Автобиографический портрет

Зачем на собеседовании требуют написать автобиографию, что может испортить впечатление о тебе и самое главное ‒ что писать

Автобиография ‒ это краткий рассказ о себе. Чаще работодатели просят написать автобиографию прямо на собеседовании чёрной ручкой.

Автобиография ‒ далеко не то же самое, что резюме. От того, как изложишь события своей жизни, зависит впечатление о тебе. Учитывается всё ‒ грамотность, логичность изложения, стиль и даже почерк.

Как написать автобиографию, чтобы получить работу, о чём и как рассказывать ‒ читай полный гайд.

Автобиография – это последовательное изложение пишущим основных этапов своей жизни.

Автобиография необходима при поступлении в учебное заведение, трудоустройстве и т.д. Кадровые службы различных организаций предъявляют свои требования к содержательной части автобиографии, связанные в первую очередь со степенью подробности изложения сведений об авторе и его ближайшем окружении.

В автобиографии должны быть указаны фамилия, имя, отчество, год и место рождения, образование (какие учебные заведения были окончены, по какой специальности), трудовая деятельность, семейное положение, основные сведения о ближайших родственниках и т.д.

Автобиография отличается от анкеты тем, что в ней данные отражаются более полно, т.е., например, могут быть указаны причины увольнения с предыдущего места работы, обосновано желание работать именно в этой организации и т. п. Автобиография подписывается и датируется составителем, хранится в личном деле сотрудника.

В практике трудоустройства применяется и резюме, и автобиография. А различаются они, прежде всего, тем, что первый документ используется преимущественно в коммерческих структурах, второй – в государственных учреждениях.

Как показывает практика, для личной карточки  по форме Т-2 подходят реквизиты автобиографии. Из этого можно сделать вывод, что резюме является документом лишь для предварительного знакомства с поступающим на работу. В организации может быть предусмотрена своя форма анкеты при приеме на работу, которая может содержать поля сходные с автобиографией.

Автобиография может потребоваться так же для оформлении документов при въезде в страну и получение гражданства.

Сейчас очень многие задумываются о том, чтобы написать книгу на основе своего опыта, хотят поделиться своей жизнью, мыслями, интересными историями про членов семьи («книга рода»). Особенно востребованы жизнеописания членов семьи, участвовавших в Великой Отечественной войне, поскольку сейчас идет возрождение памяти, переосмысление, чествование героев. Когда, как не сейчас? Поколение войны уходит безвозвратно, остается лишь в памяти детей и внуков, и те хотят поделиться их историями. Много среди начинающих писателей тех, кто жил насыщенной, интересной жизнью, получил уникальный опыт, стал мастером в своей профессии, собрал множество увлекательных историй. И они тоже хотят перенести это на бумагу.

В этой статье я расскажу о том, как правильно подойти к написанию книг в таких жанрах, как: биография, автобиография, мемуары  и расскажу, чем они отличаются друг от друга.

Для начала, давайте разберемся, чтобы не путаться – речь в статье пойдет о художественных произведениях. У документальных книг свои законы, мы же разберемся, как писать именно художественные тексты, в которых факты могут перерабатываться и изменяться для того, чтобы сюжет был захватывающим, а участники событий (из этических соображений) превратились в  собирательные образы.

Итак, сначала поговорим о мемуарах. Это наиболее приближенный к документальной литературе жанр, в мемуарах человек с высоты возраста описывает свое прошлое, часто осмысливая его, обычно через призму уже прожитого (в отличие от дневника, в котором события излагаются по мере того, как происходят). Это не столько пересказ событий, сколько их анализ. Если вы собираетесь написать мемуары от лица литературного героя, несуществующего персонажа, то достаточно придерживаться тех же правил, что и при написании автобиографии (о чем речь пойдет ниже), применяя их для своего выдуманного героя и (или) времени, обстоятельств, мира. В мемуарах повествование всегда ведется от первого лица, авторское «я» ярко выражено, автор (литературный герой) четко обозначает свое мировоззрение, позицию, раскрывает чувства. В мемуарах невозможно показать события иначе, чем глазами одного человека – автора. Если он и узнает что-то о событиях, в которых сам не принимал участие, то только от кого-то другого – в диалоге, из письма и так далее.

Вы можете просто записать свои воспоминания «тогда это будут мемуары в чистом виде), или же обработать из литературно, вывести некий общий сюжет (а не просто перечень интересных историй из жизни), идею произведения, добавить события, о которых вы слышали от друзей, но которые могли бы случиться с вами – и вот у вас уже литературные (художественные) мемуары. Но главный герой в них – вы, мировоззрение героя совпадает с вашим, вы делитесь своим видением и мыслями с читателями. Но есть и другие формы художественных мемуаров.

Допустим, вы хотите написать роман в форме мемуаров о молодежи 60-х и 70-х в СССР в разгар «оттепели». Но в качестве главного героя выставляете не себя, а некоего героя, который является собирательным образом, его жизнь – это сплав вашей жизни (если вы были очевидцем тех событий) и жизни ваших друзей, знакомых. Его мировоззрение не обязательно совпадает с вашим – а, к примеру, является просто типичным для того поколения.  Или же, если сами вы не жили в то время, вы опираетесь на рассказы родителей – и так же создаете некоего героя на основе рассказов, а не списываете напрямую с матери или отца, тетя, дяди и так далее. Этот же подход подходит для написания «псевдо-мемуаров» из любого исторического периода: вы изучаете эпоху по книгам, письмам живших тогда людей, консультируетесь со специалистами, затем создаете своего литературного героя – и пишете «мемуары» от его имени. В данном случае мемуары – всего лишь форма подачи, ведь она позволяет очень глубоко погрузиться в героя, его чувства, переживания, мысли и через него – в то время, когда он жил. Пример такого повествования – роман в письмах «Мартовские иды» Т. Уайлдера, где он ведет повествование исключительно в эпистолярном жанре от имени Юлия Цезаря, его жены Помпеи, друга Марка Антония и других реально существующих исторических персон.

Теперь давайте разберемся, что такое биографический и автобиографический роман.

Само слово «биография» переводится как «жизнеописание». И биографический, и автобиографический («авто» переводится как «само», т.е. описание своей жизни самим автором или литературным героем) романы не просто предлагают читателю перечень фактов из жизни главного героя, но анализ его опыта, осмысление, и по форме больше похожи на художественный роман, где есть «путь героя». Если в документальном жизнеописании достаточно перечислить основные события из жизни, в художественном биографическом романе нужно выделить основную идею, выбрать, о чем именно рассказывать, чтобы представить эту идею читателю и расположить факты в таком порядке, который бы соответствовал схеме художественного произведения.

Пример. Документальная биография (вымышленного) писателя Василия Петрова содержит в себе основные даты и факты – когда родился, где, в какой школе учился, в каком институте, какое было первое произведение, какое первое напечатали, что сказала критика насчет его романов, когда женился, сколько детей, какие литературные премии получил, когда умер. Из этой биографии нельзя сделать выводы о его мировоззрении, о том, как и когда он созрел, как писатель, что для него значило его творчество. Просто факты, расположенные в определенной последовательности на временной шкале.

Возьмем биографический роман, который пишет некий Иванов про Василия Петрова (если сам Василий будет писать о себе – тогда это будет автобиографический роман). Здесь автор, изучивший творчество Петрова, его письма родным, побеседовавший с семьей писателя, решает показать путь Василия через его семью. К примеру, мать Василия оказала большое влияние на его литературный вкус, благодаря ей он познакомился с классиками, полюбил чтение. Она поощряла его творчество. Когда он учился в геологическом институте, мать умерла и это отвратило его от литературы в целом и учебы, он чуть не бросил институт – но вмешалась его невеста. Она уговорила его дописать и опубликовать его первый роман. И так далее. Видите? Здесь есть определенная точка, из которой мы смотрим на писателя, он предстает перед нами живым человеком. Иванов будет брать из его жизни те факты и ситуации, которые будут полнее раскрывать Петрова как человека тонко чувствующего, для которого семья значила очень много, и особенно  женщины этой семьи. Допустим, романы Петрова– о природе. И другой автор, Сидоров, решает написать биографический роман о Петрове совсем в другом ключе – он концентрирует повествование на путешествиях Петрова в его бытность студентом, когда они всем курсом ездили на Урал. В таком романе мало будет про школьные годы, мать, невесту. Больше – про студенческое братство, опасности и величие гор, становление образности творчества Петрова. При этом факты будут взяты из биографии, это все будет правдой – изменится подача, идея, конфликты и точка зрения на творчество. А это все – прерогатива художественной литературы, и именно эти аспекты будут отличать роман о Петрове от простой фактической биографии.

Так какую же литературную форму жизнеописания выбрать? Мемуары подойдут для тех, кому важно донести свои мысли, точку зрения, размышления, свой взгляд на события и людей. Если сравнивать с живописью, мемуары похожи на портрет. Автобиографический роман – портрет в интерьере, семейный портрет. Из романа мы можем вынести не только информацию о главном герое (авторе) но и объективную информацию о том, какой была эпоха, в которую он жил, о культурных особенностях его окружения, моде, политике. Биографический роман похож на огромные полотна – в них есть место не только главному герою, но и множеству второстепенных, будучи чаще написан от третьего лица, роман может сообщать читателю сведения о том, чего главный герой знать не мог, чтобы сделать мир произведения детальным, полным.

Ниже я даю пять советов тем, кто решил написать биографический роман, автобиографический роман или мемуары.

Продумайте сюжет. Даже в жанре мемуаров, которые просто следуют жизненному пути герояавтора, необходим сюжет, схема повествования. Что вы поставите в центре, какую идею вынесете в главные? Это очень важно. В зависимости от вашего решения вы уберете или измените детали, удалите или поменяете сцены. Будет ваша жизнь в мемуарах размышлением или чередой преодолений? Вам нужно понимать это с самого начала, прежде чем садиться писать. Мемуары – не просто ретроспективные дневники, как может показаться. Это продуманное повествование и диалог с читателем, которого нужно подводить к определенным темам и открытиям последовательно, а не хаотично.

Помните, что главный герой вашего автобиографического романа – не вы сами. Это образ, который списан с вас, несомненно, но в то же время является отдельным героем. Такой же подход следует использовать и для биографий. Создавая образ главного героя, вы выбираете, какие его качества будут взяты у вас или вашего родственника, или же известной личности, на основе жизни которой вы пишете биографический роман. Создание образа главного героя зависит от темы (пример с писателем Петровым). Допустим, вы хотите написать и издать в художественной форме воспоминания вашего дедушки, воевавшего на Великой Отечественной войне. Как можно подойти к созданию его портрета, как героя, персонажа? Подумайте об общей теме, идее произведения. Будет оно о громких подвигах или о скромной, но такой важной работе в тылу? О том, как жертвовали собой ради друзей, или о том, как в горниле войны находили любовь? Главный герой и его жизнь влияют на идею, та, в свою очередь, влияет на создание персонажа.

Художественное произведение, в отличие от документального, имеет свои, отдельные задачи. Документальная биография ставит перед собой только одну цель: донести максимально подробно факты из жизни того человека, которому посвящена. Художественная литература куда сложнее. Автору нужно думать о том, какова его главная идея, как показать главного героя с нужной стороны, как донести до читателя его ценности, как показать основные вехи в его жизни. Как правдиво и вместе с тем ярко отобразить эпоху. В художественном произведении, даже биографического толка, всегда есть место вымыслу, оно всегда – сплав историй. Для художественной биографии и автобиографии (и даже мемуаров), обращаю ваше внимание – абсолютно правомерно сочетать вымысел и реальные факты. Возьмем для примера Иванова Ивана, героя войны, радиста. Его внук решил написать о деде книгу на основе его рассказов. Он хочет описать героя подробно, представить читателю его со всех сторон. Например, показать его честность, или храбрость. Дед рассказывал о своем сослуживце, которому однажды предложили нечто сомнительное, и при этом безнаказанное, но тот отказался с возмущением. Внук знает, что дед в аналогичной ситуации поступил бы точно так же! Он, как автор, решает взять эту (абсолютно реальную!) ситуацию, чтобы раскрыть своего главного героя. Меняет немного детали, имена – и вставляет в книгу. И он полностью вправе это сделать. Или, к примеру, он сам был свидетелем того, как дед прогнал трех хулиганов, когда те пытались запугать его внука. Это отличная характеристика для героя, яркая сцена – но произошла она через годы после войны, о которой пишет внук. Как же быть? Изменить эту ситуацию, «подогнать» под то время и вставить в роман, никаких сомнений.

Насколько далеко можно зайти в вымысле, решает сам автор. Часто это зависит от того, какую он задачу ставит. Если создать правдивую картину какой-то эпохи, общественного среза – он пишет с большим количеством вымысла, сплавляя истории нескольких людей в одну – чтобы показать героев и мир вокруг них максимально ярко, драматично. Тогда его жизнь или жизнь его родственников – источник вдохновения для романа. В описании книги можно указать прототипы героев, на основе чьих воспоминаний он написан. Если же задача – как можно ближе к фактам показать конкретного человека, вмешательство в список событий его жизни нужно свести к минимуму: ограничиться только отбрасыванием несущественных фактов.

Если вы пишете книгу о прошлом, нужно как можно тщательнее изучить историю нужного периода. Речь может идти о жизни вашего ближайшего родственника (повествование в пределах века), или же о жизни какой-то интересной исторической личности, чьими достижениями вы восхищаетесь (здесь можно углубляться в прошлое насколько возможно далеко). Даже если вы пишете автобиографический роман на основе своей жизни о событиях условно недавних (в пределах двадцати-тридцати лет), вам все равно нужно будет тщательно изучить все детали истории для того, чтобы максимально подробно показать ее читателю. Если под рукой у вас нет поминутных дневников с зарисовками, которые вы вели на протяжении всей жизни, полагаться вам придется на память, а она иногда ненадежна. Не поленитесь изучить материал. Вы пишете о своей школе – поищите фотографии здания в разное время. А кто был выпускником школы одновременно с вами? Что стало с вашими одноклассниками? Вы помните, что бутылка молока стоила сорок копеек в дни вашего детства, но стоит обратиться к источникам, и перепроверить, вдруг на самом деле цена ее была двадцать восемь копеек? Так и было! Кстати, погружение в детали может подать вам пару интересных идей, напомнить о забавных случаях, которые стоит вставить в книгу. Тщательное изучение материала поможет вернее показать мотивацию многих персонажей. Вы помните события определенным образом, но, расспросив родителей о том, что было двадцать лет назад, внезапно понимаете, что все было сложнее. И так далее. Что уж говорить о том, если вы решили писать о Великой отечественной войне, в которой участвовал ваш дедушка, или о писателе-натуралисте Петрове, который жил на Урале в тридцатые.

Одна из серьезных трудностей, с которыми сталкивается каждый биографист, автор автобиографии или мемуаров – отношение реальных участников событий к роману, после того, как он написан.

Особенно этот вопрос волнует тех, кто хочет написать мемуары. Автор описывает свою жизнь, да, свою точку зрения, но в книге присутствуют его родители, другие родственники, друзья, знакомые. Невозможно предугадать, как любой из них отреагирует на свое изображение в романе. Может глубоко обидеться, может начать возражать, что помнит тут или иную ситуацию иначе, и так далее. Как быть? Конечно, есть такие авторы, которые заведомо рассчитывают на то, что их воспоминания «вскроют правду» и «изобличат», и они как раз ждут острых реакций и готовы к тому, что после издания мемуаров от них все отвернутся. Но таких авторов – единицы. Большинство писателей хочет рассказать о своей жизни так, чтобы никого не задеть. Как же это сделать?

Те же сомнения преследуют и авторов биографических романов. Проблема эта уменьшается, и практически сходит на нет с «удалением» от нашего времени. Если вы пишете о первопроходцах XIX века, вряд ли вы кого-то обидите рассказом о дезертирстве или трусости. Но и тут могут появиться недовольные потомки людей, о которых вы написали. Пример – фильм «Дом Gucci». Наследника модного дома, Альдо Гуччи, возмутила клевета в фильме. Если брать российские реалии, то можно вспомнить фильм «Движение вверх». Потомки спортсмена Кондрашина, тренера баскетбольной сборной СССР, выразили возмущение тем, как показан тренер в фильме и заявили о клевете.

В конечном счете, задача большинства писателей – показать героев, рассказать увлекательную историю, а не уязвить кого-то открывшейся «правдой» (не берем сейчас авторов, пишущих заведомо скандальные разоблачения). И не столько важно, как звали героя вашего романа, важны его поступки, мысли, история. Хорошо подумайте, прежде чем оставлять реальные имена и фамилии. Понятно, если вы пишете о своих поступках, только вас будет касаться то, насколько откровенно вы их описываете. Если вы опираетесь в своем произведении на рассказы родственника, вы вряд ли обидите его прямым переносом его истории в роман. Но другие участники событий, особенно те, кого вы знаете лично, могут почувствовать себя уязвленными. Чувства людей в таком случае лучше поберечь. А в некоторых случаях и подстраховаться, чтобы не нарваться на иск о клевете. Подводя итоги статьи – писать мемуары или автобиографический роман ничуть не легче в сравнении с художественным произведением. Многие думают, что раз «выдумывать ничего не надо», то и работы над такими произведениями меньше. Но это не так. Жизнеописательные художественные произведения требуют не меньше усилий, чем любые другие. И для их написания необходимо знать основные законы построения сюжета, владеть писательскими инструментами, уметь создать конфликт, многогранного персонажа и многое другое.

Как писать автобиографию

Объём. В идеале автобиография должна уместиться на одном листе А4, в крайнем случае ‒ на двух.

Почерк. По мнению графолога и психолога, автора уникальной методики оценки кандидатов по почерку «Графология для HR» Анны Самойленко, почерк может многое рассказать о соискателе.

Графолог одобрит твою кандидатуру, если почерк хорошо читается, буквы ровные, наклон в одну сторону, нажим равномерный, мало или совсем нет исправлений и зачёркиваний.

Стиль изложения. Пиши чётко, ясно, в официально-деловом стиле. Не надо оценок, красочных сравнений и сарказма. В автобиографии излагают факты, а личное отношение. Соблюдай последовательность событий.

Структура. Каждый пункт автобиографии начинается с нового абзаца. Пиши от первого лица. В конце поставь подпись и дату.

Кого просят написать автобиографию

Автобиографию писать обязательно:

Автобиографию в форме анкеты требуют:

Могут попросить автобиографию в свободной форме. Могут выдать бланк с вопросами. Могут потребовать в печатном или рукописном виде.

Какие ошибки в автобиографии делают чаще всего

Попытки скрыть правду ни к чему хорошему не приведут. Если были перерывы в работе, увольнение по статье или есть маленький ребёнок ‒ пиши правду. Конечно, постарайся всё объяснить ‒ и почему не работал, и за что уволили, и кто будет сидеть с ребёнком.

Слишком много информации

Не надо лишнего ‒ в каких конкурсах участвовал в школе, в какие кружки ходил, кем работает тётя Оля, как зовут твою кошку. Не забывай ‒ только главное.

Укажи номер школы, название вуза и факультета, названия компаний и должностей, напиши свой адрес. Это нужная информация.

Если заранее знаешь,что придётся писать автобиографию, подготовься до собеседования. Выучи даты из трудовой, уточни факты. Думай, прежде чем писать.

Попробуй написать автобиографию дома и посмотри, какие ошибки исправит встроенная проверка или сервис Orfogrammka.ru. Запомни и не повторяй.

Как написать автобиографию-эссе

Есть ещё один вид ‒ автобиография-эссе. Такую автобиографию могут попросить, если в вакансии указано требование «развитая речь», «грамотная речь» или что-то подобное.

Автобиография-эссе начинается как стандартная биография, но в конце нужно дописать небольшое сочинение ‒ как правило, на одну из тем:

Эссе обычно пишут по схеме: утверждение ‒ аргументы ‒ подтверждение. Хорошо, если сможешь привести 3 аргумента ‒ от менее значимого до самого важного.

Хорошие аргументы ‒ дополнительное образование, награды/призы, опыт работы, рекомендации.

Как правильно ‒ разбираем частные случаи

Особенности написания автобиографии зависят от того, кто её пишет и для кого. Разберём подробно.

Как писать автобиографию мужчине и женщине

Мужчины должны указать, проходили ли они срочную службу в армии и когда. Если нет ‒ назвать причины. Иначе могут возникнуть вопросы ‒ а не скрывается ли соискатель от военкомата.

Женщины с детьми обязательно указывают годы декретного отпуска. Если как раз выходишь из декрета, постарайся доказать, что не потеряла квалификации.

Как правильно написать автобиографию в МВД

Для тех, кто хочет работать в МВД, есть много ограничений. Поэтому к автобиографии требования особые:

Что писать в автобиографии без опыта работы

Если устраиваешься на первую работу ‒ пиши подробно об успехах в учёбе. Вспомни тему дипломной работы, опиши свои успехи во время практики. Если был призёром конкурсов или олимпиад ‒ и это пригодится.

Напиши о личных качествах и о желании работать. Если в планах продолжить образование ‒ расскажи.

Нужно ли писать про хобби

Обязательно напиши о своих увлечениях, которые могут пригодиться в работе. Воспитатель может написать, что хорошо вяжет или шьёт и может вести кружок. Менеджеру по продажам полезно знание иностранного языка, а лучше нескольких.

Подумай, какое увлечение покажет тебя с лучшей стороны и повысит твои шансы на работу.