как горячие пирожки. Но форточка в Европу всё еще приоткрыта. Как уехать тем, у кого нет второго паспорта, ВНЖ, зарубежной недвижимости и других жизненных преимуществ.
«Аллегро» держался до последнего — уже вся Европа закрыла небо и финская VR Group объявила, что разрывает с РЖД отношения, а исключение — трансграничные поездки — оставили. Еще месяц назад финны говорили, что «Аллегро» будет ходить, несмотря на санкции, были планы увеличить число составов до трех сутки в каждом направлении — вагоны шли битком.
Но, как выяснилось, держать окно в Европу «приоткрытым» для российских эмигрантов и туристов цели не было. «Цель состояла в том, чтобы обеспечить доступ финнов в Финляндию. За эти недели люди, которые хотели покинуть Россию, успели покинуть страну. Теперь из-за санкций продолжать эксплуатацию трафика «Аллегро» больше нецелесообразно», — объяснили в дирекции по пассажирским перевозкам. Как уходил последний поезд — читайте и смотрите в нашем репортаже с Финляндского вокзала.
Вернется ли «Аллегро»? Возможно. Но пока же заявлена приостановка на неопределенное время, и настал момент посмотреть на альтернативы.
Главная альтернатива для Петербурга — автобус. Перевозчики продолжают работать на прямых маршрутах из города на Неве в Эстонию и Финляндию.
Эстонский Baltic Shuttle предлагает по два рейса в день в Таллин из Петербурга. Билеты на ближайшую пятницу, первое апреля, стоят 2550–3600 рублей. При этом перевозчик предупреждает, что в связи с прекращением работы платёжных систем Visa и Mastercard в России online-оплата любыми картами российских банков не работает, и предлагает платить переводами на карты Сбербанка или Альфа-банка или в кассах автовокзала.
Отечественный «Совавто» выполняет рейсы между Петербургом и Хельсинки по вторникам, средам, пятницам, субботам и воскресеньям, с остановкой в аэропорту Вантаа. А также ездит в Лаппеенранту четыре раза в неделю, с остановкой в аэропорту по требованию. Билет на 5 апреля (ранее — уже раскуплено), с автовокзала на Обводном канале до Камппи в Хельсинки, обойдется в 4 600 рублей.
LuxExpress предлагает билеты на автобусы в Хельсинки на 1 апреля по 5400 рублей. В Таллин — по 4500 рублей в одну сторону. Перевозчик Ecolines везет в столицу Финляндии из Петербурга за 5520, а в столицу Эстонии по 2600–3900.
Основная сложность (если не учитывать коронавирусные требования в ЕС) — пересечение российской границы. В отличие от «Аллегро» исключений для автобусов нет и должно быть основание для выезда из России по земле: смерть и посещение близких родственников или уход за ними, работа, учеба, ВНЖ, недвижимость или лечение.
Последний пункт взаимовыгодно используется зарубежными санаториями, СПА-отелями и российскими туристами. После бронирования они присылают приглашение на лечение, которое устраивает пограничников.
Варианты активно обсуждается на профильных форумах. Для тех, кто не готов изучать вопрос самостоятельно, — услуга появилась у ряда турагентств и посредников, которые берут от нескольких тысяч за само приглашение до нескольких десятков за готовый all inclusive с трансфером.
Чтобы увеличить шансы на проезд без приключений, на туристическом форуме Винского рекомендуют прописывать в документах диагноз, назначенные процедуры, а также везти с собой не только приглашение от медорганизации, но и договор с ней.
Альтернативой «целебному» туру в Европу является Белоруссия. С полуночи 18 марта были сняты все ограничения на перемещение граждан в рамках Союзного с Россией государства. Надо лишь добраться до Минска. Там не действуют никакие распоряжения правительства РФ, и для любых иностранных граждан, в том числе россиян, при наличии загранпаспорта выезд открыт куда угодно.
В Латвию и Литву ходят автобусы. У «Минтранса», белорусского госпредприятия, поездка 1 апреля из Минска в Ригу обойдется в 2635 рублей. Ехать 9 часов. В Вильнюс доставят вдвое быстрее. Компания Intercars продает билеты туда от 17 евро (около 1800 рублей по официальному курсу), а Ecolines — от 2000 рублей.
Правда, для начала придется добраться из Петербурга в сам Минск. А это еще 12–13 часов дороги на автобусе или поезде за 2000–4000 рублей.
Самый комфортный вариант путешествия в Европу — по воздуху. Но из-за закрытого неба и сложностей с лизингом и страхованием самолетов на пути в Европу, скорее всего, потребуется стыковка, и, может быть, не одна. Тем не менее в международной программе Пулково на лето запланировано более 30 маршрутов.
Можно улететь в Белград, Бишкек, Доху, Дубай, Душанбе, Ереван, Минск, Ош, Стамбул, Анталью, Наманган, Самарканд, Ташкент, Ургенч и Фергану. Среди новинок расписания — Бухара.
Цены на ближайшее время кусаются. Прямой рейс в Стамбул на 1 апреля «Фонтанка» нашла за 195 тысяч рублей у Turkish Airlines, в Доху на Qatar Airways — за 739 тысяч рублей. На 2 апреля за 19 тысяч можно купить прямой рейс в Бишкек. С пересадками через Москву или другие регионы есть шанс найти дешевле. Но вряд ли это будет быстрее и дешевле, чем доехать на автобусе.
Планируете отпуск в Европе?
Да, поеду, ограничения не проблема
Нет, не поеду — слишком неудобно и дорого
Илья Казаков, «Фонтанка.ру»
Как путешествовать по «недружественной» Европе, если ты русский?
Купюры, рассованные по карманам, аннулированная бронь, поездки «зайцем» — путешествия по Европе для россиян не только подорожали, но и требуют немалой изобретательности.
Свой весенний отпуск 2022 года я провела во Франции. Сразу оговорюсь, что поездка по замкам Луары планировалась еще 2 года назад. Но сначала планы нарушила пандемия и наглухо закрытые границы, потом путешествия ограничивало взаимное непризнание вакцин. В декабре я получила дозу Pfizer в Хорватии, которая дала мне допуск в большинство европейских стран и возможность посещать там музеи и рестораны. Последние геополитические события заставили изменить даты и скорректировать маршрут, но я решила все же закрыть свой гештальт, а заодно на своем опыте оценить градус антироссийских настроений в «недружественной Европе».
После начала спецоперации на Украине авиасообщение между Россией и странами ЕС было разорвано. Из-за превышения спроса над предложением цены на билеты через третьи страны (например, Турцию) улетели в космос, затем из-за блокировки российских карт Visa и Mastercard возникли сложности с покупкой билетов у иностранных авиакомпаний, а рейсы в Белград отменялись из-за сообщений о минированиях почти на неделю.
Но приоткрытой «форточкой» в Европу оказался поезд «Аллегро». Билет из Петербурга в Хельсинки мне обошелся в 8 тысяч рублей. Чтобы абсолютно легально уехать в Финляндию, достаточно действующей туристической шенгенской визы (у меня была еще допандемийная французская) и сертификата о прививке одобренной в ЕС вакциной. Также основанием могут быть «веские» причины для въезда — например, наличие недвижимости в Финляндии или ВНЖ в одной из стран ЕС. Если вы летите из Финляндии в третью страну, которая готова пустить вас с ПЦР, то на борт «Аллегро» вас тоже с большой долей вероятности посадят. Дальше — дело техники.
Погранконтроль в поезде проходит предельно корректно и вежливо — как будто в доковидную мирную эпоху. Российские пограничники задают вопросы о цели визита и количестве наличных с собой, а финские интересуются обратными билетами, хотя их наличие само по себе не обязательно.
Поезд был полный. Кто-то ехал навестить живущих в Финляндии детей, кто-то — учиться или работать в Европу, кто-то и вовсе откатать эстонскую визу. Русская речь разносилась и на всю электричку в аэропорту «Вантаа» — семьи с детьми добирались до турецких и иных курортов. Соотечественники оказались и на борту RyanAir в Париж — судя по разговорам, все же в основном туристы. В общем, если среди моих попутчиков и были желающие использовать «Аллегро» в качестве эвакуационной капсулы, то они запаслись весьма убедительными легендами.
Главная проблема, которая поджидает российского туриста в Европе, — транзакции. Платежи Visa и Mastercard стали невозможны с 10 марта. Также с 9 марта ЦБ отменил свободный обмен валюты внутри России, а значит, запастись евро заранее не получится.
Единственная возможность — снять доллары (не более $10 тыс.) с валютного счета. И лучше бы этому счету уже быть в долларах: к примеру, по установленному Сбербанком курсу доллар оказался дороже евро. Я успела обменять евро до введения новых правил ЦБ, а после снять американскую валюту с долларового счета (поменяла в аэропорту «Вантаа» на евро). Билеты на самолет из Хельсинки в Париж и обратно я смогла купить до блокировки карт.
Для тех, кто не успел этого сделать, тоже есть варианты. Например, билеты иностранных авиакомпаний можно покупать у турагентов, которые подключены к зарубежным системам выписки. Наличными можно обзавестись в обменниках в Хельсинки. Правда, стоит быть готовыми к тому, что курс будет совсем негуманным. Зато на российской «черном рынке» рубль заметно укрепился.
А вот китайская система UnionPay не стала палочкой-выручалочкой. Я успела оформить виртуальную карту «Почта Банка», но ей не получится платить в магазинах и ресторанах (привязать к той же GoogleРay нельзя), да и пластиковую UnionPay во Франции почти нигде не принимают. Купить с ее помощью билеты через интернет, к примеру, на сайте французских железных дорог тоже не выйдет. Так что пришлось вспоминать полузабытые навыки — рассовывать валютную наличку по кошельку и карманам.
Но даже если вы успели запастись валютной наличностью, будьте готовы к сюрпризам. Платить кешем в теории можно везде, но есть нюансы. Например, некоторые сетевые отели (в моем случае Ibis) просят гарантировать бронирование работающей банковской картой, даже если вы уже готовы рассчитаться наличными.
Отель в Туре прислал мне уведомление, что моя карта не сработала и через два часа бронирование будет отменено, если я не обновлю данные. На месте оказалось, что после 20:00 наличные к оплате не принимаются вовсе. Но после объяснения ситуации сотрудник разрешил мне оплатить одну ночь, а наутро решить вопрос с его коллегой. С ней мы пришли к компромиссу — я заплачу оставшуюся сумму наличными, а мое бронирование своей картой гарантирует живущая во Франции подруга.
Менее порядочно поступил парижский отель. Я приехала утром, оставила вещи и предложила оплатить проживание сразу. Но сотрудник махнул рукой — во время чек-ина рассчитаетесь. Однако когда я вернулась в гостиницу, то обнаружила, что из-за заблокированной карты отель без предупреждения отменил бронь и сдал номер кому-то другому. И свободных мест уже нет. Но безвыходных ситуаций не бывает. Приложение Booking.com позволило забронировать отель по соседству и там на месте заплатить наличными. Даже сэкономила 10 евро.
Второе неудобство — билеты на местные поезда. Из-за блокировки карт их нельзя купить в интернете. А терминалы самообслуживания на вокзалах Франции тоже не принимают кеш. Единственный вариант покупать за наличные — пойти в билетный офис. А он может работать по весьма своеобразному графику. Например, в Туре по будням с 9 до 19, в субботу — с 10:30 до 18:30, в воскресенье с 11:45 до 19:00. Раньше или позже уехать не получится. Чтобы получить билет, придется отстоять очередь в 10–20 минут (как правило, туда идут те, кому нужно менять билеты или у кого вопросы с возвратами), а еще быть готовым к тому, что по-английски сотрудники с вами разговаривать не будут.
«Зайцем» тоже пришлось поездить. Я опоздала на свой предоплаченный поезд из Парижа в Монтаржи из-за задержки авиарейса, но не успела до закрытия «живой кассы» купить новый билет. На маленьких станциях билетный офис отсутствует как класс. К счастью, в региональных поездах контролёры редки и к туристам относятся лояльно.
Во Франции, подобно другим странам ЕС, в знак солидарности на административных зданиях размещены флаги Украины, а фасады подсвечены желто-синим. В аэропорту Бове сразу встречает указатель на «Ukrainians welcome center».
Видя это, я не могла не задавать себе вопрос — как здесь будут относиться к моему гражданству. К примеру, в Германии и Португалии, по данным СМИ, русским отказывали в обслуживании в ресторанах, в других странах убирали с полок русские товары или переименовывали русские блюда. Но лично я никаких проявлений русофобии не встретила.
В Монтаржи (небольшой город между Парижем и Орлеаном) нашу беседу с подругой услышала местная жительница и спросила, не по-русски ли мы говорим. Получив утвердительный ответ, она лишь сказала, что родом из Чехии и когда-то его учила.
Вопрос «откуда вы?» неизбежно звучит в музеях — чтобы выдать буклет или аудиогид на нужном языке. Работник в замке Шенонсо искренне обрадовалась моему «from Russia» и попробовала произнести несколько фраз на русском. В замке Шомон по-прежнему висят таблички-указатели на русском языке: до пандемии туры по долине Луары были весьма популярны среди россиян. В парке по-прежнему выставлены арт-объекты русского художника. Даже сервировка a la Russe в музейной экспозиции не переименована. Кассир в замке Блуа неожиданно и вовсе оказалась русской. «Как там, все у вас совсем закрыто, не выпускают?» — поинтересовалась она, а услышав, что возможности все же есть, пожелала удачи в путешествии.
«Это печально, что ваш рубль так упал из-за наших санкций. Вы же это не выбирали», — посочувствовал мне хозяин парижского отеля и поинтересовался, так ли все плохо с российской экономикой, как об этом рассказывают по телевизору.
Но последствия русско-украинского конфликта ощущают на себе и французские обыватели. По словам моей подруги, газ уже подорожал в два раза и люди со средними зарплатами едва ли могут себе позволить отапливать жилище выше 16–17 градусов. Инфляция, от которой за последние годы Европа отвыкла, стала разгоняться до российских темпов. И есть все шансы, что тенденция продолжится.