Дмитрий шаханов ржд

Для большинства компаний 2020 год стал проверкой на прочность. Мы столкнулись с вызовами, которые нельзя было предвидеть. В этих условиях успех любой стратегии определяется тем, насколько грамотно компания выстраивает работу с персоналом и раскрывает потенциал каждого работника, ведь именно человеческий капитал для развития бизнеса является главной ценностью.

Как и все в мире, мы чувствуем необходимость масштабных изменений во взаимодействии с людьми, в том, как выстраивать отношения между сотрудниками и работодателем. Уверен, что будущее за теми компаниями, для которых важны не только профессиональные навыки и корпоративные компетенции, но и благополучие работника. Выигрывают те, кто умеет смотреть на производственные вопросы через призму потребностей своих работников, их ценности, состояние здоровья, создавая условия для вовлечения в работу, развития, карьерного роста, реализации талантов.

Обновленный подход к взаимодействию с работниками зафиксирован в Программе развития человеческого капитала ОАО «РЖД», принятой в декабре 2020 года и рассчитанной на пять лет. Ее положения подтверждают тезис о том, что сотрудники компании – это именно капитал, развивать и преумножать который – наша приоритетная задача.

Социальная ответственность компании и забота о сотрудниках – эти традиционные для нас понятия в 2020 году стали особенно важны. Пандемия новой коронавирусной инфекции требовала от нас не только грамотных и оперативных управленческих решений, но и внимания к здоровью наших работников, а также особого отношения к клиентам и партнерам компании. Считаю, что мы успешно справляемся с теми задачами и вызовами, которые стоят перед нами.

Впереди еще много работы, но главная цель социально-кадрового блока остается неизменной – обеспечение компании квалифицированным и мотивированным персоналом, создание условий для повышения эффективности и вовлечения в решение корпоративных задач каждого сотрудника. И утвержденная Программа развития человеческого капитала ОАО «РЖД» станет основой для дальнейшей работы в этом направлении на ближайшие годы.

Каждая компания сильна своими работниками. В холдинге «РЖД» трудится около одного миллиона человек, а значит, наша сила и вместе с этим наша ответственность особенно высоки. Нужно помнить, что сегодня очень многое зависит от нас самих, от отдельно взятого человека, главное – научиться беречь себя, своих близких, своих коллег.

В основе эффективности любой компании всегда стоит человек. Именно в этом контексте мы понимаем термин «Человеческий капитал»: люди — наша главная ценность. От уровня их профессиональных знаний, умения применять и передавать их зависит успех компании.

Для социально-кадрового блока РЖД знаковым является то, что 2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника — именно эти люди в нашей компании отвечают за личностное и профессиональное развитие. Уже на протяжении нескольких лет мы вручаем корпоративную награду за развитие отраслевого образования — наградной знак имени Владимира Соболевского, легендарного ректора Петербургского государственного университета путей сообщения, посвятившего вузу более 50 лет. Чествовать тех, кто вкладывает всего себя в дело образования и обучения, поддерживать их и развивать, наконец, повышать значимость и статус профессии преподавателя — одна из наших важнейших задач. Для железнодорожников, для компании это многолетняя традиция, благодаря которой мы снова и снова говорим спасибо нашим учителям и наставникам.

Безусловно, мы готовы делиться накопленным педагогическим опытом и системно работать на федеральном уровне в рамках Года педагога и наставника на наших образовательных площадках. Кроме того, в наших планах провести в октябре этого года Всероссийскую конференцию педагогических работников.

У нас выстроена масштабная система образования, которая начинается с корпоративных детских садов и опорных школ РЖД. Суммарно в них учатся более 24 тысяч детей по всей стране, тысячи ребят каждый год становятся воспитанниками «Детских железных дорог», где знакомятся с основами большинства железнодорожных специальностей, определяются с выбором будущей профессии. Общее количество сотрудников, занятых в детских садах и школах компании, на детских железных дорогах и в учебных центрах — более 5 тысяч человек.

«Российские железные дороги» — это почти один миллион сотрудников и больше тысячи профессий. Каждый работник компании может повышать свой профессиональный уровень — мы создаём для этого максимум возможностей, развивая собственные образовательные форматы. Ежегодно более 100 тысяч руководителей и специалистов проходят обучение по программам Корпоративного университета РЖД, являющегося одной из ведущих бизнес-школ мира: сегодня в портфеле университета более 250 программ — от универсальных, таких как корпоративный МВА, стратегические сессии, семинары и форумы, до специализированных — по ключевым направлениям работы РЖД.

Нам удалось сохранить и придать современное звучание наставничеству, ставшему важной частью нашего производственного процесса: сегодня более 77 тысяч наставников (каждый восьмой работник компании) делятся своими знаниями и опытом на всех уровнях — от линейного до топ-менеджмента компании. Помимо традиционных форм работы ещё в 2020 году мы разработали и внедрили на Сервисном портале работника ОАО «РЖД» цифровой формат корпоративного наставничества, позволяющий обмениваться опытом коллегам, между которыми могут быть тысячи километров.

На 2023 год запланирован целый ряд мероприятий, участниками которых станут железнодорожники-наставники: это обучающие и образовательные проекты, отбор в программу «Управленческое наставничество», участие наставников в XV Слёте молодёжи ОАО «РЖД», Форум наставников проекта «Профессионалитет» и многое другое.

Наступивший Год педагога и наставника — это ещё один стимул для нас, чтобы поддерживать и развивать образовательные процессы в масштабах всей компании, являющейся самым крупным работодателем России. Мы уверены, что для достижения успеха как в ежедневных делах, так и в больших проектах, нужно помогать каждому работнику максимально раскрыть его потенциал — и у нас для этого есть все необходимые инструменты и возможности.

Уже два года «Российские железные дороги» проводят конкурс «Лучший педагог РЖД». Его задача — повысить престиж профессии, выявить и поддержать лучших воспитателей, учителей и преподавателей, способствовать распространению передового опыта, накопленного в отраслевых учебных заведениях

За масштабными инфраструктурными и технологическими преобразованиями всегда стоят люди. Именно этот постулат стал основой для разработки программы «Дальневосточная железная дорога – полигон опережающего развития», включающей развитие существующих и создание новых социокультурных условий труда и жизни железнодорожников. О том, как она реализуется и почему программу необходимо рассматривать в контексте национальных проектов развития Дальнего Востока, мы побеседовали с Дмитрием Шахановым, заместителем генерального директора ОАО «РЖД».

– Программа «Дальневосточная железная дорога – полигон опережающего развития» включает в себя весь спектр необходимых изменений, от инфраструктурных и производственных до социокультурных и управленческих. Дмитрий Сергеевич, в связи с чем было принято решение о внедрении столь масштабных преобразований?

– Экономическая и геополитическая ситуация такова, что сегодня Дальнему Востоку уделяется особое внимание, причем как со стороны государства, так и со стороны бизнеса. Реализация конкретных решений ложится на плечи людей, которых должно быть, во-первых, достаточно, во-вторых, для них должны быть созданы лучшие условия для эффективной работы, а в-третьих, люди должны быть мотивированы и выполнять свою работу по-настоящему хорошо.

Такой подход и был заложен при разработке программы «Дальневосточная железная дорога – полигон опережающего развития». По каждому из восьми направлений программы, среди которых «Развитие социокультурных аспектов и мотивации», сформированы рабочие группы, определены этапы и сроки реализации необходимых мероприятий, назначены ответственные.

– Дмитрий Сергеевич, вы возглавляете рабочую группу «Развитие социокультурных аспектов и мотивации». С самого начала реализации программы говорилось о том, что «для создания полигона опережающего развития необходимы новые социокультурные условия, должны применяться новые административные и управленческие подходы». Что вкладывается в понятие «новые социокультурные условия», о каких преобразованиях идет речь?

– Нам необходимо создать условия, обеспечивающие качество жизни, соответствующее современным потребностям человека. Мы говорим о таких важных понятиях, как комфортные условия труда, отдыха, проживания, решение вопросов, связанных со здоровьем и бытом.

Для этого мы разработали дорожную карту, которая включает в себя четыре блока: «Управленческая культура и среда», «Социальная экосистема», «Мотивация и льготы» и «Социально-культурная сфера». Все они детализированы через конкретные решения и мероприятия.

Например, в вопросе развития новой корпоративной культуры мы пошли таким путем: для начала провели оценку управленческих компетенций руководителей, работающих на полигоне Дальневосточной железной дороги, по сути, провели кадровый аудит, благодаря которому сформировали необходимые требования к руководителям.

Это был первый этап работы нашей команды, результаты которого оцифрованы, и теперь мы понимаем, какое количество руководителей и персонала нам нужно, с какими компетенциями, а что предстоит усиливать. Для этого руководители, работающие на полигоне дороги, должны получить доступ к широкому кругу возможностей для обучения и развития.

Одним из ключевых решений такой комплексной задачи стало открытие в 2021 году Дальневосточного филиала Корпоративного университета РЖД во Владивостоке, на острове Русский. Это позволит ускорить развитие руководителей Восточного полигона по программам Корпоративного университета с учетом региональной специфики отраслевых проектов и особенностей экономики Азиатско-Тихоокеанского региона.

Формирование современной корпоративной культуры, забота о подчиненных, клиентоориентированность, инновативность, цифровые навыки и умение выстраивать эффективные процессы, внедрять передовые технологии – вот те компетенции, которые будут осваивать руководители в процессе обучения. Именно такие руководители должны стать опорой и двигателем тех масштабных изменений, которые реализуются на железных дорогах Востока России.

Дмитрий шаханов ржд

– Корпоративный университет РЖД – часть образовательной отраслевой экосистемы, она же, в свою очередь, является основным инструментом формирования кадрового потенциала компании.

– Безусловно, ведь отраслевому образованию столько же лет, сколько и железнодорожному транспорту России. Это целостная система, охватывающая все уровни обучения и обеспечивающая подготовку по всем специальностям и направлениям, необходимым железнодорожному транспорту.

Важная особенность нашей системы: она выполняет не только свою основную функцию – обучение, – но и формирует семейные традиции. В РЖД огромное количество трудовых династий, дети железнодорожников ходят в наши детские сады, учатся в наших школах, железнодорожных колледжах и вузах, после этого приходят работать в отрасль. Это настоящая профориентационная история, когда с самого раннего возраста дети впитывают ценности профессии железнодорожника, осознанно выбирают свою будущую карьеру, а компания получает сформировавшегося специалиста, преданного своему делу. Этим и сильна железная дорога.

И если говорить об этом в контексте программы развития Дальневосточной железной дороги, то мы еще раз детально изучили наши ресурсы, определили потребности в детских садах, школах-интернатах и опорных школах, учебных центрах профессиональных квалификаций, проанализировали имеющуюся материально-техническую базу и поставили перед собой задачу обновления и модернизации образовательной инфраструктуры там, где это действительно необходимо.

Все это сделано для того, чтобы наши работники могли не просто получить достойное образование с дальнейшем повышением квалификации, но чтобы и их детям это было доступно.

– Дмитрий Сергеевич, часто говорят о том, что Дальний Восток нуждается в привлечении специалистов из других регионов, при этом не для кого не секрет, что вопрос это не простой. Что компания может предложить людям, чтобы они были готовы связать свое будущее с этим регионом?

– Цель нашей программы – создание новой социокультурной среды, в которой предусмотрены различные преференции и льготы, бонусы, позволяющие людям туда поехать и закрепиться. Компания предлагает различные подходы к решению жилищных проблем, и в первую очередь это наша жилищно-ипотечная программа, которую мы оцениваем как одну из лучших в стране.

Нужно отметить, что она была усовершенствована для Дальнего Востока: теперь ипотека под 2% годовых доступна не только молодым специалистам, но и всем сотрудникам Дальневосточной железной дороги, правда, кроме приобретающих жилье в городах: Хабаровск, Владивосток и Комсомольск-на-Амуре. Еще один вариант – технологическое, или служебное жилье. А также мы можем предложить нашим работникам компенсацию долгосрочной аренды, при этом ее величина может достигать 100%.

Перед нами была поставлена задача сделать жилье доступным, сформировав таким образом одно из преимуществ для дальневосточников. Считаю, что это удалось: мы изучили рынок жилья в регионе, проанализировали наши жилые фонды, усовершенствовали нашу ипотечную программу и, что тоже важно, определились с первоочередными объектами реконструкции и нового строительства.

Создание эффективной социальной среды невозможно без правильно выстроенной медицинской помощи, а потому нами принят целый ряд управленческих решений в этой сфере. Работа идет в двух направлениях – обеспечение квалифицированным медицинским персоналом с одной стороны и все то, что связано с передовыми подходами в медицине – с другой. К примеру, сейчас (на момент подготовки интервью, ноябрь 2021 года – прим. ред.) мы запускаем новый передвижной железнодорожный консультационно-диагностический центр, который будет курсировать по отдаленным станциям и не только наши работники, но и все жители ближайших населенных пунктов смогут получить консультацию и медицинскую помощь.

И, конечно, отдельно нужно остановиться на таком важном проекте, как создание в Хабаровске Российско-Японского диагностического медицинского центра, в котором будут применяться новейшие технологии и подходы. Проект реализуется совместно с правительством Японии. Очень важно, что центр будет обслуживать всех жителей региона, не только железнодорожников. Старт его работы запланирован на март 2022-го года.

– Да, не зря об уровне железнодорожной медицины знают даже те, кто не имеет никакого отношения к компании. А как обстоят дела с объектами оздоровления и культуры, ведь сейчас многие компании относятся к ним как к непрофильным активам? Как этот вопрос решается в рамках программы?

– Действительно, в последние годы во многих компаниях усилилась тенденция отказа от содержания подобных активов, но для нас они являются неотъемлемой частью социальной системы. Так исторически сложилось, что социальная инфраструктура в регионах БАМа и в удаленных населенных пунктах Дальнего Востока всегда была представлена, в основном, железнодорожными объектами.

Поэтому все то, что касается социальной инфраструктуры, мы приводим в надлежащее состояние, чтобы она была доступна нашим сотрудникам, их семьям и, конечно, всем жителям региона.

Мы проанализировали всю информацию об объектах образования, медицины, культуры, оздоровления и спорта в разрезе каждого населенного пункта, получив точную картину того, какими объектами обладаем мы и какие социальные активы находятся на балансе муниципалитетов или имеют иной вид собственности. После чего на основании методики оценки качества населенного пункта составили перечень определенных действий: что нужно построить, реконструировать или привести в порядок, что делается за счет бюджетных средств, а что – за счет средств РЖД.

И вот что важно.

Во-первых, свою работу мы проводим совместно с субъектами Российской Федерации, и как итог, подписаны соответствующие соглашения о взаимодействие и сотрудничестве.

Во-вторых, такая синхронизация дает возможность комплексно и более эффективно участвовать в реализации национальной программы развития Дальнего Востока и повышать качество жизни как работников компании, так и всех жителей Дальневосточного федерального округа.

Развитие социокультурных аспектов и мотивации в рамках программы “Дальневосточная железная дорога – полигон опережающего развития”

И еще один важный акцент. Нами инициирована работа по формированию персонифицированных дополнительных льгот – речь идет о компенсациях на санаторно-курортное лечение и занятия спортом, об оплате перелета к месту отдыха воздушным транспортом и другие.

Создавая программу, мы думали о том, что очень правильно было бы наряду с развитием социальной среды в регионе сделать так, чтобы работники компании со всей сети железных дорог чаще бывали на Дальнем Востоке, видели динамику развития региона и те проекты, которые реализует здесь и наша компания, и бизнес, и государство, наконец, чаще общались с коллегами-дальневосточниками. Поэтому мы посчитали нужным ряд наших общесетевых социальных, культурных и спортивных мероприятий перенести на Дальний Восток, что тоже относим к формированию позитивной социальной среды в регионе.

Дмитрий шаханов ржд

– Дмитрий Сергеевич, программа реализуется с 2020 года и уже есть результаты, но возникает важный вопрос: как оценивать эффективность принимаемых мер?

– Чтобы ответить на этот действительно важный вопрос, мы регулярно проводим социологические исследования в регионе, работаем с фокус-группами, Сервисный портал работников РЖД позволяет получать объективные данные и реальную обратную связь. Мы делаем срезы информации, формируем аналитику: видим, что пошло не так, а значит дорабатываем, и понимаем, какие из наших решений оказались особенно действенными. Естественно, в столь масштабной программе очень важна гибкость и при необходимости своевременная корректировка курса.

– Уже сегодня очевидно, что реализация программы принесет пользу не только компании, но и всем жителям региона.

– Безусловно. Надо понимать, что на Дальнем Востоке много таких мест, где в основном живут железнодорожники и их семьи, а значит, там эффективность программы будет особенно заметна. Но все же мы исходим из того, что она будет полезна всем жителям региона.

Да, в первую очередь программа разработана для железнодорожников Восточного полигона сети, но рассматривать ее вне национальной программы развития региона неправильно.

Дальний Восток – стратегически важный регион, его экономическое, социальное и инфраструктурное развитие является приоритетным для страны, а значит, и для Российских железных дорог. Задачи компании являются неотъемлемой частью тех масштабных проектов, которые государство реализует на Дальнем Востоке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *