Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.
Общие положения
1.1. Дежурный по железнодорожной станции относится к категории специалистов.
1.2. На должность дежурного по железнодорожной станции назначается лицо, имеющее в зависимости от класса станции:
– при выполнении должностных обязанностей дежурного по разъезду и посту – среднее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы;
– при выполнении должностных обязанностей дежурного по железнодорожной станции V класса – среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по профилю не менее 1 года;
– при выполнении должностных обязанностей дежурного по железнодорожной станции IV класса – среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по профилю не менее 1-2 лет;
– при выполнении должностных обязанностей дежурного по железнодорожной стьанции III класса – среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по профилю не менее 2-3 лет;
– при выполнении должностных обязанностей дежурного по железнодорожной станции II класса – высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;
– при выполнении должностных обязанностей дежурного по железнодорожной станции I класса – высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по профилю не менее 1 года или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по профилю не менее 3-4 лет;
– при выполнении должностных обязанностей дежурного по железнодорожной станции внеклассной – высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по профилю не менее 2 лет или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по профилю не менее 4 лет.
1.4. Дежурный по железнодорожной станции должен знать:
– Правила технической эксплуатации железных дорог;
– Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах;
– Инструкцию по сигнализации на железных дорогах;
– Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ;
– Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ;
– Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам;
– приказы, распоряжения и указания органов управления железной дороги, регламентирующие работу дежурного по станции;
– методические, нормативные и другие руководящие материалы по кругу обязанностей;
– техническо-распорядительный акт и технологический процесс работы станции;
– принцип устройств работы сигнализации, централизации, блокировки, связи;
– график движения поездов, план формирования поездов, правила перевозок грузов;
– правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте;
– основы экономики, организации производства, труда и управления;
– Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта;
– положение о рабочем времени и времени отдыха работников железнодорожного транспорта;
1.5. На время отсутствия дежурного по железнодорожной станции (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке.
Должностные обязанности
Дежурный по железнодорожной станции:
2.1. Руководит движением поездов на станции или в пределах закрепленного района управления, обеспечивает безопасность движения, выполнение графика движения и маневровую работу в соответствии с требованиями, установленными Правилами технической эксплуатации железных дорог; Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах, Инструкцией по сигнализации на железных дорогах, техническо-распорядительным актом и технологическим процессом работы станции.
2.2. Оценивает поездную обстановку и фактическое положение на станции, принимает оптимальные решения по организации движения поездов и маневровой работы с учетом сложившейся ситуации.
2.3. Выполняет операции по приготовлению маршрутов приема, отправления, пропуска поездов и маневровых передвижений с пульта управления устройствами электрической централизации стрелок или сигналов или дает распоряжения на приготовление маршрутов работникам исполнительных постов.
2.4. Контролирует правильность выполнения отданных распоряжений по показаниям приборов управления или докладам исполнителей, закрепление составов и вагонов на путях станции тормозными устройствами порядком и по нормам, установленным техническо-распорядительным актом станции.
2.5. Предъявляет составы к техническому обслуживанию и коммерческому осмотру, контролирует их готовность.
2.6. Выполняет распоряжения поездного диспетчера по вопросам организации движения поездов, ведет переговоры с дежурными соседних станций, машинистами локомотивов и других подвижных единиц в пределах станции и примыкающих к ней перегонов.
2.7. Оформляет и выдает предупреждения, разрешения; передает приказы на прием и отправление поездов.
2.8. Ведет поездную и другую документацию.
2.9. Получает (вводит) поездную и оперативную информацию из дорожной автоматизированной системы оперативного управления перевозками.
2.10. Обеспечивает выполнение сменного плана работы станции, приказов, распоряжений и указаний руководства железной дороги, отделения железной дороги по организации движения поездов и маневровой работы, безопасности движения, правил по охране труда и технике безопасности.
2.11. Осуществляет оперативное руководство подчиненными работниками, участвующими в перевозочном процессе.
2.12. Контролирует соблюдение ими трудовой и технологической дисциплины.
Права
Дежурный по железнодорожной станции имеет право:
3.1. Представлять на рассмотрение руководства предложения по вопросам своей деятельности.
3.2. Получать от руководителей и специалистов структурных подразделений информацию, связанную с вопросами своей деятельности.
3.3. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
3.4. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.
Ответственность
Дежурный по железнодорожной станции несет ответственность:
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, – в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных действующим законодательством Российской Федерации.
Руководитель структурного подразделения
Начальник юридического отдела
С инструкцией ознакомлен:
1.9. Средства индивидуальной защиты (СИЗ), выдаваемые дежурному по станции, должны соответствовать размеру, полу работника, а также характеру и условиям выполняемой им работы.
1.10. Личную (форменную) и рабочую специальную одежду и обувь следует хранить раздельно в гардеробных шкафах. В ходе эксплуатации средств индивидуальной защиты дежурный по станции должен следить за их исправностью, содержать в чистоте и порядке.
1.11. Дежурный по станции не допускается к выполнению работ на железнодорожных путях без средств индивидуальной защиты, а также в неисправных и загрязненных СИЗ. О выходе из строя (неисправности) средств индивидуальной защиты он должен поставить в известность руководителя железнодорожной станции.
Во время выполнения работы на железнодорожных путях (на территории железнодорожной станции) дежурный по станции обязан носить сигнальный жилет оранжевого цвета с полосами световозвращающего материала с трафаретами “ДС” со стороны спины, указывающим принадлежность к подразделению, и “Д” с левой стороны груди, указывающим принадлежность к дирекции (далее – сигнальный жилет).
(абзац введен распоряжением ОАО “РЖД” от 09.12.2014 N 2902р)
1.12. Специальная одежда, обувь и форменная одежда, выдаваемая дежурному по станции, является собственностью ОАО “РЖД” и подлежит обязательному возврату по окончании срока носки, а также при увольнении или при переводе на другую работу, для выполнения которой выданные средства индивидуальной защиты не предусмотрены типовыми нормами.
1.13. Дежурный по станции должен соблюдать следующие требования пожарной безопасности:
курить в специально отведенных для этой цели местах, имеющих надпись “Место для курения”, обеспеченных средствами пожаротушения и оснащенных урнами или ящиками с песком (определенных локальным документом по подразделению);
эксплуатировать электробытовое оборудование, разрешенное руководителем структурного подразделения, в соответствии с инструкцией (паспортом) по его эксплуатации;
не оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы.
1.14. Дежурному по станции запрещается:
пользоваться неисправными, самодельными, с незакрепленными и оголенными проводами, с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией электропроводки бытовыми электроприборами, выключателями, рубильниками, штепсельными розетками и другим электрооборудованием;
пользоваться электроплитками, электрочайниками и другими электроприборами, не имеющими устройств защиты, без подставок из негорючих материалов;
прикасаться к оборванным и оголенным проводам, контактам и другим токоведущим частям электрооборудования;
хранить взрывоопасные вещества, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости в служебных помещениях;
подходить с открытым огнем к подвижному составу, путевым машинам, легковоспламеняющимся материалам и емкостям с легковоспламеняющейся и горючей жидкостью.
1.15. В процессе работы дежурный по станции должен соблюдать правила личной гигиены, санитарные требования при хранении и приеме пищи. Принимать пишу требуется в технологических перерывах в специально отведенных для этого местах, имеющих соответствующее оборудование. Перед едой требуется тщательно вымыть руки водой с мылом.
Дежурному по станции следует пить кипяченую воду, хранящуюся в специальных закрытых бачках (емкостях), защищенных от попадания пыли и других вредных веществ. Допускается использование бутилированной воды или некипяченой воды из хозяйственно-бытового водопровода при наличии на данное потребление разрешения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
1.16. При нахождении на железнодорожных путях дежурный по станции обязан:
во время прохода по территории железнодорожной станции проявлять бдительность, слушать объявления по громкоговорящей связи и сигналы оповещения, распределять свое внимание между передвижением подвижного состава и выполнением служебных обязанностей;
проходить по специально установленным маршрутам служебного и технологического проходов;
выполнять требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов и предупреждающей окраски, нанесенной на сооружения и устройства, обращать внимание на устройства и предметы, находящиеся на пути следования: предельные столбики, стрелочные переводы, водоотводные лотки и колодцы, устройства сигнализации, централизации и блокировки, контактной сети, негабаритные места и другие препятствия (перечень негабаритных и опасных мест железнодорожной станции указывается в инструкции по охране труда для дежурного по станции, разработанной на железнодорожной станции);
при проходе вдоль железнодорожных путей идти посередине междупутья, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса, при этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, за предметами, выступающими за пределы очертания габаритов подвижного состава (открытые двери, борта вагонов, проволока и другие предметы);
при приближении подвижного состава или во время маневровых передвижений требуется заблаговременно отойти на обочину пути или в другое междупутье на безопасное расстояние, чтобы не оказаться между одновременно движущимися по соседним путям подвижными единицами, и не находиться в зоне негабаритного (опасного) места, дождаться проследования или остановки подвижного состава и после этого продолжить движение;
при обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава работники, оказавшиеся на пути следования поезда в габарите подвижного состава, должны отойти с железнодорожных путей на обочину земляного полотна, в том числе смежного железнодорожного пути, убрать инструменты, приспособления, материалы, изделия на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 – 140 км/ч и не менее 5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения более 140 км/ч;
при нахождении на пути, смежном с маршрутом пропуска поезда со скоростью движения свыше 140 км/ч, после сообщения о проходе поезда не позднее чем за 10 минут, работа должна быть прекращена, необходимо отойти в сторону на расстояние не менее 5 м от крайнего рельса пути, по которому должен проследовать поезд;
при нахождении работников на путях железнодорожных станций допускается отойти на середину широкого междупутья (в случае движения поезда по смежному железнодорожному пути);
при вынужденном нахождении в междупутье между движущимися по соседним путям поездами, локомотивами и другими подвижными единицами необходимо немедленно присесть (на корточки) или лечь на землю в междупутье параллельно железнодорожным путям;
переходить железнодорожные пути следует в установленных местах (по пешеходным мостам, тоннелям, настилам), а при их отсутствии – под прямым углом к оси пути, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава, перешагивая через рельсы, не наступая на рельсы и концы шпал;
переходить железнодорожный путь, занятый стоящим подвижным составом, следует при отсутствии на соседнем пути приближающегося подвижного (маневрового) состава по исправным переходным площадкам вагонов, предварительно убедившись в исправности поручней, подножек и пола площадки, отсутствии их обледенения, заснеженности;
подниматься и сходить с переходной площадки стоящего вагона следует повернувшись лицом к вагону, держась двумя руками за поручни, при этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов, предварительно осмотрев место схода и убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава по смежному железнодорожному пути и препятствий в междупутье или на обочине пути (в темное время суток следует осветить это место ручным фонарем);
прежде чем начать подъем на переходную площадку вагона, следует убедиться в отсутствии разрешающего показания светофора и звуковых сигналов, подаваемых локомотивом перед отправлением;
обходить группы вагонов или локомотивы, стоящие на железнодорожном пути, следует на расстоянии не менее 5 м от автосцепки крайнего вагона или локомотива;
проходить между расцепленными единицами подвижного состава следует при расстоянии между их автосцепками не менее 10 м, посередине разрыва;
следить за показаниями светофоров, звуковыми сигналами, знаками, положением стрелок и предупреждениями, передаваемыми по парковой двухсторонней связи о следовании поездов и маневровых передвижениях подвижного состава;
быть внимательным и осторожным при нахождении на путях, особенно при плохой видимости, сильных снегопадах, туманах, сильном шуме, создаваемом работающей техникой или проходящим подвижным составом, зимой, когда головные уборы ухудшают слышимость сигналов.
При нахождении работников в зоне движения скоростных и высокоскоростных поездов требуется соблюдать Правила по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО “РЖД” и дополнительные меры безопасности, установленные локальными документами.
(п. 1.16 в ред. распоряжения ОАО “РЖД” от 09.12.2014 N 2902р)
1.17. При нахождении на железнодорожных путях дежурному по станции запрещается:
переходить (перебегать) железнодорожные пути перед движущимся железнодорожным подвижным составом или сразу за прошедшим составом, не убедившись, что по соседнему железнодорожному пути не движется железнодорожный подвижной состав;
подниматься на подножки вагонов и сходить с них во время движения;
подниматься на локомотивы;
пролезать (подлезать) под стоящими вагонами, залезать на автосцепки или под них, переходить железнодорожные пути по рамам вагонов;
становиться или садиться на рельсы и концы шпал, электроприводы, путевые коробки, вагонные замедлители и другие напольные и наземные устройства;
находиться в междупутье при следовании поездов по смежным железнодорожным путям;
переходить железнодорожные пути в пределах стрелочных переводов, ставить ногу между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком или в желоба на стрелочном переводе;
при пропуске подвижного состава находиться в негабаритных местах, обозначенных сигнальной окраской и/или знаком, обозначающим негабаритное место, в габарите подвижного состава;
заходить в межвагонное пространство;
пользоваться сотовой и радиотелефонной связью, аудио- и видеоплеерами и другими устройствами, не предусмотренными технологическим процессом работы железнодорожной станции.
(п. 1.17 в ред. распоряжения ОАО “РЖД” от 09.12.2014 N 2902р)
1.18. При выходе на железнодорожный путь из помещений, из-за подвижного состава, зданий, строений и сооружений и зимой, когда головные уборы ухудшают слышимость звуковых сигналов, а также при сильном тумане, ливне, снегопаде, метели, которые затрудняют видимость, слышимость предупредительных сигналов и приближающегося подвижного состава, до перехода железнодорожного пути дежурному по станции требуется:
предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава (с обеих сторон) к месту перехода;
в темное время суток, кроме того, подождать, пока глаза привыкнут к темноте, дождаться установления видимости окружающих предметов и далее продолжить движение, в местах с ограниченной освещенностью – пользоваться ручным фонарем;
при приближении подвижного состава – остановиться в безопасном месте, пропустить его и далее продолжить движение.
(п. 1.18 в ред. распоряжения ОАО “РЖД” от 09.12.2014 N 2902р)
1.19. При нахождении на электрифицированных железнодорожных путях дежурный по станции должен соблюдать следующие требования безопасности:
не подниматься на опоры контактной сети, крышу вагона, контейнера или локомотива, находящегося под контактным проводом;
не приближаться самому или с помощью применяемых инструментов и приспособлений к находящимся под напряжением и не огражденным проводам или частям контактной сети на расстояние ближе 2 м, а к оборванным проводам, касающимся земли – ближе 8 м;
не прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам, независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет;
не наступать на электрические провода и кабели.
1.20. Дежурному по станции запрещается:
находиться при исполнении обязанностей в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения;
приступать к разовой (по заданию руководителя) работе, не связанной с прямыми обязанностями, без получения от руководителя инструктажа о мерах безопасности и приемах выполнения;
допускать нахождение в служебных помещениях посторонних лиц и посторонних предметов;
пользоваться в работе неисправным инструментом и инвентарем.
1.21. Дежурный по станции должен хранить применяемый в работе инвентарь, оборудование в специально отведенных местах.
1.22. О каждом несчастном случае на производстве дежурный по станции должен немедленно:
сообщить руководителю смены – станционному (маневровому) диспетчеру (при наличии), руководителю железнодорожной станции и поездному диспетчеру;
оказать первую доврачебную помощь пострадавшему (согласно требованиям приказа Минздравсоцразвития от 4 мая 2012 г. N 477н “Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи”) при: отсутствии сознания, остановке дыхания, наружном кровотечении, попадании инородного тела в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, эффектах воздействия высоких температур, тепловом излучении, отморожении и других эффектах воздействия низких температур и отравлении;
принять меры к организации доставки пострадавшего в лечебное учреждение;
сохранить до прибытия руководителя железнодорожной станции обстановку на рабочем месте и состояние оборудования такими, какими они были в момент случая (если это не угрожает жизни и здоровью окружающих работников и не приведет к аварии), при невозможности сохранения обстановки – зафиксировать ее (составить схемы, сделать фотографии, произвести другие мероприятия), принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц.
1.23. При обнаружении нарушений настоящей Инструкции, а также о ситуациях, создающих опасность для жизни людей или являющихся предпосылкой к аварии, дежурный по станции должен немедленно сообщить об этом руководителю железнодорожной станции и станционному (маневровому) диспетчеру (при наличии).
1.24. Знание и выполнение требований правил и инструкций по охране труда являются служебной обязанностью дежурного по станции. При невыполнении требований настоящей Инструкции он несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требования охраны труда перед началом работы
2.1. Рабочим местом дежурного по станции является служебное, санитарно-бытовое помещение (согласно технологии выполняемой работы и должностных обязанностей), территория железнодорожной станции – при выходе на железнодорожные пути согласно должностным обязанностям (маршруты служебного прохода, междупутья и обочины пути железнодорожной станции). Рабочее место применительно к местным условиям определяется в инструкции по охране труда подразделения.
2.2. Следование дежурного по станции после целевого инструктажа по охране труда на рабочее место для приема дежурства, в бытовое помещение осуществляется по установленным маршрутам служебного прохода (порядок указывается в инструкции по охране труда подразделения).
2.3. Перед началом работы дежурный по станции должен:
проверить согласно технологическому процессу и описи в присутствии сдающего дежурство работника исправность оборудования, инвентаря, радиостанции, фонаря, сигнальных принадлежностей, состояние рабочего места, освещение и, кроме того, проверить наличие и исправность пломб на аппаратах;
получить информацию о расположении подвижного состава на путях станции на момент принятия смены, необходимые распоряжения об особенностях работы с учетом погодных условий, доложить руководителю смены (при наличии), поездному диспетчеру о приеме дежурства и согласовать свои дальнейшие действия;
в случае выполнения должностных обязанностей на железнодорожных путях станции – проверить исправность специальной одежды и обуви, сигнального жилета со световозвращающими накладками и трафаретом структурного подразделения, убедиться при внешнем осмотре в целости корпуса фонаря и светопропускающего стекла, а также проверить работу его выключателя.
2.4. На станциях, имеющих автоматизированные рабочие места, оборудованные персональными компьютерами (ПК) и видеодисплейными терминалами (ВДТ), к работе допускается дежурный по станции, прошедший первичный инструктаж по инструкции по охране труда при работе с ПК и ВДТ.
2.5. Перед началом работы на персональных компьютерах и видеодисплейных терминалах дежурный по станции должен проверить состояние рабочего места, которое должно быть чистым, хорошо освещенным, а также убедиться в исправности оборудования. При визуальном осмотре ПК (ВДТ) необходимо убедиться в исправности изоляции питающих электропроводов, штепсельных розеток, вилок, разъемов и других деталей. Экраны видеодисплеев ПК должны находиться на оптимальном расстоянии – не ближе 500 мм от глаз (предпочтительным является расположение экрана ниже уровня глаз прямо или с наклоном).
По отношению к экрану видеодисплея клавиатуру следует расположить на поверхности стола в удобном для работы месте на расстоянии 100 – 300 мм от его края, обращенного к дежурному по станции, или на специальной рабочей поверхности, отделенной от поверхности стола.
Рабочее место, оборудованное ПК, должно располагаться по отношению к световым проемам так, чтобы естественный свет падал на экраны сбоку слева. В поле зрения не должны попадать окна и осветительные приборы, экраны видеодисплеев не должны подвергаться воздействию прямых солнечных лучей.
2.6. При работе дежурный по станции должен иметь служебное удостоверение, предупредительный талон по охране труда (при выдаче).
2.7. При нахождении на железнодорожных путях в течение рабочего времени головной убор дежурного по станции не должен ухудшать слышимость звуковых сигналов, спецодежда и спецобувь должна быть одета в полном комплекте.
2.8. В холодный период года (при сильных морозах) дежурный по станции должен до выхода из помещения смазать открытые участки тела специальной мазью или кремом от обморожения, а также прикрыть лицо воротником куртки (шарфом), использовать рукавицы утепленные. При сильных морозах, во избежание обморожения, нельзя прикасаться голыми руками к металлическим предметам и деталям (рельсам, скреплениям, инструменту, оборудованию).
(в ред. распоряжения ОАО “РЖД” от 09.12.2014 N 2902р)
2.9. Обо всех выявленных нарушениях по содержанию рабочего места и недостатков по охране труда (при приеме смены, во время работы) дежурный по станции должен оформить запись или сообщить ответственному лицу согласно порядку, установленному локальным документом структурного подразделения, для принятия мер по их устранению. В случае возникновения опасности для жизни и здоровья не приступать к выполнению работы до устранения нарушения.
Требования охраны труда во время работы
3.1. Дежурный по станции должен выполнять работу, которая определена его должностными обязанностями, была поручена поездным диспетчером, руководителем смены – станционным (маневровым) диспетчером (при наличии). При выполнении работы он должен соблюдать требования техническо-распорядительного акта, технологического процесса (карты) работы железнодорожной станции, настоящей Инструкции.
3.2. Дежурный по станции до начала технологического перерыва в работе должен докладывать станционному (маневровому) диспетчеру (при наличии), поездному диспетчеру о своем местонахождении, а после его окончания – о готовности приступить к работе.
3.3. Перед выходом на железнодорожные пути дежурный по станции должен:
застегнуть спецодежду на все пуговицы, заправить свободные концы одежды так, чтобы они не свисали и не стесняли движения;
надеть сигнальный жилет поверх одежды, полностью застегнуть;
освободить карманы от посторонних предметов с острыми краями, оставить в бытовом помещении мобильный телефон и другие электронные устройства, снижающие внимание.
3.4. При нахождении на железнодорожных путях дежурный по станции должен:
следовать по установленным маршрутам служебного (технологического) прохода;
соблюдать меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях, указанные в п. 1.16 – 1.18 настоящей Инструкции;
при производстве маневровой работы на путях станции – внимательно следить за передвижениями маневрового состава, пользоваться информацией, передаваемой руководителем маневровой работы (составителем поездов, кондуктором (главным) грузовых поездов), своевременно уходить в безопасное место;
следить за движением поездов и маневровых составов и слушать сигналы;
соблюдать меры предосторожности при нахождении в зоне негабаритных (опасных) мест на станционных путях (обозначенных предупреждающими знаками “Осторожно! Негабаритное место” и типовой окраской в виде чередующихся желтых и черных полос равной ширины под углом 45 градусов);
в темное время суток или в условиях плохой видимости использовать ручной фонарь.
3.5. В случае нахождения на железнодорожных путях вблизи охраняемых воинских эшелонов необходимо:
выполнять все команды караульного, назвать фамилию и должность;
предъявить удостоверение, в темное время суток дать возможность караульному осветить лицо для сверки личности с фотографией на удостоверении;
после разрешения караульного продолжить работу, по решению караульного – в его присутствии.
3.6. При встрече поезда дежурный по станции во время прибытия и отправления поезда должен заблаговременно отойти от края платформы на расстояние не менее 1,5 м и железнодорожного пути – 2,5 м, повернуться лицом к движущемуся поезду и наблюдать за его движением.
3.7. Работу по закреплению вагонов на железнодорожных путях дежурный по станции (при возложении на него данных должностных обязанностей) должен производить после их полной остановки, согласования действий с работниками, участвующими в технологической операции, с использованием исправных тормозных башмаков (тормозных упоров).
При закреплении стоящих вагонов тормозной башмак необходимо брать за рукоятку, работу производить в перчатках комбинированных (рукавицах).
При закреплении вагонов на путях запрещается устанавливать тормозные башмаки:
непосредственно перед рельсовым стыком и на рельсовом стыке;
перед крестовиной стрелочного перевода;
на наружный рельс кривой.
устанавливать тормозной башмак под движущиеся вагоны,
при укладке тормозного башмака заходить в колею пути,
подкладывать под колесные пары посторонние предметы вместо тормозных башмаков для закрепления вагонов.
Изъятие тормозных башмаков требуется производить специальным крючком или рукой в перчатках комбинированных или рукавицах, держась за рукоятку тормозного башмака.
Запрещается эксплуатировать тормозные башмаки:
с лопнувшей головкой;
с покоробленной и изогнутой подошвой;
с лопнувшим, надломленным, расплющенным или изогнутым носком подошвы;
с ослабленным креплением головки с подошвой;
с изогнутой и надломленной рукояткой или без нее;
с поврежденными или значительно изношенными бортами подошвы.
Хранить тормозные башмаки, используемые в работе, дежурный по станции должен на специальных стеллажах (в служебных помещениях) согласно требованиям техническо-распорядительного акта железнодорожной станции.
3.8. В случае необходимости нахождения на централизованной стрелке (перевод курбелем, проверка правильности приготовления маршрута, осмотра при невозможности перевода ее с пульт-табло – в условиях нарушения работы устройств СЦБ) дежурный по станции должен:
следовать к стрелке по установленным маршрутам служебного (технологического) прохода,
при переводе стрелки располагаться лицом к электроприводу в междупутье или на обочине пути, не перемещаясь внутрь колеи пути;
во время перевода стрелки следить за движением поездов и маневровых составов;
слушать сообщения по громкоговорящей связи и радиосвязи;
в темное время суток и в условиях плохой видимости использовать ручной фонарь.
3.9. Передачу документов локомотивной бригаде поезда (подвижной единицы) дежурный по станции:
производит в установленных местах (отраженных в инструкции по охране труда или технологическом процессе работы железнодорожной станции);
после вручения документов должен отойти на безопасное расстояние и возвращаться в служебное помещение установленным порядком, соблюдая меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях.
3.10. Требования безопасности при работе на персональных компьютерах (ПК) и видеодисплейных терминалах (ВДТ).
3.10.1. Эксплуатацию ПК и ВДТ следует осуществлять в соответствии с документами данного оборудования.
Включать ПК и ВДТ следует в электросеть через штепсельные розетки с защитным заземлением. В случае сбоя в работе оборудования следует, отключив его от источника электропитания, вызвать специалиста по обслуживанию данного оборудования.
При работе на ПК и ВДТ дежурный по станции должен:
содержать в чистоте и порядке свое рабочее место и вверенное ему оборудование;
удаление пыли с поверхности ПК и ВДТ следует производить сухой салфеткой при отключенном источнике электропитания.
3.10.2. Дежурному по станции запрещается:
эксплуатировать неисправное оборудование,
применять для удаления загрязнений и пыли растворители,
размещать нагревательные электроприборы вблизи ПК и ВДТ,
прикасаться к задней панели системного блока,
переключать разъемы кабелей оборудования,
допускать попадание влаги на поверхность ПК и ВДТ,
дергать за провод для электроснабжения ПК, ВДТ для отключения,
натягивать, перекручивать и перегибать провод для электроснабжения ПК, ВДТ,
ставить на провод для электроснабжения ПК, ВДТ посторонние предметы.
3.10.3. При работе на ПК дежурному по станции следует периодически изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления, при отсутствии производственной необходимости по согласованию с поездным диспетчером использовать перерывы в работе на ПК для отдыха и выполнения профилактических комплексов упражнений согласно инструкции по охране труда для пользователей ПК (ВДТ).
При 12-часовой рабочей смене перерывы необходимо делать через 2 и 4 часа от начала рабочей смены, через 2 часа после обеденного перерыва и через каждый час в течение последних 4 часов работы. Продолжительность каждого перерыва должна быть 15 – 20 минут.