Октябрьская железная дорога (ОЖД) – один из 16 филиалов ОАО «РЖД», пассажирская и грузовая артерия северо-западных регионов РФ (за исключением Калининградской области). Для нашей страны имеет особое значение. Пролегает на территории 11 субъектов, на которой проживают более 25 млн человек.
Магистраль обеспечивает транспортные связи, соединяет внутренние районы России с портами Баренцева и Балтийского морей. Покрывает до 75% грузо- и до 40% пассажироперевозок региона. Главный ход – участок дороги между двух столиц – один из самых загруженных направлений в РФ. По Октябрьской железнодорожной магистрали проходят важные для транзита коридоры, которые имеют международный статус («Север – Юг» и «Европа – Азия»).
Значения аббревиатуры ГФЦК
Всего значений: 1
Значения аббревиатуры ЦКП «КИБ»
Всего значений: 3
Значения аббревиатуры КБП
Всего значений: 12
(показано 5)
Значения аббревиатуры Ленобллеспромсоюз
Значения аббревиатуры горбольница
Значения аббревиатуры АСОН
Значения аббревиатуры АГВ
Всего значений: 6
(показано 5)
Значения аббревиатуры Заготскот
Всего значений: 2
Значения аббревиатуры ЭКОСО
Значения аббревиатуры ЮНТАГ
Значения аббревиатуры Госсельсиндикат
Значения аббревиатуры УШС
Значения аббревиатуры ИБФМ РАН
Значения аббревиатуры ингуш.
Значения аббревиатуры СиБиТек
Ширина колеи была установлена в 5 футов (1524 мм) – по образцу дорог США (являлась стандартной для железных дорог России и СССР вплоть до 1970-х гг.). Изначально строилась как двухпутная. Предложение графа П. Д. Киселёва вести дорогу через Новгород было отклонено, трасса прошла практически по прямой линии.
Изыскания проведены в 1842–1843 гг. Строительство начато в 1843 г. (на зиму, как правило, приостанавливалось). Непосредственно им управляли две дирекции – Северная (начальник – П. П. Мельников) и Южная (Н. О. Крафт), разграниченные в районе станции Бологое. Техническое руководство осуществляли инженеры: Н. И. Антонов, В. И. Граве, Д. И. Журавский, П. П. Зуев, И. Ф. Кёниг, С. Ф. Крутаков, Н. И. Литин, Н. И. Миклуха, В. А. Панаев, В. С. Семичев, А. И. Штукенберг, важную роль сыграли также инженеры из США – Дж. Уистлер и Т. Браун. Впервые в России использовались 4 паровых экскаватора и 4 паровых копра, закупленных в США. Для земляных и вспомогательных работ привлекались частные подрядчики, которые вербовали крепостных (контракт заключался с помещиком) и государственных крестьян в качестве рабочих. Укладка пути велась из Санкт-Петербурга и из Вышнего Волочка (к нему строительные материалы и рельсы доставлялись по Мариинской водной системе из Санкт-Петербурга). К 1851 г. построено 2 одинаковых вокзала в Санкт-Петербурге и Москве (архитекторы К. А. Тон, Р. А. Желязевич), 34 станции четырёх классов (по типовым проектам Желязевича), 190 мостов, 19 путепроводов. Длина дороги составила 644,3 км (после строительства обхода крутого Веребьинского подъёма в 1881 увеличилась на 4,9 км). Большая часть рельсов была иностранного производства. Подвижной состав с 1844 г. строился в Санкт-Петербурге на Александровском главном механическом заводе Санкт-Петербурго-Московской железной дороги (с 1962 Октябрьский электровагоноремонтный завод), который для организации нового производства был сдан в аренду американскими инженерам Т. Уайненсу и Дж. Харрисону (к началу эксплуатации дороги построено 164 паровоза и 2810 вагонов).
Первым открыто движение на участках Санкт-Петербург – Колпино (1847), Колпино – Чудово (1849), Вышний Волочёк – Тверь (1850). Прямое сообщение между Санкт-Петербургом и Москвой начато 2(14) августа 1851 г., дорога официально открыта 1(13) ноября 1851 г. Первоначально движение было левосторонним (с 1910-х гг. правостороннее).
Станция Клин Николаевской железной дороги. Открытка. Конец 19 – начало 20 вв.
В 1852 г. вдоль дороги проложена первая в стране магистральная линия электромагнитного телеграфа (наземная, в 1854 заменена воздушной линией на столбах). 8(20) сентября 1855 г. по высочайшему повелению императора Александра II в память о его отце, Николае I, дорога переименована в Николаевскую. В 1868–1894 гг. Николаевская железная дорога находилась в аренде частного Главного общества российских железных дорог, в остальное время – в казённом управлении.
Дорога непрерывно модернизировалась: деревянные мосты заменены металлическими (1868–1893), построены круглые паровозные депо с поворотными столами, первая в России сортировочная станция (1879, в Санкт-Петербурге). Средняя скорость движения поездов увеличивалась: первоначально пассажирские поезда проходили весь путь за 22 часа, в конце 19 в. курьерские – за 12,5 часа. Возрастала также пропускная способность и интенсивность движения: 2 пары пассажирских и 4 пары товарных поездов в сутки в 1852 г., 10 и 13 соответственно в 1869 г., 11 и 30 в 1892 г.
Открытка «Сердечный привет с дороги! Николаевская железная дорога». Начало 20 в.В состав Николаевской железной дороги постепенно включены протяжённые линии Лихославль – Вязьма (1894), Бологое – Полоцк (1907, двухпутная), а также Московская окружная железная дорога (1908) и ряд мелких участков. Общая протяжённость Николаевской железной дороги в 1913 г. составила 1621,4 км, в том числе линий с двойной и более колеями – 889,7 км; на дороге имелось 199 станций, подвижной состав насчитывал 667 паровозов, 1379 пассажирских и 19076 товарных вагонов. В 1852–1895 гг. дорога перевезла 9,98 млн пассажиров и 11,28 млн т грузов; в 1913 г. перевезено 12,9 млн пассажиров.
27 февраля 1923 г. приказом наркома путей сообщения Ф. Э. Дзержинского переименована в Октябрьскую железную дорогу (в честь Октябрьской революции 1917). В её состав были включены: Северо-Западные железные дороги (1929), участки железнодорожных линий на территории, вошедшей в состав СССР после советско-финляндской войны 1939–1940 гг. (1940), Кировская (бывшая Мурманская) железная дорога (1959), а также Медведевское (1955), Ржевское и Великолукское (1961) отделения Калининской железной дороги. Октябрьская железная дорога стала охватывать всю северо-западную часть РСФСР (кроме Калининградской области). В 1933 г. начата электрификация дороги (линия Ленинград – Москва переведена на электрическую тягу в 1962). Карта-схема Октябрьской железной дорогиЕе западные участки в 1940–1953 гг. выделялись в отдельную Ленинградскую железную дорогу. В августе 1941 г., в Великую Отечественную войну, линия Ленинград – Москва была перерезана германскими войсками, сообщение возобновлено в 1944 г. (23 февраля – грузовое, 20 марта – пассажирское), восстановление дороги завершено к 1950 г.
С 2003 г. Октябрьская железная дорога является филиалом ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). Управление дороги, как и изначально, находится в Санкт-Петербурге. В 2021 г. перевезено 299,84 млн т грузов, 16,2 млн пассажиров в междугородном и 128,5 млн человек в пригородном сообщении. Дорога играет важную роль в экспортно-импортных операциях. Эксплуатационная длина линий железной дороги составляет 10440,9 км (из них свыше 900 км за Северным полярным кругом), численность персонала – около 70 тыс. человек (2021). Продолжается электрификация, на электрическую тягу переведены участки Сумский Посад – Маленьга (2003), Идель – Свирь (2005), линия Санкт-Петербург – Мурманск (2005), Лосево – Каменногорск (2017).
На Октябрьской железной дороге пущен первый в СССР комфортабельный пассажирский поезд «Красная стрела» (1931), впервые в стране введено скоростное пассажирское сообщение: дневной экспресс «Аврора» (1963, снят с эксплуатации в 2010), моторвагонный электропоезд ЭР-200 (1984, снят с эксплуатации в 2009), поезда «Невский экспресс» (с 2001), «Сапсан» (с 2009, время в пути 3 ч 45 мин), «Ласточка» (с 2013). Начато скоростное сообщение между Санкт-Петербургом и Хельсинки (Allegro, 2010).
Действуют Центральный музей Октябрьской железной дороги в Санкт-Петербурге (открыт в 1979, филиалы в Москве и других городах), Музей истории локомотивного депо станции Москва (1970).
Дата публикации: 20 октября 2022 г. в 12:09 (GMT+3)
Ширина колеи была установлена в 5 футов (1524 мм) – по образцу дорог США (являлась стандартной для железных дорог России и СССР вплоть до 1970-х гг.). Изначально строилась как двухпутная. Предложение гр. П. Д. вести дорогу через Новгород было отклонено, трасса прошла практически по прямой линии.
Изыскания проведены в 1842–43. Строительство начато в 1843 (на зиму, как правило, приостанавливалось). Непосредственно им управляли две дирекции – Северная (нач. – П. П. ) и Южная (Н. О. ), разграниченные в районе ст. Бологое. Технич. руководство осуществляли инженеры: Н. И. Антонов, В. И. Граве, Д. И. , П. П. Зуев, И. Ф. Кёниг, С. Ф. Крутаков, Н. И. Литин, Н. И. Миклуха, В. А. Панаев, В. С. Семичев, А. И. Штукенберг, важную роль сыграли также инженеры из США – Дж. Уистлер и Т. Браун. Впервые в России использовались 4 паровых экскаватора и 4 паровых копра, закупленных в США. Для земляных и вспомогат. работ привлекались частные подрядчики, которые вербовали крепостных (контракт заключался с помещиком) и гос. крестьян в качестве рабочих. Укладка пути велась из С.-Петербурга и из Вышнего Волочка (к нему строит. материалы и рельсы доставлялись по Мариинской водной системе из С.-Петербурга). К 1851 построено 2 одинаковых вокзала в С.-Петербурге и Москве (архитекторы К. А. Тон, Р. А. Желязевич), 34 станции четырёх классов (по типовым проектам Желязевича), 190 мостов, 19 путепроводов. Длина дороги составила 644,3 км (после строительства обхода крутого Веребьинского подъёма в 1881 увеличилась на 4,9 км). Б. ч. рельсов была иностр. произ-ва. Подвижной состав с 1844 строился на Александровском гл. механич. заводе С.-Петербурго-Московской ж. д. (с 1962 Октябрьский электровагоноремонтный завод), который для организации нового произ-ва был сдан в аренду амер. инженерам Т. Уайненсу и Дж. Харрисону (к началу эксплуатации дороги построено 164 паровоза и 2810 вагонов).
Первым открыто движение на участках С.-Петербург – Колпино (1847), Колпино – Чудово (1849), Вышний Волочёк – Тверь (1850). Прямое сообщение между С.-Петербургом и Москвой начато 2(14).8.1851, дорога официально открыта 1(13).11.1851. Первоначально движение было левосторонним. В 1852 вдоль дороги проложена первая в стране магистральная линия электромагнитного телеграфа (наземная, в 1854 заменена возд. линией на столбах). В 1868–94 Николаевская ж. д. находилась в аренде частного Главного об-ва рос. железных дорог, в остальное время – в казённом управлении.
Дорога непрерывно модернизировалась: дерев. мосты заменены металлическими (1868–93), построены круглые паровозные депо с поворотными столами, первая в России сортировочная станция (1879, в С.-Петербурге). Ср. скорость движения поездов увеличивалась: первоначально пассажирские поезда проходили весь путь за 22 часа, в кон. 19 в. курьерские – за 12,5 часа. Возрастала также пропускная способность и интенсивность движения: 2 пары пассажирских и 4 пары товарных поездов в сут в 1852, 10 и 13 соответственно в 1869, 11 и 30 в 1892.
В состав Николаевской ж. д. постепенно включены протяжённые линии Лихославль – Вязьма (1894), Бологое – Полоцк (1907, двухпутная), а также Моск. окружная ж. д. (1908) и ряд мелких участков. Общая протяжённость Николаевской ж. д. в 1913 составила 1621,4 км, в т. ч. двойная и более колея – 889,7 км; на дороге имелось 199 станций, подвижной состав насчитывал 667 паровозов, 1379 пассажирских и 19076 товарных вагонов. В 1852–95 дорога перевезла 9,98 млн. пассажиров и 11,28 млн. т грузов. В 1913 перевезено 12,9 млн. пассажиров.
Дорога переименована 27.2.1923 в О. ж. д. (в честь Окт. революции 1917). В её состав были включены: Сев.-Зап. железные дороги (1929), участки ж.-д. линий на территории, вошедшей в состав СССР после сов.-финл. войны 1939–1940 (1940), Кировская (быв. Мурманская) ж. д. (1959), а также Медведевское (1955), Ржевское и Великолукское (1961) отделения Калининской железной дороги. О. ж. д. стала охватывать всю сев.-зап. часть РСФСР (кроме Калининградской обл.). В 1933 начата электрификация дороги (линия Ленинград – Москва переведена на электрич. тягу в 1962). Зап. участки О. ж. д. в 1940–53 выделялись в отд. Ленинградскую ж. д. В авг. 1941, в Вел. Отеч. войну, линия Ленинград – Москва была перерезана герм. войсками, сообщение возобновлено в 1944 (23 февр. – грузовое, 20 марта – пассажирское), восстановление дороги завершено к 1950.
С 2003 О. ж. д. является филиалом ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). Управление дороги, как и изначально, находится в С.-Петербурге. В 2012 перевезено 259,8 млн. т грузов, 22,8 млн. пассажиров в междугородном и 126,7 млн. чел. в пригородном сообщении (60% грузоперевозок и 40% пассажирских перевозок на Северо-Западе России). Дорога играет важную роль в экспортно-импортных операциях. Эксплуатац. длина линий О. ж. д. составляет 10371,4 км (из них св. 900 км за Сев. полярным кругом), численность персонала – 79 тыс. чел. (2012). Продолжается электрификация О. ж. д., на электрич. тягу переведены участки Сумский Посад – Маленьга (2003), Идель – Свирь (2005), линия С.-Петербург – Мурманск (2005).
Поезд «Сапсан» и Химкинский мост Октябрьской железной дороги. Фото 2013.
Фото А. И. Нагаева
На О. ж. д. пущен первый в СССР комфортабельный пассажирский поезд «Красная стрела» (1931), впервые в стране введено скоростное пассажирское сообщение: дневной экспресс «Аврора» (1963, снят с эксплуатации в 2010), моторвагонный электропоезд ЭР-200 (1984, снят с эксплуатации в 2009), поезда «Невский экспресс» (с 2001), «Сапсан» (с 2009, время в пути 3 ч 45 мин), «Ласточка» (с 2013). Начато скоростное сообщение между С.-Петербургом и Хельсинки («Allegro», 2010). Действуют Центр. музей О. ж. д. в С.-Петербурге (открыт в 1979, филиалы в Москве и др. городах), Музей истории локомотивного депо ст. Москва (1970).
ОЖД
основная железная дорога
ОЖДОкЖДОКТ
Октябрьская железная дорога
ОЖД
Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
ОКТ
Словарь: Перечень условных (сокращенных) наименований должностных лиц аппарата управления, железных дорог, иных филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» и других организаций, используемых в телеграфной связи ОАО «РЖД». — М.: ОАО «РЖД», 2005. — 68 с.
ОДСОЖД
Одесская железная дорога
г. Одесса, ж.-д.
ОДС
Словарь: Перечень условных (сокращенных) наименований должностных лиц аппарата управления, железных дорог, иных филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» и других организаций, используемых в телеграфной связи ОАО «РЖД». — М.: ОАО «РЖД», 2005. — 68 с.
ОЖД
основы журналистской деятельности
журналистика, образование и наука
Словарь сокращений и аббревиатур.
.
.
Смотреть что такое “ОЖД” в других словарях
Словарь сокращений русского языка .
.
Октябрьская ж/д состоит из 6 региональных представительств – Московского, Санкт-Петербург-Витебского, Санкт-Петербургского, Петрозаводского, Мурманского и Волховстроевского.
Московский регион. Территориально проходит через несколько субъектов РФ: Московской, Тверской и Новгородской областях, а также в столице. По объему пассажиро- и грузоперевозок относится к разряду внеклассных. На этом отрезке магистрали действуют 119 станций.
Санкт-Петербург-Витебский регион. Железнодорожные пути находятся на территории нескольких районов: в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Псковской, Тверской и Новгородской областей. Также частично дорога пролегает в Беларуси, Латвии и Эстонии. В этом регионе действуют 170 станций.
Санкт-Петербургский регион. Обслуживает несколько регионов: Северную столицу и Ленинградскую, Новгородскую области, Карелию. Железнодорожная магистраль в этой зоне является погрузочной: обеспечивает 1/3 от суммарного объема погрузки ОЖД (в основном это инертно-строительные, нефтеналивные, лесные грузы). В этом регионе действуют 4 внеклассные, 3 портовые, по 4 грузовые и пассажирские, 16 участковых и 152 промежуточных станций.
Петрозаводский регион. Обслуживает большую часть железнодорожных путей в республике Карелия (больше 2 тыс. км). Здесь действуют 4 локомотивных депо, 4 дистанции сигнализации и связи, 2 дистанции электроснабжения и 7 дистанций пути. Главная пассажирская станция – Петрозаводск-Пассажирский, находится в столице республики.
Мурманский регион. Эксплуатационная протяженность путей – более 1 тыс. км. На этом участке действуют 55 станций. Из-за географического положения дорога эксплуатируется в сложных климатических условиях: за Северным полярным кругом, в зоне распространения многолетней мерзлоты. Через этот регион идут составы с углем, рудой, удобрениями и другими грузами. Уголь составляет почти 80% разгружаемого в Мурманске вагонопотока.
Волховстроевский регион. Обслуживает территорию пяти российских регионов: Ленинградскую и Новгородскую области, частично Карелию, Вологодскую и Тверскую области. В регионе действуют 68 станций. Здесь находятся самые грузонапряженные линии. Основное направление – Санкт-Петербург – Вологда, отличается интенсивным грузовым движением. Дорога в этом районе обслуживает морские порты и череповецкий завод «Северсталь».
На Октябрьской железнодорожной магистрали продолжается реализация инвестиционных программ. Так, в 2020 г. было выделено более 60 млрд рублей. Часть финансовых средств ушла на обновление парка подвижного состава, реконструкцию железнодорожных подходов к морским портам, развитие инфраструктуры. В этом году продолжается реализация инвестпроектов. В частности, деньги пойдут на ремонт и реконструкцию железнодорожного пути, обеспечение транспортной безопасности, возведение объектов инфраструктуры и обновление локомотивов. Объем инвестиций не раскрывается.