IT-отрасль — одна из тех, кто сильнее других испытал на себе пресловутые вызовы времени: два года назад это были пандемия и уход в онлайн, сегодня — вопрос технологического суверенитета, который желательно решить «ещё вчера». Как с этими и другими задачами справляются «российские железные дороги», что даёт компании цифровая трансформация и почему даже самая совершенная it-система нуждается в развитой цифровой культуре — в интервью Евгения ЧАРКИНА, заместителя генерального директора ОАО «РЖД».
Цифровая культура как основа IT-системы
— Цифровая трансформация, создание новых продуктов — эффективность от этого будет меньше возможной, если в компании слабо развита (или отсутствует вовсе) цифровая культура. Как решаются эти задачи в РЖД?
— Я уверен, что культурная составляющая действительно главенствует: можно внедрить какую угодно хорошую IT-систему, но если ею не будут пользоваться, то эффекта не будет. А мы не делаем цифровую трансформацию ради цифровой трансформации, нам нужно, чтобы компания работала более эффективно, чтобы создавались удобства как для сотрудников, так и для клиентов. В холдинге «РЖД» работает почти один миллион человек, и чтобы этот миллион начал работать по-другому, более эффективно, необходимо, во-первых, понимать, зачем нужна цифровая трансформация, а во-вторых, разделять идею о её необходимости и удобстве. Для этого нужно провести очень большую работу на всех уровнях. И здесь мы работаем с руководителями всех уровней, начиная от правления и заканчивая отдельными подразделениями; кроме того, есть у нас и те, кого мы называем лидерами цифровой трансформации.
— И одна из программ Корпоративного университета РЖД носит одноимённое название.
— Совершенно верно. Такими лидерами являются, если опираться на управленческие теории, руководители среднего звена, продвигающие в компании культуру цифровизации через собственный пример. Они демонстрируют, что можно работать иначе, эффективнее — и с помощью новых инструментов. Лидеры цифровой трансформации — это не только и не столько работники блока цифровизации, это работники высокой квалификации абсолютно различных подразделений компании. Они обладают очень широким взглядом, а значит, видят самые разные возможности для цифровизации в будущем, и, пройдя обучение по вышеназванной программе, получают навыки к формулированию конкретных требований к цифровым продуктам, а это очень ценная компетенция для компании.
Программа «Лидеры цифровой трансформации» позволяет перейти на единый язык общения и взаимодействия. Здесь мы изучаем кейсы мировых компаний, опыт российских компаний и наш собственный, ведь сделано уже много, хотя ещё больше предстоит.
Вообще, если говорить о показателе цифровой зрелости, то у РЖД очень хорошая динамика, в том числе в сравнении с международным рынком.
— Как высчитывается показатель цифровой зрелости?
— Три года назад мы выбрали для себя методологию измерения компании Gartner. В 2021 году мы получили оценку 3,94 балла по пятибалльной шкале, при этом уровень мирового цифрового лидерства начинается с отметки в 3,9, в транспортной отрасли — 2,59. Другими словами, мы серьёзно превысили уровень лидерства в транспортном секторе и перевалили за нижний порог уровня глобального цифрового лидерства. С одной стороны, это, безусловно, радует, а с другой — нам нужно каждый год показывать положительную динамику, причём не формально, а по делу.
Прогресс измеряется в нескольких областях: взаимодействие с клиентами, цифровое рабочее место, цифровая культура и так далее. В связи с тем, что компания Gartner ушла с российского рынка, мы, опираясь на собственный опыт, разработали собственную методологию оценки уровня цифровой зрелости, которая позволит нам не потерять динамику развития и не зависеть от внешних факторов. Возможно, для некоторых задач мы будем кого-то привлекать, так как экспертиза на рынке присутствует, при этом мы сделали нашу методологию абсолютно прозрачной и отправили её в Минцифры России: мы готовы делиться своим в значительной степени уникальным опытом, так как этим практически никто в стране не занимается. Считаю, что наша разработка будет полезна не только нам, но и отрасли.
3 декабря 2019 15:50
Директор по информационным технологиям ОАО «Российские железные дороги» рассказал о новых цифровых сервисах для пассажиров и грузоперевозчиков
В мае этого года в России появилась Ассоциация «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ), одной из задач которой стало создание единой цифровой платформы транспортного комплекса. Такая площадка объединит все онлайн-сервисы, действующие и создаваемые сегодня на транспорте. Один из учредителей Ассоциации ЦТЛ и лидеров в переводе логистики на «цифру» – компания «Российские железные дороги». Какие полезные для пассажиров и грузоперевозчиков цифровые новинки появятся в будущем на железнодорожном транспорте, «Комсомольской правде» рассказал директор по информационным технологиям ОАО «РЖД» Евгений Чаркин. Беседа проходила на полях форума «Транспортная неделя-2019».
«ЗАДАЧА — ПОВЫСИТЬ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ВСЕГО ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА СТРАНЫ»
– Евгений Игоревич, для каких целей создавалась Ассоциация «Цифровой транспорт и логистика»? Напомню, кроме РЖД ее учредителями стали такие крупнейшие компании, как Аэрофлот, ЗащитаИнфоТранс, РТ-Инвест Транспортные Системы, ГЛОСАВ и ЦРТС.
– Перед нами сейчас стоит задача повысить эффективность, привлекательность и безопасность всего транспортного комплекса страны. Именно для этих целей и была создана Ассоциация ЦТЛ, чтобы с одной стороны максимально учесть интересы всей транспортной отрасли, а с другой стороны – разработать единые стандарты обмена данными для всех, которые позволят создавать новые уникальные цифровые сервисы.
– РЖД – это первый российский транспортный гигант, который принял собственную стратегию цифровой трансформации. Как она изменит жизнь, прежде всего, рядовых пассажиров?
– В основу стратегии заложено 8 цифровых платформ, которые охватывают все сферы деятельности нашей компании. Например, цифровая платформа для пассажиров — это возможность в режиме онлайн заказать поездку от двери до двери, возможность воспользоваться цифровыми сервисами во время поездки. Для этого мы уже сделали очень много: успешно работает портал «Попутчик», которым ежемесячно пользуется более миллиона человек. На портале можно заказать целый спектр дополнительных услуг, воспользоваться развлекательным контентом. И мы будем увеличивать набор сервисов. Самое важное, что с помощью современных технологий, «больших данных» мы будем делать наши продукты максимально ориентированными на каждого конкретного пассажира.
– А что нового появится для ваших клиентов из бизнеса?
– Ровно то же самое касается наших грузоотправителей. В рамках стратегии цифровой трансформации мы обеспечим с помощью партнеров полноценную мультимодальность. Мы уже сейчас создаем сервисы, которые позволяют мониторить состояние груза, статус заказа, а также получить всю необходимую аналитику. Самое важное — это существенное сокращение сроков доставки с помощью технологии планирования, электронного документооборота в связке с таможенной и налоговой службами. Это позволит повысить привлекательность не только РЖД, но транспортного комплекса России в целом. Мы видим колоссальный потенциал развития транзита, где цифровые сервисы – один из ключевых драйверов. И не будем забывать про те проекты, которые мы делаем для повышения эффективности наших внутренних процессов: это системы диагностики, обслуживание инфраструктуры, управление всеми бизнес-процессами. Мы заложили в стратегию эффект для РЖД – 153 млрд рублей до 2025 года. И косвенный эффект для экономики страны – 400 млрд рублей, который мы можем достичь с помощью цифровой трансформации. Мы уже сейчас видим, что эти цифры могут быть существенно выше.
«ДОСТАВИМ РОЯЛЬ ЗА ОДИН КЛИК»
– Что такое мультимодальный транспорт и мультимодальные перевозки? Как они изменят жизнь пассажиров и жизнь бизнеса?
– Мультимодальные перевозки есть и сейчас. Вы можете заказать перевозку по железной дороге. Захотели вы, допустим, перевезти рояль из вашей квартиры в Москве в Санкт-Петербург. Что вам нужно для этого сделать? Вы должны позвонить грузчикам, которые спустят его вниз. Вы должны заказать «Газель», куда вы это погрузите. Затем вы должны связаться с железной дорогой, для того чтобы осуществить перевозку. И такие же грузчики должны этот рояль поднять в Санкт-Петербурге. То, что мы делаем совместно с участниками рынка – мы даем возможность клиенту заказать все это в одном месте, на одном ресурсе и за один клик.
– Разные участники рынка. Это принципиальный момент. Речь идет о создании экосистемы, в которой каждый из участников рынка может найти свое место и возможность предложить услугу и самые различные сервисы клиентам.
В открытой студии Комсомольской правды Директор по информационным технологиям ОАО Российские железные дороги Евгений Чаркин и директор Ассоциации Цифровой транспорт и логистика (ЦТЛ) Антон Замков
ЦИФРОВОЙ ДВОЙНИК ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
– Еще одно словосочетание, которое сейчас активно входит в нашу речь – цифровой двойник. Что такое цифровой двойник на железной дороге?
– Что такое железная дорога? Это комплексная инфраструктура, это подвижной состав. Собрав данные обо всех объектах, мы имеем оцифрованную модель, которая полностью повторяет реальный мир. Отслеживая изменения, мы можем на основе этой модели делать прогноз, как будет себя вести в реальной жизни тот или иной объект, и более качественно планировать принятие управленческих решений.
– Представим, что все ваши проекты осуществились, на базе транспортной цифровой платформы созданы все планируемые сервисы. Какой будет железная дорога через 5-10- лет?
– Наш транспорт через 5-10 лет будет по-прежнему безопасным и очень удобным для клиентов. Уйдет в прошлое бумажный документооборот, новые сервисы позволят в течение минуты заказать любую услугу. С другой стороны, мы видим цифровизацию как источник конкурентного преимущества в долгосрочной перспективе. Очень скоро традиционные способы достижения эффективности будут исчерпаны, мы будем биться за проценты и доли процентов. Здесь без цифровых решений и технологий не обойтись.
Директор по информационным технологиям Открытого Акционерного Общества «РЖД».
Евгений Чаркин родился 2 октября 1977 года. В 1999 году, успешно завершил курс обучения в Финансовой Академии при Правительстве Российской Федерации по специальности «экономист, финансы и кредит». Трудовую деятельность, молодой специалист начал непосредственно по окончании высшего учебного заведения.
В период с 2002 по 2003 год, Чаркин являлся начальником управления проектов в области информационных технологий ОАО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель».
Начиная с 2003 года, опытный управленец замещал руководящие должности в управлении информационных технологий московского филиала Закрытого Акционерного Общества «Северсталь-Групп» и в управлении информационных технологий генеральной дирекции ОАО «Северсталь». Так же, работал директором по информационным технологиям Открытого Акционерного Общества «Северсталь».
В 2012 году, перешел на должность директора департамента информационных технологий ГК «Росатом», а с 2014 по 2015 год, возглавлял – дирекцию по информационным технологиям Общества с Ограниченной Ответственностью УК «Металлоинвест».
Позднее, в декабре 2015 года, Чаркин Евгений Игоревич назначен на должность директора по информационным технологиям Открытого Акционерного Общества «РЖД».
Люди и безопасность
— Евгений, один из краеугольных камней IT-отрасли — кадры. Как этот вопрос решается в РЖД?
— Мы работаем в нескольких направлениях. Во-первых, нужно сказать, что все компании, входящие в состав нашего цифрового субхолдинга «РЖД-Технологии», аккредитованы как IT-компании, а значит, у них есть все льготы, которые сегодня предоставляет государство для этой отрасли.
Во-вторых, это обязательное развитие внутреннего кадрового потенциала, наша программа развития и переобучения. Так как мы очень плотно занимаемся вопросами технологической независимости и суверенитета, нам нужно большое количество сотрудников переобучить с зарубежных технологий на наши. Так, на федеральной территории Сириус мы запустили программу по переобучению специалистов с технологий SAP на 1С. Со временем эта практика будет расширяться, причём мы готовы предложить переобучение не только коллегам из холдинга, но и внешним компаниям. Плюс вообще планируем увеличивать список технологий, с которых требуется переобучение.
Третье направление — привлечение кадров извне. Ситуация на рынке действительно непростая, за айтишников активно борются. Здесь мы можем предложить то, что особенно ценят молодые люди помимо материальной составляющей — масштабность задач, их важность для страны, интересность. И, конечно, наш коллективный договор, мощнейший социальный пакет — сочетание этих факторов является нашим конкурентным преимуществом.
И ещё один вектор нашей работы — это создание программ для школьников и студентов, для этого мы ведём большую совместную работу с образовательным центром «Сириус».
— Не могу не задать вопрос об информационной безопасности — что сегодня делается в РЖД для её поддержания?
— Нужно понимать, что информационная безопасность — это такая сфера, в которой никогда нельзя дойти до совершенства, поскольку, когда ты внедряешь новый цифровой сервис, новую цифровую сущность, ты параллельно порождаешь и потенциальную угрозу, риски, которые несут в себе цифровые инструменты.
Все мы знаем о сложностях текущей ситуации, в результате которых было принято решение создать в ОАО «РЖД» отдельный Департамент управления информационной безопасностью, который и будет её обеспечивать. Это правильное и взвешенное решение. Коллеги могут рассказать более подробно, но если кратко, то нужно работать по нескольким направлениям: первое — это программно-аппаратные средства защиты, и здесь мы работаем и внутри себя, и привлекаем коллег извне, которые могут нас усилить; второе — это работа с экспертным сообществом: в стране есть несколько очень сильных команд, с которыми мы в онлайн-режиме обмениваемся информацией об угрозах и инцидентах. И нельзя забывать про вектор импортонезависимости, поскольку это впрямую относится к угрозам информационной безопасности: чем быстрее мы перейдём на независимый стек технологий, тем лучше будем защищены. И самое важное — это люди: насколько они будут понимать важность и специфику цифровой гигиены, что можно делать, а что нельзя, как правильно себя вести в той или иной ситуации. Это колоссальный фактор нашей устойчивости, а потому тут как никогда важны коммуникации, обучение и ещё раз обучение.
Ориентир на технологический суверенитет
— Евгений, предлагаю начать с довольно очевидного вопроса: что такое цифровая трансформация в РЖД? Каковы её цели и что она даёт компании?
— Мы стали одной из первых среди крупных государственных компаний, разработавших стратегию цифровой трансформации, было это в 2019 году. Так как документ «живой», а ситуация меняется, стратегия потребовала корректировок, и в этом году мы провели её актуализацию, сделав упор на импортозамещение. Кроме того, с учётом имеющегося опыта мы более тщательно подошли к целеполаганию, в результате можно сказать так: цель цифровой трансформации — изменение деятельности компании за счёт выстраивания на основе цифровых технологий более эффективных внутренних процессов и новых цифровых продуктов.
В рамках этих целей главными являются несколько направлений. Первое — это обеспечение цифрового лидерства РЖД, второе — укрепление рыночных позиций и расширение продуктовой линейки, третье — повышение эффективности внутренних процессов, четвёртое — импортозамещение, хотя это слово нам не очень нравится, мы ориентируемся на понятия технологического суверенитета и безопасности.
Если говорить про эффекты, есть два направления их получения — это извлечение выручки за счёт внедрения и использования цифровых продуктов, а также сокращение затрат благодаря более эффективному построению бизнес-процессов.
За время реализации стратегии с учётом пандемии и других событий мы получили более 8,2 миллиарда рублей эффекта от реализации стратегии за три года. Сегодня мы расширяем действие стратегии до 2030 года, потому что, как известно, сначала инструменты нужно внедрить, а потом дождаться, когда они начнут работать. В целом стратегия находится на уровне окупаемости менее семи лет, и для компании это действительно хорошие инвестиционные параметры.
— Какие цифровые продукты и проекты были внедрены в этом году для клиентов компании и для её работников?
— Таких продуктов много, и в первую очередь мы всё же говорим о наших клиентах. Приведу два ярких примера. Первый — это электронная торговая площадка (ЭТП ГП), которая значительно упрощает доступ к нам как к поставщику сервиса, сокращая срок коммуникации и время размещения заказа. Сейчас на ней работает более восьми тысяч клиентов и более 130 провайдеров сервисов. Она постоянно совершенствуется, появляются новые удобные функции. В этом году в перечне услуг ЭТП ГП появилась услуга предоставления электронной навигационной пломбы для транзитных перевозок санкционных товаров по территории РФ. Также появились новые сервисы для резидентов Казахстана и Белоруссии: лоты экспорта вагонов и возможность управления порожним подвижным составом. Мы всё больше расширяем продуктовую линейку этого ресурса, например, сейчас планируем добавить на эту площадку мультимодальные перевозки формата «от двери до двери».
Если говорить о пассажирах, то самый яркий проект 2022 года — это проект «Путешествуй с РЖД». Тестирование проекта началось ещё в ноябре 2021-го, ну, а на следующий день после ухода Booking мы планово анонсировали свой сервис.
— Каковы его показатели? Есть спрос?
— Однозначно да, причём что отдельно радует, так это рост конверсии. Ключевое позиционирование этого сервиса — не просто приобретение поездки, хотя продажа билетов, естественно, важна для нас, это наша базовая услуга. Мы позиционируем этот ресурс как сервис предоставления впечатлений. Сегодня можно купить билеты на поезд и выбрать отель, вскоре планируем добавить культурную составляющую — музеи, концерты, выставочные пространства — это и есть создание впечатлений для клиентов.
Наш проект полностью коррелируется с идеей, которую ранее выдвинул президент России Владимир Путин — сделать путешествия по стране максимально доступными.
В то же время наш сервис — это некое подспорье для регионов в их продвижении себя как туристических центров. И безусловно, проект «Путешествуй с РЖД» оказывает определённую поддержку малому и среднему бизнесу.
— Я правильно понимаю, что таким образом РЖД «протягивает руку» малому бизнесу, позволяя не исчезнуть, сохранить себя?
— Вы правы: у большого количества провайдеров туристических услуг единственным средством продвижения их предложений были как раз Booking и Airbnb, которые ушли с российского рынка. И, по сути, у поставщиков сервисов не осталось каналов продаж и продвижения — наш проект стал своеобразной бизнесовой поддержкой большому количеству игроков на рынке туризма.
Через такие проекты мы меняем свой образ в сознании людей: наш масштаб, наша аудитория позволяют нам предоставлять поверх нашей базовой услуги большое количество новых сервисов. И «цифра» — как раз то средство, благодаря чему это можно реализовать.
Для меня главным мерилом успеха являются показатели: повышается ли посещаемость? Да, повышается. Растёт ли конверсия пользователей? Да, растёт. Это всё говорит о востребованности продукта. Конечно, многое ещё нужно дорабатывать, и, понимая это, мы создали рабочую группу, куда вошли руководители нашего пассажирского блока, перевозчики, цифровой блок. На регулярной основе мы обсуждаем, какие изменения и в какой момент времени нужно внести в этот проект, чтобы он развивался и соответствовал потребностям наших клиентов.
Проекты РЖД— всегда в центре внимания
— Евгений, существуют ли для вас компании, являющиеся примерами в реализации цифровой трансформации?
— Называть конкретные не буду, их достаточно много, особенно если вспомнить банковскую сферу — она традиционно сильна в сфере цифровизации. Кстати, российские банки на международном уровне являются безусловными лидерами по цифровизации. Есть важный аспект, о котором нельзя забывать: у всего есть цена и эффект, поэтому нужно понимать, сколько стоит цифровизация и зачем она нужна, какой она даёт эффект. Очень важно, чтобы мы отделяли моду от того, что нам на самом деле нужно. На рынке немало примеров, когда кто-то делает «прикольные фишки», но они ничего не дают — мы, как государственная компания, не можем себе такого позволить.
— А РЖД являются таким примером для других компаний, как считаете?
— Думаю, да. Когда мы принимаем участие в публичных мероприятиях, в том числе и международных, всегда отмечаю колоссальный интерес к нашим докладам, нашим материалам, о какой бы теме в рамках цифровизации речь ни шла. Это значит, что нас уважают и мы достигли хороших результатов. А самое главное, я получаю отклики от своих товарищей, коллег, друзей, которые говорят, что то, что мы сделали с точки зрения мобильного приложения, сайтов, удобства заказа наших услуг, — это очень круто.
— А два года назад вам пришлось в авральном режиме переводить людей на удалёнку.
— 115 тысяч человек за 10 дней.
— И сейчас, когда вы говорите о технологической независимости, становится понятно, что опять нужно в нереально короткие сроки решить эту задачу.
— Мы занимаемся этим не первый год, но да, время сжимается, и все те сроки, на которые мы ориентировались ранее, сегодня их просто нет.